Методика развития связной речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

На формирующем этапе опыта нами была создана методика развития связной речи старших дошкольников в ходе ознакомления с природой (таблица 2.6).

Цель методики: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с природой.

На формирующем этапе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с природой, развивали следующие знания, умения и навыки:

1 Обогащали знания детей об окружающем родной природе и мире Крыма;

2 Развивали умения детей сказать вольно и верно, приводили к позитивному отношению к речи;

3 Развивали чувстве и чувство красивого;

4 Совершенствовали навыки развёрнуто высказываться, составлять рассказы по картинам, самостоятельно пересказывать содержание других произведений и сказок.

5 Совершенствовали навыки развёрнуто высказываться, составлять рассказы по картинам, самостоятельно пересказывать содержание других произведений и сказок.

6 Развивали умения составлять рассказы об окружающей природе, руководствуясь чувствами и эмоциями.

При подборе упражнений, дидактических игр, занятий, бесед, экскурсий мы основывались на психотерапевтических изюминках детей старшего дошкольного возраста, то есть, преобладание наглядно – образного мышления, конкретности мышления, эмоциональности.

Разбирая полученные эти констатирующего опыта, мы распознали преобладание низкого уровней и среднего развития связной речи. Это стало причиной необходимость разработки и внедрения методики развития связной речи старших дошкольников в ходе ознакомления с природой. Нами была выбрана конкретно природа, в силу того, что содержит в себе огромную педагогическую сокровище, есть действенным средством развития связной речи дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков есть богатейшим источником эстетических речи переживаний и развития дошкольника ребёнка. Без приближения детей к природе и широкого применения её в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников, среди них и речевого

Методика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с природой включает в себя три этапа: подготовительный, практический и продуктивный.

Цель подготовительного этапа предполагает формирование интереса ребёнка к говорению и слову в ходе ознакомления с природой.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Развивать любовь к природе и бережное отношение к ней.

2. Вырабатывать интерес к говорению и слову в ходе ознакомления с природой.

Для задач и реализации цели подготовительного этапа нами употреблялись разные формы работы. Детям были предложены разные дидактические игры: «Взгляни и поведай»; «Составь рассказ»; «Обрисуй берёзу», «Послушай и перескажи» [49], каковые содействовали формированию связной речи. Целью дидактических игр являлось следующее: формирование хорошего отношения детей к связной речи, и интереса к говорению, рассказыванию и пересказыванию в ходе ознакомления с окружающей природой. На протяжении дидактических игр употреблялся наглядный материал, а правильнее, изображения и сюжетные картинки, каковые помогали детям при исполнении задания «Взгляни и поведай». Предложенные детям игры проводились на игровой площадке, на прогулке. На протяжении этих игр дети обучились обращать внимание на окружающую природу, вычленять броские и характерные показатели для определённого времени года, либо частей дней. Дети не просто замечали деревья, кустарники, листья на игровой площадке, а следили за перемещением веток на протяжении ветра, за полётом птиц. При исполнении задания «Обрисуй берёзу» дети не просто называли её составные части и подбирали разные определения, а изучили кору, ствол, листочки.

По окончании проведения таких дидактических игр дети намного чаще хотели высказать собственное мнение, поведать об трансформациях в природе, обрисовать места, в которых они были с родителями. Парни не опасались сказать, высказывать собственное мнение, не смотря на то, что ими и допускались неточности. Дети стали более открытыми в общении и старались сказать развёрнутыми предложениями. Так, на подготовительном этапе у детей старшей группы сформировалось мотивационно — интерес и ценностное отношение к говорению в ходе ознакомления с природой.

На подготовительном этапе кроме этого употреблялась ещё одна форма развития связной речи – это проведение занятия на тему «Страна красивых слов» [66]. Задачами данного занятия было следующее: обогащать обращение детей существительными, обозначающими предметы окружающего мира; прилагательными, характеризующими качества предметов; упражнять детей в подборе глаголов и прилагательных к существительным; совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях через участие в словесно-речевых играх; упражнять детей в делении слов на слоги, в определении начального звука в словах; раскрыть значение слова «фантазия»; развивать мышление, фонетический слух, эмоциональность; развивать обращение детей методом тренировки перемещений пальцев и кистей рук; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде. На занятии с целью достижения задач употреблялись приёмы и различные методы: беседа, художественное слово, прием активизации независимого мышления детей, ответ проблемных обстановок, сюрпризный момент, наглядность. в течении занятия дети деятельно приняли участие в играх и делали предложенные занятия, парни не опасались высказывать собственное мнение и отвечать на вопросы. Представим фрагмент занятия «Страна красивых слов», что проводился с детьми в старшей группе.

Движение занятия:

Фея: Здравствуйте, мои милые дети! Благодарю, что отозвались на мое приглашение и пришли ко мне к себе домой. Проходите, рассаживайтесь комфортно, пояснице держите прямо (дети рассаживаются на стульчики).
Я – Фея из Страны красивых слов! Попадая в мою Страну, люди становятся лучше и внимательнее друг к другу, к окружающему их миру. А понимаете по какой причине? В силу того, что в моей Стране живут самые хорошие, самые красивые, самые ласковые слова. Их возможно отыскать везде. А дабы убедиться в этом, я предлагаю вам совершить путешествие по моей Стране. Но в отечественном путешествии нам пригодятся ваши знания. Вы можете составлять предложения? Дробить слова на слоги? Определять начальный звук в словах?
Дети: Да!
Фея: В случае, если «да», то я точно знаю, что путешествие будет занимательным. Вы готовы? Так как моя страна не простая, то и в путешествие мы отправимся необыкновенным методом, мы полетим на воздушном шаре. А окажет помощь нам в этом ФАНТАЗИЯ. – Вы понимаете, что такое ФАНТАЗИЯ? (ответы детей)
Фея: (Обобщает): ФАНТАЗИЯ – это отечественные грезы, в которых мы что-то выдумываем, воображаем то, чего в действительности нет. – Давайте дружно скажем это прекрасное слово – ФАНТАЗИЯ. А сейчас чуть тише – ФАНТАЗИЯ, а сейчас шёпотом – ФАНТАЗИЯ.
Фея: И без того, в мою чудесную страну мы попадем посредством фантазии. Сядьте прямо, закройте, прошу вас, глаза. (Звучит аудиозапись «Чудесной музыки»)
– Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре через облака. С высоты птичьего полета мы видим леса, поля, слышим журчание рек, пение птиц; ощущаем свежий запах воздуха по окончании дождя. А сейчас отечественный воздушный шар медлительно опускается на землю (музыка стихает). Вот мы и прибыли. Открываем глаза.
(За время «полета» перед детьми выставляется панно с изображением солнца, туч, реки).
Фея: Среди поля голубого
броский блеск огня громадного.
Не торопясь пламя тот ходит,
Почву-матушку обходит,
Светит радостно в оконце,
Ну само собой разумеется, это….(солнце).
(Продемонстрировать чудесной палочкой солнце).
Фея: А сейчас скажите это слово нежно.
Дети: Солнышко.
Фея: Действительно, прекрасное слово? От его света мир делается красивее. Какими словами возможно обрисовать солнышко? Какое оно? (подбор определений к слову солнышко)
Дети: Нежное, теплое, ласковое, хорошее, прекрасное, броское…
Фея: Видите как много прекрасных и хороших слов вы смогли отыскать в моей стране. А сейчас давайте сыграем в игру «Живые слова» (полный конспект занятия представлен в приложении Б).

Исходя из этого возможно сделать вывод, что дидактические игры «Составь рассказ», «Взгляни и поведай», «Обрисуй берёзу», «Послушай и перескажи», и занятие «Страна красивых слов» оказали хорошее влияние на развитие связной речи, содействовали увеличению речевого развития.

Вторым этапом методики развития связной речи есть практический. Целью этого этапа есть следующее: овладение детьми навыками рассказывания, составления разных описательных рассказов в ходе ознакомления с природой. В соответствии с целью были поставлены такие задачи:

1. Закрепить умения детей сказать развёрнутыми и верными предложениями.

2. Совершенствовать умения составлять описательные рассказы о природе, опираясь на эмоции и собственные чувства.

На практическом этапе я применяла разные формы развития связной речи в ходе ознакомления с природой, то есть: интегрированные занятия, экскурсии, беседы на экологическую тематику, дидактические игры.

В старшей группе была организована и совершена экскурсия на тему «Весна» [72]. Кроме этого были поставлены следующие задачи: 1) развивать связную обращение детей через ознакомление детей с природой; вырабатывать хорошее отношение к природе и чувство красивого; 2) обучать детей высказывать собственные эмоции об замеченном; 3) учить детей различать и именовать хвойные и лиственные деревья, учить сравнивать их, находя неспециализированные показатели; 4) воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережном отношении к собственному здоровью; развивать любовь к родной природе, желание наслаждаться окружающим миром; 5) развивать обращение детей, умение подбирать определение к слову; 6) уточнить знания детей о состоянии растений весной; дать понятие об экосистеме «лес».

Экскурсия проводилась в лесопарк неподалеку от дошкольного учреждения. С целью проведения экскурсии экспериментатором были изучены особенности замечаемых объектов, осмотрена и подготовлена территория, был разработан чёткий замысел экскурсии и выяснена её главная цель. Чтобы экскурсия имела развивающий темперамент, была спланирована личная деятельность и продумана применительно к различным детям последовательность и объём исполнения разных заданий. Готовясь к проведению экскурсии, был намечен замысел работы по активизации и обогащению словаря детей. Заблаговременно были намечены вопросы беседы, выяснено, как совершить обобщение того, что дети определили на протяжении наблюдений.

Перед экскурсией перед детьми была поставлена конкретная задача, что они будут замечать. На протяжении экскурсии экспериментатор обучала детей наблюдению за разными предметами живой и неживой природы, и развивала умение видеть и выделять части, элементы, показатели замечаемого объекта, подмечать трансформации, происходящие с явлениями и отдельными объектами. Посредством указаний и вопросов руководила обследованием и рассматриванием в определённой последовательности принимаемых предметов. Кроме этого на протяжении экскурсии вызывала у детей хорошие чувства от замеченного и желание поделиться ими со собственными сверстниками. Полный конспект экскурсии представлен в приложении (Приложение В)

На практическом этапе кроме этого употреблялись дидактические игры «Назови как возможно больше предметов», «Зоопарк» [75], каковые содействовали развитию и обогащению словаря монологической речи. Так, цель игры «Назови как возможно больше предметов» содержится в упражнении детей в чётком произношении слов и обогащение активного словаря. На протяжении данной игры воспитатель на прогулке предлагает детям взглянуть около себя и назвать как возможно больше предметов, каковые их окружают (назвать лишь те, что находится в поле их зрения). Воспитатель следит, дабы дети верно и чётко произносили слова и не повторялись.

Целью игры «Зоопарк» есть развитие монологической речи. На протяжении игры дети садятся в круг, приобретая по картине, не показывая, их друг другу. Любой обязан обрисовать собственное животное, не именуя его, по такому замыслу: 1. Внешний вид; 2. Чем питается. Для игры употребляются «игровые часы». Сначала крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. После этого вращением стрелки определяют, кто обязан отгадывать обрисовываемое животное. В момент проведения данной игры был использован наглядный материал – картины с различными животными. В эти дидактические игры дети играются с большим интересом и удовольствием.

На втором этапе методики громадная роль отводилась беседе. В старшей группе мною была совершена беседа на экологическую тематику «Мелкие приятели человека» [61].

Цель беседы: уточнить представление детей о внешнем виде, образе судьбы, значении в природе муравьев, бабочек, жуков, дождевых червей, жаб, лягушек, пауков; о сложных связях растительного и животного мира: исчезновение одного звена в цепочке связей приводит к изменению в других звеньях. Воспитывать желание защищать мелких нужных животных. Обучаться высказывать собственное мнение. Перед проведением беседы была совершена предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и сказок: В.Бианки «Как муравьишка к себе торопился», А.Онегов «Откуда прилетела бабочка», Ю.Аракчеев «Сидел в траве кузнечик», С.Воловник «Наши знакомые незнакомцы».

Материалом к беседе помогали: картины с изображением животных, конверт, письмо, плакат «Муравей — санитар леса».

Сейчас приведём фрагмент беседы с детьми на тему «Мелкие приятели человека».

Движение беседы:

«Экспериментатор просматривает письмо от Незнайки, у него произошла беда.

Экспериментатор: Парни, а давайте с вами поможем Незнайке. (Вывешивает полотно с картинами: муравей, стрекоза, бабочка, паук, божья коровка, лягушка, жаба, дождевой червь).

По какой причине лес опустел? (Животные обиделись на Незнайку и ушли).

На что же животные обиделись? Незнайка заявил, что эти животные ненужные а также вредные? Поведайте, в чем их польза.

Я загадаю две загадки. О каком животном стремительнее отгадаете, с того и начнем рассказ:

Страно силен, не наблюдай, что мелок:

Так как в лесу с приятелями он гору натаскал.

Дремал цветок и внезапно проснулся,

Больше дремать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился ввысь и улетел!

Как именуется гора, которую натаскали муравьи?

Из чего муравьи строят муравейники? Чем питаются муравьи? По какой причине их именуют «санитарами леса?» (Муравьи очищают лес, собирают для постройки муравейника хвойные иголки, небольшие веточки, кусочки коры, остатки растений; муравьи поедают гусениц, разных жуков, каковые точат деревья; муравьи разносят семена лесных растений, рыхлят землю).

По какой причине лесу стало не хорошо без муравьев? Как смогут люди позаботиться о муравьях? Что вы дадите совет Незнайке?

Поболтаем о бабочках. По какой причине лесу стало не хорошо без бабочек? (Бабочки опыляют цветы, без них не будет семян, не будет новых цветов). Чем питаются бабочки? Как они переносят пыльцу с цветка на цветок? В чем еще польза бабочек? Как возможно о них позаботиться?». Полный конспект беседы в старшей группе «Мелкие приятели человека» представлен в приложении.

На протяжении беседы обращала внимание детей на правильность речи, побуждала их к полным ответам. Кроме этого в ходе беседы вводила новые слова, активизировала словарный запас детей и содействовала речевой активности посредством вопросов. Основная цель данной беседы – направление и стимулирование внимания детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача экспериментатора – это, в первую очередь, обеспечить самоё полное восприятие, оказать помощь детям взять ясные, отчетливые представления, дополнить их знания. Содержание беседы определялось процессом наблюдения. Так как что и в каком порядке увидят дети и что они сообщат, заблаговременно предвидеть запрещено. Дети, замечая, высказывали собственные мысли в форме отдельных отдельных слов и реплик. Так, происходил обмен мнениями [47].

Для решения задач практического этапа кроме этого употреблялось занятие. В старшей группе было совершено интегрированное занятие (по ознакомлению и развитию речи с природой) на тему «Защитите ель и сосну».

Цель данного занятия: 1.Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.
2.Вырабатывать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними различия и сходства.
3.Упражнять детей в составлении связных рассказов, образовании согласования и имен множественного числа существительных их со словом «довольно много».
4.Развивать творчество, связную обращение, небольшую моторику.
5.Совершенствовать рельефную лепку способом размазывания.
6.Вырабатывать умение трудиться в коллективе, делать легкие эксперименты.
7.Воспитывать экологическое мировоззрение: привести к негативному отношению к тем, кто причиняет вред природе, вырубая сосны и ели.
8.Учить радоваться общению с природой, осознавать сокровище каждого дерева.

На занятии употреблялось разное оборудование: картины с изображением ели и сосны, еловые и сосновые шишки, аромалампа, масло сосны, пластилин, простые карандаши, страницы белого картона, неестественная елочка. Такое разнообразие дидактического и наглядного материала разрешает не только дать детям теоретические знания, но и через эмоции и разные анализаторы приводить к положительным эмоциям. Вот представлен фрагмент занятия «Защитите ель и сосну».

Движение занятия:

«Рассказ о пользе деревьев».

сосна и Ель – верные помощницы человеку. Они дарят нам собственную красоту, чистый воздушное пространство, древесину, кроме того лекарства. Целебные особенности сосны легко прекрасны! У сосны владеют лечебными особенностями и семена, и хвоя, и юные шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. А мы на данный момент зажжем аромалампу с сосновым маслом и воздушное пространство в отечественной группе наполнится запахом сосновой хвои и станет чище, поскольку сосновый запах убивает бактерии.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным запахами хвои, можем шишки собрать для поделок.
Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, по какой причине? Чистый ли в городе воздушное пространство? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздушное пространство? (Ответы детей). сосна и Ель отлично очищают воздушное пространство.

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних пор применяли люди сосновую и еловую древесину. Как вы осознаёте слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной именуют спиленное дерево. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В прежние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. И вдобавок суда. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

Творческая игра «Сказка про елку» [53].

Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения. «Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие конкретно растения?). Все они елочку весьма … (как к ней относились?). Обожали резвиться около елочки и лесные зверята … (какие конкретно зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимний период защищала от метели собственными пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из собственных шишек. Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Желал он срубить елочку. В этот самый момент произошло чудо – все обитатели растения – и леса, и животные внезапно заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сообщили они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сообщил в ответ?) Растения и животные весьма были рады и поблагодарили (персонажа)… (какими словами поблагодарили) На эйфориях лесные обитатели устроили новогодний бал около данной елочки. (Как они радовались на торжественном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?).

Парни, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картины. Так у нас окажется настоящая книга. Мы разрешим ее почитать детям и родителям вторых групп отечественного детского сада». Полный конспект этого занятия представлен в приложении (Приложение Г).

На протяжении занятия проводились разные виды работ – игры, беседы, составление рассказа, рисование, чувство запаха сосны. Детям весьма понравилось это занятие, поскольку они были весьма активными, высказывали собственное мнение и были внимательными. Аромалампа позвала у детей много хороших чувств, поскольку они не только заметили сосновые шишки, но и смогли почувствовать сам запах хвои; дети как будто бы побывали в лесу. Затем парни старались все высказать собственное мнение, поведать о каких – то собственных воспоминаниях. На протяжении творческой игры «Сказка про ёлку» дети деятельно учавствовали и любой применял собственный персональный опыт. Сказки оказались совсем различные, любой придумывал что – то новое и необыкновенное.

Для закрепления знаний, навыков и умений на практическом этапе была совершена с детьми дидактическая игра «Придумай тайную» [51], целью которой являлось развитие умения детей составлять загадки о окружающем и явлениях природы мире на базе свойств и главных признаков. составление и Отгадывание тайных оказывает громадное влияние на разностороннее развитие речи детей. Потребление для в тайной метафорического образа разных средств ясности (приема олицетворения, применение многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особенной ритмической организации) содействуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, оказывают помощь заметить вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они оказывают помощь усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Тайная – одна из самый распространённых средств, каковые употребляются в воспитательной работе [56].

Тайная не только приводит к интересу у детей, но и содействует формированию мышления, памяти и внимания.

Составление тайных считается творческой работой, исходя из этого дидактическая игра «Придумай тайную» есть непростой работой для дошкольника [41], но и увлекательной. Так как тут ребёнок проявляет черты собственного характера, подбирает соответствующие показатели к определённым объектам и приводит их к совокупности. При составлении тайных ребёнок применял все знания об объектах и окружающей среде, исходя из этого показатели их настоящие, другими словами невыдуманные. Так как тайная должна быть составлена верно, дабы другие имели возможность по главным показателям определить загаданный объект либо явление.

Так, на практическом этапе были использованы разные формы по формированию связной речи старших дошкольников в ходе ознакомления с природой – дидактические игры, интегрированные занятия, беседы, экскурсии, составление тайных. По окончании произведенной работы виден хороший итог — дети смогут развёрнуто высказывать собственное мнение, составлять рассказы о природе на базе собственных эмоций, делиться собственными переживаниями.

Последним периодом развития связной речи есть контрольный этап. Цель его являлось: деятельно применять приобретённые знания, умения и навыки, свободо сказать в ходе ознакомления с природой, придумывать самостоятельно рассказы. Задачей было развить готовность детей самостоятельно составлять рассказы, развёрнуто сказать в ходе ознакомления с природой.

Для задач и реализации целей на контрольном этапе мною употреблялись такие формы работы с детьми: составление описательных рассказов по картине на тему «Показатели весны» [26], по сюжетной картине «По грибы» [32] проведение опытов, труд в природе.

Громадное значение в развитии связной речи играется составление описательных рассказов по картине на разные темы. Дело в том, что в ходе составления ребёнок опирается на наглядность, вычленяет второстепенные признаки и главные, пытается передать нарисованное своим сверстникам через восприятие и собственное чувство. Дети в старшей группе с наслаждением разглядывают картины и высказывают эмоции и своё мнение по поводу произведения искусства. В старшей группе мною была предложена картина «Показатели весны». Дети сходу обратили на неё внимание, но кое-какие опирались не на само произведение, а на имеющиеся личный опыт и знания. Исходя из этого обращала внимание детей на саму картину, и на элементы, каковые на ней представлены. Дети фактически все говорили полными и развёрнутыми предложениями, кое-какие парни были неактивные, исходя из этого для активизации внимания им были заданы встречные вопросы.

Особенное место в развитии речи занимают испытания в природе, поскольку опыт несёт в себе громадную значимость. Так как исполнение практических заданий и изучение чего – то нового содействует формированию познавательной и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Посредством опытов дети обогащают собственные знания и добывают ответы на интересующие их темы. Деятельность экспериментирования содействует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как необычный исследователь, самостоятельно влияющий разными методами на окружающие его явления и предметы с целью более полного их освоения и познания. На протяжении экспериментальной деятельности создавались обстановке, каковые ребенок разрешал при помощи проведения опыта и, разбирая, делал вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая понятием о том либо другом законе либо явлении [48]. Экспериментатор организовывал работу так, дабы дети имели возможность повторить опыт, продемонстрированный взрослым, имели возможность замечать, отвечать на вопросы, применяя итог опытов. При таковой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия репродуктивен .

Так в старшей группе было совершено пара опытов, каковые содействовали формированию мышления, внимания, активизации и речи познавательной деятельности:

«Подлодка из винограда»

Цель: продемонстрировать свойства газированной воды посредством виноградинок; показать принцип работы подлодки; развивать мышление, внимание и речь; Развивать интерес к исследовательской деятельности старших дошкольников и содействовать познавательной активности.

Движение работы:

Нужно забрать стакан со свежей газировкой либо лимонадом, и кинуть в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу же начнут садиться пузырьки газа, похожие на мелкие воздушные шарики. Скоро их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка снова опустится на дно. Тут она опять покроется пузырьками газа и опять всплывет. Так не будет прекращаться пара раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы имеется плавательный пузырь. В то время, когда ей нужно погрузиться, мускулы сжимаются, сжимают пузырь. Его количество значительно уменьшается, рыба идет вниз. А нужно встать — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он возрастает, и рыба всплывает.

«Как добыть воду для питья?»

Цель: продемонстрировать, как возможно добыть воду из травы и листьев на земле; развивать любознательность, мышление, внимание и речь.

Движение работы:

Для этого опыта необходимо выкопать яму в почве глубиной приблизительно 25 см и диаметром 50 см. Поставить в центр ямы безлюдной пластиковый контейнер либо широкую миску, около нее положить свежей зеленой листьев и травы. Накрыть ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпать ее края почвой, дабы из ямы не выходил воздушное пространство. В центре пленки положить камешек и легко придавить пленку над безлюдной емкостью. Приспособление для сбора воды готово. После этого нужно покинуть собственную конструкцию до вечера. А сейчас с опаской стряхнуть почву с пленки, дабы она не попала в контейнер (миску), и взглянуть: в миске находится чистая вода.
Откуда же она взялась? Необходимо растолковать ребенку, что под действием солнечного тепла листья и трава стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздушное пространство постоянно поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в отечественную емкость.

«Делаем облако»

Цель: продемонстрировать детям, как образуется дождь и облако. Развивать внимание и мышление.

Движение работы:

С целью проведения этого опыта нужно налить в трехлитровую банку тёплой воды (приблизительно 2,5 см.). Положить на противень пара кубиков льда и поставьте его на банку. Воздушное пространство в банки, поднимаясь вверх, начнёт охлаждаться. Содержащийся в нем пар будет конденсироваться, образуя облако. Данный опыт моделирует процесс формирования туч при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется ливень? Выясняется, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. В том месте им делается холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Видясь совместно, они возрастают, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Большое значение имеет труд в природе, что развивает познавательную деятельность и формирует умения и навыки в разных сферах. Труд с детьми нужно проводить в форме игры, дабы дети вели себя конечно и не опасались трудностей.

Труд детей в природе формирует благоприятные условия для физического развития, совершенствует перемещения, стимулирует воздействие различных органов, усиливает нервную совокупность. В этом труде, как ни в каком втором, сочетаются умственные и волевые упрочнения.
Громадное значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них ответственность и трудолюбие за порученное дело, доставляет им радость и удовольствие.

Труд в природе содействует к формированию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, каковые им занимаются. Труд в природе оказывает помощь воспитать любовь к ней, осторожно относиться к живому, к итогам труда. Кроме этого принципиально важно, дабы труд в природе сопровождался комментариями и речью исполнения данной работы [55].

Так, в старшей группе, возможно с ребятами смастерить кормушку для зимующих птиц либо создать на территории детского сада огород, на котором дети имели возможность бы заботиться за растениями. Это будет содействовать не только формированию познавательной и практической деятельности, но и формированию речевой деятельности через эмоции и чувства от участия в работе.

Так, возможно сделать вывод, что предложенная нами методика развития связной речи старших дошкольников в ходе ознакомления с природой складывается из трёх этапов: подготовительного, практического и продуктивного. На подготовительном этапе решалась задача формирования у позитивного отношения и ребёнка интереса к говорению и рассказывания в ходе ознакомления с природой. На практическом этапе употреблялись разные формы развития связной речи в ходе ознакомления с природой, то есть: интегрированные занятия, экскурсии, беседы на экологическую тематику, дидактические игры. На этом этапе решались следующие задачи: закрепить умения детей сказать развёрнутыми и верными предложениями; совершенствовать умения составлять описательные рассказы о природе, опираясь на эмоции и собственные чувства. Для задач и реализации целей на контрольном этапе нами употреблялись различные формы работы с детьми: составление описательных рассказов по картине на тему «Показатели весны», «По грибы», проведение опытов «Подлодка из винограда», «Делаем облако», «Как добыть воду для питья?», труд в природе. В целом задачи и цели методики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста были достигнуты.

Челленж.ИГРА в чаепитие.Этикет/tea, tea


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: