Разрыв с традицией либо возвращения к истокам? – мастерство авангарда как выражение мировоззренческих установок ХХ века. Главные направления мастерства авангарда: футуризм, абстракционизм, кубизм, конструктивизм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм. Революция в науке. Влияние неклассической науки на общество, культуру, производство. «Буржуазная» и «социалистическая» культура XX в. – массовая ее выражение и культура в социалистическом реализме, поп-арте, оп-арте и др. Сотрудничество элитарной и массовой культур. Массовое общество. Массовое сознание. Массовые коммуникации. Массовая информация. Массовая культура. Мода, слухи, паника, бунт – явления поведения и массового сознания. М. Маклюэн и его работа «Галактика Гуттенберга». Х. Ортега-и-Гассет о массовой культуре в работе «Восстание весов».
Современные тенденции массовой культуры. Реклама как явление массовой культуры. рекламы и Соотношение искусства, неповторимого и тиражированного. Влияние рекламы на элитарное мастерство.
Разные методы идеологической ангажированности попытки и искусства деидеологизации культуры. Субкультура как противопоставление официальной культуре; диссидентство, андеграунд, молодежная субкультура (битники, «стиляги», хиппи, барды, рок-культура, панки, перемещение «зеленых», «митьки»); субкультура социальных меньшинств. Новые виды мастерства ХХ в.: кино, реклама, плакат и др.
Литература
Главная:
1. Культурология. Хрестоматия /Авт.-сост. А. В. Дроздова. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2009. – С. 336 – 368.
2. Генис А. Произведения: В 3 т. Екатеринбург, 2003. Т. 2: Расследования. С. 226–266.
3. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. СПб., 2005. С. 390–397.
4. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М., 2001. С. 252–256.
Дополнительная:
5. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004. С. 519–522.
6. http:www//culturka.ru. Раздел «Современная культура».
7. Маклюэн М. Познание медиа: Внешние расширения человека. М, 2010
Тема 14
Постмодернизм как основополагающее направление
Современной культуры
От глубины и поиска подлинности к игре симулякрами и скольжению по поверхности. Утверждение «мира как бы»: виртуальная культура. Признание равноправия и равновозможности многих действительностей. Разрушение совершенств новоевропейской рациональности: отказ от вертикали, от ценностей и превалирования смыслов, от структуры и системы, от истины. периферии границ и Стирание центра, элитарной и массовой культуры. Социальные базы новой культуры: информационное общество, сетевые организации, регионализация и глобализация, новый человек и новый город информационного общества, перерождение социальных социальной системы и институтов. Новая социальность, повседневность как сокровище. Жизнь как текст. Смерть субъекта, личности, автора. Деконструкция, шизоанализ как способы постмодерна. Воплощение ценностных установок постмодерна в мастерстве.
Неприятности современной русском культуры. Неприятность сохранения культурной идентичности. потери и Достижения отечественной культуры XX века.
роль и Место русском культуры в мировом культурном ходе.
Литература
Главная:
1. Культурология. Хрестоматия /Авт.-сост. А. В. Дроздова. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2009. – С. 349-368
2. Новый философский словарь. Постмодернизм. — М.: Современный писатель, 2007. — С. 425.
3. Усовская Э. А. Постмодернизм в культуре XX века: учебное пособие для институтов. — Минск, 2003. — С. 4-5.
Дополнительная:
4. Руднев В. П. века и Энциклопедический словарь культуры. М., 2001. С. 333–339, 102–104, 556–569.
5. Эпштейн М. Символ пробела: О будущем гуманитарных наук. М., 2004. С. 85–90, 118–119, 300–301.
6. http:www//culturka.ru. Раздел «Современная культура».
IV. Учебный словарь дисциплины
Адаптация культурная – приспособление людских сообществ, отдельных индивидуумов и социальных групп к изменяющимся природно-географическим и историческим (социальным) условиям судьбы при помощи поведения стереотипов и изменения сознания, форм регуляции и социальной организации, ценностей и норм, элементов картины и образа жизни мира, технологий и направлений деятельности, трансляции и механизмов коммуникации социального опыта. А. к. – один из главных факторов культурогенеза в целом, исторической изменчивости культуры, иных процессов и порождения инноваций социокультурной изменении сообщества.
Аккультурация (англ. – образование, развитие) – процессы взаимовлияния культур, из-за которых культура одного народа абсолютно либо частично принимает культуру другого народа, в большинстве случаев более развитого. А. рассматривается как многообразие этнической консолидации и процессов ассимиляции. Понятие А. начало употребляться в американской антропологии в конце XIX века (Ф. Боас, У. Холмс). В случае, если раньше главное внимание акцентировалось на влиянии «главной» культуры на «подчиненную», то сейчас предметом изучения стало и обратное влияние. В широком понимании А. имеется процесс сотрудничества культур, на протяжении которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов.
Аксиология (греч. – теория сокровищ) – философское учение о природе сокровищ, их месте в социальной действительности. В культурологии неприятность сокровищ занимает особенное место, в связи обширно распространенным толкованием культуры как совокупности всех сокровищ, созданных человечеством. Этот подход находит самоё яркое воплощение в таком разделе культурологического знания, как культурология историческая, что изучает изменения ценностей и механизмы порождения той либо другой цивилизации. Развитие сравнительных культурных изучений (Дильтей, Шпенглер, Тойнби, Сорокин) по сути означало отказ от поиска универсальной системы ценностей и утверждало множественность равноправных ценностных совокупностей, выявляемых посредством исторического способа. Аксиологический подход кроме этого включает рассмотрение ценностных оснований для существования и возникновения разных социальных групп и субкультурных образований.
Антиномии русской культуры(греч. – несоответствие в законе) – термин, употребляемый исследователями русской культуры для чёрта ее противоречивого развития. В русской культуре А. проявляются в специфике национально-духовной судьбы: индивидуализм–коллективизм, смирение–бунт, природная стихийность–монашеский аскетизм, мягкость–жестокость, самоотверженность–эгоизм и т. д. Большой вклад в разработку данного понятия внес Н. Бердяев, что полагал, что антиномично не только «бытие России», но и «русское самосознание».
Античность (лат. – старый) – термин, характеризующий уровень и специфику развития Старой Греции и Древнего Рима в области культуры с XII в. до н. э. по V в. н. э.
Антропоцентризм(греч. – центр и человек) – концепция итальянского Восстановления, в соответствии с которой в центре мироздания находится человек.
«Аполлоновское» и «Дионисийское» – философско-эстетические понятия, введенные Ф. Ницше («Рождение катастрофы из духа музыки») для чёрта двух начал бытия, двух типов культур. А.иД. в древней культуре – два противоположных начала. А. – яркое, созерцательное, критическое и рациональное, Д. – буйное, чёрное, творчески-чувственное и иррациональное. Подавление Д. начала порождает катастрофу, ужасное мировосприятие, которое, по Ницше, есть движущей силой развития культуры.
Артефакт культуры(лат. – искусственно сделанное) – любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое либо символическое содержание. К А. к.относятся и каждые феномены духовной судьбы: суеверия и научные теории, фольклора и произведения искусства и т. п.
Архетипы культурные – это архаические культурные первообразы, нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей. Концепция А. к. основывается в первую очередь на «аналитической психологии» (К. Юнг), «культурно-исторической теории» (Л. Выготский), «символического итеракционизма» (Дж. Кули), и представлениях о культуре как ценностно-символической совокупности. Характерные черты А. к. – неосознанность и устойчивость. «Ахетипическая матрица», формирующая деятельность творческого мышления и фантазии, лежит у истоков повторяющихся мотивов людских мифов, сказок, обычаев и нравов, «вечных» тем и образов всемирный культуры.
Ассимиляция культурная(лат. – уподобление, сходство, сопоставление) – полное либо частичное поглощение культуры одного, в большинстве случаев менее цивилизованного народа второй, иноземной культурой, значительно чаще методом завоевания, последующих целенаправленного растворения и смешанных «браков» порабощенного этноса в этносе поработителя.
Виртуальная реальность – 1) в узком смысле – это те игровые либо нужные с технической точки зрения «неестественные действительности», каковые появляются благодаря действию компьютера на сознание. В этом случае сознание погружается в некоторый придуманный, смонтированный компьютером мир, в котором возможно двигаться, видеть, слышать и осязать; 2) в широком смысле – это каждые поменянные состояния сознания от бреда до гипнотического состояния.
Восстановление, Ренессанс – период в культурном развитии государств Западной и Центральной Европы (в Италии XIV–XV вв., в других государствах – финиш XV–XVI вв.), переходный период от Средневековья к культуре Нового времени, эра географических открытий, восстановления гуманистических совершенств античности. Отличительные черты культуры В. – антифеодальный в собственной базе, светский темперамент, гуманистическое мировоззрение, антропоцентризм, эстетизм.
Гипертекст – текст, устроенный так, что он преобразовывается в совокупность, иерархию текстов, в один момент составляя множество и единство текстов.
Глобальная культура – новая сфера культурного развития, составляющими которой являются новые коммуникативные сети (в частности, Интернет), вольный поток капиталов и информационный обмен, экспансия межнациональных корпораций, туризм и т. д. Практически под глобальной культурой значительно чаще, очевидно либо скрыто, одобрительно либо осудительно, понимается панамериканизм.
Гуманизм – (лат. – человечный, человеческий) – признание сокровища человека как личности, его права на проявление и свободное развитие собственных свойств, утверждение блага человека как критерия оценки публичных взаимоотношений. В узком значении – мировоззрение ренесанса, противостоящее религиозной схоластике Средних столетий.
Децентрация– одно из главных понятий постструктурализма. В интерпретации Ж. Деррида свидетельствует распространение, миграцию культурной жизни в различных направлениях по земному шару, уничтожение центрального положения Запада как классического ядра современной культуры. Д. ведет к исчезновению понятия господствующей, «высокой» культуры, к потере смысла теории «двух культур».
Диахрония (греч.– через и время) и Синхрония (греч. – совместно и время): 1) Д. – историческое развитие каждого из системы языка и элементов языка в целом как предмета лингвистического изучения; 2) С. – правильное совпадение во времени двух либо нескольких явлений либо процессов; одновременность. Способы Д. и С. употребляются при изучении исторической типологии культуры во временном и пространственном измерениях.
Доминанта культурная (лат. – господствующий) – в культурологии термин употребляется для обозначения главенствующей идеи, главного показателя либо серьёзной составной части культуры. К примеру, доминанта римской культуры – государство и гражданственность, осознаваемые как включенность в дела страны, психотерапевтическое чувство себя гражданином и полноправным его участником, приверженность к заинтересованностям страны и готовность идти на жертвы для него.
Духовная культура – сфера людской деятельности, охватывающая разные стороны общества жизни и духовной человека. «Любая культура (кроме того материальная) имеется культура духа; любая К.имеет духовную базу – она имеется продукт творческой работы духа над природными условиями» (Н. Бердяев). Д. к. проявляется через разные формы публичного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, философию и науку) и воплощается в мастерстве, литературных и других монументах людской деятельности.
Железный век – эра в первобытной и раннеклассовой истории , характеризующаяся изготовлением металлургии и распространением железа металлических орудий. Представление о трех столетиях: каменном, медном и металлическом – появилось еще в античном мире. Термин Ж. в. был введен в науку датским археологом К. Томсеном. Период начального распространения металлической индустрии пережили все страны в различное время. Ж. в. в сравнении с прошлыми археологическими эрами (каменным и бронзовым веками) весьма мал, его хронологические границы: от IX–VII вв. до н. э. Кое-какие исследователи относят финиш Ж. в. к I веку до н. э., в то время, когда появляются письменные источники, которые содержат сведения о западно-европейских племенах.
Западничество– историко-культурная концепция, на базе которой сформировалось публично-политическое течение, отстаивающее идею органической включенности России в европейскую цивилизацию. З. предлагали разглядывать Россию как составную часть Европы, думали, что России не нужно отгораживаться от Запада, подчеркивать и культивировать собственную самобытность, а, наоборот, стремиться перенимать все лучшие успехи западной культуры. Базу западно-центристской ориентации заложили следующие события: принятие христианства, реформаторская деятельность Петра I, Екатерины II, Александра II. В следствии этих актов, с позиций З.,Российская Федерация была включена в западную цивилизацию.
Игровой культуры концепции – понятие, данное культурологом и философом Й. Хейзинга. В книге «Человек играющий» он защищает тезис об игровом характере культуры, выдвигает идею о том, что игра лежит в базе происхождения культуры, бросая тем самым вызов трудовой (марксистской) концепции. Согласно его точке зрения, игра старше культуры, игра предшествует культуре и творит ее. Данной проблемой занимались кроме этого Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе.
Идеалистический тип культуры – один из типов культуры, выдвинутых П. Сорокиным. Он дробил культуры на три типа: чувственную, идеациональную и идеалистическую. И. т. к. занимет промежуточное место между идеациональной и чувственной, поскольку ее сокровища принадлежат как Небу, так и Почва. В И. т. к. чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой, эмпирическое восприятие – интуицией. Тут нет крайностей, материальные и духовные сокровища сбалансированы, но преимущество дано высоким нравственным ориентирам. Культура этого типа была характерна, согласно точки зрения Сорокина, для Старой Греции и для Западной Европы ренесанса.
Идеациональный тип культуры– один из трех типов культуры, предложенных П. Сорокиным. Основной сокровищем, интегрирующей все сферы культуры, в И. т. к.являются сокровище религиозные. Действительность воспринимается как сверхчувственное, нематериальное бытие, потребности и цели имеют по преимуществу духовный темперамент. Это понятие связано с культурой брахманской Индии, буддийской культурой, раннесредневековой культурой христианского Запада. Стиль данной культуры символичен, мастерство религиозно. В восстановлении И. т. к. с ее полными религиозными совершенствами П. Сорокин видел выход из современного кризиса.
Инкультурация(лат. – «в» и «возделывание, культивирование») – процесс обретения человеком культурных навыков, неспециализированной культурной компетенции по отношению к установлениям того общества, в котором он живет.
Информационное общество – это новая фаза развития об-щества, в котором информация превратилась в наиболее значимый уровень и стратегический ресурс ее применения кардинальным образом воздействует на социокультурные изменения и экономическое развитие, и на формы целых и социальной активности индивида социальных групп. Термин закрепился в социологии в начале 80-х гг. XX века.
Калокагатия (греч. – прекрасный и хороший) – этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенства. Человек – носитель К. – в подлинном собственном призвании должен был полностью стремиться к осуществлению коллективных чаяний полиса. Публично-этическое измерение К. античности трансформировалось в его этико-эстетический парафраз в эру Нового времени (гармоничное воспитание, реализующееся в адекватном образе судьбы). В коммунистической идеологии – строителя коммунизма – заимствуется идеал К. применительно к индивиду, лишенному национального и социально-стратификационного своеобразия.
Карнавал – культурный и массовый поведенческий феномен, что выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Анализ К. в культурологическом контексте в первый раз был осуществлен в книге М. Бахтина «Творчество Ф. Рабле и народная культура Ренессанса и средневековья». Главными чертами К. Бахтин вычислял универсальность, амбивалентность, неофициальность, утопизм, бесстрашие, связь с народной смеховой культурой.
Коллаж– метод организации целого при помощи соединения разнородных частей, статус которых возможно оценен: 1) в модернизме – в качестве частного приема художественной техники; 2) в постмодернизме – в качестве универсального принципа организации культурного пространства. 1. Мысль К. генетически восходит к античности (хорошим примером может служить жанр центона как организации стихотворного текста в качестве мозаики разнородных фрагментов) и средневековью. Эволюция К. в модернизме сопровождалась углублением принципа разнородности элементов («соединения мастерства с не-мастерством», технического чертежа и рисунка, репродукции и технические документы и т. п.). 2. Понятие К. обретает в постмодернизме новый статус и проявляет себя фактически во всех феноменах культуры: в «свободном языковом стиле», допускающем сочетание изысканной литературности и арго, в стилевом эклектизме архитектуры, комбинаторности в моде и т. п.
Контркультура – 1) совокупность мировоззренческих установок, норм, другая общепринятому официальному миропониманию; 2) своеобразная субкультура, порожденная «молодежным бунтом» 60–80 гг. XX века, основанная на утопическом рвении вернуть человека западной цивилизации к его «естественному состоянию». Строго говоря, это не единое перемещение, а комплект разнообразных культурных инициатив, объединенных негативным отношением к существующей совокупности сокровищ. Для К. характерно обращение к эзотерическим духовным практикам и неортодоксальным ценностям, причудливое соединение символики разных эпох и культур, попытки воспроизведения в современном контексте выработанных всемирный культурой моделей маргинального поведения. К. как возможность присутствует в любой социальной совокупности, заявляя о себе в периоды социальной нестабильности, кризиса официального миропонимания, его неспособности отразить происходящие культурные процессы.
Культура (лат. – возделывание, воспитание, образование) – совокупность исторически развивающихся надбиологических программ людской деятельности, общения и поведения, выступающих условием изменения и воспроизводства социальной судьбе во всех ее главных проявлениях. Программы деятельности, поведения, общения, составляющие корпус К., представлены многообразием разных форм: знаний, навыков, идеалов и норм, поведения и образцов деятельности, гипотез и идей, вер, ценностных ориентаций и социальных целей и т. п. В собственной совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. К. хранит, показывает и генерирует программы деятельности, общения и поведения людей. Понятие К. развивалось исторически. Оно сначала обозначало процессы освоения человеком природы (возделывание почвы, продукты ремесел), и обучения и процессы воспитания. В качестве термина начало использоваться со второй половины XVIII века. К. начинает рассматриваться как особенный нюанс судьбы общества, характеризующий отличие людской бытия от животного существования. Появляется пара линий в разработке проблематики К. В первой из них К. рассматривается как процесс развития разумных форм и человеческого разума судьбы, противостоящих дикости и варварству (французские просветители); как историческое развитие людской духовности (германский хороший идеализм). Вторая линия заостряла внимание не на поступательном историческом развитии К., а на ее изюминках в разных типах общества, разглядывая разные К. как независимые системы ценностей, определяющие тип социальной организации (неокантианство – Риккерт, Кассирер, и Шпенглер, Сорокин, Тойнби, Данилевский). В двадцатом веке при изучении проблематики К. стали использоваться успехи антропологии, этнологии, структурной лингвистики, теории и семиотики информации. В следствии К. начала рассматриваться в качестве информационного нюанса судьбы общества, как социально значимая информация, регулирующая деятельность, общение и поведение людей. Эта информация выступает как совокупный исторически развивающийся социальный опыт, что может частично осознаваться людьми, но чаще функционирует как социальное подсознательное. Передача информации от поколения к поколению вероятна лишь благодаря ее закреплению в знаковой форме в качестве содержания разных семиотических совокупностей. Предметы созданной человеком второй природы также будут функционировать в качестве особенных знаков, каковые закрепляют накопленный социальный опыт. В этом смысле время от времени говорят об орудиях труда, технике, предметах быта как материальной К., противопоставляя им феномен духовной К.(произведения искусства, философские, эстетические, политические, научные знания, религиозные идеи и т. п.). Но такое противопоставление довольно, потому, что каждые феномены К. являются семиотическими образованиями. В качестве социального индивида человек есть творением К. Он делается личностью лишь благодаря усвоению показываемого в К. социального опыта. Сам процесс для того чтобы усвоения осуществляется в качестве социализации, воспитания и обучения. Человек, будучи творением К., вместе с тем есть и ее творцом.
Культурно-исторических типов теория – это концепция, которая подчеркивает существование множества разных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицает единство всемирно-исторического развития человечества, сотрудничество цивилизаций и культур. К.-и. т.сформировалась как антитеза эволюционной теории развития культуры. Основоположником теории считается Н. Данилевский. Предстоящее развитие теория взяла в работах О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина.
Культурогенез (лат. – развитие и культура) – учение о происхождении культуры; понятие, употребляемое в культурологи для обозначения процесса зарождения культуры.
Массовая культура– явление культуры ХХ века, появившееся не только благодаря формированию техники, информации и систем коммуникации, но и укреплению и развитию политических народовластий. М. к. имеется продукт новой социальной структуры – «массового общества», которое складывается в следствии объективных процессов развития – индустриализации, урбанизации, переориентации производства на массового клиента, развития СМИ. Синонимами М. к. являются понятия «индустрия развлечений», «поп-культура», «коммерческая культура». В этом смысле М. к. была полной противоположностью элитарной культуре. Потому, что М. к. обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории, то нужным свойством ее продукции должна быть занимательность, простота, коммерческий успех. Феномен М. к. с позиций ее роли в развитии современной цивилизации оценивается далеко не конкретно. В соответствии с одной мнению, М. к. – симптом социальной патологии, а в соответствии с второй – ответственный фактор внутренней стабильности и здоровья общества. Вместе с тем направляться подчернуть, что благодаря современным средствам коммуникации массы людей приобретают доступ к любой культуре, среди них и высокопрофессиональной. Все больше укореняется представление о том, что человечество находится в начале развития «третьей» совокупности культуры, основанной на новых информационных разработках.
Материальная культура– сфера людской деятельности; совокупность материальных предметов, артефактов, созданных людьми. Предметы М. к. делают в людской судьбе неоднозначную роль: с одной стороны, они помогают практическим целям, а иначе, выступают средствами передачи и хранения социально значимой информации. Лишь во второй собственной функции они выступают в качестве феноменов К.(Лотман). Потому, что каждые феномены К. являются семиотическими образованиями, противопоставление М. к. духовной культуре довольно.
Метанаррация(либо «метаповествование», «метарассказ», «громадная история») – понятие постмодернизма, фиксирующее существование концепций, претендующих на универсальность. В большинстве случаев, М. основаны на идеях Просвещения: прогресса истории, свободы, рационализма. Постмодернизм разглядывает М. как необычную идеологию модернизма, которая навязывает обществу определенный комплекс идей; ограничивая, подавляя, осуществляя контроль, они реализовывают принуждение над человеком, его сознанием. Поэтому постмодернизм подвергает сомнению идеи модернизма, его систему ценностей, настаивая на игровой равноправности множества сосуществующих картин мира, провозглашая «закат М.».
Миф– форма целостного истолкования действительности и массового переживания при помощи чувственно-наглядных образов. Мифологическое сознание отличается синкретизмом, восприятием картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве «неопровержимых фактов бытия» (А. Лосев). Для М. не существует грани естественного и сверхъестественного; причинно-следственные связи подменяются связью по аналогии. М. нерефлексивен, поскольку изначально несовместим с рационально-критическим подходом к любому явлению, отдавая предпочтение субъективной убеждённости и эмоциональному переживанию. Как первичная форма целостного дотеоретического мировоззрения, М. образовывает важную часть любого типа культуры – как в стадии становления, так и эволюции и процессе развития. В современной культуре М. присутствует в разных сферах духовно-практического освоения мира: в литературе и искусстве, в массовом сознании, в политике, в структуре научного знания.
Модернизм (франц. – новейший, современный) – период развития культуры финиша XIX – середины XX века. М. как художественно-эстетическая совокупность объединяет множество направлений (кубизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм, символизм, фовизм и др.), отказавшихся от идеи «предустановленной гармонии», противопоставивших себя мастерству прошлого. М. открыл и освоил новые художественные средства (поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж и др.), каковые оказали значительное влияние на последующее развитие эстетики. Понятие М. связано не только с мастерством, но и с философией и наукой, радикально дистанцированных от хорошей традиции, от позитивистского мировосприятия XIX века.
Осевое время – термин, введенный в обиход К. Ясперсом как средство осмысления единства истории. Под О. в. Ясперс осознаёт эру, в то время, когда осуществился прорыв от мифологических культур к философии, религии, науке (VIII–II вв. до н. э.). С этого периода начинается неспециализированная история , человек уже не замкнут в себе, он ставит вопросы о смертности, о ужасной вине, вырастающие в один неспециализированный вопрос – о смысле людской существования.
Пайдейя(греч. – ребенок) – воспитание, обучение, в более широком смысле – образование, образованность, культура. Греки создали совокупность образования, в которой формируется не специалист в определенной области, а личность, способная к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе.
Пантеон(греч. – все и всевышний) – 1) в римской Империи «храм всех всевышних»; 2) совокупность всевышних; 3) усыпальница выдающихся людей.
Парадигма(греч. – пример, пример) – совокупность теоретических и методологических установок, принятых в качестве примера ответа исследовательских задач и разделяемых всеми участниками научного сообщества.
Постиндустриальное общество – третья (по окончании аграрного и индустриального общества) стадия развития человечества, отдельных государств, характеризующаяся теми социальными трансформациями, каковые связаны с достижениями современных научно-технологической, информационной революций. Теорию П. о.разрабатывали политологи и социологи Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен и др. Для П. о. должны быть свойственны: потребления и индивидуализация производства, признание ведущей роли науки, знаний, распространения и получения информации; обеспечение управления обществом грамотном и культурной элитой, развитие сферы одолжений.
Постмодернизм – понятие, применяемое для обозначения тенденций в современной культуре. Современная культура осмысливает себя как «постмодерн», другими словами пост-современность, как процессуальность, которая разворачивается «по окончании времени» – в ситуации «свершенности» и «завершенности истории». П. есть актуальным феноменом, еще не принадлежащим философской традиции, исходя из этого его терминологический инструментарий и содержание находятся в ходе становления. Так, к примеру, по Лиотару, П. возможно выяснен как «недоверие к метаповествованиям», Джеймисон усматривает чёрта П. в ориентации на своеобразную пародийность. В проблемном поле П. особенное место занимает вопрос его соотношения с этими культурными феноменами, как модернизм и классика. Программно дистанцируясь от хорошей традиции, П., к тому же, предлагает особенный метод бытия классики в современную эру.П. констатирует тотальное попадание любого наличного состояния культуры под «власть прошлого». Оформляется кроме этого интерпретация П. как феномена, являющегося проявлением любой радикальной смены культурных эр, как собственного рода этап в эволюции культуры: «у каждой эры имеется собственный П.» (Эко). В культурно-эстетическом замысле П. закрепляет переход от «произведения» к «конструкции», ориентирует творческую активность с творчества на компиляцию, цитирование, с создания уникальных произведений на коллаж.
Просвещение – под П. принято осознавать культурно-идеологическое и философское перемещение публичной мысли, которое связано с эрой утверждения капиталистических взаимоотношений. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого страны, вступающего на путь индустриализма, отличается целым рядом неспециализированных линия: демократизм, который связан с необходимостью приобщения к знаниям и культуре широких слоев общества; рационализм, означающий веру в неограниченные возможности людской разума; исторический оптимизм, вера в общества и прогресс науки. В строгом смысле слово П. в первый раз зарождается во Франции в начале XVIII века.
Ритуал (лат. – обрядовый, праздничная церемония) – установленный порядок обрядовых действий, основанный на наделении вещей особенными (символическими) особенностями. Архаический Р. представляет собой синкретическое действо, к которому восходят более поздние специальные формы деятельности (производственно-экономическая, военная, религиозно-культовая, художественная и др.).Р. имеет значение не только в архаических культурах, но и в классических обществах. Р. является средством поддержания и интеграции целостности людских коллективов и установившегося порядка. Человеческое воздействие, определяясь следованием безотносительным примерам поведения, ритуализируется и вписывается в модель совершенного равновесия космоса. Современное общество, в большинстве случаев, характеризуется нигилистическим отношением к Р. и выдвижением на первый замысел утилитарного действия независимого индивида. Исключением являются общества, каковые опираются на тоталитарную идеологию (Манхейм) и основанные на вторичной – идеологической – ритуализации людской поведения.
Романтизм– сложное, внутренне противоречивое духовное перемещение на западе предела XVIII–XIX вв., затронувшее все сферы духовной судьбы (философию, литературу, музыку, театр и т. д.). Сущностные черты Р. нашли собственный самоё полное выражение в творчестве германских романтиков, в первую очередь – Йенского кружка (братья Ф. и А. Шлегели, Новалис, Тик, Шеллинг), гейдельбергских романтиков (Брентано, А. фон Арним), и Г. Клейста, Гофмана, Гельдерлина. Специфика Р. была предопределена переходным характером эры. Частично этим разъясняется «эстетизм» романтиков, их тяготение к языку мастерства как самая плодотворной возможности созидания новой действительности. Р. абсолютизируют художественное творчество как путь полной реализации свободы, понятой как выражение многомерности человеческого Я. Центральное место в эстетике Р. занимает место о гении как творце художественного произведения. Р. уделяют особенное внимание «ночным» сторонам людской души, игре тьмы и света, светотени как стихии человеческого Я. При помощи иронии, которая появляется как следствие дистанцированности от мира, в Р. раскрывается антиномичность человека и внутреннего мира. Р. знаменует собой начало новой эры и поиск новых языков культуры.
Знак (греч. – символ, опознавательная примета) – в широком смысле понятие, фиксирующее свойство материальных вещей, событий, чувственных образов высказывать совершенные содержания, хорошие от их яркого чувственно-телесного бытия. С. имеет знаковую природу, и ему свойственны все свойства символа. В случае, если сущностью символа есть «чистое указание», то сущность С. оказывается большей, чем указание на то, что не есть он сам. С. не есть лишь наименование какой-либо отдельной части, он устанавливает сообщение данной частности с множеством вторых, подчиняя эту сообщение единому закону, единому принципу.