К 17 в. под влиянием персоязычной лит-ры Индии в Иран. поэзии везде утверждается усложненный, т. н. индийский, стиль (сабке хинди). Появляются разл. формалистич. школы. Одна из них — тазриг (“впрыскивание”), взявшая особенное развитие в дворцовой поэзии, по существу абсолютно липшла поэзию ее содержания. Одним из первых отказался от формалистич. соч. и витиеватого инд. стиля Фарахани (Каэм-Макам). Реакцией на уход поэтов от изображения настоящей действительности явилось лит. направление, именовавшееся базгашт (“возвращение”), приверженцы к-рого стремились возродить в поэзии ясный стиль ранних перс. классиков: основоположник жанра путевых записок в стихах Висаль, Каани и Соруш Исфахани и др. Среди поэтов 19 в. самый известны создатель сатиры “Сардар-наме” Ягма Джандаги и Шейбани, Р. Хедаят, творчество к-рых знаменовало усиление перс. критич. начала в П. л. Последним поэтом 19 в., прославившимся в жанре касыды и чекаме (ода), считается Саба.
В нач. 19 в. появляется жанр прозаич. мемуаров и путёвых записок, познакомивших Иран. читателя с социальным устройством и жизнью европ. государств и подготовивших становление новой Иран. прозы.
Громадное значение для распространения просветит. идей имели переводы в 1874 комедий азерб. просветителя ?. ?. ?хундова. Его авторитет прослеживается в творчестве Мальком-хана, Зейн-оль-Абедина Мерагеи, Та-либова, Дехходы.
ПЕРС
==275
*
Во время Иран. революции 1905—11 и нац.-высвободит. перемещения 1918—21 глашатаем демократич. идей делается сатирич. поэзия, тесно связанная с публицистикой. Она представлена творчеством Дехходы, Бехара, Ирадж-Мирзы, музыканта и поэта Арефа Казвини. Антиколон, и антифеод, направленностью отличается творчество поэтов, ставших жертвами феод. реакции (Фаррохи Йезди и др.). Социалистич. идеи находят выражение в произв. Лахути. В кон. 1-й всемирный войны 1914—18 в Тегеране было создано Лит. об-во Ирана (в кон. 30-х гг. переим. в Об-во умного Низами), органами к-рого стали журн. “Данешкаде” (1918—19) и “Армаган” (изд. с 1920). Рост нац. самосознания и пробуждение интереса к прошлому страны содействовали становлению жанра историч. романа, первоначально еще продолжавшего традиции дастана (Санатизаде Кермани и др.). Появляется совр. реалистич. рассказ (Джамалзаде). Спад революц. перемещения в нач. 20-х гг. и усиление репрессий обусловили пессимистич. окраску большинства первых социальных романов, авторами к-рых были Каземи, Хеджази, Нафиси и др.
30-е гг., отмеченные усилением диктатуры Реза-шаха, в истории П. л. взяли наименование •“тёмного периода” (
По окончании падения режима Реза-шаха (1941) отмечается новый расцвет П. л., особенно прозы. В 1946 в Тегеране состоялся 1-й конгресс писателей Ирана. Заметно усилилось реалистич. начало в творчестве Хадаята. С новыми реалистич. произв. выступают Бозорг Алеви, Джамалзаде, Нафиси и др. Глубоким гуманизмом отмечены произв. Табари. Остросатирич. пьесы и рассказы пишет Чубек. Нушин написал пьесу “Петух возвещает восход солнца” о борьбе Иран. рабочих. Социальная тематика характерна для повестей Фазела. Борьбе за мир посвящены стихи Бехара, управлявшего Иран. об-во приверженцев мира (1950). На язык фарси стали переводиться многие произв. рус. и сов. писателей. Заметным явлением в П. л. было творчество историка лит-ры и текстолога Казвини. Во время усиления борьбы против засилья иностр. нефтяных компаний показались антиимпериалистич. мотивы в поэзии. Социальным содержанием насыщено творчество Жале, Табари, Афраште, Шахрияра и др. В 50-е гг. с актуальными стихами выступили поэты Сайе, Надерпур, Кесраи.
В 60—70-е гг., в то время, когда страна была перевоплощена в воен. базу амер. империализма, в лит-ре заметно усилился интерес к социальным проблемам Иран. действительности (Саэди, Тонкабони, Бехранги, Мир Садеки). С разоблачением шахского террора выступил Табари. Нац.-высвободит, революцию (1978) в Иране и провозглашение Исламской республики (1979) поддержали узнаваемые писатели (поэт Кесраи и др.).
==276 ПЕРС — ПЕРУ
• Крымский А. Е., История Персии, ее лит-ры и дервишской теософии, т. 1—3, M., 1914—17; Брагинский И. С. 12 миниатюр, М., 1966; е го же, Из истории перс. и тадж. лит-ры М., 1972; Бр агинский И., К омис с а р ов Д., Перс. лит-ра М., 1963; Комиссаров Д. С., Очерки совр. перс. прозы, М. 1960; его же. Пути развития новой и новейшей перс. лит-ры Очерки, М., 1982; Кляшторина В. Б., Совр. перс. поэзия, М. 1962; ее же, “Новая поэзия” в Иране, М., 1975; Кор-Оглы X., Совр. перс. лит-ра, М., 1965; его же. Связи эпоса народов Ср. Азии, Азербайджана и Ирана, М., 1983; История перс. и тадж. лит-ры, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970.
X. Г. Короглы, Д. С. Комиссаров.
ПЕРСОНАЖ (франц. personnage, от лат. persona — лицо, маска), в большинстве случаев — то же, что и литературный храбрец. В лиг-ведений термин “П.” употребляется в более узком, но не всегда однообразном смысле, к-рый часто выявляется только в контексте.
Значительно чаще под П. знают действующее лицо. Но и тут различаются два толкования: 1) лицо, представленное и характеризующееся в действии, а ве в описаниях (ему соответствуют более всего храбрецы драматургии, образы-роли), — такое ограничит, познание термина “П.” воспринимается уже как устарелое; 2) любое действующее лицо, субъект действия по большому счету, представлен ли он конкретно либо о нем рассказывается, — это познание термина самое популярное, используется к разл. лит. храбрецам (не считая лирического храбреца; нельзя сказать
ПЕРУАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа Перу. Начинается преим. на исп. яз. Основной лит. монумент доколон. периода — нар. драма на яз. кечуа “АпуОльянтай” (опубл. 1853). Известны кроме этого священные гимны, лирич. поэзия. Осн. жанры в колон, период (16—1-я четв. 19 вв.)— историч. хроники, из к-рых выделяются “Королевские комментарии инков” Инки Гарсиласо де ла Веги и религ.-филос. поэзия живших в Перу испанцев X. де Эспиносы Медрано, испытавшего влияние гонгоризма, и П. де Перальты Барнуэво. Сатирич. бытовые пьесы и стихи писал X. дель Валье Кавьедес (сб. “Зубастый Парнас”). На протяжении войны за независимость от Испании (1810—26) сформировалось творчество основоположника нац. поэзии М. Мельгара, попытавшегося соединить традиции “книжной” исп. индейского фольклора и поэзии.
После достижения Перу в 1821 независимости лит-ра отражала гл. обр. политич. борьбу между консерваторами (поэт-сатирик Ф. Пардо-и-Альяга) и либералами, чьи идеи высказывал создатель бытовых комедий М. А. Сегура. Романтизм развивался с кон. 1840-х гг. Романтич. проза часто сочеталась с элементами костумбризма: историч. романы X. А. Лавалье, сентиментально-эротич. романы Л. Б. Сиснероса. С романтич. стихами выступали К. А. Салаверри, X. А. Маркес. Для социально-критич. романа Н. Арестеги “Папа Оран” — первого нац. романа — характерна антиклерикальная направленность. Наибольшим писателем 2-й пол. 19— нач. 20 вв. был Р. Пальма, создавший необычную жанровую традицию, — легенды и анекдоты из доисп. и колон, прошлого “Перуанские предания” (т. 1—12, 1872—1915). Поражение Перу в Тихоокеанской войне 1879—84 содействовало распространению либеральных и революц. идей, выразителем к-рых стал публицист и поэт М. Гонсалес Прада. В книгах и стихах эссе (“Свободные страницы”, “Часы борьбы”) он обличал аристократию, буржуазию, католицизм. Гонсалес Прада положил начало идеологич. перемещению под назв. индеанизм, приверженцы к-рого решительно посвятили свое выступление защите индейцев. Первый индеанистский роман — “Птицы без гнезда” Клоринды Мато де Турнер — реалистически изобразил ожесточённую эксплуатацию индейцев. Индеанизм повлиял на всю П. л. 1-й пол. 20 в. В поэзии кон. 19— нач. 20 вв., скованной академич. нормами, выделяются сатирич. стихи А. Гамарры. Появившемуся в данный же период модернизму (поэт X. С. Чокано) свойствен интерес к культуре и самобытной природе Перу. Поэт X. М. Эгурен тяготел к символизму.
Одна из новаторских тенденций в П. л. связана с журн. “Colonida” (1916), прозой и поэзией А. Вальделомара, представителя перуан. постмодернизма. Окт. революция в РФ содействовала появлению левых и подъёму сил в лит-ре новых худож. явлений. В поэзии 2-й пол. 20-х гг. появились авангардист.
течения (X. Парра дель Риего, А. др и Идальго.), к к-рым тяготела пролет, поэт Магда Порталь. Громадное влияние на развитие обществ, и лит. мысли Перу оказал журн. “Amauta” (1926—30), издававшийся выдающимся критиком-марксистом X. К. Мариатеги. В прозе индеанизм оставался магистральным течением до 60-х гг. (Э. Лопес Альбухар, В. Гарсия Кальдерой). прозаик и Крупнейший поэт С. Вальехо издал сб-ки стихов, отразивших мятежные настроения,—•“Тёмные герольды”, “Трильсе” и др., и первый в Лат. Америке пролет, роман об индейцах-шахтерах “Вольфрам”, пронизанные антибурж. мироощущением.
В 30—40-х гг. сложилась несколько поэтов-сюрреалистов (X. Абриль и др.), к к-рым тяготел и представитель чистой поэзии М. Адан. С социально-критич. романами выступили писатели-индеанисты С. Алегрия (“В громадном и чуждом мире”) и X. М. Аргедас (“Глубокие реки”, -“Кровь всех рас”), в первый раз глубоко раскрывшие духовную жизнь индейцев “изнутри”. X. Диес Кансеко правдиво изобразил жизнь мулатов. Антифаш. подъем в годы 2-й всемирный войны 1939—45 содействовал происхождению радикально настроенной группы “Поэты народа” (1943—48): X. Гарридо Малавер, М. Скорса и Г. Валькарсель, в 60-х гг. написавший поэму “Ленин”. Критич. начало преобладает в поэзии А. Ромуальдо, X. Г. Росе и С. Саласара Бонди, к-рый в 60-х гг. приобрел кроме этого известность как безделки (“и драматург Комедии”), в прозе X. М. Рибейро. Для новаторских романов М. Варгаса Льосы, одного из известный совр. писателей Лат. Америки (“псы и Город”, “Зеленый дом”, “Разговор в „Катедрале” и др.), свойственны острый социальный критицизм, психол. глубина. Революц. мотивы свойственны поэзии X. Эро.
Изд.: Поэты Перу, М., 1982.
? S a ache z L. A., La literatura peruana, derrotero para una historia espiritual del Peru, v. l—6, B. Aires, [1950—51]; T a may о Vargas A., не меньше peruana, v. l—2, Lima, [1953—54]; N une z E., La literatura peruana en el siglo XX (1900—1965), Мех., 1965. С. П. Мамонтов.
“ПЕСНЬ О МОЕМ СИДЕ” (“El cantar de Mio Cid”), исп. эпич. неизвестная поэма. Создана ок. 1140, сохранилась в неполной записи 1307.
Очень совершенно верно воссоздает история, образ и факты прославившегося собственными подвигами в Реконкисте рыцаря Родриго Диаса де Бивара (род. между 1026 я 1043— ум. 1099), прозванного Кампеадором (бойдом) e Сидом (араб. сеид — господин). В Сиде, идеализированном автором (певцом-хугларом), народ видел преданного королю подчинённого, борца за освобождение отчизны от мавров и в один момент неприятеля феод. знати. Поэму характеризует живость языка, ирония, изобразит. мастерство.
Монумент повлиял на все предстоящее развитие исп. лит-ры; образ Сида отыскал кроме этого отражение в произв. П. Корнеля, И. Г. Гердера.
Изд. в рус. пер.: Песнь о Сиде, М. 1959.
О М е н ен д ее ? и да л ь Р., Избр. произв., пер. с исп., М., 1961. А. Л. Штейн.
1-я часть поэмы повествует о смерти и подвигах богатыря Зигфрида, 2-я — о мести его жены Кримхильды и трагич. финале кровавой распри (отражение историч. преданий об уничтожении гуннами бургундского гос-ва). Связанные с образом Зигфрида чудесные мотивы ярко выражены в сканд. предположениях сказания и в более поздней яем.
К сюжету
Изд. в рус. пер.: Песнь о Нибелунгах, Л., 1972.
• ХойслерА., Герм. героич. сказание и эпос о Нибелунгах, М., 1960. Л. Е. Гении.
•(песнь О РОЛАНДЕ” (“Chanson de Roland”), героич. эпопея франц. средневековья, относящаяся к циклу поэм “Королевской жесты” (см. Жесты). самая ранняя из дошедших редакций — Оксфордская (ок. 1170).
Историч. базу ее образовывает эпизод разгрома басками в Пиренеях (778) арьергарда отступавших из Испании армий Карла Великого во главе с Роландом. В поэме баски-христиане заменены маврамимусульманами, события были перенесенными в обстановку феод. общества 10—12 вв. Эпопею отличает патриотичность содержания, монументальность образов.
В первый раз
Изд.: La chanson de Roland, P., [I960]; в рус. пер.— Песнь о Роланде, М.—Л., 1964; Песнь о Роланде, М., 1976.
В. С. Лозовецкий.
“ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ”·, собрание разновременных др.-евр. (на языке иврит) лирич. песен 1-го тыс. до н. э. (позднейшие —3 в. до н. э.), объединенных в 17-ю долгое время и книгу Библии приписывавшихся Соломону, царю Израиля и Иудеи. Лирика “П. п.” — прославление страстной, “сильной как смерть” любви — отмечена яркой образностью (поэтической и вместе с тем чувственно “осязаемой”), изобилует сравнениями, параллелизмами и метафорами.
По форме близка фольклорной свадебной лирике; гипотетически выделяются партии жениха и невесты, дружек жениха и подруг невесты. В
“П. п.” повлияла на развитие интимно-лирич. и мистико-лирич. поэзии мн. населений: украины из нее прослеживаются в творчестве ср.-век. евр. поэтов (Иегуда Галеви, Ибн Гебироль), евр. писателей 19—20 вв. [X. Н. Бялик, А. Гольдфаден (пьеса “Суламифь”), Шолом-Алейхем (пов. “Суламифь”)], поэтов “сладостного нового стиля” в Италии (см. -“Дольче стиль муово”), нем. романтиков и др. В рус. лит-ре по мотивам “П. п.” написаны стих. Г. Р. Державина “Соломон и Суламита”, А. С. Пушкина “В крови горит пламя жажды…”, “Вертоград моей сестры”, цикл “Иудейские песни” Л. А. Мея (осуществившего перевод всех стихов “П. п.”), повесть А. И. Куприна “Суламифь”. Известны романсы М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского на стихи Пушкина и Мея, опера А. Рубинштейна “Суламифь”.
И з д. в рус. пер.: Песнь песней, в кн.: проза и Поэзия Др. Востока, М.,1973 [пер. и прим. И. Дьяконова]. В. П.
ПЕСНЯ, форма словесно-муз. иск-ва. направляться различать П. фольклорную и П. как жанр письм. поэзии. В традиц. фольклоре текст П. и ее мелодия создавались в один момент; лит. П. служила только базой для, довольно часто разных муз. произведений.
Народная П., один из старейших жанров народного поэтического творчества, возможно эпич., лирич., лиро-эпич. и лиро-драматической. Для эпич. П. (напр., рус. былин, укр. дум, гайдуцких и юнацких П. юж. славян, исп. романсеро) характерна повествовательность. В лирич. П. повествоват. начало в большинстве случаев менее развито; в них выражено гл. обр. идейно-эмоц. отношение к событиям. Лиро-эпич. П. (причитания и др.) сочетают развернутое повествование с сильным эмоц. звучанием. Примером лиро-драматических являются игровые и нек-рые хороводные П., содержание к-рых разыгрывается.
В зависимости от условий бытования нар. П. делятся ва обрядовые (см. Обрядовая поэзия) и необрядовые. Календарные обряды сопровождались колядками, веснянками, подблюдными песнями, масленичными, купальскими П., зажиночными, дожиночными и др. П., призванными оказать действие на природу, привести к хорошему урожаю. П. семейно-бытового обряда сопровождали самый знаменат. события в жизни человека, таковы родильные, крестильные, рекрутские, свадебные П. (см. Свадебная поэзия), похоронные плачи.
Расцвет необрядовой песенной поэзии приходится на поздние периоды в истории фольклора. Наровне с большими эпич. формами, которые связаны с обществ. историч. тематикой (пример — рус. исторические песни 16—18 вв.), громадное развитие взяла нар. лирич. П., преим. амурного и семейно-бытового содержания; многие из таких П. отмечены глубиной
ПЕСН — ПЕСН
==277
эмоции, высокими поэтич. преимуществами. Большая часть традиц. лирич. П. проникнуто грустью, вместе с тем шуточные и плясовые нар. П. пронизаны весельем и неподдельным юмором. С 18 в. в РФ появляются солдатские и рабочие П.; в них преобладает социальная тематика, заметно влияние лит-ры (куплетность, силлабо-тонич. стихосложение, рифма). Во 2-й пол. 19 в. массовое распространение приобретает частушка, а среди гор. низов — и т. н. мещанский романс.
Громадное значение купили песенные жанры в литературе. Уже поэты Др. Греции (7—5 вв. до н. э.) создают культовые, застольные, амурные П., пишут песни-элегии разнообразной тематики, придумывают гимны в честь победителей и богов на состязаниях. В средние века провансальские трубадуры создают такие песенные формы, как канцона, альба, рондо, сирвента, серенада, баллада. Соединение лит. (куртуазной) и фольклорной традиций отмечается кроме этого в П. франц. труверов и нем. миннезингеров. Во время господства классицизма П. в иерархии жанров было отведено очень скромное место, но в эру сентиментализма, а после этого романтизма лит. П. переживает расцвет: Р. Берне в Англии, П. Ж. Беранже во Франции, Г. Гейне в Германии. В кон. 18—1-й пол. 19 вв. жанр П. утверждается в рус. лит-ре, в значит, мере благодаря А. В. Кольцову. Популярными П. стали мн. стихи А. С. Пушкина (•“Узник”, “Зимний вечер”), М. Ю. Лермонтова (“Выхожу один я на дорогу”), Н. А. Некрасова (“Тройка”, “Меж высоких хлебов затерялося”, начало поэмы “Коробейники”), Н. Г. Цыганова, А. Ф. Мерзлякова, Я. П. Полонского, И. 3. Сурикова и др. рус. поэтов; на Украине — Т. Г. Шевченко. Значит, роль в революц. перемещении сыграла лит. песня-гимн: “Интернационал” Э. Потье, “Варшавянка” Г. М. Кржижановского, “Смело, товарищи, в ногу” Л. П. Радина и др. В сов. время жанр П. интенсивно начинается как в фольклорных, так и — в основном — в лит. формах, вобрав в себя многообразное содержание обществ. и личной жизни сов. людей. Широкое распространение в народе взяли песни Д. Бедного, Н. Н. Асеева, В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского, М. А. Светлова, А. А. Суркова, Е. А. Долматовского, М. Л. Матусовского, Л. И. Ошанина, Б. Ш. Окуджавы и мн. др. сов. поэтов.
Изд.: Соболевский А. И., Великорус, нар. песни, т. 1—7, СПБ. 1895—1902; Песни и романсы рус. поэтов. [Вступ. ст. В. Е. Гусева], М., 1965.
• Колпакова Н. П., Рус. нар. бытовая песня, М.—Л., 1962; Лазутин С. Г., Рус. нар. песни, М., 1965; Рус. нар. песня. Библиография. указатель. 1735—1945, М., 1962. С. Г. Лазутин.
русская и ПЕТРАШЕВЦЫ литература. П.— участники политич. кружков, планировавших с 1844 у М. В. Буташевича-Петрашевского (1821—66), и у Н. С. Кашкина, С. Ф. Дурова, Н. А. Спешнева; приверженцы демократич., материалистич. и революц. идей. Арестованы 23 апр. 1849; привлечены к следствию 123 чел., двое провели остаток своих дней за решоткой, 21 чел. приговорен к расстрелу, замененному каторгой либо солдатчиной. В числе П. были Ф. М. Достоевский, А. Н. Плещеев и др.; к П. были близки М. Е. Салтыков, В. Н. Майков. На лит.-эстетич. взоры П., признававших обществ, роль иск-ва, выдвигавших идея о сближении лит-ры с нар. судьбой, просвещением и наукой, оказали влияние теории утопич. социализма. Это отыскало выражение в критич. статьях Майкова, в социальных мотивах ранней Салтыкова и прозы Достоевского, а с особенной отчетливостью — в поэзии П.: переводах Дурова из гражд.-патетич. лирики О. Барбье и В. Гюго, в стихах Плещеева (сб. “Стихотворения”, 1846), А. И. Пальма, Д. Д. Ахшарумова, А. П. Баласогло и др. Влияние П. испытали и нек-рые поэты, далекие от революц. перемещения: А. Н. Майков (поэмы “Две судьбы”, “Машенька”), А. А. Григорьев (цикл стихов “Прощание с Петербургом”). На одной
==278 ПЕТР — ПИСЬ
из “пятниц” Петрашевского (15 апр. 1849) Достоевским было прочтено неопубл. “Письмо Белинского Гоголю”. Идеи П. сыграли заметную роль в формировании обществ.-эстетич. взоров Н. Г. Чернышевского. Призывы П. к “неспециализированному благу для всего человечества” отвечали ранним нравств. поискам Л. Н. Толстого, видевшегося с нек-рыми участниками кружка.
Изд.: Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, М., 1953; Поэты-петрашевцы, 2 изд., Л., 1957.
? ?сакина Т. И., Петрашевцы и лит.-обществ, перемещение сороковых годов XIX в., [Саратов], 1965; Б ел ь ч и к о в Н. Ф., Достоевский в ходе петрашевцев, М., 1971. В. В. Жданов.
“Революция и ПЕЧАТЬ”, ежемес. библиографии и журнал критики. Выходил в Москве в 1921—30. В состав редколлегии (до 1929) входили А. В. Луначарский, Н. Л. Мещеряков, И. И. Скворцов-Степанов, М. Н. Покровский; ответств. редактор — В. П. Полонский. Издание носил энциклопедич. темперамент: поделённый на 2 части — “Статьи и Отзывы” и “обзоры о книгах”, — его материал включал в себя историю и теорию лит-ры, лит. публицистику и критику, книжные обозрения по иск-ву, политике, естествознанию, математике, воен. делу, философии, истории, музыке, театру и т. д. Издание уделял особенное внимание проблемам методики лит-критики и ведения, стремился использовать марксист, способ к изучению истории лит-ры. На его страницах развернулась дискуссия о формальном способе (1924, № 5); полемика о способах науч. марксист, критики между Полонским и “напостовцем” Г. Лелевичем (1925, №4, 8); систематически публиковались статьи В. Ф. Переверзева. В 1929 издание превратился в орган группы
“ЛитфрОНТ”. Г. ?. Белая.
“ПИОНЕР”, ежемес. издание для пионеров и школьников. Орган ЦК ВЛКСМ и Центр, совета Всесоюзной пионерской орг-ции им. В. И. Ленина. Изд. в Москве с 1924. Печатает повести, рассказы, сказки, стихи, пьесы, очерки, лит. портреты.
ПИРРИХИЙ (греч. pyrrhichios), l) в метрическом стихосложении — стопа из двух кратких слогов (^ ^ ), самостоятельно не употреблялась; 2) в силлабо-тоническом стихосложении — условное назв. пропуска схемного ударения в хореич. и ямбич. размерах (“Три женщины под окном”, “И лучше придумать не имел возможности”, А. С. Пушкин). Термин “П.” был в ходу в 18— 19 вв. (ходовое выражение “замена ямба пиррихием” и т. п.), сейчас выходит из потребления.
М. Л. Гаспаров.
ПИСЬМЕННОСТЬ. 1. Совокупность монументов словесности, закрепленных в рукописных книгах и рукописях, вне их родовой, жанровой и идеологич. дифференциации, в особенности применительно к средневековью и древности. В большинстве случаев, они реализуются в нац. совокупностях письма и отражают развитие и становление нац. самосознания в его разных формах. Часто, в особенности в средние века, монументы нац. словесности закреплялись не в национально формирующемся письме, а в тех либо иных формах конфессионально детерминиров. письма, как, напр., закрепление монументов словесности румын кириллицей; подобные явления имели место и в др. регионах (Дальний Восток, Южная Азия). Время от времени термин “П.” употребляется кроме этого в значении словесность, литература. 2. Совокупность письма как структура графики, присущей к.-л. конкретному языку; от П. направляться отличать письм. форму речи, к-рая не есть легко обращение, закрепленная в письменности, но имеет в большинстве случаев специфич. лексико-семантич. и грамматич. показатели, отличающие ее от устной речи. И. Д. Серебряков. ПИСЬМО, знаковая совокупность фиксации речи, разрешающая посредством начертательных (графических) элементов передавать данные на расстоянии и закреплять ее во времени. Первоначально для передачи информации использовались др. методы, напр. пиктографическое (рисуночное) “письмо”, бирки, зарубки, вампумы, др и кипу. Фактически П. вырабатывалось в большинстве случаев в раннеклассовом обществе в связи с усложнением хозяйственной судьбе. Совокупность П.
характеризуется постоянным составом знаков, причем любой символ передает или целое слово, или последовательность звуков, или отдельный звук речи. Для классификации видов П. серьёзна не форма знаков, а темперамент передачи символами элементов речи. Существует четыре главных типа П.: идеографический, словесно-слоговой (логографически-силлабический), фактически силлабический и буквенно-звуковой (алфавитный). В конкретных совокупностях П. эти типы в большинстве случаев существуют в не в полной мере чистом виде.
В идеографическом П. любой символ может обозначать любое слово в любой грамматич. форме в пределах круга понятийных ассоциаций, или прямо вызываемых изображением, составляющим этот символ, или условных. Напр., символ, изображающий ногу, вероятно значит входить”, -“находиться”, ^приносить” и т. п. в любой грамматич. форме. Вместо изображения смогут употребляться и произвольные графич. знаки. Возможность передачи информации посредством чистой идеографии весьма ограниченна: данный тип П. существовал лвшь как переходный от пиктографии к словесно -слоговому П. Базой совокупности этого типа П. остается прошлая многозначная идеограмма, но конкретная привязка символа любой раз к определ. слову обеспечивается добавлением знаков, высказывающих чисто звуковые элементы слова или в целом, или его частя (особенно грамнатич. элементов), и символами-детерминативами, уточняющими круг понятий, к к-рому относится данное слово. Идеография, символ, прикрепленный к определ. слову, именуется логограммой. Слоиесиослоговым П. имели возможность передавать каждые тексты, т. к. оно снабжало достаточно адекватную надёжное воспроизведение и фиксацию речи текста при чтении. В старейших видах П. этого типа символы для монумент, надписей продолжительно сохраняли форму картинок-иероглифов; наровне с ними существовала скоропись (напр., на папирусе, черепках — в Египте, на глиняных плитках — в Передней Азии, ва бамбуковых палках — на Д. Востоке). Такие совокупности П. появлялись в том месте, где в первый раз складывалось государство, и в большинстве случаев — независимо друг от друга; отд. случаи сходства знаков разъясняются или неспециализированной типологией, или случайностью. Самый известны: др.-егип. П. (с кон. 4-го тыс. до н. э.), шумерское П. (с нач. 3-го тыс. до н. э.) и развившиеся из него виды клинописи, эламская нероглифвка (3-е тыс. до н. э.), протоиндийское П. (тогда же), критское П. (с нач. 2-го тыс. до в. э.), китайское П. (со 2-го тыс. до н. э.), майя П. в Центр. Америке (1-е тыс. н. э.). Не все древние совокупности П. этого типа расшифрованы: самый изучено П. Египта, Двуречья (клинопись) и Китая. Единственные существующие сейчас древние совокупности П. словесно-слогового типа — китайская и производные от нее японская и корейская. Сохранение их разъясняется аморфным характером кит. слова и исходя из этого малой необходимостью в передаче грамматвч. показателей, и удобством кит. П. для общения между носителями фонетически различающихся диалектов. Кит. П. распространилось в Корее, Японии и др. государствах, во выяснилось неудобным ввиду иного грамматич. строя соответствующих языков. Исходя из этого наровне с кит. иероглифами в этих государствах рано начали использовать местные фонетич. совокупности П. — силлабическое П.