Для повествоват. и драматич. произведений, более насыщенных действием, свойственны сюжетные М.; многие из них владеют историч. повторяемостью и универсальностью: прозрение и узнавание, возмездие и испытание (наказание). Одинаковый М. может нести различные оценочные моменты (ср. эпически завершенный, житийный “уход” отца и Нехлюдова Сергия у Л. Н. Толстого и проникнутый лирико-иронич. интонацией автора “уход” храбрецов “Моей жизни”, “Учителя словесности” Чехова).
М. кочуют во времени и переосмысляются каждой последующей эрой. Мн. лит. М., наравне с мифологическими, окончательно вошли в духовный опыт людской культуры.
? ?еселовский ?.?., ?оэтика сюжетов, в его кн.: Историческая поэтика, Л., 1940; Томашевский Б. В., Теория лит-ры. Поэтика, 6 изд., М.—Л., 1931, с. 134—58; Белецкий А. И., Избр. труды по теории лит-ры, М., 1964, с. 98—102; Пропп В. Я., Морфология сказки, М., 1969; Викторович ?.?., ?онятие мотива в литературоведч. изучении, в сб.: Рус. лит-ра XIX в. композиции и Вопросы сюжета, [в. 2], Неприятный, 1975; К ? а с ? о в Г. В., Мотив в структуре прозаич. произв., в том месте же, [в. 4], 1980; Лермонтовская энцииклопедия, М., 1981 (цикл статей “Мотивы…”). Л. К. Незванкина, Л. М. Щемелёва.
МОТИВИРОВКА, в узком смысле — композиц. прием, посредством к-рого разъясняется движение всего повествования либо введение отд. сцен и эпизодов; в широком — худож. обоснование событий, переживаний и поступков персонажей.
Термин
Понятие о М. как обосновании худож. действительности ссылаясь на к.-л. конкретные факты либо закономерности отсутствовало в древних лит-рах: универсально-синтезирующая точка зрения на мир еще не потребовала анализа этого мира, уяснения причинно-следств. связей. В антич. и ср.-век. лит-рах происходящее разъяснялось вмешательством всевышних (в древней драме —
В лит-ре кон. 18 — нач. 19 вв. потребность в конкретной и тщательной М. связана с усилением реалистич. тенденций, рвением к иллюзии достоверности худож. мира. Реализм 19 в. конкретно в “объяснении действительности” (Н. Г. Чернышевский) видел одно из гл. назначений лит-ры. Роман 19—20 вв. в лучших собственных примерах (Л. Н. Толстой, О. Бальзак, Г. Флобер, Т. Манн) создал самая богатую и сложную совокупность сопиально-историч. и нравственнопсихологических М.
Выдвижение на первый замысел в произв. внутр. действия и особенное внимание к сфере сознания храбрецов дали толчок иной тенденции и развитию — немотивированности и непредсказуемости поведения персонажей. Эта тенденция прослеживается уже у Ф. М. Достоевского: парадоксальность, странность, логический выверт — существ, черты поведения его храбрецов (напр., суицид Свидригайлова в “наказании и Преступлении”, братание Рогожина и князя Мышкина в “Идиоте”). Распространенные методы сюжетных М. в классич. и особенно в совр. лит-ре — ретроспекция, ассоциативность, случайность (ситуаций и встреч), сны. Глубинную и неявную М. поступки храбрецов приобретают в контексте произведения.
Существование в жизни логически необъяснимого часто абсолютизируется модернист, лит-рой “потока сознаниям (М. Пруст, Дж. Джойс), в “новом романее (Н. Саррот), в вздора драме (М. Бютор, Э. Ионеско). Резкое ослабление единой совокупности М, связано тут с отказом от идеи социально-историч. детерминизма и признанием хаотичности, непознаваемости мира. Из этого и разрушение во мн. произведениях совр. заруб, лит-ры сюжета как логич. центра повествования (“Процесс” Ф. Кафки, пьесы Э. Ионеско).
Сфера М.— преим. сюжетное произв., в особенности эпос. Драматич. жанры лишены свободы в применении авторского голоса, могущего конкретно мотивировать события и факты. Это обусловливает специфичность М. характеров и действия персонажей в драмах (реплики в сторону, сообщения вестников, монологи храбреца наедине с собой). Для лирики М. мало характерна, что вытекает из самой ее бессобытийной природы, лирич. самовыражения, не нуждающегося в к.-л. эмпирич. М.
% Шкловский В., О теории прозы, М-, 1925; Томашевскйй Б. В., Теория лит-ры. Поэтика, б изд., М. — Л., 1931 (по указат.); Хрестоматия по теоретич, лит-ведению, Тарту, 1976, с. 281—82; Уэллек Р., Уоррен О., Теория лит-ры, [пер. с англ.], М., 1978, с. 234—35. Л. К. Незванкина.
МУАММА (араб.), жанр стихотв. ребуса либо шарады в лит-рах Ел. и Ср. Востока, Ср. Азии. М. строится на изюминках начертания араб. алфавита и потому вне араб. шрифта теряет суть и не может быть осознана. Намеки делаются по-различному: голова, вершина и т. п. свидетельствует первую букву слова, нога, хвост — последнюю, время от времени именуется цифровое значение соответствующей буквы; существуют и методы обозначать утрату диакритич. точки над либо под буквой, ее перемещение сверху вниз и т. п. В большинстве случаев в М. зашифровано имя собственное. Жанр взял особое развитие в 15 в., в то время, когда мн. поэты доводили до крайней изощренности формальные изюминки поэтич. жанров, довольно часто — в ущерб содержанию. В М. поэтич. содержание выхолощено абсолютно, это лит. игра, потребовавшая, но, сообразительности и немалых знаний.
• Вертел ь с Е. Э., Навои. Опыт творч. биографии, М. — Л., 1948, с. 44—47.
МУВДШШАХ, жанр араб. ср.-век. строфич. поэзии, маленькая поэма, предназначенная для пения под сопровождение муз. инструмента. “Изобретение” М. араб. традиция приписывает поэту Мукаддаму ибн Муафа, жившему в Испании в кон. 9 — нач. 10 вв. М. имеет от 4 до 10 строф. Первые два бейта рифмуются между собой. Их рифму повторяет последний бейт строфы. Как авторы М. в Андалусии (Араб. Испания) прославились поэты 11 в. Ибрахим ибн Сахль альИсраили, Лисан-ад-дин ибн аль-Хатиб, в вост. областях Халифата — египтянин Ибн Сана аль-Мульк аль-Мисри и др.
• Крачковский И. Ю., Араб. поэзия в Испании, Избр. соч., т. 2, М, —Л-, 1956; Фильштинский И. М., Араб. классич. лит-ра, М., 1965 (см. указатель). И. М. Фильштинский.
МУНАЗАРА (араб.— спор, спор), поэтич. жанр в лит-рах Бл. и Ср. Востока, некоторый род прений между воооражаемыми соперниками, любой из к-рых утверждает собственный превосходство. Один из самых ранних образцов жанра — сохранившаяся в переработке на средпеперс. яз. поэма “Ассирийское древо”, монумент парфян, лит-ры (3—4 вв.); в поэме, написанной силлабич. стихом с элементами рифмы, пальма и коза ведут спор о том, кто из них более нужен человеку (см. Персидская литература). К 10—11 вв. жанр взял значит, распространение, как и приблизительно соответствующая М. в формальном отношении тенсона в европ. лит-рах 11—12 вв. Нек-рые поэты, напр. поэт 11 в. Асади Туей, придавали форму М. касыде, где спор завершался восхвалением того лица, к-рому посвящалось стих. Виделись М. и в поэмах-.чесневу.
“МУРЗЙЛКА”, иллюстрир. ежемес. издание для детей младшего школьного возраста. Орган ЦК ВЛКСМ и Центр, совета Всесоюзной пионерской орг-ции им. В. И. Ленина. Издается с 1924 в Москве. В 1927—28 при издании выходила “Мурзилкина газета”.
МУСАДДАС (араб., букв. — ушестеренный), 1) строфич. форма в поэзии народов Бл. и Ср. Востока и Ср. Азии. Шестистишия со схемой рифм аааааа ЬЬЬЬЬа ссссса. Количество строф в стихотворении, написанном М., колеблется от 4 до 10. 2) См. Мусаммат.
МУСАММАН (араб., букв.— увосьмеренный), 1) строфич. форма в поэзии народов Бл. и Ср. Востока и Ср. Азии, восьмистишия со схемой рифм аааааааа bbbbbbba ddddddda. 2) См. Мусаммат.
МУСАММАТ (араб., букв.—подвеска), 1) в общем значении — всякое стих строфич. структуры в ср.-век. араб., перс., тадж. поэзии. Термин обозначал кроме этого особенную строфич. форму: шестистишие из трех бейтов со схемой рифм aaaaab cccccb dddddb по полустишиям, первые узнаваемые образцы к-рого представлены в творчестве поэта 11 в. Менучехри и к-рое существует в совр. поэзии; 2) в спец. значении как особенная форма версификации на базе чужих произв.
Строилась эта форма следующим образом: к каждому бейту избранной для М. чьей-либо газели приписывали сначала по неск. полустиший (мисра), имеющих ту же рифму, что и первое полустишие данного бейта. Любой бейт преобразовывался, т. о., в целую строфу, в к-рой все строки, не считая последней, рифмовались между собой, а последняя строчок рифмовалась с последними строчками всех остальных строф. В зависимости от количества приписанных строчков М. приобретал различные заглавия: в случае, если дописано по три строкиполустишия и, следовательно, получались пятистрочные строфы, то М. носил назв. мухаммас (“упятеренный”); в случае, если дописано по четыре строки, стих. именовалось мусаддас (
Создание М. само по себе не свидетельствовало о несамостоятельности пишущего их поэта: то была, с одной стороны, дань обширно распространенной традиции поэтич. подражания (см. Назира), с другой — дань уважения таланту предшественника либо современника в поэзии. Так, напр., Алишер Навои писал М. на газели собственного старшего современника, прославленного узб. лирика Лутфи.
• Берт е л ьс Е. Э., Навои. Опыт творч. биографии, М.—Л., 1948, с. 50—54. М. Г. Кириллова.
МУСТЕЗАД, форма классич. стиха в поэзии народов Бл. и Ср. Востока и Ср. Азии. В М. долгие строчки (14 и более слогов) чередуются с маленькими (6 слогов). Количество строчков в строфе от 2 до 10 пар долгих и маленьких. В М., складывающемся из двух пар строчков, в первой строфе рифма перекрестная, в последующих долгие строчки не рифмуются, а маленькие повторяют рифмы первой строфы. Схема рифм для М. из трех и более пар — в первой строфе пишутся на одну рифму соответственно все долгие, на другую — все маленькие строчки, во второй и последующих строфах вводятся новые рифмы в том же порядке, как в первой строфе, для всех строчков за исключением двух последних, из к-рых долгая рифмуется с долгой строчком первой строфы, маленькая — с маленькой.
Аз. Шариф.
МУХАММАС (араб., букв. — упятеренный), 1) строфич. форма в поэзии народов Бл. и Ср. Востока и Ср. Азии, пятистишия со схемой рифм ааааа bbbba сссса… Форма употреблялась преим. для стих. элегич. содержания. 2) См. Мусаммат.
“Идея”, рус. филос. и обществ.-политич. ежемес. издание. Изд. в Москве с дек. 1910 по апр. 1911 (всего вышло 5 номеров). Легальный орган коммунистов, созданный В. И. Лениным и руководимый им из зарубежа. В “М.” были напечатаны четыре статьи Ленина, в т. ч. ст. “Храбрецы „оговорочки”, в к-рой находилась резкая критика В. Базарова, оправдывавшего толстовщину; ст. Г. В. Плеханова “Смешение представлений (Учение Л. Н. Толстого)”; “Литературные наброски” В. В. Воровского (под псевд. П. Орловский), в к-рых он дал высокую оценку “Деревне” И. А. Бунина; статьи И. И. Скворцова-Степанова, К. Цеткин и др. Осн. направление издания — борьба с ликвидаторством. Последний, 5-й номер был конфискован правительством, и издание закрыт. Его преемник — журн. “Просвещение”.
МУАМ — МЫСЛ
==231
00.htm — glava18
Н
“НА ЛИТЕРАТУРНОМ ПОСТУ”, издание критики. Выходил в Москве в 1926—32 (с 1931 — раз в десять дней). Осн. орган РАПП (см. в ст. Ассоциации пролетарских писателей). “На л. п.”·, в редакцию к-рого входили Л. Л. Авербах, Ю. Н. Либединский, А. А. Фадеев и др., осуждал нигилистич. отношение собственного предшественника — журн. “.На должности ^ к классич. наследию, обширно освещал вопросы сов. лит-ры, разрабатывал неприятности творч. способа. Вместе с тем издание не учитывал поворота осн. массы непролет, писателей к социализму, пропагандировал схоластич. концепции (“союзник либо неприятель” и пр.) вульгарно-социологич. характера. В связи с ликвидацией РАПП прекратил существование.
“На должности”, издание критики, теоретич. орган объединения •“Октябрь^. Выходил в Москве в 1923— 1925 (шесть номеров) под ред. Б. Волина, Г. Лелевича, С. А. Родова. Поддерживая новое, пролет, иск-во, против формалистич. и декадент, тенденций, издание одновременно с этим провозглашал и осуществлял на практике нигилистич. подход к классич. наследию, непролет. писателям, т. н. “попутчикам”, к числу к-рых относил кроме этого М. Горького и В. В. Маяковского. Деятельность издания шла вразрез с политикой партии, стремившейся к консолидации лит. сил. По окончании опубл. резолюции ЦК РКП(б) “О политике партии в области художественной литературы” (1925), осудившей сектантский подход к лит. творчеству, издание прекратил выходить.
“НАБЛЮДАТЕЛЬ”, рус. лит., политич. и науч.-популярный ежемес. издание. Изд. в Санкт-Петербурге в 1882— 1904 (с перерывом в 1902—03) А. П. Пятковским. Наровне с второразрядной рус. и иностр. литературой печатал отд. произв. Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. В. Засодимского, стихи И. А. Бунина, Л. Н. Трефолева, К. М. Фофанова, переводы из А. Доде, Г. де Мопассана, Э. Золя, Ф. Лжёт Гарта.
НАДПИСЬ, 1) вид лит. монументов древности — Египта, Ассиро-Вавилонии, Персии, Греции и др. (высекались на стенах храмов, дворцов, на плитах гробниц, на горах и т. п.). 2) Небольшой стихотв. лит. жанр, идущий от антич. эпиграммы: Н. к статуе, портрету, на книге, в альбоме и пр.
В РФ известны надписи М. В. Ломоносова (
НАЗИРА (араб.), форма поэтич. лит. подражания в лит-рах Бл. и Ср. Востока, Ср. Азии, т. н. “ответ” на к.-л. произв. другого поэта с обязат. применением размера, системы и рифмы тропов того произв., на к-рое отвечают. В придворной поэзии уже начиная с 11 в. Н. иногда делается средством лит. борьбы, методом доказать поэту-сопернику собственный превосходство. С 13 в., в то время, когда по окончании смерти Низами Гянджеви неизвестный составитель объединил созданные азерб. поэтом пять поэм в т. н. пятерицу (см. Хамсе), началась многовековая традиция писания Н. как на пятерицу в целом, так и на ее отд. поэмы. Среди поэтов, создавших Н. на поэмы Низами,— Амир Хосров Дехлеви, Алишер Навои, Абдуррахман Джами, Мухаммад Физули.
НАНАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, см. Литературы народов Дальнего Востока и Крайнего Севера СССР. НАПЕВНЫЙ СТИХ, 1) в мелодике стиха — один из трех осн. интонационных типов (наровне с говорным и ораторским). В рус. поэзии создан преим. ?.?. ?уковским, A.A. Фетом, А. А. Блоком; самый употребителен в интимной камерной лирике.
==232 НА ЛИ — НАПР
Тематич. композиция строится не на логич., а на эмоц. развертывании, с чередованием ослаблений и усилений эмоц. напряжения; усиления отмечаются риторич. вопросами, восклицаниями, обращениями; в малых жанрах ключевую роль играются повторы, параллелизмы и пр.; в целом фразы симметричны, синтаксис и ритм совпадают, переносы редки, чередование интонац. понижений и повышений медлено и упорядочение. Различаются три усложняющихся вида Н. с.: куплетный, песенный и романсный. 2) В ритмике и метрике “напевным стихом” время от времени наз. тактовик, имитирующий рус. народный стих (И. С. Рукавишников); в таком значении термин малоупотребителен.
М. Л. Гаспаров.
ТЕЧЕНИЕ и НАПРАВЛЕНИЕ литературные, понятия, обозначающие совокупность фундаментальных духовно-содержат. и эстетич. правил, характерных для творчества мн. писателей, школ и ряда группировок, и обусловленные этими наиболее значимыми правилами соответствия и совпадения программно-творч. установок, тематики, жанров и стиля. В смене и борьбе Н. и т. самый четко выражаются закономерности литературного процесса.. применение и Трактовка этих терминов разны. Иногда они употребляются как синонимы, подчас течение (Т.) отождествляется с лит. школой либо группировкой, а направление (Н.) — с художественным способом либо стилем.
В соответствии с самый распространенной точкой зрения понятие “Н.” фиксирует общность глубинных духовно-эстетич. баз худож. содержания, обусловленную единством культурно-худож. традиций, однотипностью миропонимания писателей и стоящих перед ними жизненных неприятностей, а в конечном итоге — сходством эпохальной социально- и культу рно-историч. ситуации. Но само миропонимание, т. е. отношение к поставленным проблемам, представление о способах и путях их разрешения, идеологич. и худож. концепции, совершенства писателей, которыми владел к одному Н., возможно разным.
Так, в базе романтич. миропонимания лежит глубокое разочарование в просветительских совершенствах, в совр. действительности, в возможностях обществ, прогресса и, с др. стороны, всезахватывающая жажда совершенства, страстное рвение к совершенствам общим, полным, “нескончаемым”. Но конкретное содержание и
В этом отношении Н. отличаются от лит. школ и группировок, предполагающих яркую идейно-худож. близость и программно-эстетич. единство их участников (•“.озерная школа· в англ. романтизме, несколько ^Парнас* во Франции, кубофутуризм в РФ — см. Футуризм), и от Т. как разновидностей Н. Во франц. классицизме, напр., возможно выделить Т., опиравшееся преим. на традиции картезианского рационализма (П. Корнель, Ж. Расин, Н. Буало), и Т., ориентированное в большей мере на сенсуалистич. традиции П. Гассенди (Ж. Лафонтен, Мольер). Применительно к рус. романтизму говорят о “философском”, “психотерапевтическом”, “гражданском” (см., напр., Декабристская литература) Т. В рус. реализме нек-рые исследователи различают “психотерапевтическое” и “социологическое” Т.
В европ. лит-рах Н. появляются только в новое время, в то время, когда худож. лит-ра обретает относит, самостоятельность в качестве “мастерства слова”, обособляясь от вторых, нехудож. лит. жанров (см. Литература). В лит-ру властно входит личностное начало, делается вероятным выражение точки зрения автора, и живописец приобретает возможность выбора той либо другой жизненной и творч. позиции. самые значительными Н. в истории европ. лит-ры принято вычислять
ренессапсный реализм (см. Восстановление), барокко, классицизм, просветит, реализм (см. Просвещение), сентиментализм, романтизм, критич. реализм (см. Реализм), натурализм, символизм, социалистический реализм. Существование этих громадных Н. в ряде нац. лит-р более либо менее общепризнано. Правомерность выделения вторых — маньеризм, ??????, ?редромантизм, неоклассицизм, неоромантизм, импрессионизм, экспрессионизм, модернизм — вызывает споры, Н. носят не замкнутый, а открытый темперамент; переход от одного Н. к второму предполагает в большинстве случаев промежуточные формы (Предвозрождение в европ. культуре 13—14 вв., предромантизм кон. 18 в.).
Определ. сходство нек-рых Н. (напр., барокко с экспрессионизмом и романтизмом) побуждает отд. исследователей строить типологич. модели более универсального характера: .“классика” и “романтика” (“законченное”, “завершенное” и “нескончаемое”, “незавершенное”) как два осн. типа иск-ва у ф. Штриха и Б. Кроче, реалистич. и ирреалистич. типы “стилей” (практически — направлений) у П. Н, Сакулина. Но большая часть ученых склонно вычислять осн. единицей членения лит. процесса Н. и связанный с ним “громадный” стиль.
одинаковая последовательность и Чередование Н. в различных государствах разрешают разглядывать их как явление интернациональное: то либо иное Н. в каждой лит-ре выступает с данной точки зрения в качестве нац. варианта соответствующей общеевроп. модели. Но нац историч. своеобразие Н. в отд. государствах иногда столь существенно, что отнесение их к единому типу выясняется проблематичным, а типологич. общность нац. разновидностей классицизма, сентиментализма, романтизма и т. д.— очень относительной и условной. Это характерно в особенности для государств, к-рые со значит, запозданием стали на общеевроп. путь либо же восприняли европ. культуру извне. Их отличает особенный, “неклассический”, “ускоренный” тип лит. развития с характерным для него “сжатием”, стяжением осн. стадий и ступеней и, с др. стороны, распространением одной стадии на пара; преобладание гибридных, смешанных форм. Так, для рус. романтизма характерно сочетание, синтез фактически романтич. начал с сентиментализмом и: началами (Жуковский), классицизмом (К. Ф. Рылеев), анакреонтикой (К. Н. Батюшков, юный А. С. Пушкин) — и, с др. стороны, с реализмом (творчество Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя). Еще более сложные, причудливые образования — необычный сплав местных и общеевроп. традиций — возможно найти в лит-рах Востока, Африки, Лат. Америки. Т. о., при создании неспециализированной модели лит. Н. приходится учитывать меру типологич. общности его нац. форм — тот факт, что под флагом одного Н. часто выступают явления, как следует разные.
При всем конкретно-историч. своеобразии отд. нац. разновидностей лит. Н. они смогут быть сближены по значению в лит. ходе — по той роли, к-рую играются они в истории собственной нац. лит-ры; такова, напр., роль предшественника —“оппонента” и сентиментализма классицизма романтич. иск-ва — во Франции и в РФ. Между нац. разновидностями Н., т. о., существует определ. внутр. сообщение — выражение закономерностей неспециализированной сторич. порядка. Эта эпохальная общность и выясняется предпосылкой скрещиваний и взаимовлияний нац. лит-р (см. влияния и Литературные связи и Сравнительно-историческое литературоведение).
Ф Жирмунский В. М., Сравнит, лит-ведение. Запад и Восток, Л., 1979, с. 66—83, 137—57; ? е и з о в Б. Г., О лит. направлениях, , 1957, М 1; Соколов ?.?., ?ит. направление. (Опыт статьи для терминологич. словаря), “Изв. АН СССР. ОЛЯ, 1962, т. 21, в. 5; Гачев Г., Ускоренное развитие лит-ры, М., 1964; Конрад Н. И,, Восток и Запад, 2 изд., М., 1972; Поспелов Г. Н., Неприятности историч. развития лит-ры, М., 1972, с. 253—70; Лихачев Д. С., Развитие рус. лит-ры ? — XVIО вв., Л., 1973 (см. предметно-тематич. указ.); Волков И. Ф., Творч. способы и худож. совокупности, М., 1978; Г у плачь ч А., Типологич. общность и нац историч. своеобразие, “ВЛ”, 1978, №11; Маркевич Г., Осн. неприятности науки о лит-ре, пер. с польск., М., 1980, с. 202—35.
Л. М. Гуревич.
НАРОДНАЯ ДРАМА, особенный вид драмы, род фольклорных произведений. Элементы драматич. действия характерны мн. календарным (напр., ряженье на святках) и домашним обрядам (свадьба), иск-ву скоморохов, мн. жанрам фольклора различных народов. Обширно распространены были и фактически жанры Н. д., гл. обр. в виде ср.-век. религ. мистерии, христ., мусульм., буддийской.
Репертуар рус. Н. д. мал. Громаднейшей популярностью пользовались пьесы “Царь Максимилиан” (нач. 18 в.; зарегистрировано св. 200 вариантов; тема — преследование правителем-язычником сына-христианина) и “Лодка” (“разбойничья” тема), неск. сатирич. и юмористич. пьес-сценок (“Барин”, “Мнимый барин”, “Конь” и др.). Поэтику Н. д. отличали смесь стиха и рифмованной прозы, соседство напыщенной шутовства и патетики; обильное применение оксюморона, метатезы, комич. игры слов; в постановке — элементы декораций, диалоги между публикой и актёрами, значит, роль импровизации. Комедийно-сатирич. разновидность Н. д.—кукольное представление “Петрушка” (на Украине — Притон, в Белоруссии — Батлейка, в Польше — Шопка), храбрец к-рого родствен итал. Полишинелю, англ. Панчу, персонажам-маскам чеш., узб., индонез. и др. нац. театров; см. кроме этого Балаган.
ф История западноевроп. театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Всеволодски й-Г ернгросс В. Н., Рус. устная нар. драма, М., 1959; Сааушкина Н. И., Рус. нар. театр, М., 1976; Гусев В. Е., Рус. фольклорный театр XVIII — нач. XX в.. Л., 1980.
русская и НАРОДНИЧЕСТВО литература. Н. как “идеология… крестьянской демократии в РФ” (В. И. Ленин, т. 22, с. 304) оказало значит. влияние на рус. лит. процесс. Истоки Н. относятся ко времени революц. ситуации 1859—61, в то время, когда под влиянием “Колокола” и -^Современникам демократич. интеллигенция искала пути для революц. пропаганды в народе. Полагая собственными идейными преподавателями А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, представители революц. Н. разглядывали лит-ру и публицистику как серьёзное средство обществ, действия. Лежащие в базе народнич. мировоззрения критика крепостнич. пережитков и нарождающихся капиталистич. взаимоотношений, уверенность в необходимости коренных социальных преобразований нашли отражение в прозе писателей-народников Н. И. Наумова, Н. Н. Златовратского (роман “Устои”), Н. Е. Каренина-Петропавловского, П. В. Засодимского, Ф. Д. Нефедова, А. И. Эртеля, Н. Ф. Бажина, И. В. Омулевского, С. семь дней. Терпигорева и др., уделявших осн. внимание изюминкам миросозерцания рус. крестьянства, его общинным учреждениям, в к-рых они часто видели отправную точку для социалистических преобразований. Изучение настоящей крест, жизни приводило лучших представителей лит-ры Н. к правдивому отражению социальных противоречий деревни, раскрытию хищнической сути кулачества, к отказу от идеализации общины; в крест, массе они обнаруживали, с одной стороны, рабское терпение и косность, а с другой — стихийное бунтарство (Г. И. Успенский, цикл очерков “Власть почвы”).
Самый распространенными жанрами прозы Н. стали публицистич. роман, бытовые и этнографич. очерки, сцены из нар. жизни, в них преобладали конфликты социальные, а не психотерапевтические. духовные искания и Народные массы интеллигента-разночинца, испытывающего чувство морального долга перед народом и готового к жертвенному подвигу для нар. счастья, — в центре мн. произв. писателей-народников. В качестве писателей выступали мн. яркие участники революц. перемещения 70— 80-х гг., создавшие в собственных произв. образ революционера-народника (очерки С. М. Степняка-Кравчинского и его роман “Андрей Кожухов”, повести “Василиса” А. А. Арнольди, “Булгаков” Ф. Н. Юрковского, стихи П. Л. Лаврова, Г. А. Мачтета, С. С. Синегуба, П. Ф. Якубовича). Позднее нек-рые из народников обрисовали собственную революц. деятельность в худож. мемуарах (“Повести моей жизни” Н. А. Морозова, “Запечатленный труд” В. Н. Фигнер, “Воспоминания чайковца” Синегуба и др.).
Проникнутая романтикой революц. борьбы, поэзия Н. опиралась на традиции гражд. лирики Н. А. Некрасова, включая в себя и ссылки “и мотивы каторги”, жертвенного подвига, характерных для поэзии декабристов (см. Декабристская литература),— стихи Морозова, Ф. В. Волховского, Фигнер и др. Близость к фольклорной поэтике, традиционность стихотв. формы определяли доступность поэзии Н. широким весам. Мн. стихи поэтов-народников стали
HАPO — HАPO
==233
популярными революц. песнями, а поэзия Н. повлияла на пролет, поэзию 90-х гг. 19 в. Народнич. мотивы видятся в творчестве С. Я. Надсона, А. Н. Плещеева, В. М. Гаршина, К. М. Станюковича, Д. Н. Мамина-Сибиряка, к-рые не были непосредств. участниками перемещения. Те либо иные стороны народнич. перемещения нашли отражение с различных идеологич. позиций в романах И. С. Тургенева “Новь”, Ф. М. Достоевского “Бесы”, в стихах Я. П. Полонского (“Узница”), произв. В. Г. Короленко (“Чудная”, “История моего современника”). Рвение писателей, родных по мировоззрению к настроениям и консервативным взглядам, развенчать революц. Н. выразилось в “антинигилистическом, романе”.
В легальной печати 60—80-х гг. органами лит. Н. были издания •“Отечественные записки”·, “Дело”, ”Слово.”, газ. “семь дней”, в кон. 19 — нач. 20 вв.— журн. “Заветы и”· Русское “богатство”. Стихи поэтовнародников публиковали нелегальные газ. “воля и Земля”, “Народная воля”, и органы вольной рус. прессы за границей — газеты и журналы “Вперед”, “Набат”, “Община”, “Работник”, в 900-х гг. — эмигрантские органы эсеров газ. “Революционная Российская Федерация” и журн. “Вестник русской революции”, с к-рыми были связаны Н. К. Михайловский, Якубович и др.
В области лит. публицистики и критики с позиций Н. выступали П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский, Н. В. Шелгунов, М. А. Протопопов, А. М. Скабичевский, Р. В. Иванов-Разумник и др. Первую попытку марксистского анализа лит-ры Н. предпринял Г. В. Плеханов (“Народники-писатели”, Соч., 2 изд., т. 10), отметивший ее демократизм и правдивость. Черта народнич. идеологии дана в работах Ленина (“От какого именно наследства мы отказываемся?”, “Две утопии” и др.). В совр. критич. литературе говорят о Н. как в широком смысле (“идеология крестьянской народовластии”), распространяя данный термин на целый разночинский этап движения сопротивления, так и о Н. в узком смысле — Н. 70—90-х тт. 19 в., отмечая специфич. черты его политич. стратегии и программы.