От абстрактного к конкретному, от общего к частному

Представьте близорукого человека, что в первый раз заметил кота. Из-за нехорошего зрения он видит кота весьма расплывчато, и для него это легко «какое-то животное». По мере того как кот к нему приближается, понемногу выступают подробности, и в итоге человек видит четкий образ кота.

Представьте сейчас двух ястребов. У одного хорошее зрение, а у другого — нехорошее. Оба питаются лягушками, ящерицами и мышами. С огромной высоты ястреб с острым зрением может рассмотреть лягушку. Он кидается вниз и съедает ее. Благодаря собственному хорошему зрению данный ястреб может питаться одними лягушками и забыть о ящерицах и мышах.

Но ястреб с нехорошим зрением не имеет возможности себе этого разрешить. Он должен выработать неспециализированное понятие «маленьких движущихся предметов». И стоит ему заметить мелкий передвигающийся предмет, как он тут же стрелой мчится вниз. Время от времени ему попадаются лягушки, время от времени мыши, время от времени ящерицы — смогут попасться и детские игрушки.

Большая часть людей не долго думая сочтут лучшим ястреба с хорошим зрением, но, быть может, они не совсем правы. В случае, если внезапно вымрут лягушки, то за ними погибнет и первый ястреб, а второму удастся выжить. Это разъясняется тем, что второй ястреб с нехорошим зрением владеет приспособляемостью. Она выработалась благодаря созданию неспециализированного, широкого и размытого понятия о «маленьких движущихся предметах».

Нескольким студентам, изучающим электронику, внесли предложение дополнить весьма несложную схему. Девяносто семь процентов жаловались на отсутствие нужных проводов для завершения схемы. И лишь три процента совладали с заданием. Тем девяноста семи процентам, каковые не сумели справиться с заданием, нужен был провод, а так как его не было, они не смогли выполнить задание. У трех процентов, которым удалось совладать с заданием, было обобщенное, расплывчатое понятие о «соединительном звене». Провода под руками не выяснилось, но они постарались отыскать второе соединительное звено. Чтобы завершить схему, они воспользовались отверткой.

Большая часть преимуществ людской ума как мыслительной автомобили проявляются в следствии недостатков в информационной машине. Так как мозг не имеет возможности скоро организовать четкий, подробный образ, у нас в любой момент имеется в запасе множество неспециализированных, размытых образов, становящихся понятиями. Эти объемлющие, неспециализированные и размытые образы очень нужны для мышления.

Сравните две следующие просьбы:

• «Мне необходимо мало клея, дабы скрепить эти две древесные пластины».

• «Мне необходимо каким-то образом скрепить эти две древесные пластины».

Первая просьба весьма специфична. В случае, если нет клея, то выполнить задачу нереально. Может оказаться и без того, что клей имеется, но не подходит для склеивания этих двух древесных пластин.

Вторая просьба подразумевает пара других способов скрепления двух древесных пластин: клей, гвозди, болты, скобы, веревка и т. д. Это оказывает помощь приспособиться на тот случай, в случае, если нет клея, и разрешает разглядеть другие возможности.

Хорошие мыслители владеют данной свойством переключаться с частного на неспециализированное, с конкретного на абстрактное — и после этого обратно.

В то время, когда мы ищем решение проблемы, нам довольно часто приходится затевать с самых абстрактных понятий.

«Нам необходимо каким-то образом прикрепить это к стенке».

И лишь позже мы начинаем сужать абстрактное понятие до конкретного.

В итоге мы можем «делать» лишь конкретные вещи. Но абстрактные, размытые понятия расширяют круг поисков, разрешая нам быть более эластичными и оценивать разные варианты.

Свойство двигаться от частного к неспециализированному время от времени именуется абстрагированием — термин, что больше запутывает, чем оказывает помощь.

Проходя пять этапов мышления, вы заметите нередкие трансформации от абстрактного к конкретному и обратно.

В мышлении нас постоянно просят быть правильными. Но это та область, где возможно и необходимо пробовать наблюдать на вещи в общем и размыто. Конечно, вы должны наблюдать «расплывчато» в нужном направлении. Если вы пробуете отыскать «какой-нибудь метод, дабы прикрепить что-нибудь к стенке», то вряд ли будет уместно искать «какой-нибудь метод, дабы поджарить яйцо».

ПРОЕКЦИЯ

Представьте, что у вас в уме находится видеомагнитофон. Вы нажимаете на кнопку и просматриваете в уме какую-нибудь сцену.

• Проекция свидетельствует прокручивание чего-нибудь в уме.

• Проекция обозначает воображение.

• Проекция свидетельствует визуализацию.

Мы способны видеть множество разных вещей в окружающем мире. Проекция свидетельствует взор в себя и свойство видеть в том месте разные вещи.

Представьте, как машина, одна добрая половина которой выкрашена в черный цвет, а вторая — в белый, попадает в аварию. Мы можем в мыслях представить свидетелей в суде, противоречащих друг другу: один обосновывает, что машина была белая, а второй — что она была тёмная. Фактически целый юмор строится на проекции, поскольку необходимо представить обстановку.

Проекция занимает главную часть мышления, поскольку мы не можем проверить все на практике. Исходя из этого нам нужно представить, что может произойти, и проверить это в уме. Мы можем совершить ошибку и нарисовать не совсем верную картину, но по крайней мере мы будем иметь хоть какое-то представление.

«Что бы было, если бы публичный транспорт стал бесплатным?»

Некоторым сходу придет идея о том, что это будет выгодно для более бедных людей. Кто-то сходу представит переполненный транспорт. Кто-то поразмыслит о том, в какой удачной ситуации окажутся муниципальные магазины. А кого-то испугает идея о том, что сходу возрастут налоги.

«Что случится, в случае, если кусок льда, плавающий в стакане, растает? Изменится ли уровень воды в стакане либо останется прошлым?»

Чтобы ответить на данный вопрос, вы должны владеть хоть какими-то знаниями в физике. Отечественное воображение ограничено опытом и нашим знанием, но мы должны применять его, как это допустимо.

«Оптимален ли будет интерьер, в случае, если убрать тот круг и заменить его треугольником?»

Дизайнер в любой момент обязан проектировать и воображать, что случится, в случае, если внести определенные трансформации.

Узнаваемые мыслительные опыты Эйнштейна основаны на проецировании. Проводя для того чтобы рода опыты, вы прокручиваете все в голове и смотрите, что оказалось. Вы имеете возможность достигнуть той точки, в то время, когда сообщите себе, что уже не понимаете, что будет дальше. И тогда нужно решить, стоит ли обдумывать это дальше либо совершить опыт.

В некоторых случаях мы думаем, параллельно рисуя фигуры и математические знаки на бумаге. Мы можем кроме того играться со словами. Но значительно чаще процесс мышления происходит лишь в уме, благодаря свойству «проецировать».

То, что вы проецируете в уме, не всегда верно. Вы имеете возможность потерять что-нибудь крайне важное, у вас может не хватать знания о предмете либо опыта. Ни при каких обстоятельствах не будьте самонадеянны, в то время, когда дело касается ваших «проекций». готовься к тому, что они смогут быть неверны либо ограничены.

НАПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ

«Что час?»

«какое количество тебе лет?»

«Тебе понравился суп?»

«Не хотпитпе ли еще кофе?»

«Какой на данный момент курс американского американского доллара по отношению к японской йене?»

«При какой температуре плавится пластик?»

Все вопросы являются способом направления внимания. Мы можем направлять внимание людей на определенные темы и без вопросов.

«Обратите внимание на время».

«Сообщите мне время».

«Обратите внимание на собственный возраст и сообщите, что вы нашли».

«Обратите внимание на температуру плавления пла-стика и сообщите мне, что вы об этом понимаете».

Представьте себе такую обстановку: исследователь возвращается из экспедиции с только что открытого острова. В собственном докладе он говорит о дымящемся птице и вулкане, которая не имела возможности летать. Но что еще было в том месте? Исследователь растолковывает, что лишь эти две вещи привлекли его внимание. Но этого слишком мало, и его отправляют обратно, снабдив очень несложной инструкцией направления внимания: «Взгляни налево и запиши все, что заметишь. Позже взгляни направо и запиши все, что заметишь. Позже взглянуть на юг и запиши все, что заметишь. После этого взглянуть на север и запиши все, что заметишь. После этого возвратись и дай нам собственную записную книжку».

Инструкции типа С-Ю-З-В — это весьма несложная схема для направления внимания. В большинстве случаев отечественное внимание привлекается в трех случаях:

1. В то время, когда нам что-то весьма интересно либо сейчас мы эмоционально увлечены.

2. По привычке, выработанной практикой и опытом.

3. При более либо менее случайном переходе от одного предмета к второму.

Довольно много сознательных процессов мышления включают своеобразную направленность внимания. Вопросы Сократа — хороший пример направления внимания, и ничего волшебного в этом нет.

Мыслительная программа СоRТ для школ (мы обрисуем ее позднее) включает пара приемов направления внимания. К примеру, прием ВДЛ (Взоры Вторых Людей) оказывает помощь мыслителю направлять внимание на взоры вторых людей. Кое-какие мыслители смогут делать это машинально, но большая часть — нет, исходя из этого нужно использовать приемы направления внимания.

Очень важный процесс анализа — это инструкция по направлению внимания.

«Обратите внимание на составные части данной ситуации».

«Обратите внимание на разные обстоятельства, воздействующие на цену нефти».

«Обратите внимание на разные факторы, воздействующие на эффективность полицейской операции».

«Обратите внимание на то, из чего сделан скейтборд».

«Обратите внимание на составляющие отечественной стратегии».

Сравнение — вторая фундаментальная инструкция, направляющая внимание.

«Обратите внимание на схожесть этих двух предложений».

«Обратите внимание на различия и сходства между этими двумя типами упаковки».

«Обратите внимание на недостатки и относительные преимущества этих двух маршрутов к побережью».

«Сравните эти две микроволновые печи. Обратите внимание на их различия в цене, особенностях, репутации компании и т. д.».

Для направления внимания смогут употребляться сложные внешние схемы (как с приемами CoRT) либо простые внутренние руководства типа проанализируйте и сравните.

Вторая форма привлечения внимания — просьбасфокусировать внимание на определенном нюансе обстановки.

«Я желаю, дабы вы сфокусировали внимание на политическом эффекте от поднятия налогов на ДТ».

«Я желаю, дабы вы сфокусировали внимание на мерах безопасности на протяжении банкета».

«Яхочу, дабы вы сконцентрировали внимание на том, кто будет заниматься собакой, которую вы желаете приобрести».

«Я желаю, дабы вы сконцентрировали внимание на преимуществах поступления в технический колледж».

«Я желаю, дабы вы сфокусировали внимание на недочётах закладной с фиксированной процентной ставкой».

В методике шести мыслительных шляп (мы обсудим ее позднее) это фокусирование внимания достигается внешней схемой. К примеру, применение «желтой шляпы» подразумевает необыкновенное концентрирование внимания на выгодах и ценностях обсуждаемой обстановке. Применение «тёмной шляпы» подразумевает концентрацию внимания лишь на опасностях, недостатках и проблемах.

Не смотря на то, что многие и заявляют о собственной способности конечно направлять внимание, на практике оказывается, что все не так легко. К примеру, в группе высокообразованных администраторов одну часть людей попросили объективно разглядеть предложение, а другую — обдуманно применять как желтые, так и тёмные шляпы. И оказалось, что последние собрали втрое больше очков, не смотря на то, что большинство участников первой группы и утверждала, что они постоянно видят «за» и «против» в каждой ситуации.

Исходя из этого время от времени нужно пользоваться внешними формальными и осмотрительными приемами для направления внимания. Они смогут показаться несложными и очевидными, но не обращая внимания на это они весьма действенны.

ПОДГОНКА и УЗНАВАНИЕ

Имеется такая детская игра, в которой ребенку предлагается совместить фигурки разной формы с соответствующими отверстиями.

Представьте, что к вам приближается некоторый человек. Вы никого не ожидали встретить, но по мере того как он подходит ближе, вы помой-му начинаете его выяснять. И в то время, когда он уже близко, вы совсем уверены в том, кто это: срабатывает механизм узнавания, происходит «подгонка».

Дегустатор пробует вино из бутылки без этикетки. Через какое-то время он объявляет, что это вино из района Касабланка в Китае. В этом случае налицо подгонки и процессы узнавания.

Мозг моделирует шаблоны из опыта; вернее, опыт самоорганизуется в шаблоны в мозгу. Конкретно этим разъясняется то, что мы можем одеться утром — в противном случае нам было нужно бы раздумывать над 39 816 800 методами того, как надеть одиннадцать предметов одежды.

Без шаблонов мы не имели возможность перейти дорогу либо управлять автомобилем, просматривать, писать либо делать что-нибудь на работе. Мозг есть отличной совокупностью использования и создания шаблонов (но это вредно для творчества).

Мы все время стараемся подогнать разные вещи под шаблоны. Мы ищем, как нам применять определения и ячейки, выработанные опытом, — как учил Аристотель. Мы в большинстве случаев именуем это узнаванием, идентификацией либо оценкой. Как правило это очень полезно, но время от времени страшно, в особенности в то время, когда мы используем не ту ячейку либо отысканная ячейка уже устарела в этом неизменно изменяющемся мире.

Мы настраиваемся на поиски и рады, в то время, когда находим что-то соответствующее искомому; на этом поиск завершается.

При узнавании происходит собственного рода «щелчок», означающий, что мы подобрали отлично подходящий шаблон и больше нам незачем «блуждать в потемках».

Я предпочитаю слово «подгонка» слову «суждение», так как суждение имеет значительно более широкое значение. Оно вероятно значит оценку и аттестацию, что уже есть своеобразными процессами направления внимания. Слово «подгонка» ближе к слову «узнавание».

В каком-то смысле цель мышления — упразднить мышление, и некоторым удалось этого достигнуть. Мышление пробует создать шаблоны, каковые помогали бы нам наблюдать на мир и показывали, что делать. Это абсолютно ликвидировало бы потребность в мышлении.

Я заявил, что некоторым удалось этого достигнуть — они уверены в том, что созданных ими шаблонов хватит до самой смерти. Для таких людей нет никакой возможности либо прогресса, но их это в полной мере удовлетворяет. В мышлении мы пробуем «распознавать» шаблоны и сразу же отмечаем, в то время, когда случилось узнавание. Нам необходимо кроме этого выяснить сокровище либо опасность аналогичного распознавания. Применение стереотипов есть формой узнавания, но она приносит больше вреда, чем пользы.

АЛЬТЕРНАТИВЫ и ДВИЖЕНИЕ

Быть может, вышеупомянутые главные мыслительные процессы привычны многим из вас, но вряд ли кто-то знаком с таким процессом, как перемещение.

Перемещение , как вы двигаетесь вперед с той позиции, где находитесь на данный момент.

Крайняя форма перемещения употребляется наровне с провокацией как главный способ творческого мышления.

При провокации мы можем создать что-то находящееся за границами отечественного опыта а также противоречащее отечественному опыту. Как пример провокации возможно привести следующий: «У автомобилей должны быть квадратные колеса». Отечественное суждение тут же возразит и сообщит, что это чепуха: эта конструкция непрактична; она будет расходовать больше горючего; она развалится на части; скорость будет низкой; для нее потребуется замечательный мотор; ехать на таковой машине будет очень некомфортно и т. п. В полной мере разумеется, что отечественное суждение не разрешит нам применять эту провокацию, поскольку оно ориентируется на прошедший опыт, а творческий подход в любой момент связан с будущей возможностью. И исходя из этого нужна вторая умственная операция, которая и именуется «перемещение». Итак, как нам продвигаться вперед от провокации?

Мы можем начать продвижение вперед, представив катящееся квадратное колесо (процесс проекции). В то время, когда колесо делается на угол, подвеска может сжаться и машина останется на таком же расстоянии от почвы. Из этого рождается понятие «подвеска», которая изменяется в зависимости от потребности. Это начинается в идею об «активной» либо «умной» подвеске, которую на данный момент разглядывают как настоящую возможность.

Перемещением мы именуем любое продвижение вперед от какого-либо положения, позиции либо идеи. Перемещение может включать в себя ассоциацию. Мы движемся от идеи к ассоциации.

Перемещение может включать в себя фантазии, в то время, когда идеи одна второй.

Данный процесс включает кроме этого определение альтернатив. В случае, если у нас имеется один метод выполнить что-то, что нас в полной мере удовлетворяет, то для чего искать второй? Хотя здесь нет никакой логичной обстоятельства, все же мы должны приложить определенное упрочнение, дабы выработать альтернативу. Это и имеется перемещение: «Каким еще методом возможно это сделать?»

Польза от поиска альтернатив в полной мере очевидна. Первый метод вовсе не свидетельствует лучший. Ранжирование альтернатив разрешает нам, сравнивая их, выбирать лучшую.

Перемещение может направляться инструкцией либо направляющей внимание просьбой. Мы можем, задав себе инструкцию, обратить внимание на «вторых людей в классе», двигаться по направлению к этим людям.

Перемещение — это весьма широкий процесс; он пересекается с другими процессами.

Перемещение кроме этого образовывает базу «подвижной логики», которая обрисована в моей книге «Water Logic». В логике воды мы замечаем естественное течение мыслей от одной идеи к второй. При более целенаправленном ходе перемещения мы ищем разные методы передвижения от одной идеи к второй.

«В каком направлении мы планируем двигаться?»

«Какие конкретно существуют альтернативы?»

«Как мы можем оттолкнуться от данной провокации?»

«Что будет позже?»

«Какая мысль приходит в голову?»

Возможно заявить, что целый процесс мышления — это попытка начать перемещение в нужном направлении, применяя для этого разные средства.

МЕТОДИКИ

В данной главе я планирую рассмотреть две методики, на каковые иногда буду ссылаться в последующем изложении. Вам необязательно знать эти методики — имеете возможность не обращать внимания на мои ссылки на них, в то время, когда станете встречать их в тексте. Книга будет понятна и без них.

Я включил их, в силу того, что многие из тех, кто просматривал мои прошлые работы по мышлению, захотят выяснить, как привычные им методики вписываются в новую книгу.

Но процесс увязывания знаний может запутать тех читателей, каковые ничего не знают об этих методиках. Они разнервничаются и запутаются, встретив ссылку, которая им непонятна. Исходя из этого я еще раз обрисую эти методики, дабы читатели готовься к моим ссылкам. Но при жажде на них возможно не обращать внимания.

В полной мере быть может, что, заинтересовавшись ссылками, кое-какие захотят поближе познакомиться с этими материалами.

Начиная с этого места вы имеете возможность пропустить оставшуюся часть главы и просто не обращать внимания на все последующие ссылки, каковые вам будут непонятны. Это не уменьшит пользу, которую вы получите от данной книги.

ШЕСТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ШЛЯП

Это весьма несложная и действенная методика, которую возможно применять в различных учреждениях и школах. Существует множество обстоятельств, по какой причине эта методика была так обширно принята.

1. Она есть альтернативой классической западной дискуссии, где стороны являются соперниками.

2. Ее возможно использовать во многих культурах, каковые не приемлют западного метода ведения дискуссии.

3. Она более творческая и конструктивная, чем классическая дискуссия.

4. Она более энергичная (согласно данным компьютерных изучений, она уменьшает время проведения встреч на 75 процентов).

5. Она выявляет в людях все лучшее, что в них имеется.

6. Она разрешает думающему человеку обдумывать все по порядку и шепетильно, вместо того дабы пробовать жонглировать всеми качествами мышления сходу.

7. Она абстрагирует мышление от эго и политики.

8. Она реализует «параллельное» мышление, нужное для пути вперед, в то время, когда классические «ячейки» больше неадекватны.

9. Ее весьма легко выучить и применять.

10. Она практична.

на данный момент в мире имеется сертифицированные наставники, каковые учат методике шести шляп. К примеру, Линда и Питер Лоу из Сингапура научили ей 3000 людей за весьма маленький временной отрезок. Существуют кроме этого особые направления для школьников.

Сущность данной методики в том, что существует шесть мнимых мыслительных шляп. Их возможно применять лишь по одной. В то время, когда употребляется одна шляпа, то ее надевают все в группе. Это указывает, что все думают параллельно в одном направлении, лишь о предмете дискуссии, а не о том, что сообщил прошлый выступающий.

Белая шляпа

Представьте чистый лист бумаги и компьютерную распечатку. Белая шляпа обозначает необыкновенное концентрирование на информации. Какая информация дешева? Какая информация требуется? Какой информации недостает? Как именно возможно взять нехватающую данные?

Все данные излагается параллельно, кроме того не обращая внимания на противоречивость. Уровень качества информации может варьироваться от веских фактов до сплетен либо точек зрения.

Красная шляпа

Представьте пламя и ощутите тепло. Красная шляпа разрешает вольно высказывать эмоции, интуицию, эмоции и подозрения без объяснений и извинений. Красная шляпа разрешает человеку выразить его эмоции по теме, обсуждаемой сейчас времени (позднее эмоции смогут поменяться). Не должны делаться попытки оправдать либо растолковать собственные эмоции. Эмоции существуют и смогут допускаться в дискуссии в том случае, если они проявляются как эмоции, а не маскируются логикой. Интуиция может основываться на громадном опыте в данной сфере и так появляться весьма полезной.

Тёмная шляпа

Представьте мантии судей, каковые в большинстве случаев тёмного цвета. Тёмная шляпа обозначает осторожность и не дает нам поступать страшно, разрушительно либо неконструктивно. Тёмная шляпа направлена на оценку критическое мышление и риска: по какой причине что-то не вписывается в отечественную политику, стратегию, ресурсы и т. д.

Тёмная шляпа самая нужная, но с ней легко переусердствовать. Еда нужна для здоровья, а переедание вредно. И неприятность тут не в еде, а в том, кто ее поглощает. Тенденция переусердствовать с тёмной шляпой исходит от Великой тройки, где Сократ думал, что отрицания достаточно, дабы в итоге всплыла истина. Кое-какие уверены в том, что достаточно быть негативным.

Желтая шляпа

Поразмыслите о солнце и оптимизме. Желтая шляпа — это логика и хороший взор на вещи. Одев желтую шляпу, мыслитель пробует отыскать выгоды и ценности, и представить, как возможно реализовать идею и применить ее на практике.

Желтая шляпа тяжелее тёмной и требует громадных упрочнений. Отечественный мозг конечно настроен на выискивание недочётов и того, что не в порядке. Дабы избежать опасности и ошибок, мы должны быть в любой момент настороже, и исходя из этого требуются определенные упрочнения, дабы носить желтую шляпу. Но эти упрочнения довольно часто вознаграждаются — неожиданно удается заметить достоинства и ценности, каковые мы ни разу не подмечали. Без желтой шляпы неосуществима никакая творческая деятельность, поскольку мы не сможем разглядеть преимущества нежданно показавшейся идеи.

Зеленая шляпа

Поразмыслите о вегетации, энергии, ветвях, побегах и т. д. Зеленая шляпа — творческая; одев ее, мы выдвигаем разные альтернативы, ищем новые идеи, изменяем и приспосабливаем их. Мы создаем возможности и используем провокации и перемещение для новых идей.

Зеленая шляпа кроме этого подразумевает воздействие и открывает нам возможности. Она продуктивна и изобретательна. На этом этапе мы думаем лишь о возможностях, каковые позже нужно будет развить и проверить.

светло синий шляпа

Представьте пространство и голубое небо. светло синий шляпа обозначает контроль и имеет отношение к управлению мыслительным процессом. Ее возможно сравнить с дирижером, управляющим оркестром и получающим хорошей игры музыкантов, либо с инспектором манежа в цирке, что делает все, дабы не было неразберихи и все шло своим чередом.

светло синий шляпа связана с направлением мыслей и определением проблемы. И она несёт ответственность за результаты, заключения, резюме и последовательность умозаключений. Она кроме того устанавливает очередность применения вторых шляп и смотрит за строгим исполнением правил методики шести шляп. светло синий шляпа организует мыслительный процесс.

Использование шляп

Существует два метода применения шляп.

Любую из шляп возможно применять самостоятельно на встречах либо дискуссиях, дабы настроиться на определенный тип мышления на определенный отрезок времени. К примеру, в какой-то момент появилась необходимость в поиске предстоящих альтернатив. Начальник встречи требует собравшихся «поразмыслить 180 секунд в зеленой шляпе». Это оказывает помощь направить мышление участников группы, поскольку в течение этого времени любой из них пробует отыскать новые альтернативы. По окончании трех мин. дискуссия возобновляется. Позднее, в то время, когда появляется необходимость разглядеть предложения по предстоящим действиям, начальник требует всех «поразмыслить 180 секунд в тёмной шляпе». В течение трех мин. любой пробует сконцентрироваться на потенциальных проблемах и опасностях предложения.

При таком применении шляпы становятся знаками, разрешающими привести к особому типу параллельного мышления. Любой думает параллельно, вместо того дабы направлять собственные мысли против вторых.

При последовательном применении шляп они употребляются друг за другом. Эта последовательность возможно оговорена перед встречей либо определяется в ходе. Во втором случае выбирается сперва первая шляпа, и в то время, когда данный этап пройден, употребляется вторая. Для групп, не владеющих достаточным опытом, значительно лучше применять предварительную договоренность о последовательности, дабы избежать долгих споров по поводу того, какую шляпу нужно применять следующей.

Не существует какой-то определенной последовательности, в которой возможно применять шляпы. Она изменяется в зависимости от обстановки, и от направления мышления участников встречи. Существуют неспециализированные ориентиры, которым обучают на особых тренерских направлениях. Значительно чаще начинают и заканчивают синей шляпой, а остальные уже распределяют в середине.

МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА CORT

Эта программа была создана для яркого обучения мышлению в рамках школьной программы. У нас уже двадцатилетний стаж применения данной программы, которая на данный момент активно используется во всем мире (Канада, США, Мексика, Венесуэла, Англия, Ирландия, Италия, Южная Африка, Малайзия, Сингапур, Новая Зеландия и Австралия). Она возможно необходимой как на территории всей страны, как, к примеру, в Венесуэле, так и в отдельных школах. В Малайзии научные школы MARA применяют эту программу уже в течение десяти лет.

Сущность данной мыслительной программы — это применение приемов: яркий способ обучения мышлению. Студенты используют эти приемы на практике в разных маленьких мыслительных задачах. Применяя прием, они производят навык, что возможно позже использовать в произвольных обстановках. Студенты довольно часто берут эти приемы к себе, дабы оказать помощь родителям принимать решения и планировать . Эта возможность переносить приемы делает их особенно ответственными.

Лучшее изучение по применению программы CoRT было сделано доктором наук Джоном Эдвардсом в Университете Джеймса Кука, Квинсленд, Австралия.

Эта программа создавалась как несложная и практичная. Преподаватели смогут легко обучиться ее преподавать, и студентам она весьма нравится. Возможно, это разъясняется тем, что в большинстве случаев программа обучения редко предлагает что-нибудь разрешающее вольно мыслить.

Программа CoRT поделена на шесть секций, любая из которых связана с одним нюансом мышления. Любая секция запланирована на десять уроков.

CoRT 1 — широта

CoRT 2 — организация

CoRT 3 — сотрудничество

CoRT 4 — творчество

CoRT 5 — чувства и информация

CoRT 6 — воздействие

CoRT 1 содержит главные «направляющие внимание» приемы восприятия, каковые на данный момент весьма активно применяются. Любой прием имеет наименование, дабы его возможно было осознанно выучить и применить. Эти заглавия выбраны не просто так, и начинаются с той же буквы, что и процесс, к которому они относятся. Выделяют следующие главные приемы:

ПМИ — Плюс, Интерес и Минус. Обратите внимание сперва на плюсы, позже на минусы и, наконец, на интерес. В следствии получается беглая оценка.

РВФ — Разгляди Все Факторы. Что нам нужно взять на заметку, в то время, когда мы о чем-то думаем? Какие конкретно факторы тут задействованы?

ПиР — Направляет внимание на Результаты и Последствия действия. Это оказывает помощь сделать прогноз на будущее, что может случиться позже. Тут может потребоваться использование разных временных шкал.

ЦУЗ — Какие конкретно Цели, Устремления, Задачи? Что мы пробуем делать? Чего мы пробуем достигнуть? Куда мы движемся?

ППВ — Приоритеты Первостепенной Важности. Обратите внимание на то, что вправду имеет значение. Не все одинаково значимо. Каковы приоритеты?

ABB — Альтернативы, Возможности и Выбор. Какие конкретно имеется новые альтернативы? Какие конкретно возможности? Какой выбор?

ВДЛ — Взоры Вторых Людей. Какие конкретно люди вовлечены в это? Какие конкретно у них мнения?

Приемы употребляются совершенно верно и прямо. Существует определенный метод направления внимания в определенном направлении.

«Тут выполним ПМИ».

«Давайте начнем с РВФ».

«Что такое ЦУЗ?»

«Настало время для ABB».

Все это может показаться пара неестественным, но данный способ срабатывает. Мышление время от времени возможно намеренно сделать неестественным и целенаправленным, в противном случае мы принимаем все как должное и полагаем, что делаем определенные действия, не смотря на то, что в конечном итоге делаем совсем не то. Многие пробуют смотреть за последовательностью действий, но испытания говорят о том, что целенаправленная просьба

взглянуть на последовательность с установкой ПиР ведет к отличных показателей. Внимание нужно целенаправленно направлять. Весьма многие вычисляют себя хорошими мыслителями, не смотря на то, что в действительности таковыми не являются.

К

Куда я желаю идти?

От абстрактного к конкретному, от общего к частному

Я планирую к родственникам

К чему?

К данной цели

К концу семь дней

Предлог к подразумевает место назначения и цель. Существует что-то, по направлению к чему мы движемся и куда желаем добраться.

Первый этап мышления связан с целью.

• «Какова цель моего мышления?»

• «Чего я сохраняю надежду достигнуть в следствии мышления?»

• «О чем я думаю?»

Знак первого этапа изображает пунктирную линию, означающую, что мы знаем направление. Но мы должны двинуться к месту назначения с того места, где мы на данный момент находимся. И жирная линия показывает отечественное перемещение в нужном направлении.

Первый этап связан с целью, задачей и устремлением отечественного мышления. Какова задача? На что мы нацеливаемся?

В методике шести шляп светло синий шляпа употребляется для определения цели мышления и для предложения разных других определений данной цели.

В мыслительной программе CoRT прием ЦУЗ употребляется для определения целей, задач и установок. Ученик может попросить «сделать ЦУЗ на этом этапе». Примечательно, что ученики младших классов (от шести до девяти лет) довольно часто испытывают проблема с ЦУЗ, поскольку им думается, что их деятельность управляется кем-то еще: «Я делаю что-то, в силу того, что мне говорят это делать»; «Я делаю что-то, поскольку я обязан это делать». Лишь позднее ученики начинают ощущать себя свободнее при определении собственных задач и целей. Прием ЦУЗ относится к цели в общем и в большинстве случаев к действиям либо поведению.

К сожалению, люди постоянно уверены в том, что цель мышления в любой момент очевидна, поскольку они знают, о чем думают.

Но за многие годы обучения мышлению я понял, что весьма редко люди смогут четко выяснить собственную цель. Это конкретно та часть мышления, с которой в большинстве случаев хуже всего справляются. И четкое определение цели мышления может уменьшить его процесс и сделать мышление значительно более действенным. Не зная совершенно верно, куда желаете идти, вы вряд ли в том направлении попадете. И не настраивайтесь на то, что первый этап мышления весьма несложен и очевиден.

МЫСЛИТЕЛЬНОЕ Воздействие

Какие конкретно операции возможно сделать с целью мышления?

Дать определение

Напишите цель собственного мышления, даже в том случае, если вам и

думается, что она очевидна.

«Конкретно на данный момент цель моего мышления…» Написав цель, посмотрите, отлично ли она звучит.

Время от времени легко определение цели может привести вас

к жажде поменять ее.

Изменение определения

Как я уже сообщил, по окончании того как вы написали цель, у вас может появиться желание поменять ее. «Какое еще я могу дать определение данной цели?»

Другие определения

Попытки поменять формулировку цели смогут скоро привести вас к другим определениям вашей цели; это параллельные определения с уже поменянной целью. Изменение определения вправду свидетельствует второй метод выражения одной и той же цели. На практике они так переплетаются, что безтолку пробовать их поделить.

Рисунок для иконописцев. От общего к частному


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: