1. Коммуникативные свойства – свойства к педагогическому общению, каковые проявляются в умении устанавливать, вырабатывать у себя педагогически-целесообразную позицию в отношении школьников, что опреде
ляет тон и стиль взаимоотношений с обучающимися (как с коллективом, так и с отдельными учениками).
2. Педагогический такт – это чувство меры в обращении и поведении преподавателя с обучающимися, свойство обнаружить самые целесообразные меры действия на обучающихся, принимая к сведенью их психологическое состояние сейчас, и конкретную обстановку.
3. Организаторские свойства преподавателя проявляются в двух видах. Во-первых, в способности организовать ученический коллектив и, во-вторых, в способности организовать самого себя как субъекта педагогической деятельности.
4. Суггестивные свойства (в переводе с латинского – основанные па внушении) выражаются в ярком волевом действии преподавателя на обучающихся, в его способности предъявлять требования и получать их исполнения.
Личностные свойства.
1. Перцептивные способности (от лат. перцепция – восприятие) – это свойство преподавателя принимать ученика, и не только его внешние изюминки, а, в большинстве случаев, его внутренний мир. Это необычная проницательность. Связанная с узким пониманием личности ученика и его временных психологических состояний.
2. Педагогическое воображение (либо прогностические свойства) – свойство преподавателя предвидеть с достаточной степенью возможности последствия собственных действий в отношении ученика.
3. Свойство саморегуляции эмоциональной поведения и сферы. В данной неспециализированной способности возможно выделить два компонента:
а) самообладание и выдержка – это свойство в любой момент, в любой обстановке, в непредвиденной обстановке обладать собой, руководить собственными эмоциями, темпераментом, не терять кроме того ненадолго контроля над собственным поведением;
б) саморегуляция психологических состояний – свойство преподавателя создавать у себя оптимальное психологическое состояние, которое отличается энергичной уверенностью, бодростью, оптимизмом, благожелательностью[1].
А. И. Щербаков к наиболее значимым педагогическим свойствам относит: дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские.
В изучениях Н. В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские свойства.
Ф. Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие свойства, нужные преподавателю: свойство осознавать ученика, свойство доступно излагать материал, свойство развивать заинтересованность обучающихся, организаторские свойства, педагогический такт, предвидение результатов собственной работы и др.
Как видно из вышеприведенных классификаций педагогических свойств, они одинаково полно охватывают всю структуру педагогической деятельности. Их авторы только по-различному собирают, классифицируют личностные качества и важные способности преподавателя.
Преподаватель осуществляет наиболее значимую социальную функцию – духовное воспроизводство человека, соответственно, и общества. Преподаватель не только профессия, сущность которой показывать знания. Это высокая миссия, назначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке. Конкретно исходя из этого большая часть требований и характеристик учителя к нему задаются обществом, понятием в обществе о том, каким должен быть хороший преподаватель и каким он не должен быть.
По результатом исследования, в котором нужно было обрисовать желательные и нежелательные характеристики преподавателя, были распознаны личностные и профессионально-педагогические качества преподавателей, составляющие полярный профиль эталонной модели преподавателя-воспитателя. К ним возможно отнести: личную неорганизованность, неумение организовать детей на исполнение неспециализированного дела и довести его до конца, безынициативность, индифферентное отношение к педагогической деятельности, нелюбовь к школьникам, незнание их психологии, отсутствие самообладания, выдержки, поспешность, нервозность, уступчивость, внушаемость.
На основании этого В. А. Сластёниным были выяснены следующие характеристики личности и базовые свойства педагога.
1. Высокая социальная ответственность и гражданская активность. Таковой преподаватель нс будет равнодушным ни к делам страны, ни к судьбам детей. Основной ориентир его деятельности – большой опытный долг. Он способен критически оценивать деятельность окружающих и собственную работу, не отправится на сделку с совестью.
2. Любовь к детям, способность и потребность дать им собственный сердце. Преподаватель, любящий и осознающий детей, способен к педагогическому сотрудничеству с ними, родителями, сотрудниками, он видит в формировании личности растущего человека основной смысл жизни. Таковой преподаватель не искореняет пороки и недостатки, а, опираясь на диагностику личности воспитанника, определяет стратегию и тактику ее развития.
3. Настоящая интеллигентность, духовная культура, умение и желание трудиться вместе с другими. Он способен отыскать верное использование своим способностям и силам в коллективном педагогическом творчестве. Он выше мелочных обид, пристрастий и амбиций, содействует созданию благоприятного морально-психотерапевтического климата в коллективе. Таковой преподаватель делается живым примером для детей.
4. Большой профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых сокровищ и к принятию творческих ответов. трафарет и Шаблон ему решительно противопоказан. Преподаватель – творец, он в постоянном поиске нестандартных подходов к неизменно развивающейся личности. Он не только способен четко и точно функционировать по примеру, но и обладает личным стилем педагогическогочеловекознания и человековедения.
Преподаватель нс может, не имеет права останавливаться в собственном научном, духовном, идейном росте. Ему нельзя превращаться в верстовой столб, что показывает дорогу вторым, а сам стоит на месте.
Изменяющиеся действительности судьбы требуют от преподавателя постоянного напряжения всех его сил, громадных нервнопсихологических затрат, в известной подвижничества и меря самоотверженности.
В профессиограмме преподавателя позицию лидера занимает направленность его личности.