Kto b киеве стал первым княжить и kak возникла русская земля 1 глава

Повесть Временных лет

—————————————————————————

Оригинал тут — Древнерусскя литература http://www.chat.ru/~old_russian/

—————————————————————————

Повесть временных лет — самый ранний из дошедших до нас летописных

сводов. Относится к началу XII веку. Свод данный известен в составе последовательности

летописных сборников, сохранившихся в перечнях, из которых лучшими и самый

ветхими являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV.

Летопись вобрала в себя много материалы сказаний, повестей,

преданий, устные поэтические предания о разных исторических лицах и

событиях. Публикуется в переводе Д.С.Лихачева.

BOT ПОВЕСТИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ, ОТКУДА ОТПРАВИЛАСЬ РУССКАЯ Почва,

KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ПОЯВИЛАСЬ РУССКАЯ Почва

Так начнем повесть сию.

По потопе трое сыновей Ноя поделили почву — Сим, Xaм, Иaфeт. И

достался восток Симу: Персия, Бактрия, кроме того и до Индии в долготу, а в ширину

до Ринокорура, другими словами от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат,

Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Ветшайшая, Елимаис, Инди,

Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.

Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и вторая

Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток,

Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, вторая Ливия, Нумидия,

Масурия, Мавритания, находящаяся наоборот Гадира. B его владениях на востоке

находятся кроме этого: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия,

Камалия, Ликия, Кария, Лидия, вторая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Ветхая

Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, река и Кипр Геона, в противном случае именуемая

Нил.

Иафету же достались северные государства и западные: Mидия, Албания, Армения

Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты,

Дepeвия, Capмaтия, обитатели Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия,

Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая именуется кроме этого Пелопоннес,

Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море.

Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира,

Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, именуемая Иония, и река

Тигр, текущая между Вавилоном и Мидией; до Понтийского моря на север: Дунай,

Днепр, Кавкасинские горы, другими словами Венгерские, а оттуда до Днепра, и другие

реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть

Симову. В Иафетовой же части сидят русские, всякие народы и чудь: меря,

мурома, целый, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва,

зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят недалеко от моря

Варяжского. По этому морю сидят варяги: из этого к востоку — до пределов

Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до почвы Британской и Волошской.

Потомство Иафета кроме этого: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы,

галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и другие, — они

примыкают на западе к южным государствам и соседят с племенем Хамовым.

Сим же, Хам и Иафет поделили почву, кинув жребий, и порешили не

вступать никому в долю брата, и жили любой в собственной части. И был единый

народ. И в то время, когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до

неба, — было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар

строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40

лет, и не свершили его. И сошел Господь Всевышний видеть столп и город, и сообщил

Господь: Вот род един и народ един. И смешал Всевышний народы, и поделил на 70

и 2 народа, и рассеял по земле. По смешении же народов Всевышний ветром

великим уничтожил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном,

и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки.

По разрушении же столпа и по разделении народов забрали сыновья Сима

восточные государства, а сыновья Хама — южные государства, Иафетовы же забрали запад и

северные государства. От этих же 70 и 2 язык случился и народ славянский, от

племени Иафета — так именуемые норики, каковые и имеется славяне.

Спустя довольно много времени сели славяне по Дунаю, где сейчас почва Венгерская

и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами

собственными от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава

и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые

хорваты, и сербы, и хорутане. В то время, когда волохи напали на славян дунайских, и

поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле

и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные

— мазовшане, иные — поморяне.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а

другие — древлянами, в силу того, что сели в лесах, а другие сели между Припятью и

Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами,

по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане.

Те же славяне, каковые сели около озера Ильменя, назывались своим именем —

славянами, и выстроили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по

Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И без того разошелся

славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

В то время, когда же поляне жили раздельно по горам этим, тут был путь из Варяг в

Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по

Ловоти возможно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает

Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море

Варяжское. И по тому морю возможно плыть до Рима, а от Рима возможно приплыть по

тому же морю к Царьграду, а от Царьграда возможно приплыть в Понт море, в

которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на

юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море

Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью

устьями в море Хвалисское. Исходя из этого из Руси возможно плыть по Волге в Болгары и

в Хвалисы, и на восток состояться в удел Сима, а по Двине — в почву варягов, от

варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в

Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как

говорят, святой Андрей, брат Петра.

В то время, когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, определил он, что неподалеку

от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье

днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И произошло так, что он

пришел и стал под горами на берегу. И утром поднялся и сообщил бывшим с ним

ученикам: Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет

город великий, и воздвигнет Всевышний довольно много церквей. И взойдя на горы эти,

благословил их, и поставил крест, и помолился Всевышнему, и сошел с горы данной, где

потом будет Киев, и отправился вверх по Днепру. И пришел к славянам, где

в наше время стоит Новгород, и заметил живущих в том месте людей — каков их обычай и как

моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в

Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и поведал: Диво видел я в

Славянской почва на пути собственном ко мне. Видел бани древесные, и натопят их

очень сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут

на себя прутья юные и бьют себя сами, и до того себя добьют, что чуть

вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и лишь так оживут. И

творят это неизменно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, да и то творят

омовенье себе, а не мученье. Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же,

побыв в Риме пришел в Синоп.

Поляне же жили в те времена раздельно и управлялись собственными родами; потому что и

до той братии (о которой обращение в будущем) были уже поляне, и жили они все

собственными родами на собственных местах, и любой управлялся самостоятельно. И были

три брата: один по имени Кий, второй — Щек и третий — Хорив, а сестра их —

Лыбедь. Сидел Кий на горе, где сейчас подъем Боричев, а Щек сидел на горе,

которая сейчас зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась

по имени его Хоривицей. И выстроили город в честь старшего собственного брата, и

назвали его Киев. Был около города бор и лес велик, и ловили в том месте зверей, а

были те мужи умны и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и

поныне в Киеве.

Кое-какие же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда

у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: На перевоз на

Киев. Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а данный Кий

княжил в роде собственном, и в то время, когда ходил он к царю, то, говорят, что великих

почестей удостоился от царя, к которому он приходил. В то время, когда же возвращался,

пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил город невеликий, и желал

сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и поныне

именуют придунайские обитатели городище то — Киевец. Кий же, возвратившись в собственный

город Киев, тут и погиб; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же

скончались.

И по окончании этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян

было собственный княжение, а у дреговичей собственный, а у славян в Новгороде собственный, а

второе на реке Полоте, где полочане. От этих последних случились кривичи,

сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же

город — Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне.

А на Белоозере сидит целый, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере

кроме этого меря. А по реке Оке — в том месте, где она впадает в Волгу, — мурома,

говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва,

говорящая на своем языке. Вот лишь кто владеет славянским языком в Киевской Руси:

поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане,

прозванные так по причине того, что сидели по Бугу, а после этого начавшие называться

волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, целый, мурома,

черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы,

— эти говорят на собственных языках, они — от колена Иафета и живут в северных

государствах.

В то время, когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от

скифов, другими словами от хазар, так именуемые болгары, и сели по Дунаю, и были

поселенцами на земле славян. После этого пришли белые угры и заселили почву

Славянскую. Угры эти показались при царе Ираклии, и они сражались с Хосровом,

персидским царем. В те времена существовали и обры, вести войну они против царя

Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры сражались и против славян и

притесняли дулебов — кроме этого славян, и творили принуждение женам дулебским:

бывало, в то время, когда отправится обрин, то не разрешал запрячь коня либо вола, но

приказывал впрячь в телегу трех, четырех либо пять жен и везти его — обрина,

— и без того мучили дулебов. Были же эти обры громадны телом, и умом горды, и Всевышний

истребил их, погибли все, и не осталось ни одного обрина. И имеется поговорка на

Руси и поныне: Погибли, как обры, — их же нет ни племени, ни потомства.

По окончании обров пришли печенеги, а после этого прошли тёмные угры мимо Киева, но было

это по окончании — уже при Олеге.

Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из

славянского рода и лишь по окончании назвались полянами, и древляне случились от

тех же славян и кроме этого не сходу назвались древляне; радимичи же и вятичи — от

рода ляхов. Были так как два брата у ляхов — Радим, а второй — Вятко; и пришли

и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом

своим по Оке, от него была названи вятичи. И жили между собою в

мире поляне, древляне, северяне, радимичи, хорваты и вятичи. Дулебы же жили

по Бугу, где сейчас волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и около

Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и

сохранились города их и поныне; и греки именовали их Великая Скифь.

Все эти племена имели собственные обычаи, и законы собственных отцов, и предания, и

каждые — собственный нрав. Поляне имеют обычай отцов собственных кроткий и негромкий,

стыдливы перед снохами собственными и сестрами, родителями и матерями; перед

свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не

идет зять за невестой, но приводит ее незадолго до, а на следующий сутки приносят

за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски:

убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали

женщин у воды. А радимичи, северяне и вятичи имели неспециализированный обычай: жили в лесу,

как и все животные, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и

браков у них не бывало, но устраивались игрища между деревнями, и сходились на

эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и тут умыкали себе жен

по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И в случае, если кто умирал, то

устраивали по нем тризну, а после этого делали громадную колоду, и возлагали на эту

колоду мертвеца, и сжигали, а по окончании, собрав кости, вкладывали их в небольшой

сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и сейчас еще вятичи. Этого

же обычая держались и кривичи, и другие язычники, не опытные закона Божьего,

но сами себе устанавливающие закон.

Говорит Георгий в собственном летописании: Любой народ имеет или

письменный закон, или обычай, что люди, не опытные закона, выполняют

как предание отцов. Из них же первые — сирийцы живущие на краю земли. Имеют

они законом себе обычаи собственных отцов: не заниматься любодеянием и

прелюбодеянием, не воровать, не клеветать либо убивать и, в особенности, не делать

зло. Таков же закон и у бактриан, именуемых в противном случае рахманами либо

островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не

выпивают вина, не творят никакого зла и блуда не делают, имея великий ужас

Божьей веры. В противном случае — у соседних с ними индийцев. Эти — убийцы, сквернотворцы

и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны — в том месте едят

людей, и убивают путешественников, а также едят, как псы. Собственный закон и у

халдеян, и у вавилонян: матерей брать на ложе, блуд творить с детьми братьев

и убивать. И всякое нахальство творят, считая его добродетелью, даже в том случае, если

будут на большом растоянии от собственной страны.

Второй закон у гилий: жены у них пашут, и строят дома, и мужские дела

совершают, но и любви предаются, сколько желают, не сдерживаемые собственными

мужьями и не стыдясь; имеется среди них и храбрые дамы, умелые в охоте на

зверей. Властвуют жены эти над мужьями собственными и повелевают ими. В Британии

же пара мужей с одною женою дремлют, и многие жены с одним мужем сообщение

имеют и бесправие как закон отцов совершают, никем не осуждаемые и не

сдерживаемые. Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот,

единожды в году, близко к весенним дням, выходят из собственной почвы и сочетаются

с окрестными партнерами, считая то время как бы некиим великим и торжеством

праздником. В то время, когда же зачнут от них в чреве, — опять разбегутся из тех мест.

В то время, когда же придет время родить и в случае, если родится мальчик, то убивают его, в случае, если же

девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают.

Так вот и при нас сейчас половцы держатся закона отцов собственных: кровь

проливают а также хвалятся этим, едят всякую нечистоту и мертвечину — хомяков

и сусликов, и берут собственных невесток и мачех, и следуют иным обычаям собственных

отцов. Мы же, христиане всех государств, где верят во святую Троицу, в единое

крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, потому, что мы

крестились во Христа и во Христа облеклись.

По прошествии времени, по окончании смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива),

стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары

сидящими на горах этих в лесах и сообщили: Платите нам дань. Поляне,

посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к собственному князю и к

старейшинам, и сообщили им: Вот, новую дань нашли мы. Те же поинтересовались у них:

Откуда?. Они же ответили: В лесу на горах над рекою Днепром. Снова

задали вопрос те: А что дали?. Они же продемонстрировали клинок. И сообщили старцы хазарские:

Не хорошая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым лишь с одной

стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать

дань и с нас и с иных земель. И сбылось все это, потому что не по собственной воле

говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе

египетском, в то время, когда стали причиной нему Моисея и сообщили старейшины фараона: Этому

суждено унизить почву Египетскую. Так и произошло: погибли египтяне от

Моисея, а вначале трудились на них иудеи. Так же и эти: вначале властвовали, а

по окончании над ними самими властвуют; так и имеется: обладают русские князья хазарами

и по сегодняшний сутки.

В год 6360 (852), индикта 15, в то время, когда начал царствовать Михаил, стала

прозываться Русская почва. Определили мы об этом по причине того, что наряду с этим царе

приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот

по какой причине с данной поры начнем и числа положим. От Адама и до потопа 2242 года,

а от потопа до года 1000 и 82 Авраама, а от Авраама до финала Моисея 430

лет, а от финала Моисея до год 600 и 1 Давида, а от Давида и от начала

царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет а от пленения до

Александра 318 лет, а от Александра до Рождества 333 года, а от

Рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила этого

542 года. А от первого года царствования Михаила до первого года княжения

Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с того времени

как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря

до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до

первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37

лет, а Ярослав княжил 40 лет. Так, от смерти Святослава до смерти

Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет.

Но возвратимся мы к прошлому и поведаем, что случилось в эти годы, как

уже начали: с первого года царствования Михаила, и расположим по порядку

года.

В год 6361 (853).

В год 6362 (854).

В год 6363 (855).

В год 6364 (856).

В год 6365 (857).

В год 6366 (858). Царь Михаил отправился с солдатами на болгар по берегу

и морем. Болгары же, заметив, что не смогли противостоять им, попросили

крестить их и давали слово покориться грекам. Царь же крестил князя их и всех

бояр и подписал мирный договор с болгарами.

В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и

с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по

серебряной монете и по белке от дыма.

В год 6368 (860).

В год 6369 (861).

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали

сами собой обладать, и не было среди них правды, и поднялся род на род, и была у

них усобица, и стали воевать между собой. И сообщили себе: Найдем себе

князя, что бы обладал нами и делал выводы по праву. И пошли за море к варягам,

к руси. Те варяги назывались русью, как другие именуются шведы, а иные

норманны и англы, и вдобавок иные готландцы, — вот так и эти. Сообщили руси чудь,

словене, кривичи и целый: Почва отечественная громадна и обильна, а порядка в ней нет.

Приходите княжить и обладать нами. И избрались трое братьев со собственными родам,

и забрали с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а

второй, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех

варягов прозвалась Русская почва. Новгородцы же — те люди от варяжского

рода, а прежде были словене. Через два же года погибли Синеус и брат его

Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и начал раздавать мужам своим города

— тому Полоцк, этому Ростов, второму Белоозеро. Варяги в этих городах —

находники, а коренные жители в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи,

в Ростове — меря, в Белоозере — целый, в Муроме — мурома, и над теми всеми

властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и

отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и в то время, когда

плыли мимо, то заметили на горе маленький город. И задали вопрос: Чей это

город?. Те же ответили: Были три брата Кий Щек и Хорив, каковые

выстроили город данный и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань

хазарам. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя довольно много

варягов и стали владеть почвой полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В год 6371 (863).

В год 6372 (864).

В год 6373 (865).

В год 6374 (866). Пошли Дир и Аскольд войной на греков и пришли к ним в

14-й год царствования Михаила. Царь же был сейчас в походе на агарян,

дошел уже до Тёмной реки, в то время, когда епарх отправил ему весть, что Русь идет

походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли вовнутрь Суда, множество

христиан убили и осадили Царьград двумястами судов. Царь же с большим трудом

вошел в всю ночь и город молился с патриархом Фотием в церкви святой

Богоматери во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой

Богоматери, и намочили в море ее полу. Была сейчас море и тишина было

тихо, но тут неожиданно встала буря с ветром, и опять поднялись огромные

волны, разметало суда безбожных русских, и прибило их к берегу, и

переломало, так что немногим из них удалось избегнуть данной беды и возвратиться

к себе.

В год 6375 (867).

В год 6376 (868). Начал царствовать Василий.

В год 6377 (869). Крещена была вся почва Болгарская.

В год 6378 (870).

В год 6379 (871).

В год 6380 (872).

В год 6381 (873).

В год 6382 (874).

В год 6383 (875).

В год 6384 (876).

В год 6385 (877).

В год 6386 (878).

В год 6387 (879). Погиб Рюрик и передал княжение собственный Олегу — родичу

собственному, дав ему на руки сына Игоря, потому что был тот еще мал.

В год 6388 (880).

В год 6389 (881).

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, забрав с собою довольно много солдат:

варягов, чудь, словен, мерю, целый, кривичей, и пришел к Смоленску с

кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем супруга. Оттуда

отправился вниз, и забрал Любеч, и кроме этого посадил мужа собственного. И пришли к горам

Киевским, и определил Олег, что княжат тут Дир и Аскольд. Запрятал он одних

солдат в ладьях, а вторых покинул сзади, и сам приступил, неся младенца

Игоря. И подплыл к Угорской горе, запрятав собственных солдат, и отправил к Аскольду

и Диру, говоря им, что-де мы торговцы, идем в Греки от княжича и Олега Игоря.

Придите к нам, к родичам своим. В то время, когда же Дир и Аскольд пришли, выскочили

все остальные из ладей, и сообщил Олег Диру и Аскольду: Не князья вы и не

княжеского рода, но я княжеского рода, и продемонстрировал Игоря: А это сын Рюрика.

И убили Дира и Аскольда, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе,

которая именуется сейчас Угорской, где сейчас Ольмин двор; на той могиле

Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой

Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сообщил Олег: Да будет это мать городам

русским. И были у него варяги, и славяне, и другие, прозвавшиеся русью. Тот

Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и

установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен каждый год для

сохранения мира, что и давалось варягам до конца жизни Ярослава.

В год 6391 (883). Начал Олег вести войну против древлян и, покорив их, брал

дань с них по тёмной кунице.

В год 6392 (884). Отправился Олег на северян, и победил северян, и возложил

на них легкую дань, и не приказал им платить дань хазарам, сообщив: Я неприятель их

и вам (им платить) незачем.

В год 6393 (885). Отправил (Олег) к радимичам, задавая вопросы: Кому даете

дань?. Они же ответили: Хазарам. И сообщил им Олег: Не давайте хазарам,

но платите мне. И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал

Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и

тиверцами вести войну.

В год 6394 (886).

В год 6395 (887). Царствовал Леон, сын Василия, что прозывался

Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет.

В год 6396 (888).

В год 6397 (889).

В год 6398 (890).

В год 6399 (891).

В год 6400 (892).

В год 6401 (893).

В год 6402 (894).

В год 6403 (895).

В год 6404 (896).

В год 6405 (897).

В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается сейчас

Угорской, пришли к стали и Днепру вежами: ходили они так же, как сейчас

половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, каковые

прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими в том месте волохами и

славянами. Сидели так как тут прежде славяне, а после этого Славянскую почву

захватили волохи. А по окончании угры прогнали волохов, унаследовали ту почву и

поселились со славянами, покорив их себе; и с того времени прозвалась почва

Угорской. И стали угры сражаться с греками и попленили почву Фракийскую и

Македонскую до самой Селуни. И стали воевать с моравами и чехами. Был един

народ славянский: славяне, каковые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и

моравы, и чехи, и поляки, и поляне, каковые сейчас зовутся русь. Для них

так как, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же

грамота и у русских, и у болгар дунайских.

В то время, когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и

Коцел отправили к царю Михаилу, говоря: Почва отечественная крещена, но нет у нас

учителя, что бы нас наставил и поучал нас и растолковал святые книги. Так как

не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие

в противном случае, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И отправьте

нам преподавателей, каковые бы имели возможность нам истолковать слова книжные и суть их.

Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им все сообщённое

славянскими князьями. И сообщили философы: В Селуни имеется супруг, именем Лев.

Имеет он сыновей, опытных славянский язык; два сына у него искусные

философы. Услышав об этом, царь отправил за ними ко Льву в Селунь, со

словами: Пошли к нам без промедления собственных Константина и сыновей Мефодия.

Услышав об этом, Лев скоро же отправил их, и пришли они к царю, и сообщил он

им: Вот, отправила послов ко мне Славянская почва, прося себе учителя,

что имел возможность бы им истолковать священные книги, потому что этого они желают. И

уговорил их царь, и отправил их в Славянскую почву к Ростиславу, Святополку и

Коцелу. В то время, когда же (братья эти) пришли, — начали они составлять славянскую

азбуку и перевели Евангелие и Апостол. И рады были славяне, что услышали они

о величии Божьем на своем языке. После этого перевели Октоих и Псалтырь и другие

книги. Некие же стали хулить славянские книги, говоря, что ни одному народу

не нужно иметь собственную азбуку, не считая иудеев, греков и латинян, в соответствии с

надписи Пилата, что на кресте Господнем написал (лишь на этих

языках). Услышав об этом, папа осудил тех, кто хулит славянские

книги, сообщив так: Да исполнится слово Писания: Пускай восхвалят Всевышнего все

народы, и второе: Пускай все народы восхвалят величие Божие, потому, что дух

святой разрешил им говорить. В случае, если же кто бранит славянскую грамоту, да будет

отлучен от церкви, пока не исправится; это волки, а не овцы, их направляться

выяснять по поступкам их и беречься их. Вы же, чада, послушайте

божественного учения и не отвергните церковного поучения, которое дал вам

Волхвы правда в летописях


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: