Под содержанием воспитания знают совокупность знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть получающие образование соответствии с поставленными задачами и целями. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом ходе, и позволяют достигнуть основную цель воспитания — формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
Сейчас взоры на содержание воспитательного процесса скоро и радикально изменялись. В базе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи:
I. Реализм целей воспитания. Настоящая цель сейчас — разностороннее развитие человека, опирающееся на его дарования и способности. Средство успехи данной цели — освоение человеком базисных баз культуры. Из этого центральное понятие содержания воспитания — базисная культура личности. Это культура жизненного самоопределения; культура труда и экономическая культура; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура домашних взаимоотношений.
2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на данной базе собственных сокровищ, законов и норм судьбы составляют содержание работы воспитателя, снабжая активную личную позицию школьника в воспитательном ходе.
3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности — человека с жёсткими убеждениями, жизненной позицией и демократическими взглядами. Наиболее значимый элемент содержания воспитания — культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение — понятие более широкое, чем лишь опытное а также гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной судьбе и собственного счастья. Конкретно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, опытное и нравственное самоопределение.
4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны находиться не программы, не мероприятия, не формы и способы, а сам ребенок, ребёнок, парень — верховная цель, суть отечественной педагогической заботы.
5. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не смогут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни мысль развития (преодоления, возвышения себя), ни мысль сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать воспитываться.
6. Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, талантливому только подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.
Как фактически должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей? Сейчас мало сказать воспитаннику: человек обязан взять умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбежно появляются практические вопросы — для чего это необходимо, что это дает? В зарубежных воспитательных совокупностях эта практическая сторона выходит на первый замысел и является мощным стимулом выработки хорошего отношения к содержанию воспитания.
Отлично организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина. Определим обязательства человека и конкретные качества личности по выделенным направлениям.
Гражданин
Исполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями
Чувство национальной гордости и патриотизма.
Уважение к Конституции страны, органам власти, Президенту страны, знакам государственности (гербу, флагу, гимну).
Ответственность за судьбу страны.
культура общежития и Общественная дисциплина.
Бережное отношение к национальным достаткам страны, языку, культуре, традициям.
Публичная активность.
Соблюдение демократических правил.
Бережное отношение к природе.
Уважение прав и свобод вторых людей.
Активная жизненная позиция.
гражданская ответственность и Правосознание.
Честность, правдивсть, чуткость, милосердие.
Ответственность за собственные дела и поступки.
Интернационализм, уважение к народам других государств и многие другие.
Работник
ответственность и Дисциплинированность
организованность и Работоспособность
Неспециализированные, особые и экономические знания
Политические знания
Творческое отношение к труду
Настойчивость, рвение скоро и как следует выполнить порученное дело
Опытная гордость, уважение к мастерству
Сознательность, вежливость, аккуратность
Опыт трудовой деятельности
Эмоциональная производственная культура
Эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности
Коллективизм, умение трудиться сообща
Инициативность, самостоятельность
Готовность довольно много и плодотворно трудиться на благо страны, общества
предприимчивость и Деловитость
Ответственность за результаты труда
Уважение к людям труда, мастерам производства и др.
Семьянин
Трудолюбие, ответственность
Тактичность, вежливость, культура общения
Умение держать себя в обществе
Опрятность. Чистоплотность, гигиенические навыки
Здоровье, привычка к активному образу судьбы
Умение организовывать и проводить досуг
Разносторонняя образованность
Знание баз практической психологии, этики
Умение воспитывать детей
Готовность вступить в брак и делать домашние обязанности
Уважение к своим родителям, старым людям и др. качества
Нетрудно подметить, что в выделенных сферах многие качества повторяются. Это говорит об органичной целостности воспитания всех сторон и качеств личности и показывает единственно верный путь успехи данной целостности — комплексный подход к воспитанию.