Основные этапы эпохи возрождения

По большому счету, средние века, а правильнее период перехода от средневековой культуры к культуре нового времени именуют Эпохой ренесанса.

Сейчас в обществе преобладают антифеодальные настроения, гуманистические мировоззрения, обращение к культурному наследию античности, из этого и наименование «восстановление». Восстановление появилось и бросче всего проявилось в Италии.

Предшественницей культуры Восстановления, носившей муниципальный темперамент, была средневековая городская культура; она уже задолго до Восстановления несла в себе многие тенденции, каковые смогли взять полное развитие лишь в новую историческую эру. В рамках средневековой феодальной культуры известны науки подъёма и периоды искусства, время от времени связанные с интересом к античности (к примеру, «Каролингское восстановление»);

Оказались элементы гуманистической этики, реализма в мастерстве. Восстановления отличие от этих явлений, перелом в идейной и культурной жизни, каким явилось Восстановление, был связан с коренными социально-экономическими сдвигами в европейском обществе в XIV – XVI столетиях.

Культура Восстановления отразила в себе специфику переходной эры. новое и Старое часто причудливо переплеталось в ней, воображая необычный, как следует новый сплав.

Культура Восстановления неотделима от гуманистического мировоззрения, от новой философии. В эпоху ренесанса культуры и отдельные области науки ещё не абсолютно отдифференцировались, и многие философские идеи были сформулированы не философами-специалистами (таких было мало), а живописцами, поэтами, учёными.

Но эпоха ренесанса (особенно XVI век) отмечена уже большими научными сдвигами в области естествознания. Его развитие, конкретно связанное в это время с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и другие), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми удачами нового, антидогматического мировоззрения. Своеобразной изюминкой науки данной эры была тесная сообщение с мастерством; процесс преодоления религиозно-догматизма средневековья и мистических абстракций протекал одновременно и в науке и в мастерстве, объединяясь время от времени в творчестве одной личности (особенно хороший пример – творчество Леонардо да Винчи – живописца, учёного, инженера).

самые крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии. Великие географические открытия (путешествия Х. Колумба, Васко да Шумы, Ф. Магеллана и других) фактически доказали шарообразность Почвы, стали причиной установлению очертаний большей части суши. Открытия, означавшие революционный переворот в науки, были сделаны в середине XVI века в области астрономии: с гелиоцентрической совокупности мира великого польского учёного Н. Коперника, подрывавшей самые базы религиозного взора на мир.

Плеяды анатомов Падуанского университета во главе с А. Везалием заложила в шестнадцатом веке базы научной анатомии, начав систематические анатомические вскрытия. Испанский учёный М. Сервет близко подошёл к открытию круговорота крови в организме. В эпоху ренесанса в медицине происходит пересмотр взоров, господствовавших в средние века, создаются новые способы лечения заболеваний (основатель ятрохимии Парацельс и другие). Последовательность открытий был сделан в математике, в частности в алгебре: отысканы методы ответа неспециализированных уравнений 3-й и 4-й степени (итальянские математики Дж. Кардано, С. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), создана современная буквенная символика (французский математик Ф. Виет), введены десятичные дроби другии (инженер и голландский математик С. Стевин) и другие. Предстоящее развитие приобретает механика (Леонардо да Винчи, Стевин и другие).

Растёт количество знаний и в других областях науки. Так, Великие географические открытия дали громадный запас новых фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии, этнографии; существенно вырос запас знаний по минералогии и металлургии, который связан с развитием горного дела (труды германского учёного Г. Агриколы, итальянского учёного В. Бирингуччо), и без того потом.

Первые удачи в развитии естественных наук, ренессансная философская идея подготовили становление экспериментальной материализма и науки XVII – XVIII столетий. Переход от философии и ренессансной науки (с её истолкованием природы как многокачественной, живой а также одушевлённой) к новому этапу – вехи развитии – к экспериментально-механистическому материализму и математическому естествознанию – совершился в научной деятельности британского философа Ф. Бэкона, итальянского Г. Галилея.

Литература Восстановления неотделима от ренессансного мировоззрения в целом с его идеалом гармоничной, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Художественная идея Восстановления, как и его философия, тяготеет к «совпадению противоположностей», рациональные начала сливаются в ней поэтической фантастикой (часто фольклорного происхождения), особенно как формой выражения «живого духа» целого.

жары литературы и Основные этапы Восстановления связаны с эволюцией гуманистических концепций в периоды Раннего, Большого и Позднего Восстановления. Для литературы Раннего Восстановления характерна новелла, в особенности комическая (Боккаччо, Ф. Саккети, Т. Гуардати, Маргарита Наваррская, М. Банделло, Б. Деперье и другие), с антиклерикальной и антифеодальной направленностью, воображающая предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Восстановление отмечено расцветом смелой поэмы: в Италии – весёло буффорная поэма Л. Пульчи, Ф. Берни, Т. Фоленго, сказочно-смелая – М. Боярдо, Л. Ариосто; Португалии и Возрождения Испании – «конкистадорская» поэма (« Араукана», 1569 – 89, А. Эрсильи-и-Суньиги и «Луизиады», 1572, Л. Камоэнса), авантюрно-рыцарская сюжетика которой поэтизирует представление Восстановления о человек, рождённым для великих дел. Самобытным эпосом Ренесанса, не смотря на эпос древний, неестественный (что характерно смелым поэмам XIV – XVI столетий), всесторонней картиной общества Восстановления и его смелых совершенств в народной сказочной и философско-комической форме явилось произведение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».В Позднее Восстановление, характеризующееся осознанием концепции прозаичности и кризисом гуманизма складывающегося буржуазного общества, развиваются драмы и пасторальные жанры романа, противопоставляющие дисгармонии цивилизованных нравов мирную судьбу совершенных пастушков; рождаются сатирический бытовой плутовской роман с новым храбрецом «прозаических авантюр» личной судьбе. Верховный взлёт Позднего Восстановления – драмы Шекспира и роман Сервантеса, основанные на ужасных либо трагикомических конфликтах между смелой личностью и недостойной человека совокупностью публичной судьбе.

В эпоху ренесанса появляются первые национальные – по значению и языку – литературы, в отличие от сословной литературы средних столетий, создававшейся на местных диалектах либо на латыни. Формируется и теоретически обосновывается литературный язык нации (трактат «прославление и Защита французского языка», 1549, Ж. Дю Белле).

Главные идеи культуры ренесанса

Наиболее значимая мысль, которая была сформулирована в рамках ренесанса — мысль божественного начала в человеке. В культуре новой эры, не отказавшейся от христианской догматики, необычно оживает идеал древнего антропоцентризма. Человек, что создан по подобию и образу Божьему, наделяется особенными преимуществами, свойствами к поиску истины, к творческому преобразованию мира и, так, делается его центром.

В средневековой культуре познание — это созерцание, религиозный экстаз, следование религиозной догме; для Восстановления познание — это путь к раскрытию божественных начал в человеке. Так антропоцентрический поворот в мировоззрении ренесанса стал причиной широкому распространению идей гуманизма.

Нужно подчернуть, что сам термин «гуманизм» имеет значительно более позднее происхождение, чем обрисовываемая нами культурная эра. Он появляется в десятнадцатом веке и после этого используется к описанию процессов, происходивших в античном мире и в культуре Восстановления. Фактически гуманистами в Европе финиша XIV — начала XVI столетий назывались преподаватели и студенты, изучающие гуманитарные дисциплины и являющиеся носителями идей свободной и самоопределяющейся личности.

Серьёзной сокровищем ренессансного мировоззрения явилось рвение к умелому познанию человека и природы, идейное обоснование которому возможно отыскать в теории двойной истины. В ней проводилось различение истины веры, источником которой возможно лишь религиозное откровение, и истины знания, опирающейся на опыт и логику. Умелое знание в ренессансной культуре — это еще не идеал, это, скорее, рвение человека, понявшего собственную особенную роль, изучить природу, которая обязана помогать человеку в его заинтересованностях, а интересы эти продиктованы потребностями развивающейся индустрии и сельского хозяйства, мореплавания и т.д.

В целом мировоззрение ренесанса остается средневековым: с его понятием об иерархичности миров, о символических аналогиях между миром божественным и миром земным, о божественном происхождении мира. Но возможно сказать и о достаточно важных трансформациях, случившихся в представлениях о мироустройстве. Что крайне важно, теория двойной истины явилась идеологическим обоснованием власти власти государства и разграничения церкви.

Ренессанс вносит громадный вклад в развитие научно- рационалистического мировоззрения, благодаря открытиям, сделанным в астрономии (Н.Коперник, Г.Галилей. Д.Бруно). Идеи множественности миров, бесконечности Вселенной, отрицание утвердившейся в европейском мышлении геоцентрической модели Вселенной и обоснование гелиоцентрической модели — все это было важной научной базой нового мировоззрения.

Эпоха ренесанса формирует особенный тип личностного поведения, что радикально отличается от средневековой сословно-корпоративной модели поведения. Речь заходит об осознании собственной уникальности, неповторимости человека, талантливого на очень многое и делающего очень многое — так в культуре появляется модель культурного человека, названная homo universalis — человека универсального, способного к творческому, «титаническому» образу судьбы.

Эпоха ренесанса не представляет собой целостного и монолитного явления, охватившего всю Европу. Принято различать два типа реализации главных идей Восстановления: Итальянское и Северное Возрождение . Сущность этого разделения коренится в важных расхождениях по поводу отношения к христианско-средневековому наследию.

Итальянское Восстановление, которое началось ранее, чем Северное, всячески демонстрировало собственный негативное отношение к ценностям и средневековью его культуры. Итальянское Восстановление обращалось к культурно-историческому опыту, везде представленному на территории Италии в виде монументов античности: архитектурных скульптурных памятников и сооружений. Итальянское Восстановление имело возможность реально принимать содержание и форму сокровищ древней культуры.

Северное Восстановление, характерное для культуры Франции, Германии, Нидерландов и т.д., переняло гуманистические идеи итальянского Восстановления, испытывая одновременно сильное влияние христианских сокровищ. Вот по какой причине в Северном Восстановлении древние совершенства красивого купили сильно выраженную форму нравственного совершенствования, обращения к духовному миру человека. На данной базе зарождаются идеи Просвещения, каковые возьмут после этого широкое распространение в Европе.

Гуманистические идеи Восстановления коснулись ответственной сферы духовной судьбы средневековой Европы — церкви. Появляются идеи о отыскивании Божьего приближения слова и путей Бога к сердцам прихожан. Из этого появляются наиболее значимые идеи Реформации — перемещения за обновление церкви: идеи Бога и непосредственного общения человека, упразднение сложного церковного церемониала, уничтожение университета монашества и т.д. Наиболее значимая неприятность, которая решается наряду с этим, — переведение сакральных текстов и богослужения Библии на национальные языки европейских народов. В Европе начинают собственную деятельность Мартин Лютер и Жан Кальвин, ставшие основателями новой ветви христианства — протестантизма (кальвинизм и лютеранство).

21) ГУМАНИЗМ КАК ДУХОВНАЯ БАЗА КУЛЬТУРЫ Восстановления

Гуманизм – ценностная база культуры Восстановления
Эпоха ренесанса рассматривается исследователями западно-европейской культуры как переход от средних столетий к Новому Времени, от общества феодального — к буржуазному. Наступает период начального накопления капитала. Появляются первые зачатки капиталистической индустрии в форме мануфактуры. Начинается банковское дело, интернациональная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на базе открытий, в первую очередь в области астрономии. Наибольшие ученые эры Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей обосновывают гелиоцентрический взор на мир. Ренессанс (renaissance — восстановление) — это эра великих открытий. Цивилизация средних столетий именовалась морской, потому, что развивалась около морей — Средиземного и Балтийского. К 1517 году другие первооткрыватели и Колумб возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными дорогами мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосветное путешествие. Два богатых континента западного полушария были открыты для освоения «ветхим миром». Темпы развития ренессансной культуры в государствах Западной Европы разны. Приблизительны и хронологические границы — в Италии XIV-XVI века, в других государствах XV-XVI века. Что же в эту эру делает культуру разных европейских народов единой? В утверждаемой совокупности сокровищ, духовной культуры в целом на первый замысел выдвигаются идеи гуманизма (лат. humanus – человечный). Заимствованный у Цицерона (I в. до н. э.), что именовал гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие людских свойств, данный принцип самый полно выразил главную направленность европейской культуры XIV-XVI столетий. Гуманизм начинается как идейное перемещение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, попадает в высшие религиозные сферы — в папскую канцелярию, делается замечательным оружием политиков, утверждается в весах, оставляет глубочайший след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков скульпторов и художников. Складывается новая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, просматривают лекции в университетах, выступают ближайшими советниками правителей. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, храбрый критический дух. Они полны веры в бесконечные возможности человека и утверждают их в трактатах и многочисленных речах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек — лишь выразитель заинтересованностей сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты высказывают требование исторической обстановке — формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует провидение и свою судьбу господне тут ни причем. Человек живет по собственному собственному разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев). Гуманизм как принцип культуры Восстановления и как широкое публичное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр — могучая и красивая личность. Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери (1265-1324) — «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени» (Ф. Энгельс). Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки есть в один момент итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре ренесанса. Вера в земное назначение человека, в его свойство сомостоятельно совершить собственный земной подвиг разрешила Данте сделать «Божественную комедию» первым гимном преимуществу человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него — «величайшее чудо». Эта позиция была развита Франческо Петраркой (1304-1374), философом и блестящим лирическим поэтом, что считается родоначальником гуманистического перемещения в Италии. Преклонением перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джаноццо Манетти(1396-1439) «О превосходстве и достоинстве человека». Трактат «О удовольствии» Лоренцо Балла (1407-1457) утверждает естественность земных чувственных наслаждений и радостей человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в произведении «О преимуществе человека» проводит идея о том, что человек — творец собственной судьбы, себя самого: «мы становимся тем, чем мы хотим быть». Гуманисты Восстановления уверенный в том, что человек, как и Всевышний, владеет свободой действий, он сам руководит обществом и судьбой, делая верный, рациональный выбор. Но расцвет и становление гуманизма глубоко противоречивы. Невиданного размаха достигает наука, расцветают поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но неприятности публичных взаимоотношений решаются ядом и кинжалом, войнами и заговорами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александром VII — убийцей, развратником и грабителем, что,впрочем , был наделен блестящим талантом госдеятеля. Узнаваемый историк, дипломат и поэт Макиавелли находит этому оправдание: совершенный правитель, отмечает он, обязан мочь сочетать приемы льва и лисы, быть не только человеком, но и зверем. По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста «в жестокости превзошел всех дикарей», собственноручно закалывая собственные жертвы. Но он же владел широкими познаниями в философии, среди его придворных было много гуманистов, а при дискуссии произведений искусства проявлял самый узкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был примером ювелирного мастерства. Исследователи многократно отмечали, что «добро и зло переплетались в эпоху ренесанса самым причудливым образом». Люди вышли из средневековья, большой идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти обладали отдельными личностями, побуждая их функционировать, не останавливаясь ни перед чем и не вспоминая о последствиях.

22) ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В МАСТЕРСТВЕ РЕНЕССАНСА

В эту эру в культуре самый четко выделяется важность человека. Сам суть, вкладываемый в творческие нюансы культуры, отождествляется сущностью процесса освобождения человека и утверждении его силы, важности, разумности. Конечно вторых гармонических показателей судьбы человека. утверждения и Гармонии красоты, свободы личности, природы и единства человека. Эти качества проявились во всех видах культуры эры Ренессанс. В частности, это архитектура, скульптура, живопись, поэзия, и, конечно же, театр, как наиболее отождествления человека и раскрытая тема описания — идеала культуры данной эры.

Культуру ренесанса условно разделяют на три этапа — это раннее, высокое и позднее Восстановление. В позднем этапе проявляется очевидность утопии и кризис гуманизма совершенного человека.

Самая ответственная черта культуры — целостность и разносторонность понимания индивида. Понимания его культурной среды и жизни, в которой он пребывать. Конечно той культуры, которой он следует в собственной жизни, той, которой придерживается. Все формы деятельности человека в то время сравнялись между собой и были одинаково полезны. Другими словами, важность ремесла и культуры осталось не меньше ответственной, чем все мастерство. Большого уровня достигли прикладные искусства, и, в особенности большого, архитектура. Именно это возвышение, на мой взор, совместило все сферы творчества и подняло их на один уровень, поскольку в прикладных искусствах и архитектуре соединены ремесла, конструирование, конечно творческая сторона культуры, другими словами, художественное творчество.

Все мастерство данной эры максимально приближено к уникальному миру, все максимально реалистично. Другими словами, в случае, если привести пример, допустим, из творчества, то получается, что в случае, если мастер рисует некоторый объект, то он положит все собственные силы и все собственный умение на то, дабы данный объект был самый похож на собственный оригинал. Но в центре мастерства равно как и в центре мира стоит человек, конечно природа, поскольку мастерство старается продемонстрировать тесное и природы и неразлучное единство человека. Живописцы, изображая мир, ищут самые подходящие средства для более реалистичного изображения картины мира, другими словами, это показывает, что сфера мастерства не только преображается в пользу реалистичного, но она так же продвигается вперед в плане новых разработок, новых средств ясности. Отмечается прогресс развития мастерства, что, непременно, крайне важно и для настоящего времени, поскольку продвижение вперед к усовершенствованию и знаниям — имеется отлично фактически в любое время нашей жизни. Так же принципиально важно подчернуть, что не просто в других видах и картинах мастерства проявляются гармония и красота судьбы, изящество, а эти качества являются особенностями настоящего мира, того что существует в действительности. Во время позднего Восстановления показались черты кризиса гуманизма, — обозначился разрыв между наукой и между судьбой человека духовной и физической, конечно изящности и красоты мира.

Эпоха ренесанса — крайне важна для истории всемирный культуры, в ней самый полно отразился идеал человека, гармонического и свободного бытия в мастерстве, все это питало культуру того времени и до отечественных времен сохранило многие положения, в особенности, выяснило место человека в жизни и его сокровище. Давайте конкретно разглядим три этих этапа культуры Восстановления, чтобы выяснить, как развивалась культура и как она пришла к пониманию неосуществимости данного существования утопии и идеального человека.

23) КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ: ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ

Культура эры европейского Просвещения (к ней близко и американское Просвещение) имеет последовательность отличительных линия.

Во-первых, для нее характерен деизм (учение о всевышнем как творце вселенной, которая по окончании ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Деизм как учение свободомыслия открывает возможность выступать против христианской церкви и религиозного фанатизма, за освобождение науки и свободу совести и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Ж.-Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк и Дж. Толанд в Англии, Б. Франклин и Т. Джефферсон в Америке и многие другие просветители) иронически относились к свойственным христианству преданию и откровению, оспаривали чудеса и противопоставляли вере разум. В эру Просвещения христианская мысль теряет собственную силу, проявляется рвение высвободить религию от церковного учения и слепой исторической веры и вывести ее из естественного знания.

Во-вторых, апелляция просветителей к природе при отвержении христианской идеи стала причиной космополитизму. Он выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Вместе с тем распространение космополитизма привело к падению эмоции патриотизма, что самый ярко видно на примет Франции. В следствии отмены Нантского эдикта случился большой оттекание интеллектуальных и денежных сил нации за пределы Французского королевства, потому что гугенотам не гарантировалась свобода вероисповедания. Это сказалось на жизнеспособности патриотического эмоции: при конфессиональных погромах (по крайней мере у французов) национальная принадлежность во внимание не принималась. Потом патриотизм потерял собственный значение в национальной судьбе, так что «сначала французская революция отличалась космополитизмом, ее тяжело назвать фактически французской… тогда идеалом считаются скорее слишком общий «человек», но отнюдь неродина» (Э.Фагэ).

В-третьих, культуре эры Просвещения свойственна так называемая «научность». Очевидно, определенный «научный дух» проявлялся, и в XVII столетии, но тогда под ним осознавали прогресс в области метафизических, математических и теологических изучений. Это выяснилось вероятным лишь благодаря благородной любви к чисто интеллектуальным видам знания, примером которой помогают очень способные творения Декарта и Паскаля. Расцвет математики мало-помалу содействовал формированию естественных наук. Исходя из этого к началу XVIII в. естествознание, освободившись от перипатетизма, переживало необычное восстановление благодаря трудам выдающихся ученых.

самая характерной чертой ученых середины XIII в., если сравнивать с предшествующими им научными поколениями было ясное убеждение в необходимости растолковывать все явления природы исключитель-но естественными обстоятельствами. «Это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, — подчеркивает В.И. Вернадский, — совсем вошедшей в судьбу человечества на равноправном положении с религией и философией». То, что раньше было уделом немногих, сейчас стало неспециализированным достоянием, примером чего помогает известная французская Энциклопедия. Тут на историческую арену в первый раз выступило независимое и цельное научное мировоззрение.

В-четвертых, с «научным духом» связана такая черта культуры эры Просвещения, как рационализм (недаром Просвещение именуют веком разума). Сам термин «Просвещение», которым обозначился разрыве про-шлым, входивший в намерения «философов», в действительности не обозначают разрыва, но нашёл увлекательную мимикрию. Тут напрашивается сравнение Евангелия от Иоанна с настоящей сущностью Просвещения. Главные протагонисты естественной религии (деизма) желали провозгласить новое Евангелие, евангелие разума, сводившееся лишь к людской разуму. В свете этого ясно, по какой причине борьба просветителей с религией выливалась в продолжение религиозных войн.

Конкретно из науки, в особенности математики, согласно точки зрения последовательности ученых (Дж. Кларк и др.), рационализм перекочевал в мировоззренческие и политические совокупности. Идеологи Просвещения верили, что именно посредством разума будет достигнута истина о окружающей природе и человеке. Рационализм — основополагающая черта культуры эры Просвещения; конечно, что просветителям был характерен «рационалистический индивидуализм», неразрывно связанный с гуманизмом. Так как последний исходил из представления о рациональной суверенности человека. Разум трактовался как двигатель и источник познания, политики и этики: человек может и обязан функционировать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. От ренессансного рационализма тянутся нити в будущее и прошлое — к рационалистической рефлексии досократиков и к истовому, самозабвенному культу разума просветителей XVIII в. Неудивительно, что он виделся Вольте-ру веком разума, распространившимся по Европе — от Санкт-Петербурга до Кадиса.

В-пятых, определяющей чертой культуры эры Просвещения есть мысль прогресса, которая тесно переплетается с понятием «разума». Тут необходимо учитывать изменение понимания «разума» — до середины XVII в. разум, воспринимался философами как «часть души», по окончании Локка он делается скорее процессом мышления, получая в один момент функцию деятельности. Тесно связанный с наукой, разум преобразовывается в ее основное орудие. Конкретно в эру Просвещения была сформулирована концепция «вера в прогресс через разум», выяснившая на долгое время развитие европейской цивилизации и принесшая множество разрушительных последствий человечеству. направляться кроме этого не забывать, что успехи эмпирического естествознания лежат в совсем фальшивом представлении мыслителей XVIII в., словно бы бы прогрессивное развитие людской общества находится в прямой зависимости от квантитативных способов действия на него. И лишь изобретение врача Гильотена продемонстрировало публичному сознанию: прямолинейный прогресс — достаточно вызывающая большие сомнения вещь.

В-шестых, для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эры казалось, что достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей — и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Исходя из этого большая часть из них принципиально отрицало какое бы то ни было предание. Согласно точки зрения Э. Фагэ, это был «век совсем новый, первобытнейший и очень неотёсанный. XVIII век, не хотя пребывать под влиянием какой-либо традиции, отринул и традицию, вобравшую в себя опыт нации…, сжёгши и стёрши с лица земли плоды прошлого. XVIII век должен был все отыскивать и устраивать заново». Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той либо другой философской, религиозной либо литературной традиции. Но все предпринимаемые опыты по избавлению человечества от традиции кончались для сообщества людей трагически.

25) РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ.

Русское Просвещение

Основные этапы развития философии. Часть 2


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: