При нормировании труда служащих по нормативам времени рассчитывается трудоемкость исполнения работ.
где Т – суммарная трудоемкость всех закрепленных за подразделением (группой) работ, нормо-час;
ti – норма времени на единицу работы «i» вида, определяемая по нормативам, нормо-час;
Ni – количество делаемых либо подлежащих исполнению работ «i» вида;
n – количество работ.
На базе трудоемкости определяется нужная списочная численность служащих:
где Чс — среднесписочная численность служащих;
Квн — плановый коэффициент исполнения норм;
Фпол – нужный фонд времени одного работника, час;
К3 – оптимальный коэффициент загрузки служащих (определяется экспертным методом).
Нормативы времени – регламентированные затраты времени (час, мин) на исполнение единицы работы либо ее элемента в разных организационно-интервалах значений и технических условиях воздействующих факторов.
В большинстве случаев, нормативы времени для служащих являются укрупненными и разрабатываются в виде типовых и единых норм времени.
Нормы времени употребляются для нормирования стабильных повторяющихся работ, делаемых техническими исполнителями (служащими).
Центральным бюро нормативов по труду при Миинтруде России создан последовательность сборников типовых и единых времени норм на копировальные и множительные работы (1991г.), машинописные работы (1988г.), работы по документационному обеспечению управления (1994г.) и другие работы.
Нормы времени смогут употребляться не только для расчёта трудоемкости и определения работ нужной численности работников, и для установления нормированных заданий исполнителям, учета результатов работы, применения разных форм материального стимулирования, расчета экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда служащих.
Нормирование труда служащих по нормативам численности, обслуживания, соотношений и управляемости
Нормирование труда служащих с применением нормативов численности, обслуживания, соотношений и управляемости численности используется для определения нужной численности служащих в целом по предприятию, по должностям и функциям управления, и для установления рациональных соотношений между разными квалификационно–должностными категориями служащих.
Широкое использование отыскало нормирование труда служащих по нормативам численности, основанные на изучении влияния разных факторов на трудоёмкость и объём работ по функциям управления.
Нормативы численности – регламентированная численность работников, нужная для качественного исполнения той либо другой функции управления в разных организационно-технических условиях.
Управление производством возможно расчленить на обособленные, но взаимосвязанные функции управления:
— неспециализированное (линейное) управление главным производством;
— совершенствование и разработка технологических процессов;
— заработной платы и организация труда и другие.
По методическим рекомендациям Университета труда допустимо выделение 19 функций управления.
Методика разработки нормативов численности основана на косвенном измерении затрат труда методом установления зависимости численности служащих от воздействующих факторов.
На основании информации о фактической численности служащих по функциям управления и численных значениях воздействующих факторов по группе базисных фирм способами математической статистики для данной группы фирм рассчитываются нормативные формулы (зависимости) по каждой функции управления в виде степенных либо линейных уравнений регрессии. Эти формулы имеют следующий вид:
где а0 – постоянный коэффициент уравнения регрессии;
X1, X2, … Xn – значения воздействующих факторов;
а1, а2, … аn – коэффициенты регрессии, показывающие степень влияния факторов.
Нормативы численности служащих разрабатывается отраслевыми (ведомственными) научно-исследовательскими и проектными организациями и, в большинстве случаев, носят отраслевой темперамент.
Нормативы численности служащих разрабатываются не только по функциям управления, но и по отдельным должностям.
Так, Центральным бюро нормативов труда созданы межотраслевые нормативы численности работников работ охраны труда (1995г.), отделов подготовки кадров (1990г.), юридической работы фирм (1990г.) и другие.
Использование нормативов численности не решает вопросы распределения по должностям (начальники, эксперты, технические исполнители), определения рациональности имеющихся соотношений численности.
Эти задачи возможно решить посредством нормативов управляемости, обслуживания, централизации и соотношений.
Нормативы управляемости либо обслуживания – регламентированная численность управляемых либо обслуживаемых работников (либо структурных подразделений), которыми в определенных организациях технических условиях обязан руководить либо обслуживать один начальник (либо эксперт).
Нормативы соотношений – регламентированная величина соотношения численности разных категорий служащих, снабжающая наилучшее применение работников в соответствии с уровнем их квалификации в определенных организационно-технических условиях. Выражаются такие нормативы или в процентах, или в относительных размерах.
Нормативы соотношений смогут разрабатываться для разных категорий служащих: соотношение между техниками и инженерами, техническими исполнителями и специалистами, рядовыми специалистами и старшими и т.д.
Нормативы централизации работ – регламентированное отношение численности работников в управлении предприятия (объединения) к неспециализированной численности работников по данной функции управления в определенных организационно-технических условиях. Такие нормативы выражаются, в большинстве случаев, в процентах.