Музыка появилась в глубокой древности как один из способов художественного выражения эмоций человека. Ее развитие всегда было тесно связано с потребностями людской общества. Сначала музыка была бедна и маловыразительна, но за довольно много столетий собственного существования она стала одним из сложнейших, яснейших искусств, владеющих необыкновенной силой действия на человека.
Хорошая музыка богата разнообразными видами произведений, любой из которых имеет собственные отличительные черты, собственный содержание, собственный назначение. Такие виды музыкальных произведений, как песня, танец, увертюра, симфония и другие, именуются жанрам и.
Музыкальные жанры образуют две многочисленные группы, различаемые по методу выполнения: певческую и. инструментальную.
Певческая музыка тесно связана с поэтическим текстом, со словом. Ее жанры — песня, романс, хор, оперная ария — самые доступные для всех слушателей и популярные произведения. Они исполняются певцами с сопровождением инструментов, а песни и хоры часто и без сопровождения.
Народная песня — старейший по происхождению вид музыкального мастерства. Задолго перед тем, как начала развиваться опытная музыка, в народных песнях сложились броские музыкально-поэтические образы, правдиво и художественно убедительно отразившие жизнь людей. Это проявляется и в характере самих напевов, в ярком своеобразии мелодического склада. Конкретно исходя из этого великие композиторы ценили народные песни как источник развития национального музыкального мастерства. «Создаем не мы, формирует народ, — сказал М. И. Глинка, основоположник русской оперной и симфонической музыки, — а мы лишь аранжируем» (обрабатываем).
Значительная черта всякой песни — многократное повторение напева с различными словами. Наряду с этим главная мелодия песни сохраняется в том же виде, но любой раз пара изменившийся поэтический текст придает ей новые ясные оттенки.
Кроме того самый несложный сопровождение — инструментальное сопровождение — усиливает эмоциональную ясность песенной мелодии, информирует ее звучанию красочность и особую полноту, «дорисовывает» средствами инструментальной музыки те образы поэтического текста, каковые не удается передать в напеве. Так, фортепьянное сопровождение в известных романсах Глинки «Ночной зефир» и «Уснули голубые» воспроизводит перемещение мерно катящихся волн, а в его песне «Жаворонок» — птичье щебетание. В сопровождении баллады Франца Шуберта «Лесной царь» слышится свирепая скачка коня.
В творчестве композиторов XIX в. наровне с песней любимым певческим жанром стал романс. Это маленькое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
В большинстве случаев романсы существенно сложнее песен. Мелодии романсов бывают не только широкого песенного склада, вместе с тем и напевно-декламационного («Я не злюсь» Роберта Шумана). В романсах возможно встретить и контрастное сопоставление музыкальных образов («Ночной зефир» М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, «Дремлющая княжна» А. П. Бородина), и напряженное драматическое развитие («Я не забываю чудное мгновенье» Глинки на стихи Пушкина).
Кое-какие жанры певческой музыки предназначены для группы исполнителей: дуэт (двое певцов), трио (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т. д., а помимо этого — хор (многочисленной певческий коллектив). Хоровые жанры смогут быть независимыми либо входить в состав более большого драматического произведения: оперы, оратории, кантаты. Таковы хоровые композиции великих германских композиторов Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха, хоры в смелых операх Кристофа Глюка, в величественных эпических и героико-драматических операх русских композиторов М. И. Глинки, А. Н. Серова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева. В известном хоровом финале Девятой симфонии Людвига ван Бетховена, прославляющем свободу (на слова оды «К эйфории» Фридриха Шиллера), воспроизведена картина величественного празднества миллионных народа («Обнимитесь, миллионы»).
Красивые хоры созданы советскими композиторами Д. Д. Шостаковичем, М. В. Ковалем, А. А. Давиденко. Хор Давиденко «На десятой версте от столицы» посвящен жертвам расстрела 9 января 1905 г.; второй его хор, проникнутый громадным подъемом, — «Улица нервничает» — изображает ликование народа, свергнувшего самодержавие в 1917 г.
Оратория — большое произведение для хора, певцов-симфонического оркестра и солистов. Она напоминает оперу, но исполняется в концертах без декораций, сценического действия и костюмов (оратория «На страже мира» советского композитора С. С. Прокофьева).
Кантата более несложна по содержанию и по размерам меньше оратории. Существуют кантаты лирические, праздничные, приветственные, поздравительные, создаваемые в честь какой-то юбилейной даты либо публичного события (к примеру, «Кантата на открытие политехнической выставки» Чайковского). Советские композиторы также обращаются к этому жанру, создают кантаты на современные и исторические темы («Над Отчизной отечественной солнце сияет» Шостаковича, «Александр Невский» Прокофьева).
сложный жанр и Самый богатый певческой музыки — опера. В ней слиты в единое целое драматическое действие и поэзия, певческая и инструментальная музыка, мимика, жестикуляция, танцы, живопись, световые эффекты. Но все это подчинено в опере музыкальному началу.
Роль простой разговорной речи в большинстве опер делает пение либо обращение нараспев — речитатив. В таких оперных жанрах, как оперетта, комическая опера и музыкальная комедия, пение чередуется с простой разговорной речью («Белая акация» И. О. Дунаевского, «Аршин мелок алан» Узеира Гаджибекова, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха).
Оперное воздействие раскрывается в первую очередь в певческих сценах: арии, каватине, песне, хорах и музыкальных ансамблях. В сольных ариях, сопровождаемых могучим звучанием оркестра, воспроизводятся узкие оттенки душевных переживаний храбрецов либо их портретные характеристики (к примеру, ария Руслана в опере «Людмила и Руслан» Глинки, арии Игоря и Кончака в «Князе Игоре» Бородина). Драматические столкновения заинтересованностей отдельных действующих лиц раскрываются в ансамблях — дуэтах, терцетах, квартетах (дуэт Галицкого и ярославны в опере «Князь Игорь» Бородина).
В русских хороших операх мы встречаем прекрасные образцы музыкальных ансамблей: драматичный дуэт князя и Наташи (из первого действия оперы «Русалка» Даргомыжского), задушевное трио «Не томи, родимый» (из оперы «Иван Сусанин» Глинки). Могучие хоры в операх Глинки, Мусоргского, Бородина правдиво воссоздают образы народа.
Большое значение в операх имеют инструментальные эпизоды: марши, танцы, а время от времени и целые музыкальные картины, помещаемые в большинстве случаев между действиями. К примеру, в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» дается симфоническое изображение битвы древнерусской рати с татаро-монгольскими полчищами («Сеча при Керженце»). Практически любая опера начинается с увертюры — симфонического пролога, в общем раскрывающего содержание драматического действия оперы.
Инструментальная музыка сложилась на базе певческой. Она выросла из танца и песни. Одна из старейших форм инструментальной музыки, которые связаны с народным творчеством,— тема с вариациями.
Такая пьеса выстроена на видоизменении и развитии главной музыкальной мысли — темы. Наряду с этим изменяются (варьируются) отдельные мелодические обороты, попевки, характер и ритм сопровождения. Отыщем в памяти фортепьянные вариации на тему русской песни «Выйду ль я на реченьку» русского музыканта XVIII в. И. Е. Хандошкина (см. ст. «Гусская музыка XVIII в.»). В симфонической фантазии Глинки «Камаринская» варьируется вначале величавая плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», после этого стремительный плясовой напев «Камаринской».
Вторая ветшайшая музыкальная форма — сюита, чередование разнообразных пьес и танцев. В древней танцевальной сюите XVII в. сменяли друг друга противоположные по собственному характеру, ритму и темпу танцы: умеренно-медленный (германская аллеманда), стремительный (французская куранта), очень медленный, праздничный (испанская сарабанда) и стремительно-стремительный (жига, узнаваемая в ряде государств). В XVIII в. между жигой и сарабандой вставляли радостные танцы: гавот, буррэ, менуэт и другие. Кое-какие композиторы (к примеру, Бах) часто открывали сюиту вступительной пьесой, не имевшей формы танца: прелюдией, увертюрой.
Последовательный последовательность музыкальных произведений, объединенных в единое целое, именуют циклом. Отыщем в памяти песенные циклы Шуберта «Зимний путь» и «Любовь мельника», певческий цикл Шумана «Любовь поэта» на слова Генриха Гейне. Многие инструментальные жанры являются циклами : это вариация, сюита, инструментальная серенада, симфония, соната, концерт.
Первоначально словом соната (от итальянского «звучать») обозначали всякую инструментальную пьесу. Только к концу XVII в. в творчестве итальянского скрипача Корелли сложился необычный жанр сонаты из 4—6 частей, ставший одним из самые популярных. Хорошие образцы сонаты из двух либо трех частей в XVIII в. создали композиторы Карл Филипп Эммануил Бах (сын И. С. Баха), Иосиф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, И.Е.Хандошкин. У них соната складывалась из нескольких частей, разных по музыкальным образам. Энергичную, быстро развертывающуюся первую часть, выстроенную в большинстве случаев на контрастном сопоставлении двух музыкальных тем, сменяла вторая часть — медленная, певучая лирическая пьеса. Завершалась соната финалом — музыкой в стремительном темпе, но по характеру другой, чем первая часть. Время от времени медленная часть заменялась танцевальной пьесой — менуэтом. Германский композитор Бетховен писал многие собственные сонаты в четырех частях, помещая между медленной частью и финалом пьесу оживленного характера — менуэт либо скерцо (от итальянского «шутка»).
Пьесы для солирующих инструментов (соната, вариации, сюита, прелюдия, экспромт, ноктюрн) вместе с разнообразными инструментальными ансамблями (трио, квартеты) составляют область камерной музыки (практически — «домашней»), рассчитанной на выполнение перед относительно маленьким кругом слушателей. В камерном ансамбле партии всех инструментов одинаково ответственны и требуют от композитора особенно тщательной отделки.
Симфоническая музыка — одно из броских явлений всемирный музыкальной культуры. Лучшие произведения для оркестра отличаются полнотой и глубиной отражения действительности, грандиозностью масштабов и вместе с тем — доступностью и простотой музыкального языка, что подчас получает красочность и выразительность зрительных образов. Превосходные симфонические произведения композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена, Страницы, Глинки, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского и других создавались для массовой демократической аудитории громадных концертных комнат.
Главные жанры симфонической музыки — это увертюры (к примеру, увертюра Бетховена к катастрофе «Эгмонт» Гёте), симфонические фантазии («Франческа да Римини» Чайковского), симфонические поэмы («Тамара» Балакирева), симфонические сюиты («Шехеразада» Римского-Корсакова) и симфонии.
Симфония, подобно сонате, имеет несколько ярко контрастных частей, в большинстве случаев из четырех. Их возможно сравнить с отдельными актами драматической пьесы либо главами романа. В неисчерпаемо разнообразных сочетаниях музыкальных образов и в контрастном чередовании их перемещений — стремительного, медленного, легкого танцевального и опять стремительно-стремительного — композиторы воссоздают разные стороны действительности.
Композиторы-симфонисты отображают в собственной музыке энергичную, деятельную натуру человека, его борьбу с препятствиями и жизненными невзгодами, его яркие эмоции, мечту о грустные воспоминания и счастье, пленительную красоту природы, а наровне с этим — могучее движение сопротивления весов, сцены народных празднеств и народного быта.
Инструментальный концерт по собственной форме напоминает сонату и симфонию. Это сверхсложное произведение для солирующего инструмента (фортепьяно, скрипки, кларнета и др.) с оркестровым сопровождением. оркестр и Солист как будто бы состязаются между собой: оркестр то замолкает, завороженный изяществом и страстностью чувства звуковых узоров в партии солирующего инструмента, то перебивает его, споря с ним, либо мощно подхватывает его тему.
Концерты придумывали многие выдающиеся композиторы XVII и XVIII вв. (Корелли, Вивальди, Гендель, Бах, Гайдн). Но создателем хорошего концерта был великий композитор Моцарт. Превосходные концерты для разных инструментов (значительно чаще для фортепьяно либо скрипки) писали Бетховен, Мендельсон, Шуман, Дворжак, Григ, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, советские композиторы А. Хачатурян, Д. Кабалевский.
Многовековая история музыки говорит нам, как в течении столетий зарождались и развивались разнообразные жанры и музыкальные формы. Иные из них существовали относительно недолго, другие выдержали опробование временем. К примеру, в государствах социалистического лагеря отмирают жанры церковной музыки. Но композиторы этих государств создают такие новые жанры, как пионерские и комсомольские песни, песни-марши борцов за мир.
Так новое содержание, рожденное самой судьбой, намечает новые пути развития музыкальных жанров.