Модуль 7. формирование антропоцентрической парадигмы

Модуль 7. Формирование антропоцентрической парадигмы

В языкознании

ПЗ № 10. Научные парадигмы в лингвистике.

Особенности антропоцентрической парадигмы

Замысел

1. Понятие научной парадигмы, особенности смены парадигм в гуманитарных науках.

2. Черта парадигм, предшествующих антропоцентрической парадигме.

3. Определение антропоцентрической парадигмы.

Задания для работы в аудитории

1. Коротко охарактеризуйте а) сравнительно-историческую; б) системоцентрическую; в) генеративную парадигмы, предшествующие антропоцентрической, отметив наряду с этим:

1) время активного существования и начала;

2) основоположники данной научной парадигмы;

3) главные черты данной научной достижения и парадигмы.

Подготовьте устное сообщение.

2. Раскройте главные черты новой парадигмы в лингвистике, приведя примеры и аргументы:

1) антропоцентризм как фундаментальный принцип;

2) лингвистика как объяснительная наука;

3) расширение области лингвистических изучений, активное применение сведений вторых наук;

4) изучение языка в действии, в исполнении им собственных функций.

3. Применяя Интернет ресурсы и справочную литературу, отыщите как минимум несколько определений следующих понятий: когнитивная лингвистика, лингвокультурология, прагмалингвистика, социолингвистика, психолингвистика, лингвокриминалистика, нейролингвистика, лингвофольклористика. Укажите правильный источник (т.е. все выходные эти, а также ссылки на сайты).

Оформите в виде таблице.

Наименование научной области Главные положения Область изучения, материал Главные результаты Источник сведений

Проанализируйте вышеназванные термины:

1) укажите их различие и сходство;

2) назовите определение, которое вам представляется самоё приемлемым и соответствующим требованиям, предъявляемым к термину: полнота, непротиворечивость, ясность, лаконичность. Собственный ответ убедительно аргументируйте.

3) в случае, если посчитаете, что каждое из определений имеет недочёты, то на базе их сформулируйте собственный. Обоснуйте необходимость внесенных вами уточнений.

Примечания. Работа выполняется в группах по три человека. Любая несколько разглядывает два термина. Перечни рабочих групп сдать за чемь дней до начала семинара.

Терминологический минимум: антропоцентрическая парадигма, когнитивная лингвистика, лингвокультурология, прагмалингвистика, социолингвистика, психолингвистика, лингвокриминалистика, нейролингвистика, лингвофольклористика,

Задания по независимой работе для сдачи на диагностику (по графику)

1. Подготовьте по данной теме 4 вопроса, каковые смогут употребляться при тестировании. Вопросы должны содержать не меньше 3 ответов. Формулировать задания возможно в вопросительной либо утвердительной форме. Формулировки должны быть четко, светло, конкретно. Ответы не должны иметь разумеется немыслимых положений. Верный ответ отметьте звездочкой. Неспециализированное правило: ответы должны быть краткими, нужно меньше, чем вопросы.

Оценивается: глубина постановки вопроса, охват материала всей темы, уровень качества формулировок вопросов, правильность составления ответов.

Главная литература

Введение в когнитивную лингвистику / З.Д. Попова. Кемерово: КемГУ, 2009. – 216 с.

Дополнительная литература

Проблемы современной лингвистики: учебное пособие / Л.Н. Чурилова. М.: Флинта; Наука, 2010. – 411 с.

Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2007, 2008. – 204 с.

Маслова В.А.Современные направления в лингвистике. М., 2008. – 266 с.

http://www.philology.ru/linguistics1.htm

http://slovari.yandex.ru/

Модуль 8. речь и язык как психофизиологический

И социокультурный феномены

ПЗ № 11. Обращение как объективация и осуществление языка

Замысел

1. Понятие о символах. Неспециализированные и своеобразные особенности знаков языковой совокупности.

2. Системность языка. Отношения между единицами совокупности.

3. речи и Единицы языка.

Задания для работы в аудитории

1. Раскройте, иллюстрируя примерами, неспециализированные особенности знаков: 1) материальность, 2) функция обозначение содержания, находящееся вне его, 3) конвенциональность; 4) условность; 5) социальность; 6) наличие обобщающей функции; 7) системность.

2. Объясните теоремы специфики языкового символа, сформулированные Алексеем Федоровичем Лосевым?

1) Каждый языковой символ по собственному происхождению и по собственному функционированию стихиен.

2) Каждый языковой символ имеется акт людской сознания.

3) Каждый языковой символ имеется акт интерпретации соответствующих действительности и моментов мышления.

4) Каждый языковой символ имеется акт предикации

3. Выясните, какие конкретно характеристики из представленных дихотомий свойственны людской языку. Обоснуйте собственную позицию. Подготовьте примеры для иллюстрации совокупностей различных видов. Сформулируйте определение языка с позиции неспециализированной теории совокупностей .

В общей теории совокупностей с учетом различных показателей выделяют следующие их виды:

1) материальные / совершенные (различительный показатель – природа элементов совокупности);

2) фактически материальные / вторичные материальные (изюминки материальных элементов);

3) естественные / неестественные (метод их существования и возникновения);

4) простые / сложные совокупности (по характеру организации совокупностей);

5) детерминированные / вероятностные (в зависимости от упорядоченности элементов относительно друг друга);

6) статические / динамические (по характеру функциональных связейэлементов);

7)развиваемые / саморазвивающиеся совокупности(в зависимости от изюминок развития совокупностей).

4. Повторите материал 1 модуля (тема 2), по которому будет тест на занятии.

Терминологический минимум: конвенциональность символа; условность символа; социальность символа; совокупности: материальные, совершенные; фактически материальные, вторичные материальные; естественные, неестественные; простые, сложные; детерминированные, вероятностные; статические, динамические; развиваемые, саморазвивающиеся.

Задания по независимой работе для сдачи на диагностику (по графику)

Задание направлено на диагностику освоенных знаний, требующих различения языковых и речевых единиц, и на повторение материала модуля 2 (темы 4, 5), модуля 4 (темы 2, 4, 6, 7), модуля 5 (темы 4,5).

1. Подберите последовательности слов так, дабы в них реализовались приведенная ее аллофоны и фонема (разновидности):

– [а], [U], [ъ]; – [иЭ ], [ь], [ь]; – [г направляться, [к]; – [д’ ], [т’].

2. Отыщите два слова, каждое из которых имело бы не меньше 4 алломорфов. Установите позиционные и исторические чередования.

3. Отыщите в толковом словаре слово, которое содержит не меньше 3 значений. Самостоятельно придумайте к каждому значению предложение. Объясните различия между лексико-семантическими вариантами.

4. Придумайте 3 высказывания, образованных по модели: Событие времени + подлежащее + сказуемое + дополнение.

Главная литература

Кодухов В.И. Неспециализированное языкознание: учебник. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 302 с.

Дополнительная литература

Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: учебник. М.: КомКнига, 2007. – 350 с.

Михалев А.Б. Неспециализированное языкознание. История языкознания: путеводитель по языкознанию, конспект-справочник. М.: Флинта; Наука, 2007. – 235 с.

Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2004. – 512 с.

http://slovari.yandex.ru/

http://www.philology.ru/linguistics1.htm

ПЗ № 12. мышление и язык. восприятие и Порождение речи

Замысел

1. Специфика речевой деятельности человека в кругу иных видов деятельности.

2. Внутренняя обращение «как особенный внутренний замысел речевого мышления» (Л.С. Выготский).

3. Модели порождения речи (уровневые, циклические, интегративные).

4. Пассивные и активные модели восприятия речи.

5. Особенности способа моделирования в лингвистике.

Задания для работы в аудитории

1. Познакомьтесь с фрагментом работы «речь и Мышление» (Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т. 2, с. 295–361), сделайте нужные выписки. Охарактеризуйте взоры Л.С. Выготского на особенности и связь трех замыслов речевого мышления (идея, внутренняя обращение, слово).

2. Отыщите в тексте фрагмент, в котором Л.С. Выготский обосновывает положение о том, что значение слова есть единицей речевого мышления. Выпишите его и осмыслите.

3. Раскройте следующие изюминки внутренней речи:

1) обращение «для себя» и «про себя»;

2) обращение необычная по строению и по методу функционирования;

3) синтаксическое и семантическое своеобразие.

4. Объясните, как вы осознаёте положение Л.С. Выготского о том, что «переход от внутренней речи к внешней имеется ее переструктурирование»?

5. Что свидетельствует понятие «установка на восприятие», приведите примеры (записи речи), подтверждающие наличие этого явления.

6. Приведите примеры лингвистических моделей (не считая тех, каковые рассмотрены в данной теме), раскройте цели и причины их создания.

Терминологический минимум: мышление, внутренняя обращение, способ моделирования, уровневая модель, циклическая модель, гибридная модель, установка на восприятие.

Задания по независимой работе для сдачи на диагностику (по графику)

1.Составьте 3 лингвистические задачи для проверки темы «Соотношение логических и языковых категорий».

2. Подготовьте 3 вопроса и к ним не меньше 3 ответов для тестирования по темам: «речь и язык»; «Особенности внутренней речи». Любой из вариантов прокомментируйте, растолковав, на диагностику каких конкретных знаний они направлены, приведите ключи.

Замысел

1. Речевые центры головного мозга: территория Брока и территория Вернике.

2. Роль левого и правого полушарий в речемыслительном ходе.

3. Становление речевого общения в онтогенезе.

4. Понятие речевой (языковой) свойстве.

5. Психолингвистические способы изучения.

Задания для работы в аудитории

1. Приведите примеры из литературы, подтверждающие наличие особенных – речевых территорий в мозге и разное участие левого и правого полушарий в речемыслительном ходе.

2. Раскройте факторы, определяющие темпы и характер становления речевого общения:

1) биологические,

2) психофизиологические,

3) социальные.

3. Разглядите изюминке доречевого, либо дословесного (от рождения до года), и фактически речевого (от года до 7 лет). Охарактеризуйте любой из них, опираясь не только на учебную литературу, но и на научные статьи Н.И. Лепской и А.М. Шахноровича (конспектирование непременно).

Терминологический минимум: ответственность территории Брока, ответственность территории Вернике, функции правого полушария, функции левого полушария, речевая (языковая) свойство, вольный ассоциативный опыт, направленный ассоциативный опыт.

Замысел

1. социальная ограниченность и Социальная обусловленность развития языка.

2. Внешние и внутренние факторы развития языка.

3. основные тенденции и Темпы (законы) развития языков.

4. Способы диахронических изучений.

Задания для работы в аудитории

1. Приведите 2–3 примера из русского либо английского, обосновывающие положение о том, что «изменение языка является нарушением тождества единиц, замещение одной единицы второй».

2. Приведите по два примера, раскрывающих 1) изменение структуры языка, его их связей и элементов во времени, 2) изменение форм существования (идиом) и их элементов во времени.

3. Раскройте понятие «внешние факторы развития языка», обосновывая возможности влияния на язык следующим: 1) зависимостью от форм исторической общности, 2) трансформациями в социальной структуре общества, 3) развитием науки, техники, производства, 4) совершенствованием сознания, мышления, 5) контактами с другими народами.

4. Раскройте содержание следующих антиномий (противоречий, характерных языку, без которых он немыслим и каковые являются обстоятельством его развития):

1) между говорящим и слушающим,

2) между текстом и кодом,

3) между возможностями и узусом языковой совокупности;

4) между информационной и экспрессивной функциями,

5) между письменной и устной формами языка,

6) обусловленных асимметричностью языкового символа.

5. Подготовьте устное сообщение на тему «Темпы развития языка», применяя следующий замысел:

1) Неспециализированное понятие о темпах развития языка.

2) Степень интенсивности трансформаций различных языковых уровней.

3) Экстралингвистические факторы, определяющие скорость эволюции языковой совокупности.

5) Влияние типологических изюминок языка на темпы трансформаций языка.

Терминологический минимум:субстрат, суперстрат, конвергенция языков, дивергенция языков, темпы языковых трансформаций, тенденции (законы) развития языка, исторический способ, сравнительно-исторический способ.

Задания по независимой работе для сдачи на диагностику (по графику)

1. Коротко охарактеризуйте вопрос о сотрудничестве языков как зарождении новых тенденций в языке. Раскройте следующие понятия: языковые альянсы, смешение языков, скрещивание языков.

2. Раскройте этимологию двух британских и двух русских слов, пользуясь этимологическими словарями. Ссылка на словари необходима.

Главная литература

Кодухов В.И. Неспециализированное языкознание: учебник. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 302 с.

Дополнительная литература

Мечковская Н.Б. Неспециализированное языкознание. Структурная и социальная типология языков. М.: Флинта; Наука, 2009. – 312 с.

Михалев А.Б. Неспециализированное языкознание. История языкознания: путеводитель по языкознанию, конспект-справочник. М.: Флинта; Наука, 2007. – 235 с.

Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2004. – 512 с.

http://www.philology.ru/linguistics1.htm

Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.

Замысел

1. Понятие коммуникативной обстановке.

2. Структура коммуникативной обстановке.

3. Коммуникативные компетенции как совокупность, снабжающая общение.

4. Понятие языковой личности. Вторичная языковая личность.

Задания для работы в аудитории

1. Раскройте роль каждого компонента коммуникативной обстановке:

1) говорящий (адресант);

2) слушающий (адресат);

3) отношения между говорящим и слушающим;

4) тональность общения (официальная, нейтральная, дружеская);

5) цель;

6) средство общения (вербальные и невербальные);

7) формы и метод общения (устная и письменная формы, контактный и дистантный метод);

8) место общения.

2. Приведите 4 примера, в которых бы говорящий и слушающий имели роли и различные статусы.

3. Придумайте диалог, выяснив все компоненты коммуникативной обстановке. Прокомментируйте коммуникативное поведение участников обстановки. После этого измените какие-нибудь переменные коммуникативной ситуации. Прокомментируйте, как это сказалось на ситуации общения, объясните обстоятельства этого.

4. Охарактеризуйте понятие коммуникативной компетенции, приведите примеры, раскрыв на примерах следующие уровни владения языком: 1) фактически лингвистический, 2) культурный, 3) энциклопедический, 4) ситуативный.

5. В «Словаре лингвистических терминов» Т.В. Жеребило приводится описание структуры языковой личности как совокупности трех уровней: «1)вербально-семантический уровень, лексикон личности, осознаваемый в широком смысле, включающий кроме этого фонд грамматических знаний личности; 2) лингвокогнитивный, воображающий тезаурус личности, в котором запечатлен образ мира, либо совокупность знаний о мире; 3) мотивационный, уровень деятельностно-коммуникативных потребностей, отражающий прагматикон личности: совокупность ее целей, мотивов, установок и интенциональностей». Раскройте это определение, подготовив выступление на 3-5 мин..

6. Готовиться к диктанту по терминологическому минимуму ПЗ 10 – 15.

Терминологический минимум: коммуникативная обстановка, уровень коммуникативной компетенции, языковая личность, вторичная языковая личность.

Задания по независимой работе для сдачи на диагностику (по графику)

1. Придумайте либо выпишите из художественных текстов (в этом случае нужно указать автора и назвать произведение) по 2 примера диалога, каковые бы свидетельствовали о том, что у собеседников (либо одного из них) недостаточный (либо низкий) уровень 1) собственно-лингвистической, 2) национально-культурной, 3) энциклопедической, 4) ситуативной коммуникативно-языковой компетенции.

Главная литература

Осокина С.А. Языковые механизмы действия на человека. – Барнаул: Графикс, 2007.

Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2004. Дополнительная литература

Мечковская Н.Б. Неспециализированное языкознание. Структурная и социальная типология языков. М.: Флинта; Наука, 2009. – 312 с.

http://www.philology.ru/linguistics1.htm

http://slovari.yandex.ru/

Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.

Замысел

1. Межличностная коммуникация, ее особенности.

2. Вербальные и невербальные средства общения.

3. Речевое поведение. межкультурная коммуникация и Речевой этикет.

4. Общение в группе. Разновидности групп (неформальная и формальная).

5. Специфика массовой коммуникации.

6. Социолингвистические способы.

Задания для работы в аудитории

1. Приведите примеры национальных и исторических изюминок речевого этикета.

2. Понаблюдайте за поведением собственных сокурсников, выделите не меньше 5 из них, проанализируйте их речевое поведение в группе. Для сбора данных применяйте нижеприведенную схему. Каждого человека постарайтесь выяснить с учетом свойственных ему главных параметров (один человек возможно охарактеризован как несколькими, так и одним параметром).

Задания для работы в аудитории

1. Назовите обстоятельства появления различных идиом. Укажите их взаимоотношения в различных языках и в различные периоды одного языка.

2. Перечислите характерные черты, свойственные главным идиомам (территориальные диалекты, литературный язык, просторечие) и дополнительным идиомам (социальные диалекты, их разновидности).

3. Прочтите параграф «Коммуникативные ранги языков» из учебного пособия Н.Б. Мечковской «Обще языкознание. Структурная и социальная типология» (М., 2009, с. 118–123). Прокомментируйте диаграмму, размещенную на с. 123.

4. Прочтите из «Лингвистического энциклопедического словаря» (М., 1990) словарную статью «Языковая обстановка». Установите, посредством каких показателей описываются языковые обстановки. Приведите примеры различных языковых обстановок с учетом каждого типа показателей.

5. Выпишите определение языковой политики из БСЭ, применяя Интернет ресурсы, адрес: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/155448/Языковая . Дополните его сведениями из «Словаря социолингвистических терминов»: http://sociolinguistics.academic.ru/904/Языковая политика.

Терминологический минимум: форма существования языка (идиома), территориальные диалекты, литературный язык, просторечие, социальные диалекты, мировые языки, интернациональные языки, национальные, региональные, местные языки, языковая обстановка, языковая политика.

Главная литература

Мечковская Н.Б. Неспециализированное языкознание. Структурная и социальная типология языков. М.: Флинта; Наука, 2009. – 312 с.

Кодухов В.И. Неспециализированное языкознание: учебник. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 302 с.

Дополнительная литература

Михалев А.Б. Неспециализированное языкознание. История языкознания: путеводитель по языкознанию, конспект-справочник. М.: Флинта; Наука, 2007. – 235 с.

Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2004. – 512 с.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/155448/Языковая

http://sociolinguistics.academic.ru/904/Языковая

Типология языков

Замысел

1. языковая картина и Картина мира мира.

2. содержание и Форма в языке.

3. Внутренняя форма языка.

4. Способы изучения языковой концептуализации действительности.

Задания для работы в аудитории

1. Прочтите из главы 3 учебного пособия В.А. Масловой «Лингвокультурология» (М., 2001 либо М., 2010) параграфы «культуры и Взаимосвязь языка» и «Языковая картина мира и эмпирическое обыденное сознание» (с. 58 – 62, с. 63 – 72). Текст кроме этого возможно отыскать: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/maslova/03.php

1) Коротко охарактеризуйте различные подходы к связи культуры и языка, назовите имена ученых, каковые придерживаются той либо другой точки зрения.

2) Уясните понятие «картины мира» и сформулируйте определение.

3) Возможно ли сказать об отличии понятий «языковая картина» и «картина мира мира» (ЯКМ). По какой причине?

4) Объясните, в чем усматривается национальное своеобразие ЯКМ и как его исследуют.

2. Прочтите главу 7 «содержание и Форма языка» из учебного пособия В.А. Гречко «Теория языкознания» (М., 2003). Постарайтесь установить, в чем содержится сложность теоретической содержания понятий «и» разработки «формы». Коротко сформулируйте представления о форме и содержании В. Гумбольдта и А.А. Потебни.

3. Внутренняя форма в предложенном для анализа учебном пособии характеризуется с различных сторон. Попытайтесь отобрать и коротко (!) сформулировать все особенности внутренней формы слова (языка).

4. Раскройте взаимоотношения между содержанием языка и формой (с. 199 – 208).

Терминологический минимум: картина мира, языковая картина мира, внутренняя форма языка, внутренняя форма слова.

Задания по независимой работе для сдачи на диагностику (по графику)

1. Просмотрите за последние два года издания по лингвистике, имеющиеся в библиотеке филиала. Возможно кроме этого обратиться к сборникам научных трудов «Неприятности концептуализации моделирования и действительности языковой картины мира» (Архангельск, вып. 5 и вып. 6). Составьте библиографию по проблемам изучения языковой концептуализации языковой картины и действительности мира (не меньше 10 наименований). Выберите любую статью, прочтите и напишите на нее аннотацию.

Главная литература

Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Флинта; Наука, 2010. См. кроме этого в открытом доступе – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/maslova/03.php

Дополнительная литература

Проблемы современной лингвистики: учебное пособие / Л.Н. Чурилова. М.: Флинта; Наука, 2010. – 411 с.

Неприятности концептуализации моделирования и действительности языковой картины мира: сборник научных трудов / отв. ред. Т.В. Симашко (вып.4, 2009; вып. 5, 2011). Архангельск.

Издания: 1) Вестник Столичного национального областного университета. Сер. Лингвистика; 2) Вестник МГУ. Сер. 19, межкультурная коммуникация и Лингвистика; 3) Вестник МГУ. Сер. 9, Филология; 4) Вопросы языкознания; 5) Известия РАН. Серия языка и литературы.

Замысел

1. Типы языковых знаний: значение, значимость, функции.

2. Главные функции языковых единиц

3. Понятие значимости языковых единиц как отражение в сознании их системных связей, норм потребления в речи.

4. Значение языковых единиц, их речевая реализация.

5. Структурно-семантические и количественные способы в языкознании.

Задания для работы в аудитории

1. Раскройте на примерах сущность репрезентативной (отражательно-номинативной) функции единиц языка, синтаксической и конструктивной.

2. Укажите, какие конкретно типы значимостей отражены в нижеприведенных примерах:

1) светло синий, серый, фиолетовый, зеленый; 2) напрасный, тщетный, зряшный; 3) аэроплан, самолет, авиалайнер; 4) остановить работу (трудиться), прекратить трудиться.

Сформулируйте к каждому типу значимостей определения, применяя следующий пример (необходимые слова в формулировке выделены): Свойства языковых единиц, обусловленные их связями в определенной парадигме, образуют область парадигматических значимостей.

3. Раскройте различия между лексическим и грамматическим значением. Выяснить лексические и грамматические значения приведенных слов: пшеница, бежал, додумается, розовый, белее, умно сообщил.

4. Выясните словообразовательные значения приведенных последовательностей слов. Представьте процесс словообразования в виде деривационной схемы (см.: 4 модель). Выясните средства и словообразовательное значение его выражения.

1) Предгорье, побережье, заречье, Закавказье; 2) гусенок, козленок, жеребенок, цыпленок, котенок; 3) заговорить, закричать, запеть, зашуметь, заиграть.

5. Готовиться к диктанту по терминологическому минимуму ПЗ 16 – 19

Терминологический минимум: значимость, лексическое значение, грамматическое значение, словообразовательное значение.

Задания по независимой работе для сдачи на диагностику (по графику)

1. Любой студент обязан забрать одно из приведенных слов (распределяет староста): голова, картина, окна, стол, квартал, рукав, язык, состав, перемещение, партия, свежий, теплый, редкий, чистый, тяжелый, легкий, держать, поднять, функционировать, брать, течь.

1) Выписать все значения слова; 2) составить предложения с каждым значением; 3) установить семантическую структуру слова, тип связи между отдельными лексико-семантическими вариантами.

Главная литература

Кодухов В.И. Неспециализированное языкознание: учебник. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 302 с.

Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: учебник. М.: КомКнига, 2007. – 350 с.

Дополнительная литература

Маслова В.А.Современные направления в лингвистике. М., 2008. – 266 с.

Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2004. – 512 с.

http://www.philology.ru/linguistics1.htm

http://www.library.ru/2/catalogs/elibs

http://slovari.yandex.ru/

Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.

Замысел

1. Главные разделы лингвистической типологии.

2. Морфологическая классификация языков (повторение модуля 5).

3. Синтаксическая типология языков. Идеи И.И. Мещанинова, контенсивная типология.

4. Универсалии языка, их классификация.

5. Межъязыковые сопоставления.

Задания для работы в аудитории

1. Прочтите параграф «16. Главные направления типологических изучений» из учебного пособия Н.Б. Мечковской «Обще языкознание. Структурная и социальная типология» (М., 2001, с. 46–48). Выпишите те направления изучений, каковые относятся к структурной типологии, укажите основания для различения направлений изучения в структурной типологии.

2. Просмотрите указанные автором вышеназванного учебного пособия параграфы, в которых раскрываются разные направления структурной типологии. Выпишите один либо два примера типологических различий языков по различным параметрам.

3. Сравните материалы к ЛК «Синтаксическая типология И.И. Мещанинова» и текст параграфа «33. Номинативный, эргативный, деятельный, классный и нейтральный строй языка» (учебное пособие Н.Б. Мечковской, с. 84 – 88). Выявите общность контенсивной типологии с идеями И.И. Мещанинова и ее особенности.

4. Дайте определение понятия «лингвистические универсалии», объясните различия между типологическими чертами языков и лингвистическими универсалиями.

5. Установите изюминке сопоставительных изучений. Поведайте о направлениях сопоставительных изучений, обоснуйте их важность в понимании национальной специфики языков и приведите примеры. При подготовке возможно применять следующие Интернет ресурсы (личный подбор материала приветствуется).

1) http://dibase.ru/article/21032011_chuburta (автореферат Т.А. Чубур «Теоретические основания лингвокультурологических сопоставительных изучений». Воронеж, 2011).

2) http://window.edu.ru/library/pdf2txt/528/59528/29596 (В.Б. Кашкин «Сопоставительные изучения: учебное пособие. М., 2007).

3) http://lincon.narod.ru/semantics.htm (С.Г. Воркачев «Эталонность в сопоставительной семантике // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 25. М., 2003, с. 6–15).

Терминологический минимум: номинативный строй языка, эргативный строй языка, деятельный строй языка, классный строй языка, нейтральный строй языка, лингвистические универсалии.

Задания по независимой работе для сдачи на диагностику (по графику)

Познакомившись с частью третьей «Лингвистические универсалии» (учебное пособие Н.Б. Мечковской), заполните следующую таблицу.

Различительные показатели Определение Примеры
Метод выдвижения (формулирования) универсалий Дедуктивные универсалии – это…
Индуктивные универсалии – это…
Степень универсальности Безотносительные универсалии – это…
Статистические универсалии – это…
Логическая форма универсалий Простые универсалии – это…
Импликативные универсалии – это…
Уровневые универсалии Фонетико-фонологические универсалии – это…
Морфологические универсалии – это…
Синтаксические универсалии – это…
Лексические и лексико-семантические универсалии – это…

Главная литература

Кодухов В.И. Неспециализированное языкознание: учебник. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 302 с.

Мечковская Н.Б. Неспециализированное языкознание. Структурная и социальная типология языков. М.: Флинта; Наука, 2009. – 312 с.

Дополнительная литература

http://www.philology.ru/linguistics1.htm

http://www.gumer.info

http://www.library.ru/2/catalogs/elibs

Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.

Модуль 7. Формирование антропоцентрической парадигмы

В языкознании

Understanding the rise of China | Martin Jacques


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: