Классицизм.
В базе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с позиций классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая логичность и стройность самого мироздания. Интерес для классицизма воображает лишь вечное, неизменное — в каждом явлении он пытается выявить лишь значительные, типологические черты, отбрасывая случайные личные показатели. Эстетика классицизма придаёт значение публично-воспитательной функции мастерства. Многие правила и каноны классицизм берет из древнего мастерства (Аристотель, Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, каковые делятся на высокие (ода, катастрофа, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Любой жанр имеет строго определённые показатели, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление классицизм сформировался во Франции, в семнадцатом веке.
В РФ классицизм зародился в восемнадцатом веке, по окончании преобразований Петра I. Ломоносовым была совершена реформа русского стиха, создана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских хороших правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены личных линия, поскольку призваны первым делом запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем показатели, выступающие как воплощение каких-либо социальных либо духовных сил.
Классицизм в РФ развивался под громадным влиянием справедливости — идеи и Просвещения равенства всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Исходя из этого в русском классицизме взяли громадное развитие жанры, предполагающие необходимую авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).
Сентиментализм— умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на эмоциях читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в РФ — с конца XVIII до начала XIX века.
Доминантой «людской природы» сентиментализм заявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, но условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а совершенствование и высвобождение «естественных» эмоций. Храбрец просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается свойством сопереживать, чутко откликаться на происходящее около. По происхождению (либо по убеждениям) сентименталистский храбрец — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из завоеваний сентиментализма и основных открытий.
Сентиментализм в русской литературе
Николай Карамзин Бедная Лиза
В Россию сентиментализм пробрался в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы, Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).
Его повесть Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал меланхолии и общую атмосферу чувствительности и тему суицида.
Произведения Н.М.Карамзина вызвали очень много подражаний; в начале 19 в. показались Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие в Полуденную Россию (1802), Генриетта, либо Торжество обмана над слабостью либо заблуждением И.Свечинского (1802), бессчётные повести Г.П.Каменева (История бедной Марьи; Несчастная Маргарита; Красивая Татьяна) и пр.
Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, поддерживавшей создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокомерного слога и изживших себя жанров.
Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной судьбе России, потому что он перевел поэму «на язык сентиментализма по большому счету, перевел жанр элегии, а не личное произведение британского поэта, имеющее собственный особенный личный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть Марьина роща в духе Н.М.Карамзина.
Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.
Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, что завершал эру Просвещения и открывал путь к романтизму.
Главные черты литературы сентиментализма
Итак, учтя все вышеперечисленное, возможно выделить пара главных линия русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, выделенная субъективность подхода к миру, культ эмоции, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят эмоции, а не великие идеи.
Романтизм— явление европейской культуры в XVIII—XIX столетиях, воображающее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре финиша XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (обычно характеров) и бунтарских страстей, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на разные сферы деятельности человека. В восемнадцатом веке романтическим именовали всё необычное, фантастическое, красивое и существующее в книгах, а не в конечном итоге. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположногоклассицизму и Просвещению.
Романтизм в русской литературе
В большинстве случаев считается, что в РФ романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (не смотря на то, что к предромантическому перемещению, развившемуся из сентиментализма, довольно часто относят уже кое-какие русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от хороших условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся независимой сферой судьбы, выразительницей высших, совершенных стремлений человека; прошлый взор, по которому поэзия представлялась безлюдной забавой, чем-то в полной мере служебным, оказывается уже неосуществимым.
Ранняя поэзия А. С. Пушкина кроме этого развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева есть одновременно и завершением, и преодолением романтизма в РФ.
Сатирическая поэзия Антиоха Дмитриевича Кантемира. Проблематика сатиры «На хулящих учение, К уму собственному». значение и Личность творчества Кантемира в критических статьях и очерках Н.И.Новикова, Н.М.Карамзина К.Н.Батюшкова, В.Г.Белинского.
Антиох Дмитриевич Кантемир одним из первых пишущих русских людей понял себя писателем. Не смотря на то, что литература вовсе не главенствовала делом его жизни. Стихотворец, открывающий первую страницу истории русской книжной поэзии, был личностью незаурядной, образованнейшим, многосторонне одаренным человеком. Он много поднял престиж России на Западе, где последние двенадцать лет судьбе служил диппредставителем России в консульствах – сперва в Англии, а после этого – Франции. Он безупречно обладал мыслью и словом: отправляемые им депеши всегда были светло и талантливо составлены. он был известным в РФ человеком. Его эпиграммы и амурные песенки имели чрезвычайный успех. Он трудился в жанре научного перевода и уже написал пять из девяти собственных стихотворных сатир. За годы работы во Франции совсем утвердился в передовых просветительских взорах. Он был уверен, что лишь заслуга, а не сословная родовая принадлежность отличает одного человека от другого. Та же и в свободных, и в холопах течет кровь, та же плоть, те же кости!, – писал он, настаивая на естественном равенстве людей. Кантемир постоянно оставался гражданином России: то, что купил, либо, по его выражению, перенял у французов, должно было помогать его отчизне. С присущей ему скромностью писал:
Что дал Гораций, занял у француза.
О, коль собою бедна моя муза.
Да верна; ума хоть пределы узки,
Что забрал по-галльски – заплатил по-русски.
И все-таки Кантемир в первую очередь – национальный поэт, которому выпала на долю задача обратиться к изображению настоящей русской судьбы. По словам Белинского, он сумел связать поэзию с судьбой, писать не только русским языком, но и русским умом. Кстати тут подметить, что в близкой дружбе с семьей Кантемиров была княжна Прасковья Трубецкая, писавшая песни в народном духе; быть может, именно она была автором популярнейшей в те далекие времена песни Ах, свет мой неприятный моей юности. Не только известная Поэтика теоретика и французского поэта Буало, не только учебные штудии, но живая лирическая стихия народной песни, пробивающаяся в книжную поэзию начала века, определяли становление художественной манеры Кантемира.
Анализ сатиры Антиоха Кантемира «На хулящих учения К уму собственному». Это первая сатира Кантемира, он ее написал во второй половине 20-ых годов восемнадцатого века. Сатира написана изначально не с целью издания, а для себя. Но через друзей она попала к Новгородскому епископу Феофану, что и стал причиной продолжения этого цикла сатир.
Сам Кантермир определяет эту сатиру, как насмешку над невежами и презирателями наук. В то время данный вопрос был весьма актуален. Только-только образование становилось дешёвым для людей, были созданы коллегии, университет. Это был качественный ход в области наук. А любой качественный ход – это если не революция, то реформа. И немудрено, что он вызывал столько споров. Создатель обращается, что и направляться из заглавия, к уму собственному, именуя его «уме недозрелый», т.к. сатира написана им в двадцатилетнем, другими словами еще совсем недозрелом по тем меркам возрасте. Все стремятся к славе, а достигнуть ее через науку сложнее всего. Создатель применяет 9 Аполлона и муз как образ наук, каковые делают дорогу к славе тяжёлой. Возможно, и славу дотянуться, хоть творцом не слыти. Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи, На которых храбрые не запнутся ноги; Всех неприятнее тот, что босы проклали Девять сестр. Потом в сатире попеременно появляются 4 персонажа: Критон, Силван, Лука и Медор. Любой из них осуждает науку, растолковывает по-своему ее ненужность. Критон думает, что те, кто увлекается наукой, хотят постичь обстоятельства всего происходящего. А это не хорошо, т.к. они отходят от веры в Священное Писание. Да и вовсе согласно его точке зрения наука вредна, нужно легко слепо верить.
ереси и Расколы науки сущность дети; Больше лжёт, кому далось больше разумети; Приходит в безбожие, кто над книгой тает… Силван – скупой аристократ. Он не осознаёт финансовой пользы науки, исходя из этого она ему не нужна. Для него сокровище имеет только то, что может принести конкретно ему пользу. А наука этого ему дать не имеет возможности. Он так как жил без нее, так и проживет еще! Почву в четверти дробить без Евклида смыслим, Сколько копеек в рубле — без алгебры счислим Лука – пьяница. Согласно его точке зрения, наука людей разъединяет, т.к. не дело это – сидеть в одиночку над книгами, которых он и подавно кличет «мертвыми приятелями». Он хвалит вино как источник хорошего настроения и других благ и говорит, что променяет стакан на книгу лишь в случае, если время побежит вспять, звезды покажутся на земле и т.п. В то время, когда по небу сохой бразды водить станут, А с поверхности почвы звезды уж проглянут, В то время, когда в пост чернец одну имеется станет вязигу, — Тогда, оставя стакан, примуся за книгу. Медор – франт и щеголь. Ему жалко, что бумагу, благодаря которой в то время завивали волосы, расходуют на книги. Для него сапожник и славный портной значительно ответственнее Виргилия и Цицерона. …чресчур бумаги исходит На письмо, на печать книг, а ему приходит, Что не в чем уж завертеть завитые кудри; Не поменяет на Сенеку он фунт хорошей пудры. Создатель обращает внимание, что у всех дел вероятны два мотива: хвала и польза. И имеется мнение, что в случае, если наука не приносит ни того ни другого, то для чего ею заниматься? Люди не привыкли, что возможно в противном случае, что добродетель сама по себе полезна. …В то время, когда нет пользы, ободряет К трудам хвала, — без того сердце унывает. Не все обожают подлинную красу, другими словами науку. Но любой, чуть что-либо определив, требует увеличения по работе либо другого статуса.
К примеру, солдат, чуть обучась ставить подпись, желает руководить полком. Создатель сетует, что ушло то время, в то время, когда ценилась мудрость. К нам не дошло время то, в коем председала Над всем венцы и мудрость одна разделяла, Будучи метод одна к высшему восходу.
Белинский сказал, что Кантемир переживет много литературных знаменитостей, хороших и романтических. В статье о Кантемире Белинский писал: « Кантемир не столько начинает собою историю русской литературы, сколько заканчивает период русской письменности. Кантемир писал так называемыми силлабическими стихами- размером, что совсем не характерен русскому языку; данный размер существовал в Киевской Руси задолго до Кантемира… Кантемир начал собою историю светской литературы. вот по какой причине все, справедливо полагая Ломоносова отцом русской литературы, одновременно с этим не совсем без основания Кантемиром начинают ее историю»
Карамзин увидел: « Сатиры его первенствовали опытом слога и русского остроумия».
6. Роль Василия Кирилловича Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова в становление эстетических правил, жанрово-стилистической совокупности русского классицизма, в преобразовании стихосложения.
Тредиаковский в 1735 г. производит Новый и краткий метод к сложению русских стихов, предлагая метод упорядочения силлабических 13-ти и 11-сложников и давая образцы сочиненных по-новому стихов различных жанров. Необходимость для того чтобы упорядочения диктовалось необходимостью четче противопоставить стихи прозе.
Тредиаковский выступал как реформатор, небезразличный к опыту предшественников. Ломоносов отправился дальше. В Письме о правилах русского стихотворства (1739) он безаппеляционно заявил, что отечественное стихотворство лишь только начинается, тем самым игнорируя практически столетнюю традицию силлабической поэзии. Он, в отличие от Тредиаковского, допускал не только двусложные, но и трехсложные и смешанные метры (ямбо-анапесты и дактило-хореи), не только женские рифмы, но еще мужские и дактилические, и рекомендовал придерживаться ямба как размера приличествующего предметам высоким и серьёзным (к письму прилагалась написанная ямбами Ода… на взятие Хотина 1739 г.). Преобладание хореических ритмов в книжной поэзии и народных песнях XVII в., на каковые показывал Тредиаковский, думая что слух отечественный к ним применился, Ломоносова не смущало, потому, что затевать следовало с чистого страницы. Пафос бескомпромиссного разрыва с традицией соответствовал духу времени, а сами ломоносовские ямбы звучали совсем по-новому и были максимально противопоставлены прозе. Неприятность стилистического размежевания с церковной книжностью отодвинулась на второй план. Новая литература и силлабо-тоническая поэзия стали практически синонимическими понятиями.
Тредиаковский в итоге принял идеи Ломоносова, в 1752 г. выпустил целый трактат по силлабо-тонической версификации (Метод к сложению русских стихов, против изданного в 1735 годе исправленный и умноженный) и на практике добросовестно экспериментировал с размерами и разными метрами. Ломоносов же на практике писал практически только ямбами, единственно, согласно его точке зрения, пригодными в высоких жанрах (его классификация высоких, плохих и низких жанров и штилей изложена в Предисловии о пользе книг церковных в русском языке, 1757).
Тредиаковский и Ломоносов, обучавшиеся в Славяно-греко-латинской академии, были многими нитями связаны с церковной учёностью и допетровской книжностью. Сумароков, аристократ, воспитанник Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, чуждался ее. Его литературные познания, симпатии и интересы были связаны с французским классицизмом. Ведущим во Франции жанром была катастрофа, и в творчестве Сумарокова она стала главным жанром. Тут его приоритет был неоспорим. Первые русские хорошие катастрофы в собственности ему: Хорев (1747), Гамлет (1747),Синав и Трувор (1750) и др. Сумарокову принадлежат и первые комедии – Тресотинус, Чудовищи (обе 1750) и др. Действительно, это были низкие комедии, написанные прозой и являвшиеся памфлетом на лица (в названных комедиях высмеивается Тредиаковский). Т.о. на титулы северного Расина и русского Мольера Сумароков претендовал по праву, и в 1756 г. именно он будет назначен первым директором первого в РФ постоянного театра, созданного Ф.Г.Волковым. Но статусом театрального деятеля и драматурга Сумароков не имел возможности удовольствоваться. Он претендовал на первенствующее и руководящее положение в литературе (к большому раздражению старших собратьев по перу). Его Две эпистолы (1748) – О русском языке и О стихотворстве – должны были приобрести статус, подобный статусу Поэтического мастерства Буало в литературе французского классицизма (в 1774 г. их сокращенный вариант выйдет под заглавием Наставление желающим быти писателями). Амбициями Сумарокова разъясняется и жанровый универсализм его творчества. Он испытал собственные силы практически во всех хороших жанрах (лишь эпопея ему не далась). Как создатель дидактических эпистол о стихотворстве и стихотворных сатир он был русским Буало, как создатель притч (т.е. басен) – русским Лафонтеном и т.д.
Но Сумароков преследовал не столько эстетические, сколько воспитательные цели. Он грезил быть советником и наставником дворянства просвещенного монарха (подобно Вольтеру при Фридрихе II). Собственную литературню деятельность он разглядывал как публично нужную. Его катастрофы были школой гражданской добродетели для подданных и монарха, в комедиях, притчах и сатирах бичевались пороки (рифма Сумароков – бич пороков по большому счету стала общепринятой), элегии и эклоги учили нежности и верности, духовные оды (Сумароков переложил всю Псалтирь) и философические стихотворения наставляли в разумных понятиях о религии, в Двух эпистолах предлагались правила стихотворства и т.д. Помимо этого, Сумароков стал издателем первого в РФ литературного издания – Трудолюбивая пчела (1759) (это был и первый личный издание).
В целом литературе русского классицизма характерен пафос конкретно национального служения (что роднит ее со словесностью петровского времени). Воспитание частных добродетелей в гражданине был второй ее задачей, а первой – пропаганда достижений сотворенного Петром регулярного страны и обличение его соперников. Потому и начинается эта новая литература с сатир и од. Кантемир высмеивает поборников старины, Ломоносов восхищается удачами новой России. Отстаивают они одно дело – дело Петра.
Публично читаемая по праздничным случаям в огромных залах, в особенной театрализованной обстановке императорского двора, ода обязана греметь и поражать воображение. Она оптимальнее имела возможность прославить дело величие и Петра империи, наилучшим образом соответствовала агитационным целям. Потому конкретно праздничная ода (а не катастрофа, как во Франции, либо эпическая поэма) стала главным жанром в русской литературе XVIII века. В этом – одна из отличительных изюминок русского классицизма. Другие коренятся в умышленно им отвергаемой древнерусской, т.е. церковной традиции (что совершает русский классицизм органичным явлением русской культуры).
Русский классицизм развивался под влиянием европейского Просвещения, но его идеи были переосмыслены. К примеру, наиболее значимая из них – мысль естественного, природного равенства всех людей. Во Франции под этим лозунгом шла борьба за права третьего сословия. А другие русский и Сумароков писатели XVIII в., исходя из той же мысли, поучают аристократов быть хорошими собственного звания и не пятнать сословную честь, раз уж будущее возвысила их над равными им по природе людьми.
Романтическая поэма в творчестве Рылеева. «Войнаровский» — композиция, правила создания характера, специфика романтического конфликта, соотнесенность автора и судеб героя. Поэзии и Спор Истории в «Войнаровском».
Самый полно своеобразие декабристской поэзии проявилось в творчестве Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795-1826). Он создал “поэзию действенную, поэзию высочайшего накала, смелого пафоса” (39).
Среди лирических произведений Рылеева самым известным было и, пожалуй, до сих пор остаётся стих “Гражданин” (1824), запрещённое в своё время, но нелегально распространявшееся, отлично известное читателям. Это произведение — принципиальная успех Рылеева-поэта, возможно, кроме того вершина декабристской лирики по большому счету. В стихотворении создан образ нового лирического храбреца:
Кондратий Федорович Рылеев — один из классиков и зачинателей русской революционной гражданской поэзии, воодушевляемой передовым публичным перемещением и враждебной самодержавию. Он полнее вторых выразил в поэзии декабристское мировоззрение и развил главные темы декабризма. В творчестве Рылеева нашли отражение наиболее значимые моменты истории декабристского перемещения в его самый значительный период — между 1820—1825 годами.
Имя Рылеева в отечественном сознании окружено ореолом героизма и мученичества. Обаяние его революционера и личности борца, погибшего за собственные убеждения, так громадно, что для многих оно как бы заслонило эстетическое своеобразие его творчества. Традиция сохранила тот образ Рылеева, что был создан его последователями и друзьями, сперва в воспоминаниях Н. Бестужева, после этого в статьях Огарева и Герцена.
Поиски способов активного действия на общество привели Рылеева к жанру поэмы. Первой поэмой Рылеева стала поэма “Войнаровский” (1823-1824). У поэмы довольно много неспециализированного с “Думами”, но имеется и принципиальная новизна: в “Войнаровском” Рылеев пытается к точному историческому колориту, правдивости психотерапевтических черт. Рылеев создал нового храбреца: разочарованный, но не в житейских и светских утехах, не в любви либо славе, рылеевский храбрец — жертва судьбы, не разрешившей ему реализовать собственный могучий жизненный потенциал. Обида на судьбу, на идеал смелой судьбе, которая не состоялась, отчуждает рылеевского храбреца от окружающих, превращая его в фигуру ужасную. Катастрофа неполноты судьбы, нереализованности её в событиях и реальных поступках станет серьёзным открытием не только в декабристской поэзии, но и в русской литературе в целом.
“Войнаровский” — единственная завершенная поэма Рылеева, не смотря на то, что не считая неё им были начаты ещё пара: “Наливайко”, “Гайдамак”, “Палей”. “Так оказалось, — пишут исследователи, — что поэмы Рылеева явились не только пропагандой декабризма в литературе, но и поэтической биографией самих декабристов, включая годы каторги и декабрьское поражение. Просматривая поэму о Войнаровском, декабристы нечайно думали о себе Поэма Рылеева воспринималась и как поэма смелого дела, и как поэма ужасных предчувствий. Будущее политического ссыльного, закинутого в далёкую Сибирь, встреча с женой-гражданкой — всё это практически предсказание” (43). Особенно поразило читателей Рылеева его предсказание в “Исповеди Наливайки” из поэмы “Наливайко”:
Известно мне: погибель ожидает
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, —
Будущее меня уж обрекла.
Но где, сообщи, в то время, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, —
Я это ощущаю, я знаю…
И весело, папа святой,
Собственный жребий я благославляю! (44)
Сбывшиеся пророчества поэзии Рылеева ещё раз обосновывают плодотворность романтического принципа “поэзия и жизнь — одно”.
Классицизм.
В базе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с позиций классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая логичность и стройность самого мироздания. Интерес для классицизма воображает лишь вечное, неизменное — в каждом явлении он пытается выявить лишь значительные, типологические черты, отбрасывая случайные личные показатели. Эстетика классицизма придаёт значение публично-воспитательной функции мастерства. Многие правила и каноны классицизм берет из древнего мастерства (Аристотель, Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, каковые делятся на высокие (ода, катастрофа, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Любой жанр имеет строго определённые показатели, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление классицизм сформировался во Франции, в семнадцатом веке.
В РФ классицизм зародился в восемнадцатом веке, по окончании преобразований Петра I. Ломоносовым была совершена реформа русского стиха, создана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских хороших правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены личных линия, поскольку призваны первым делом запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем показатели, выступающие как воплощение каких-либо социальных либо духовных сил.
Классицизм в РФ развивался под громадным влиянием справедливости — идеи и Просвещения равенства всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Исходя из этого в русском классицизме взяли громадное развитие жанры, предполагающие необходимую авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).
Сентиментализм— умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на эмоциях читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в РФ — с конца XVIII до начала XIX века.
Доминантой «людской природы» сентиментализм заявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, но условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а совершенствование и высвобождение «естественных» эмоций. Храбрец просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается свойством сопереживать, чутко откликаться на происходящее около. По происхождению (либо по убеждениям) сентименталистский храбрец — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из завоеваний сентиментализма и основных открытий.
Сентиментализм в русской литературе
Николай Карамзин Бедная Лиза
В Россию сентиментализм пробрался в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы, Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).
Его повесть Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал меланхолии и общую атмосферу чувствительности и тему суицида.
Произведения Н.М.Карамзина вызвали очень много подражаний; в начале 19 в. показались Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие в Полуденную Россию (1802), Генриетта, либо Торжество обмана над слабостью либо заблуждением И.Свечинского (1802), бессчётные повести Г.П.Каменева (История бедной Марьи; Несчастная Маргарита; Красивая Татьяна) и пр.
Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, поддерживавшей создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокомерного слога и изживших себя жанров.
Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной судьбе России, потому что он перевел поэму «на язык сентиментализма по большому счету, перевел жанр элегии, а не личное произведение британского поэта, имеющее собственный особенный личный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть Марьина роща в духе Н.М.Карамзина.
Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.
Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, что завершал эру Просвещения и открывал путь к романтизму.
Главные черты литературы сентиментализма
Итак, учтя все вышеперечисленное, возможно выделить пара главных линия русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, выделенная субъективность подхода к миру, культ эмоции, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят эмоции, а не великие идеи.
Романтизм— явление европейской культуры в XVIII—XIX столетиях, воображающее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре финиша XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (обычно характеров) и бунтарских страстей, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на разные сферы деятельности человека. В восемнадцатом веке романтическим именовали всё необычное, фантастическое, красивое и существующее в книгах, а не в конечном итоге. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположногоклассицизму и Просвещению.
Романтизм в русской литературе
В большинстве случаев считается, что в РФ романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (не смотря на то, что к предромантическому перемещению, развившемуся из сентиментализма, довольно часто относят уже кое-какие русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от хороших условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся независимой сферой судьбы, выразительницей высших, совершенных стремлений человека; прошлый взор, по которому поэзия представлялась безлюдной забавой, чем-то в полной мере служебным, оказывается уже неосуществимым.
Ранняя поэзия А. С. Пушкина кроме этого развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева есть одновременно и завершением, и преодолением романтизма в РФ.