Проблемы социализации лиц с умственной отсталостью.

Под содержанием воспитания знают совокупность знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть получающие образование соответствии с поставленными задачами и целями. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом ходе, и позволяют достигнуть основную цель воспитания — формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Сейчас взоры на содержание воспитательного процесса скоро и радикально изменялись. В базе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:

I. Реализм целей воспитания. Настоящая цель сейчас — разностороннее развитие человека, опирающееся на его дарования и способности. Средство успехи данной цели — освоение человеком базисных баз культуры. Из этого центральное понятие содержания воспитания — базисная культура личности. Это культура жизненного самоопределения; культура труда и экономическая культура; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура домашних взаимоотношений.

2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на данной базе собственных сокровищ, законов и норм судьбы составляют содержание работы воспитателя, снабжая активную личную позицию школьника в воспитательном ходе.

3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности — человека с жёсткими убеждениями, жизненной позицией и демократическими взглядами. Наиболее значимый элемент содержания воспитания — культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение — понятие более широкое, чем лишь опытное а также гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной судьбе и собственного счастья. Конкретно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, опытное и нравственное самоопределение.

4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны находиться не программы, не мероприятия, не формы и способы, а сам ребенок, ребёнок, парень — верховная цель, суть отечественной педагогической заботы.

5. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не смогут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни мысль развития (преодоления, возвышения себя), ни мысль сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать воспитываться.

6. Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, талантливому только подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.

Как фактически должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей? Сейчас мало сказать воспитаннику: человек обязан взять умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбежно появляются практические вопросы — для чего это необходимо, что это дает? В зарубежных воспитательных совокупностях эта практическая сторона выходит на первый замысел и является мощным стимулом выработки хорошего отношения к содержанию воспитания.

Отлично организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина. Определим обязательства человека и конкретные качества личности по выделенным направлениям.

Гражданин

Исполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями

Чувство национальной гордости и патриотизма.

Уважение к Конституции страны, органам власти, Президенту страны, знакам государственности (гербу, флагу, гимну).

Ответственность за судьбу страны.

культура общежития и Общественная дисциплина.

Бережное отношение к национальным достаткам страны, языку, культуре, традициям.

Публичная активность.

Соблюдение демократических правил.

Бережное отношение к природе.

Уважение прав и свобод вторых людей.

Активная жизненная позиция.

гражданская ответственность и Правосознание.

Честность, правдивсть, чуткость, милосердие.

Ответственность за собственные дела и поступки.

Интернационализм, уважение к народам других государств и многие другие.

Работник

ответственность и Дисциплинированность

организованность и Работоспособность

Неспециализированные, особые и экономические знания

Политические знания

Творческое отношение к труду

Настойчивость, рвение скоро и как следует выполнить порученное дело

Опытная гордость, уважение к мастерству

Сознательность, вежливость, аккуратность

Опыт трудовой деятельности

Эмоциональная производственная культура

Эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности

Коллективизм, умение трудиться сообща

Инициативность, самостоятельность

Готовность довольно много и плодотворно трудиться на благо страны, общества

предприимчивость и Деловитость

Ответственность за результаты труда

Уважение к людям труда, мастерам производства и др.

Семьянин

Трудолюбие, ответственность

Тактичность, вежливость, культура общения

Умение держать себя в обществе

Опрятность. Чистоплотность, гигиенические навыки

Здоровье, привычка к активному образу судьбы

Умение организовывать и проводить досуг

Разносторонняя образованность

Знание правовых норм, законов

Знание баз практической психологии, этики

Умение воспитывать детей

Готовность вступить в брак и делать домашние обязанности

Уважение к своим родителям, старым людям и др. качества

Нетрудно подметить, что в выделенных сферах многие качества повторяются. Это говорит об органичной целостности воспитания всех сторон и качеств личности и показывает единственно верный путь успехи данной целостности — комплексный подход к воспитанию.

Обучение детей с умственной отсталостью (Олигофренией) в школе, дома, школе-интернате


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: