Музыка стран востока

Создатели великих старейших культур — населения украины, Индии, Египта и других восточных государств — были творцами прекрасной музыки, красочной, самобытной, богатой, которая на тысячелетия старше европейской.

Множество красивых музыкальных произведений было сложено еще в глубокой древности китайским народом. В известной книге «Шицзин» (см. ст. «Хорошая поэзия Китая») собраны трудовые, бытовые, обрядовые, лирические песни II — I тысячелетий до н. э. Народная песня в старом Китае была таковой могущественной социальной силой, что императоры и цари создали особенные «музыкальные палаты» для изучения песен: так как по ним возможно было догадываться о настроениях народа. Многие песни, направленные против гнета царей, богачей, госслужащих, столетиями находились под запретом. Песня о национальном герой Не Чжене, убившем ожесточённого царя, была так ненавистна властителям Китая, что кроме того инструментальное выполнение ее мелодии угрожало опасностью для исполнителя. Музыка китайских песен по складу одноголосна. В ней преобладает пятиступенный бесполутонный строй. Но нередки мелодии и иного, более разнообразного и сложного строя. Народные песни сложены в большинстве случаев для высоких голосов, ярки по звучанию. Мелодия их, четкая, узорчатая, красивая по рисунку, движется строго ритмично. Особенно мелодичны напевы лирических песен, они полны громадного, сдержанного эмоции.

Китайскому народу в собственности первенство в создании рифмованного песни и стиха, в разработке теоретических баз музыкального мастерства (IX — IV вв. до н. э.).

Первый в истории музыкальный театр появился в Китае в феодальную эру из праздничных игр и народных танцев. Наровне с операми на сюжеты и религиозные темы из придворной судьбы было много таких, каковые по духу и по музыке близки народному мастерству. Недаром в ветхом Китае существовал обычай: невинно осужденные на смерть люди по пути к месту казни пели смелые песни из любимых народных «опер». Сейчас в Китае существует довольно много сотен музыкально-театральных трупп. Наибольшие из них —театры Пекинской, Шанхайской и Шаосинской «оперы», чьи пьесы видели советские зрители. В их уникальных постановках наиболее значимую роль играется оркестровая музыка. Ею объединено все: напевная обращение актеров, их перемещения и мимика, группировка действующих лиц на сцене, их виртуозная акробатика и танцы. Храбрецы изливают собственные эмоции по ходу сюжета в мелодичных ариях. Примечательно, что сходные переживания, эмоции, положения, характеры в разных пьесах выражаются в большинстве случаев вариантами одних и тех же мелодий. Главные инструменты в оркестре — ударные (гонги, барабаны, прекрасные комплекты колокольчиков); они придают музыке неповторимый национальный колорит и броскую эмоциональность.

Китайские музыкальные инструменты стары и самобытны. Четырехструнной лютне «пипа», возможно, дали наименование в подражание ее негромким, легко рассыпающимся звукам.

Любимый философами и поэтами настольный «цисяньцинь» (либо «цинь») издает весьма ласковые звуки: у него в большинстве случаев семь шелковых струн. По преданию, великий философ Конфуций (551—479 гг. до н. э.) виртуозно играл на этом инструменте. Имеется у китайцев и собственная уникальная народная скрипка — двухструнный «хуцйнь» (на юге Китая — «эрху»), на которой играются не так, как отечественные скрипачи, а продевая волос смычка между струнами. Китайский народ обожает и собственные духовые инструменты — бамбуковую флейту «сяо» с шестью отверстиями, многоствольную флейту «пайсяо» и известный «шэн», существующий уже тысячелетия. Это инструмент в виде чаши с семнадцатью бронзовыми язычками и трубками, каковые колеблются при вдувании воздуха в мундштук. Такое устройство разрешает выполнять на «шэне» музыку многоголосного и аккордового склада. Неяркие ласковые краски звучания китайских инструментов ясно воссоздают и лирические переживания, и красивые музыкальные пейзажи.

В наши дни крестьяне и рабочие КНР слагают песни о светлой жизни и свободном труде. Миллионам людей сопутствуют песни современных китайских композиторов Си Синхая, Лю Цзы, Не Эра, воодушевляя на постройку нового мира. Они разливаются по стране так обширно, весело, как не бывало прежде. Созданный композитором Не Эром «Марш добровольцев» стал гимном КНР.

Появляются и большие произведения на современную тему — симфонии, симфонические поэмы, инструментальные концерты, кантаты и др. Широкое народное признание взяли симфония Си Синхая «Национальное его» кантата и освобождение «Желтая река». Красивые сюиты созданы Ма Сы-цуном. Китайские театры отказываются от устаревших условных приемов, обращаясь к более современным музыкально-ясным средствам и к опыту хорошей европейской и советской музыки. Одна из успешных китайских опер — «Седая женщина», написанная Ма Ке в содружестве с группой композиторов,— с успехом шла на советской сцене.

Все сокровища мастерства стали в Китае народным достоянием.

Хорошая музыка Кореи, ее инструментальные жанры, хоровое и сольное пение сложились в далеком прошлом. Под музыку декламировались и поэтические произведения — маленькие трехстишия «сичжо». Песни корейского народа близки китайским по пятиступенному строю. Их необычные черты — обилие гортанных звуков, дрожащее звучание голоса певцов (вибрато), стремительные и плавные скольжения звуков (глиссандо). Изумительно прекрасны корейские рыболовные песни. В их мелодиях слышится плеск и движение волн. Среди собственных музыкальных инструментов корейцы особенно обожают струнный щипковый «каягым», флейты и разнообразные ударные, сопровождающие превосходные корейские танцы.

Социализм несет народам высшую культуру. В тех государствах, где практически не было опытного мастерства, — в Корее, Монголии, Вьетнаме — по окончании образования народных республик созданы национальные театры и музыкальные школы, имеется собственные композиторы и профессиональные музыканты.

В противном случае складывается музыкальная судьба тех государств, где господствует отечественных! и зарубежных! капитал, враждебный передовому мастерству. К примеру, в Японии многие композиторы находятся под влиянием упадочных течений западного мастерства. Передовые композиторы создают музыку для народа, участвуют в массовом обществе «Поющие голоса Японии».

Творец богатейшей музыкальной культуры в Юго-Восточной Азии — население украины. Весьма мелодична индонезийская певческая музыка. Ее разукрашенные богатым узором широкие напевы пяти- и семиступенного строя оставляют сильное впечатление. Известные народные «гамеланные» оркестры состоят в большинстве случаев из ударных: металлофонов, ксилофонов, гонгов, барабанов, трещоток и других, каковые информируют музыке особенно красочное звучание, напряженную эмоциональность, многообразие ритмического рисунка. В представлениях народного театра гамеланы сопровождают сольное и массовые танцы и хоровое пение, каковые отличаются неординарной красотой.

В музыке Индии отразилась история народа, его трудовая судьба, темперамент, нравы, природа. В музыкальном фольклоре звучат песни крестьян, рабочих, ремесленников, рыбаков, грузчиков. Многовековое господство религии повлияло на все стороны судьбы Индии и породило разнообразные формы религиозной музыки (священные гимны, обрядовые песни и др.).

Неоднократно было нужно индийскому народу отстаивать родную почву от вторжений захватчиков, бороться против иноземного гнета. В огне данной борьбы у различных индийских народностей появились сказы и героические песни. И поныне странствующие по всей Индии сказители распевают отрывки из преданий «Махабхараты», «Рамаяны».

Еще в глубокой древности в Индии сложилось множество мелодий разных типов— любая с определенным ладом, ритмом, интонацией, рисунком. Они стали называться «рага» (пробужденное чувство). Любой рага вызывает у слушателей то либо иное настроение либо представление о явлениях окружающего. Индийцы различают в их звуках образы птиц, цветов, звезд. Выполнение рага приурочено к определенным временам года, дням, часам. Имеется рага, каковые поются лишь на протяжении дождей, имеется рага для пения утром, в 12 часов дня, вечером.

Пленительно прекрасны индийские лирические песни с их разнообразными ритмами и шикарными мелодическими украшениями.

Музыка тесно связана с хорошими танцами всех местных стилей, где воплощаются легенды о храбрецах, раскрываются их чувства и настроения. Танцор «говорящими» перемещениями истолковывает напев, а музыка дорисовывает образ танца.

Индия, подобно Китаю, — одна из колыбелей народного музыкального театра. Его описания видятся еще в эпосе «Махабхарата». И Сейчас существует старая мистерия «джатра» с сопровождением и песнями инструментального ансамбля, весьма распространен народный кукольный театр с музыкальным оформлением.

Огромное влияние на музыкальное мастерство страны оказала старая и особенно новая литература. Поэт Тагор (см. ст. «Рабиндранат Тагор») писал песни и музыкальные драмы.

Индия создала собственные музыкальные инструменты. Особенно уникальны барабаны «мридангам» в форме веретена, барабанчики «табла», в каковые бьют ладонями. Индийская манера игры на ударных инструментах так виртуозно-узка и ясна, что ими часто сопровождается сольное пение. Красиво звучит струнный смычковый «саранги», окраской звука напоминающий человеческий голос. Но особенно почитают в Индии щипковую семиструнную «вину» с ласковым, певучим «серебристым» звучанием.

С падением колониального рабства и изгнанием английского империализма ожило множество народных и хороших песен, каковые индийский народ хранил в течение столетий. Разнообразнее и богаче, как это допустимо при капитализме, стала музыкальная судьба страны, начинается нотопечатание, открыты школы музыки, танца, драмы. Передовые композиторы X. Чаттопадхайя, Р. Шанкар, Ш. Чоудхури создают новые национальные песни, оперы, музыку для кино. Советским зрителям знакома волнующая музыка Ш. Чоудхури к фильму «Два бигха почвы».

Одна из древних и в прошлом богатых культур Азии — персидская. В средние века она достигла блестящего расцвета. Персидские лирические песни, изукрашенные орнаментальными узорами, славились на целый культурный мир. Персидские народные певцы, сказочники, виртуозы на «кеманче» и «сурне» получили известность далеко за пределами собственной отчизны. музыканты и Гениальные поэты Саади, Хафиз и другие пели собственные поэтические произведения, сопровождая себе на «чанге» (см. ст. «Персидская хорошая поэзия»).

При шахском дворе состояло довольно много музыкантов, но тяжела была их часть. Поэт Фирдоуси запечатлел в поэме «Шахнамэ» воистину ужасную картину: царь насмерть затаптывает верблюдом девушку, которая ласковой музыкой чуть было не помешала ему на охоте поразить дичь стрелою. По окончании монгольского нашествия персидская музыка вступила в полосу многовекового упадка. Не завидны до тех пор пока ее судьбы и в наши дни. По поводу недавней смерти наибольшего композитора современного Ирана Абульхасана Себа тегеранский издание «Музыка Ирана» с полным основанием писал: «Мы мешаем живым, не смотря на то, что и ценим мертвых».

В государствах Аравийского полуострова и на севере Африки до арабских завоеваний существовали культуры многотысячелетней давности с высокоразвитым музыкальным мастерством. Старейший из всех известных нам нотных монументов человечества в собственности Вавилону. Это записанная клиновидными символами музыка хвалебной песни о появлении человека на земле.

Сирия — отчизна вдохновенных лирических гимнов, обширно популярных в старом мире. Оттуда родом был известный поэт-музыкант Иоанн Дамаскин.

Египет славился земледельческими и речными «нильскими» песнями, народными действами с музыкой в честь всевышних Озириса и Изиды. Громадного расцвета достигло в том месте инструментальное мастерство. Египетская арфа была дугообразной формы, ее струны из пальмового волокна звучали неординарно ласково.

Арабская музыка появилась на Аравийском полуострове. Кочевники-бедуины создавали песни погонщиков, песни-восхваления и плачи, песни мести. В Аравии показались первые известные виртуозы и арабские певцы, не имевшие себе равных в игре на «лютне» — щипковом инструменте, потом обошедшем целый культурный мир. музыка и Поэзия у арабов шли рука об руку, совершенствуя друг друга.

В средние века музыка арабов впитала разнообразные элементы мастерства покоренных ими народов, множество их напевов, ладов, жанров. «Рубаи», лирические «газели», маленькие «кита» из рифмующихся двустиший, долгие, пышные «касыды» — все они были положены на музыку. Арабская мелодия основана на особенном, незнакомом музыкальному мастерству Европы 22-ступенном строе. Ее самобытные черты — эластичный, изменчивый ритм, затейливые фигуры которого отбиваются ударными инструментами, достаток импровизаций, гортанный говор певца. В сочетании с прекрасными мелодическими узорами это формирует чувство яркой красочности, пылкости эмоций. Потом турецкое завоевание, и вдобавок позднее колониальный гнет (французский, английский и др.) обрекли арабскую музыку на полутысячелетний застой. Сейчас в ОАР и Иракской Республике снова начинается расцвет музыкальной культуры. В Александрии и Каире открыты консерватории, созданы музыкальное радиовещание и симфонические оркестры, выдвинулись гениальные композиторы.

Реакционные классы, их религии и государства постоянно стремились подавить и иссушить народное творчество. В то время, когда же населения украины стали жертвой французских, британских, германских, американских поработителей, сокровища восточной культуры на довольно много столетий были скрыты от мира, погребены заживо. И лишь в XX в. с распадом колониальной империализма и системы многие тысячи красивых песен, инструментальных мелодий, воплотивших темперамент народов, их обычаи, историю, надежды и думы, вырвались, наконец, из-под унизительного запрета. Сейчас эти песни вместе с новыми, современными, звучат над Востоком как красоты и символ величия его народов, как утверждение их прав на свободную, радостную судьбу.

Вместе с народами тем же историческим методом идет их музыкальное мастерство, у которого великое прошлое и еще более великое будущее.

Горячие ночи Востока / ПРЕМЬЕРА 2018


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: