Непрерывность или скачкообразность

Еще одним очень важным для исследователей развития есть вопрос о том, как происходит данный процесс — непрерывно либо скачкообразно. Происходит ли развитие так, что разные формы поведения понемногу наслаиваются друг на друга, накапливаясь количественно? Либо же развитие имеет ступенчатый темперамент, причем любой его этап отражает появление разных форм поведения, отличающихся друг от друга как следует? Приверженцы теорий научения, как мы заметим из данной главы, придерживаются концепции постоянного развития, тогда как приверженцы теорий стадиального развития, такие как Пиаже и Фрейд, считают, что важнейшие разрывы в развитии говорят о появлении новых свойств либо форм поведения.

Организм либо механизм

Последний вопрос — о том, есть человек по собственной природе организмом либо механизмом, — как и два прошлых, философского происхождения. Приверженцы организменного подхода вычисляют людей активными, принимающими полноценное участие в ходе развития. Индивиды взаимодействуют с другими индивидами, участвуют в событиях и в ходе этого изменяются. Они, со своей стороны, кроме этого воздействуют на события и объекты и изменяют их. Приверженцы организменного подхода, изучающие познание (к примеру, Ж. Пиаже), уверены в том, что в ходе получения информации изменяемся и мы сами. Данный процесс делает нас талантливыми функционировать более компетентно при последующих информационных обменах. С позиций механистического подхода люди описываются как существа, пассивно реагирующие на события окружающей среды, внутренние влечения либо мотивацию. Эту точку зрения самый четко высказывают бихевиористы, вычисляющие, что поведением людей руководят поощрения либо наказания.

теории и Бихевиоризм научения будут проанализированы первыми на протяжении отечественного дискуссии конкретных теорий развития человека.

ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ

В соответствии с теориям научения, ключ к разгадке людской натуры в том, как она формируется окружающей средой, другими словами большая часть форм поведения приобретается методом научения. Научение — это безграничный процесс. Оно не исчерпывается формальным учением либо обучением школьным премудростям; научение включает приобретение моральных правил, предубеждений и манер, таких как манера жестикулировать либо кроме того заикаться. Так, процесс научения охватывает широкий спектр форм поведения. Приверженцы теорий научения разглядывают развитие ребенка как постепенное, пошаговое накопление образов памяти, знаний, навыков и умений. Процесс превращения ребенка в ребёнка, а после этого — и во взрослого происходит, по большей части, за счет постепенного, научения и непрерывного накопления опыта, что, со своей стороны, ведет к появлению навыков и большего количества знаний. Возвращаясь к дискуссии сформулированных ра-

Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

нее спорных вопросов развития ребенка, мы видим, что теории научения придают основное значение воспитанию и вычисляют развитие постоянным.

Как вы заметите потом, современные теории научения основаны на некоторых концепциях бихевиоризма, включая хорошее и оперантное обусловливание. Вы кроме этого заметите, что теории социального научения, созданные в конце семидесятых годов, признают роль сознательного мышления как фактора, определяющего поведение.

Бихевиоризм

В начале XX века американские психологи приступили к созданию «науки о людской поведении». Их не интересовали человеческие мысли, грезы либо эмоции. Вернее, они желали собирать «факты», замечая за тем, что и как делают люди. Они изучали человеческое поведение приблизительно так же, как биологи изучают поведение животных либо физики — поведение элементарных частиц. Эти исследователи шепетильно определяли и осуществляли контроль стимулы, предъявляемые в опытах, а после этого замечали и записывали поведенческие реакции испытуемых на эти стимулы. Они не создавали собственной теории заблаговременно, а целенаправленно конструировали ее ход за шагом, проводя сперва простые опыты, а после этого разрабатывая все более сложные. Так, они строили теорию поведения индуктивным методом.

бихевиористы Психологи начала XX века, изучившие внешние, поддающиеся измерению и наблюдению формы поведения безотносительно к их внутренним физиологическим механизмам.

Потому, что этих исследователей интересовали внешние, дешёвые измерению и наблюдению формы поведения, их назвали бихевиористами (от англ. «behaviour» — «поведение»). Как вы определите из этого раздела, бихевиористы думали, что научение происходит методом хорошего и оперантного обусловливания.

Поведенческие теории ведут собственный происхождение, в большинстве случаев, от работ И. П. Павлова (1849-1936) по условным рефлексам и изучений Джона Б. Уотсона (1878-1958) по научению. Философской базой этих теорий есть концепция tabula rasa, предложенная британским философом Джоном Локком (1632-1704), предполагавшим, что у людей нет никаких врожденных идей и что их поведение, мысли и эмоции формируются под действием окружающей среды. Поведенческие теории сильно повлияли на развитие научного анализа поведения, управление и психотерапию девиантным поведением; они употребляются в области образования.

Концепция реактивных существ. Бихевиористы исходят из предположения, что человек по собственной природе ни нехорош, ни оптимален: люди являются реактивными существами, они просто реагируют на действия окружающей среды. Любой индивид формируется благодаря процессу образования связей между своими реакциями и стимулами на них либо между их последствиями и вариантами поведения. Так, процесс научения происходит машинально.

Глава 2. Теории развития человека введение

Кое-какие ученые вычисляют это объяснение м ех а н и с т и ч е с к и м, уподобляющим людей автомобилям, каковые приводятся в воздействие входным знаком (стимулом) и в ответ на него производят выходной сигнал (реакцию),

Бихевиористы не занимаются анализом того, что происходит между реакцией и стимулом.

С их точки зрения, психика — и ее внутренняя работа в особенности — фактически недоступна описанию и наблюдению извне, с позиции стороннего наблюдателя. Они отказывают людям в способности совершенно верно обрисовывать собственные мысли и эмоции. Будучи последовательными, бихевиористы не признают ни бессознательных, ни генетических детерминант поведения.

Бихевиористскую модель человека кроме этого именуют детерминистской. Все в поведении индивида, включая ценности, установки и эмоциональные реакции, в соответствии с данной модели, определяется действием окружающей среды в прошлом или в настоящем. Поэтомутакие понятия, как вина, достоинство и уважение, согласно точки зрения бихевиористов, неуместны при описании поведения человека. С позиций бихевиоризма, потому, что люди являются продуктами всех эпизодов собственной

личной истории научения, их поступки не заслуживают ни похвал, ни порицания. Эту идею высказывает наименование книги современного теоретика научения Б. Ф. Скиннера — «За рамками достоинства и свободы» (Beyond Freedom and Dignity, 1971). В данной книге Скиннер проводит идея о том, что человеческое поведение запрограммировано и, так, не подвластно контролю индивидуума.

детерминистская модель Точка зрения, подразумевающая, что ценности, установки, формы

— ^^^п^яТтсТи^в щими место в прошлом либо действующими в настоящем факторами экологии.

Хорошее обусловливание (выработка условных рефлексов). Как

уже упоминалось ранее, бихевиористов особенно интересовало описание и определение процессов научения. Базовую форму научения принято именовать обусловливанием. Существует пара хороших опытов, каковые демонстрируют разные типы обусловливания.

Самыми известными примерами хорошего обусловливания являются опыты русского физиолога И. П. Павлова 1. Занимаясь изучением секреторных компонентов (в частности,слюноотделения) пищевых рефлексов, Павлов увидел, что всегда, в то время, когда подопытные псы слышали звук колокольчика, являвшийся сигналом к кормлению, они начинали выделять слюну. Выделение слюны при попадании мяса в пасть собаки факт общеизвестный, но обильное слюноотделение на звук колокольчика потребовало принципиально иного объяснения.

хорошее обусловливание (выработка условных рефлексов) — Тип научения, при котором нейтральный раздражитель, к примеру звонок, начинает приводить к реакции (выделение слюны) по окончании того, как он многократно сочетается с абсолютным раздражителем (пищей).

1Павлов И. П. Лекции о работе громадных полушарий головного мозга. — М.; Л.: Биомедгиэ, 1927. — Прим. науч. ред.

Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека

Павлов назвал мясо абсолютным раздражителем (БР), потому, что оно естественным образом приводило к конкретной реакции — слюноотделение; выделение же слюны стало называться абсолютной реакции (БУР), потому, что она была по природе собственной связана с мясом.

Павлов решил применять в качестве нового, равнодушного для животных раздражителя камертон; в один момент с началом кормления собаки он ударял по камертону и повторял сочетание нейтрального раздражителя (звука камертона) с абсолютным (пищей) пара раз. Скоро одного звука камертона было достаточно для того, чтобы у собаки начала выделяться слюна. Павлов же сделал вывод о том, что собака «услышав звук камертона, предвкушала еду». Таковой вывод подразумевал бы наличие у собаки мышления. Вместо этого он ограничился заключением о том, что у собаки выработался условный рефлекс — выделять слюну на звук камертона. По окончании того как равнодушный сначала звук камертона начинает приводить к выделению слюны, его именуют условным раздражителем (УР), потому, что он сейчас приводит к слюноотделению. А выделение слюны на звук именуют условной реакцией (УСР), потому, что она связана с раздражителем, что в большинстве случаев eе не вызывает. Последовательность процесса выработки условного рефлекса детально представлена на рис. 2-1.

Вырабатываются ли условные рефлексы у людей? Липситт и Кейе (Lipsitt, i Kaye, 1964) совершили опыты по выработке условных рефлексов у 20 трехдневных младенцев. Десять младенцев были отнесены к экспериментальной группе, и для них 20 раз было повторено сочетание абсолютного (соска) и условного раздражителей (чистого тона). Исследователи желали взять реакцию сосания на звуковой тон, которую в естественных условиях вызывает соска. По окончании двадцати сочетаний раздражителей младенцы из экспериментальной группы начинали давать сосательные перемещения в ответ на звук, тогда как дети из контрольной группы, каковые не подвергались действию сочетаний раздражителей, не демонстрировали таковой реакции. Это изучение говорит о том, что научение происходит с самых первых дней судьбы. Оно кроме этого показывает, что бихевиористский подход может оказать помощь в понимании сущности развития и что посредством способа выработки условных рефлексов исследователи смогут изучать свойство младенцев обрабатывать сенсорную данные задолго перед тем, как они овладеют речью.

Непрерывность или скачкообразность

Рис. 2-1 Парадигма хорошего обусловливания

Глава 2. Теории развития человека: введение

Эмоциональные реакции, такие как ужас, также будут появляться условно-рефлекторным методом, в особенности в юные годы. Американские психологи Джон Розалия и Уотсон Рэйнор совершили хороший опыт по обусловливанию страха. Испытуемым стал 11-месячный ребенок по имени Альберт (Watson Raynor, 1920). Ему продемонстрировали белую крысу. Сперва он не проявлял никаких показателей страха, но после этого Уотсон начал производить громкий лязгающий

звук всегда, в то время, когда показывал Альберту крысу, почему ребенок начинал плакать и уползал прочь. По окончании нескольких сочетаний первоначально нейтрального раздражителя (крыса) с неприятным громким звуком ребенок начал пугаться при появлении одной лишь крысы. Скоро Альберт начал бояться и других белых мохнатых объектов, кроме того бороды Санта-Клауса. Такое распространение реакции на другие похожие раздражители именуется генерализацией раздражителя.

генерализация раздражителя Перенесение реакции с одного своеобразного раздражителя на другие похожие.

Легко заметить, как генерализация раздражителя происходит в повседневной судьбе детей. У малышей смогут приводить к страху белые халаты докторов либо запахи лекарств, потому, что они ассоциируются с неприятными переживаниями, такими как болезненные уколы. Эта связь между болью от уколов и белыми халатами отлично известна докторам, исходя из этого многие педиатры предпочитают, дабы прививки мелким детям делали медсестры. Тем самым доктор не будет ассоциироваться с больным процедурой.

Хорошие эмоциональные реакции смогут появляться тем же методом (другими словами условнорефлекторно), что и отрицательные. Реакции расслабления либо наслаждения довольно часто связываются с ранее нейтральными раздражителями, такими как ветхая песня, которая возобновляет воспоминания о солнечном дне, совершённом на пляже, либо о восхищении, испытанном на танцах в школе.

В случае, если человек начинает связывать ранее нейтральный раздражитель, таковой как белая крыса, пугавшая Альберта, с неприятным эмоциональным состоянием, то как возможно поменять эту условную реакцию? При контробусловливании испытуемого понемногу приучают к действию сочетания бывшего ранее нейтральным раздражителя с сильным обусловливающим раздражителем, связанным с противоположно направленной эмоциональной реакцией. К примеру, ребенкупоказывают крысу в клетке в то время, как он ест собственный любимое мороженое. Эта новая и хорошая ассоциация скоро ведет к трансформации отрицательнои условной реакции на противоположную ей хорошую.

контробусловливание методика устранения выработанной ранее отрицательной условной реакции методом замещения ее новой условной реакцией в той же самой стимульной ситуации.

При контробусловливании в один момент происходят два процесса. Ветхая реакция понемногу исчезает, потому, что не приобретает активного подкрепления, а испытуемый научается новой, соперничающей реакции условнорефлекторным методом.

Волпи, Салтер и Рейна (Wolpe, Salter, Reyna, 1964) применяли систематическую десенсибилизацию, в виде обучения релаксации, для лечения распространенных фобий, таких как боязнь летать на самолете, ужас перед руководством и боязнь поликлиник, в то время, когда в качестве условных раздражителей выступают такие факторы, как высота, форменная одежда, начальник и больничные запахи. Участников тренинга обучают глубоко расслабляться и, бывши в этом состоянии, мнить приближающимися к пугающей их ситуации.

Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

систематическая десенсибилизация в поведенческой терапии — методика постепенного уменьшения тревоги человека по поводу конкретного объекта либо ситуации.

Когда человек информирует о происхождении напряжения, ему сразу же советуют прекратить воображать пугающие картины и возвратиться в расслабленное состояние. По окончании многократных повторений новая реакция расслабления замещает ветхую реакцию тревоги, сперва на мнимый образ, а после этого и на настоящее событие либо объект.

Оперантное обусловливание. Вышеприведенные примеры являлись иллюстрацией хорошего обусловливания. Но методика выработки условных рефлексов неприменима для освоения более сложных форм поведения, таких как вождение автомобиля, игра в бейсбол либо декламация стихов. Все это примеры в основном произвольного либо оперантного поведения. Основное различие между хорошим и оперантным обусловливанием содержится в том, что при оперантном обусловливании поведение нельзя вызвать машинально.

оперантное поведение -Поведение, при котором индивид произвольно воздействует на окружающую среду либо совершает какое- или воздействие.

Поведение должно иметь место перед тем, как оно возможно подкреплено обусловливанием, другими словами перед тем, как оно возможно связано с вознаграждением. При оперантном обусловливании тенденцию повторяться имеет конкретно то поведение, которое подкрепляется либо вознаграждается.

Э. Торндайк (Thorndike, 1911) совершил хорошие опыты по изучению произвольного поведения кошек. Кошки, помещенные в так именуемую проблемную клетку, самостоятельно научались выбираться из нее либо приобретать пищу, манипулируя щеколдой, которая открывала створку. В этом явлении научения Торндайк заметил то, что он назвал законом результата: последствия поведения определяют возможность его повторения,

закон результата Принцип теории научения, утверждающий, что последствия поведения определяют возможность его повторения. В первый раз попав в клетку, кошки в большинстве случаев изучали ее и нажимали на педаль, связанную со щеколдой, лишь случайно. Но подкрепление в форме пищи усиливало это поведение, и в итоге кошки начинали открывать створку сразу же, когда попадали в клетку. Через много лет Б. Ф. Скиннер продолжил работу Торндайка и Уотсона и вместе с другими теоретиками научения расширил совокупность законов поведения.

Скиннер. Один из основных апологетов бихевиоризма, Б. Ф. Скиннер (1904-1990), широко известен тем, что изобрел особое исследовательское оборудование для изучения поведения животных — так называемый «ящик Скиннера», — которое разрешало совершенно верно измерять поведение и машинально подавать подкрепле-

Глава 2. Теории развития человека: введение

ние. В коробке Скиннера, напоминающем клетку для крысы либо голубя, имеется железная педаль, надавив на которую, животное приобретает порцию пищи в кормушку. Посредством этого весьма несложного устройства Скиннер имел возможность проводить систематические наблюдения за поведением животных при разных условиях подкрепления. Оказалось, что поведение крыс, голубей, а время от времени и людей в полной мере предсказуемо, потому, что они следуют определенным законам поведения, по крайней мере, в данной ситуации. В опытах Скиннера (как и в опытах Торндайка) подкреплением в большинстве случаев служила пища, но в обстановках повседневной судьбе хорошим подкреплением смогут быть одобрительный кивок, ухмылка, увлекательное зрелище либо успех в телеигре.

Обычная модель Скиннера в большинстве случаев включает в себя следующие компоненты:

различаемый стимул, подкрепление и реакцию индивида. Различаемый стимул в большинстве случаев сигнализирует индивиду о наступлении научения. В опытах Скиннера в качестве различаемых стимулов употреблялись световые и звуковые сигналы, и слова. Реакцией помогает появление оперантного поведения. Скиннер назвал собственный тип обусловливания оперантным обусловливанием, в силу того, что реакция индивида приводит в воздействие (operate) механизм подкрепления. В завершение подкрепляющий стимул подается за адекватной реакцией. Исходя из этого подкрепление увеличивает возможность последующего оперантного поведения.

оперантное обусловливание- тип обусловливания, которое имеет место, в то время, когда организм приобретает подкрепление за произвольно реакцию, в этом случае происходит научение лишь по причине того, что подкрепляется.

Это указывает, что в присутствии данного различаемого стимула этот индивид будет склонен повторять данную реакцию,

К примеру, трехлетний ребенок разглядывает (реакция) книжки (стимул). Для повышения возможности для того чтобы поведения в будущем нужно, дабы за реакцией последовало подкрепление. В этом случае действенным подкреплением есть похвала, занимательная картина либо наклейка, которую дают ребенку, в то время, когда он разглядывает книжку. Наконец, родители либо преподаватели смогут захотеть, дабы чтение ассоциировалось у ребенка с определенным местом, к примеру с классной помещением либо уголком для чтения в гостиной. Это место делается различаемым стимулом. Ребенок приобретает подкрепление за рассматривание книжек лишь тогда, в то время, когда они находятся в соответствующем месте.

Оперантному поведению возможно кроме этого научить методом обусловливания избеганием, в то время, когда подкрепление пребывает в прекращении действия неприятного стимула. К примеру, броский свет возможно отключён, громкий звук — приглушен, рассерженный родитель — успокоен. Так, при оперантном обусловливании индивид научается реакции, в то время, когда подкрепление пребывает в

прекращении действия неприятного стимула.

обусловливание избеганием — Вид оперантного обусловливания,

-на определенный стимул (либо комплект стимулов) благодаря многократному сочетанию этого стимула с хорошим подкреплением.

Как возможно применять оперантное обусловливание для обучения сложным действиям? Часто конечная форма поведения обязана строиться ход за шагом, либо формироваться. При таком постепенном формировании реакции вознаграждаются последовательные приближения к конечной задаче.

Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

К примеру, предположим, что ребенок обучается надевать носки- cнaчaлa родитель надевает ему один носок полностью, ребенку остается лишь натянуть его, за что малыша похвалят. На следующий сутки родитель может надеть носок до половины, и ребенок выполнит пара солидную часть задачи. Достаточно не так долго осталось ждать ребенок будет надевать носки без посторонней помощи. Подобные правила возможно применять, приучая мелких детей пользоваться туалетом, обучая детей постарше плаванию либо помогая ребёнку преодолеть застенчивость в обстановках, в то время, когда он оказывается в центре внимания окружающих.

формирование реакции Систематическое подкрепление непоследовательных приближений к желательнону действию.

Использованные Скиннером обучающие автомобили кроме этого основывались на правилах оперантного обусловливания (Skinner, 1968). Посредством этих автомобилей обучение велось маленькими последовательными шагами, от несложных задач понемногу переходя к более сложным. Желательное поведение либо ответ на каждом шаге подкреплялись обратной связью (каким-либо видом вознаграждения либо поощрения) с появлением и машиной новой задачи для ответа. Понемногу обучающиеся удачно овладевали ответом сверхсложных задач. При программированном обучении посредством компьютера используются многие из этих правил научения.

Современный поведенческий анализ. В 90-е годы применение принципов и систематическое исследование хорошего и оперантного обусловливания стало называться поведенческого анализа. Были созданы бессчётные педагогические и терапевтические программы для обучения либо переучивания отдельных лиц с целью коррекции их поведения. Программы, формирующие человеческое поведение в терапевтических целях, именуют модификацией поведения.

модификация поведения – Подход, применяющий методики обусловливания, такие как подкрепление, формирование и вознаграждение реакции для трансформации поведения.

Одним из действенных способов модификации поведения есть применение жетонной совокупности. Представьте себе колонию для подростков-правонарушителей. В этом жестко контролируемом мире приза, такие как вкусная еда, время для тренировок в спортивном зале, отдельная спальня, свежие издания и наконец отпуск на выходные, покупаются за жетоны. Эти жетоны возможно получить за правильное исполнение четко определенных правил поведения в классе и на работе. Так, жетоны становятся действенным подкреплением успехов и прилежания в учебе, следования правилам и продуктивной работы. Но они действенны лишь в том случае, в то время, когда воспитатель направляться правилам оперантного обусловливания, к примеру вознаграждает мелкие последовательные шаги на встречу к достижению конечной цели.

Бессчётные изучения продемонстрировали, что жетонные совокупности смогут быть удачно использованы при работе с умственно отсталыми и больными аутизмом, с детьми в школьной и домашней обстановке и с больными психиатрических клиник (Baker Brightman, 1989). Целью обучения посредством жетонов есть развитие умений обучаемого до таковой степени, в то время, когда эти умения становятся такими полезными в реальности, что жетоны больше не требуются. С целью достижения для того чтобы результата каждая жетонная совокупность должна быть спланирована таким обра-

Глава 2 Теории развития человека: введение

зом, дабы обучаемые как возможно раньше смогли обходиться без жетонов. В противном случае они смогут стать столь зависимыми от жетонов, что эффективность программы модификации поведения будет сведена на нет.

Теория социального научения

Психологи, создавшие теорию социального научения, расширили диапазон теории научения с целью объяснения сложного социального поведения. Дабы сделать это, они вышли за рамки кажущегося автоматическим процесса обусловливания. Альберт Бандура (Bandura, 1977), ведущий теоретик социального научения, говорит, что в повседневной судьбе люди поймут последствия собственных действий, другими словами они подмечают, какие конкретно действия приводят к успеху, а какие конкретно — к неудаче, какие конкретно не дают никакого результата, и соответственно регулируют собственный поведение. Замечая за последствиями реакций, они приобретают данные, побуждение кдействию и сознаваемое подкрепление. Люди способны предполагать, какое поведение есть верным в определенных условиях, и предвидеть, что может произойти в следствии определенных действий.

ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАКЦИИ — результаты действий, замечаемые индивидом и применяемые им для членения собственного поведения.

В отличие от более механистической теории научения, теория социального научения отводит сознательному мышлению громадную роль в управлении поведением.

следование и Подражание поведению модели. Люди обучаются не только на ярком опыте последствий собственного поведения, но и замечая за поведением вторых людей и последствиями их поведения (Bandura, 1977; Bandura, Walters, 1963). Из этих наблюдений они кроме этого выводят ключевые принципы поведения и формулируют правила действий. Все мы научаемся самым разнообразным формам поведения методом наблюдения за действиями окружающих нас людей, подражая этим действиям либо избегая их. В раннем детстве дети усваивают многие нюансы соответствующих половых ролей и нравственные ожидания собственного окружения. Они научаются формам подчинения и выражения агрессии, равно как и просоциальному поведению (усваивают, к примеру, что нужно делиться с окружающими). На протяжении взросления они усваивают сокровище и установки тех опытных, социальных и этнических общностей, к каким принадлежат, и общечеловеческие моральные сокровища.

Широко известной демонстрацией следования поведению модели есть серия опытов Бандуры (Bandura, 1977), в которых дети замечали в маленьких фильмах поведение разного уровня агрессивности. Одна группа детей наблюдала фильм, в котором агрессивное поведение вознаграждалось; вторая — фильм, в котором оно наказывалось; третья несколько видела фильм с неагрессивным игровым поведением; четвертая несколько по большому счету не наблюдала фильма. Дети, каковые видели вознаграждение агрессии, по окончании просмотра фильма вели себя намного более враждебно в собственных играх, тогда как те дети, каковые видели пример наказанной агрессии, были менее агрессивны в собственном поведении. Не вызывает сомнений тот

Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека

факт, что дети смогут обучиться высказывать агрессию определенным методом в следствии просмотра телевизионных передач, где продемонстрированы такие формы поведения. (следование и Подражание поведению модели подробнее обсуждаются в главе 9.)

познание и Социальное научение. Бандура (Bandura, 1986) расширил и усовершенствовал собственную теорию социального научения, которой он дал новое наименование социальной когнитивной теории. Познание подразумевает мышление, и такое изменение заглавия теории отражает перенос выговора на мышление как на часть научения. Теоретики социального научения так же, как и прежде говорят о наказании и вознаграждении, но наряду с этим признают, что дети замечают и за своим собственным поведением, и за поведением окружающих, и за последствиями собственного и чужого поведения. Дети смогут кроме этого предвидеть последствия на базе собственного прошлого опыта. Они формируют мнения о себе и об окружающих, а после этого ведут себя так, дабы их поведение не противоречило этим мнениям (Miller, 1989). Таковой перенос выговора стал причиной тому, что приверженцы социального научения отошли от изучения лишь замечаемых форм поведения и приблизились к психологам когнитивного направления, работы которых мы обсудим ниже.

Оценка теорий научения

Теории научения, а также бихевиоризм, современный теория и поведенческий анализ социального научения внесли солидной вклад в отечественное познание людской развития. В этих теориях основное внимание обращается на ситуационные факторы, каковые воздействуют на поведение. В них шепетильно определяется обстановка и делаются прогнозы на базе прошлых изучений. Их правила вправду значительно несложнее проверить, чем правила каждый теории, а кое-какие предсказания этих теорий многократно подтверждались. К примеру, Скиннер и его последователи продемонстрировали, что на многие типы поведения возможно влиять подкреплением. Кое-какие методики, такие как различные типы и моделирование модификации поведения, при умелом применении в школах, детских снижения и программах веса исправительных учреждениях, доказали собственную эффективность для трансформации поведения.

Не смотря на то, что теории научения достаточно правильны, приверженцы этих теорий, быть может, пробуют растолковать с их помощью через чур широкую область развития человека. Они не обращают достаточного внимания на мышление, эмоции, личность либо познание человеком самого себя. Они склоняются к поиску универсальных процессов и игнорируют личные различия.

И наконец, теория научения не имеет возможности растолковать одно из основных достижений человека в области научения. Законы научения не могут адекватно растолковать тот сложный метод, благодаря которому мелкие дети овладевают родным языком. Языковое развитие ребенка не сводится к одному только поощрениям и подражанию за правильность воспроизведения речи взрослых. Оно зависит от сложного сотрудничества проявляющихся у ребенка свойств к овладению языком и многогранной языковой среды. При объяснении усвоения и языкового развития

Глава 2. Теории развития человека введение

вторых сторон культуры теории научения, по-видимому, не смогут учесть всей сложности естественной обстановки. Их прогнозы поведения оптимальнее действуют в лаборатории, в то время, когда имеется возможность строго осуществлять контроль все влияющие на индивида стимулы (Miller, 1989). Ниже представлены главные нюансы поведенческих теорий.

• Поведенческие теории выделяют, что развитие направляться законам научения и определяется, по большей части, событиями окружающей среды.

• Хорошее обусловливание относится к непроизвольным реакциям, вызываемым конечно появляющимся раздражителем, что после этого сочетается с другим, никак не связанным с ним раздражителем. По окончании нескольких таких сочетаний абсолютная реакция преобразовывается в условную и наступает уже при появлении второго, либо одного лишь условного раздражителя.

• По всей видимости, хорошее обусловливание имеет место при образовании страхов, эмоциональных реакций и других аналогичных форм поведения. Хорошее обусловливание кроме этого использовалось для приведения в норму таких непроизвольных либо автоматических реакций нервной совокупности, как температура кожи и артериальное давление.

• известный теоретик современного бихевиоризма Б. Ф. Скиннер создал концепцию оперантного (либо инструментального) обусловливания.

• В соответствии с теории Скиннера, поведение есть функцией собственных последствий. Оперантное поведение управляется тем, что следует за ним.

• Подкрепления — это стимулы, увеличивающие возможность появления реакций, за которыми они следуют.

• Стимулы смогут быть физическими, химическими, физиологическими либо социальными. Они оказывают на поведение действие, которое возможно измерить.

• Скиннер создал множество новаторских инструментов и методологий, а также камеру для изучения оперантного обусловливания. Он пробовал использовать собственные правила как в лаборатории, так и в реальности.

• Методики оперантного обусловливания удачно употребляются в воспитании детей, в педагогической и клинической практике.

Кое-какие психологи уверены в том, что эмпирический подход характерен конкретно для американских теоретиков научения. Он отличается от безграничного подхода швейцарца Жана Пиаже, что создал сложную законченную теорию, а после этого эмпирически контролировал отдельные ее части. Мы разглядим идеи Пиаже потом, при изложении когнитивных теорий.

Непрерывность функции. Найти точки разрыва


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: