Научная методика библиотековедения

К методологии в значительной степени примыкает и совокупность сведений, которую принято обозначать посредством понятия “научная методика библиотековедения”.

Способ (путь, метод изучения) – это система правил и приемов подхода к изучению предметов и явлений библиотечного дела, метод достижения научной цели, решения научной задачи, определенный образ действий, направленный на получение соответствующих результатов в познании либо на практике, наконец, это прием исследования какой-либо неприятности, исходящий из знания закономерностей библиотечного дела и исследуемого предмета, процесса, явления.

Научная методика библиотековедения – это совокупность способов изучения, применяемых для изучения стоящих перед данной наукой неприятностей.

Знание научной методики имеет огромное теоретическое, эвристическое и практическое значение. Оно ориентирует исследователя в познании действительности, оказывает помощь ему выбрать значительное и отчленить второстепенное, наметить путь восхождения от известного к малоизвестному, от несложного к сложному, от единичного к частному и неспециализированному и т.д. Научная методика – это пласт библиотековедческого знания, что разрешает осуществить изучение на рациональной, оптимальной базе, снабжающей большие результаты при минимальных затратах интеллектуальных и материальных ресурсов. Это научный инструментарий, что есть надежной гарантией и одной из значительных предпосылок продуктивного изучения библиотечной теории и практики. Глубокое знание научной методики–один из главных параметров опытной компетентности всякого дипломированного библиотечного работника.

Современное библиотековедение пользуется очень развитой, подчас сверхсложной методикой, которая включает в себя множество самых преобразования и разнообразных приёмов познания библиотечного дела. В соответствии с определенными параметрами их в большинстве случаев классифицируют, т.е. распределяют по тем либо иным классам, группам.

По области применения научные способы библиотековедения делятся на общенаучные и частнонаучные. Кое-какие авторы выделяют кроме этого своеобразны библиотековедческие способы.

По изучаемому нюансу все способы делятся на качественные и количественные. Выделяют и как следует-количественные способы. Более того, одинаковый способ в зависимости от целей и способа его применения в одних случаях может выступать в виде качественного, в других – в виде количественного.

Общенаучные способы изучения – это такие способы научного познания, каковые используются фактически во всех научных дисциплинах, в том числе и в библиотековедении. Их применимость ко всем многообразным областям объективного мира разъясняется тем, что с их помощью изучают что-то неспециализированное и сходное в формах существования материи и движения материи и духа. Но в библиотековедческом изучении любой таковой способ часто претерпевает определенную модификацию, изменение, конкретизацию, что обусловливается его спецификой.

Анализ – логический прием, способ изучения, пребывающий в том, что изучаемый предмет в мыслях либо фактически расчленяется на элементы (показатели, свойства, отношения), любой из которых после этого исследуется раздельно чтобы выделенные на протяжении анализа элементы соединить посредством другого логического приема – синтеза в целое, обогащенное новыми знаниями. Так, к примеру, для того чтобы получить представление о том, что такое библиотека, ее возможно подвергнуть анализу, т.е. расчленить на главные элементы, из которых она состоит. В библиотековедении используется пара видов анализа. Так, обширно употребляется мысленный анализ, разделение классов (множеств) предметов на подклассы, непроизвольный анализ, матанализ и т.д. Способ анализа может употребляться как в его качественной, так и в количественной форме, а в некоторых случаях и как как следует-количественный.

Анализ – лишь начало изучения предмета. Чтобы изучить тот либо другой библиотечный предмет, нужно сначала подробно детально ознакомиться с каждой его частью. Но для полного и роли и глубокого понимания значения каждой части предмета одного анализа мало, изучать составные части предмета (к примеру, библиотеки) необходимо в их сотрудничестве, единстве. Нужно, следовательно, вернуть расчлененное анализом целое.

Эта процедура и осуществляется посредством синтеза –(соединения, составления, сочетания) – противоположного по отношению к анализу способа. Он представляет собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного в ходе анализа, установление связей и взаимодействия частей и познание предмета как единого целого (к примеру, библиотечного дела). Синтез в любой момент связан с анализом, его не может быть без анализа.

Равно как и анализ, синтез имеет широчайшее использование в практике и библиотечной теории. Так, само библиотековедение имеется итог не только анализа библиотечного дела, но и его синтеза, причем в теоретической форме. Любая библиотековедческая теория имеется синтез информации об определенном фрагменте библиотечного дела. Каждое научное понятие библиотековедения имеется синтез объёма и содержания характеризуемого им предмета.

Как и прошлый, данный способ может выступать в библиотековедении в трех разновидностях: качественной, количественной, как следует-количественной.

Абстрагирование (удаление, отвлечение) – это мысленное выделение, вычленение отдельных либо неспециализированных интересующих сейчас библиотековеда показателей, отношений и свойств конкретного предмета либо мысленного отвлечения и явления от множества вторых его показателей, особенностей, отношений и связей. Так, к примеру, в ходе абстрагирования возможно намеренно отвлечься от всех особенностей человека, концентрируя внимание лишь на тех его качествах, каковые характеризуют его как читателя. Понятие читатель, полученное в следствии абстрагирования, имеется в один момент отвлечение от некоторых несущественных, с позиций библиотековедения, особенностей человека и пополнение информации о человеке новыми данными, ранее малоизвестными и вытекающими из теоретического содержания библиотековедения.

Современное библиотековедение отличается высоким уровнем применяемых абстракций. От абстракций одного порядка оно переходит к абстракциям второго порядка и т.д. Наряду с этим употребляются многие приёмы образования абстрагирования и способы абстракций. В случае, если требуется образовать неспециализированное понятие о каком-то классе библиотечных предметов, то в большинстве случаев используется обобщающая абстракция. Так, понятие библиотека – это обобщающая абстракция. В случае, если же нужно выстроить частное понятие, прибегают к изолирующей (аналитической) абстракции. К примеру, понятие научная библиотека имеется изолирующая абстракция по отношению к понятию библиотека, потому, что научная библиотека выделяется из класса всех других библиотек, охватываемых понятием библиотека.

Гносеологическое значение способа абстракции громадно. Он не только упрощает, но и облегчает ответ многих библиотековедческих задач. До известной степени научный мир библиотековедения – это мир абстракций.

Формализация – это способ изучения библиотечных объектов, основанный на познании содержания посредством распознанных элементов их формы либо через кое-какие формальные совокупности, результаты таких изучений выражаются в правильных понятиях либо утверждениях.

Обычным примером применения способа формализации в библиотековедении есть создание его понятийного аппарата. Каждое научное понятие, входящее в его состав, – итог не только анализа, синтеза, абстракции, но и формализации, в то время, когда многообразие особенностей, показателей, связей, взаимоотношений предметов сводится к некоей единой неспециализированной форме, то есть к понятию.

Фундаментальное значение способ формализации имеет для некоторых разделов библиотечной теории и практики, в первую очередь, которые связаны с организацией, упорядочением, классификацией, систематизацией, предметизацией информации. Все перечисленные процессы имеют в качестве первоосновы разные формализованные языки. Процесс перевода информации на эти языки осуществляется, кроме другого, посредством способа формализации. На него же в значительной степени опирается поиск информации в библиотеках.

Сравнение – один из наиболее явлений и познания важных приёмов предметов библиотечного дела. Его сущность содержится в том, что устанавливается сходство изучаемого предмета с родственными предметами либо его отличие от них. Познание имеется процесс, в котором сходство и различие находятся в неразрывном единстве. К примеру, возможно дать определение термину библиотека, в случае, если указать ее показатели, сходные для всех библиотек, и отличия ее от всех других социальных университетов, которые связаны с информацией.

Сравнение органически входит во практику и всю теорию библиотечного дела. Ни одно кроме того самое простейшее понятие библиотековедения нельзя образовать, не обратившись к этому приему. Сравнение используется кроме этого в тех случаях, в то время, когда определение понятия нереально либо не нужно. Сравнение знаков – это один из наиболее значимых процессов, каковые осуществляются ЭВМ при поиске информации в электронных каталогах библиотек. Способ сравнения в библиотековедении взял так широкое использование, что на его базе тут за последние 2–3 десятилетия сложился раздел, что именуется сравнительным библиотековедением.

Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие действительности, обусловленное конкретной задачей изучения. Способ изучает явления и предметы в том виде, в каком они существуют в естественных условиях и дешёвы яркому восприятию субъекта познания.

В библиотечной теории и практике употребляются практически все узнаваемые варианты наблюдения. Используются яркие и косвенные наблюдения, простые и соучаствующие (включенные), периодические (повторяющиеся через определенные промежутки времени) и непериодические (проводящиеся не систематично, а по мере необходимости), прерывные (в то время, когда регистрация изучаемых явлений проводится через равные промежутки времени) и постоянные, целые и несплошные. В библиотечном деле допустимо самонаблюдения и применение (интроспекции). В любых ситуациях от библиотекаря требуется, дабы он владел умением четко вести наблюдение за явлением, фиксировать свойства и показатели, имеющие сокровище с позиций проводимого изучения.

В библиотековедческих изучениях наблюдение делает три главные функции. Первая и наиболее значимая содержится в том, что оно снабжает ту эмпирическую данные, которая нужна как для выдвижения новых гипотез и постановки проблем, так и для их проверки. Вторая пребывает в проверке таких теорий и гипотез, которую нельзя осуществить посредством опыта. Третья функция наблюдения содержится в том, что в его терминах осуществляется сопоставление результатов, взятых на протяжении исследования, проверяются их истинность и адекватность.

Опыт (проверка, опыт, проба) – способ познания, благодаря которому в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Это научно поставленный опыт, целенаправленное изучение позванного исследователем явления в совершенно верно учитываемых условиях, в то время, когда имеется возможность смотреть за ходом трансформации явления, деятельно влиять на него посредством целого комплекса средств и воссоздавать это явление при необходимости всегда, в то время, когда налицо те же самые условия.

Опыт связан с способом наблюдения, но не тождествен ему. Опыт – весьма действенная форма научного изучения, разрешающая заметить то, что скрыто в глубине явления.

В библиотековедении употребляются многие разновидности опыта. Это мысленный (теоретический) опыт, поисковый, модельный опыт на ЭВМ, качественный, количественный опыты. Одним из обычных примеров применения способа являются широкомасштабные опыты в ряде регионов страны, в то время, когда перед введением централизации сети массовых библиотек были апробированы варианты создания и различные схемы централизованных библиотечных совокупностей.

Моделирование – это способ изучения объектов познания на их моделях, т.е. на условных образах, схемах либо физических конструкциях, подобных исследуемому объекту, с применением теории подобия и методов аналогии при обработке и проведении экспериментов их данных. Так, это способ, при котором изучается не сам объект, а его изображение (отображение) в виде модели, но результаты изучения переносятся с модели на объект.

Моделирование делается не только одним из процессов отображения и средств явлений библиотечного дела, но и критерием проверки научных знаний, осуществляемой конкретно либо посредством установления отношения разглядываемой модели к второй модели либо теории, неоспоримость которой считается фактически обоснованной. Используемое в единстве с другими способами, оно помогает углублению познания, его перемещению от относительно бедных информацией моделей к моделям, полнее раскрывающим сущность исследуемых библиотечных объектов. Особенное значение моделирование в библиотековедении получает благодаря широкому распространению и появлению персональных компьютеров. Это и другие технические и теоретические средства разрешают использовать способ исследования и модельного представления объектов и процессов для ответа более непростых научных задач библиотековедения. Но в целом возможности моделирования в библиотечном деле употребляются далеко не абсолютно.

Прогнозирование (предвидение, предсказание) – это целая совокупность достаточно разных особых научных способов изучения возможностей развития какого-либо явления, в основном с количественными оценками и с указанием более либо менее определенных сроков трансформации этого явления.

Познавательное значение способов прогнозирования в библиотековедении тяжело переоценить. Оно разрешает с высокой степенью возможности посмотреть в будущее и заблаговременно вырабатывать политику в области библиотечного дела, библиотечного образования и т.п.

Структурно-функциональный способ представляет собой в общем случае системное изучение процессов и явлений как структурно расчлененной целостности, в которой любой элемент структуры имеет определенное функциональное назначение.

В библиотековедении структурно-функциональный подход облегчает изучение элементов, входящих в целое. С его же помощью углубляется и познание библиотечного дела как целого. Представить себе библиотечное дело как целостную совокупность, элементы и части которой связаны познанными закономерностями, значит сделать громадный ход в сущности объекта и познании природы библиотековедения. Одним из примеров применения способа в библиотековедении есть монография Ю. Н. Столярова Библиотека: Структурно-функциональный подход (1981), где библиотека представлена в виде четырехэлементной целостной совокупности.

Классификация – это распределение предметов какого-либо рода (к примеру, информации) на взаимосвязанные классы в соответствии с каким-либо значительным показателям, свойственным предметам данного рода и отличающим их от предметов вторых родов. Наряду с этим любой класс занимает в оказавшейся совокупности определенное постоянное место и, со своей стороны, может делиться на подклассы. Разновидностями способа классификации являются типизация, систематизация, предметизация и другие, все они занимают важное место в практике и библиотечной теории.

Владение этим способом – наиболее значимый показатель неспециализированной и опытной культуры, и логичности мышления всякого библиотечного эксперта. Более того – неспособность мыслить терминами способа классификации свидетельствует опытную непригодность. Кое-какие направления библиотечной теории и практики по собственной сущности являются чисто классификационными.

Классификация – очень широкая область практической библиотечной деятельности, крайне важная для каждой библиотеки и библиотечного дела в целом. В один момент это фундаментальная неприятность библиотековедения, которая требует ее постоянного изучения в связи с изменением информации и нарастанием объёма, накапливаемой в библиотеках.

Цитирование – это способ наукометрических изучений, направленных на формирование оценки научной деятельности, построение историко-структурных моделей научного прогресса, обнаружение перспективных тенденций науки, установление значимости публикаций, основанный на анализе библиографических ссылок в информационных потоках науки.

Данный относительно новый способ научного изучения, оформившийся в начале 60-х гг. под управлением Ю. Гарфилда, директора Университета научной информации (США), имеет серьёзное значение для практики и библиотечной теории. Так, в библиотековедении с его помощью возможно найти направления, теории, концепции, библиотековедов, каковые занимают лидирующее положение в мировом библиотечном сообществе.

Широки возможности применения способа цитирования и в библиотечной практике. Так, к примеру, в ходе комплектования на базе способа цитирования фактически точно возможно выяснить самые ценные издания и, следовательно, удачно решить проблему выбора их из множества публикаций на одну и ту же тему.

Цитирование – очень трудоемкий метод научного изучения. Самый действенно он реализуется посредством ЭВМ. Во всемирной науке легендарны Указатель научного цитирования и Указатель научного цитирования в области публичных наук, которыми целесообразно пользоваться при обращении к способу цитирования.

Универсальным общенаучным способом, применяемым во всех подряд науках, есть библиографический. Он содержится в применении либо создании библиографических источников в ходе научного изучения. Библиографический способ лежал и лежит в базе создания фактически всех информационно-поисковых совокупностей старого и современного библиотечного дела. Практически все они результат применения нескольких способов, но библиографический среди них игрался очень ключевую роль.

Терминологический анализ, являющийся одной из разновидностей способа анализа, является процессом целенаправленного изучения терминов – правильных названий строго определенных понятий, на протяжении которого выявляются содержание обозначаемых терминами понятий, их самые существенные показатели, устанавливаются их связи и субординация, место в понятийном аппарате теории, на базе которой строится изучение.

Особенно ответствен терминологический анализ при разработке терминосистемы библиотековедения, но используется он и в большинстве вторых библиотековедческих изучений, потому, что, перед тем как проводить изучение либо трактовать его результаты, ученый довольно часто бывает легко обязан совсем конкретно выяснить суть термина. В другом случае в любой момент может появиться угроза нарушения закона тождества. Терминологический анализ может занимать значительное место в ходе использования и создания информационно-поисковых совокупностей библиотеки.

Терминологический анализ, являясь самоценным, может играть роль подготовительного к способу операционализации понятия. Способ данный содержится в сопоставлении разбираемых понятий с фактами либо событиями, отражением которых они являются. Операционализация понятия, говоря упрощенно, – это процесс перевода абстрактного термина на язык конкретного проводимого изучения, это его детализация и конкретизация применительно к задачам изучения, соотнесение с фактами эмпирической библиотечной действительности. Всякое понятие имеется абстракция. Благодаря операционализации удается представить каждое понятие, нужное для изучения, как осязаемое, замечаемое, измеряемое и в таком виде применять в осуществляемом изучении самый действенно.

Время от времени операционализация понятия сводится к его членению, выделению таких показателей, каковые возможно измерить либо, как минимум, оценить. Так, к примеру, для целей некоего мнимого нами изучения абстрактное понятие библиотека возможно подвергнуть операционализации. На протяжении этого процесса возможно свести это понятие к таковой несложной форме, которая откроет более легкий путь к ответу поставленной научной задачи. Скажем, представим понятие библиотека в виде совокупности делаемых ею функций. Из данной совокупности выделим, например, функцию обслуживания читателей. Эту функцию выразим в виде, дешёвом измерению, т.е. числом книговыдач. Так, мы операционализировали понятие библиотека, сведя его к книговыдаче.

Наровне с общенаучными в библиотековедении обширно используют разные частнонаучные способы. Кое-какие из них возможно являются общенаучными, но пока не взяли масштабного применения. Другие же не смогут делать функции общенаучных в силу изначальной ограниченности области применения.

Опрос как частнонаучный как следует-количественный способ – это сбор первичной информации об объективных либо субъективных фактах со слов опрашиваемых. В библиотековедческом опросе в качестве опрашиваемых смогут выступать читатели, библиотекари, намерено отобранные специалисты, другие группы людей. В следствии опроса у исследователя накапливается информация, содержащая массовые суждения опрашиваемых по разным нюансам библиотечной работы, их субъективные оценки, мнения, предпочтения, склонности, мотивы деятельности и т.п.

Сокровище способа очень громадна. Не просто так в отечественном и зарубежном библиотековедении традиция его применения образовывает около столетия. Опрос во всех его видах, в первую очередь, представляет собой незаменимый источник сведений об объективных процессах библиотечного дела и их отражении в публичном сознании. Время от времени без опроса нереально решить главные задачи изучений. Так, к примеру, нельзя обойтись без него, в случае, если нужно изучить какое-то массовое социальное явление: отношение той либо другой аудитории к какой-либо книге, отношение населения страны к библиотечному делу, библиотеке, чтению и т.д. Опрос дает возможность приобрести разнообразные массовые сведения о конкретных фактах, процессах, явлениях, воображающих интерес для исследователя, а также о мотивах, замыслах, ориентациях и т.д. Иногда сведения по некоторым вопросам возможно распознать и зарегистрировать лишь посредством опроса, время от времени же предпочтение отдается этому способу по причине того, что другие более трудоемки. Сокровище способа опроса содержится еще и в том, что он представляет собой ответственный канал обратной связи, применяя что, библиотекари смогут удачно корректировать собственную деятельность.

Опрос как способ библиотековедческого изучения требует высокой научной квалификации исследователя в данной области. При интерпретации и анализе результатов опроса нужна предельная объективность ученого.

Современный контент-анализ (анализ содержания) – это сложная и развитая совокупность средств изучения разных видов людской коммуникации, ее природы, динамики, явного либо скрытого смысла, и самих людей, вовлеченных в процесс коммуникации. Главное назначение способа – формы сообщения и изучение содержания (устного, письменного, электронного), автора сообщения, аудитории, принимающей его, результатов действия содержания на аудиторию. Меньше, контент-анализ дает ответ на вопросы: кто говорит? что говорит? кому говорит? с каким результатом говорит?

Сущность этого как следует-количественного способа возможно свести к тому, что в сообщении (совокупности сообщений, публикаций) выделяют нужные с позиций изучения смысловые единицы, каковые именуются единицами наблюдения.

После этого определяют частоту их потребления, соотношение разных элементов сообщения между собой в рамках одного документа либо их совокупности и т.д. На базе для того чтобы анализа делаются выводы, подтверждающие либо опровергающие догадку, выдвинутую в начале изучения. Способ позволяет выявлять закономерности либо свойства содержания коммуникации, каковые нельзя установить классическими способами анализа документов.

Контент-анализ – серьёзное средство ответа научных и практических неприятностей библиотечного дела. В той либо другой форме он традиционно образует интегральный элемент повседневной библиотечной профессиональной деятельности. Он употребляется при отборе литературы, предметизации, классификации, систематизации, аннотировании, поиске информации. В ходе управления чтением используют разновидность способа, которая в зарубежной литературе стала называться “консультативный контент-анализ”.

Эмпатия (перенесение, вживание, вчувствование, перевоплощение, идентификация) – это мысленное отождествление качеств одного человека (скажем, субъекта познания) с опытом и характером другого. Частенько данный способ понимается только как своеобразный показатель процессов восприятия искусства и художественного творчества. В действительности он представляет собой кроме этого и один из нужных и серьёзных способов библиотечной теории и практики.

В случае, если сказать о библиотековедении как науке, то нужно подчернуть, что значительной и серьёзной стороной библиотековедения есть научное творчество как разновидность творчества по большому счету, включая художественное. Без творчества в библиотековедении была бы неосуществима генерация новых идей. Как творческому процессу библиотековедению должен быть свойствен способ эмпатии. С данной позиции способ эмпатии – общенаучный способ, и тут он отнесен к частнонаучным по причине того, что не взял еще общенаучных масштабов применения.

Способ эмпатии образовывает одну из глубинных предпосылок успешного осуществления операций ряда и целого процессов, связанных, к примеру, с общением читателя и библиотекаря. Оно фактически нереально, в случае, если библиотекарь не будет вживаться в духовный мир читателя-собеседника, ставить себя на его место.

Потому, что сущность и специфику способа эмпатии образовывает механизм проекции-интроекции, а результативное выражение этих процессов – идентификация, существуют определенные ограничения его применения. Возможности применения способа библиотекарем ограничены его интеллектуальным и духовным миром. Чем уже данный мир, тем ниже степень применения способа и шире возможность искажений и ошибок. Применение способа допустимо только при наличии высокоразвитого, гармоничного, способного к сопереживанию субъекта познания – библиотекаря.

Тестирование (опробование, проверка, проба) – это способ изучения свойства личности либо группы лиц решать неприятности либо делать задания в контролируемых условиях. Задания смогут быть представлены устно либо, как не редкость чаще, письменно. Тестирование может проходить как в классической рукописной форме, так и посредством компьютера. Сущность тестирования сводится к оценке (либо измерению) качества исполнения задания посредством некоего критерия либо стандарта (примера).

Несложным примером тестирования есть процесс, на протяжении которого библиотекарь показывает ребенку-дошкольнику, пришедшему в библиотеку, алфавит и требует его именовать показываемые буквы. Уровень качества, которое наряду с этим проверяется, – знание ребенком алфавита. Оно может оцениваться посредством разных параметров. Этим как следует-количественным способом смогут проверяться и качества читателей и другие характеристики библиотек. Все шире употребляется он при оценке знаний студентов библиотечных факультетов.

Тестирование – один из перспективных способов библиотечной теории и практики. Но его нельзя считать универсальным и использовать для всех подряд целей. направляться иметь в виду, что самые ценные результаты он дает в первую очередь в тех случаях, в то время, когда изучаемое уровень качества удается выразить в тех либо иных объективных единицах измерения. В любом другом случае должны быть весьма шепетильно проанализированы все за и против его применения.

Наконец, разглядим элементы количественной методики в библиотековедческом изучении.

Для понимания значения количественных способов библиотековедения направляться выделить, что библиотечные объекты характеризуются не только качественной, но и количественной стороной. Для изучения последней прибегают к количественным способам, в качестве которых время от времени употребляются и кое-какие качественные способы. Применение таких способов говорит об четко выраженной тенденции математизации библиотековедения, что сейчас характерно для большинства публичных наук. Гносеологическая сущность количественного подхода в библиотековедении содержится в представлении особенностей объектов (предметов, явлений, процессов) библиотечного дела в виде числовых совокупностей, оперировании ими и распространении взятых результатов на настоящие объекты. Не преувеличивая значения математизации, тенденцию эту направляться признать прогрессивной. Благодаря ей библиотековедение из качественной преобразовывается в как следует-количественную науку, что неизмеримо увеличивает ее познавательный потенциал.

В соответствии с данной тенденцией библиотековедение все интенсивнее применяет измерение – формализованную процедуру, разрешающую соотнести величины некоего свойства библиотечного объекта с числовой совокупностью и приписать им числа, соотношения между которыми равны соотношению между размерами особенностей у настоящих объектов.

Классическим для библиотековедения есть использование статистических таблиц, каковые являются определенную форму размещения данных посредством совокупности горизонтальных строчков и вертикальных граф (столбцов, колонок), облегчающую анализ и восприятие громадных массивов статистической библиотечной информации. Сведенные в таблицы, представленные в графической форме статистику дают исследователю более ясное и правильное представление о взятых первичных итогах изучения.

Достаточно действенно в практике и библиотечной теории употребляются способы рядов и индексов динамики. Индекс (показатель, перечень) – это относительный статистический показатель, характеризующий соотношение во времени либо пространстве разных объектов и явлений библиотечного дела. Полезная изюминка некоторых видов индексов (сводных) содержится в том, что с их помощью возможно сопоставлять несоизмеримые, объекты и разнородные явления, к примеру контингент читателей и библиотечный фонд. Дабы сделать объекты и эти явления сопоставимыми, их предварительно высказывают в каких-либо неспециализированных относительных размерах, к примеру процентах.

Последовательность динамики – это последовательность расположенных в хронологическом порядке значений того либо иного показателя, трансформации которого отражают движение развития изучаемого явления. Он бывает представлен в виде безотносительных, относительных, средних размеров в зависимости от конкретных условий изучения. Последовательности динамики разрешают не только проанализировать историческое развитие какого-либо библиотечного процесса, но и во многих случаях угадать его будущее. Исходя из этого они широко применяются в библиотековедческих прогностических разработках.

Современные библиотековеды все чаще прибегают к способу корреляционного анализа. В случае, если посредством таблиц, графиков устанавливается наличие либо отсутствие связей между изучаемыми результативными признаками и факторами, удается обрисовать найденные связи и выяснить кое-какие количественные характеристики, то в ходе корреляционного анализа изучается корреляционная зависимость, т.е. степень и форма плотности (теснота) связей, что в некоторых случаях имеет важное значение для понимания сущности происходящих библиотечных процессов. Так, посредством корреляционного анализа возможно достаточно совершенно верно охарактеризовать связь между повышением свободного времени населения и числом времени, затрачиваемым им на чтение библиотечных книг.

Важную роль в библиотечно-социологических изучениях играются способы определения количества выборочной совокупности. При проведении библиотеками разных опросов огромное значение имеет верное, оптимальное определение величины выборки (выборочной совокупности), которая обязана владеть свойством репрезентативности (представительности). Потому, что возможность неточности значительно уменьшается с возрастанием числа опрашиваемых и уменьшением колеблемости показателя, при формировании выборки приходится стремиться к тому, дабы число единиц (опрощеных) было большим. Одновременно с этим очень нежелательно, дабы оно было громадным чрезмерно, поскольку это увеличивает трудоемкость обработки данных, но не всегда обеспечивает рост точности, надёжности и достоверности результатов.

Оптимально решить эту проблему возможно посредством соответствующих математических формул, таблицы и номограммы больших чисел. Наряду с этим в полной мере приемлемой степенью надежности выводов может являться величина возможности, равная 0,95.

Подводя итог выделим, что количественные (математические) способы – замечательное средство познания библиотековедческих явлений и предметов, которое, но, не нужно абсолютизировать и превращать в самоцель. Основное условие успешного и верного применения количественного подхода – глубокое познание сущности изучаемых объектов, явлений, процессов. Применять количественные способы направляться только тогда, в то время, когда это содействует более глубокому пониманию сущности библиотечных объектов, верной эффективному решению и постановке целей задач того либо иного изучения. Наряду с этим неприятность обязана созреть для количественного анализа, условиями чего являются: наличие достаточно четкой и содержательной теоретической концепции изучаемого библиотечного феномена; эмпирический базис, что имел возможность бы разрешить совершить диагностику теории; наличие адекватных способов измерения соответствующих объектов, явлений, процессов; наличие количественного способа, что возможно применен в изучении данного феномена библиотечного дела.

Развитие библиотечного дела


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: