В древнем киеве

В древнем киевеВ середине XI в., на протяжении княжения Ярослава Умного, Киев — столица Древнерусского страны — был одним из наибольших городов Европы.

Город рос скоро. Еще при отце Ярослава, князе Владимире, маленькая крепость на бугре над Днепром превратилась в громадное укрепленное поселение с кварталами ремесленников, зданиями знати, храмами и торговой площадью. Городу всегда угрожали печенеги, кочевавшие со собственными стадами на расстоянии одного дня конного пути от Киева. Исходя из этого город защищали валы, рвы, стенки, башни. Но со временем дома жителей уже не могли поместиться в ветхих стенках и все больше строились «вне града».

Вот что говорит русский летописец о старом Киеве: «В лето 6545 1 заложил Ярослав громадной город, у которого Золотые ворота; заложил и церковь св. Софии, митрополию, а затем церковь на Золотых воротах… Ярослав собрал многих книгописцев, каковые переводили с греческого на славянский язык, и написали они довольно много книг, по которым верующие люди обучаются и наслаждаются учением…» По выражению другого писателя-современника, Ярослав «…Киев величием, как венцом, окружил».

Киев XI в. был отлично известен далеко за пределами старой Руси. С соседними и дальними заморскими государствами он поддерживал торговые и культурные связи, заключал политические альянсы, довольно часто сопровождавшиеся в то время браками между участниками семей киевских европейских монархов и князей. Князь Ярослав был женат на дочери шведского короля, одна его сестра была замужем за польским князем, вторая — за чешским. Сыновья Ярослава кроме этого были женаты на польской, германской, византийской царевнах и княжнах, а дочери были замужем за королями Франции, Венгрии, Норвегии. Европейские историки того времени писали о Киеве как о наибольшем городе Европы, соперничавшем с Константинополем.

В древнем киеве

Замысел старого Киева

Подъезжая к Киеву, путешественник видел на высоком обрывистом берегу Днепра высококлассную крепость, защищенную высокими валами. Эти валы были превосходными для того времени сооружениями. Перед тем как насыпать вал, строители сложили по линии будущих упрочнений высокую бревенчатую стенке в виде дубовых срубов, а после этого засыпали ее почвой снаружи и внутри, дабы обезопасисть от огня.

Наверху, на 12-метровой высоте, снова поставили бревенчатую стенке. В город возможно было войти лишь через ворота: Лядские, Угорские, Львовские и Золотые. Главные из них — Золотые. На этих воротах выстроили церковь, которая служила и хорошим наблюдательным пунктом. От Золотых ворот в наши дни остались только развалины двух каменных стен, а от валов и стен города — полусгнившие бревна и отличающиеся по цвету от соседних участков прослойки почвы под домами и улицами современного Киева. Все же историкам и археологам удалось вернуть замысел старого города.

Нити национального управления старой Руси сходились во дворе киевского князя. Большой двухэтажный дворец его на каменном фундаменте пребывал в самой укрепленной части столицы, за стенами и рвом внутреннего города. И в ветхом и в новом городе высились просторные палаты бояр.

На первых русских монетах, чеканенных в Киеве, возможно прочесть надпись: «Володимер на столе, а се его сребро», т. е. «Владимир на престоле, а это его монета». «Столом» в старой Руси именовалось место, где восседал князь на протяжении праздничных приёмов и совещаний; из этого наименование «стольный город», «столица».

В древнем киеве

Закладка Золотых ворот (миниатюра из русской летописи).

Большая часть населения составляли ремесленники. На территории старого Киева археологи находят серпы, дверные замки и кожаную обувь, украшения, стеклянные кубки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников, гончаров, резчиков по кости, ткачей, сапожников, живописцев, ювелиров, книжных писцов.

В отличие от княжеских и боярских хором дома ремесленников были выстроены прямо на земле а также углублены в почву. Дабы войти в дом со двора, необходимо было спуститься на пара ступеней. Древесные стенки домов обмазывали глиной, возможно, белили. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской. На их месте археологи находят разные инструменты а также сырье.

Киевские ремесленники были искусными мастерами. какое количество труда и умения требовалось, к примеру, ювелиру! Сперва он на двух плоских камнях вырезал форму для отливки железных украшений. После этого оба камня соединялись, причем углубления должны были совершенно верно совпасть. В такую форму мастер-литейщик наливал расплавленное серебро либо второй металл, для получения браслета, серьги, крест, подвеску.

Орудия труда были для ремесленника самой громадной сокровищем. При опасности он стремился сохранить их в первую очередь. В то время, когда в XIII в. татарские армии ворвались в Киев, мастер Максим унес с собой в последнее упрочнение — каменную церковь — собственные литейные формы. Ученые нашли их в том месте при раскопках и прочли сделанную на камне надпись — «Макосимов». Так нам стало известно имя этого древнерусского мастера.

Ремесленники жили и на Подоле, в нижней части Киева, у Днепра, вне упрочнений. Тут были кварталы гончаров, кожевников и других ремесленников, и пристань, церкви и рынки.

В центре нового громадного города князь Ярослав заложил в 1037 г. Софийский собор (он сохранился до отечественного времени). Это огромное, яркое, устремленное вверх тринадцатью куполами строение определяло вид города.

Софийский собор вместе с другими постройками и дворцом митрополита был обнесен крепкой каменной стеной. Это было место пребывания главы русской церкви — киевского митрополита. Наровне с княжеским дворцом Софийский собор был наибольшей киевской библиотекой в том месте хранились написанные на пергаменте греческие книги и русский. При соборе на протяжении княжения Ярослава была создана и первая русская летопись.

В древнем киеве

Монета киевского князя Владимира Святославича (оборот и лицо).

Стенки центральной части храма покрывали огромные, красочные, сверкающие золотом и одновременно с этим строгие изображения святых. На задней стенке храма, рядом со святыми, были помещены его князя семьи и изображения ярослава. И вдобавок выше, на намерено выстроенной площадке (хорах) на протяжении богослужения возможно было видеть и самого князя с придворной знатью. «Князя опасайся всею силою собственной, — слышался голос проповедника, — обучишься тогда и всевышнего опасаться, в силу того, что пренебрежение властями — это пренебрежение и самим всевышним».

И убранство собора, и слова священника внушали простым людям идея, что князь — наместник всевышнего на земле, а беззащитное положение народа освящено церковью и незыблемо.

Но народ не желал мириться со своей долей. В отлично укрепленного города не утихала классовая борьба, и достаточно было искры, дабы вспыхнуло восстание.

Вот что говорит «Повесть временных лет» о восстании 1068 г.

Во второй половине XI в. Киеву и всей Южной Руси начал угрожать новый неприятель — кочевники-половцы. В бою с ними в 1068 г. войска Россиипод руководством князьями — сыновьями Ярослава, потерпели поражение.

Дорога на Русь была открыта.

Возвратившись с поля битвы в Киев, «люди киевские» собрались на Торговой площади Подола и «створили вече», т. е. собрались на совет, дабы решить, как функционировать дальше. Было решено защищать город и выйти на новое сражение с половцами. Отправленные с веча к князю сообщили ему: «Наблюдай, князь, половцы уже разошлись по русской почва. Дай нам оружие и коней, мы еще отправимся в бой с ними!» Но князь Изяслав Ярославич отказался дать в руки жителей оружие. Это стало причиной открытое выступление жителей Киева против князя и бояр. Масса людей жителей с вечевой площади поднялась на гору, в укрепленный город, и разграбила двор воеводы Коснячка, — возможно, главного виновника поражения. А после этого жители пошли через мост во внутренний город к княжескому дворцу, дабы расправиться с князем. Изяслав совместно со своим братом Всеволодом бежал из Киева за границу.

Ученые, кропотливо изучая многие письменные монументы, дополнили данный рассказ летописи вторыми сведениями. Восстание киевских ремесленников, выясняется, сопровождалось выступлением пригородных крестьян и холопов: епископ Стефан был убит собственными холопами, а на пригородный Печерский монастырь было совершено наступление с целью захватить монастырские достатка, запрятанные в церкви.

В древнем киеве

Древнерусское государство в XI в.

Светские и церковные феодалы были напуганы событиями 1068 г. Князьям нескольких русских княжеств вместе с их боярами было нужно намерено собраться, дабы выработать устав, в котором устанавливались очень громадные штрафы за убийство княжеских госслужащих и повреждение княжеского имущества.

Позднее эти распоряжения были включены в кодекс законов Древнерусского страны— краткую «Русскую Правду».

XI и первая добрая половина XII в. — период громаднейшего расцвета Киева как столицы всего Древнерусского страны. Но понемногу выросли и обособились другие феодальные центры — Новгород, Чернигов, Суздаль и др. Значение Киева упало, и к концу XII в. он превратился в столицу одного лишь Киевского княжества.. Татарское нашествие 1240 г., стёршее с лица земли все население города, его упрочнения, мастерские, солидную часть каменных строений, на долгое время лишило Киев его значения. Только понемногу, в течение столетий, Киев снова стал наибольшим городом страны.

История Киева | Історія Києва


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: