Социальное партнерство – это форма сотрудничества органов ГУ, объединений нанимателей, профсоюзов и иных представительных органов раб-ков, уполномоченных в соответствии с актами зак-ва воображать их интересы, при реализации и разработке соц-экономической политики гос-ва, основанная на учете заинтересованностей разных групп и слоёв общества в соц-трудовой сфере при помощи переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и соц распрей (ст.352 ТК).
Значение соц партнерства содержится в том, что оно: а) в ТП есть новым способом правового регулирования труда, служащим для урегулирования нанимателей интересов и противоречий работников, органов гос-ва; б) призвано налаживать взаимоотношения раб-нанимателей и ков в соответствии с принципам и формам, предусмотренным ТК РБ.
Правила соц партнерства – это основополагающие идеи, высказывающие сущность, главный суть социально-партнерских взаимоотношений. К фундаментальным правилам соц партнерства относятся:
1)равноправие сторон: проявляется как в инициативе переговоров, их подписании и ведении коллективных соглашений и договоров, так и в контроле за их выполнением;
2)соблюдение норм ТП: все стороны и их представители должны выполнять не только ТК РБ, но и другие нормы трудового зак-ва;
3)полномочность принятия обязательств определяется наличием письменных документов, подтверждающих полномочность сторон вести коллективные переговоры и подписывать коллективные соглашения, соглашения;
4)добровольность принятия обязательств: любая сторона принимает на себя обязательства по коллективному соглашению либо социально-партнерскому соглашению методом консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, которое предлагает вторая сторона;
5)учет настоящих возможностей принятия настоящих обязательств: сторона обязана брать на себя обязательства согласно соглашению либо соглашению не декларативные, а каковые она реально способна выполнить;
6)ответственность выполнения и обязанность договорённостей за принятые обязательства;
7)отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;
8)обоюдное информирование сторон переговоров об трансформации обстановки.
12.Понятие, стороны и содержание коллективного соглашения.
В соответствии с ст. 361 ТК РБ коллективный контракт – локальный НА, регулирующий трудовые и соц-экономические отношения между нанимателем и трудящимися у него работниками.
Коллективные соглашения смогут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений). Зак-во не устанавливает ограничений для заключения колдоговоров в зав-ти от численности работников, и на число колдоговоров, заключаемых с одним нанимателем.
Сторонами коллективного контракта являются работники организации в лице их представительного органа (к примеру, профсоюзы) и наниматель либо уполномоченный им представитель (к примеру, начальник организации).
В качестве представительного органа работников, в большинстве случаев, выступает профком. В случае, если интересы работников воображают пара профсоюзов, стороной коллективного соглашения смогут быть: 1) любой из них от имени объединенных в нем работников; 2) профсоюз, объединяющий большая часть работников у данного нанимателя либо имеющий наибольшее число участников, которому это право добровольно предоставлено остальными профсоюзами; 3) совместный орган, добровольно созданный этими профсоюзами. В случае, если в организации более 50% работников не являются участниками профсоюзов, они смогут создавать собственный орган в качестве стороны колдоговора.
Второй стороной коллективного контракта есть наниматель либо уполномоченный им представитель. Представителями со стороны нанимателя смогут выступать чиновники, владеющие информацией, нужной для ведения коллективных переговоров, опытом и соответствующей квалификацией (к примеру, начальники структурных подразделений, юрисконсульт, главбух и т.п.). По усмотрению нанимателя его представителями смогут выступать и лица, не трудящиеся в данной организации, но имеющие определенный опыт в ведении коллективных переговоров (к примеру, специалисты объединения нанимателей).
Содержание коллективного контракта определяется сторонами в соответствии с главным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, и ТК РБ.
Коллективный контракт может содержать положения об (о):
1) организации труда и увеличении эффективности производства;
2) нормировании, формах, совокупностях зарплаты , иных видах доходов работников;
3) размерах тарифных ставок (окладов), надбавок и доплат к ним;
4) длительности рабочего времени и времени отдыха;
5) создании здоровых и надёжных условий труда, улучшении охраны здоровья, обеспечениях социального их семей и страхования работников, охране экологии;
6) расторжении и заключении трудовых контрактов;
7) обеспечении занятости, подготовке, увеличении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;
регулировании внутреннего дисциплины труда и трудового распорядка;
9) постройке, распределении и содержании жилья, объектов соц-культурного назначения;
10) организации санаторно-отдыха работников и курортного лечения и участников их семей;
11) предоставлении дополнительных обеспечений многодетным и неполным семьям, и семьям, воспитывающим детей-калек;
12) улучшении условий судьбы ветеранов, пенсионеров и инвалидов, трудящихся либо трудившихся у нанимателя;
13) создании условий для увеличения физического совершенствования и культурного уровня работников;
14) минимуме нужных работ (одолжений), снабжаемых при проведении забастовки;
15) ответственности сторон за невыполнение коллективного контракта;
16) обеспечениях соц-экономических прав работников при приватизации и разгосударствлении;
17) о-ти нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;
18) вторых трудовых и социально-экономических условиях.
Колдоговор может иметь приложения, являющиеся его неотъемлемой составной частью.
Условия колдоговора, соглашения, ухудшающие положение работников если сравнивать с зак-вом, являются недействительными.