10.1. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА
Разработка неприятности мозговой организации мышления зависит от взоров на то, что такое мышление как психологическая функция и каковы неспециализированные правила соотношения психологических функций с мозгом.
Описательное определение мышления, исходящее из внешней его стороны, это активная психологическая деятельность, направленная на решение определенной задачи. Содержательно мышление в научной психотерапевтической литературе рассматривается как опосредованное аналитико-синтетическими операциями и словом обобщенное отражение действительности в ее значительных показателях, отношениях и связях.
Приведенная формулировка характеризует полноценное мышление взрослого человека. Но формирование мышления у ребенка проходит пара ступеней: наглядно-действенное, при котором ответ задач осуществляется посредством настоящего манипулирования объектами, — эта стадия продолжается приблизительно до трех лет; наглядно-образное либо образное, по собственному содержанию приближающееся к воображению благодаря свойству комбинировать образы, их качества и свойства, — появляется в дошкольном возрасте; вербально-логическое, сначала на уровне несложных суждений, а позднее переходящее к операциям с абстракциями и понятиями, разрешающими выйти в мышлении за пределы актуального пространства и времени (что выражается, к примеру, способностю реставрировать прошлое и прогнозировать будущее). Обращение в этом контексте начинает играть роль формы выражения содержания мышления.
Появление с возрастом новых видов мышления не свидетельствует, что более ранние перестают осуществляться, — они существуют и привлекаются как различные методы разрешения разноплановых проблемных обстановок. Исходя из этого в соответствии с данной классификацией, распространяемой и на психологические процессы взрослого человека, второй равноправной единицей
БАЗЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
его мышления, кроме понятия, выступает и образ. Четкой демаркационной линии между образным и мыслительным регулированием поведения нет. В случае, если в онтогенезе эти виды мышления образуют иерархическую структуру (прак-сическое — образное — понятийное) соответственно этапам формирования, то зрелая психика располагает всеми тремя видами мышления в их развитой форме. В свете теории межполушарной асимметрии вернее сказать о рядоположенности двух языков мышления (логического и образного) и их привязке к «горизонтальному» сотрудничеству двух типов мышления, снабжаемых различными стратегиями левого полушарий и работы правого головного мозга (Я. А. Меерсон).
Структурно-информационная теория психологических процессов дает принципиально иную дефиницию онтогенетически зрелого мышления как процесса постоянного взаимообратимого перевода информации с языка симультан-но-пространственных предметных гештальтов на символически-операторный язык (Л. М. Веккер). В противном случае говоря, мышление как процесс складывается из трех компонентов: языка логических структур, процесса взаимодействия и языка образов между ним. При гипотетическом отсутствии одного из них мышление в собственной функции отражения действительности должно становиться неадекватным и, как следствие, малопродуктивным для ответа каких-либо задач (Н. В. Васильева).
В речевом мышлении главную нагрузку в информационном отношении несут значение слова, отражающее объективные связи действительности, и его суть, воображающий итог выбора субъектом из всех значений тех, каковые соответствуют его мотивам и потребностям.
К формам мышления относят: понятие, суждение, умозаключение, рассуждения и доказательства. Главными мыслительными операциями являются: синтез и анализ, конкретизация и абстракция, обобщение, сравнение, систематизация и классификация, установление причинно-следственных связей. Нахождение закономерностей — это главная прерогатива мышления, повышающая адаптационный потенциал человека. Ни один из психологических процессов, стоящих за упомянутыми мыслительными феноменами, не есть изначально готовой функцией мозга, все они формируются в ходе судьбы, подвергаясь действию бессчётных факторов. Этим возможно растолковать то, что, совершаясь по неспециализированным законам, мышление разных людей отличается личными изюминками: степенью самостоятельности, критичности, последовательностью, гибкостью, глубиной, быстротой, направленностью и т. д.
Принципиальным событием, включенным в психологические познавательные процессы, есть факт пространственно-временного охвата действительности, что в ходе становления человека прогрессивно начинается и ступенчато совершенствуется при переходе от сенсорных процессов к перцептивным и потом к представлениям допонятийного и понятийного мышления. Исходя из этого, не обращая внимания на роль образа, базисным и исходным содержанием мышления по большей части выступает понятие, выражающееся словом. В случае, если предметный образ и представление высказывают в основном единичное,
1 О
ГЛАВА 10. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА
то понятие — общее, наряду с этим образ и понятие-представление не просто сопутствуют друг другу, а взаимосвязаны по существу, по преемственности.
В онтогенезе мышления выделяют усвоения формирования понятий и процессы понятий. В случае, если формирование понятий связано с достаточно стихийным вычленением отдельных черт объекта либо явления, то усвоение понятий, в большинстве случаев, происходит в ходе организованного обучения, целенаправленно и осознанно. Благодаря понятийному строю языка осуществляется возможность посредством ограниченного числа слов обозначать фактически нескончаемое количество предметов и явлений.
Остальные компоненты мышления отражают мотивы, знания и цели субъекта, и его волевые характеристики.
Интеллектуальная деятельность может осуществляться при помощи разных по мозговому обеспечению и сложности операционных процедур. Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, нужных для ответа задач данного класса. Дискурсивное мышление — мышление, носящее рассудочный темперамент, основанное на совокупности умозаключений, имеющее последовательный последовательность логических звеньев, каждое из которых определяется прошлым и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление ведет к выводному знанию. Эвристическое мышление — творческое, а иногда интуитивное ответ нестандартных задач, генерация собственных уникальных идей.
Внутрипсихически интеллектуальная деятельность реализуется поэтапно: побуждение, которое связано с осознанием проблемной обстановке (формирование мотива познания имеется побудительная фаза мышления), выдвижение гипотезы и предварительная ориентировка, формирование программы, выбор средств, фактически мыслительные операции, и контроль за промежуточными и конечными результатами. В случае, если процесс мышления ведет к хорошему итогу (в частности, к принятию ответа), он заканчивается либо переключается на другую задачу. Каждый мыслительный акт, так или иначе, обращается к прошлым знаниям, формирует новые смысловые связи и тем самым образует новые знания. направляться подчернуть, что у зрелой личности мышление может осуществляться и без видимой внешней обстоятельства.
В нейро- и патопсихологии описываются бессчётные варианты нарушений мышления. Значительно чаще рассматриваются три их группы (Б. В. Зей-гарник):
Нарушение операциональной стороны мышления (понижения либо искажения процесса обобщения).
Нарушение динамики мышления (больной лабильность, ускорение темпа мышления, или его инертность).
Нарушение личностного (либо мотивационного) компонента мышления (разноплановость, резонерство, саморегуляции и нарушения критичности и др.).
Пара особняком от данной классифкации стоят абсурд и навязчивые мысли, каковые, с одной стороны, являются симптомом личностных расстройств, а с другой — формальными показателями, благодаря которым больной попадает в сферу заинтересованностей психиатрии.
11 1
БАЗЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Вопреки догадке о неспецифичности поражений мозга, вызывающих трансформации мышления, было продемонстрировано, что они имеют столь же локальные предпосылки, как и нарушения вторых познавательных процессов. А. Р. Лурия, обрисовывая нейропсихологические синдромы поражения разных отделов левого полушария мозга (у правшей), выделяет пара типов нарушений интеллектуальной деятельности.
Левая височная область— на фоне сенсорной либо акустико-мнестической афазии грубо нарушаются те смысловые операции, каковые требуют постоянного опосредующего участия речевых связей. Эти трудности появляются и в неречевых операциях, в случае, если требуется удерживать в памяти вербальный материал. У данных больных при сохранности яркого понимания наглядно-образных и логических взаимоотношений нарушена свойство делать последовательные дискурсивные вербальные операции. Частичная компенсация этого мыслительного недостатка вероятна лишь с опорой на зрительные образы.
Теменно-затылочные отделы— выпадение оптико-пространственного фактора ведет к недостаткам синтеза и пространственного анализа отдельных элементов в группы (расстройства «симультанных синтезов»). В аналогичных случаях страдает гностическая сторона интеллектуальной деятельности. Появляются трудности в том месте, где при ответе интеллектуальных задач нужно выделение наглядных показателей объектов и их пространственных взаимоотношений (к примеру, при тестировании по методике «Кубики Коса» разобщенные фрагменты модели не интегрируются в целостную конструкцию). Наряду с этим намерение выполнить понимание и задачу неспециализированного смысла остаются довольно сохранными, и такие больные отлично справляются с отвлеченными операциями, основанными на абстрактных понятиях.
Подобные трудности появляются и при ответе арифметических задач, где первичная акалькулия (непонимание сути математических операций) обусловлена и сопровождается непониманием определенных логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные и «квазипространственные» отношения, предложенные в условиях. Принципиально важно наряду с этим, что квазипространственные конструкции не имеют прямых наглядных аналогов, а представлены в виде логических взаимоотношений, требующих однако сопоставления входящих в них элементов в некоем условном пространстве, что касается и семантической организации речи (Н. К. Корсакова, Л. И. Московичуте). Фоном для таких нарушений делается семантическая афазия.
Предпосылкой для нарушения мыслительных процессов при теменно-за-тылочных поражениях смогут опознания расстройства предметов и стать восприятия, актуализации образов-представлений, в рамках которых появляется и недостаток вычленения значительных качеств и сторон принимаемых объектов.
Премоторные отделы левого полушария— при их повреждениях страдает временная организация всех психологических актов, включая и интеллектуальные, что выражается в трансформациях динамики мыслительного процесса. Нарушается свернутый, автоматизированный темперамент интеллектуальных операций, характерный взрослому здоровому человеку. Эти нарушения входят в выше-
тт л
ГЛАВА 10. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА
обрисованный синдром динамической афазии — инертности, замедленности процесса понимания речи, в особенности ярко проявляющийся при предъявлении долгих фраз со смысловыми инверсиями (перестановками) либо контекстными трудностями. В качестве механизма, опосредующего эти нарушения понимания, выступают нарушения внутренней речи — развертывания процесса свёртывания и речевого замысла речевых структур, нужных для понимания неспециализированного смысла текста. При заднелобных поражениях нарушения интеллектуальных актов появляются только при своеобразных -событиях — при переключении привычных действий на новые, отличающиеся по условиям исполнения. Не обращая внимания на случившиеся трансформации, больной продолжает стереотипно делать прошлые привычные операции, а также мыслительные, не учитывая, что в новых условиях они прекратили быть адекватными (при ответе арифметических задач и при исполнении серий графических проб). понимание и Пространственные операции логико-грамматических конструкций остаются сохранными.
Лобные префронтальные отделы— их поражения сопровождаются нарушениями интеллектуальных процессов в широком диапазоне — от бессимптомных случаев до неотёсанных недостатков. Это нарушения порождения интеллектуальной деятельности, странности организации, программирования, и регуляции протекания мышления. Нужно иметь в виду, что различными учеными топография префронтальных отделов трактуется по-различному (рис. 107).
Первая стадия интеллектуальной деятельности — формирование ориентировочной базы поведения у таких больных либо полностью выпадает, или быстро уменьшается. Больные не сопоставляют элементы задачи либо фрагменты проблемной обстановке, не смогут сформулировать догадки, они аспонтан-ны, делают случайные хаотичные действия, не сличая их с исходными целями (вопросом, сформулированном при постановке задачи). Эти нарушения наблюдаются во всех видах деятельности. К примеру, процесс наглядного мышления при разглядывании сюжетных картин заменяется угадыванием смысла по случайно зафиксированному фрагменту, а в мнестических задачах в следствии всплытия побочных ассоциаций появляются контаминации — смешение фрагментов либо сюжетов двух рассказов, раздельно предложенных для запоминания и прочтения.
При попытках осознать особенного рода тексты типа метафор, пословиц (где имеется необходимость дифференцирования прямого и переносного смысла) или
Рис. 107.Разные варианты размещения префронтальных отделов
БАЗЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
в то время, когда нужно определиться с выбором из альтернатив, выделить значительное из второстепенного, больные с поражением лобных долей оказываются несостоятельными. То же происходит и при анализе сложного текста с выводами, к примеру, при попытках ответить на вопрос, в чем мораль басни. Конкретно нарушения смысла, появляющиеся при поражении лобных долей, являются значительным причиной регистрируемых недостатков мышления. Вследствие этого, например, страдает и ответ задач на классификацию. Появляется резонерство, неспособность к построению связного рассказа.
Кроме аспонтанности и нарушений мотивационного компонента мышления у лобных больных отмечаются интеллектуальные персеверации — инертные повторения одних и тех же действий в изменившихся условиях (при ответе арифметических задач, в серийных счетных операциях и т. п.). Целенаправленное сознательное поведение у таких больных дезинтегрируется и заменяется более упрощенными и устойчивыми стереотипами, выработанными и многократно повторенными в течении прошлой судьбе (к примеру, больной закуривает свечу, вместо того дабы ее зажечь, и т. п.). В непростых жизненных обстановках нарушения смогут носить более замаскированный темперамент и снаружи смотреться как рассеянность либо чудачество. Обычным неспециализированным недостатком тут становятся контроля и нарушения регулирования, появляющиеся из-за ослабленное™ нарушения критики и процессов селективности к собственному состоянию.
Медиобазальные отделы лобной области—недостатки интеллектуальной деятельности сводятся к феноменам, производным от нарушений памяти и неспецифического внимания, распространяющимся как на обработку невербальных, так и вербально-логических задач. Помимо этого, такие больные выявляют нехорошую ориентировку в месте, времени и ситуации, в особенности заметную в остром периоде заболевания.
Условиями, содействующими утрата программ поведения кроме того в норме, являются сильные отвлекающие раздражители. У «лобных» больных эта реактивность на трансформации, происходящие около них, в особенности повышена и преобразовывается в уже упоминавшееся «полевое поведение» — патологическое усиление непроизвольного внимания и неустойчивость собственных программ поведения, превращающих интеллектуальную деятельность в хаотичный комплект операций.
При подходе к процессам мышления с позиции межполушарной асимметрии возможно вычленить следующие изюминки. Патология со стороны правого полушарияприводит к двум типам нарушений пространственного мышления: (1) — неточностям при ответе наглядно-образных задач, которые связаны с недостатками зрительного восприятия либо зрительной памяти, или с односторонним игнорированием зрительного поля; (2) — нарушениям более большого абстрактного уровня анализа пространства, другими словами фактически пространственного мышления, недостаткам ярких симультанных синтезов пространственных взаимоотношений. Для повреждений левого полушарияс точки зрения интеллектуальных процессов довольно (но не только) свойственны нарушения категориального анализа, опирающегося на вербальные операции.
ГЛАВА 10. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА
Рис. 108.Области увеличения локального мозгового кровотока при исполнении более сложного творческого задания если сравнивать с менее творческим (по С. В. Медведеву)
Под иным углом зрения рассматривается мозговая организация творческого мышления. П. В. Симонов думает, что ядра миндалины в начале этого процесса определяют господствующую мотивацию, гиппокамп снабжает расширенную актуализацию следов, каковые разрешают конструировать догадки, асами они формируются в лобных отделах мозга, правое полушарие несёт ответственность за их эмоционально-интуитивную оценку, а лобные доли критически разглядывают догадки и отбирают те, каковые имеют громаднейшую возможность. Поданным С. В. Медведева, основывающимся на измерениях локального кровотока, ключевую роль при ответе творческих задач «в чистом виде» играется конкретно правая лобная кора (рис. 108).
Из представленных описаний видно, что при разных по локализации поражениях мозга появляются не диффузные, а своеобразные и системные нарушения интеллектуальной деятельности, обусловленные сторонами и различными уровнями мыслительного процесса. При поражении лобных совокупностей мозга страдает более большой (понятийно-смысловой) уровень построения операций, а при поражении теменно-затылочных — более низкий (образный), связанный с гностической стороной интеллектуальной деятельности. Второй фактор, определяющий степень нарушения мыслительных процессов, — это ослабление либо потеря контроля за их протеканием, определяемые утратой целенаправленности, мотивационной стороны деятельности по большому счету.
Особого анализа требуют случаи недостатков интеллектуального развития, появившихся на земле врожденной либо купленной в первые годы судьбы патологии со стороны анализаторных совокупностей. По закону иерархического строения формирование высших психологических функций не может быть полноценным, в случае, если исходно затронуты участки ЦНС, несущие ответственность за элементарные, базисные психологические процессы. Специфика аналогичных недостатков, формы и способы их компенсации являются предметом рассмотрения особых наук, трудящихся на стыке педагогики, медицины и психологии — сурдо- и тифлопедагогики, логопедии и др.
10.2. НАРУШЕНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ДИФФУЗНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА
Кроме недостатков мышления, которые связаны с повреждением главных анализаторных совокупностей в раннем детстве либо локальными поражениями мозга в
БАЗЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
более зрелые годы, существует многочисленная несколько «интеллектуальных» признаков, обусловленных диффузными его трансформациями, вызываемыми широким спектром факторов. К их числу относятся генетические отклонения, родовые и дородовые травмы, перенесенные в юные годы тяжелые их осложнения и инфекции, менингиты (воспаления мозговых оболочек), энцефалиты (воспаление серого вещества мозга), интоксикации (отравления) и ряд других отрицательных экзогенных и эндогенных событий. Так или иначе, все они приводят к образованию недостатка мозгового вещества и изначально нарушают обычное функциональное и личностное развитие ребенка. Специфика появляющихся последствий связана с преимущественным поражением тех либо иных мозговых совокупностей во время их интенсивного становления, почему патологический эффект в значительной мере может нивелироваться за счет возрастного типа реагирования.
Самый распространенным результатом влияния указанных патогенных факторов оказывается врожденная либо купленная в раннем детстве умственная отсталость разной степени, что выражается в форме неспециализированного психологического недоразвития, касающегося первым делом самые дифференцированных, фило- и онтогенетически молодых функций мозга. Практически в процесс недоразвития в различной степени вовлекаются все уровни работы мозга — эмоциональность, моторика, восприятие, внимание и память, среди них и эволюционно более ранние.
Проявляющаяся в этом русле симптоматика ранее нозологически определялась через категорию олигофрении с ее тремя степенями: дебильностью, идиотией и имбецильностью. Но сейчас в связи с углублением представлений о механизмах образования интеллектуальных и личностных недостатков, а также в связи с этическими мыслями среди ученых побеждало мнение о необходимости привлечения в формальный понятийный медико-педагогический аппарат более адекватного метода оценки интеллектуальных недостатков — через категорию умственной отсталости. Она по собственной обобщенности превосходит клинические границы олигофрении и более соответствует по сути случаям функциональных расстройств, с которыми во многих случаях приходится сталкиваться нейропсихологам.
В соответствии с 10 МКБ принято выделять четыре степени умственной отсталости — легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Границы между ними не всегда могут быть выяснены с искомой степенью точности.
Диагностировать умственную отсталость и определять ее степень у детей младшего возраста тяжело, поскольку социальной недоразвития приспособленности и критерии мышления, созданные для довольно зрелой психики, пригодны по большей части только для детей школьного возраста. У дошкольников это скорее констатация дефектных потенциальных предпосылок для мышления и развития интеллекта, определение прогноза развития, что сильно зависит от компенсаторных возможностей морфологически и функционально формирующегося мозга.
В легких случаях умственной отсталости в большинстве случаев регистрируются лишь функциональные трансформации со стороны работы церебральных структур.
ГЛАВА 10. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА
В неотёсанных случаях со стороны детского мозга отмечаются такие органические предпосылки, как позднее его развитие по весу, уменьшенная площадь коры, в особенности лобных отделов, неразвитость извилин и рисунка борозд, трансформации размеров желудочков мозга и другие. Вероятны недостатки со стороны черепа либо сопутствующие странности развития в виде незаращения мягкого либо жёсткого нёба и т. п.
Под термином «задержка психологического развития» (ЗПР) понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом либо ее отдельных функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе особенностей организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (недостаточности стимулов, ранней депривации, нехорошего ухода и т. п.), задержка темпа может иметь обратимый темперамент и абсолютно ликвидироваться через ускоренную фазу созревания либо запоздалое окончание созревания. В клинике органических болезней мозга задержка развития возможно результатом нарушенного функционирования частично поврежденных структур либо структур, функционально с ними связанных. ЗПР часто диагностируют как начальный этап прогрессирующих болезней.
В принципе, диагноз ЗПР правомерен только временно, до тех пор до тех пор пока или случится выравнивание функций, или покажет себя определенной симптоматикой синдром слабоумия, частичного либо полного недоразвития.
Для ЗПР ребенка свойственны:
? гармоничность функций, другими словами сохранение адекватных взаимоотношений их структурных элементов;
? недостаточность наибольших уровней данной функции, а не первичных, элементарных;
? отсутствие искажения развития функций, другими словами замены тех либо иных элементов ненужными, нецелесообразными;
? наличие территории «ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому), либо потенциального уровня функции, выявляемой в обучающем опыте по применению помощи старшего.
Необычным вариантом недоразвития психологических функций, что может появиться в следствии наследственного дизонтогенеза либо раннего очагового поражения мозга, речевых, премоторных и других территорий, есть психологический инфантилизм. Он характеризуется сочетанием эмоционально-волевой, личностной незрелости при фактически обычном интеллекте. В психотерапевтическом портрете таких детей и подростков видятся не соответствующая возрасту повышенная внушаемость, стремление и игровая направленность к получению наслаждений как главной мотивации поведения, безответственность и беспечность. В этих качествах просматривается некий диссонанс между отстающими в функциональном становлении лобных участков мозга если сравнивать с полноценно развивающимися, а иногда и развивающимися в опережающем темпе вторых участков коры.
БАЗЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Не считая довольно очерченных недоразвития и синдромов задержек психологических функций, интеллекта, личности и мышления среди детей существенно распространены легкие проявления недостаточности тех либо иных компонентов психики, психомоторики и нейровегетативной регуляции. Эти расстройства, обрисованные под различными заглавиями дифференцированных и недифференцированных синдромов, в самый обобщённом виде терминологически известны как «минимальная мозговая дисфункция». В данной категории описываются обучения и разные нарушения поведения, не связанные с недостатками воспитания либо психотравмами, сочетающиеся со средним, ниже среднего и выше среднего интеллектом. К симптомам минимальной мозговой дисфункции относят: работоспособности и нарушения внимания, недостаточность пространственных ориентировки и представлений во времени, затруднения в обучении письму, счету, рисованию, нарушения речи, моторную неуклюжесть, гипер- и гипоактивность, не сильный память, энурез (ночное недержание мочи), агрессивность, импульсивность, нарушения сна, раскачивания во сне, эмоциональную неустойчивость и др. Рядом ученых термин «минимальная мозговая дисфункция» за некую аморфность содержания подвергается критике.
В отличие от рассмотренного результата врожденной либо купленной в раннем детстве мозговой патологии, деменция (практически: слабоумие) есть стойким понижением познавательной деятельности и потерей уже приобретенных навыков и знаний. Последствия ее в значительной мере обусловлены причинами и возрастом больного, привёдшими к дисфункции мозга. Количественные утраты тех либо иных психологических функций, и качественная специфика появившихся в рамках деменции сопутствующих расстройств, их окраска напрямую связаны со степенью развития функциональных аппаратов мозга, вовлеченных в патологический процесс, с уровнем, на котором они реализуются либо затрагиваются. Имеется критерий, по которому деменция как диагноз выставляется при патологии мозга, появившейся лишь по окончании трехлетнего возраста. В зрелые годы обстоятельствами деменции довольно часто становятся заболевание Альцгеймера (сопровождающаяся неспециализированной атрофией мозга, в особенности выраженной в лобных, височных и теменных отделах) и атеросклероз сосудов головного мозга (подробнее см. в разделе «Нейропсихология старения»).
В самые тяжёлых случаях органического его сосудов и поражения мозга может наблюдаться маразм — психологический и физический распад личности, выражающийся в глубоком слабоумии и тяжелом физическом истощении, распаде речи, потере контакта с окружающими, утрата всех влечений и интересов, не считая пищевого инстинкта (что в состоянии маразма кроме этого возможно извращен в виде неспособности отличать съедобное от несъедобного).
самые ранимыми и самые подверженными инволюции выясняются префронтальные отделы коры.
ГЛАВА 10. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА
10.3. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ
Полноценная программа жизнедеятельности организма предполагает наличие последнего периода — старости, в течении которого появляются узнаваемые ограничения функционирования фактически во всех сферах психологической деятельности. В клинической и геронтологической литературе принято разглядывать два типа старения — физиологическое (обычное) и старение, обусловленное либо осложненное патологическими, больными процессами, каковые довольно часто сопровождают возрастную инволюцию. Часть из них затрагивает мозг и нервную систему.
Кроме того в ситуации обычного старения мозг претерпевает множество трансформаций, носящих диффузный темперамент и выражающихся, в первую очередь, уменьшением массы, гибелью и атрофией нейронов, сглаживанием извилин и расширением желудочков. Большие утраты нейронов наблюдаются в таких структурах мозга, как голубое пятно и чёрная субстанция, имеющих отношение к обеспечению двигательных функций, и в гиппокампе, перекодирующем данные из краткосрочной памяти в долгосрочную. Определенные трансформации претерпевает и глиальная ткань. Большая часть изменений структуры появляется в конце второй половины судьбы, между 50 и 60 годами. Кое-какие из них становятся заметными лишь по окончании 70 лет (Д. Д. Селко). К 90-летнему возрасту в некоторых территориях мозга может наблюдаться уменьшение числа нейронов на 45%. Сопутствующая старости атрофия их отростков и тел нейронов в большинстве случаев отмечается в корковых отделах мозга, участвующих в обучении, запоминании, планировании и других сложных умственных процессах.
Синдром обычного старения возможно обрисован на базе модели трех функциональных блоков мозга (Н. К. Корсакова, Л. И. Московичуте), причем громаднейшие утраты наблюдаются со стороны первого блока в виде смещения баланса неиродинамических параметров психологической активности в сторону преобладания тормозных процессов. Поэтому появляются такие характерные феномены, как латентность и общая замедленность на начальных этапах исполнения разных действий, изменение мнестической функции по типу повышенной тормозимости следов в условиях интерференции, сужение количества психологической активности при исполнении действий, требующих одновременного удержания в памяти и исполнения разных программ (особенно во внутреннем замысле).
Эти ограничения в значительной степени смогут быть компенсированы за счет контроля и программирования за протеканием деятельности, привлечением особых приёмов и способов при запоминании, дополнительного применения регулирующей роли речи, усиления произвольной регуляции внимания. Все перечисленное обеспечивается относительной сохранностью третьего и второго блоков мозга.
По отношению к последнему самый обычна недостаточность фактора синтеза и пространственного анализа, что в основном реализовы-вается теменно-височно-затылочной областью правого полушария.
БАЗЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
На поздних этапах старения (по окончании 80 лет) в силу возрастающих трансформаций в нервной совокупности и в других системах и органах компенсаторные механизмы исчерпываются. Атрофические процессы затрагивают все громадную массу мозга, в состоянии дисфункции выясняется целый ретикулофронталь-ный комплекс, что ведет к выраженным ограничениям в спонтанной психологической деятельности. Ранее организованные стратегии контроля и регуляции становятся чрезмерно энергоемкими и, стереотипно употребляясь, не только не оказывают помощь, но и по законам избыточности мешают исполнению действий. Начинает мучиться и третий морфофункциональный блок.
Кроме обычного физиологического старения, во многих случаях отмечается патологический его вариант, именуемой деменцией (купленным слабоумием). Деменция — это синдром, обусловленный органическим поражением головного мозга и характеризующийся диффузными нарушениями когнитивных функций в большинстве сфер психологической активности, включая обращение, ориентировку, абстрактное мышление, память и праксис. Это потеря уже имеющихся навыков и знаний. Подобные нарушения должны быть выражены так, дабы приводить к затруднениям в профессиональной деятельности и обыдённой жизни. Частота встречаемости деменции возрастает с повышением возраста: от 2% в популяции до 65 лет до 20% у лиц в возрасте 80 лет и старше. Среди лиц старше 65 лет приблизительно у 9% имеется легкая либо умеренная деменция, у 5% — тяжелая деменция.
Нарушения разных сфер при деменции не являются равнозначными. Главным симптомом есть интеллектуальная сниженность, другими словами нарушения свойства к абстрагированию, логическим умозаключениям и обобщениям. В отличие от недостатков интеллекта лобного типа первичные недостатки интеллекта не корригируются организацией внимания больного посредством дополнительных руководств либо указаний на значимые для ответа задач компоненты информации. Больные с деменцией не улучшают значительно результаты собственной деятельности по окончании паузы, отдыха, перерыва в обследовании, в отличие от больных с истощаемостью и понижением корковой активности, в большинстве случаев, в следствии поражения подкорковых структур. К памяти и расстройствам интеллекта довольно часто присоединяются и расстройства речи (Ж. М. Глозман).
В случае, если морфологические трансформации затрагивают в основном лобные и височные отделы (как при некоторых вариантах сенильной деменции),то у больных в клинической картине начинают господствовать поведенческие расстройства, часто больные вялы либо расторможены. У больных с лобной деменцией появляются сложности при исполнении заданий, требующих сохранной способности к планированию. Для них свойственны стереотипии и персеверации, речевые расстройства (моторная афазия, логорея), на конечной стадии процесса — мутизм. Ориентировка в пространстве и праксис сохранены. При деменции лобного типа первично страдают самые сложные формы познавательной деятельности: свойство к абстрагированию, обобщению; понижаются продуктивность и уровень суждений и подвижность мышления. Несостоятельность больных проявляется при исполнении заданий, требующих гибкости в трансформации установок. Такая деменция, как
ГЛАВА 10. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА