(Мф. XVI, 6/Мр. VIII, 15/; Мф. XVI, 7;Мф. XVI, 11 /Мр. VIII, 15/; Мф. XVI, 12; Лк. XII, 1,2)
И Иисус сообщил: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской и иродовой.
Ученики поразмыслили, что он говорит о хлебе.
Тогда он сообщил им: как вы не осознаёте, что не о хлебе я говорю, берегитесь ,закваски фарисейской, саддукейской и иродовой?
Тогда они .осознали, что он сказал им не о том, дабы остерегаться хлеба, а сказал об учении.
Но более всего берегитесь закваски фарисейской; она — обман.
А нет того скрытого, что бы не открылось, и тайного, что бы не стало известно.
Высказав собственный учение, Иисус предостерегает против закваски. Слово «закваска» ученики знают в смысле учения, но Иисус сообщил бы учение, если бы он разумел учение. Помимо этого, он не имел возможности бы сообщить учение Иродово; Иродова, царского учения не было. То, про что он говорит, он именует закваской, т.е. тем, что, как сейчас бы мы сообщили, химически соединяется с телом и в полной мере изменяет его. Закваска, положенная дамой в квашню и поменявшая всю муку, была сравнением чтобы выразить то, что совершается перед всем миром и лицом Бога людей оттого, что в мир положено разумение блага. То же сравнение Иисус употребляет чтобы выразить то начало, которое положено в мир и которое, соединяясь с людьми, создаёт зло. Такая же закваска — закваска фарисейская, саддукейская и иродова — изменяет совсем человека, переставляя для него добро и зло, делает то, что добро думается злом и напротив. И Иисус говорит, что нужно беречься таковой закваски. Заквасок этих — начал зла Иисус именует три и обращает особое внимание на закваску фарисейскую. Определяя ее, он говорит, что она имеется притворство, комедианство.
Закваска саддукейская — это закваска рассудительности.
Саддукеи, по тому, что признано о них наукой, это люди, не признававшие ничего, не считая писаного закона. Они не признавали ничего, не считая жизни. Во всем остальном они сомневались. Жизнь вели развратную и сладкую.
По Евангелию, саддукеи — это те, каковые просят знамения, дабы поверить; это те, каковые с ухмылкой задают вопросы: чья будет супруга из семи братьев, и каковые хотят, дабы не было им никакого ответа; это те, каковые задают вопросы правильного определения ближнего; те, каковые ее скрывают собственного неведения, гордятся своим неведением и успокаиваются в собственном неведении. И потому под закваской саддукейской нужно разуметь научный материализм.
Закваска Иродова — это закваска власти.
Иродиане — это те, каковые уверены в том, что насилия власти нужны для блага людей; те, каковые, считая Иоанна святым, посадили в колонию и позже убили его в угоду плясунье; это те, каковые собирают подати, делают выводы, казнят, вести войну. Это те, каковые были рады, заметив Иисуса, и все-таки распяли его.
Под закваской Иродовой нужно разуметь учение государственности, юриспруденции.
Закваска фарисейская — это закваска церковности.
Фарисеи, по Евангелию, — это те, каковые упрекают за несоблюдение субботы, за нечистые руки, за сближение с грешницами и грешниками; те, каковые привели казнить блудницу; те, каковые всегда были с иродианами; те, каковые особенно настаивают на том, дабы мужу возможно было поменять жен, и каковые подкупают Иуду, дабы предать Христа, те, каковые молятся звучно, благодаря Всевышнего за то, что они лучше всех, и те, каковые распинают Иисуса.
К ним-то в основном и говорит Иисус, говорит гневно один лишь раз во всю жизнь собственную. Пуще всего берегитесь данной закваски!
(Лк. XX, 45, 46)
И в то время, когда целый народ осознал его, он сообщил ученикам своим:
Берегитесь фарисеев.
На саддукеев и последний соблазн фарисеев, приводивших к Иисусу высказать собственные базы, Иисус высказал их, но, как и прежде, они не понимали его. Он видит, что и сейчас ясное, простое учение его о том, что каждый знает в себе, не будет осознано, не по причине того, что люди не знают его (люди знают его), но по причине того, что глаза людей затемнены фальшивым учением. И он говорит против главного источника всех заблуждений людей — фальшивого учения.
(Мф. XXIII, 2, 3)
И место пророка Божия Моисея заняли фарисеи и учёные.
Так что все, что они говорят вам: «выполняйте и делайте». По примеру их жизни и вы не делаете, в силу того, что они говорят и не делают.
По-моему, значит: берегитесь фарисеев по причине того, что они не руководят; они лишь говорят «делайте». А так как сами не делают, то и вы следуете их примеру — ничего не делаете.
(Мф. XXIII, 4)
В силу того, что они связывают ноши тяжелые и неподъемные и накладывают на плечи людям, а сами пальцем не желают пошевелить их.
Ноши закона тяжелые, и никто их не Выполняет. Ноша Иисуса легкая. Обращение все длится о том, по какой причине никто не выполняет закона и не делает дел; это происходит по причине того, что 1) они говорят и не делают и примера не подают; 2) по причине того, что то, что они велят делать, через чур тяжело, и трудность эта для них не серьёзна, в силу того, что они не оказывают помощь поднять ношу.
(Мф. XXIII, 5-10)
Лишь чтобы любовались на них люди, навешивают на руки четки и производят подолы мантий и ряс;
обожают на обедах на первое место садиться и в церквах на возвышенные кресла;
обожают, дабы им руки целовали на народе и дабы именовали их: наставник! преподаватель!
А вы не именуйтесь преподавателями, в силу того, что у вас один преподаватель Христос и вы все братья.
И батюшкой никого не именуйте на земле, в силу того, что один Папа у вас на небе.
И не именуйтесь вождями либо наставниками,
в силу того, что один пастырь и ваш вождь Христос.
Следующие за этим стихи 11 и 12 выпускаются тут как неуместные. Стихи эти помещены в другом месте. Кроме этого стих 14, XXIII, Мф.: Горе вам, фарисеи и учёные, за то, что поедаете дома вдов и притворяетесь, что продолжительно молитесь, за это вас строже будут делать выводы.
Стих данный, помимо этого, что неуместен, ничего не прибавляет к тому, что сообщено.
(Мф. XXIII, 13; Лк. XI, 52; Мф. XXIII, 15)
Горе вам, фарисеи и учёные, притворщики, за то, что закрываете от людей царство Всевышнего, в силу того, что вы сами не входите и вторым мешаете войти.
Горе вам, уставщики, что вы забрали ключ разумения, сами не вошли и вторым помешали.
Несчастные вы, фарисеи и учёные, лицедеи, объезжаете моря и почвы,дабы вынудить человека поклясться вам в том, что он будет держаться вашей веры и слушаться вашего руководства.
П????????? именовался тот человек, что давал присягу в том, что он будет выполнять закон иудейский. В числе обещаний, каковые давали прозелиты, была присяга в том, дабы повиноваться руководству.
(Мф. XXIII, 15-22)
А в то время, когда он поклянется, то делается сыном пропасти и в два раза хуже еще вас.
Несчастные вы, вожаки слепые; вы рассказываете, что кто поклянется храмом, то
ничего, а кто поклянется золотом в храме, то обязан выполнить.
Глупые и слепые! что больше: золото либо храм, то, что освящает золото?
И кто клянется алтарем, то ничего, а кто бесплатно на алтаре, тот обязан выполнить.
Глупые и слепые, что больше: алтарь либо дар?
Кто клянется алтарем, тот клянется и тем, что на нем и что под ним.
И тот, кто клянется храмом, тот клянется им и Живущим в нем.
И кто клянется небом, клянется престолом Всевышнего и тем, что над ним.
Сообщив, что фарисеи и учёные мешают людям быть в царстве Всевышнего, Иисус показывает, чем конкретно они закрывают двери царства Всевышнего — наружностью веры, клятвой. Он говорит, что вы, объезжая моря и почвы, стараетесь привлечь к собственной вере людей клятвой, но, во-первых, человек, что поклялся вперед в повиновении, делается хуже, чем он был; во-вторых, запрещено человеку ничем клясться. Он говорит; заявить, что для человека возможно необходима какая-нибудь клятва, это все равно, что заявить, что содержимое возможно больше содержащего, что золото в храме больше храма, что жертва, вкладываемая в алтарь, больше алтаря, что небо больше Всевышнего. Любая клятва, всякое обещание дается живым человеком, судьбой, а жизнь имеется то, что выше всего, что вмещает в себя все, поскольку же может человек давать слово проявлением судьбы за судьбу?
(Мф. XXIII, 23)
Горе вам, фарисеи и учёные, притворщики! выплачиваете десятину с мяты, с тмину и с анису, а не выполняете того, что тяжело в законе; справедливость, милосердие, веру в Всевышнего. Вот это-то нужно было выполнять.
Иисус говорит: вы выплачиваете верно десятину с пряностей, с того, что имеется дело роскоши, чего нельзя употреблять довольно много, что само по себе не требуется, как мята, анис, тмин; но то, что тяжело выполнить, того вы не делаете, а это лишь и необходимо выполнять.
(Мф. XXIII, 24-31)
Слепые вожаки, комара желаете отцедить, а верблюда проглатываете.
Горе вам, фарисеи и учёные, притворщики, за то, что снаружи блюда и стаканы вычищаете, а в вас кишит неправда и грабёж.
Фарисей слепой, вычисти прежде нутро сосуда, тогда и снаружи будет чисто.
Горе вам, фарисеи и учёные, притворщики, что вы как крашеные гробы. Гробы кажутся прекрасными, а в кишат всякой нечистью и костями.
Так и вы, снаружи кажетесь людьми праведными, а в полны беззакония и притворства.
Горе вам, фарисеи и учёные, притворщики, за то, что строите церкви пророкам и разукрашиваете раки мучеников,
и рассказываете: если бы мы были во времена отцов отечественных, мы бы не были участниками в крови пророков.
Так что сами на себя показываете, что вы сыны тех, каковые побили пророков.
«Вы рассказываете: „если бы мы жили во времена, в то время, когда отечественные отцы, и были бы преподавателями закона, как были отечественные отцы, то мы не побили бы их“. Но так как и отцы ваши побили пророков лишь по причине того, что они были преподавателями. Так, значит, вы сами на себя и показываете: те взяли на себя быть преподавателями, они и побили пророков; вы взяли на себя быть преподавателями, и вы побьете. Так как я заявил, что не должно быть преподавателем».
(Мф. XXIII, 32-34)
И вы дополняете меру ваших отцов.
Ах вы, змеи, отродье ехидны, куда уйдете от погибели геенны?
В силу того, что, вот я поставил вам пророков умных ученых; и их вы одних побьете и распнете, вторых станете сечь в ваших собраниях и станете гонять из города в город.
Т.е., я научил людей истине, и все люди эти — пророки, их-то вы и побьете.
(Мф. ХШ,35) Так что на вас падает вся кровь праведная, пролитая на земле от Авеля праведного и до Захария, которого убили в храме.
Слова этого стиха нужно осознавать не как риторическую фразу, а как правильное определение. Вся кровь, все убийства В первую очередь мира и до сих пор — казни, войны, все это дело тех, каковые закрывают от людей Всевышнего и на место Всевышнего ставят идола.
Следующие три стиха (36—38) не смотря на то, что и не нарушают смысла всей речи, но не совсем ясны и ничего не прибавляют к изложению, потому я произвожу их.
(Мф,;ХХШ, 39)
В силу того, что, говорю вам, не осознаете моего учения до тех пор, пока не
сообщите: благословен тот, кто приходит во имя Всевышнего.
О ХУЛЕ НА ДУХА СВЯТОГО
(Мр. III, 28, 29)
В силу того, что, вы сами понимаете, что все неточности смогут пройти людям и все поругания, какие конкретно бы они ни делали.
Но в случае, если кто надругается над духом Всевышнего, тому это не состоится в этом веке, но он подлежит погибели века.
Стих данный высказывает то самое, что высказывает все обличение фарисеев.
НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
Человек может грешить, ошибаться, ругаться над всеми в мире, и все-таки он может носить в себе дух Всевышнего.
Но в то время, когда надругается над самим этим духом, над тем, что имеется его жизнь, то уже он сам забрал у себя жизнь. Страшны и страшны все соблазны. Соблазны индивидуальные: похоти, корыстолюбие, тщеславие; страшны неспециализированные соблазны: соблазны земных рассуждений саддукеев, создающие равнодушие к подлинной судьбе, прилепление людей к одному земному и гордость ума; страшны соблазны, выставляющие высоким то, что мерзость перед Всевышним, соблазны правительства, создающие суды, казни, грабеж, войны, убийства; но страшнее всех соблазнов соблазны, выходящие из закваски фарисейской: притворство, выставление неправды вместо божеской правды, презрение Всевышнего в душе и пользование именем его для достижения и заблуждения людей собственных целей. Иисус знал вперед, что как ни враждебно его учение иродианам и саддукеям, они не стоят на дороге этого учения, от них возможно еще освободиться, но фарисеи заграждают, заграждали и постоянно будут заграждать путь к его учению.
тысячи и Тысячи прежде меня, и сейчас я, старались приблизиться к Всевышнему; мы на дороге отечественной встречали и саддукеев и иродиан; но мы ощущаем, что они заблуждающиеся равно как и мы заблуждались, что мы можем вместе с ними искать истину, они смогут осознать ее; но на самой середине дороги отечественной стоят фарисеи и заграждают нам путь, и с ними уже не можем сговориться. Их жизнь имеется утверждение и ложь собственной лжи. Вся жизнь их имеется неправда, и потому им нельзя отступиться от нее. Как мы близки Всевышнему, так мы неприятели им. Я вникаю в суть учения, радуюсь раскрытию для меня истин, ищу помощи, указания, общения собственных мыслей и знаю вперед, что, не считая неприязни к себе за собственную любовь к Богу и истине, я ничего не должен ожидать от них. И чем ближе я буду к Иисусу, тем больше я буду ненавистен им.
Обличение фарисеев само по себе имеется место отрицательное, оно не дает прямого учения, но в нем предостережение от понимания лжи за откровение. И это предостережение, разумеется, принципиально важно, в силу того, что Иисус пара раз возвращался к нему, с таковой силой и ясностью высказывая его. светло и совершенно верно обозначено то, что имеется источник обмана, положена печать, по которой без сомнений смогут быть определены обманщики. Он говорит про ту самую хулу на святого духа, которая одна не простится, по словам его. Каждый грех возможно прощен, но хула на духа, обман преподавателей, выдающих неправда за единую истину, уничтожает самый показатель добра и зла, подтасовывает дьявольские дела под божеские. Они те самые, про которых сообщено: «горе тем, кто соблазнит…» Еще необычнее в этом обличении то, что это обличение фарисеев 1800 лет тому назад как словно бы написано в любой из последующих 1800 годов и для нас, в отечественном 1879 году, думается написанным прямо против отечественных архиереев, митрополитов и попов во вчерашней газете, ускользнувшей как-то от цензуры.
Просматривая Евангелие по отечественным церковным изданиям, мне всегда думается, что это место будет пропущено либо поменяно, но свойство заблуждения людей необычайна. Просматриваешь и удивляешься, как смогут церковные пастыри просматривать это место не только без стыда, но как они просто могут просматривать это, верить в Евангелие и оставаться тем, что они имеется.
Но они воображают себе каких-то вторых обманщиков и к себе не относят того, что, от самой сущности до мельчайшей подробности, высказывает тот самый соблазн, которым они живут и что проповедуют. Что такое фарисеи? Церковники утверждали и утверждают, что это была секта. Секта имеется по смыслу собственному раскол, отдельное от коренного учения учение. Какого именно же коренного учения было отдельное учение фарисейское? Ответа на данный вопрос нет. На протяжении Христа где, в чем выражалось это коренное учение, от которого фарисейское было сектой? какое количество бы мы и где бы мы ни искали ответов на данный вопрос, мы нигде их не находим. Иисус, по синоптикам, боролся все время, в то время, когда он противопоставлял собственный учение закону, лишь с фарисеями. В конце его жизни сообщено, что на него напали и фарисеи и первосвященники безразлично. В Евангелии Иоанна говорится, что Иисус боролся с иудеями, и под иудеями разумеются первосвященники и фарисеи.
Павел говорит про себя (Деян. Апост. XXII, 3), что он был научен в самом подлинном хранении закона предков и был привержен к Всевышнему и преследовал Христа, гоняя и заключая христиан, как может то подтверждать архиерей и пресвитерство. В главе же XXVI,5, он говорит, что он жил фарисеем и что служил Всевышнему самым подлинным и несомненным методом. Про Никодима сообщено, что он был глава фарисеев, и потому Иисус говорит: как же ты учишь Израиля. Снова не видно, где же было настоящее то учение, от которого фарисейство было сектой. Павел именует себя принадлежавшим к настоящему учению тогда, в то время, когда уже он не держится его, а не говорит, что он принадлежал к секте. Никодим — фарисей был преподаватель Израиля. Для Иосифа Флавия, я осознаю, что фарисейство представлялось сектой так же, как для историка теперешнего религиозного состояния России теперешнее православие должно представляться сектой, молоканство же второй сектой, как Иосифу Флавию представлялись неверующие в учение фарисеев саддукеи. Но тем, каковые, как отечественные церковники, уверяют, что Иисус не отменял закона Моисея и что они верят в закон Моисея, никак нельзя называть фарисеев сектою, в то время, когда это одно учение Моисеева закона нам известно и дошло до нас. Чтобы именовать фарисейство сектою, нужно продемонстрировать, где, кем блюлось подлинное учение Моисеева закона, а таких преподавателей не только нет, но по всем книгам Нового Завета видно, что эти самые учителя и были фарисеи и других никаких не было и не могло быть.
Страно необычная история очевидного обмана и такого прошлого и заблуждения.
Иисус излагает собственный божественное учение, и учение мнимо божественное существует в том народе, которому он проповедует; и существует не со прошлого дня, не смутное туманное учение, дающее простор разъяснениям, но существует сложное, созданное до мельчайших подробностей, неотёсанное, ожесточённое, безбожное учение Моисеевых книг, каковые мы все знаем. В том месте об убийстве, о свинье, об обрезании — последовательность безобразий; но все это так создано, что нет места никакому новому учению. Все выяснено, все предписано, к каждому некрасивому предписанию прибавлено: это сообщил сам Всевышний.
Не только Иисус со своим божественным учением смирения, прощения, любви, но Симон волхв, но глава Тульского суда со собственными понятиями о справедливости, если бы захотели народу Моисееву преподать собственные понятия о нравственности, не могли бы в противном случае поступить, как начать с того, дабы откинуть ужасные, все определяющие правила книг Моисеевых. И Иисус с первых шагов приходит в храм, упраздняет все жертвы, отвергает все учение Моисеево и говорит собственные Божеские истины. Разумеется, что соединить учение Моисея и учение Христа это все равно, что соединить пламя и воду, — высшее выражение чтобы выразить полнейшую невозможность.
Иисус учит, живет неприятно всем преданиям Моисеевым, его распинают за это, — внезапно выясняется, что он не нарушал, а продолжал закон Моисея. Казалось бы, нельзя выдумать ничего безумнее, а это-то самое и сделано. И в то время, когда вникнешь в суть всего, то видишь, что это не безумно; оно не логично, но оно умно и целесообразно. За учение распяли Христа, думая стереть с лица земли учение, но учение было быстро, и нужно было скрыть его. О том, как это было сделано фарисеем Павлом, переменившим имя собственного Всевышнего, но удержавшим закваску фарисейскую, будет сообщено по окончании. Сейчас же я желаю сообщить о том, по какой причине неизбежно показался данный проживший 1800 лет глупый, очевидный обман о том, что фарисеи были секта, а не представители закона Моисея, и что не преподаватели закона Моисея в его лучших представителях распяли Христа, а какая-то фантастическая секта фарисеев.
Преподаватели, те, что у нас именуются преподавателями церкви, пастырями, что у иудеев назывались преподавателями закона, эти преподаватели и лишь по причине того, что они были преподавателями — распяли Христа. В учении Христа на каждой странице практически и в отдельных сильнейших местах обличаются эти учителя.
Учение Христа проповедует яркое общение человека с Всевышним, отвергает всякое учительство, говорит, что учительство имеется источник всего зла в мире. И вот первый фарисей Павел, не осознавая учения, подхватывает слова и спешит поскорее всех научить какой-то внешней вере в воскресшего и искупившего мир Христа. Сам учит, устраивает учительство, те же синедрионы, пресвитеров, архиереев. Да и то самое учительство, которое распяло его, во имя его разносит зло в мире.
В то время, когда Павел учит, Евангелия еще нет, и учение Христа практически неизвестно, и Павел, переменив одно суеверие на второе, проповедует его миру. И многие принимали его, одни заменяя им иудейство, другие эллинство. Но являются Луки и Евангелия Матфея, и в них узнается вся сторона учения Христа; его подгибают под суеверие Павла, примешивают иудейства, и вера в Христа представляется верой в нового прибавочного Всевышнего — мессию.
В данной путанице понятий все сходит с рук, отдаляется вся этическая сторона Евангелия. Всякий смысл сосредоточивается на тонкостях разъяснения закона, слияния его с учением, на мечтаниях, но одно несоответствие режет глаза. Преподаватели закона Моисея повесили Христа. С ними одними он боролся, их одних обличал. Как же растолковать то, что его учение имеется подтверждение закона и продолжение Моисея его? Если бы он продолжал учение Моисея, ему бы не с кем было бороться, никого бы он не обличал, никто бы его не распял. И вот представляется самый глупый, но единственный выход: преподаватели, с которыми он боролся и каковые распяли его, не были преподаватели закона Моисея, но это была секта фарисейская. Какая секта, чего секта, чем она отличалась от того, что не секта? Ничего этого нет и нельзя сказать.
Но нет ничего скрытого, что бы не стало явным, и вот для меня, как для ребенка, не опытного всех мудрствований, по которым необходимо думать навыворот, внезапно стало ясно, что это неотёсанный, глупый обман, и я говорю это, и у всех соскакивают с глаз бельмы.
Слово «фарисей» может иметь два отделённого: и значения толкователя. Что же второе означают эти два слова, как не пастырь и учитель? Если бы это была секта, то она бы и называлась, характерное ей; наименование же ее имеется наименование, соответствующее отечественному православный. Слова Павла в Деян. XXII, 3—5, означают лишь то, что «я был православный иудей».
Сейчас, что такое эта, так называемая, секта? Вот определение ее по всем церковным источникам: «они признавали себя подлинными и единственными толкователями закона Божия; базой истинности собственной они признавали предание, дошедшее до них от Авраама; они имели иерархию, синагоги и синедрионы; они отличались от неучителей одеждой и внешним видимым благочестием». .
Пускай кто-нибудь обрисует то, что такое пастыри церкви. Пастыри церкви — это люди, признающие себя подлинными и единственными толкователями закона Всевышнего. Базой истинности собственного толкования они признают предание, дошедшее до них от Иисуса Христа. Они составляют отдельное от вторых людей учреждение, управляемое синедрионом, пастырями и архиереями. Они отличаются от неучителей внешним видом и одеждой благочестия. Так определяет церковь и фарисеев и саму себя. Для человека вне церкви разумеется, что определение фарисеев как людей, установивших довольно много лишних обрядов, притворщиков, злодеев, погубивших Христа, будет совершенно верно так же до мельчайших подробностей правильно и по отношению к церковникам.
Христос боролся не с какими-то фарисеями, и фарисей не означает лишь лицемер, но значит, человек, берущий на себя право учить.
Христос боролся с отдельными преподавателями и без того и сообщил это по-еврейски. Сообщил по-еврейски: фарисеи, т.е. пастыри, — люди, признающие за собой знание полной истины и учащие ей. Как не так долго осталось ждать осознаешь это и переводишь, как и направляться перевести слово фарисей — церковные преподаватели, так на всю историю, на положение Христа в народе, на слова его а также на все учение проливается новый броский свет. И не таковой свет, что бы изменял в чем-нибудь суть учения Христа, но таковой, при котором рассеиваются все неясности, темноты, прежде не очень приятно нарушавшие ясность божественного учения.
Мф. III, 7. К Иоанну приходят очищаться саддукеи и фарисеи. И Иоанн говорит им: «Порождения ехидны, кто научил вас» и т.д.
Обращение это, непонятное прежде, в случае, если осознавать саддукеев и фарисеев сектой, светло, в случае, если понимать их как представителей подлинной веры. Что Иоанн сообщил, сообщил бы сейчас проповедник, если бы к нему пришли православные и протестанты. Он сообщил бы: что же вы-то, исповедующие знание истины, для чего приходите?
Ин. IV, 1—3. В то время, когда Иисус выяснил, что до фарисеев (пастырей народа) дошел слух о нем, он удалился. Ясно, что он удалился от признанных пастырей народа, но не от секты.
Лк. V, 17. законоучители и Фарисеи. Тут есть в первоначальный раз соединение законоучители и фарисеи, но познание, что были фарисеи и еще законоучители, не определяется так же, как не определяется, кто были законники и книжники; и без того как, разумеется, законоучители, законники, книжники не были все секты, то это нужно переводить так: пастыри, учащие закону.
В продолжении данной главы, через четыре стиха, те же законоучители и самые фарисеи уже названы фарисеи и книжники. Фарисеи все те же, но вместо законоучителей стали книжники. Неужто это другие пришли? Разумеется, это второе определение тождественно первому. Совершенно верно так же соединяется слово «фарисеи» с законниками и с первосвященниками.
Мф. XXVII, 62. Разумеется, что фарисеи значит пастыри. Но пастыри бывают законники, архиереи и книжники. По какой причине поставлено фарисеи вместо того, дабы сообщить из фарисеев, возможно растолковать тем, что фальшивое познание того, что были фарисеи, было у всех церковных переписчиков, и они должны были стремиться к тому, дабы запутать эти места, дав фарисеям значение фальшивой секты.
Лк. V, 30; Мф. IX, 14. Фарисеи требуют несообщения и соблюдения постов с мытарями от всех: значит, они не секта.
Лк. VI, 7. Фарисеи берегут выполнение субботы, она же имеется завет с Всевышним по Моисею; значит, они не секта.
Мр. III, 6. Фарисеи делают совет с Иродом, как бы погубить Иисуса за неисполнение субботы; значит, они не секта, а царствующая вера — православие.
Ин. VII, 32. первосвященники и Фарисеи отправляют забрать Иисуса; значит, фарисеи были одно с первосвященниками, были православные.
Ин. VII, 48. Никто из фарисеев и начальников не поверил Иисусу; значит, фарисеи были главами веры.
Ин. VIII, 3. книжники и Фарисеи приводят даму для выполнения над нею казни по закону; значит, они царствующее единое подлинное учение, а не секта.
Ин. IX, XIII. Дабы решить вопрос о слепом, его ведут к фарисеям как к подлинным толкователям закона.
Ин. XI, 57. первосвященники и Фарисеи дали повеление. Если бы они были секта, то не могли давать повеления.
Ин. XII, 42. Из глав многие уверовали в Иисуса, но для фарисеев не исповедовали, дабы не быть изгнанными из синагоги. Какая же это секта?
Мф. XXIII, 2. На Моисеевом седалище сели фарисеи и книжники. Так сам Иисус выяснил фарисеев. Это не секта, это православные.
Ин. XVIII, 3. Иуда забрал отряд от фарисеев и первосвященников. Это не секта, а единая духовная власть.
Смешно и необычно обосновывать то, что слово значит то, что оно значит. И не требуется бы было обосновывать, если бы обман не был так глуп и без того стар и, помимо этого, не был бы так обычен в людских делах. Революция борется с монархической мастью. Бонапарт выходит из революции и устанавливает ту же власть. Но он говорит, что монархисты — это секта роялистов. И все проглатывают эту пилюлю и пресерьезно говорят о бонапартистах и роялистах. Для роялистов и бонапартистов, очевидно, имеется отличие, но для людей, ищущих смысла вещей, нет никакой, и очевидно, что бонапартисты, именуя роялистов сектой, играются словами либо показывают, что должно служить для них, но что не имеет никакого значения для более глубокой точки зрения. Для людей Павловой веры, установивших новые суеверия вместо ветхих, фарисеи смогут представляться чем-то хорошим от секты Павла; но для людей, осознавших веру Христа, нет никакого между ними различия.
В вере Христа данный обман особенно поразителен тем, что Иисус предвидел его и, как только возможно, под корень подкопал его и, указав прямо на данный предлог заблуждений, сообщил: берегитесь закваски фарисейской, — и выяснил светло и совершенно верно, в чем она состоит.
Обличение пастырей, представляющееся при обычном чтении выражением негодования либо кроме того предвидения и предупреждения того, что возможно, имеется, фактически, самое правильное определение источника и этого зла его.
(Мф. XXIII, 37, 38 /Лк. XIII, 35/)
Иерусалим, Иерусалим! ты убиваешь пророков и камнями бьешь тех, каковые отправлены к тебе. какое количество раз я желал свести воедино всех детей твоих так же, как наседка собирает цыплят под крылья, но вы не желаете.
Так вот и погибнет дом ваш.
Дом ваш очевидно ваш храм — дом вашего Всевышнего, и следующая после этого обращение о храме подтверждает тот факт, что речь заходит о нем.
(Мф. XXIII, 39)
В силу того, что, говорю вам, больше уже не заметите истины, пока не сообщите: благословен тот, кто учит разумению господа.
Иисус заключает обличение самозванных пастырей тем, что погибнет их дом Всевышнего и они не определят истины до тех пор, пока не будут призывать к себе разумение.
(Мф. XXIV, 1;Мр. XIII, 1)
И, вышедши из храма, Иисус отправился прочь. Тогда ученики подошли к нему, дабы указать ему на строение храма.
Дорогие камни и на приношения.
Ученики говорят: ты говоришь, что данный храм их фальшивый, а вот, но, как он разукрашен!
(Мф. XXIV, 2, 3)
И Иисус отвечал им: не смотрите на это. Правильно говорю вам, не останется тут камня на камне, что бы не был уничтожен.
И в то время, когда он сел на Масличной горе, подошли к нему ученики и для себя задали вопрос: в то время, когда это будет и чем окажется, что твое учение установилось и что кончилась жизнь теперешняя?
Ученики задают вопросы, в то время, когда это произойдёт, т.е. в то время, когда совершится то, что он давал слово и что Всевышнему будут поклоняться не в храме, а в духе и делом, и в то время, когда разрушится вся эта их храмов и ложь пастырей и будет везде твое учение. Ученики задают вопросы то, что постоянно спрашивают, в то время, когда говорится об подлинном учении Христа. Они говорят: отлично бы это было, но когда-то будет?
(Мф. XXIV, 4-8)
И Иисус на ответ сообщил им: смотрите берегитесь, дабы не совершить ошибку.
В силу того, что многие будут учить вас во имя разумения и многих запутают.
Услышите о возмущениях и войнах, смотрите не опасайтесь; все это будет, но это не финиш соблазнов.
Встанет народ на царство и народ на царство и будет землетрясение и голод в различных местах.
Это все лишь муки родов.
Ученики задали вопрос, в то время, когда кончатся соблазны, и Иисус отвечает: будут уверять вас, что учат вас разумению, и за это будут возмущения и войны, но вы понимаете, что это не зла и конец соблазнов. ‘А???????? — значит муки родов и ничего больше, и без того должно быть переведено.
Стихи 9-й и 10-й внесены ко мне с писателем из речи, сообщённой ученикам при посылке их на проповедь, и ко мне, разумеется, не относятся.
(Мф. XXIV, И, 12, 14)
И многие лжеучители явятся и спутают многих.
И от повышения бесправия охладится любовь у большинства.
И в то время, когда возвещение об подлинном благе разнесется по земле в утверждение всем народам, тогда-то придет финиш соблазнам.
13-й стих снова вставка из речи к ученикам