ресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных — свидетелей
Иеговы, готовит на земле войну с восставшим против Всевышнего Сатаной.
Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил
Сатаны — армагеддон, из-за которой его сторонники и дьявол
погибнут, а иеговисты будут жить в новом мире — едином теократиче-
ском стране во главе с Христом. Свидетелей Иеговы насчиты-
вается около 3 млн. 600 тыс. человек. Их издания Сторожевая
башня, Пробудитесь! и другие издаются на многих языках
громадными тиражами. Штаб-квартира данной организации, имеющей
ответвления во многих государствах мира, находится в Бруклине (пред-
местье Нью-Йорка, США). Группы свидетелей Иеговы имеется и в на-
шей стране.
Кроме рассмотренных конфессий имеется и другие течения проте-
стантизма, одни из которых существуют пара столетий
(к примеру, валъденсы, данкеры, моравские братья, гернгутеры,
унитарии), другие сложились в XIX — XX вв. (мормоны, Новоапо-
стольская церковь, Христианская наука). Кое-какие исследователи на-
зывают их маргинальном протестантизмом, потому, что они вводят
положения вероучения, несвойственные практически всем христианских
конфессий.
Тенденции в современном
протестанцизме Глобальная миссионерская конференция в
Лондоне в 1910 г. положила начало эку-
Социально-политические меническому перемещению, преследующему цель
позиции протестантских церквей — преодолеть догматические и канонические различия в христианстве и связать его с
социальными проблемами современности. Прошедшая в 1948 г. в
Амстердаме Глобальная ассамблея церквей образовала руководящий
орган экуменического перемещения — Глобальный совет церквей (ВСЦ)
с резиденцией в Женеве. Протестантские церкви занимают разные
социально-политические позиции.
Лютеранские и реформатские теологи, в большинстве случаев,
отрицают возможность построения единой социальной теории, осно-
ванной на Библии. Одновременно с этим они подчеркивают важность
христианской нравственности для оценки публичных явлений. В
XIX — начале XX в. был выдвинут лозунг христианского
социализма, началось перемещение социального евангелия. На протяжении
второй мировой многие протестанты поддержали сопротивление
и антинацистскую исповедническую церковь в Германии, не смотря на то, что не-
каковые примкнули к так называемым германским христианам,
приветствовавшим национал-социализм. По окончании войны приобретает рас-
пространение концепция важного общества, критической
дистанции ко всем институтам и светским движениям. В 60-е годы
выдвигаются либерально-модернистские и радикальные теории, под-
вергающие критике капиталистическое общество, разрабатывается да-
же теология революции.
Не смотря на то, что в русле экуменического перемещения была создана кроме того собственная
символическая книга — Христологическое исповедание (Амстердам,
1948), выделяющая общехристианские положения вероучения, ассам-
блеи Глобального совета церквей показали неспособность
экуменистов создать приемлемую для большинства социальную
и вероисповедную программу.
Различия в современном протестантизме — это не столько рас-
хождения в устройстве и вероучении между различными конфессиями,
какое количество различия между тенденциями в одной и той же
конфессии. Как отмечают многие исследователи, либерально
ориентированные реформаты, методисты и лютеране ближе приятель к
приятелю, чем к фундаменталистски настроенным участникам собственных
объединений. С середины XX в. большие конфессии протестантизма:
англиканство, лютеранство, реформатство, конгрегационализм, ме-
тодизм — испытывают сильное действие внешней обмирщенной
среды. В них значительно сократилось число людей, систематично
принимающих участие в богослужении. Вместе с тем появляются
кружки осмысления и интенсивного изучения Библии ее
применительно к новой эре, вера делается не просто унаследо-
ванной от прошлого поколения, но самостоятельно выстраданной.
Самый интенсивно эти процессы идут в американском
протестантизме, что получил определенное своеобразие и достиг
при всем плюрализме значительно большего идейного единства, чем
европейский протестантизм, разделяемый грузом теологических
традиций. направляться подчернуть, что в Соединенных Штатах лишь англиканская
епископальная церковь есть единой в масштабах страны, а все
другие протестантские объединения существуют в виде самостоятель-
ных деноминаций. Это связано и с тем, что их происхождение
восходит к протестантам из различных государств. Но экуменическое
перемещение, развитие миссионерской деятельности стали причиной сот-
рудничеству многих деноминаций США и к созданию Национального
совета церквей Северной Америки, в который входит около 60
деноминаций. В американских протестантских общинах организовал-
ся склад религиозности, что многие исследователи и сами
верующие выделяют в особенный тип протестантизма — еван-
гелический. Вероучительные различия между ними отступают на
задний замысел и практически стираются, главным же делается личное
обращение, личный стремление и религиозный опыт сверять
собственную жизнь с правилами Евангелия, вести активную миссионерскую
деятельность.
В качестве особенного типа исследователями выделяется и туземное
христианство, насчитывающее к 1980 г. уже около 82 млн. человек,
созданное миссионерской деятельностью протестантов. К середине XX
в. более динамичным делается развитие протестантизма в Африке,
Южной Америке, Океании, Азии. Характерным для этого процесса
есть рост Африканских свободных церквей. Уже к 1968 г. их
насчитывалось практически 6 тыс. с более чем 10 млн. последователей.
Кое-какие религиоведы вычисляют кроме того, что эти церкви являются
четвертым большим направлением христианства наровне с ка-
толицизмом, протестантизмом и православием. Во многих из них
отмечается синкретизм, соединение христианских представлений и
символики с этническими религиозными представлениями и куль-
тами, рвение воспринять христианство в африканских терминах,
соединить библейское учение с собственным религиозным опытом,
пророчествами, исцелениями, защитой от злых духов.
В 70 — 80-е годы на западе снизилось членство
протестантских церквей, придерживающихся либеральной ориентации
(епископальной, пресвитерианской). Одновременно с этим фундаменталисты,
евангелические деноминации и особенно общины, ориентированные
на Персональный дары Святого и религиозный опыт возрождения Духа
(в первую очередь пятидесятники), существенно увеличили собственную числен-
ность и влияние. С конца 60-х годов развиваются, а в 70-е годы
консолидируются такие организации, как Национальная ассоциация
евангелистов. Применяя в широком масштабе средства массовой
информации, в особенности телепроповедь, идеологи фундамен-
талистов отстаивают буквальное познание Библии, креационизм,
эсхатологию, учение о личной вере, восстановлении, освящении, дарах
Святого Духа, рождении более, свободу предпринимательства и
конкуренции, протестантскую этику личного успеха, ценности семьи
и порядка. Многие протестантские объединения
озабочены налаживанием экуменических сотрудничества и контактов
с отечественной страной.
Глава X
ИСЛАМ
Ислам (в переводе с арабского покорность, предание себя Всевышнему)
есть одной из самый распространенных религий мира. Мусуль-
манские общины имеются более чем в 120 государствах и объединяют более
800 млн. человек. В 35 государствах мусульмане составляют большая часть
населения, а в 29 государствах последователи ислама являются
влиятельные меньшинства. В 28 государствах ислам признан национален-
ной либо официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран,
Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее
большая часть мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Во-
сточной Азии и Северной Африке.
Происхождение ислама Ислам появился в начале VII в. н.э. на
Аравийском полуострове. Данный период в один раз-
теризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникно-
вением классового общества. В ту пору через Западную Аравию
(Хиджаз) проходил караванный путь, что стало причиной появлению таких
больших городов, как Таиф, Мекка и Медина. В последнем обширно
развернулась торговля, ремесла, и он превратился в большой
политический центр. Но Ирану удалось захватить ус и Йемен-
тановить собственный контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути,
ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию, Иран и Палестину. Ка-
раванный путь начал проходить лишь через Иран. Это, и на-
падения соседних племён и государств приводят к экономическому
разорению и упадку многих арабских племен, повышению числа
неимущих, обострению в общества глубоких противоречий. Пот-
ребности времени делали нужным политическое объединение раз-
розненных племен и создание арабской государственности. Эту задачу
осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама.
Ислам появлялся не сходу, его появлению предшествовали учения
ханифов — ранней формы арабского монотеизма.
Каждое племя имело собственных всевышних, но понемногу верования племен,
самые мощных в политическом и экономическом отношении, ста-
новились необходимыми для менее развитых в экономическом отно-
шении племён и родов. самый влиятельным было племя
курейшитов, ему принадлежало старое святилище Кааба (ар. —
куб.), находящееся в Мекке, выстроенное задолго до появления ислама.
В наружной стенке этого кубообразного храма находится ниша с тёмным
камнем (по всей видимости, метеоритного происхождения). Одним из главных
ритуалов паломников есть почитание этого камня. В Каабе не считая
тёмного камня были размещены более 300 племенных всевышних, исходя из этого
она считалась центром религиозного культа для многих племен,
живущих около Мекки. Племенного всевышнего мекканских ку-
рейшитов — Аллаха (араб. аль-Илах) приверженцы ислама заявили
единственным и всемогущим, положив тем самым начало моно-
теистической религии арабов*
На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм,
христианство, зороастризм, обрядовые пережитки и манихейство ста-
роарабских культов.
Происхождение мусульманской религии связано с деятельностью
пророка Мухаммеда (ок. 570 — 632), одного из активных мекканскйх
ханифов.
Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был
пастухом, после этого женился на богатой вдове и стал торговцем в Мекке.
Около 610 г. он выступил с проповедаю монотеистической религии,
названной им исламом. В собственных выступлениях Мухаммед призывал
к новой вере, основанной на признании единого всевышнего Аллаха, сказал
о братстве верующих, необходимости выполнять простые нормы мо-
рали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благо-
творительной помощи неимущим. Но идеи Мухаммеда не
встретили широкой помощи среди жителей, а мекканская знать
отнеслась к ним враждебно. Не отыскав помощи в Мекке, Мухаммед
повел переговоры с племенами Аус и Хазрадж в Ясрибе (позднее —
Медина, т.е. город пророка), где кое-какие племена исповедовали
иудаизм, и с их помощью в 622 г. с группой собственных приверженцев-
мухаджиров переселился в Медину, пребывавшую в сложных отно-
шениях с Меккой и неоднократно вступавшую с ней в войну .
От этого события (ар. Хиджра — переселение) ведется мусульман-
ское летоисчисление. В Медине Мухаммед получил должность руководителя объединения,
в которое люди вступали не по родному родству, а по религиозному
показателю. Предложенная Мухаммедом новая организация общины на-
шла отклик у мединских низов, заметивших в ней ту защиту и под-
держку, каковые им снабжали когда-то родоплеменные отношения,
а воинствующий темперамент новой общины, направленный сначала
против мекканцев, привлек на часть и сторону Мухаммеда мединской
знати. В следствии была создана мусульманская община (умма), чле-
ны которой признавали Мухаммеда своим пророком. Мусульманская
община носила не только религиозный, но и политический темперамент.
Между Меккой и Мединой в течение последовательности лет шла ожесточенная
борьба, носившая сильно выраженную религиозную окраску. Только в 630
г. мекканская знать вынуждена была принять новое учение, и Мекка
превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское
феодально-религиозное государство стало называться Арабский
Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, помощниками Мухам-
меда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили
в собственных руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам скоро
распространился по всей территории Аравии и превратился в господ-
ствующую религию арабского страны.
Распространение ислама за пределами Аравии связано с ведением
завоевательных войн, что содействовало расширению границ
халифата.
В течение VII — VIII вв. арабы, пользуясь слабостью Византии и
Персии, подчинили собственному господству народы Ближнего и Среднего
Востока, часть Индии, Закавказья, Средней другие страны и Азии.
бЗак.536 161
Через Турцию ислам кроме этого пробрался и в государства Балканского полуост-
рова.
Вероучение ислама Главные положения вероучения ислама
изложены в основной священной книге —
Коране. Мусульмане вычисляют Коран (ар. куран — чтение) высшим
и самый полным из существующих священных писаний. Мусуль-
манское духовенство учит, что Аллах передавал Коран Мухаммеду че-
рез ангела Джабраила отдельными откровениями, в большинстве случаев по
ночам, через видения. Первое видение стало называться Лайлат ал-
кадр (Ночь предопределения) и случилось в ночь с 26 на 27 число
месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каж-
дого мусульманина, учитывая его жажды. Исходя из этого у верующих
принято проводить эту ночь в мечети, просматривать Коран и просить Аллаха
о исполнении собственного жажды.
Полный текст Корана (Сухуф) был собран по окончании смерти Мухам-
меда, после этого при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), заявлен-
ный каноническим. Данный текст относится к концу VII в. Коран
разделен на 114 сур (глав), имеющих разное количество аятов
(стихов) — от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по
различным вариантам счета). Суры размещены не по содержанию и не
по времени их появления, а в порядке убывания длины, за исклю-
чением первой суры, фатихи. Содержание Корана складывается из эсха-
тологических проповедей, предписаний, регулирующих
имущественные, правовые, домашние отношения, в нем находятся бы-
товые поучения и правила, заимствованные из иудейской и христиан-
ской мифологии, старого арабского фольклора.
Ислам включает следующие главные догматы, признание которых
за беспрекословное выполнение и истину считается необходимым для
всех мусульман:
— Вера в Аллаха. Любая сура Корана (не считая 9-й) начинается
с его восхваления: Во имя Аллаха, милостивого, милосердного… Всевышний
сотворил все существующее, Он есть всемогущим, всеведущим и
вездесущим, безотносительным владыкой мира, что руководит природой
и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Всевышним имеется
покорность. В противовес христианскому учению о божественной
Троице ислам говорит, что Всевышний един. В исламе принцип моно-
теизма совершён более последовательно, чем в других религиях.
— Вера в демонов и ангелов. В представлении мусульман это бес-
телесные существа, делающие волю Аллаха. К ним относятся
Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане кроме этого верят в су-
ществование ангелов смерти — Накира и Мункара, стража рая —
Ридвана, стража ада — Малика. В соответствии с исламскому вероучению,
любой мусульманин при жизни имеет двух ангелов, каковые
фиксируют его хорошие и злые (безнравственнее) дела, определяющие его
загробную судьбу в раю либо аду.
— Вера в святость Корана. Он считается словом божьим, боже-
ственным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Му-
хаммеду в течение 22 лет, т. е. до конца его жизни. Исходя из этого в
мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности
Корана.
— Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране
видится множество библейских персонажей от Адама до Иисуса
Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса
(Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков пред-
почтение отдается посланнику Аллаха, печати пророков Мухам-
меду.
— Вера в ад и рай. Мусульманам, неукоснительно делающим
все требования и религиозные предписания, ислам обещает вечное бла-
женство в раю, а неверным и отклонившимся от правил вероучения
— мучения в аду. Мусульмане воображали эдем в виде прекрасного ме-
ста, где все в изобилии: красивая еда, чистая прохладная вода, реки
из молока, вина и мёда, всевозможные удовольствия и т. д. В аду —
муки и бесконечные пытки.
— Вера в божественное предопределение. Это один из наиболее значимых
догматов, в соответствии с которому не существует ничего не зависящего от
воли Аллаха. Все в публичной и личной судьбе происходит по пред-
начертанию всевышнего.
— Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти,
в воскресение из мертвых в сутки Ужасного суда.
Ислам опирается на пять столпов веры (аркан ад-дин), указы-
вающих на наиболее значимые обязанности мусульманина.
Первая обязанность — исповедание веры, т. е. произнесение шаха-
ды (Нет божества не считая Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха)
вслух, познание смысла данной формулы вероучения, искреннее убеж-
дение в ее истинности.
Вторая обязанность — ежедневная пятикратная молитва (перс, на-
маз, ар. салят). Намаз сыграл ключевую роль в закреплении ислама
в сознании людей — чем чаще мусульманин делал эти
предписания, тем глубже становилась его религиозность. Намаз
складывается из 11 частей, порядок которых строго регламентирован. Перед
каждым намазом мусульманин обязан совершить ритуальное омо-
вение. Пятница (яум ал-джума) есть днем коллективной молитвы,
которая проводится в основных мечетях и сопровождается проповедью.
Третьей ритуальной обязанностью мусульманина есть соблю-
*В исламе имеется и другие молитвы, каковые читаются над погибшим, на протяжении хаджжа и
т.д.
дение поста (перс. ураза, ар. саум) в месяц рамазан. Тридцать
дней в году постящийся мусульманин с восхода солнца до наступления тем-
ноты не имеет права ни выпивать, ни имеется, ни курить. В исламе предус-
мотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков,
беременных дам и др.
Четвертой обязанностью мусульманина есть закят — обяза-
тельная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а раз-
меры обложения созданы в шариате. Начальный закят был
необязательной милостыней во имя Аллаха, после этого превратился в обя-
занность для очищения от грехов. Размеры закята (существует еще
необязательное пожертвование — садака) — 1/40 часть годового дохода*.
Пятой обязанностью каждого мусульманина (в случае, если разрешает
физическая и материальная возможность) есть паломничество в
Мекку (хаджж), которое должно совершаться в 12-й месяц мусуль-
манского календаря. Хаджж пребывает в посещении Мекки, в первую очередь
Каабы, основной святыни ислама, гробницы Мухаммеда в Медине, а
кроме этого вторых священных мест Хиджаза и в исполнении разных
обрядов.
Шариат В шариате (ар. шариа — прямой,
верный путь) сведены в единую совокупность
законы, регулирующие всю публичную и личную судьбу последо-
вателей ислама, юридические, нравственные и культурные
предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обя-
зательными для всех мусульман.
Источником шариата и его составной части — мусульманского пра-
ва (фикх) являются Сунна и Коран (ар. — обычай, пример) — сборник
хадисов, т. е. деяний и изречений Мухаммеда. Шариат начал офор-
мляться в VIII в. и включил такие нормы, каковые регулируют го-
сударственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские,
бытовые и другие взаимоотношения мусульман.
Сперва все действия мусульман разделялись на два вида — за-
претное (харом) и одобренное (мустахиб). К моменту окончательного
формирования шариата действия были поделены на пять категорий:
фарз — действия, исполнение которых считалось необходимым; сун-
нат — исполнение нужно; мухоб — необязательные действия; мак-
рух — нежелательные действия; харом — строго запрещенные виды
действия.
По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра
на музыкальных инструментах, украшение дома художественными
скульптурными изображениями и картинами животных и человека,
*В мусульманских государствах существуют кроме этого хумс — налог от частной собственности, что образовывает 1 /5 часть дохода, закят аль-фитра — налог во
время поста уразы, джиза- налог от иноверцев.
вступление в законный брак с иноверцем, в случае, если последний не примет ислам, и
т. п. На данный момент из этих запретов многие теряют собственную
силу.
По шариату, главными мусульманскими праздниками (узаконены
всего два) являются праздник ид аль-адха — великий праздник жер-
твоприношения (тюрк, курбан-байрам) и ид аль-фитра — небольшой
праздник разговения (тюрк, ураза-байрам). Отмечаются кроме этого мав-
люд (сутки рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на
небо) и пятница (сутки публичной молитвы). Помимо этого, у каждого
народа в регионе классического распространения ислама существуют
и переходят много поколений своеобразные обряды и риту-
алы, и праздники и доисламские обряды.
Главные направления В следствии внутренних противоречий в
в исламе исламе по второй половине VII в. появились
три направления: хариджиты (араб, харад-
жа — выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая
группировка), шииты и сунниты (ар. шиа — приверженцы, партия;
по-второму Шиат-Али — партия Али).
Хариджитские общины, действовавшие в различное время и в различных
краях Халифата в средние века, утратили прежнюю силу (азракиты,
ибадиты, суфиты и др.). На данный момент существует одна
хариджитская община — ибадиты (в Омане и в некоторых районах
Африки).
Суннизм есть самым большим направлением в исламе, практически
90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от вторых на-
правлений, в суннизме не появлялись особенные, течения либо секты. Толь-
ко в новое время как религиозно-политическое движение показались
ваххабиты.
Разделение ислама на шиизм и суннизм случилось в следствии
политической борьбы за престол халифата. Суннизм, что опирает-
ся на Сунну и Коран, был официальной религией Арабского Халифата.
Последователи суннизма признавали правомерность власти первых
четырех халифов, а шииты вычисляли единственным законным главой
мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) -двоюродного брата и
зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной ду-
ховной власти, т. е. предоставление трона халифов сначала Али, а
по окончании его смерти — его потомкам (так появилось учение об имамате).
Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из
прямых потомков Али. В соответствии с учению имамитов, в конце IX в. две-
надцатый по счету имам — Мухаммед бен аль-Хасан — таинственно
провалился сквозь землю (ал-Ка’им — скрытый). Шииты поклоняются этому имаму и
верят, что перед Страшным Судом явится махди для установления
на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, призна-
ют святость Корана, а в Сунне признают только те хадисы, авторами
которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Совместно
с тем шииты имеют личные священные писания — ахбары, куда
входят хадисы, которые связаны с именем Али.
Местами поклонения у шиитов не считая Мекки являются Неджеф,
Кербела (Ирак), Мешхед и Кум (Иран). самые влиятельными ду-
ховными лицами у шиитов считаются большие муллы (муджтахиды).
Среди мулл самые авторитетные и почитаемые ученые-теологи удо-
стаиваются звания аятолла (божественное знамение), а высшим ран-
гом в шиитской ветви ислама считается великий аятолла
(отражение Аллаха). В отличие от суннитского ислама у шиитов
обширно распространен культ мучеников. Имеется праздник ашура,
что известен и как шахсей-вахсей. По учению шиитских бо-
гословов, в данный сутки был убит сын халифа Али имам Хусайн.
шииты и Сунниты придерживаются разных юридических школ,
в суннизме приняты появившиеся в VIII — XI вв.: ханифитская,
маликитская, шафиитская, ханбалитская. В мире более третьей части
мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка.
Они живут в Афганистане, Индии, Пакистане, Китае, Турции,
Египте, России. Приверженцы маликитской школы преобладают в Се-
верной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка рас-
пространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке
и Пакистане. Ханбалитская школа взяла распространение в
Аравии. В шиизме влиянием пользуется юридическая школа джа-
фаритского толка.
На данный момент шииты живут по большей части в Иране, Ираке,
Ливане, Бахрейне и Йемене, имеется приверженцы шиизма в Афганиста-
не, Пакистане, Индии, Сирии. Шиитами являются многие мусульмане
Азербайджана и кое-какие мусульмане Таджикистана.
современность и Ислам Современное западное. исламоведение
пытается разглядывать исламские государства
как единое целое, в базе которого лежит общность религии.
Обстоятельства усиления влияния и широкого распространения мусульман-
ской религии на все сферы судьбы этих государств они растолковывают
спецификой ислама как религиозной совокупности. В соответствии с концепциям
последовательности европейских и американских ученых, мусульманское возрож-
дение, резкое усиление роли ислама в экономической, политической,
духовной судьбы восточных народов разъясняется следующими
обстоятельствами:
1. Юность ислама. Мусульманская религия появилась значитель-
но позднее вторых религиозных совокупностей и в отличие от них не исчерпала
собственных возможностей. Ислам находится в расцвете собственных сил, играясь
активную роль Сейчас.
2. гибкость и Жизненность мусульманской религии. Жизнеспособ-
ность ислама, согласно точки зрения некоторых западных экспертов, прояв-
ляется в том, что он выстоял, не сдал собственных позиций, не обращая внимания на,
долгий период колонизации восточных государств. Его гибкость свя-
зывается ими и с отсутствием централизованной организации духо-
венства, мешающей своевременному и своевременному ответу
назревших неприятностей.
3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые
знают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедея-
тельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и
социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат опре-
деляет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в со-
вокупности ведет к тому, что ислам выступает как образ судьбы,
полностью определяющий поведение и мировоззрение людей.