Повесть Временных лет
—————————————————————————
Оригинал тут — Древнерусскя литература http://www.chat.ru/~old_russian/
—————————————————————————
Повесть временных лет — самый ранний из дошедших до нас летописных
сводов. Относится к началу XII веку. Свод данный известен в составе последовательности
летописных сборников, сохранившихся в перечнях, из которых лучшими и самый
ветхими являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV.
Летопись вобрала в себя много материалы сказаний, повестей,
преданий, устные поэтические предания о разных исторических лицах и
событиях. Публикуется в переводе Д.С.Лихачева.
BOT ПОВЕСТИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ, ОТКУДА ОТПРАВИЛАСЬ РУССКАЯ Почва,
KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ПОЯВИЛАСЬ РУССКАЯ Почва
Так начнем повесть сию.
По потопе трое сыновей Ноя поделили почву — Сим, Xaм, Иaфeт. И
достался восток Симу: Персия, Бактрия, кроме того и до Индии в долготу, а в ширину
до Ринокорура, другими словами от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки Евфрат,
Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Ветшайшая, Елимаис, Инди,
Аравия Сильная, Колия, Коммагена, вся Финикия.
Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и вторая
Эфиопия, из которой вытекает река эфиопская Красная, текущая на восток,
Фивы, Ливия, соседящая с Киринией, Мармария, Сирты, вторая Ливия, Нумидия,
Масурия, Мавритания, находящаяся наоборот Гадира. B его владениях на востоке
находятся кроме этого: Киликня, Памфилия, Писидия, Мисия, Ликаония, Фригия,
Камалия, Ликия, Кария, Лидия, вторая Мисия, Троада, Эолидa, Bифиния, Ветхая
Фpигия и острова нeкии: Сардиния, Крит, река и Кипр Геона, в противном случае именуемая
Нил.
Иафету же достались северные государства и западные: Mидия, Албания, Армения
Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты,
Дepeвия, Capмaтия, обитатели Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия,
Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая именуется кроме этого Пелопоннес,
Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море.
Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира,
Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, именуемая Иония, и река
Тигр, текущая между Вавилоном и Мидией; до Понтийского моря на север: Дунай,
Днепр, Кавкасинские горы, другими словами Венгерские, а оттуда до Днепра, и другие
реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть
Симову. В Иафетовой же части сидят русские, всякие народы и чудь: меря,
мурома, целый, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва,
зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят недалеко от моря
Варяжского. По этому морю сидят варяги: из этого к востоку — до пределов
Симовых, сидят по тому же морю и к западу — до почвы Британской и Волошской.
Потомство Иафета кроме этого: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы,
галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и другие, — они
примыкают на западе к южным государствам и соседят с племенем Хамовым.
Сим же, Хам и Иафет поделили почву, кинув жребий, и порешили не
вступать никому в долю брата, и жили любой в собственной части. И был единый
народ. И в то время, когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до
неба, — было это в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар
строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот 40
лет, и не свершили его. И сошел Господь Всевышний видеть столп и город, и сообщил
Господь: Вот род един и народ един. И смешал Всевышний народы, и поделил на 70
и 2 народа, и рассеял по земле. По смешении же народов Всевышний ветром
великим уничтожил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном,
и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки.
По разрушении же столпа и по разделении народов забрали сыновья Сима
восточные государства, а сыновья Хама — южные государства, Иафетовы же забрали запад и
северные государства. От этих же 70 и 2 язык случился и народ славянский, от
племени Иафета — так именуемые норики, каковые и имеется славяне.
Спустя довольно много времени сели славяне по Дунаю, где сейчас почва Венгерская
и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами
собственными от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава
и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые
хорваты, и сербы, и хорутане. В то время, когда волохи напали на славян дунайских, и
поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле
и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные
— мазовшане, иные — поморяне.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а
другие — древлянами, в силу того, что сели в лесах, а другие сели между Припятью и
Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами,
по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане.
Те же славяне, каковые сели около озера Ильменя, назывались своим именем —
славянами, и выстроили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по
Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И без того разошелся
славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
В то время, когда же поляне жили раздельно по горам этим, тут был путь из Варяг в
Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по
Ловоти возможно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает
Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море
Варяжское. И по тому морю возможно плыть до Рима, а от Рима возможно приплыть по
тому же морю к Царьграду, а от Царьграда возможно приплыть в Понт море, в
которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на
юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море
Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью
устьями в море Хвалисское. Исходя из этого из Руси возможно плыть по Волге в Болгары и
в Хвалисы, и на восток состояться в удел Сима, а по Двине — в почву варягов, от
варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в
Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как
говорят, святой Андрей, брат Петра.
В то время, когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, определил он, что неподалеку
от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье
днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И произошло так, что он
пришел и стал под горами на берегу. И утром поднялся и сообщил бывшим с ним
ученикам: Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет
город великий, и воздвигнет Всевышний довольно много церквей. И взойдя на горы эти,
благословил их, и поставил крест, и помолился Всевышнему, и сошел с горы данной, где
потом будет Киев, и отправился вверх по Днепру. И пришел к славянам, где
в наше время стоит Новгород, и заметил живущих в том месте людей — каков их обычай и как
моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в
Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и поведал: Диво видел я в
Славянской почва на пути собственном ко мне. Видел бани древесные, и натопят их
очень сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут
на себя прутья юные и бьют себя сами, и до того себя добьют, что чуть
вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и лишь так оживут. И
творят это неизменно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, да и то творят
омовенье себе, а не мученье. Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же,
побыв в Риме пришел в Синоп.
Поляне же жили в те времена раздельно и управлялись собственными родами; потому что и
до той братии (о которой обращение в будущем) были уже поляне, и жили они все
собственными родами на собственных местах, и любой управлялся самостоятельно. И были
три брата: один по имени Кий, второй — Щек и третий — Хорив, а сестра их —
Лыбедь. Сидел Кий на горе, где сейчас подъем Боричев, а Щек сидел на горе,
которая сейчас зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась
по имени его Хоривицей. И выстроили город в честь старшего собственного брата, и
назвали его Киев. Был около города бор и лес велик, и ловили в том месте зверей, а
были те мужи умны и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и
поныне в Киеве.
Кое-какие же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда
у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: На перевоз на
Киев. Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а данный Кий
княжил в роде собственном, и в то время, когда ходил он к царю, то, говорят, что великих
почестей удостоился от царя, к которому он приходил. В то время, когда же возвращался,
пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил город невеликий, и желал
сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и поныне
именуют придунайские обитатели городище то — Киевец. Кий же, возвратившись в собственный
город Киев, тут и погиб; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же
скончались.
И по окончании этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян
было собственный княжение, а у дреговичей собственный, а у славян в Новгороде собственный, а
второе на реке Полоте, где полочане. От этих последних случились кривичи,
сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же
город — Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне.
А на Белоозере сидит целый, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере
кроме этого меря. А по реке Оке — в том месте, где она впадает в Волгу, — мурома,
говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва,
говорящая на своем языке. Вот лишь кто владеет славянским языком в Киевской Руси:
поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане,
прозванные так по причине того, что сидели по Бугу, а после этого начавшие называться
волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, целый, мурома,
черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы,
— эти говорят на собственных языках, они — от колена Иафета и живут в северных
государствах.
В то время, когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от
скифов, другими словами от хазар, так именуемые болгары, и сели по Дунаю, и были
поселенцами на земле славян. После этого пришли белые угры и заселили почву
Славянскую. Угры эти показались при царе Ираклии, и они сражались с Хосровом,
персидским царем. В те времена существовали и обры, вести войну они против царя
Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры сражались и против славян и
притесняли дулебов — кроме этого славян, и творили принуждение женам дулебским:
бывало, в то время, когда отправится обрин, то не разрешал запрячь коня либо вола, но
приказывал впрячь в телегу трех, четырех либо пять жен и везти его — обрина,
— и без того мучили дулебов. Были же эти обры громадны телом, и умом горды, и Всевышний
истребил их, погибли все, и не осталось ни одного обрина. И имеется поговорка на
Руси и поныне: Погибли, как обры, — их же нет ни племени, ни потомства.
По окончании обров пришли печенеги, а после этого прошли тёмные угры мимо Киева, но было
это по окончании — уже при Олеге.
Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из
славянского рода и лишь по окончании назвались полянами, и древляне случились от
тех же славян и кроме этого не сходу назвались древляне; радимичи же и вятичи — от
рода ляхов. Были так как два брата у ляхов — Радим, а второй — Вятко; и пришли
и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом
своим по Оке, от него была названи вятичи. И жили между собою в
мире поляне, древляне, северяне, радимичи, хорваты и вятичи. Дулебы же жили
по Бугу, где сейчас волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и около
Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и
сохранились города их и поныне; и греки именовали их Великая Скифь.
Все эти племена имели собственные обычаи, и законы собственных отцов, и предания, и
каждые — собственный нрав. Поляне имеют обычай отцов собственных кроткий и негромкий,
стыдливы перед снохами собственными и сестрами, родителями и матерями; перед
свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не
идет зять за невестой, но приводит ее незадолго до, а на следующий сутки приносят
за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски:
убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали
женщин у воды. А радимичи, северяне и вятичи имели неспециализированный обычай: жили в лесу,
как и все животные, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и
браков у них не бывало, но устраивались игрища между деревнями, и сходились на
эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и тут умыкали себе жен
по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И в случае, если кто умирал, то
устраивали по нем тризну, а после этого делали громадную колоду, и возлагали на эту
колоду мертвеца, и сжигали, а по окончании, собрав кости, вкладывали их в небольшой
сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и сейчас еще вятичи. Этого
же обычая держались и кривичи, и другие язычники, не опытные закона Божьего,
но сами себе устанавливающие закон.
Говорит Георгий в собственном летописании: Любой народ имеет или
письменный закон, или обычай, что люди, не опытные закона, выполняют
как предание отцов. Из них же первые — сирийцы живущие на краю земли. Имеют
они законом себе обычаи собственных отцов: не заниматься любодеянием и
прелюбодеянием, не воровать, не клеветать либо убивать и, в особенности, не делать
зло. Таков же закон и у бактриан, именуемых в противном случае рахманами либо
островитянами; эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не
выпивают вина, не творят никакого зла и блуда не делают, имея великий ужас
Божьей веры. В противном случае — у соседних с ними индийцев. Эти — убийцы, сквернотворцы
и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны — в том месте едят
людей, и убивают путешественников, а также едят, как псы. Собственный закон и у
халдеян, и у вавилонян: матерей брать на ложе, блуд творить с детьми братьев
и убивать. И всякое нахальство творят, считая его добродетелью, даже в том случае, если
будут на большом растоянии от собственной страны.
Второй закон у гилий: жены у них пашут, и строят дома, и мужские дела
совершают, но и любви предаются, сколько желают, не сдерживаемые собственными
мужьями и не стыдясь; имеется среди них и храбрые дамы, умелые в охоте на
зверей. Властвуют жены эти над мужьями собственными и повелевают ими. В Британии
же пара мужей с одною женою дремлют, и многие жены с одним мужем сообщение
имеют и бесправие как закон отцов совершают, никем не осуждаемые и не
сдерживаемые. Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот,
единожды в году, близко к весенним дням, выходят из собственной почвы и сочетаются
с окрестными партнерами, считая то время как бы некиим великим и торжеством
праздником. В то время, когда же зачнут от них в чреве, — опять разбегутся из тех мест.
В то время, когда же придет время родить и в случае, если родится мальчик, то убивают его, в случае, если же
девочка, то вскормят ее и прилежно воспитают.
Так вот и при нас сейчас половцы держатся закона отцов собственных: кровь
проливают а также хвалятся этим, едят всякую нечистоту и мертвечину — хомяков
и сусликов, и берут собственных невесток и мачех, и следуют иным обычаям собственных
отцов. Мы же, христиане всех государств, где верят во святую Троицу, в единое
крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, потому, что мы
крестились во Христа и во Христа облеклись.
По прошествии времени, по окончании смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива),
стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары
сидящими на горах этих в лесах и сообщили: Платите нам дань. Поляне,
посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к собственному князю и к
старейшинам, и сообщили им: Вот, новую дань нашли мы. Те же поинтересовались у них:
Откуда?. Они же ответили: В лесу на горах над рекою Днепром. Снова
задали вопрос те: А что дали?. Они же продемонстрировали клинок. И сообщили старцы хазарские:
Не хорошая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым лишь с одной
стороны, — саблями, а у этих оружие обоюдоострое — мечи. Им суждено собирать
дань и с нас и с иных земель. И сбылось все это, потому что не по собственной воле
говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе
египетском, в то время, когда стали причиной нему Моисея и сообщили старейшины фараона: Этому
суждено унизить почву Египетскую. Так и произошло: погибли египтяне от
Моисея, а вначале трудились на них иудеи. Так же и эти: вначале властвовали, а
по окончании над ними самими властвуют; так и имеется: обладают русские князья хазарами
и по сегодняшний сутки.
В год 6360 (852), индикта 15, в то время, когда начал царствовать Михаил, стала
прозываться Русская почва. Определили мы об этом по причине того, что наряду с этим царе
приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот
по какой причине с данной поры начнем и числа положим. От Адама и до потопа 2242 года,
а от потопа до года 1000 и 82 Авраама, а от Авраама до финала Моисея 430
лет, а от финала Моисея до год 600 и 1 Давида, а от Давида и от начала
царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет а от пленения до
Александра 318 лет, а от Александра до Рождества 333 года, а от
Рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила этого
542 года. А от первого года царствования Михаила до первого года княжения
Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с того времени
как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря
до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до
первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37
лет, а Ярослав княжил 40 лет. Так, от смерти Святослава до смерти
Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет.
Но возвратимся мы к прошлому и поведаем, что случилось в эти годы, как
уже начали: с первого года царствования Михаила, и расположим по порядку
года.
В год 6361 (853).
В год 6362 (854).
В год 6363 (855).
В год 6364 (856).
В год 6365 (857).
В год 6366 (858). Царь Михаил отправился с солдатами на болгар по берегу
и морем. Болгары же, заметив, что не смогли противостоять им, попросили
крестить их и давали слово покориться грекам. Царь же крестил князя их и всех
бояр и подписал мирный договор с болгарами.
В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и
с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по
серебряной монете и по белке от дыма.
В год 6368 (860).
В год 6369 (861).
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали
сами собой обладать, и не было среди них правды, и поднялся род на род, и была у
них усобица, и стали воевать между собой. И сообщили себе: Найдем себе
князя, что бы обладал нами и делал выводы по праву. И пошли за море к варягам,
к руси. Те варяги назывались русью, как другие именуются шведы, а иные
норманны и англы, и вдобавок иные готландцы, — вот так и эти. Сообщили руси чудь,
словене, кривичи и целый: Почва отечественная громадна и обильна, а порядка в ней нет.
Приходите княжить и обладать нами. И избрались трое братьев со собственными родам,
и забрали с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а
второй, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех
варягов прозвалась Русская почва. Новгородцы же — те люди от варяжского
рода, а прежде были словене. Через два же года погибли Синеус и брат его
Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и начал раздавать мужам своим города
— тому Полоцк, этому Ростов, второму Белоозеро. Варяги в этих городах —
находники, а коренные жители в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи,
в Ростове — меря, в Белоозере — целый, в Муроме — мурома, и над теми всеми
властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и
отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и в то время, когда
плыли мимо, то заметили на горе маленький город. И задали вопрос: Чей это
город?. Те же ответили: Были три брата Кий Щек и Хорив, каковые
выстроили город данный и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань
хазарам. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя довольно много
варягов и стали владеть почвой полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
В год 6371 (863).
В год 6372 (864).
В год 6373 (865).
В год 6374 (866). Пошли Дир и Аскольд войной на греков и пришли к ним в
14-й год царствования Михаила. Царь же был сейчас в походе на агарян,
дошел уже до Тёмной реки, в то время, когда епарх отправил ему весть, что Русь идет
походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли вовнутрь Суда, множество
христиан убили и осадили Царьград двумястами судов. Царь же с большим трудом
вошел в всю ночь и город молился с патриархом Фотием в церкви святой
Богоматери во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой
Богоматери, и намочили в море ее полу. Была сейчас море и тишина было
тихо, но тут неожиданно встала буря с ветром, и опять поднялись огромные
волны, разметало суда безбожных русских, и прибило их к берегу, и
переломало, так что немногим из них удалось избегнуть данной беды и возвратиться
к себе.
В год 6375 (867).
В год 6376 (868). Начал царствовать Василий.
В год 6377 (869). Крещена была вся почва Болгарская.
В год 6378 (870).
В год 6379 (871).
В год 6380 (872).
В год 6381 (873).
В год 6382 (874).
В год 6383 (875).
В год 6384 (876).
В год 6385 (877).
В год 6386 (878).
В год 6387 (879). Погиб Рюрик и передал княжение собственный Олегу — родичу
собственному, дав ему на руки сына Игоря, потому что был тот еще мал.
В год 6388 (880).
В год 6389 (881).
В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, забрав с собою довольно много солдат:
варягов, чудь, словен, мерю, целый, кривичей, и пришел к Смоленску с
кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем супруга. Оттуда
отправился вниз, и забрал Любеч, и кроме этого посадил мужа собственного. И пришли к горам
Киевским, и определил Олег, что княжат тут Дир и Аскольд. Запрятал он одних
солдат в ладьях, а вторых покинул сзади, и сам приступил, неся младенца
Игоря. И подплыл к Угорской горе, запрятав собственных солдат, и отправил к Аскольду
и Диру, говоря им, что-де мы торговцы, идем в Греки от княжича и Олега Игоря.
Придите к нам, к родичам своим. В то время, когда же Дир и Аскольд пришли, выскочили
все остальные из ладей, и сообщил Олег Диру и Аскольду: Не князья вы и не
княжеского рода, но я княжеского рода, и продемонстрировал Игоря: А это сын Рюрика.
И убили Дира и Аскольда, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе,
которая именуется сейчас Угорской, где сейчас Ольмин двор; на той могиле
Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой
Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сообщил Олег: Да будет это мать городам
русским. И были у него варяги, и славяне, и другие, прозвавшиеся русью. Тот
Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и
установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен каждый год для
сохранения мира, что и давалось варягам до конца жизни Ярослава.
В год 6391 (883). Начал Олег вести войну против древлян и, покорив их, брал
дань с них по тёмной кунице.
В год 6392 (884). Отправился Олег на северян, и победил северян, и возложил
на них легкую дань, и не приказал им платить дань хазарам, сообщив: Я неприятель их
и вам (им платить) незачем.
В год 6393 (885). Отправил (Олег) к радимичам, задавая вопросы: Кому даете
дань?. Они же ответили: Хазарам. И сообщил им Олег: Не давайте хазарам,
но платите мне. И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал
Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и
тиверцами вести войну.
В год 6394 (886).
В год 6395 (887). Царствовал Леон, сын Василия, что прозывался
Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет.
В год 6396 (888).
В год 6397 (889).
В год 6398 (890).
В год 6399 (891).
В год 6400 (892).
В год 6401 (893).
В год 6402 (894).
В год 6403 (895).
В год 6404 (896).
В год 6405 (897).
В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается сейчас
Угорской, пришли к стали и Днепру вежами: ходили они так же, как сейчас
половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, каковые
прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими в том месте волохами и
славянами. Сидели так как тут прежде славяне, а после этого Славянскую почву
захватили волохи. А по окончании угры прогнали волохов, унаследовали ту почву и
поселились со славянами, покорив их себе; и с того времени прозвалась почва
Угорской. И стали угры сражаться с греками и попленили почву Фракийскую и
Македонскую до самой Селуни. И стали воевать с моравами и чехами. Был един
народ славянский: славяне, каковые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и
моравы, и чехи, и поляки, и поляне, каковые сейчас зовутся русь. Для них
так как, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же
грамота и у русских, и у болгар дунайских.
В то время, когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и
Коцел отправили к царю Михаилу, говоря: Почва отечественная крещена, но нет у нас
учителя, что бы нас наставил и поучал нас и растолковал святые книги. Так как
не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие
в противном случае, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И отправьте
нам преподавателей, каковые бы имели возможность нам истолковать слова книжные и суть их.
Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им все сообщённое
славянскими князьями. И сообщили философы: В Селуни имеется супруг, именем Лев.
Имеет он сыновей, опытных славянский язык; два сына у него искусные
философы. Услышав об этом, царь отправил за ними ко Льву в Селунь, со
словами: Пошли к нам без промедления собственных Константина и сыновей Мефодия.
Услышав об этом, Лев скоро же отправил их, и пришли они к царю, и сообщил он
им: Вот, отправила послов ко мне Славянская почва, прося себе учителя,
что имел возможность бы им истолковать священные книги, потому что этого они желают. И
уговорил их царь, и отправил их в Славянскую почву к Ростиславу, Святополку и
Коцелу. В то время, когда же (братья эти) пришли, — начали они составлять славянскую
азбуку и перевели Евангелие и Апостол. И рады были славяне, что услышали они
о величии Божьем на своем языке. После этого перевели Октоих и Псалтырь и другие
книги. Некие же стали хулить славянские книги, говоря, что ни одному народу
не нужно иметь собственную азбуку, не считая иудеев, греков и латинян, в соответствии с
надписи Пилата, что на кресте Господнем написал (лишь на этих
языках). Услышав об этом, папа осудил тех, кто хулит славянские
книги, сообщив так: Да исполнится слово Писания: Пускай восхвалят Всевышнего все
народы, и второе: Пускай все народы восхвалят величие Божие, потому, что дух
святой разрешил им говорить. В случае, если же кто бранит славянскую грамоту, да будет
отлучен от церкви, пока не исправится; это волки, а не овцы, их направляться
выяснять по поступкам их и беречься их. Вы же, чада, послушайте
божественного учения и не отвергните церковного поучения, которое дал вам