Для обнаружения субъективных параметров адаптации сотрудника и для уточнения его личностных изюминок нужна диагностическая беседа. самая эффективной в таких случаях есть беседа о биографии работника. Начинается она с истории собственной жизни, которую сотрудника просят поведать максимально детально. Таковой подход дает психологу возможность по ходу беседы, задавая при необходимости дополнительные вопросы, узнать:
— источники влияния на личность сотрудника в ходе ее формирования;
— содержание и периоды кризисов в жизни сотрудника;
— его личные стратегия и тактика ответа жизненных неприятностей и их эффективность;
— что оказало влияние на формирование стиля адаптации;
— особенности восприятия тех либо явлений и иных событий;
— осознать и применять язык сотрудника (а не навязывать ему собственный);
— умение человека рефлексировать по поводу собственных личностных изюминок;
— проследить изменение главных установок и ценностей в течении судьбы.
С целью проведения таковой беседы смогут быть нужными следующие вопросы, подразумевающие оценочные суждения:
1. Какой из:
преподавателей | был для Вас лучшим (нехорошим) | ||||||||
глав | |||||||||
случаев из судьбы | |||||||||
2. Как бы вы обрисовали ваших: | мать | ||||||||
отца | |||||||||
учителя | |||||||||
начальника | |||||||||
вашу организацию | |||||||||
управленческий стиль | |||||||||
должность | |||||||||
Приятеля | |||||||||
ребенка | |||||||||
семью | |||||||||
родственника | |||||||||
стиль поведения | |||||||||
сильные (не сильный) стороны характера | |||||||||
3. Где и в то время, когда вы испытали громаднейшие: | удовлетворение | ||||||||
разочарование | |||||||||
неуверенность | |||||||||
печаль | |||||||||
успех | |||||||||
поражение | |||||||||
сомнения | |||||||||
4. Как именно в большинстве случаев вы распределяете время на протяжении семи дней?
5. Как проходит ваш простой рабочий сутки?
6. Что нового случилось в последнии месяцы в той сфере, в которой вы трудитесь? Хватает ли вам нынешнего уровня образования?
7. Ваше хобби, уровень достижений в нем.
8. К какому социальному слою вы себя относите? По какой причине?
9. Как довольно часто и как легко вам общаться с представителями вторых национальностей, противоположным полом, детьми, стариками и т. п. ?
Кроме этого нужны вопросы проективной направленности, подобные этим:
Что бы вы делали, если бы вы имели возможность загадать три жажды . . .
Что бы вы делали, если бы вы встретились с исторической личностью . . .
Что бы вы делали, если бы у вас была возможность начать жизнь заново . . .
Помимо этого, более глубокому и откровенному дискуссии содействует использование методики Цветовых метафор И. Л. Соломина (51). содержание и Сущность данной методики мы разглядим ниже.
Но у психолога не всегда имеется время для беседы (она весьма трудоемка и долга). Тестовая диагностика разрешает сократить время, не смотря на то, что и за счет большого понижения информативности результатов.
Подбор методик осуществляется исходя из того, что к параметрам субъективной адаптации относятся:
— удовлетворенность содержанием,
— удовлетворенность условиями труда,
— удовлетворенность общением в трудовой группы.
Т. е. нужно изучить степень соответствия социальной среды потребностям и ожиданиям работника.
самая экономичной в этом случае есть методика изучения степени неудовлетворенности условиями труда (58; 60; 63).
ОПРОСНИК
Методики изучения удовлетворенности условиями труда.
Ниже представлены кое-какие требования к организации трудовой деятельности:
1. Хорошая организация отдыха и чередования труда
2. Разнообразие делаемой работы
3. Возможность должностного передвижения и профессионального роста
4. Хорошая зарплата
5. Громадная самостоятельность в исполнении работы
6. Обеспечение нужной для работы техникой полностью
7. Возможность общения в ходе работы
8. Низкая напряженность работы
9. Хорошие отношения в коллективе
10. Хорошие условия труда (соблюдение температурного режима, хорошее освещение, и т. д. )
а) Если Вы вычисляете нужным дополнить данный перечень, то продолжите его.
б) Сейчас нужно сравнить эти требования между собой на особенном бланке (Форма 1) по показателю большей либо меньшей их важности.
Делается это следующим образом. Последовательно обрабатывается любой столбец формы 1 (см. бланк ответов) способом сравнения требований, представленных в форме 1 собственными номерами из перечня. Из двух требований Вы выбираете то, которое вычисляете более серьёзным в разглядываемой паре и обводите кружком соответствующий номер. Так, в случае, если, к примеру, в паре 1 2 Вы обводите кружком цифру 2 (т. е. получается 1 (2)), это значит, что для Вас более ответственным есть требование, обозначенное в перечне цифрой 2. В другом случае Вы обводите кружком цифру 1.
Возможно обводить лишь дну цифру!
Нужно отработать все пары!
В случае, если сложно сделать выбор, доверьтесь первому побуждению.
Заполнение Формы 2 осуществляется равно как и формы 1, лишь при одном отличии. В каждой паре выбирается и фиксируется (т. е. обводится кружком) то требование, которое самый полно выполняется в Вашей настоящей служебной деятельности.
Бланк ответов (формы и 1 бланки формы 2 аналогичны).
Форма 1
1 2 | 2 3 | 3 4 | 4 5 | 5 6 | 6 7 | 7 8 | 8 9 | 9 10 |
1 3 | 2 4 | 3 5 | 4 6 | 5 7 | 6 8 | 7 9 | 8 10 | |
1 4 | 2 5 | 3 6 | 4 7 | 5 8 | 6 9 | 7 10 | ||
1 5 | 2 6 | 3 7 | 4 8 | 5 9 | 6 10 | |||
1 6 | 2 7 | 3 8 | 4 9 | 5 10 | ||||
1 7 | 2 8 | 3 9 | 4 10 | |||||
1 8 | 2 9 | 3 10 | ||||||
1 9 | 2 10 | |||||||
1 10 |
Принцип тестирования забран из работы Акопова Г. В. (1). Условия выделены на протяжении опроса сотрудников Самарской таможни (описание настоящих и желаемых условий работы). Процедура опроса содержится в том, что испытуемый сравнивает условия труда по степени их важности для него, а после этого по степени выраженности в практической деятельности.
Обработка результатов содержится в подсчете частоты выбора каждого условия в обеих формах и после этого нахождения отличия между числом выборов в форме №1 (желательные условия) и в форме №2 (настоящие условия). Неспециализированный показатель неудовлетворенности условиями труда находится суммированием ранееуказанных отличий по модулю (т. е. не учитывая символа).
неуд=(А1 -А2)+(В1-В2)+(С1-С2)
где неуд — неспециализированный показатель неудовлетворенности условиями труда;
А1,В1,С1 — количество выборов каждого условия в форме 1;
А2,В2,С2 — количество выборов каждого условия в форме 2.
Эта же методика разрешает проранжировать условия труда по степени их значимости для индивида.
Надежность методики оценивалась по согласованности ответов на соотносящиеся вопросы анкеты (внутренняя состоятельность), и по сходству результатов главного и контрольного опросов.
О валидности (обоснованности) методики возможно делать выводы по естественности релевантности ответов и классификации респондентов выделенных классов теоретической структуре, и по итогам соотнесения показателей опытного сознания и продуктов деятельности сотрудников. Косвенным подтверждением валидности разглядываемой методики являются эти бесед и наблюдений. Но в этом случае, по-видимому, нет необходимости намерено обосновывать валидность методики в разных ее видах (критериальная, конструктная, содержательная и т. д. ). Тут возможно дать согласие с Р. С. Перинбаньягамом, утверждающим, что «внутренний мир личности не имеет онтологии, не зависимой от способов ее описания, обнаружения либо размышления о ней: она содержательно сходится с иконографией и терминологией того, что каждая контекст и культура, в которых личность представлена, обрисовывают либо знают (30). Любопытно так же мнение Р. С. Перинбаньягама о том, что в случае, если отраженный сознанием социальный процесс не упорядочен, то духовный мир личности кроме этого будет не упорядочен и, напротив, в случае, если упорядочен сам социальный процесс, то и внутренний мир будет упорядочен также ( 30; с. 76 )
Г. В. Акопов (1) отмечает, что сложилось мнение, отражающее явную либо неявную установку исследователей, что прямые вопросы, не маскирующие намерений исследователя, не дают возможности взять подлинную картину изучаемого свойства, явления и т. д. Само собой разумеется, объект изучения в один момент есть и субъектом действия, отношения — и ясно желание нивелировать эти артефакты. Как мы знаем, что в массовых измерениях они нейтрализуются или трансформируются в систематическую неточность, которая может воображать собой независимую диагностическую сокровище. Отечественная задача упрощается тем, что нас интересует само содержание сознания опрощеных (первым делом) и уже после этого неосознаваемые отношения, скрытые установки и т. д. Тут направляться дать согласие с Г. Витцлаком, вычисляющим, что диагностика психологических особенностей обязана исходить из «его содержания функций и единства сознания по регуляции деятельности» (13). Этому не противоречит то, что содержание сознания может (должно, наконец) быть фактически предметом изучения социальной группы.
«Существует, — отмечает А. Л. Свенцицкий, — множество таких сторон публичной психологии, изучение которых нереально без применения опросов. Так, получение информации о мнениях, эмоциях, мотивах, отношениях, заинтересованностях и т. д. значительно чаще осуществляется при помощи опросов в той либо другой форме» (46; с. 62) В соответствии с задачей диагностики опытного сознания конечно предпочесть из трех типов психодиагностических данных «Q» — эти, т. е. эти, полученные несложной процедурой опроса (24).
Последовательность вопросов соответствует известным рекомендациям (24; 41).
В стилистическом и логическом оформлении учтен образовательный и культурный уровень опрощеных, организация процедуры опроса и др. (24; 45).
Но опрос выявляет только осознаваемые потребности. Помимо этого, кроме того осознанные потребности смогут быть искажены при тестировании благодаря их разной социальной желательности.
степени искажения и Проблема потребностей их удовлетворенности решается методом применения проективных методик. Наряду с этим испытуемый обычно кроме того не догадывается об подлинной цели обследования. Но применение проективных тестов — процедура трудоемкая. А надёжность и достоверность взятых данных во многом зависят от квалификации и личности психолога. Причем как правило результаты определяются не количественно, а только как следует.
Все эти неприятности в достаточной степени решаются при применении способа программы и семантического дифференциала компьютерной обработки его результатов «Mind mapping», что разрешает диагностировать скрытую и скрываемую мотивацию, ведущие и актуальные потребности, и сферы деятельности, в которых они удовлетворяются. Но эта методика требует дополнительного обучения и достаточно дорогостоящего ПО. И то и другое возможно купить в Университете практической психологии «Иматон».
Мы же разглядим методику цветовых метафор. Она разрешает произвести экспресс-анализ потребностно-мотивационной сферы в целях не столько экспертизы (как «Mind mapping»), какое количество психотерапевтического консультирования (51).
Методика цветовых метафор, созданная И. Л. Соломиным, может проводиться как в групповом, так и в личном вариантах. Она разрешает ответить на следующие вопросы:
— Что есть главным в жизни испытуемого?
— В какой мере он удовлетворяет потребности?
— Чем он должен заниматься? Что его заботит?
— Каковы его ожидания, намерения, замыслы на будущее?
— Как он относится к собственной профессии, работе, семье?
— Кем он себя вычисляет? С кем идейтифицируется?
— Каковы источники его стресса? Чего он избегает?
— Каково содержание его распрей?
— В чем смогут заключаться его неприятности?
— Кто либо что может оказать помощь ему в ответе неприятностей?
При личной формы проведения употребляются комплект цветных карточек от цветового теста М. Люшера и карточки с отпечатанными на них понятиями. Цветные карточки раскладываются на столе по кругу в произвольном порядке. Клиенту дается следующая инструкция: «Перед Вами находятся цветные карточки. У Вас в руках — карточки с напечатанными на них понятиями. Вам нужно попеременно изучить каждое понятие и положить карточку, на которой оно напечатано, рядом с тем цветом, что, по-вашему, самый подходит для его описания. Карточка кладется надписью вниз. Одним и тем же цветом возможно обозначать неограниченное количество понятий». После этого, в то время, когда клиент выяснит каждое понятие к соответствующему цвету, ему предлагают расположить цвета в порядке убывания предпочтения. Для этого употребляется следующая инструкция: «Выберите, прошу вас, какой цвет сейчас
Вам больше всего нравится? А сейчас выберите самый приятный из оставшихся цветов. . . ».
После этого результаты тестирования обсуждаются с клиентом. Клиенту сообщается, что этот тест основан на двух правилах. Во-первых, в случае, если человек обозначает какое-либо понятие привлекательным цветом, то это может свидетельствовать о привлекательности этого понятия, хорошем к нему отношении. Причем правильно и обратное. Во-вторых, в том случае, если два либо пара понятий человек обозначил одним цветом, то, он, по всей видимости, и относится к ним примерно одинаково. Другими словами в этих понятиях имеется для человека что-то общее.
В ходе дискуссии результатов психолог показывает клиенту на вероятные ассоциации в сознании клиента, формулирует предположения о структуре представлений, мотивов и отношений, требует клиента растолковать те либо иные результаты. Не нужно забывать о том, что надежность результатов методики цветовых выборов слишком мало высока для экспертизы. Так как каждая неточность клиента при обозначении цветом того либо иного понятия может привести к значительному искажению результатов. Обсуждение результатов с клиентом в ходе консультирования есть дополнительной их проверкой. К тому же окончательное слово наряду с этим постоянно остаётся за клиентом. Цель дискуссии — улучшение понимания клиентом содержания собственных собственных потребностей, сокровищ, их удовлетворения и стремлений, вероятных способов адаптации, текущего положения дел и будущих возможностей.
Анализ результатов происходит по следующему методу:
1. Обнаружение ведущих (базисных) потребностей. Они определяются по двум параметрам:
— это те потребности, каковые попадают в одну группу с понятиями «мое интересное» занятие «и увлечение»; и потребности, обозначенные самым приятным цветом. Причем данный, второй, критерий менее надежен, чем прошлый, потому, что самый привлекательный цвет может скоро измениться.
В случае, если все три маркера находятся в различных группах, то все потребности, лежащие в них, являются базисными. В случае, если в этих группах нет потребностей, то, быть может, у клиента существует явное
либо скрытое депрессивное состояние. Подобное предположение испытывает недостаток в уточнении и дальнейшей проверке.
2. Обнаружение актуальных потребностей человека, т. е. тех потребностей, каковые появились под влиянием текущей обстановке. Это потребности, входящие в одну группу с понятием «мое настоящее». Время от времени базисные и актуальные потребности совпадают. Это максимально благоприятный вариант с позиций эмоционального благополучия личности. В том случае, в то время, когда они не совпадают, удовлетворение актуальных потребностей, быть может, есть компенсацией неудовлетворенных базисных.
3. Оценка степени удовлетворенности базисных потребностей. Критерий их удовлетворенности — нахождение их в одной группе с понятиями «мое настоящее», «мое будущее», «мое прошлое». В случае, если базисные потребности находятся в одной группе с понятием «мое настоящее», то человек имеет все возможности удовлетворить их на данный момент в тех видах деятельности, каковые входят в эту группу понятий.
В случае, если базисные потребности связаны с понятием «мое будущее», то это говорит о наличии надежды, замыслов либо ожиданий на их будущее удовлетворение.
В случае, если базисные потребности находятся в одной группе с понятием «мое прошлое», то человек живет воспоминаниями о том, что именно в прошлом он имел опыт удовлетворения собственных базисных потребностей в тех видах деятельности, каковые сгруппированы в данной же цветовой группе.
В случае, если базисные потребности не связаны ни с одной из вышеперечисленных категорий времени, то это говорит о полной дезорганизации деятельности, об отсутствии внутренних ресурсов для адаптации.
4. Обнаружение представлений человека о структуре его жизненного пути. Живет ли он в настоящем, либо мечтает о прошлом либо будущем.
В случае, если все три вида времени попали в одну группу, в сознании человека нет отличия между настоящим, прошлым и будущим. Или у него имеется четкий замысел судьбы, или данный человек « по течению».
При, в то время, когда все три вида времени находятся в различных группах. Прошлое отделено от настоящего резким переломом, кризисов. Наряду с этим ожидаются предстоящие события, каковые сделают будущее весьма непохожим на настоящее.
В том варианте, в случае, если прошлое и настоящее в одной группе, а будущее в второй — человек видит критическое событие, разделяющее его жизнь. То же относится и к случаю, в то время, когда будущее и настоящее в одной группе, а прошлое — в второй.
В случае, если будущее и прошлое в одной группе, а настоящее в второй, то тут вероятны два варианта интерпретации:
— в случае, если настоящее оценивается очень плохо, а будущее и прошлое позитивно, то человек желает возвратиться в прошлое;
— в случае, если настоящее оценивается позитивно, а будущее и прошлое очень плохо, то человек опасается возвратиться к прошлому образу судьбы.
5. Анализ структуры взаимоотношений с другими людьми и отношения к себе.
Для выяснения отношения человека к самому себе анализируется взаиморасположение понятий, обозначающих Я-настоящее и Я-идельаное. Если они в одной группе, то возможно сделать вывод о удовлетворённости и высокой самооценке собой. Наряду с этим — отсутствие побуждения развивать собственную личность. В норме, рассогласованность между этими понятиями образовывает не более одной-двух цветовых групп в раскладе, что говорит о некоей неудовлетворенности собой, которая, однако, не есть больном. В случае, если подобное рассогласование образовывает три группы и более, то вероятны эмоциональные неприятности, впредь до невротических расстройств.
Тут же возможно выяснить идентичность человека со значимыми вторыми: приятель, мать, папа, глава, сотрудники. Те, на кого он самый похож на данный момент, попадают в одну группу с понятием либо понятиями, обозначающими «Я-настоящее», те, на кого он желает быть похожим — с понятиями «Я-совершенное».
6. Обнаружение источников стресса, распрей, эмоционального напряжения. Они определяются по двум основаниям:
— это те понятия, каковые обозначены самыми нелюбимыми цветами;
— это понятия, попавшие в одну группу с негативными чувствами, заболеванием и т. п.
7. Ответ на запросы сотрудника.
Гибкость процедуры способа цветовых метафор разрешает реализовать широкий круг консультационных задач. Содержание комплекта понятий определяется задачами изучения, спецификой запросов и проблем клиента, опытом и интересом консультанта. В большинстве случаев в перечне употребляются понятия, характеризующие разные виды деятельности, потребности и жизненные сокровища, разные эмоциональные переживания, разных людей, включая и самого клиента, разные периоды времени (включая конкретные события) и т. п. Примерный перечень понятий приведен в Бланке ответов способа цветовых ассоциаций.
БЛАНК ОТВЕТОВ Способа ЦВЕТОВЫХ АССОЦИАЦИЙ
понятие | № цвета | |||||||||||||
Успех | ||||||||||||||
Неудача | ||||||||||||||
Общение | ||||||||||||||
Техника | ||||||||||||||
Заболевание | ||||||||||||||
Радость | ||||||||||||||
Моя учеба | ||||||||||||||
Свобода | ||||||||||||||
Знания | ||||||||||||||
Мой папа | ||||||||||||||
Люди | ||||||||||||||
Каким я желаю быть | ||||||||||||||
Любовь | ||||||||||||||
Моя работа | ||||||||||||||
Конфликты | ||||||||||||||
Угроза | ||||||||||||||
Природа | ||||||||||||||
Моя мать | ||||||||||||||
Труд | ||||||||||||||
Власть | ||||||||||||||
Образование | ||||||||||||||
Мой супруг (моя супруга) | ||||||||||||||
Медицина | ||||||||||||||
Мое настоящее | ||||||||||||||
Борьба | ||||||||||||||
Реклама | ||||||||||||||
Мастерство | ||||||||||||||
Мой дорогой друг (моя подруга) | ||||||||||||||
Семья | ||||||||||||||
Мое прошлое | ||||||||||||||
Информация | ||||||||||||||
Какой я в действительности | ||||||||||||||
Доход | ||||||||||||||
Перемены | ||||||||||||||
Скорбь | ||||||||||||||
Мой дом | ||||||||||||||
Мой глава | ||||||||||||||
Мое увлечение | ||||||||||||||
Финансы | ||||||||||||||
Мой ребенок | ||||||||||||||
Неприятности | ||||||||||||||
Занимательное занятие | ||||||||||||||
Школа | ||||||||||||||
Бизнес | ||||||||||||||
Дети | ||||||||||||||
Ужас | ||||||||||||||
Мои обязанности | ||||||||||||||
Мое будущее | ||||||||||||||
Обслуживание | ||||||||||||||
Творчество | ||||||||||||||
Материальное благополучие | ||||||||||||||
Мои сотрудники | ||||||||||||||
Раздражение | ||||||||||||||
Моя карьера | ||||||||||||||
Управление | ||||||||||||||
Моя профессия | ||||||||||||||
Моя компания | ||||||||||||||
Домашнее хозяйство | ||||||||||||||
Наука | ||||||||||||||
Психология | ||||||||||||||
Мои клиенты | ||||||||||||||
Потому, что обработка результатов не зависит от специфики цветов, возможно применять любой комплект цветных (символьных) карточек. Тут существует лишь два ограничения:
— цвета (знаки) должны быть достаточно разнообразны, дабы обеспечить свободу выбора клиента;
— количество цветов должно быть многократно меньше количества оцениваемых клиентом понятий, дабы была возможность взять группы сходных понятий, каковые являются главной категорией анализа.
При применения групповой формы проведения способа цветовых метафор на доске либо стенке аудитории прикрепляют пронумерованные цветные карточки громадного формата. Каждому испытуемому выдается бланк ответов способа цветовых ассоциаций, вышеприведенный. После этого зачитывается инструкция: «Перед вами на доске находятся цветные карточки, любая из которых обозначена определенным номером. Вы взяли бланк, в котором имеется перечень понятий. Я прошу Вас обозначить каждое понятие из этого перечня определенным цветом. Для этого Вам нужно в столбике «№ цвета» справа от каждого понятия записать номер того цвета, что, по вашему точке зрения, оптимальнее подходит для обозначения данного понятия. Так как понятий больше, чем
цветов, Вы имеете возможность применять один цвет для обозначения нескольких понятий. У кого имеется вопросы? Начали». После этого, по исполнении первой части задания, дается инструкция ко второй его части: «А сейчас в самой верхней строке таблицы справа от клетки «№ цвета» запишите, прошу вас, номер самого приятного для Вас цвета, цвета, что Вам на данный момент больше всего нравится. В клетке правее номера самого приятного цвета запишите номер следующего по степени привлекательности цвета и без того потом. Так, в верхней строке у Вас должны быть записаны номера цветов, упорядоченных по степени привлекательности от самого приятного до самого неприятного».
После этого, при обработке результатов, в каждом столбце галочками отмечаются понятия, обозначенные соответствующим цветом. Понятия выписываются соответственно оказавшейся группировке. На основании взятых групп понятий происходит анализ результатов, и уточняющая беседа с испытуемым.