Основные направления религиозной философии 17 глава

ресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных — свидетелей

Иеговы, готовит на земле войну с восставшим против Всевышнего Сатаной.

Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил

Сатаны — армагеддон, из-за которой его сторонники и дьявол

погибнут, а иеговисты будут жить в новом мире — едином теократиче-

ском стране во главе с Христом. Свидетелей Иеговы насчиты-

вается около 3 млн. 600 тыс. человек. Их издания Сторожевая

башня, Пробудитесь! и другие издаются на многих языках

громадными тиражами. Штаб-квартира данной организации, имеющей

ответвления во многих государствах мира, находится в Бруклине (пред-

местье Нью-Йорка, США). Группы свидетелей Иеговы имеется и в на-

шей стране.

Кроме рассмотренных конфессий имеется и другие течения проте-

стантизма, одни из которых существуют пара столетий

(к примеру, валъденсы, данкеры, моравские братья, гернгутеры,

унитарии), другие сложились в XIX — XX вв. (мормоны, Новоапо-

стольская церковь, Христианская наука). Кое-какие исследователи на-

зывают их маргинальном протестантизмом, потому, что они вводят

положения вероучения, несвойственные практически всем христианских

конфессий.

Тенденции в современном

протестанцизме Глобальная миссионерская конференция в

Лондоне в 1910 г. положила начало эку-

Социально-политические меническому перемещению, преследующему цель

позиции протестантских церквей — преодолеть догматические и канонические различия в христианстве и связать его с

социальными проблемами современности. Прошедшая в 1948 г. в

Амстердаме Глобальная ассамблея церквей образовала руководящий

орган экуменического перемещения — Глобальный совет церквей (ВСЦ)

с резиденцией в Женеве. Протестантские церкви занимают разные

социально-политические позиции.

Лютеранские и реформатские теологи, в большинстве случаев,

отрицают возможность построения единой социальной теории, осно-

ванной на Библии. Одновременно с этим они подчеркивают важность

христианской нравственности для оценки публичных явлений. В

XIX — начале XX в. был выдвинут лозунг христианского

социализма, началось перемещение социального евангелия. На протяжении

второй мировой многие протестанты поддержали сопротивление

и антинацистскую исповедническую церковь в Германии, не смотря на то, что не-

каковые примкнули к так называемым германским христианам,

приветствовавшим национал-социализм. По окончании войны приобретает рас-

пространение концепция важного общества, критической

дистанции ко всем институтам и светским движениям. В 60-е годы

выдвигаются либерально-модернистские и радикальные теории, под-

вергающие критике капиталистическое общество, разрабатывается да-

же теология революции.

Не смотря на то, что в русле экуменического перемещения была создана кроме того собственная

символическая книга — Христологическое исповедание (Амстердам,

1948), выделяющая общехристианские положения вероучения, ассам-

блеи Глобального совета церквей показали неспособность

экуменистов создать приемлемую для большинства социальную

и вероисповедную программу.

Различия в современном протестантизме — это не столько рас-

хождения в устройстве и вероучении между различными конфессиями,

какое количество различия между тенденциями в одной и той же

конфессии. Как отмечают многие исследователи, либерально

ориентированные реформаты, методисты и лютеране ближе приятель к

приятелю, чем к фундаменталистски настроенным участникам собственных

объединений. С середины XX в. большие конфессии протестантизма:

англиканство, лютеранство, реформатство, конгрегационализм, ме-

тодизм — испытывают сильное действие внешней обмирщенной

среды. В них значительно сократилось число людей, систематично

принимающих участие в богослужении. Вместе с тем появляются

кружки осмысления и интенсивного изучения Библии ее

применительно к новой эре, вера делается не просто унаследо-

ванной от прошлого поколения, но самостоятельно выстраданной.

Самый интенсивно эти процессы идут в американском

протестантизме, что получил определенное своеобразие и достиг

при всем плюрализме значительно большего идейного единства, чем

европейский протестантизм, разделяемый грузом теологических

традиций. направляться подчернуть, что в Соединенных Штатах лишь англиканская

епископальная церковь есть единой в масштабах страны, а все

другие протестантские объединения существуют в виде самостоятель-

ных деноминаций. Это связано и с тем, что их происхождение

восходит к протестантам из различных государств. Но экуменическое

перемещение, развитие миссионерской деятельности стали причиной сот-

рудничеству многих деноминаций США и к созданию Национального

совета церквей Северной Америки, в который входит около 60

деноминаций. В американских протестантских общинах организовал-

ся склад религиозности, что многие исследователи и сами

верующие выделяют в особенный тип протестантизма — еван-

гелический. Вероучительные различия между ними отступают на

задний замысел и практически стираются, главным же делается личное

обращение, личный стремление и религиозный опыт сверять

собственную жизнь с правилами Евангелия, вести активную миссионерскую

деятельность.

В качестве особенного типа исследователями выделяется и туземное

христианство, насчитывающее к 1980 г. уже около 82 млн. человек,

созданное миссионерской деятельностью протестантов. К середине XX

в. более динамичным делается развитие протестантизма в Африке,

Южной Америке, Океании, Азии. Характерным для этого процесса

есть рост Африканских свободных церквей. Уже к 1968 г. их

насчитывалось практически 6 тыс. с более чем 10 млн. последователей.

Кое-какие религиоведы вычисляют кроме того, что эти церкви являются

четвертым большим направлением христианства наровне с ка-

толицизмом, протестантизмом и православием. Во многих из них

отмечается синкретизм, соединение христианских представлений и

символики с этническими религиозными представлениями и куль-

тами, рвение воспринять христианство в африканских терминах,

соединить библейское учение с собственным религиозным опытом,

пророчествами, исцелениями, защитой от злых духов.

В 70 — 80-е годы на западе снизилось членство

протестантских церквей, придерживающихся либеральной ориентации

(епископальной, пресвитерианской). Одновременно с этим фундаменталисты,

евангелические деноминации и особенно общины, ориентированные

на Персональный дары Святого и религиозный опыт возрождения Духа

(в первую очередь пятидесятники), существенно увеличили собственную числен-

ность и влияние. С конца 60-х годов развиваются, а в 70-е годы

консолидируются такие организации, как Национальная ассоциация

евангелистов. Применяя в широком масштабе средства массовой

информации, в особенности телепроповедь, идеологи фундамен-

талистов отстаивают буквальное познание Библии, креационизм,

эсхатологию, учение о личной вере, восстановлении, освящении, дарах

Святого Духа, рождении более, свободу предпринимательства и

конкуренции, протестантскую этику личного успеха, ценности семьи

и порядка. Многие протестантские объединения

озабочены налаживанием экуменических сотрудничества и контактов

с отечественной страной.

Глава X

ИСЛАМ

Ислам (в переводе с арабского покорность, предание себя Всевышнему)

есть одной из самый распространенных религий мира. Мусуль-

манские общины имеются более чем в 120 государствах и объединяют более

800 млн. человек. В 35 государствах мусульмане составляют большая часть

населения, а в 29 государствах последователи ислама являются

влиятельные меньшинства. В 28 государствах ислам признан национален-

ной либо официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран,

Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее

большая часть мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Во-

сточной Азии и Северной Африке.

Происхождение ислама Ислам появился в начале VII в. н.э. на

Аравийском полуострове. Данный период в один раз-

теризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникно-

вением классового общества. В ту пору через Западную Аравию

(Хиджаз) проходил караванный путь, что стало причиной появлению таких

больших городов, как Таиф, Мекка и Медина. В последнем обширно

развернулась торговля, ремесла, и он превратился в большой

политический центр. Но Ирану удалось захватить ус и Йемен-

тановить собственный контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути,

ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию, Иран и Палестину. Ка-

раванный путь начал проходить лишь через Иран. Это, и на-

падения соседних племён и государств приводят к экономическому

разорению и упадку многих арабских племен, повышению числа

неимущих, обострению в общества глубоких противоречий. Пот-

ребности времени делали нужным политическое объединение раз-

розненных племен и создание арабской государственности. Эту задачу

осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама.

Ислам появлялся не сходу, его появлению предшествовали учения

ханифов — ранней формы арабского монотеизма.

Каждое племя имело собственных всевышних, но понемногу верования племен,

самые мощных в политическом и экономическом отношении, ста-

новились необходимыми для менее развитых в экономическом отно-

шении племён и родов. самый влиятельным было племя

курейшитов, ему принадлежало старое святилище Кааба (ар. —

куб.), находящееся в Мекке, выстроенное задолго до появления ислама.

В наружной стенке этого кубообразного храма находится ниша с тёмным

камнем (по всей видимости, метеоритного происхождения). Одним из главных

ритуалов паломников есть почитание этого камня. В Каабе не считая

тёмного камня были размещены более 300 племенных всевышних, исходя из этого

она считалась центром религиозного культа для многих племен,

живущих около Мекки. Племенного всевышнего мекканских ку-

рейшитов — Аллаха (араб. аль-Илах) приверженцы ислама заявили

единственным и всемогущим, положив тем самым начало моно-

теистической религии арабов*

На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм,

христианство, зороастризм, обрядовые пережитки и манихейство ста-

роарабских культов.

Происхождение мусульманской религии связано с деятельностью

пророка Мухаммеда (ок. 570 — 632), одного из активных мекканскйх

ханифов.

Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был

пастухом, после этого женился на богатой вдове и стал торговцем в Мекке.

Около 610 г. он выступил с проповедаю монотеистической религии,

названной им исламом. В собственных выступлениях Мухаммед призывал

к новой вере, основанной на признании единого всевышнего Аллаха, сказал

о братстве верующих, необходимости выполнять простые нормы мо-

рали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благо-

творительной помощи неимущим. Но идеи Мухаммеда не

встретили широкой помощи среди жителей, а мекканская знать

отнеслась к ним враждебно. Не отыскав помощи в Мекке, Мухаммед

повел переговоры с племенами Аус и Хазрадж в Ясрибе (позднее —

Медина, т.е. город пророка), где кое-какие племена исповедовали

иудаизм, и с их помощью в 622 г. с группой собственных приверженцев-

мухаджиров переселился в Медину, пребывавшую в сложных отно-

шениях с Меккой и неоднократно вступавшую с ней в войну .

От этого события (ар. Хиджра — переселение) ведется мусульман-

ское летоисчисление. В Медине Мухаммед получил должность руководителя объединения,

в которое люди вступали не по родному родству, а по религиозному

показателю. Предложенная Мухаммедом новая организация общины на-

шла отклик у мединских низов, заметивших в ней ту защиту и под-

держку, каковые им снабжали когда-то родоплеменные отношения,

а воинствующий темперамент новой общины, направленный сначала

против мекканцев, привлек на часть и сторону Мухаммеда мединской

знати. В следствии была создана мусульманская община (умма), чле-

ны которой признавали Мухаммеда своим пророком. Мусульманская

община носила не только религиозный, но и политический темперамент.

Между Меккой и Мединой в течение последовательности лет шла ожесточенная

борьба, носившая сильно выраженную религиозную окраску. Только в 630

г. мекканская знать вынуждена была принять новое учение, и Мекка

превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское

феодально-религиозное государство стало называться Арабский

Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, помощниками Мухам-

меда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили

в собственных руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам скоро

распространился по всей территории Аравии и превратился в господ-

ствующую религию арабского страны.

Распространение ислама за пределами Аравии связано с ведением

завоевательных войн, что содействовало расширению границ

халифата.

В течение VII — VIII вв. арабы, пользуясь слабостью Византии и

Персии, подчинили собственному господству народы Ближнего и Среднего

Востока, часть Индии, Закавказья, Средней другие страны и Азии.

бЗак.536 161

Через Турцию ислам кроме этого пробрался и в государства Балканского полуост-

рова.

Вероучение ислама Главные положения вероучения ислама

изложены в основной священной книге —

Коране. Мусульмане вычисляют Коран (ар. куран — чтение) высшим

и самый полным из существующих священных писаний. Мусуль-

манское духовенство учит, что Аллах передавал Коран Мухаммеду че-

рез ангела Джабраила отдельными откровениями, в большинстве случаев по

ночам, через видения. Первое видение стало называться Лайлат ал-

кадр (Ночь предопределения) и случилось в ночь с 26 на 27 число

месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каж-

дого мусульманина, учитывая его жажды. Исходя из этого у верующих

принято проводить эту ночь в мечети, просматривать Коран и просить Аллаха

о исполнении собственного жажды.

Полный текст Корана (Сухуф) был собран по окончании смерти Мухам-

меда, после этого при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), заявлен-

ный каноническим. Данный текст относится к концу VII в. Коран

разделен на 114 сур (глав), имеющих разное количество аятов

(стихов) — от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по

различным вариантам счета). Суры размещены не по содержанию и не

по времени их появления, а в порядке убывания длины, за исклю-

чением первой суры, фатихи. Содержание Корана складывается из эсха-

тологических проповедей, предписаний, регулирующих

имущественные, правовые, домашние отношения, в нем находятся бы-

товые поучения и правила, заимствованные из иудейской и христиан-

ской мифологии, старого арабского фольклора.

Ислам включает следующие главные догматы, признание которых

за беспрекословное выполнение и истину считается необходимым для

всех мусульман:

— Вера в Аллаха. Любая сура Корана (не считая 9-й) начинается

с его восхваления: Во имя Аллаха, милостивого, милосердного… Всевышний

сотворил все существующее, Он есть всемогущим, всеведущим и

вездесущим, безотносительным владыкой мира, что руководит природой

и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Всевышним имеется

покорность. В противовес христианскому учению о божественной

Троице ислам говорит, что Всевышний един. В исламе принцип моно-

теизма совершён более последовательно, чем в других религиях.

— Вера в демонов и ангелов. В представлении мусульман это бес-

телесные существа, делающие волю Аллаха. К ним относятся

Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане кроме этого верят в су-

ществование ангелов смерти — Накира и Мункара, стража рая —

Ридвана, стража ада — Малика. В соответствии с исламскому вероучению,

любой мусульманин при жизни имеет двух ангелов, каковые

фиксируют его хорошие и злые (безнравственнее) дела, определяющие его

загробную судьбу в раю либо аду.

— Вера в святость Корана. Он считается словом божьим, боже-

ственным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Му-

хаммеду в течение 22 лет, т. е. до конца его жизни. Исходя из этого в

мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности

Корана.

— Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране

видится множество библейских персонажей от Адама до Иисуса

Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса

(Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков пред-

почтение отдается посланнику Аллаха, печати пророков Мухам-

меду.

— Вера в ад и рай. Мусульманам, неукоснительно делающим

все требования и религиозные предписания, ислам обещает вечное бла-

женство в раю, а неверным и отклонившимся от правил вероучения

— мучения в аду. Мусульмане воображали эдем в виде прекрасного ме-

ста, где все в изобилии: красивая еда, чистая прохладная вода, реки

из молока, вина и мёда, всевозможные удовольствия и т. д. В аду —

муки и бесконечные пытки.

— Вера в божественное предопределение. Это один из наиболее значимых

догматов, в соответствии с которому не существует ничего не зависящего от

воли Аллаха. Все в публичной и личной судьбе происходит по пред-

начертанию всевышнего.

— Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти,

в воскресение из мертвых в сутки Ужасного суда.

Ислам опирается на пять столпов веры (аркан ад-дин), указы-

вающих на наиболее значимые обязанности мусульманина.

Первая обязанность — исповедание веры, т. е. произнесение шаха-

ды (Нет божества не считая Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха)

вслух, познание смысла данной формулы вероучения, искреннее убеж-

дение в ее истинности.

Вторая обязанность — ежедневная пятикратная молитва (перс, на-

маз, ар. салят). Намаз сыграл ключевую роль в закреплении ислама

в сознании людей — чем чаще мусульманин делал эти

предписания, тем глубже становилась его религиозность. Намаз

складывается из 11 частей, порядок которых строго регламентирован. Перед

каждым намазом мусульманин обязан совершить ритуальное омо-

вение. Пятница (яум ал-джума) есть днем коллективной молитвы,

которая проводится в основных мечетях и сопровождается проповедью.

Третьей ритуальной обязанностью мусульманина есть соблю-

*В исламе имеется и другие молитвы, каковые читаются над погибшим, на протяжении хаджжа и

т.д.

дение поста (перс. ураза, ар. саум) в месяц рамазан. Тридцать

дней в году постящийся мусульманин с восхода солнца до наступления тем-

ноты не имеет права ни выпивать, ни имеется, ни курить. В исламе предус-

мотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков,

беременных дам и др.

Четвертой обязанностью мусульманина есть закят — обяза-

тельная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а раз-

меры обложения созданы в шариате. Начальный закят был

необязательной милостыней во имя Аллаха, после этого превратился в обя-

занность для очищения от грехов. Размеры закята (существует еще

необязательное пожертвование — садака) — 1/40 часть годового дохода*.

Пятой обязанностью каждого мусульманина (в случае, если разрешает

физическая и материальная возможность) есть паломничество в

Мекку (хаджж), которое должно совершаться в 12-й месяц мусуль-

манского календаря. Хаджж пребывает в посещении Мекки, в первую очередь

Каабы, основной святыни ислама, гробницы Мухаммеда в Медине, а

кроме этого вторых священных мест Хиджаза и в исполнении разных

обрядов.

Шариат В шариате (ар. шариа — прямой,

верный путь) сведены в единую совокупность

законы, регулирующие всю публичную и личную судьбу последо-

вателей ислама, юридические, нравственные и культурные

предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обя-

зательными для всех мусульман.

Источником шариата и его составной части — мусульманского пра-

ва (фикх) являются Сунна и Коран (ар. — обычай, пример) — сборник

хадисов, т. е. деяний и изречений Мухаммеда. Шариат начал офор-

мляться в VIII в. и включил такие нормы, каковые регулируют го-

сударственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские,

бытовые и другие взаимоотношения мусульман.

Сперва все действия мусульман разделялись на два вида — за-

претное (харом) и одобренное (мустахиб). К моменту окончательного

формирования шариата действия были поделены на пять категорий:

фарз — действия, исполнение которых считалось необходимым; сун-

нат — исполнение нужно; мухоб — необязательные действия; мак-

рух — нежелательные действия; харом — строго запрещенные виды

действия.

По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра

на музыкальных инструментах, украшение дома художественными

скульптурными изображениями и картинами животных и человека,

*В мусульманских государствах существуют кроме этого хумс — налог от частной собственности, что образовывает 1 /5 часть дохода, закят аль-фитра — налог во

время поста уразы, джиза- налог от иноверцев.

вступление в законный брак с иноверцем, в случае, если последний не примет ислам, и

т. п. На данный момент из этих запретов многие теряют собственную

силу.

По шариату, главными мусульманскими праздниками (узаконены

всего два) являются праздник ид аль-адха — великий праздник жер-

твоприношения (тюрк, курбан-байрам) и ид аль-фитра — небольшой

праздник разговения (тюрк, ураза-байрам). Отмечаются кроме этого мав-

люд (сутки рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на

небо) и пятница (сутки публичной молитвы). Помимо этого, у каждого

народа в регионе классического распространения ислама существуют

и переходят много поколений своеобразные обряды и риту-

алы, и праздники и доисламские обряды.

Главные направления В следствии внутренних противоречий в

в исламе исламе по второй половине VII в. появились

три направления: хариджиты (араб, харад-

жа — выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая

группировка), шииты и сунниты (ар. шиа — приверженцы, партия;

по-второму Шиат-Али — партия Али).

Хариджитские общины, действовавшие в различное время и в различных

краях Халифата в средние века, утратили прежнюю силу (азракиты,

ибадиты, суфиты и др.). На данный момент существует одна

хариджитская община — ибадиты (в Омане и в некоторых районах

Африки).

Суннизм есть самым большим направлением в исламе, практически

90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от вторых на-

правлений, в суннизме не появлялись особенные, течения либо секты. Толь-

ко в новое время как религиозно-политическое движение показались

ваххабиты.

Разделение ислама на шиизм и суннизм случилось в следствии

политической борьбы за престол халифата. Суннизм, что опирает-

ся на Сунну и Коран, был официальной религией Арабского Халифата.

Последователи суннизма признавали правомерность власти первых

четырех халифов, а шииты вычисляли единственным законным главой

мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) -двоюродного брата и

зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной ду-

ховной власти, т. е. предоставление трона халифов сначала Али, а

по окончании его смерти — его потомкам (так появилось учение об имамате).

Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из

прямых потомков Али. В соответствии с учению имамитов, в конце IX в. две-

надцатый по счету имам — Мухаммед бен аль-Хасан — таинственно

провалился сквозь землю (ал-Ка’им — скрытый). Шииты поклоняются этому имаму и

верят, что перед Страшным Судом явится махди для установления

на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, призна-

ют святость Корана, а в Сунне признают только те хадисы, авторами

которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Совместно

с тем шииты имеют личные священные писания — ахбары, куда

входят хадисы, которые связаны с именем Али.

Местами поклонения у шиитов не считая Мекки являются Неджеф,

Кербела (Ирак), Мешхед и Кум (Иран). самые влиятельными ду-

ховными лицами у шиитов считаются большие муллы (муджтахиды).

Среди мулл самые авторитетные и почитаемые ученые-теологи удо-

стаиваются звания аятолла (божественное знамение), а высшим ран-

гом в шиитской ветви ислама считается великий аятолла

(отражение Аллаха). В отличие от суннитского ислама у шиитов

обширно распространен культ мучеников. Имеется праздник ашура,

что известен и как шахсей-вахсей. По учению шиитских бо-

гословов, в данный сутки был убит сын халифа Али имам Хусайн.

шииты и Сунниты придерживаются разных юридических школ,

в суннизме приняты появившиеся в VIII — XI вв.: ханифитская,

маликитская, шафиитская, ханбалитская. В мире более третьей части

мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка.

Они живут в Афганистане, Индии, Пакистане, Китае, Турции,

Египте, России. Приверженцы маликитской школы преобладают в Се-

верной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка рас-

пространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке

и Пакистане. Ханбалитская школа взяла распространение в

Аравии. В шиизме влиянием пользуется юридическая школа джа-

фаритского толка.

На данный момент шииты живут по большей части в Иране, Ираке,

Ливане, Бахрейне и Йемене, имеется приверженцы шиизма в Афганиста-

не, Пакистане, Индии, Сирии. Шиитами являются многие мусульмане

Азербайджана и кое-какие мусульмане Таджикистана.

современность и Ислам Современное западное. исламоведение

пытается разглядывать исламские государства

как единое целое, в базе которого лежит общность религии.

Обстоятельства усиления влияния и широкого распространения мусульман-

ской религии на все сферы судьбы этих государств они растолковывают

спецификой ислама как религиозной совокупности. В соответствии с концепциям

последовательности европейских и американских ученых, мусульманское возрож-

дение, резкое усиление роли ислама в экономической, политической,

духовной судьбы восточных народов разъясняется следующими

обстоятельствами:

1. Юность ислама. Мусульманская религия появилась значитель-

но позднее вторых религиозных совокупностей и в отличие от них не исчерпала

собственных возможностей. Ислам находится в расцвете собственных сил, играясь

активную роль Сейчас.

2. гибкость и Жизненность мусульманской религии. Жизнеспособ-

ность ислама, согласно точки зрения некоторых западных экспертов, прояв-

ляется в том, что он выстоял, не сдал собственных позиций, не обращая внимания на,

долгий период колонизации восточных государств. Его гибкость свя-

зывается ими и с отсутствием централизованной организации духо-

венства, мешающей своевременному и своевременному ответу

назревших неприятностей.

3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые

знают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедея-

тельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и

социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат опре-

деляет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в со-

вокупности ведет к тому, что ислам выступает как образ судьбы,

полностью определяющий поведение и мировоззрение людей.

Философия Возрождения.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: