Основные направления религиозной философии 1 глава

Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.

Базы религиоведения.

Учебник.

Под редакцией И. Н. Яблокова

ББК 86.3

0-75

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Рекомендовано Госкомитетом

РФ

по высшему образованию

Критики: кафедра философии религии Ростовского национального

университета (зав. кафедрой д-р филос. наук проф. направляться. С. Капустин); д-р филос.

наук проф. Н. С. Семенкин (Республиканский университет увеличения

квалификации работников образования)

Базы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, |М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.:

Высш. шк., 1994.- 368 с.

ISBN 5-06-002849-6

В книжке представлены разные теории религии, созданные в мировом

религиоведении. При изложении истории религии дается описание как националь-

ных религий — даосизма, индуизма, иудаизма и др., так и мировых — буддизма,

христианства, ислама. Особенное внимание уделяется главным направлениям

теологии и религиозной философии — буддийской, христианской, мусульманской,

надконфессиональной. Свобода мысли, совести, убеждений и религии интерп-

ретируется в соответствии с интернациональными правовыми документами, законода-

тельными актами у нас, снабжающими права человека в данной области.

Для преподавателей и студентов институтов.

ISBN 5-06-002849-6 (c)Коллектив авторов, 1994

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предмет религиоведения ………………………….. 5

Раздел первый

БАЗЫ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ

Глава I. Определение религии …………………….. 13

§ 1. Типы определений ………………………. 13

§ 2. Сущностные характеристики религии …………….. 33

Глава П. Детерминация религии ……………………. 38

§ 1. Социумные базы ………………………. 40

§ 2. Психотерапевтические факторы …………………… 43

§ 3. Гносеологические предпосылки ………………… 45

Гл а в а Ш.структура и Элементы религии ………………… 49

§ 1. Религиозное сознание ……………………… 49

§ 2. Религиозная деятельность …………………… 54

§ 3. Религиозные отношения ……………………. 57

§ 4. Религиозные организации …………………… 59

Глава IV. Религия в совокупности культуры …………………. 61

Глава V. Функции и роль религии …………………… 67

Раздел второй

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

Глава VI. Происхождение религии ………………….. 72

Глава VII. Национальные религии …………………… 79

§ 1. Индуизм ……………………………. 79

§ 2. Джайнизм …………………………… 86

§ 3. Сикхизм……………………………. 88

§ 4. Парсизм ………………. ………….. 92

§ 5. Конфуцианство ………………………… 95

§ 6. Даосизм ……………………………. 98

§ 7. Синто ……………………………… 101

§ 8. Иудаизм ……………………………. 107

Глава VIII. Буддизм …………………………… 114

Глава IX. Христианство ………………………… 126

§ 1. Происхождение христианства …………………. 126

§ 2. Православие ………………………….. 132

§ 3. Католицизм ………………………….. 140

§ 4. Протестантизм …………………………. 147

Глава X. Ислам ……………………………. 159

Глава XI. Современные нетрадиционные культы … 171

Раздел третий

ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Глава XII. Буддийская философия ………………….. 177

§ 1. Философия хинаяны ……………………… 177

§ 2. Философия махаяны ……………………… 181

Глава ХШ. Православная философия ………………… 188

§ 1. Отвлечённая философия ………………….. 190

§ 2. Метафизика всеединства ……………………. 193

§ 3. Новое религиозное сознание ………………….. 198

Глава XIV. Католическая философия …………………. 201

§ 1. Неотомизм …………………………… 201

§ 2. Неоавгустинизм ………………………… 206

§ 3. Тейярдизм …………………………… 209

Глава XV. теология и Протестантская философия …………… 212

Глава XVI. теология и Мусульманская философия ………….. 222

Глава XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия 233

§ 1. Теософия ……………………………. 234

§ 2. Антропософия …………………………. 238

§ 3. Агни Йога …………………………… 241

Раздел четвертый

СВОБОДОМЫСЛИЕ В ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава XVIII. Свободомыслие как явление духовной культуры …….. 246

Глава XIX. Свободомыслие в старом мире ……………… 253

Глава XX. Свободомыслие в эру феодализма ……………. 258

§ 1. Свободомыслие в средние века ………………… 258

§ 2. Свободомыслие Восстановления …………………. 267

Глава XXI. Свободомыслие в новейшее время и новое …………. 271

§ 1. Свободомыслие в новое время на западе ………. 271

§ 2. Свободомыслие в РФ в XVII — XX столетиях …………. 280

§ 3. Свободомыслие за границей в двадцатом веке …………….. 289

Раздел пятый

ДИАЛОГ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ

О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, МИРЕ

Глава XXII. его типы и Мировоззрение ………………… 295

Глава XXIII. Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях . . 299

Глава XXIV. Мировоззренческое значение естествознания ……… 307

Глава XXV. Мировоззренческое значение обществознания … 317

Глава XXVI. Нравственное значение религиозного и нерелигиозного мировоззрений ………………………………. 323

Глава XXVII. Эстетические неприятности в религиозном и нерелигиозном

мировоззрениях ………………………………. 330

Раздел шестой.

СВОБОДА СОВЕСТИ

Глава XXVIII. развитие и Формирование представлений о свободе совести 339

Глава XXIX. Свобода совести в истории Отечества ………….. 347

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебник Базы религиоведения издается у нас впер-

вые. Его содержание соответствует программе курса религиоведения

в ВУЗах. Книга написана на базе фундамен-

тальных изучений, совершённых сейчас; авторы

стремились отразить успехи, полученные в отечественной и за-

рубежной науке.

Современное религиоведение содержит громадный количество теоретиче-

ской и эмпирической информации, исходя из этого авторы приняли опреде-

ленные ограничения, каковые реализовывались при отборе

применяемых данных. Строение книги, последовательность изложения

материала не в полной мере соответствуют сложившимся в религиоведении

разделам. При изложении баз теории религии дается синтез фило-

софского, социологического, психотерапевтического рассмотрения объекта.

Очерк истории религии включает описание главных вех эволюции

сейчас существующих религий, преимущественное внимание уделяется

мировым религиям.

Было признано целесообразным предложить вниманию студентов,

среди них и нефилософских профессий, анализ главных на-

правлений религиозной философии, складывающейся и развивающейся

на базе мировых религий — буддийской, христианской, мусульман-

ской — и их конфессий, и надконфессиональной синкретической

философии — теософии, антропософии, Агни Йоги.

Не остались без традиции и внимания свободомыслия в истории

духовной культуры. Раскрыто содержание диалога религиозных и не-

религиозных мировоззрений о человеке, мире, обществе, как он скла-

дывался исторически и развертывается сейчас. Прослежен процесс

развития и формирования представлений о свободе совести, в том

числе и в истории Отечества. Продемонстрированы эволюция и состояние

религиозных организаций у нас в наше время.

Учебник подготовлен кафедрой философии религии и религиове-

дения философского факультета московского университета им. М. В. Ломоносова совместно

с учеными исторического отделения Африки стран и Института Азии

при МГУ им. М. В. Ломоносова, вторых подразделений университета

и последовательности институтов страны.

Авторы книжки: предисловие, Предмет религиоведения, гл.

I, II, III, IV, V — д-р филос., наук И. Н. Яблоков; в гл. I § 1 (о

концепциях К. Г. Юнга и Э.Фромма) — канд. филос. наук

Е. В. Рязанова; гл. VI — канд. филос. наук А. Н. Красников; в гл.

VII § 1 — канд. ист. наук Б. А. Иванов, канд. ист. наук

А. В. Лихачева, М. Г. Мокринский, канд. ист. наук А. Л. Сафронова,

§ 2 — М. Г. Мокринский, § 3 — А. В, Лихачева, § 4 — Б. А. Иванов,

§ 5, 6 — д-р ист. наук 3. Г, Лапина, § 7 — д-р ист. наук

Г. Б. Навлицкая, § 8 — канд. ист. наук А. В. Крылов; гл. VIII —

Б. А. Иванов, А. В. Лихачева, А. Л. Сафронова, д-р ист. наук

Н. Н. Бектемирова, Б. Китинов; в гл. IX § 1, 2 -д-р филос.

наук [Н. П. Новиков], § 3 — д-р филос. наук И. Я. Кантеров,

д-р филос. наук Ф. Г. Овсиенко, § 4 — д-р филос. наук

К. И. Никонов; гл. X — д-р филос. наук А. И. Абдусамедов, д-р

филос. наук Р. Г. Балтанов, канд. ист, наук Ф. М. Ацамба, канд.

ист. наук С. А. Кириллина; гл. XI — канд. филос. наук

Т.Н. Семенова; гл. XII — канд. ист. наук А. Н. Игнатович; гл.

XIII-[М П. Новиков;] в гл. XIV § 1 — Ф. Г. Овсиенко, § 2 — д-р

филос. наук А. А. Радугин, § 3 — Ф. Г. Овсиенко, А. А. Радугин; гл.

XV — К. И. Никонов; гл. XVI — Ф. М. Ацамба, С. А. Кириллина; гл.

XVII -канд. филос. наук В. А. Трефилов; гл. XVIII, XIX, XX —

д-р филос. наук 3; А. Тажуризина; в гл. XXI § 1 —

3. А. Тажуризина, канд. филос. наук А. С. Попов, § 2 —

3. А. Тажуризина, канд. филос. наук Н. К, Дмитриева, А. С. Попов,

§ 3 — канд. филос. наук 3. П. Трофимова; гл. XXII — д-р филос.

наук Ю. Ф. Борунков; гл. XXIII- К. И. Никонов; гл. XXIV —

Ю. Ф. Борунков, д-р филос. наук С. В. Девятова, канд. филос. наук

В. В. Винокуров; гл. XXV — Ю. Ф. Борунков; гл. XXVI —

А. С. Попов; гл. XXVII -д-р филос. наук В. С. Глаголев; гл. XXVIII

— канд. филос. наук В. Н. Савельев, 3. А. Тажуризина; гл. XXIX

— В. Н. Савельев, канд, филос. наук С. М. Орлов, канд. филос. наук

А. С. Ярцева, 3. А. Тажуризина.

ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Рвение человека к познанию Вселенной, общества, самого се-

бя, процессов и отдельных явлений в окружающем мире неиссякаемо

и всегда. Огромен массив накопленной научной информации, громадно

число отраслей естественных и гуманитарных наук, а процесс поз-

нания длится. Нереально охватить целый количество накопленных

человечеством знаний. Но, осваивая ключевые принципы, положения,

понятия и факты соответствующей науки, человек входит в ее мир,

находит для себя в нем ориентиры, дабы после этого воспользоваться

купленным в собственной практической жизни, в собственных духовных

исканиях. Имеется знания, каковые нужны эксперту для успеш-

ной деятельности в собственной области. Но имеется и такие понятия, идеи,

теории, факты, освоение которых принципиально важно для становления каждого че-

ловека как личности, для создания его духовной культуры. К

отраслям, содержащим для того чтобы рода знания, относится религиоведение.

Определение предмета Религиоведение как комплексная относитель-

но независимая отрасль знания складыва-

лось начиная с XIX в., не смотря на то, что соответствующие знания накапливались

в течение столетий. Оно конституировалось на стыке неспециализированной и социальной

философии, истории философии, социологии, антропологии, психо-

логии, лингвистики, общей истории, этнологии, археологии и

вторых наук. Религиоведение изучает закономерности происхождения,

функционирования и развития религии, ее различные ком и строение-

поненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории

общества, взаимодействие и взаимосвязь других областей и религии

культуры. Главным в нем есть философское содержание, что обус-

ловлено по крайней мере двумя событиями. Во-первых, тем, что

центральное место в нем занимает разработка самые универсальных

теорий и понятий объекта. Исходя из этого религиоведение делает мето-

дологическую функцию по отношению к конкретным наукам — лите-

ратуроведению, фольклористике, языкознанию, правоведению,

этнографии, искусствоведению и др., в то время, когда они обращаются к анализу

религии со своей личной точки зрения.

Во-вторых, изучение религии неизбежно обращается к фило-

софско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При

рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие

философской мысли, на историю естественных и публичных наук,

особенно на успехи современной научно-технической революции,

на научное объяснение религии. Удачи человековедения, медицины,

психологии, педагогики, истории, физики, химии, кибернетики,

биологии, космологии, других наук и экологии являются основой

решения соответствующих мировоззренческих неприятностей.

Главные разделы. Религоведение сейчас включает последовательность разделов,

главными среди которых являются философия,

социология, психология, феноменология, история религии.

Философия религии — совокупность философских понятий,

правил, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти

концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется

под углом зрения какого-либо субординирующего принципа — ма-

териализма, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, праг-

матизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа.

Социология религии изучает публичную детерминированность

религии, публичные закономерности ее происхождения, развития и

функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль

в публичной совокупности, влияние религии на другие элементы данной

совокупности и специфику обратного действия данной публичной

совокупности на религию.

Психология религии исследует психотерапевтические закономерности

происхождения, функционирования и развития религиозных явлений

публичной, групповой и личной психологии (потребно-

стей, эмоций, настроений, традиций и т. д.), содержание, структуру,

направленность этих явлений, их роль и место в религиозном ком-

плексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности обще-

ства, групп, личностей.

Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели,

мотивы фактически взаимодействующих, находящихся в ком-

муникации индивидов с позиций реализующихся значений и

смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений

религии, классифицирует их на базе сравнения и сопоставления.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир

религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое разных

религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет инфор-

мацию о бессчётных существовавших и существующих религиях.

Философия раскрывает глубинные сущностные особенности религии;

социология, психология, феноменология, история разрешают заметить,

как она предстает в различных ипостасях и на различных уровнях, как она

обнаруживается в разных религиозных феноменах*.

Наровне с перечисленными выделяют раздел, включающий знания

о свободомыслии в отношении религии, В этом разделе раскрываются

содержание свободомыслия, закономерности его развития, функции в

обществе и в жизни личности, исследуются его разные проявления,

В учебном пособии не представляется вероятным строго развести материал по всем

указанным разделам. Исходя из этого на протяжении теоретического анализа религии (гл. I -V) дается

синтез философского, социологического, психотерапевтического, феноменологического и

другого рассмотрения.

описываются его история, этапы и типы развития, представленность

его в различные эры на концептуальном уровне и в народном сознании,

в науке, морали, мастерстве, политике, философии, теологии.

Классы понятий В религиоведении выделяется последовательность групп

и терминов и терминов понятий:

1. В нем используютсяобщефилософские и социально-философские

категории — бытие, сознание, познание, отражение, знак, истина, заблуждение, фантазия, общество, материальное и духовное производство, культура, отчуждение.

2. 2. Громадное место занимают понятия и термины, пришедшие из логики, этики, эстетики: символ, значение, суть, совесть, ответственность, милосердие, сострадание, красота.

3. Класс общенаучных понятий, таких, как: совокупность, структура, функция, роль, закон и др. Они используются в области разных наук (среди них и отечественной) и требуют обнаружения соответствующих типов связей при анализе любого объекта.

4. Потому, что учение о религии взаимодействует с конкретными науками, оно заимствует из них и частнонаучные понятия, такие, как эра, право, иллюзия, вера, чувство, настроение, страдание, общение, язык, жизнь, смерть. Как общенаучные, так и частнонаучные категории наполняются

соответствующим конкретным содержанием.

5. Более узкую понятийную и терминологическую систему составляют особые религиоведческие понятия — религия, теология, религиозный культ, церковь, конфессия, храм, молитва, теизм, деизм, пантеизм, атеизм, скептицизм. Особенное место занимают понятия и термины Всевышний, ангел, преисподняя, эдем, бодхисаттва, провидение, карма и т. п., каковые в науке имеют иное значение, чем в религии, не смотря на то, что нужно всегда иметь в виду их религиозные значения.

6. Наконец, имеется класс понятий, отражающих процессы трансформации

религии: эволюция и развитие религии, сакрализация, секу-

ляризация, церквообразование, расцерковывание, сектообразование, детеологизация, демифологизация, модернизация.

Способы изучения Являясь комплексной дисциплиной,

религиоведение применяет много

разнообразных способов познания. Как и в любой науке, в ней приме-

няются общефилософский, социально-философский, особые

общенаучные и частнонаучные, теоретические и эмпирические способы:

диалектика, системный способ, анализ, синтез, абстрагирование, обоб-

щение, экстраполяция, моделирование, аналогия, догадка, индукция,

дедукция, наблюдение, опыт и пр. В соответствующих разделах,

не считая названных, употребляются собственные способы. Так, в социологии

религии дают плодотворные результаты способы установления социаль-

ных фактов: изучение документов, опросы разнообразные — интервью,

анкетирование и пр., способы первичной обработки взятых дан-

ных: группировка, ранжирование, составление статистических таблиц

и др. Психология религии применяет анализ биографий, проективные

тесты, личностные опросники, способы изучения установок и

диспозиций личности, социометрию и т. д.

В изучениях религии созданы такие подходы, каковые

интегрируют многие частные приемы. Они с успехом используются в

течение многих лет, дают плодотворные результаты и сейчас.

Каузальный анализ имеет в виду изучение причинно-следствен-

ных взаимоотношений, эволюции причин и выявление возникновения

разных явлений религии. В соответствии с правилам этого анализа,

главным вопросом которого есть по какой причине?, религия не имеет возможности

быть осознана только из самой себя, она не сущность causa sui (обстоятельство

самой себя). Конкретно причинное объяснение в первую очередь оказывает помощь

обеспечить выведение разных религиозных и нерелигиозных форм

из каких-то настоящих взаимоотношений в жизнедеятельности людей.

Историзм, исходя из единства исторического и логического,

применяет в качестве инструмента познания логику истории, которая

разрешает осознать современное состояние объекта как что-то ставшее

и вместе с тем дает управление к верному осмыслению событий

и фактов прошлого. Историзм может выступать в нескольких

разновидностях. Генетический подход имеет в виду

выведение последующих этапов развития из начальной фазы. На протяжении

данной процедуры ответственное значение имеет отыскание промежуточных

звеньев в цепи эволюции. Иначе, чем дальше в глубь

столетий направляет собственный поиск исследователь, тем меньше в его

распоряжении фактического материала. В этом случае историзм

предстает в форме актуализма: потому, что современное состояние

всякого явления имеется результат развития, изучение этого состояния

разрешает создать теоретическую модель, которая может оказать помощь

характеризовать явление в его предшествующих фазах, а также

и начальных. Сравнительно-историческое исследо-

вание сопоставляет различные этапы развития одной и той же религии

в разные моменты времени, различные религии, существующие

в один момент, но находящиеся на различных стадиях развития. Громадное

значение имеет сравнение сопоставимых образов различных религий

(к примеру, Христа и Будды). На базе сравнительного анализа

сформировалась особая область изучения — сравнительное

религиоведение.

Типологический способ является совокупностью процедур

группировки и расчленения изучаемых объектов по каким-либо

показателям. В следствии типологизации получаются статистически

устойчивые группы показателей — типы, каковые задают модель

типологической общности для определенных объектов, явлении.

Инвариантность показателей какого-либо объекта разрешает относить его

к соответствующему типу. Различия показателей объектов в типа

случаен , эти различия незначительны по срав-

нению с различиями особенностей объектов различных типов. Посредством

типологизации взяты характеристики исторических типов

религий, типов свободомыслия.

Феноменологический способ включает совокупность приемов

смыслов и выяснения значений в духовном сотрудничестве людей,

соотносит мотивы, представления, идеи, цели фактически действу-

ющих индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи

их поведения, оказывает помощь найти формальные структуры общения,

субъективные факторы публичных взаимоотношений. Применение

приемов феноменологического анализа содействовало выделению

одного из разделов религиоведения — феноменологии религии.

Структурно-функциональный анализ имеет дело с объектами,

воображающими собой совокупности, и направлен на раскрытие их

функционирования и строения. Результатом есть выделение

элементов, каковые соотносятся с другими элементами и с совокупностью

в целом, выяснение воздейственности этих элементов. Такая же

операция возможно проделана и над каждым выделенным

элементом, что, со своей стороны, является системой

(систему). С данной точки зрения религия предстает в качестве

системы, включающей кое-какие элементы и делающей

соответствующие функции.

Среди учений о религии имеется религиозные (конфессиональные) и

нерелигиозные (неконфессиональные). К религиозным относятся те

направления, каковые представлены теологами, и вторыми

исследователями, каковые не смотря на то, что и не являются богословами, но стоят на

позициях религиозного мировоззрения. В этом случае изучение объекта

конкретно связано с религиозными заинтересованностями. Нерелигиозные

течения базируются на иных исходных мировоззренческих правилах.

Согласно точки зрения конфессиональных исследователей, в базе понимания

религии обязана лежать религиозная вера, познание сущности религии

доступно только для верующей души. Дабы познание было успешным,

нужны орган религии, свойство чувствования.

без сомнений, персональный религиозный опыт исследователя в ходе

самонаблюдения делается объектом внутреннего созерцания, на протяжении

которого возможно взят неповторимый материал, имеющий

громадное значение для развития религиоведческого познания. Но

результаты самонаблюдения требуют теоретической интерпретации.

Нерелигиозный исследователь, применяя способы современной науки

(о них уже шла обращение), имеет возможность удачно познавать и

разные феномены религии, и ее сущность. Отсутствие религиозной

веры восполняется фундаментальной и важной религиоведче-

ской компетентностью и образованностью. Правильно, что при познании

субъективного религиозного опыта может оказаться недейственной

сухая формально-логическая рациональность. Но имеется и иные виды

рациональности, познавательное значение имеют и эмоции (вчув-

ствование). Высокопрофессиональный религиовед обладает и такими

приемами постижения объекта.

Правила изложения При раскрытии содержания, в размещении фактов и теоретического материала, в

методике и дидактике религиоведения реализуются некоторыепринципы. Охарактеризуем их.

Исходный принцип — строгая объективность, конкретно-историче-

ское рассмотрение предмета. Не приняты абстрактные стереотипы,

в соответствии с которым чёрная и яркая краски заблаговременно предназна-

чаются для живописания явлений религии либо свободомыслия.

Излагаются научно обоснованные положения, прочно установленные

факты; употребляются результаты, полученные в мировом религиове-

дении, философии. расстановка и Подбор теоретического и фактиче-

ского материала осуществляются с целью максимально

совершенно верно воспроизвести историю, дабы в ней искусственно не

образовывались пустоты и белые пятна.

Второй принцип — рассмотрение религии, религиозной

философии, свободомыслия в контексте развития духовной культуры.

Религиоведение занимается изучением необычных ее областей

в их современности и истории, соответственно, в собственном нюансе решает

последовательность культурологических неприятностей. Выявляются изюминке религии

как феномена культуры, свойства религиозно-культурных образо-

ваний, специфика религиозной философии, своеобразие разных

выражений свободомыслия в личности жизни и духовной общества.

Еще один принцип — анализ мировоззренческих вопросов под

углом зрения неприятностей бытия человека, его сущности и существо-

вания, цели и смысла жизни, бессмертия и смерти, в противном случае говоря,

в плане рассмотрения последовательности вопросов философской антропологии.

Принято познание мировоззрения в широком смысле слова:

мировоззрение образуют самые обобщённые знания на мир в

целом и отдельные явления в нем, на человечество и человека,

место их в мире, на общество и его отдельные сферы, на процесс

познания; оно синтезирует экономические, социально-политические,

правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские

и другие взоры. Мировоззрение включает картину природы,

Философия ее предмет и место в культуре


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: