Культура беларуси в хiv-хvі ст.

. духовная жизнь ВКЛ испытывала на себе сильное влияние идей Восстановления. В это время в Беларуси был расцвет ренессансной культуры. Сущность его пребывала в взаимном обогащении и бурном росте культуры государств-членов Евросоюза, использовании достижений и широком изучении периода античности, происхождении сперва кирилличного, а после этого и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, распространении реформационных движений и идей. Эпоха ренесанса на территории Беларуси имела собственные особенности. Экономическое отставание от передовых государств Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Своеобразными чертами Восстановления в Беларуси стали кроме этого столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие на относительной веротерпимости, взаимовлияние и взаимодействие белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени. Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, просветитель и гуманист Франциск Скорина (около 1490 — около 1551 гг.). В центре его внимания была неприятность человека и общества. Он разглядывал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина опубликовал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 — 1533 гг.), прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в котором с патриотических и высоких морально-политических позиций прославлена природа родной страны, содержится призыв к упрочнению страны, к единству европейских народов, осуждаются войны, междуусобицы. Большим вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность СымонаБудного (около 1530 — 1593 гг.). Он в первый раз издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании безнравственного человека перед всевышним», «Про светскую власть», «Новый завет». Взоры С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения малоизвестен — погиб около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати прося о духовной и материальной помощи белорусской культуры. Ответственным явлением белорусской культуры явиласьисторико-хроникальнаялитература. самые известными произведениями этого жанра стали «Летописец князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского», «Хроника Быховца», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» М. Старыйковского. Во второй половине 16 в. на смену классическому летописанию пришла историко-мемуарная литература: «Письма» оршанского старосты Ф.Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Ф. Евлашевского, «Баракулабская хроника». На развития и процесс становления белоруской изобразительного искусства и архитектуры существенно повлияли древнерусские традиции, и искусства и лучшие достижения архитектуры западноевропейских государств. Переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали самобытные монументы в готическом, романском стиль и стиль барокко. Примером белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине 16 в. были выстроены культовые строения в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). С конца 16 в. появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж. М. Бернардини в Несвиже был выстроен иезуитский костел.

12.образование Речи и Люблинская уния Поспалитой.Вопрос об унии был злободневным для Польши в течении более полутора столетий. Польские магнаты поднимали вопрос об унии на 4-х сеймах. Шляхту завлекали почвы ВКЛ, богатства и чины.Она открыто получала включения в свой состав ВКЛ. Мысль унии обнаружила помощь со стороны бел шляхты, сохранявшей надежду взять «золотую польскую вольность». В 1562 бел шляхта создала в лагере под Витебском конфедерацию и обратилась прося к Великому князю заключить унию с Польшей.Польская церковь видела в унии средство расширения собственного влияния на восток. В соответствии с этим актом Польское Королевство и ВКЛ объединялись в одно гос-во-Речь Посполитую (РП). Единого правителя предполагалось выбирать на неспециализированном сейме, провозглашая его Королем Польским, Князем Литовским, Русским, Прусским, Мазовецким, Жемойтским, Киевским, Волынским, Подляшским и Инфлянтским. Отдельное избрание Князя Литовского прекращалось.Права поляков в княжестве и обитателей княжества в Польше уравнивались.Для дискуссии общегос-ных дел предусматривались неспециализированные сеймы. Люблинская уния очень сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности совсем не ликвидировала. Оно сохранило собственный войско, судебную совокупность, административный аппарат, печать с Погоней. Обе части РП имели независимые заглавия и до конца 17 в. – гос-ные языки. В княжестве таковым был белорусский. В рез-те Люблинской унии Польша взяла довольно широкие возможности с целью проведения великодержавной политики в отношении населения Великого княжества. Политика РП по насаждению на бел почвах католицизма и проведению полонизации дополнили разделение бел общества этнорелигиозной дезинтеграцией. Полонизаторские процессы стали причиной отрыву от бел этнической общности ее интеллигенции, высших слоев, чем затруднили развития и процесс формирования единого народа. Противодействовать этим явлениям было тяжело.Сенат РП состоял в основном из польских представителей.В сейме, где из 180 послов лишь 46 приходилось на Великое княжество, из них на бел поветы — 34. Наровне с политич ограничениями бел шляхта почувствовала и экономич ограничения. Она не имела возможности приобретать почвы в тех регионах, что были присоединены к Польше. Польская же шляхта стала деятельно пользоваться правом приобретения имений в княжестве. Все это явилось базой антипольских настроений в Беларуси в 70-90гг. 16 в. Было много приверженцев разрыва альянса с Польшей, кот вели борьбу за независимость собственного гос-ва. В это время систематично созывало собственные сеймы ВКЛ. В 1581 была создана верховная инстанция-Трибунал, а принятие в 1588 собственного свода законов — Статута — по существу сводило на нет некот положения Люблинской унии.

Культура Беларусі ў XIV XVI стагоддзях


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: