Тема 1. «основы функционирования предприятия общественного питания в условиях рыночных отношений».

Пояснительная записка

Программа дисциплины общепрофессионального цикла «Экономика отрасли» предназначена для студентов средних опытных учебных заведений по профессии 260807 «Разработка продукции общепита».

Целью изучения дисциплины есть приобретение студентами теоретических практических навыков и знаний в области экономики отрасли. Программа предусматривает изучение баз микроэкономических качеств экономической теории, неприятностей борьбы, баз ценообразования в условиях рыночной экономики, главных основ и экономических показателей бизнес — планирования деятельности фирм общепита.

В следствии изучения дисциплины студенты

должны иметь представление:

u Об главных качествах развития отрасли;

u О сущности фирм общепита как хозяйствующих субъектов рыночной экономики.

Должны знать:

u Виды, функции, принципы и сущность ранка;

u Материально – технические, сырьевые, трудовые и денежные ресурсы отрасли общепита, показатели эффективности их применения;

u Формы и виды собственности;

u Виды замыслов, их содержание, главные этапы планирования, способы экономического обоснования замыслов. Методику разработки бизнес – замысла;

u Механизмы ценообразования на продукцию (услуги) общепита;

u Главные экономические показатели денежно – хозяйственной деятельности фирм общепита;

u системы и Формы зарплаты ;

u Классификацию и обращения издержек и показатели производства;

u Источники и прибыли и назначение доходов;

должны мочь:

u Собирать и разбирать экономическую данные;

u Осуществлять рациональную политику ценообразования;

u Рассчитывать главные экономические показатели деятельности фирм общепита;

u Поводить экономическое обоснование и анализ показателей денежно – хозяйственной деятельности фирм общепита;

Изучение предмета должно содействовать формированию познавательной деятельности, предприимчивости, инициативности, умению разбирать экономическую обстановку и принимать оптимальные ответы.

Методика изучения предмета строится на базе сочетания теоретического и практического изучения.

Теоретический материал студенты изучают самостоятельно, конечно на обзорных и установочных занятиях во время лабораторно – экзаменационной сессии под управлением учителя. В данный же период со студентами проводятся практические занятия.

Учитывая, что учебным замыслом заочного обучения для практических занятий отводится ограниченное время, учитель каждый год решает вопрос о выборе практических работ для необходимого исполнения студентами во время экзаменационно – лабораторной сессии. Результаты исполнения практических занятий оформляются в отдельной тетради.

По окончании изучения дисциплины предусмотрено исполнение студентами домашней письменной контрольной работы. Контрольная работа выполняется в тетради, на обложке которой студент показывает полной наименование дисциплины, номер зачетной книжки, номер группы, фамилию, имя, отчество, вариант, домашний адрес и место работы;

Работа должна быть выполнена в установленный учебным графиком срок, написана грамотно, разборчиво, без сокращения слов, с полями для замечаний критиков. Все страницы должны быть пронумерованы.

Ответы на вопросы должны абсолютно раскрывать их сущность, сопровождаться конкретными примерами из практики работы фирм общепита. Нужно творчески доходить к изложению учебного материала. Ответ задач должно сопровождаться пояснениями и подробными расчётами.

Уровень качества работы оценивается по тому, как верно и самостоятельно даны ответы на поставленные вопросы, в какой степени использована рекомендованная литература.

В конце работы приводится перечень использованной литературы, ставится личная подпись и дата выполнения. Нужно оставлять 1-2 чистых страницы для рецензии учителя.

Взяв проверенную учителем работу, студент обязан пристально прочитать текст рецензии, при наличии замечания, рекомендаций учителя доработать отдельные вопросы.

Незачтенная контрольная работа выполняется студентом повторно с учетом рекомендаций критика и сдается на диагностику вместе с незачтенной работой. Контрольная работа предъявляется учителю при сдаче курсового экзамена.

Вариант контрольной работы определяется по многовариантной таблице в зависимости от двух последних цифр шифра студента (номера зачетной книжки). В таблице по горизонтали цифры от 0 до 9 соответствует последней цифре шифра, а по вертикали – предпоследней. горизонтали и Пересечение вертикали определяет клетку с вопросами варианта студента. Работа, выполненная не по собственному варианту, к зачету не принимается.

Формой итогового контроля по дисциплине есть экзамен.

ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ

u Предмет дисциплины. Задачи дисциплины. Межпредметные связи экономики с другими учебными дисциплинами;

u направление и Состояние формирования рыночных взаимоотношений. Рынок: понятие, сущность, функции и виды.

u Рыночная инфраструктура: понятие, структура рыночных взаимоотношений.

u Предприятие как объект изучения. Место предприятия общепита в экономике города.

Методические советы

Изучение дисциплины «Экономика общепита» направляться затевать с определения данного понятия. Предметом дисциплины являются экономические отношения, появляющиеся в ходе функционирования фирм таковой своеобразной сферы деятельности как сфера одолжений. Экономика общепита призвана изучать комплекс вопросов деятельности предприятия питания и его отдельных структурных подразделений для достижения конечных целей на базе действенного применения ресурсов.

Эта тема предусматривает кроме этого изучение теоретических баз становления рыночной экономики. Студент обязан осознать сущность рыночных отношений и рынка, особенности их развития в РФ, составные элементы рынка: предложение, цена, спрос, базой которых есть борьба; раскрыть понятие идеальной и несовершенной борьбе.

Вопросы для самопроверки

1. Предмет дисциплины «Экономика общепита».

2. Рынок: понятие, функции и виды.

3. Составные элементы рынка.

4. ее виды и Конкуренция.

5. Рыночная инфраструктура (понятие).

Оборачиваемость обслуживания 1 потребителя

Коэффициент применения = фактическая пропускная / расчетная пропускная

Пропускной способности свойство свойство

Пропускная свойство зала = оборачиваемость одного * количество мест в

Места зале

Вопросы для самопроверки

1. Виды товарооборота предприятия питания.

2. Емкость рынка: понятие, значение, порядок расчета.

3. Методы расчета численности потребителей, пользующихся одолжениями предприятия питания.

4. производственная мощность предприятия общепита: понятие, значение показателя, порядок его расчета.

Либо

В = З ср. : о,

В – скорость обращения запасов в днях оборота;

Д – число дней в разбираемом периоде;

З ср. – средний запас товаров за тот же период;

О – количество реализации товаров в разбираемом периоде;

о — однодневный товарооборот.

Обратите внимание на то, что норма товарного запаса есть одновременно и нормой товарооборачиваемости.

Ускорение товаров и оборачиваемости сырья разрешает высвободить из оборота средства и направить их на другие потребности предприятия. Замедление товарооборачиваемости приводит к необходимости завлекать дополнительные средства, что отрицательно отражается на денежных итогах деятельности предприятия.

Сумма высвобожденных из оборота средств (либо дополнительно привлеченных к обороту) возможно исчислена следующим методом:

? высвобожд. ср-в = о * кол – во дней ускорения (замедления)

Оборачиваемости

Вопросы для самопроверки

1. Понятие товарных ресурсов, источники их образования в условиях рынка.

2. Понятие товарных запасов, их единицы и назначение измерения.

3. Понятие товарооборачиваемости: значение, единицы измерения, порядок расчета.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Варианты контрольной работы определяются по многовариантной таблице в зависимости от двух последних цифр шифра студента (номера зачетной книжки). В таблице по горизонтали цифры от 0 до 9 соответствуют последней цифре шифра, по вертикали – предпоследней. Пересечение горизонтальной и вертикальной линии определяет клетку с вопросами варианта студента.

Студент обязан ответь на 1 теоретический вопрос и решить 2 задачи. Работа, выполненная не по собственному варианту, к зачету не принимается.

Многовариантная таблица

Последняя цифра зачетной книжки
Предпоследняя цифра шифра вопрос задачи 1,26 2,27 3,28 4,29 5,30 6,31 7,32 8,33 9,34 10,35
вопрос задачи 11,1 12,2 13,3 14,4 15,5 16,6 17,7 18,8 19,9 20,10
вопрос задачи 21,11 22,12 23,13 24,14 25,15 1,16 2,17 3,18 4,19 5,20
вопрос задачи 6,35 7,34 8,33 9,32 10,31 11,30 12,29 13,28 14,27 15,26
вопрос задачи 16,26 17,27 18,28 19,29 20,30 21,31 22,32 23,33 24,34 25,35
вопрос задачи 1,25 2,24 3,23 4,22 5,21 6,20 7,19 8,18 9,17 10,16
вопрос задачи 11,15 12,14 13,13 14,12 15,11 16,10 17,9 18,8 19,7 20,6
вопрос задачи 21,35 22,34 23,33 24,32 25,31 1,30 2,29 3,28 4,27 5,26
вопрос задачи 6,25 7,25 8,26 9,27 10,28 11,29 12,30 13,31 14,32 15,33
вопрос задачи 16,34 17,35 18,1 24,2 20,3 21,4 22,5 23,6 24,7 25,8

Вопросы контрольной работы №1

  1. Сущность, особенности и значение общепита как сферы народного хозяйства.
  2. Роль общепита в формировании рынка.
  3. Правовые, экономические и функционирования предприятий и социальные основы создания общепита
  4. Организационно – правовые формы фирм в условиях их функционирования в рыночной экономике.
  5. Экономический анализ денежно – хозяйственной деятельности фирм общепита: значение, сущность, главные экономические показатели.
  6. Планирование деятельности предприятия, виды замыслов, их назначение, содержание. Способы экономического обоснования замыслов.
  7. Бизнес – замысел на фирмах общепита, порядок и необходимость разработки бизнес – замысла. Главные разделы бизнес – замысла фирм общепита.
  8. Производственная программа, товарооборот: понятие, состав. Прогнозирования и экономическое обоснование товарооборота предприятия питания, включая кулинарную, услуги и кондитерскую продукцию.
  9. Емкость рынка: расчёт и понятие. Расчет численности потребителей, пользующихся одолжениями фирм общепита.
  10. пропускная способность и Производственная мощность предприятия: расчёт и понятие, значение (на примере конкретного предприятия)
  11. Анализ товарооборота в целом, и выпуска кулинарной, кондитерской продукции предприятия: задачи и методика.
  12. Прогнозирование товарооборота, конечно выпуска кулинарной и кондитерской продукции (на примере конкретного предприятия).
  13. Товарные ресурсы: понятие, источники образования (на примере конкретного предприятия).
  14. Товарные запасы: понятие, классификация, анализ товарных запасов на предприятии. Прогнозирование товарных запасов.
  15. Товарооборачиваемость: влияние и понятие на денежные результаты деятельности предприятия. Анализ товарооборачиваемости.
  16. Экономическое обоснование потребности предприятия общепита в предметах материально – технического назначения.
  17. обращения и Издержки производства в фирмах общепита: понятие, сущность, классификация, номенклатура. Состав, показатели и структура, характеризующие обращения и издержки производства (на примере конкретного предприятия).
  18. производства издержек задачи и Анализ: обращения и методика проведения. Экономическое обоснование издержек в целом по предприятию.
  19. Трудовые отношения в фирмах общепита . планирование показателей по труду: численность работников, производительность труда (на примере конкретного предприятия)
  20. Формы и системы зарплаты в фирмах общепита. формирование и Анализ затрат на зарплату в фирмах общепита.
  21. ее роль и Цена в условиях рынка. Виды цен на услуги и товары в условиях рынка. Рыночный механизм ценообразования. особенности и Порядок ценообразования в фирмах общепита.
  22. Себестоимость продукции фирм общепита, особенности ее расчета.
  23. Валовой доход предприятия общепита: сущность, назначение, источники образования. прогнозирование и Анализ валового дохода на фирмах общепита (на примере конкретного предприятия общепита).
  24. Налоговая совокупность РФ. Виды налогов. Особенности налогообложения фирм общепита, а также личных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход.
  25. Прибыль: понятие, назначение, источники формирования. Виды прибыли. Анализ прибыли (на конкретном примере)
  26. Рентабельность: порядок определения. Факторы, воздействующие на рентабельность. Анализ рентабельности фирм общепита (на конкретном примере).
  27. рентабельности предприятий и Прогнозирование прибыли общепита.
  28. использование и Распределение прибыли в фирмах общепита
  29. Финансы: понятие, сущность, функции финансов в условиях рынка (на примере предприятия общепита).
  30. Главные и оборотные фонды фирм: понятие, структура, назначение, показатели эффективности их применения. Расчет показателей эффективности применения главных средств предприятия общепита.
  31. Оборотные средства. Расчет показателей эффективности применения
  32. Акции, их характеристика и основные виды. Работа с ценными бумагами в фирмах общепита. Барыши по акциям.
  33. Денежные кредитные отношения в деятельности фирм общепита. Правила кредитования.
  34. Анализ денежного состояния фирм общепита: задачи и порядок проведения.
  35. Денежная устойчивость, платежеспособность, ликвидность. Расчет коэффициентов деловой активности и финансовой устойчивости фирм общепита.

Пояснительная записка

Программа дисциплины общепрофессионального цикла «Экономика отрасли» предназначена для студентов средних опытных учебных заведений по профессии 260807 «Разработка продукции общепита».

Целью изучения дисциплины есть приобретение студентами теоретических практических навыков и знаний в области экономики отрасли. Программа предусматривает изучение баз микроэкономических качеств экономической теории, неприятностей борьбы, баз ценообразования в условиях рыночной экономики, главных основ и экономических показателей бизнес — планирования деятельности фирм общепита.

В следствии изучения дисциплины студенты

должны иметь представление:

u Об главных качествах развития отрасли;

u О сущности фирм общепита как хозяйствующих субъектов рыночной экономики.

Должны знать:

u Виды, функции, принципы и сущность ранка;

u Материально – технические, сырьевые, трудовые и денежные ресурсы отрасли общепита, показатели эффективности их применения;

u Формы и виды собственности;

u Виды замыслов, их содержание, главные этапы планирования, способы экономического обоснования замыслов. Методику разработки бизнес – замысла;

u Механизмы ценообразования на продукцию (услуги) общепита;

u Главные экономические показатели денежно – хозяйственной деятельности фирм общепита;

u системы и Формы зарплаты ;

u Классификацию и обращения издержек и показатели производства;

u Источники и прибыли и назначение доходов;

должны мочь:

u Собирать и разбирать экономическую данные;

u Осуществлять рациональную политику ценообразования;

u Рассчитывать главные экономические показатели деятельности фирм общепита;

u Поводить экономическое обоснование и анализ показателей денежно – хозяйственной деятельности фирм общепита;

Изучение предмета должно содействовать формированию познавательной деятельности, предприимчивости, инициативности, умению разбирать экономическую обстановку и принимать оптимальные ответы.

Методика изучения предмета строится на базе сочетания теоретического и практического изучения.

Теоретический материал студенты изучают самостоятельно, конечно на обзорных и установочных занятиях во время лабораторно – экзаменационной сессии под управлением учителя. В данный же период со студентами проводятся практические занятия.

Учитывая, что учебным замыслом заочного обучения для практических занятий отводится ограниченное время, учитель каждый год решает вопрос о выборе практических работ для необходимого исполнения студентами во время экзаменационно – лабораторной сессии. Результаты исполнения практических занятий оформляются в отдельной тетради.

По окончании изучения дисциплины предусмотрено исполнение студентами домашней письменной контрольной работы. Контрольная работа выполняется в тетради, на обложке которой студент показывает полной наименование дисциплины, номер зачетной книжки, номер группы, фамилию, имя, отчество, вариант, домашний адрес и место работы;

Работа должна быть выполнена в установленный учебным графиком срок, написана грамотно, разборчиво, без сокращения слов, с полями для замечаний критиков. Все страницы должны быть пронумерованы.

Ответы на вопросы должны абсолютно раскрывать их сущность, сопровождаться конкретными примерами из практики работы фирм общепита. Нужно творчески доходить к изложению учебного материала. Ответ задач должно сопровождаться пояснениями и подробными расчётами.

Уровень качества работы оценивается по тому, как верно и самостоятельно даны ответы на поставленные вопросы, в какой степени использована рекомендованная литература.

В конце работы приводится перечень использованной литературы, ставится личная подпись и дата выполнения. Нужно оставлять 1-2 чистых страницы для рецензии учителя.

Взяв проверенную учителем работу, студент обязан пристально прочитать текст рецензии, при наличии замечания, рекомендаций учителя доработать отдельные вопросы.

Незачтенная контрольная работа выполняется студентом повторно с учетом рекомендаций критика и сдается на диагностику вместе с незачтенной работой. Контрольная работа предъявляется учителю при сдаче курсового экзамена.

Вариант контрольной работы определяется по многовариантной таблице в зависимости от двух последних цифр шифра студента (номера зачетной книжки). В таблице по горизонтали цифры от 0 до 9 соответствует последней цифре шифра, а по вертикали – предпоследней. горизонтали и Пересечение вертикали определяет клетку с вопросами варианта студента. Работа, выполненная не по собственному варианту, к зачету не принимается.

Формой итогового контроля по дисциплине есть экзамен.

ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ

u Предмет дисциплины. Задачи дисциплины. Межпредметные связи экономики с другими учебными дисциплинами;

u направление и Состояние формирования рыночных взаимоотношений. Рынок: понятие, сущность, функции и виды.

u Рыночная инфраструктура: понятие, структура рыночных взаимоотношений.

u Предприятие как объект изучения. Место предприятия общепита в экономике города.

Методические советы

Изучение дисциплины «Экономика общепита» направляться затевать с определения данного понятия. Предметом дисциплины являются экономические отношения, появляющиеся в ходе функционирования фирм таковой своеобразной сферы деятельности как сфера одолжений. Экономика общепита призвана изучать комплекс вопросов деятельности предприятия питания и его отдельных структурных подразделений для достижения конечных целей на базе действенного применения ресурсов.

Эта тема предусматривает кроме этого изучение теоретических баз становления рыночной экономики. Студент обязан осознать сущность рыночных отношений и рынка, особенности их развития в РФ, составные элементы рынка: предложение, цена, спрос, базой которых есть борьба; раскрыть понятие идеальной и несовершенной борьбе.

Вопросы для самопроверки

1. Предмет дисциплины «Экономика общепита».

2. Рынок: понятие, функции и виды.

3. Составные элементы рынка.

4. ее виды и Конкуренция.

5. Рыночная инфраструктура (понятие).

ТЕМА 1. «Базы функционирования предприятия общепита в условиях рыночных взаимоотношений».

u Сущность, особенности и значение общепита как отрасль народного хозяйства. Роль общепита в формировании рынка. Механизм рыночного авторегулирования (борьба).

u Правовые, экономические и функционирования предприятий и социальные основы создания общепита. формы и Виды собственности. Организационно – правовые формы фирм в условиях их функционирования в рыночной экономике. Понятие, виды предпринимательской деятельности.

Методические советы

Публичное питание, как отрасль народного хозяйства является совокупностью фирм, объединенных по характеру перерабатываемого сырья и производимой продукции, формы обслуживания и организации производства населения. Публичное питание делает три взаимосвязанных функции: производство кулинарной продукции, ее организацию и реализацию обслуживания потребителей (оказание услуг).

направляться обратить внимание на то, в деятельности фирм питания сейчас случились значительные трансформации: увеличилось их количество, но производственные мощности и торговые площади сократились; строительство новых фирм питания не ведется, а, по большей части, идет ориентация на реставрацию уже имеющихся; изменился режим работы, обслуживаемый стиль и контингент работы фирм питания.

Изучая вопрос о многообразии форм собственности, студенты должны пристально ознакомиться с Гражданским кодексом РФ и изучить сущность форм собственности, организационно – правовые формы фирм.

Изучение данной темы предполагает кроме этого ознакомление с таким понятие, как предпринимательство, т.е. инициативная независимая деятельность их объединений и граждан, направленная на получение прибыли. В новых условиях предприниматель – это хозяин. Главные его мотивации – опора на личные силы, рвение к достижению и независимости конкретного успеха, готовность идти на обоснованный риск.

Результат предпринимательской деятельности характеризуется, первым делом, прибылью, которую приобретает предприниматель в следствии совершения сделки. Прибыль определяется как разность между выручкой от услуг и реализации продукции и всеми издержками предпринимателя, исчисленным в финансовом выражении.

Вопросы для самопроверки

1. роль питание: и Общественное понятие в формировании потребительского рынка.

2. Организационно – правовые формы фирм общепита в наше время.

3. понятие предпринимательства, его цели и виды.

ТЕМА 2. «бизнес и Экономический анализ — планирование».

u Экономический анализ денежно – хозяйственной деятельности фирм общепита: значение, сущность, главные экономические показатели.

u Планирование деятельности предприятия, виды замыслов, их назначение, содержание.

u Главные этапы планирования. Способы экономического обоснования замыслов. Бизнес – планирование на фирмах общепита, порядок и необходимость разработки бизнес – замысла. Главные разделы бизнес – замысла фирм общепита.

u Ответственность управления предприятия за результаты денежно – хозяйственной деятельности.

Методические советы

В наше время большая часть показателей деятельности разрабатывается фирмами самостоятельно на правилах коммерческого расчета. Особенное значение получает четкий контроль выполнения, взыскательный анализ сделанного, обнаружение недочётов, тормозящих внедрение в практику методов управления и новых форм предприятием.

Одним из способов управления предприятием питания есть анализ его денежно – хозяйственной деятельности, что представляет собой комплексное изучение информации о итогах работы за определенный период.

В первую очередь, осуществляется анализ исполнения замысла по главным показателям: товарообороту, обороту по кулинарной и услугам и кондитерской продукции, издержками предприятия, доходу и прибыли.

В ходе экономического анализа употребляются методы и различные приёмы: сравнение, группировка, цепная подстановка, балансовый, графический, корреляционный.

В условиях развития рыночных взаимоотношений возрастает роль еще одного способа управления предприятием – планирования. Студентам рекомендуется ознакомиться и проанализировать конкретные показатели предприятия по месту работы:

v Товарооборот по структуре и общему объёму; запас товаров и сырья.

v Замысел по труду: их состав и численность работников, фонд зарплаты ; средняя зарплата на одного работника;

v производства и Издержки обращения в суме и в процентах к товарообороту (уровень);

v Валовой доход в сумме и в процентах к товарообороту.

v Прибыль в сумме и в процентах к товарообороту.

v Денежный замысел.

Вопросы для самопроверки

1. прогнозирования деятельности и Необходимость планирования предприятия в условиях рынка.

2. Виды замыслов, их содержание и значение.

3. методы и Основные этапы планирования экономического обоснования замыслов.

4. Порядок разработки характеристика – и бизнес плана его главных разделов.

5. Анализ денежно – хозяйственной деятельности предприятия общепита, назовите методы и приёмы анализа, главные экономические показатели.

Лекция: Экономика предприятия


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: