Лекция ii. ребенок — дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания

В Конвенции о правах ребенка (1989 г) в части 1 (статья 1) говорится, что ребенком есть человеческое существо до успехи 18 — летнего возраста, в случае, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» (см. Конвенция о правах ребенка. В учебном пособии «Дошкольная педагогика», авторы Кулова С.А., Куликова Т.А..- М, Изд. Центр «Академия», с.382).

Период детства, в соответствии с возрастной периодизации Д.Б.Эльконина, характеризуется сменой ведущих типов деятельности. Для младенческого возраста (первый год судьбы) ведущей деятельностью есть конкретно эмоциональное либо ситуативно-личностное общение, в которого формируются предметные действия ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) на первое место выходит предметно — манипулятивная деятельность, в которой происходит активное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми.

Так, развитие ребенка (до 18 лет) необходимо разглядывать как процесс стадиальный, складывающийся из как следует необычных этапов либо

периодов.

Возраст (либо период) Д.Б.Эльконин определял как довольно замкнутый период, значение которого определяется в первую очередь местом на неспециализированной линии детского развития. Поэтому, дошкольный период нужно разглядывать по следующим главным показателям:

• Определение социальной обстановке развития

• Ведущим типом деятельности

• Главными психологическими новообразованиями, купленными на данном этапе развития.

Переходы между периодами именуются кризисами возрастного развития. На период дошкольного детства воздействуют кризисы 3-х и 7 лет, каковые характеризуются броскими и стремительными трансформациями в психике и поведении ребенка.

Любой период поделим, со своей стороны еще на пара этапов. В образовательных программах нового поколения дается разная этапность. Так, в программе «Детство» (С.-Петербург, 1995) авторы различают младший, средний, старший возраст.

В программе «Истоки» (Москва, 2003) обозначены в дошкольном детстве I два этапа: младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Такая детализация опирается на понятие «рубежный возраст», имеющий сходство и вместе с тем качественные трансформации в неспециализированных I закономерностях развития детей дошкольного возраста.

Задачей педагога есть учет возрастных особенностей и закономерностей дошкольника при организации жизнедеятельности детей в условиях ДОУ.

Психолого-педагогический портрет дошкольника представлен в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца. Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, М.И.Лисиной, Л.А.Парамоновой, ОТ.А.Куликовой, С.А.Куловой, Р.С.Буре, Т.А.Репиной и др.

Неспециализированная черта возрастных изюминок содержится в следующем:

-Ребенок — дошкольник, как личность, находится в стадии становления, складывания, развития и созревания. Ни одна сторона психики не носит завершенного характера;

-Самоценность периода определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности ребенка;

-Это период начальной специализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих сокровищ, правил и норм, определяющих установление начальных взаимоотношений с ведущими сферами познания — миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром;

Ребенок в это время может обучаться по определенной программе, т.е. владеет обучаемостью, но только в той мере, в какой она есть его «собственной программой» (Л.С.Выготский), т.е. отвечать его заинтересованностям и

потребностям;

— Неповторимые изюминки физического, социального, психологического развития проявляется в своеобразии деятельности форм дошкольника и способов познания;

— Верховная эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственности, оптимизм формирует условия для эмоционально — практического познания мира и самого себя;

— Зависимость от взрослого, потребности в общении с ним, сопричастность к миру взрослых;

— Наиболее значимыми психологическими новообразованиями дошкольника есть деятельности и произвольность поведения, свойство к самоконтролю, логическому мышлению, складывание личного самосознания ребенка, формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Более подробную содержательную чёрта ребенка дошкольного возраста дает С.А.Кулова, и Т.А.Куликова в учебном пособии «Дошкольная педагогика», М. «Академия», 2000, с.78-85.

Профессионально ориентированному педагогу принципиально важно не только знать неспециализированные возрастные и половые личные изюминки ребенка. Гуманизация дошкольного образования предполагает формирование самобытной творческой, активной личности, в то время, когда в центре внимания педагога стоит конкретный ребенок, имеющий такую личностную чёрта, как психологический пол.

Учеными отмечается множество психологических и психофизиологических половых изюминок, проявляющихся уже в дошкольном возрасте (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон, B.C. Мухина, Т.А. Репина, Т.П.Хризман и др.).

Нейропедагогика, ставящая задачу разработки научных подходов к воспитанию и обучению детей различного пола, опирается на эти нейропсихологии. Первые анатомо — физиологические различия между девочками и мальчиками обнаруживается в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются различия не только в анатомических изюминках пола, но и некоторых изюминках развития мозга. При рождении у девочек, если сравнивать с мальчиками меньше вес, рост, сердце и легкие, меньший удельный вес мускулатуры. Уже через 4 семь дней девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В будущем они стремительнее начинают ходить и сказать. У них громадная сопротивляемость. У мальчиков больше случаев умственной задержки, гемофилии, заикания, неврозов. В книге психотерапевта А.И.Захарова «Как предотвратить отклонения в поведении ребенка», М., 1993 дается описание двух различных миров: мальчиков и девочек. Интерес воображает и изучение Еремеевой В.Д. и Т.П.Хризман, раскрывающее отличительные изюминки развития мышления, речи, воображения, эмоциональной сферы мальчиков и девочек, (см. Еремеева В.Д., Хризман Т.П.девочки и Мальчики — два различных мира. М., Л инка — Пресс, 1998.

Таблица №2.

АУТИЗМ. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: