Дрейфующая станция «северный полюс-7» (1957—1959)

Дрейфующая станция «северный полюс-7» (1957—1959)

Воздушная высокоширотная экспедиция Арктического и антарктического НИИ весной 1957 года должна была снять дрейфующую станцию «Северный полюс-4», произвести смену личного состава станции «Северный полюс-6», установить в разных районах Центральной Арктики радиовехи совокупности инженера Ю. К. Алексеева для изучения дрейфа льдов и автоматические метеорологические станции. Помимо этого, на нее возлагалась аэроразведка льдов в Центральной Арктике, проведение океанографических изучений, и организация новой станции «Северный полюс-7». Экспедицией руководил М. М. Никитин, что до этого принимал участие в воздушных высокоширотных экспедициях и два раза трудился на Дрейфующих станциях. Авиацией экспедиции руководил умелый полярный летчик И. С. Котов.

В экспедиции приняло участие 268 человек. Она располагала 17 одним вертолётом и самолётами, что предназначался для станции «Северный полюс-7».

Как и в прошлые годы, экспедиция была поделена на пара отрядов. Первый отряд (начальник Б. С. Осипов), в состав которого входили 6 самолетов «ИЛ-12», самолет «ТУ-4», самолет «АН-2» и вертолет, должен был отыскать подходящее ледяное поле для станции «Северный полюс-7». На второй отряд (начальник В. И. Масленников), в составе которого имелось два самолета «ЛИ-2» на лыжах, возлагалась доставка грузов для дрейфующей станции; он должен был кроме этого учавствовать в отыскивании ледяного поля для новой дрейфующей станции. На третий отряд, в котором было четыре самолета «ЛИ-2» на лыжах, возлагались установка радиовех и автоматических метеорологических станций и исполнение попутных океанографических работ. Данный отряд складывался из двух групп, одной из которых (начальник М. П. Ступишин) поручалась эвакуация станции «Северный полюс-4».

Дрейфующая станция «северный полюс-7» (1957—1959)

Станция «Северный полюс-7»

В середине марта подготовка экспедиции была закончена, и из Москвы на север вылетел первый отряд.

Благодаря негативных метеорологических условий экспедиции было нужно затратить довольно много времени на устройство и поиски льдин посадочных площадок. С трудом устанавливали радиовехи и метеорологические станции.

Первый полет в отыскивании льдины состоялся 4 апреля. Хороших результатов он, но, не дал.

Район создаваемой станции отстоял весьма на большом растоянии от взлетно-посадочных площадок на материке. Нужно было организовать на дрейфующих льдах промежуточную посадочную площадку, которая была открыта 9 апреля на 80°45? северной широты и 167°15? восточной долготы.

Лишь 16 апреля по окончании последовательности полетов на 82°04? северной широты и 164°10? западной долготы было найдено пригодное для устройства станции ледяное поле. Оно пребывало неподалеку от того места, где в свое время закончила дрейф станция «Северный полюс-2». Это воображало громадной научный интерес, поскольку стало возмможно проверить, как устойчив в этом районе антициклональный дрейф льдов, что был выяснен на основании дрейфа остатков станции «Северный полюс-2». Решили открыть тут новую научно-исследовательскую станцию. Долгое ледяное поле имело 2,5 километра в длину и 2,3 — в ширину. Толщина его достигала 3 метров. В 22 километрах от нее был организован вспомогательный ледяной аэропорт, и скоро в том направлении начали доставлять грузы.

Дрейфующая станция «северный полюс-7» (1957—1959)

Радиовеха и автоматическая метеорологическая станция на дрейфующих льдах

Наровне со постройкой развертывались научные работы. 24 апреля была установлена радиостанция, и в эфир отправилась первая радиограмма.

1 мая произошло официальное открытие станции. На нее, как и на другие дрейфующие станции, возлагался громадной объем работ. Новым в плане научных работ было исполнение наблюдений по программе Международного геофизического года.

Организация станции шла достаточно медлительно, поскольку условия для работы авиации были негативными. В последних числах Мая организация новой станции была закончена.

Эвакуация станции «Северный полюс-4» прошла удачно. Она была полностью доставлена вначале на полярную станцию Нагурская, а позже на материк. Вся эта работа была выполнена за 18 дней тремя самолетами.

В более благоприятных условиях протекала смена зимовщиков станции «Северный полюс-6». 18 апреля смена была закончена, и станция начала, так же как и «Северный полюс-7», трудиться по программе Международного геофизического года.

Отряд по расстановке радиовех и автоматических метеорологических станций вылетел из Ленинграда 27 апреля. В состав его входили: конструкторы Ю. К. Алексеев, Д. А. Низяев, В. М. Сарри, метеоролог А. М. Воскресенский, гидрологи В. Н. Щербинин, И. П. механики и Романов.

Работа этого отряда началась 28 апреля с разведочного полета в одну из точек, где намечалась установка автоматической станции. Тут было шепетильно установлено все оборудование, нужное при установке станции. После этого самолеты перелетали из одной точки в другую и устанавливали радиовехи, автоматические метеорологические станции или то и второе совместно. Их распределили на огромной площади от Гренландии до берегов Чукотского полуострова, включая район Северного полюса. Всего было установлено 11 радиомаяков и 14 дрейфующих автоматических метеорологических станций (ДАРМС). Пребывав на большом расстоянии от берега, они систематично информировали по радио сведения о температуре воздуха, давлении, скорости и влажности и направлении ветра.

Дрейфующая станция «северный полюс-7» (1957—1959)

В. А. Ведерников

Несколько океанографов экспедиции вместе с океанографами станции «Северный полюс-6» совершила наблюдения над течениями, температурой, дрейфом и солёностью льдов в районе данной станции.

Громадная работа была совершена ледовой разведкой экспедиции, выполнившей разносторонние наблюдения над ледяным покровом.

В первых числах Июня воздушная высокоширотная экспедиция завершила работы в Арктике и возвратилась в Москву…

Организованная весной 1957 года станция «Северный полюс-7» должна была в связи с работами по программе Международного геофизического года не только продолжить изучения, каковые выполнялись в Центральной Арктике на вторых станциях, но и пара увеличить их, в особенности по актинометрии и -аэрологии. По метеорологии, кроме регулярных наблюдений, намечалось проведение широкого комплекса актинометрических изучений; выпуск радиозондов возрастал до четырех раз в день; громадное место отводилось наблюдениям над состоянием ионосферы. По паре сокращенной программе проводились океанографические наблюдения.

В составе станции было 16 человек под управлением В. А. Ведерникова. Она имела в своем распоряжении вертолет.

Опоздала станция развернуть работы по устройству лагеря, как было нужно переселяться на второе ледяное поле: показалось пара трещин и появились гряды торосов. Новая льдина нашлась на расстоянии 6 километров. Тут выбрали место для лагеря и приступили к устройству станции.

К концу апреля организацию станции по большей части закончили и развернули научную работу. Но в начале Мая вблизи лагеря прошла громадная трещина, ледяное поле раскололось пополам. В середине мая поломало ближайшую посадочную площадку, и было нужно создавать новую в 32 километрах от лагеря. Из этого все грузы, каковые еще поступали , доставлялись в лагерь небольшим самолётом и вертолётом. В последних числах Мая снабжение станции было закончено абсолютно.

Фильм \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: