Педагогические требования к обучению связной речи глухих детей в условиях коммуникативной системы.

1. Отказ от работы по вопросам.

Преподаватель обращает внимание на подробности картины и словарь, записанный на доске. Обучающиеся сами составляют предложения.

Вопросы по содержанию не задаются.

Запрещено задавать вопросы типа: «Что нарисовано?», «Кто нарисован?»

направляться задавать вопросы типа: «Кто создатель?», «Какие конкретно эмоции вызывает картина?»

2. Формирование письменной речи на базе построения целостных текстов.

Построение целостного текста включает в себя:

  • Порождение. Связано с написанием детьми высказывания в черновики.
  • Выражение высказывания. Чтение глазами читателя либо ердактирование написанного. Неточности в черновике преподаватель не исправляет, а подчёркивает. Ученик сам обязан их исправить.

3. Усвоение письменной речи в контексте настоящей деятельности.

  • Эпистолярная деятельность (написание писем, открыток, записок).
  • Словесное творчество (составление рассказов, написание произведений).
  • Массовая коммуникация (написание записок в стенгазеты).
  • Мнестическая (ведение дневниковых записей, составление замысла).
  • Управленческая (составление отчётов).

4. Дифференцированный подход обучающихся с целью активизирования их речевой и интеллектуальной деятельности.

5. Применение разных организационных форм, каковые направлены на сотрудничество детей между собой и с преподавателем (работа парами, бригадами, с мелким преподавателем, ведущим учеником).

6. Составление замыслов работы по формированию речи на долгий период (замысел на год, полугодие, ведение дневниковых записей, подготовка к написанию произведений, планирование ведения дневниковых записей в течение всех каникул).

Изложение – письменный пересказ текста. Изложение – действенное средство развития связной речи. Задача его в том, дабы логически последовательно, собственными словами, без искажения смысла передать содержание прочтённого, применяя образные выражения и новые слова из текста. В изложении ученик обязан сохранить стиль предложенного текста, к примеру, сказки.

Работа над изложением начинается с 3 класса, в то время, когда школьники обучаются писать подробные и сжатые изложения по замыслу. Подготовка к данной работе начинается с 1 класса на урокапх чтения. Во 2 классе на уроках чтения дети обучаются дробить текст на части, составлять замысел рассказа, посредством замысла устно либо письменно передавать содержание прочтённого, коротко либо полно, устно либо письменно отвечать на вопросы по тексту, определять главное его содержание посредством вопросов.

На уроках развития речи в 1 и 2 классах ученики просматривают разные рассказы, сказки, образцы детских рассказов, а после этого устно и письменно отвечают на вопросы по их содержанию.

Работа над изложение м.б. действенной лишь при условии тщательного подбора материала, анализа текста и вдумчивого чтения, необходимого проведения лексической и стилистической работы. Текст изложении должен быть связан с настоящей судьбой, понятен и увлекателен ребёнку, мал по количеству, несложен по композиции, написан литературным языком.

Образцовый замысел работы над обучающим изложением:

1. Вступительная беседа. Цель: обеспечить верное восприятие главного содержания текста. В контекст беседы целесообразно включить выражения и новые слова з текста, растолковать и записать их на доске с нужными комментариями. Возможно не проводить, в случае, если текст несложен и понятен.

2. Чтение текста обучающимися. Цель – начальное знакомство с текстом. Полезно перед чтением дать детям целевую установку, дабы активизировать их мыслительную деятельность. По окончании прочтения обучающиеся отвечают на заданный ранее вопрос. В начальных классах школы для глухих допускается повторное чтение текста преподавателем, с использованием и небольшими комментариями наглядных пособий.

3. Беседа по главному содержанию текста и словарная работа. Строится с учётом степени подготовленности детей, уровня их речевого развития. Цель – оказать помощь глубже осознать содержание текста, узнать, что в нём основное, установить причинно-отношения и следственные связи, значение непонятных слов в контексте.

4. Работа над языком – лексическими изобразительными средствами, отдельными предложениями. Беседа по содержанию органически переходит к работе над языком изложения. В ходе исполнения заданий проводится работа по предупреждению вероятных неточностей.

5. Работа над замыслом. Оказывает помощь выделить главное в прочтённом рассказе, определять последовательность событий, совершенно верно формулировать заголовок.

Варианты составления замысла:

  • Текст читается по частям, любая часть озаглавливается. Посилен для обучающихся 3 класса; в 4 классе используется, в то время, когда в тексте нет достаточно чёткого деления на части;
  • Текст читается в целом. По окончании подробной беседы преподаватель либо сами ученики перечитывают его. Окончив чтение, ученики говорят какое количество частей в тексте, какие конкретно это части, дают заголовок каждой;
  • По окончании повторного чтения выясняют, о чём нужно писать сперва, формулируют первый пункт замысла и т.д. М.б. применять в 4 классе при работе над текстом, в котором чётко выражена последовательность мыслей;
  • Независимое составление замысла. Употребляется с 4 класса, в котором чётко выражена последовательность мыслей. В 6 классе школьники самостоятельно составляют замысел изложения с элементами рассуждения, с прямой речью.

6. Устный пересказ текста. В начальных классах предшествует письменному изложению. В 4 классе устный пересказ необязателен, в случае, если текст понятен и беседа по содержанию и работа над языком совершены на самом высоком уровне. В 5-7 классах может отсутствовать.

7. Орфографическая подготовка. Преподаватель принимает меры с целью предупреждения вероятных орфографических неточностей:

  • Записывает тяжёлые слова на доске;
  • Разрешает детям пользоваться словариком и орфрграфическими таблицами, висящими в классе;
  • Предлагает обращаться к нему за помощью.

8. Письменное изложение текста, в ходе которого преподаватель оказывает дифференцированную помощь в зависимости от уровня речевого развития учеников.

9. Самопроверка обучающимися изложений.

10. Анализ письменных работ, исправление неточностей. Ему возможно посвящён целый урок.

Кузнецова С.С. | Педагогическая диагностика дошкольника


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: