Понятие метода и методологии. многоуровневая концепция методологического знания

Научная деятельность людей, как и каждая вторая, осуществляется посредством определенных средств, и способов и особых приёмов, т. е. способов, от верного применения которых сильно зависит успех в реализации поставленной задачи изучения. Исходя из этого очень значимой областью философской рефлексии над наукой выступает методика научного познания.

Под методикой часто знают совокупность способов, применяемых в некоей области деятельности (в науке, мастерстве, технике, технологии и т. д.). Но в контексте философского изучения акцентируется иное смысловое содержание термина «методика». Это в первую очередь учение о способах научной деятельности, неспециализированная теория научного способа. Включая в сферу собственного рассмотрения соответствующие вопросы, методика решает их с гносеологических позиций, дает им гносеологическую оценку, в минимальной степени занимаясь технической стороной дела. Ее задачи заключаются в изучении перспектив и возможностей развития соответствующих способов на протяжении научного познания. Методика науки является теорией научного познания, исследующую познавательные процессы, происходящие в науке, формы и способы научного познания. В этом отношении она выступает метанаучным знанием философского характера.

Многоуровневая концепция методологического знания разрешает выделить среди них главные группы с учетом широты применения и степени общности входящих в них отдельных способов. К ним относятся:

? философские способы, задающие самые неспециализированные регулятивы изучения (диалектический, метафизический, аналитический, феноменологический, герменевтический-толкование текстов);

? методы познания и общенаучные подходы, применение которых характерно для многих отраслей научного знания (аксиоматический, гипотетико-дедуктивный способы, опыт, описание и т. д.);

? частнонаучные способы, использование которых не выходит за рамки отдельных научных дисциплин (количественный анализ в химии, спектральный анализ в физике и т. д.).

Научный способ — это совокупность регулятивных приёмов и принципов, благодаря которым достигается объективное познание действительности, генерируется новое знание. Способы в науке складываются в следствии рефлексии над уже взятыми теоретическими результатами в освоении определенной предметной области изучения.

Любая научная дисциплина производит собственные методы исследования и специфические приёмы, во многом обусловленные изюминками осваиваемых объектов, их связей и характеристик. Вместе с тем в исследовательской практике имеют место эмпирические и теоретические способы, к применению которых прибегают в различных отраслях научного изучения. Для философии науки первостепенной интерес воображают конкретно такие общенаучные способы, составляющие наиболее значимую часть методологического арсенала научного познания.

Какие конкретно уровни изучения возможно выделить в методологии науки?

В методологии науки по степени общности возможно выделить три главных уровня изучения науки. Первый уровень образовывает анализ особых способов, снабжающих ответ некоего класса конкретных задач в рамках той либо другой науки (физики, химии, истории, психологии и т. д.).

Второй уровень образует анализ методологических идей и принципов, каковые не смотря на то, что и принадлежат к сфере конкретно-научного знания, но имеют более широкую сферу применения, чем особые способы. принципы и Эти идеи целенаправляют разработку особых способов определенной науки и предстают в качестве собственного рода методологических регулятивов данной науки. Они довольно часто покупают статус общенаучный, В качестве примеров возможно указать на такие правила современной физики, как правила дополнительности, соответствия, инвариантности, наблюдаемости; на идеи системного подхода и системные способы, имеющие общенаучный статус; на аксиоматический способ, приведший к прогрессу математики и удачно используемый в других областях научного знания. В современной культуре это синергетические модели мира.

Третий уровень — это философско-методологические основания, методы и принципы, направленные на исследование механизмов порождения нового научного знания, выступающий в роли самые общих методологических регулятивов научного изучения, на котором осмысливаются неспециализированные изюминки объектов, исследуемых наукой, эксплицируются нормы и идеалы познания, принятые в науке на некоем этапе ее исторического развития, и осуществляется перестройка таких норм и идеалов, с тем дабы обеспечить освоение новых объектов. Философские правила являются методологическим основанием для развития и перестройки основных принципов и идей конкретных научных дисциплин, для методов новых исследования и разработки приёмов, используемых в этих дисциплинах. Исследовательская деятельность, которая связана с перемещением от философского способа к принципам и идеям, лежащим в основании конкретных наук, образовывает сердцевину философской методике изучения науки.

Чем разъясняется возрастание роли методики науки?

Возрастание роли методики науки разъясняется:

? во-первых, изменением основных принципов и понятий конкретных наук в силу ускорения и интенсификации исследований темпов научного прогресса. (Развитие естествознания XX в. дает картину по существу постоянной цепи научных революций, каковые поочередно охватывают то одну, то другую отрасль науки.) В следствии научных революций происходит радикальная ломка ее оснований;

? во-вторых, усложнением структуры современной науки, усилением коммуникативных связей, возникновением стыковых наук, появляющихся на базе их междисциплинарного и трансдисциплинарного синтеза;

? в-третьих, трансляцией способов конкретных наук (естественнонаучных и гуманитарных) из одной сферы в другую, т. е. сотрудничеством их методологических дискурсов, что, со своей стороны, приводит к необходимости критической парадигмы методологического дискурса;

? в-четвертых, необходимостью становления и поиска новых мировоззренческих ориентиров в контексте радикальной изменении современного общества. Учитывая же большой статус науки в рамках техногенной цивилизации, на нее возлагаются важные задачи по предъявлению человечеству обновленных ценностно-мировоззренческих приоритетов.

Методология, методы, методики: в чём разница?


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: