(в соответствии с обновленными учебными программами)
Трансформации в учебной программе | Методические советы |
Структура учебной программы | |
В структуру учебной программы включены новые компоненты: а) любой раздел учебной программы содержит требования к главным итогам учебно-познавательной деятельности обучающихся по результатам изучения раздела; б) в каждом классе выяснены главные виды учебно-познавательной деятельности, каковые преподаватель может применять на уроках; в) в каждом классе выделены общеучебные умения, каковые обучающиеся должны освоить. | 1. Требования к главным итогам учебно-познавательной деятельности обучающихся, и общеучебные умения, сформулированные для каждого класса, нужно учитывать при формулировании и определении целей учебных занятий, проведении умений и диагностики знаний обучающихся по результатам изучения раздела. понятия и Вопросы, исключённые из содержания программы, не должны являться предметом контроля. 2. Преподаватель может руководствоваться рекомендованными в программе видами учебно-познавательной деятельности либо применять другие виды учебно-познавательной деятельности, использование которых вычисляет самоё оптимальным. 3. Преподаватель может применять примерное календарно-тематическое планирование, изданное в 2017 году. |
История Беларуси с старейших времен до конца XV в., VI класс | |
Раздел I БЕЛОРУССКИЕ ПОЧВЫ В СТАРЕЙШИЕ ВРЕМЕНА И РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ а) в теме «Древние люди на белорусской почва» исключен вопрос «Проникновение первобытных людей на территорию Беларуси»; б) объединено содержание двух тем «Расселение славян» и «На пути к стране» в тему «Расселение славян», на ее изучение выяснено 2 часа, в) из списка главных понятий, необходимых для запоминания, исключены термины: «присваивающее (потребляющее) хозяйство», «создающее хозяйство», «род», «дань», «подсечно-огневое земледелие», «индоевропейцы», «балты», «восточные славяне», «пашенное земледелия», «идол», «язычество». | Вопрос «Проникновение первобытных людей на территорию Беларуси» целесообразно разглядывать в рамках пункта «Заселение территории Беларуси». Содержание темы оптимизировано, исходя из того, что вопросы «Расселение славян» и «На пути к стране» логично связаны между собой. Список понятий, необходимых для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала с учётом возрастных изюминок обучающихся 6 класса. Понятия, не необходимые для запоминания, не должны включаться в контрольно-оценочную деятельность. |
Раздел II. «ПЕРВЫЕ СТРАНЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В IX — СЕРЕДИНЕ XIII в.» а) поменяно содержание темы «Зарождение государственности» на следующее: «Предпосылки происхождения государственности. Полоцкая почва – первое государство на территории Беларуси. Старый Полоцк. Начало полоцкой княжеской семействе. Рогволод. Взаимоотношения Полоцка с Киевом и Новгородом. Белорусские почвы в составе Киевской Руси»; б) в теме «Повседневная жизнь предков» поменяна формулировка пункта «Древнерусское общество» на «Социальная структура общества»; г) в тему «Хозяйство белорусских земель» включён вопрос «Формы землевладения»; д) в тему «Культура белорусских земель» включёны вопросы «Оборонительные сооружения», «Полоцкий Софийский собор»; е) из темы «Повседневная жизнь предков» исключен вопрос «Средства сообщения»; ж) из списка главных понятий, необходимых для запоминания, исключены термины: «Древнерусское государство (Киевская Русь)», «Полоцкое княжество (Полоцкая почва)», «Туровское княжества (Туровская почва)», «бояре», «княжества-почвы», «княжества-волости», «Золотая Орда», «вервь», «полюдье», «церковная десятина», «ополчение». | Содержание темы поменяно в целях оптимизации учебного материала с учётом возрастных изюминок обучающихся 6 класса. Формулировка вопроса поменяна с целью акцентирования внимания обучающихся на значение личности деятельности Юрия Ярославовича в ходе обретения независимости Туровского княжества. Для раскрытия вопроса нужно применять данные параграфа (с. 97 – 99, часть 1) Для изучения вопроса «Социальная структура общества» целесообразно применять таблицу «Категории населения Старой Руси» (с. 118) и схему (с. 119) учебного пособия (часть 1). Вопрос «Формы землевладения» серьёзен для понимания социально-экономических процессов, проходивших на белорусских почвах в IX — середине XIII в. Нужный учебный материал будет размещён на национальном образовательном портале. Для изучения вопроса «Полоцкий Софийский собор» целесообразно применять материал учебного пособия на с. 134 (часть 1). Список понятий, необходимых для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала с учётом возрастных изюминок обучающихся 6 класса. Понятия, не необходимые для запоминания, не должны являться предметом контроля. |
Раздел III «БЕЛОРУССКИЕ ПОЧВЫ Во время ВОЗНИКНОВЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ВКЛ (СЕРЕДИНА XIII — ФИНИШ XIV В.)» а) поменяно наименование темы «религии и Население ВКЛ» на «религиозная жизнь и Культура»; б) из списка главных понятий, необходимых для запоминания, исключены термины: «Литва», «Белорусское Понеманье», «Островское соглашение», «удел», «религиозная терпимость». | Наименование темы «религиозная жизнь и Культура» более полно отражает её содержание. Для рассмотрения темы применять материал § 6 (с. 50 – 51, часть 2). Перечень понятий, необходимых для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала с учётом возрастных изюминок обучающихся 6 класса. Понятия, не необходимые для запоминания, не должны являться предметом контроля. |
Раздел IV. «БЕЛОРУССКИЕ ПОЧВЫ В СОСТАВЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО В КОНЦЕ XIV-XV В.» а) в теме «Княжение Витовта» исключен вопрос «Попытки Витовта взять королевскую корону»; б) в теме «Развитие городов» исключён вопрос «Историческая роль городов»; в) из списка главных понятий, необходимых для запоминания исключены термины: «паны», «крепостничество», «бургомистр», «народность», «Белая Русь»; включено понятие «Судебник». | Вопрос «Попытки Витовта взять королевскую корону» не нужно разглядывать в качестве независимого пункта, рекомендуется его изучение в рамках вопроса «Великое княжество Литовское на вершине могущества». Для рассмотрения вопроса целесообразно применять материал учебного пособия (п. 3 и 4 на с. 66 – 68, часть 2) Перечень понятий, необходимых для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала с учётом возрастных изюминок обучающихся 6 класса. Понятия, не необходимые для запоминания, не должны являться предметом контроля |
История Беларуси (XVI-XVIII вв.), VII класс | |
Изучение истории Беларуси (XVI-XVIII вв.) в VII классе будет осуществляться по новой новому и учебной программе учебному пособию. | Материал нового учебного пособия полностью раскрывает все вопросы учебной программы. До поступления нового учебного пособия в учреждения образования возможно применять материалы оригинал-макета, размещенного на национальном образовательном портале: http://www.adu.by. |
История Беларуси (XVI – XVIII вв.), VIII класс | |
Раздел I. «БЕЛАРУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.» а) в теме «Ливонская война» формулировка вопроса «Боевые действия в 1579— 1581 гг.» поменяна на «Походы Стефана Батория в 1579 – 1581 гг.»; б) из темы «Образование Речи Посполитой» исключён вопрос «Великого объединения Княжества и Предпосылки Польши Литовского»; в) из темы «Сельское хозяйство» исключён вопрос «государственные налоги и Феодальные повинности крестьян»; г) из темы «Расширение влияния Восстановления на белорусские почвы» исключён вопрос «Публично-политическая и философская идея»; д) втему «Расширение влияния Восстановления на белорусские почвы» включён вопрос«Изюминки Ренессанса в Беларуси». | При изучении вопроса «Походы Стефана Батория в 1579 – 1581 гг.» нужно применять материал учебного пособия (п. 4, с. 7 — 9) Вопрос «Великого объединения Княжества и Предпосылки Польши Литовского» исключён в целях упрощения учебного материала для обучающихся 8 класса (с. 11 — 12). Вопрос «государственные налоги и Феодальные повинности крестьян» целесообразно разглядывать в комплексе с вопросом “Становление фольварочно-барщинной совокупности созяйствования” (п. 3 – 4, с. 34 — 38). Вопрос «Публично-политическая и философская идея» исключён в целях упрощения учебного материала для обучающихся 8 класса. Включение в программу вопроса«Изюминки Ренессанса в Беларуси» обусловлено важностью его для понимания темы. Для раскрытия содержания вопроса целесообразно применять материал п. 1 (с. 61) учебного пособия. |
Раздел II. «БЕЛАРУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.» а) из темы «Речи и Война России Посполитой 1654 – 1667 гг. » исключён вопрос «Политика царя Алексея Михайловича»; б) из темы «Беларусь в годы Северной войны» исключён вопрос «Оформление Северного альянса. Преображенский соглашение»; в) из темы «Борьба магнатских группировок» исключён вопрос «Создание шляхетских конфедераций приверженцев Августа II и Станислава Лещинского в годы второй Северной войны»; г) темы «Белорусская деревня во второй половине XVII – первой половине XVIII в.» и «Крестьянское перемещение» объединены в одну «Сельское хозяйство во второй половине XVII — первой половине XVIII в.», из нее исключены вопросы «Рост крепостнической эксплуатации крестьян», «Юридическое положение крестьян», на изучение темы выделено 2 часа. | Вопрос «Политика царя Алексея Михайловича» не есть главным для понимания темы, исходя из этого целесообразно разглядывать в рамках вопроса “Обстоятельства войны и соотношение сил” (с.74 — 75) Вопрос «Создание шляхетских конфедераций приверженцев Августа II и Станислава Лещинского в годы второй Северной войны» исключён в целях упрощения учебного материала для обучающихся 8 класса. Объединение тем «Белорусская деревня во второй половине XVII – первой половине XVIII в.» и «Крестьянское перемещение» в одну обусловлено их логической взаимосвязанностью, содержание темы упрощено в соответствии с возрастными изюминками обучающихся 8 класса. |
Раздел III. «БЕЛАРУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.»: а) в теме «Политический кризис Речи Посполитой» исключён вопрос «С. Понятовский – последний король Речи Посполитой»; б) в теме «Экономическая стабилизация во второй половине XVIII в.» исключён вопрос «Феодальное хозяйство» так как главные показатели феодального хозяйства обучающиеся изучали в прошлых темах. в) в теме «Народная культура» исключён вопрос «Изюминки развития народной культуры». Из списка главных понятий, необходимых для запоминания исключены термины:«новолатинская поэзия» (раздел I «Беларусь во второй половине XVI — первой половине XVII в.»); «силлабическая поэзия» (раздел II “Беларусь во второй половине XVII — первой половине XVIII в.); «косинеры», «второй «немой» сейм», «физиократы», «война кафтана и фрака», «кардинальные права», «Виленские якобинцы», «Просвещение» (раздел III «Беларусь во второй половине XVIII в. »). | Перечень понятий, необходимых для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала с учётом возрастных изюминок обучающихся 8 класса. Понятия, не необходимые для запоминания, не должны являться предметом контроля. |
История Беларуси (финиш XVIII – начало XX в.), IX класс | |
Исключены темы: «Положение белорусских земель в конце XVIII – середине XIX в.», «Положение белорусских земель в конце XIX – начале XX в.» | Вводные темы к каждому разделу не рекомендуются для необходимого изучения. Содержание данных тем не должно включаться в контрольно-оценочную деятельность. Учебный материал вводных тем возможно применять для систематизации и обобщения изученного материала. |
Раздел I. «БЕЛАРУСЬ НА ИСХОДЕ ФЕОДАЛИЗМА: ФИНИШ XVIII – СЕРЕДИНА XIX В.»: а) в теме «Политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII – середине XIX в.» исключён вопрос «Армейские поселения»; б) в теме «Трансформации в политике русского правительства в 1830—1840-е гг.» исключён вопрос «Влияние революционных событий 1848 – 1849 гг. в Европе на публично-политическую судьбу Беларуси»; в) в теме «Конфессиональные отношения в конце XVIII — первой половине XIX в.» исключён вопрос «Первые попытки перевода униатов в православие»; г) в теме «Промышленность, торговля, города и местечки в первой половине XIX в.» исключён вопрос «Расширение наёмного труда»; д) темы «положение крестьян и Сельское хозяйство в первой половине XIX в.» и «Реформы в сельском хозяйстве в первой половине XIX в.» объединены в одну «Сельское хозяйство в первой половине XIX в.». | Вопрос «Армейские поселения» не есть главным для понимания темы. Учебный материал о военных поселениях не рекомендуется для необходимого изучения. Вопрос «Влияние революционных событий 1848 – 1849 гг. в Европе на публично-политическую судьбу Беларуси» исключён в целях упрощения учебного материала для обучающихся 9 класса и не рекомендуется для необходимого изучения. Вопрос «Первые попытки перевода униатов в православие» целесообразно разглядывать в рамках пункта «Положение конфессий Беларуси по окончании присоединения к России» (с. 33 — 34). Тему «Сельское хозяйство в первой половине XIX в.», рекомендуется изучать в течении 2 часов. |
Раздел II. «УТВЕРЖДЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА НА БЕЛОРУССКИХ Почвах: ВТОРАЯ Добрая половина XIX – НАЧАЛО XX В.»: а) в теме «Восстание 1863—1864 гг.» исключён вопрос ««Письма из-под виселицы» К. Калиновского»; б) в теме «Развитие капиталистических взаимоотношений в деревне по окончании отмены крепостного права» исключён вопрос «Влияние феодальных пережитков»; в) темы «Первая события и российская революция 1905 г. в Беларуси» и «Публично-политическое положение в Беларуси в 1906 – 1914 гг.» объединены в одну «Первая русский ее события и революция на белорусских почвах», на её изучение выделено 2 часа, г) в теме «наука и Образование в 60-е гг. XIX – начале XIX в.» откорректирована формулировка вопроса «Начальное и среднее образование» и дана в следующей редакции «Состояние образования», Из перечня главных понятий исключены: понятия «автономия», «замысел Огиньского», «шляхетское восстание», «ланкастерская школа» (раздел I «Белорусские почвы в конце XVIII — середине ХIХ в. »), понятия «временнообязанные крестьяне», «Курловский расстрел», «коалиционные комитеты», «автономисты», «Свентянский прорыв», «тутэйшие», «церковно-приходская школа» (раздел II «Белорусские почвы во второй половине XIX — начале ХХ в.»); — включено понятие «Белорусская социалистическая громада» (раздел II «Белорусские почвы во второй половине XIX — начале ХХ в. »), -выделен дополнительный час для урока «Отечественный край» — выделен 1 час с целью проведения итогового обобщения. | Объединение тем «Первая события и российская революция 1905 г. в Беларуси» и «Публично-политическое положение в Беларуси в 1906 – 1914 гг.» в одну обусловлено их логической взаимосвязанностью. Учебный материал для изучения вопроса «Состояние образования» представлен в учебном пособии (с. 150 — 153). Перечень понятий, необходимых для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала с учётом возрастных изюминок обучающихся 9 класса. Вопросы, исключённые из содержания программы, и понятия, не необходимые для запоминания, не должны включаться в контрольно-оценочную деятельность. Понятие «Белорусская социалистическая громада» принципиально важно для понимания содержания изучаемых тем и формирования национальной идентичности обучающихся. Черта данного понятия содержится в историческом словаре учебного пособия (с. 179). Дополнительный час для урока «Отечественный край» выделен более детального изучения краеведческого исторического материала. С целью проведения итогового обобщения рекомендуется организовать проектную деятельность обучающихся по предложенным темам. |
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ, 1917 – 1945 гг. Х КЛАСС (БАЗИСНЫЙ УРОВЕНЬ) | |
По результатам изучения истории Беларуси у обучающихся должны быть организованы умения, обозначенные учебной программой в главных требованиях к итогам учебно-познавательной деятельности обучающихся для каждого класса. Для формулирования и определения целей учебных занятий, определения самые оптимальных видов учебно-познавательной деятельности, контрольно-оценочной деятельности преподаватель может применять материалы примерного календарно-тематического планирования, изданного в 2017 году. Содержание тем, вопросов, исключённых из содержания учебной программы, и понятия, не необходимые для запоминания, не должны включаться в контрольно-оценочную деятельность. | |
Исключены темы: «Положение в Беларуси незадолго до октября 1917 г.» (раздел І), «Положение Беларуси в межвоенный период» (раздел ІІ), «Беларусь в годы армейских опробований» (раздел ІІІ). | Вводные темы к каждому разделу исключены с целью оптимизации учебного материала при изучении истории Беларуси на базисном уровне (материалы §§ 1, 8, 20 не рекомендуются для необходимого изучения. Содержание данных тем не должно включаться в контрольно-оценочную деятельность. Содержание вводных тем возможно применять для обобщения и систематизации знаний обучающихся на уроках повторения. |
Раздел I. «ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РФ И СТАНОВЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»: а) в теме «События Октябрьская революция на Западном фронте и в Беларуси» исключены вопросы «Ликвидация Ставки Главнокому в Могилеве», «Деятельность Совнаркома Западной области и фронта», «А. Мясников, К. Ландер»; б) в теме «Беларусь в условиях германской оккупации» исключены вопросы «Установление германского оккупационного режима», «Освобождение Беларуси»; в) в теме «создание и Провозглашение белорусской государственности» исключён вопрос «Белорусское национальное перемещение и его главные политические направления»; г) объединены темы «Польско-советская война 1919—1920 гг.» и «Белорусская государственность в условиях гражданской войны. Второе провозглашение ССРБ» в тему «Польско-советская война 1919 – 1921 гг. и второе провозглашение Советской Социалистической Республики Беларуси», из нее исключены вопросы: «Главные направления борьбы с польскими интервентами», «Белорусская Коммунистическая организация»; на изучение темы выделено 2 часа; д) из списка главных понятий, необходимых для запоминания, исключено республика «и понятие». | Подробное рассмотрение этих вопросов на базисном уровне изучения истории Беларуси не нужно. Вопросы «Установление германского оккупационного режима», «Освобождение Беларуси» целесообразно разглядывать в рамках изучения вопроса «Наступление армий кайзеровской Германии и захват Минска. Сопротивление населения Беларуси оккупантам» (с. 18 — 20). Рассмотрение вопроса «Белорусское национальное перемещение и его главные политические направления» на базисном уровне изучения истории Беларуси не нужно. Не рекомендуется для необходимого изучения материал учебного пособия на с. 34 (абзацы 1 – 5), с. 36 (абзацы 1 – 3) Список понятий, необходимых для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала для изучения истории Беларуси на базисном уровне. Вопросы, исключённые из содержания программы, и понятия, не необходимые для запоминания, не должны включаться в контрольно-оценочную деятельность. |
Раздел II. «БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. ЗАПАДНАЯ БЕЛАРУСЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ПОЛЬШИ»: а) из темы «БССР в годы новой экономической политики» исключён вопрос «Взоры Д. Прищепова на пути преобразований в деревне»; б) из темы «Публично-политическая судьба БССР в 1920-е гг.» исключены вопросы «Демократизация публично-политической жизни», «Коммунистический альянс молодежи Беларуси»; в) из темы «Политика белорусизации» исключены вопросы «Направления национальной политики КП(б)Б», «Коренизация»; г) из темы «Развитие образования, культуры и науки в БССР в 1920-е гг.» исключены вопросы «Ликвидация массовой неграмотности взрослого населения», «Изучения белорусского этноса, его культуры и истории», «Деятельность Н. Щекотихина», «Начало творческого пути А. Кулешова», «М. Филиппович, В. Волков»; д) из темы «Проведение индустриализации в БССР» исключён вопрос «Переход к плановой национальной экономике»; е) из темы «Публично-политическая судьба в конце 1920-х — 1930-е гг.» исключены вопросы «Н. Голодед», «Н. Гикало», «А. Червяков»; ж) из темы «наука и Образование в конце 1920-х — 1930-е гг.» исключены вопросы «Трансформации в совокупности образования», «Введение общего начального образования», «Белорусская академия наук», «Ученые — уроженцы Беларуси: изучения О. Шмидта, открытия А. Чижевского»; з) темы «Развитие образования, культуры и науки в БССР в 1920-е гг.», «наука и Образование в конце 1920-х — 1930-е гг.», «искусства и Развитие литературы в конце 1920-х — 1930-е гг.» объединены в одну «Развитие образования, культуры и науки в БССР в 1920–1930-е гг.», на изучение темы выделено 2 часа; и) из темы «Состояние культуры в Западной Беларуси» исключены вопросы «Ф. Пестрак», «католический костёл и Православная церковь»; к) из списка главных понятий, необходимых для запоминания исключены термины: «прищеповщина», «окраины восточные», «политика «санации». | Вопрос «Взоры Д. Прищепова на пути преобразований в деревне» не нужно разглядывать на базисном уровне изучения истории Беларуси. Из необходимого изучения обучающимися нужно исключить материал учебного пособия на с. 51 (абзацы 3 – 4), с. 52 (абзац 1). Рассмотрение вопросов «Демократизация публично-политической жизни», «Коммунистический альянс молодежи Беларуси» в качестве независимых пунктов на базисном уровне изучения истории Беларуси не нужно. Из необходимого изучения обучающимися нужно исключить пункт «Демократизация публично-политической жизни» § 10 (с. 56 — 57). Вопрос «Направления национальной политики КП(б)Б» целесообразно разглядывать в рамках пункта «Белорусизация как составная часть советской национальной политики» (с. 61 — 62), вопрос «Коренизация» — в рамках пункта «Главные мероприятия, несоответствия и итоги белорусизации» (с. 63 — 65). Вопрос «Ликвидация массовой неграмотности взрослого населения» достаточно детально рассматривается в курсе глобальной истории, исходя из этого его дублирование при изучении истории Беларуси на базисном уровне не нужно. Из необходимого изучения обучающимися нужно исключить материал учебного пособия на с. 66 (абзацы 1 – 3). Творчество деятелей белорусской культуры целесообразно разглядывать по направлениям культуры. Учебный материал по этим вопросам представлен в учебном пособии по направлениям культуры (с. 68 – 71) Вопрос «Переход к плановой национальной экономике» не нужно разглядывать в качестве независимого пункта на базисном уровне изучения истории Беларуси. Из необходимого изучения обучающимися нужно исключить материал рубрики «Исторический портрет» (А. Червяков (с. 58), Н. Голодед, Н. Гикало (с. 82)). Вопросы «Трансформации в совокупности образования», «Введение общего начального образования» детально рассматривается в курсе глобальной истории, исходя из этого их дублирование при изучении истории Беларуси на базисном уровне не нужно. Вопросы «Белорусская академия наук», «Ученые — уроженцы Беларуси: изучения О. Шмидта, открытия А. Чижевского» нет необходимости разглядывать в качестве независимых на базисном уровне изучения истории Беларуси. Нужная учебная информация представлена в пункте «Развитие науки. Белорусская академия наук. Учёные – уроженцы Беларуси» (с. 89 — 90). Объединение тем «Развитие образования, культуры и науки в БССР в 1920-е гг.», «наука и Образование в конце 1920-х — 1930-е гг.», «искусства и Развитие литературы в конце 1920-х — 1930-е гг.» в одну связано с их логической взаимообусловленностью. Вопросы «Ф. Пестрак», «католический костёл и Православная церковь» не нужно разглядывать в качестве независимого пункта на базисном уровне изучения истории Беларуси. Из необходимого изучения обучающимися нужно исключить материал учебного пособия на с. 104 (абзацы 1 – 2) и пункт «католический костёл и Православная церковь. Неоуния в Западной Беларуси» (с. 105 — 106). Список понятий, необходимых для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала для изучения истории Беларуси на базисном уровне. |
РАЗДЕЛ III. БССР В ГОДЫ Второй мировой войны И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН: а) из темы «Воссоединение Западной Беларуси с БССР» исключён вопрос «Установление Советской власти в Западной Беларуси»; б) из темы «Начало ВОВ» исключены вопросы «Цели Германии в войне против СССР», «Оккупация Беларуси германской армией»; в) из темы «Германский оккупационный режим на территории Беларуси» исключён вопрос «Деятельность белорусских коллаборантов»; г) из темы «Освобождение БССР от германских захватчиков» исключён вопрос «Значение разгрома германских армий в Беларуси»; д) из темы «Участие БССР в основании ООН» исключён вопрос «Советская стратегия в отношении ООН»; е) из списка главных понятий, необходимых для запоминания исключены термины: «коллаборационизм», «Армия Крайова». | Вопрос «Установление Советской власти в Западной Беларуси» не нужно разглядывать в качестве независимого пункта на базисном уровне изучения истории Беларуси. Вопрос «Образование органов советской власти в Западной Беларуси» рекомендовано разглядывать в ознакомительном порядке. Вопрос «Цели Германии в войне против СССР» изучается в курсе глобальной истории. Нужно исключить данные на с. 122 (абзац 1) учебного пособия из необходимого изучения обучающимися и разглядывать его в комплексе с вопросом «Приграничные битвы. Защита Могилева и Минска» (с. 124 — 126) и в теме «Германский оккупационный режим» (с. 127 — 131). Вопрос «Деятельность белорусских коллаборантов» не нужно разглядывать в качестве независимого пункта на базисном уровне изучения истории Беларуси. Нужно исключить пункт на с. 130 – 131 из обязатлеьного изучения обучающимися. Вопрос «Значение разгрома германских армий в Беларуси» не нужно разглядывать в качестве независимого пункта на базисном уровне изучения истории Беларуси. Вопрос «Советская стратегия в отношении ООН» не нужно разглядывать в качестве независимого пункта на базисном уровне изучения истории Беларуси. Список понятий, необходимых для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала для изучения истории Беларуси на базисном уровне |
ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ, ВТОРАЯ Добрая половина 1940-Х ГГ. – НАЧАЛО кожный покров В., XI КЛАСС (БАЗИСНЫЙ УРОВЕНЬ) | |
По результатам изучения истории Беларуси у обучающихся должны быть организованы умения, обозначенные учебной программой в главных требованиях к итогам учебно-познавательной деятельности обучающихся для каждого класса. Для формулирования и определения целей учебных занятий, определения самые оптимальных видов учебно-познавательной деятельности, контрольно-оценочной деятельности преподаватель может применять материалы примерного календарно-тематического планирования, изданного в 2017 году. Содержание тем, вопросов, исключённых из содержания учебной программы, и понятия, не необходимые для запоминания, не должны включаться в контрольно-оценочную деятельность. | |
— исключен вопрос: «Перемещение за национальный суверенитет» (тема «Становление национального суверенитета»); — включен следующий вопрос: «Отношение власти к людям, подвергшимся репатриации» (тема «Публично-политическая судьба в БССР»); — конкретизированы следующие темы: «искусство и Литература» именами белорусских писателей Я. Коласа, Я. Брыля, М. Лынькова, И. Мележа, И. Шамякина (раздел I «БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.»), «Литература» именами белорусских писателей И. Шамякина, В. Быкова, И. Науменко, А. Адамовича (раздел II «БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.»); — исключены из списка главных понятий: понятия «волюнтаризм», «коммунизм», «парламентская оппозиция» (раздел II «БССР во второй половине 1950-х — 1980-е гг.»). | Информация по этому вопросу представлена в учебном пособии на с. 124. Целесообразно кроме этого при рассмотрении учебного материала применять выдержки из Декларации Парламента от 27 июля 1990 г. (дополнительный материал на с. 131). Вопрос «Отношение власти к людям, подвергшимся репатриации» есть ответственным для понимания темы, поскольку определяет изюминке публично-политической жизни БССР во второй первой 1940-половине – и половине 1950-х гг. Нужная учебная информация представлена в учебном пособии (с. 18 — 19). Указание имён деятелей белорусской культуры обусловлено необходимостью конкретизации сокращения и учебного материала его количества на базисном уровне изучения истории Беларуси. Список понятий, необходимых для усвоения, сокращён в целях оптимизации учебного материала для изучения истории Беларуси на базисном уровне. |