Основные направления религиозной философии 4 глава

вычисляет иллюзией, потому, что к ее мотивировке примешано выполнение

жажды; по собственной психотерапевтической природе и религиозные учения

выясняются иллюзиями. Под влиянием рационального начала человек

со временем расстанется с религией, получит чувство действительности.

В аналитической психологии К. Г. Юнга (1875-1961), швей-

культуролога и царского психолога, религиозные представления

выступают как продукты коллективного бессознательного, а пос-

леднее — как базисный религиозный феномен. Он думает, что

вытесненные содержания личного опыта индивида составляют только

поверхностный слой бессознательного; более глубочайший и более

значимый слой есть врожденным и имеет не личную,

а общую природу. Коллективное бессознательное аналогично у

всех людей и образует тем самым общее основание душевной

жизни каждого, будучи по природе сверхличным 30 . Содержание

коллективного бессознательного составляют архетипы: …говоря о

содержаниях коллективного бессознательного, мы имеем дело с

старейшими, лучше сообщить, изначальными типами, т. е. испокон

веку наличными общими образами 31 . Они смогут раскрываться

сознанию во сне, в медиумическом трансе либо в мистическом

откровении. Вторым выражением архетипов являются мифы, сказки,

религиозные учения. Во всех этих случаях сознание имеет дело с

более либо менее переработанными архетипами, предстающими в

виде совокупностей знаков.

Религию К. Г. Юнг определяет как тщательное наблюдение за

тем, что Р. Отто назвал нуминозным. Религия, — пишет К. Г. Юнг,

— есть особенной установкой людской ума… внимательное рас-

смотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, поня-

тыми как силы, духи,.,демоны, всевышние, законы, идеи, совершенства-и все

другие заглавия, эти человеком подобным факторам, найден-

ным им в собственном мире в качестве могущественных, страшных; или спо-

собных оказать такую помощь, что с ними необходимо принимать во внимание; или

достаточно величественных, красивых, осмысленных, дабы благо-

говейно обожать их и преклоняться перед ними… Возможно заявить, что

религия — это понятие, обозначающее особенную установку сознания,

поменянного опытом нуминозного32.

Полученные в следствии переработки изначальных априорных ар-

хетипов вечные образы, содержащиеся в символических совокупностях,

должны завлекать, убеждать, очаровывать, потрясать. Они, — пола-

гает К. Г. Юнг, — созданы из материала откровения и отображают

начальный опыт божества. Они открывают человеку путь к

пониманию божественного и в один момент предохраняют от непосред-

ственного с ним соприкосновения. Благодаря тысячелетним упрочнениям

человеческого духа эти образы уложены во всеохватывающую совокупность

мироупорядочивающих мыслей. Они предстают в то же самое время

в виде могущественного, широкого, издревле почитаемого университета,

каковым есть церковь33. Психологию не занимает вопрос об

истинности либо ложности идеи, она интересуется только фак-

том наличия идеи, к примеру непорочного зачатия. С позиций

психологии эта мысль подлинна ровно так, как она суще-

ствует. К. Г. Юнг видит в религии коллективно вырабатываемую фор-

му защиты от невроза совершает вывод о психотерапевтической

обращения и необходимости религии к ней человека в его рвении

к душевному здоровью.

Гуманистический психоанализ немецко-американского филосо-

фа, психолога и социолога Э. Фромма (1900- 1980) переосмысливает

символику бессознательного, заостряя внимание на несоответствиях

людской существования, конфликтных обстановках, вызванных

социокультурными факторами в обществе тотального отчуждения.

Понятие религии приобретает широкое толкование. Неправомерно

сводить религию лишь к тем совокупностям, в центре которых находятся

сверхъестественные силы и Бог; не считая монотеистических существо-

вало и существует множество иных религий. И светские совокупности,

такие, как современный авторитаризм, психологически нужно

отнести к религиозным, …под религией, — пишет Э. Фромм, — я

осознаю любую совокупность действий и взглядов, которой придержива-

ется какая-то группа и которая дает индивиду объект

поклонения и систему ориентации 34 . Религиозность усматривается

в любом служении совершенствам, независимо от того, поклоняется человек

идолам, святым и богам, либо вождям, классу, партии и нации, либо

успеху, достатку и силе. Любой человек есть религиозным, а

религия — неизбежно присущей всем историческим эрам. Одной

из разновидностей религии Э. Фромм вычисляет невроз. Он перево-

рачивает формулу 3. Фрейда, который считал религию коллективным

неврозом, и трактует невроз как личную форму религии либо,

правильнее, как регрессию к примитивным формам религии, находящимся

в конфликте с официально признанными формами религиозной

мысли 35 .

Э.Фромм различает авторитарную и гуманистическую религии.

Авторитарной религию делает мысль, в соответствии с которой человек обязан

повиноваться внешней силе, господствующей над ним. Основная добро-

детель таковой религии — послушание, а основной грех — неповино-

вение. Согласно точки зрения Э. Фромма, повиновение могущественной власти

представляет собой один из способов, при помощи которого человек

избавляется от собственной ограниченности и чувства одиночества.

Этим актом подчинения он утрачивает цельность и свою независимость

как индивид, но обретает чувство защищенности и безопасности бла-

годаря вгоняющей в ужас и благоговение силе, частью которой он как

бы делается36. Гуманистическая религия, наоборот, сосредоточена

на его способностях и человеке, ориентируя индивида на самостоя-

тельность и веру в личные силы, на реализацию собственного

потенциала; она утверждает сокровище людской личности, право

человека на свободу и счастье. Религиозное переживание в для того чтобы рода

религии имеется переживание единства со всём сущим, основанное на род-

ственном отношении к миру, осознанном при помощи мысли и любви.

Гуманистическая религия развивает свойстве любви к ближнему

и к самому себе и чувство солидарности со всеми живыми существами.

Целью человека в таковой религии есть достижение величайшей

силы, а не величайшего бессилия, добродетелью — самореализация, а

не покорность.

Э. Фромм думает, что религиозный опыт не обязательно связан

с теизмом, и идею Всевышнего разглядывает как символическую. Но

безбожие, с его точки зрения, не свидетельствует безрелигиозности, и соб-

ственную концепцию психоанализа Э. Фромм провозглашает новой

теологией.

Этнологический Этнологические теории строятся на базе

подход применения этнографического материала, а

для объяснения религии значительно чаще исполь-

зуют идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религии

усматривается в некоей людской природе, присущей индивиду

я образуемой комбинацией материальных и духовных потребностей,

либо же в определенном культурно-антропологическом комплексе.

Британский этнограф Б. Малиновский известен и как полевой

исследователь, и как. систематизатор теоретических подходов к

религии, развитых с позиций этнологии. Разрабатывая в

функциональном нюансе идем социальной антропологии, он берет в

качестве исходного понятие культуры. Она представляет собой слож-

ную органическую совокупность университетов, инструментальный ап-

парат, при помощи которого человек осваивает окружающий мир и

удовлетворяет потребности — первичные (самосохранения и сох-

ранения вида) и вторичные (формируемые и развиваемые самой куль-

турой). На поведение человека влияют врожденные

факторы, а культура поднимает его над биологической де- —

термннированносгыо. В целого элементы будут в состоянии

взаимозависимости, любой элемент выясняется функцией другого

элемента, трансформации одного влекут за собой трансформации вторых эле-

ментов.

Религия рассматривается в качестве общего феномена культуры. Б.Малиновский разбирает религию в ее соотношении с наукой и

волшебством на материалах бесписьменной культуры, в большинстве случаев

обитателей Тробриандовых островов. Наука есть рациональным осво-

ением действительности. Рациональное отношение к миру существо-

вало на всех ступенях культуры На базе знаний изготовлялись

орудия охоты, конструировалось оружие, образовывались объединения

дай совместной деятельности, организовывались сельскохозяйственные

работы и т. д. Наука представляет собой рациональное обращение

с окружающим миром в соответствии с имеющимися знанием и

техникой, она конституирует повседневный, профанный мир.

Наряду с данной областью имеется, сфера сакрального, к которой относятся Волшебство определяется как вера в возмож-

ность успехи успеха посредством чудесных формул и .ритуалов.

Она используется, в таких фазах деятельности, в которых недостаточны

рациональные средства успехи цели. Обстановка, в которой не хва-

тает рациональных методов достижения цели либо они перестают дей-

ствовать, порождает в психологии человека остроаффективные

состояния (и в примитивных обществах, и в цивилизованных). По-

какое количество рациональное, направленное на достижение цели воздействие не-

быть может, человек, прибегает к квази-действию, В следствии таких

волшебных акций происходит понижение эмоционального напряжения,

достигается известное равновесие, до некоей степени преодолева-

ются фрустрации. Не смотря на то, что эти акции не приводят к. достижению внешних

целей, они результативны в нюансе восстановления внутреннего рав-

новесия.

В случае, если в магии цели каждого действия совершенно верно выяснены и ограниче-

ны и в религии ритуал организован в противном случае. Религия имеет дело не

с конкретными фрустрациями повседневной судьбе, а с фундаменталь-

ными проблемами людской бытия. По собственной догматической

культуре, — говорит Б. Малиновский, — религия неизменно предлага-

ет себя в качестве совокупности вероучительных положений, которая опре-

деляет место человека в универсуме, растолковывает его происхождение и

думает цель. Простому индивиду религия прагматически необ-

ходима, чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее

предчувствие смерти, несчастье и судьбу37. Религия ни при каких обстоятельствах не станет

избыточной, потому, что указанные неприятности принципиально не уст-

ранимы.

Б. Малиновский предлагает гармонистическую модель культуры.

Согласно его точке зрения, разные культурные феномены взаимодополняют

друг друга в гармоническом целом. Наука, религия и магия делают

разную, но взаимодополняющую работу в ответе неспециализированных куль-

турных задач.

§ 2. Сущностные характеристики религии

Исторически существовали и существуют конкретные религии,

религии по большому счету не было и нет. Но для объяснения разных

религиозных явлений в науке разрабатывалось соответствующее

понятие. По отношению к религии формально-логическая дефиниция

через указание видового отличия и рода неплодотворна. Выберем путь,

на котором достигается единство, обеспечивается синтез черт

ее сущности в различных качествах. В самой неспециализированной форме возможно сообщить:

религия имеется сфера духовной судьбы общества, группы, индивида, спо-

соб практически-духовного освоения мира и область духовного

производства. В качестве такой она представляет собой: 1) прояв-

ление сущности общества; 2) нужно появляющийся в ходе ста-

новления общества и человека нюанс их жизнедеятельности; 3) метод

преодоления и существования человеческого самоотчуждения; 4) отра-

жение действительности; 5) публичную систему; 6) феномен

культуры. Раскроем эти характеристики (о религии как феномене

культуры см. гл. IV).

Выражение В религии обнаруживается сущность опреде-

глубинных связей ленного типа публичных совокупностей, она вы-

общества от внутренние, глубинные, скрытые от

яркого наблюдения уровни обще-

ственной действительности, следовательно, в религии имеется что-то адекватное

сущности общества. Но, просвечиваясь в религии как явлении, внут-

ренние связи общества все же смогут представать в ней в перевоплощённом

виде, соответственно, маскируются. Превращенность не есть итог чье-

го-либо произвола, злого умысла, сознательного обмана либо заведомой

интеллектуальной примитивности: это момент развертывания и обна-

2 Зак. 536 33

ружения перемещения общества. Значит, религия очень многое рассказы-

вает о нем, принципиально важно лишь верно расшифровать закодированную

в ней данные. Для этого слишком мало свести религиозный мир

к каким-то настоящим отношениям — так как полная редукция не-

достижима. Принципиально важно из данных взаимоотношений настоящей судьбе вывести со-

ответствующие им религиозные формы.

нужно появляющийся ас- Религия -не случайное образование,

пект жизнедеятельности чело- навязанное людям философами,жрецами,

общества и века обманщиками, тиранами, как полагали

многие мыслители прошлого (это мнение время от времени высказывается и сейчас). Она есть нужным продуктом общества на определенных этапах развития. Не подтверждается фак-

тами и тезис о ней как о самодовлеющем начале — метаобщественном,

надмирном и сверхисторическом. Она нужно появляется и суще-

ствует в обществе, включена в контекст глобальной истории и под-

вержена трансформациям в соответствии с публичными переменами.

Как и каждая вторая сфера духовной судьбы, религия зависима от

материального производства. Чтобы думать по

религиозным вопросам, заниматься религиозной деятельностью, дабы

могли работать религиозные учреждения, нужны соот-

ветствующие материальные предпосылки. Конкретно материальное

производство формирует прибавочный продукт, что употребляется в

духовной области, среди них и религии. Но материальные отношения

только в конечном итоге, только опосредованно детерминируют возникно-

вение, воспроизводство и существование религии. Яркое

действие на нее оказывают разные области духовной сферы —

политика, государство, мораль, мастерство, философия, наука. В то же

время она не есть пассивным, страдательным продуктом обще-

ства: она живет собственной судьбой, владеет свойством самовосп-

роизводства, продуцирует идеи, понятия, нормы, ценности, и

разнообразные материальные предметы. В творческой деятельности че-

ловека духовный процесс первичен по отношению и к его совершенным

итогам, и к материальным воплощениям. Религия оказывает

обратное влияние как на экономику, так и на разные области ду-

ховной сферы.

В мировом религиоведении самый обширно представлена точка

зрения, в соответствии с которой существование и появление религии связы-

вается в первую очередь с отношениями несвободы, зависимости,

ограниченности, господства — подчинения, в противном случае говоря, с той обла-

стью людской существования, которая недоступна управлению,

распоряжению, целенаправленному регулированию. Высказывается и

вторая позиция: религия коренится в свободе человека, в его стрем-

лении к высшему, к Абсолюту. Первая точка зрения представляется

более предпочтительной. Увидим наряду с этим, что имеются в виду отно-

шения несвободы, зависимости, обусловившие генезис религии, а так-

же те, каковые в предстоящей истории детерминируют ее существо-

вание и развитие. В уже ставшей религиозной совокупности, в нее

человек, само собой разумеется, может волноваться и переживает защищенность,

освобождение от сковывающих событий, выход за пределы

ограниченности. Религия может давать чувство прилива и свободы

сил. Но состояние защищенности, переживание выхода за пределы

ограниченности, чувство прилива и свободы сил появляются как не-

что второе, производное от вправду существующих взаимоотношений

зависимости, несвободы, а рвение к высшему, Абсолюту потому

и появляется, что.наличное бытие человека временно, ограничено,

довольно, эфемерно. Приведем суждение К. Войтылы (р. 1920),

главы Католической церкви папы Иоанна Павла II, что

в христианской форме выразил обусловленность религии, в частности

представления о характере связи человек — Всевышний, отношениями

зависимости в самой структуре действительности. Он пишет: Че-

ловек от Него (Всевышнего — И. Я.) зависит, но зависимость эта глубоко

скрыта в самой структуре действительности, и нужно приложить какие конкретно-

то упрочнения, дабы ее открыть и установить38.

Метод существования Отчуждение — это превращение людской

и преодоления деятельности и ее продуктов, взаимоотношений и

человеческого университетов в силы, господствующие над

самоотчуждения людьми. Главными моментами вправду-

го отчуждения являются: а) отчуждение продукта труда от

производителя; б) отчуждение труда; в) отчуждение страны, пред-

ставляющего неспециализированный интерес, от отдельных и групповых заинтересованностей, бю-

рократизация; г) отчуждение человека от природы, экокризис; д)

опосредование взаимоотношений людей отношениями вещей, деперсо-

нализация связей; е) аномия, отчуждение от сокровищ, норм, ролей,

социальная дезорганизация, конфликты; ж) отчуждение человека от

человека, атомизация и изоляция; з) внутреннее самоотчуждение

личности — потеря Я, безразличие, неосмысленность.

В религии находят выражение указанные моменты отчуждения

настоящей жизни. Не она важна за развертывание отно-

шений отчуждения в разных областях публичной судьбе, а, на-

оборот, эти отношения обусловливают разные виды духовного

освоения мира в отчужденных формах, среди них и религию. Са-

моразорванность, самопротиворечивость мира соответствующим обра-

зом представлены в религии. В ней воспроизводится превращение

собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается обо-

рачивание, перестановка, перемещение настоящих взаимоотношений,

принятие одного за второе, происходит удвоение мира. Второй,

хороший от настоящего, мир населяется независимыми су-

ществами, одаренными собственной судьбой.

2* 35

представления и Религиозные персонажи об их связях, реп-

резентируя настоящее отчуждение человека в экономической,

политической, национальной, правовой, нравственной и других

областях, сами объективируются, проявляются в настоящих

взаимоотношениях между людьми.

Но освоение мира в религии не сводится лишь к воспроизведению

взаимоотношений отчуждения. Воспроизводя их, она в также время выступает

в качестве метода их преодоления. Потребность в освобождении от

власти чуждых сил ищет удовлетворения в ритуалах и идеях

очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отчуждения

от Всевышнего, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает

последствия настоящего отчуждения при помощи перераспреде-

ления публичного продукта в пользу наименее защищенных слоев

общества, милосердия и благотворительности, объединения разобщен-

ных индивидов в общине, развития межличностного общения в

религиозной группе и т. д.

Отражение Отражение есть свойством и общества в

действительности целом, и его разных сфер, реализуется как

в ходе актуальной публичной деятель-

ности, так и в застывших ее итогах. Религия запечатлевает и

воспроизводит в самой себе свойства природы, общества, человека.

В случае, если религия имеется отражение, в случае, если в ней происходит отражение

действительности, то она содержит соответствующую данные об

отражаемом. Приобретая данные извне, она деятельно ее перераба-

тывает и пользуется ею для ориентации и самоорганизации в мире.

Информационно-сигнальное отражение предполагает применение

действий в качестве орудия обратного влияния. Иначе,

это отражение избирательно, осуществляется с учетом собственных

правил религии, она предвосхищает, предваряет результаты

сотрудничества с другими областями жизнедеятельности людей.

В религии отражаются многообразные явления действительности.

В первую очередь она отражает те ее стороны, каковые обусловливают не-

зависимость и свободу людей. Но это отражение не исчерпывает всего

содержания отражательного процесса в религии. Она принимает и

перерабатывает данные о разнообразных природных и общест-

венных связях, о человеке, в ней находят отражение как господст-

вующие над людьми внешние силы, так и те отношения, в которых

выражаются возможности управления и свобода человека природными

и публичными процессами. Она отражает всю реальность че-

рез зависимости отражения и призму несвободы. Результаты отра-

жения запечатлеваются в сознании, в средствах действия и самих

действиях, структурных схемах и нормах, организационных

матрицах.

Религия как система По отношению к обществу в целом религия предстает как публичная система. Каж-

дая сфера духовной судьбы представляет собой сложное образование,

в котором осуществляется деятельность, имеются элементы, склады-

вается структура. Каждая ее подсистемы и система не смогут быть све-

дены к какому-либо одному элементу и не смогут рассматриваться вне

связи этих элементов, а их связь осуществляется прежде

всего в ходе функционирования. В религии выделяют сознание,

деятельность, отношения, университеты, организации. Со своей стороны,

любая из указанных сторон характеризуется рядом показателей.

Являясь системой общества, религия занимает в нем разное,

изменяющееся на протяжении истории место и делает, сообразно с конкрет-

но-исторической обстановкой, определенные функции. История показы-

вает, что религия занимала в обществе следующие положения.

1. Религиозное сознание господствует, пронизывает публичное,

групповое и личное сознание. Религиозные общности совпа-

дают с этническими. Религиозная деятельность образовывает непремен-

ное звено неспециализированной социальной деятельности. Религиозные отношения

налагаются на другие социальные связи. Университеты соединяют в себе

власть религиозную и светскую.

2. Светское сознание существует наровне с религиозным. Может

испытывать влияние религии, но возможно и свободным от него.

Религиозная деятельность не смотря на то, что и вменяется в обязанность, но посте-

пенно выделяется из неспециализированной цепи деятельности и привязывается к опре-

дроблённым условиям места и времени. Проявляется тенденция снятия

с социальных связей печати религиозных взаимоотношений. Религиозная

общность претендует на совпадение с этнической общно-

стью, но идет процесс их дифференциации. Часто провозгла-

шается тождество религиозной и национальной принадлежности.

3. Религиозное сознание занимает второстепенное место в обще-

ственном сознании. Господствуют совокупности вторых идей. Религиозная

отношения и деятельность являются частным видом деятельности и

взаимоотношений. Религиозные группы хороши от этнических общностей

и не совпадают с национальными. светская власть и Духовная

в собственности различным университетам.

В различных типах общества, на различных стадиях истории, в различных

регионах и странах позиции религии, функции и поле их действия

изменяются.

личность и Индивид В ранних формах религии отдельный человек

в религии не выделял себя из религиозной группы, вы-

ступал как индивид, как единичный пред-

ставитель рода либо племени, каковые являлись носителями

этнорелигиозных комплексов. Отдельный человек смог стать лично-

стью в религии (как и в других сферах бытия) только на определенном

этапе исторического процесса обособления и отличения себя от

общности. В развитых религиозных совокупностях личность может пред-

ставать в разных типах — святой, юродивый, оглашенный,

аскет, отшельник и т. д., а в обыденной жизни — верующий,

фанатик, колеблющийся, личность с превалирующей религиозной

ориентацией либо подчиненной и др. Без религиозной личности не

существует и развитая религиозная совокупность. Религиозная

личность — это человек в совокупности его личных качеств,

в которой определенное место занимают и религиозные особенности, спо-

собный стать субъектом религиозной деятельности. Таковой личности

свойственно уровень качества религиозность, которое образуют в сознании со-

ответствующие представления, идеи, вера, потребности, эмоции, а в

поведении — посещение храма, молитва, участие в богослужении, со-

вершение религиозных обрядов, празднование религиозных

праздничных дней, пост и т. д. Религиозность центрируется в отношениях

Всевышний — человек, человек — Всевышний либо, в зависимости от типа

религий, в чем-то другом. Религиозные качества интериоризуются (лат.

interior — внутренний), овнутрвляются в ходе социализации,

присвоения индивидом социального опыта в условиях религиозной сре-

ды, в следствии чего складывается религиозная духовность личности.

Духовность характеризует личность с позиций меры освоения ею

духовной культуры, среди них и религиозной. Духовность представ-

ляет собой приобщение и постижение к сокровищам, самосознание и

самопознание, возвышение чувствований и интеллекта, поиск смысла

и цели существования, нахождение идеала, слышание и слушание го-

лоса совести, творчество. Эти процессы смогут быть связаны с

религиозной верой либо же с иными мировоззренческими ориентирами.

Религиозная вера, совокупность религиозных представлений,

переживаний, надежд, ожиданий, приобщение к религиозной культу-

ре, религиозно-психотерапевтические процессы, на протяжении которых совершается

катарсис, образуют религиозную духовность личности, а содержание

данной духовности зависит от религиозной принадлежности.

Глава II

ДЕТЕРМИНАЦИЯ РЕЛИГИИ

Совокупность детерминант При объяснении религии принципиально важно ответить на

вопрос, под влиянием каких факторов она

появляется, существует и воспроизводится. Разглядим совокупность де-

терминант в различных качествах, в первую очередь выделим виды связей в

данной совокупности. Причинные отношения порождают религию, разные

процессы и религиозные явления в качестве следствий, каузальные

связи являются главным генетическим причиной. Значительны и

исторические связи: религия — не только следствие обстоятельств, действо-

вавших в прошлом и действующих сейчас времени, но и

итог развития общества в целом, его разных сфер, итог

саморазвития. В числе детерминирующих религию факторов имеются

и структурные связи — строения, внутренней организации общества,

его систем, сфер, самой религии, склонные к устойчивости, пос-

тоянству, инвариантности. Громадное влияние на религию оказывают

функциональные отношения. В обществах определенных типов рад

функций делает религия, потребность в исполнении этих функций

содействует ее воспроизводству. Возможно сказать о наличии в ком-

плексе детерминант связей и религии обусловливания, каковые сос-

Бертран Рассел Логический атомизм


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: