Kto b киеве стал первым княжить и kak возникла русская земля 6 глава

всех других государствах. Не можем мы забыть красоты той, потому что любой человек,

в случае, если вкусит сладкого, не заберёт позже горького; так и мы не можем уже тут

пребывать. Сообщили же бояре: Если бы нехорош был закон греческий, то не

приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она умнейшей из всех людей. И

задал вопрос Владимир: Где примем крещение?. Они же сообщили: Где тебе любо.

И в то время, когда прошел год, в 6496 (988) году отправился Владимир с войском на

Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир

на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и

сражались прочно из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали

изнемогать, и сообщил Владимир жителям: Если не сдадитесь, то несложной и

три года. Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско собственный,

приказал присыпать насыпь к муниципальным стенкам. И в то время, когда насыпали, они,

корсунцы, подкопав стенке городскую, выкрадывали подсыпанную почву, и носили

ее себе в город, и ссыпали среди города. Солдаты же присыпали еще больше, и

Владимир стоял. И вот некоторый супруг корсунянин, именем Анастас, разрешил войти стрелу,

написав на ней: Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев,

каковые за тобою с востока. Владимир же, услышав об этом, взглянуть на небо

и сообщил: В случае, если осуществится это, — сам крещусь!. И в тот же миг же повелел копать

наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир

вошел в город с дружиною собственной и отправил к царям Константину и Василию

сообщить: Вот забрал уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру

женщину; если не дадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и

этому городу. И, услышав это, опечалились цари, и отправили ему весть такую:

Не пристало христианам выдавать жен за язычников. В случае, если крестишься, то и ее

возьмёшь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. В случае, если

же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя. Услышав это,

сообщил Владимир отправленным к нему от царей: Сообщите царям вашим так: я

крещусь, потому что еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и

богослужение, о котором поведали мне отправленные нами мужи. И рады были

цари, услышав это, и упросили сестру собственную, именем Анну, и отправили к

Владимиру, говоря: Крестись, и тогда отправим сестру собственную к тебе. Ответил же

Владимир: Пускай пришедшие с сестрою вашею и крестят меня. И послушались

цари, и отправили сестру собственную, пресвитеров и сановников. Она же не желала

идти, говоря: Иду, как в полон, лучше бы мне тут погибнуть. И сообщили ей

братья: Возможно, обратит тобою Всевышний Русскую почву к покаянию, а Греческую

почву избавишь от страшной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам

Русь? Сейчас же, если не отправишься, то сделают и нам то же. И чуть принудили

ее. Она же села в корабль, простилась с ближними собственными с плачем и

отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с

поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному

промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и

скорбел очень сильно, и не знал, что сделать. И отправила к нему царица сообщить:

В случае, если желаешь избавиться от заболевания данной, то крестись поскорей; в случае, если же не

крестишься, то не сможешь избавиться от недуга собственного. Услышав это,

Владимир сообщил: В случае, если в самом деле исполнится это, то воистину велик Всевышний

христианский. И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными

попами, огласив, крестил Владимира. И в то время, когда возложил руку на него, тот

в тот же миг же прозрел. Владимир же, почувствовав собственный неожиданное излечение, прославил

Всевышнего: Сейчас определил я подлинного Всевышнего. Многие из дружинников, заметив это,

крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в

городе Корсуни среди града, где планируют корсунцы на торг; палата же

Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата — за

алтарем. По окончании крещения привели царицу для совершения брака. Не опытные же

истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят — в

Василеве, а другие и по-иному сообщат. В то время, когда же Владимира крестили и обучили

его вере христианской, сообщили ему так: Пускай никакие еретики не прельстят

тебя, но верь, говоря так: Верю во единого Всевышнего Отца Вседержителя, земли

и творца неба — и до конца данный знак веры. И еще: Верю во единого Всевышнего

Отца нерожденного и во единого Сына рожденного, в единый Дух Святой,

исходящий: три идеальных естества, мысленных, разделяемых по числу и

естеством, но не в божественной сущности: потому что разделяется Всевышний нераздельно и

соединяется без смешения, Папа, Всевышний Папа, всегда существующий, пребывает в

отцовстве, нерожденный, безначальный, первопричина и начало всему, лишь

нерождением своим старший, чем Дух и Сын; от него же рождается Сын прежде

всех времен. Дух же Святой исходит вне времени и вне тела; совместно имеется Папа,

совместно Сын, совместно и Дух Святой. Сын же подобосущен Отцу, лишь рождением

отличаясь от Духа и Отца. Дух же пресвятой подобосущен Сыну и Отцу и всегда

сосуществует с ними. Потому что Отцу отцовство, Сыну сыновство, Святому же Духу

исхождение. Ни Папа переходит в Сына либо Духа, ни Сын в Отца либо Духа, ни

Дух в Сына либо в Отца: потому что неизменны их свойства… Не три Всевышнего, но один

Всевышний, поскольку божество едино в трех лицах. Жаждой же Духа и Отца спасти

собственный творение, не изменяя людского семени, сошло и вошло, как божественное

семя, в девичье ложе пречистое и приняло плоть одушевленную, словесную и

умную, прежде не бывшую, и явился Всевышний воплощенный, появился неизреченным

методом, сохранив нерушимым девство матери, не претерпев ни смятения, ни

смешения, ни трансформации, а оставшись как был, и став каким не был, приняв вид

рабский — в действительности, а не в воображении, всем, не считая греха, явившись

подобен нам (людям)… По собственной воле появился, по собственной воле почувствовал

голод, по собственной воле почувствовал жажду, по собственной воле печалился, по собственной

воле устрашился, по собственной воле погиб — погиб в действительности, а не в

воображении; все характерные людской природе, неподдельные мучения

пережил. В то время, когда же был распят и вкусил смерти безукоризненный, — воскрес в

собственном теле, не зная тления, взошел на небеса, и сел справа от Отца, и

придет снова со славою делать выводы живых и мертвых; как вознесся со своей плотью,

так и сойдет… Исповедую же и едино крещение водою и духом, приступаю к

пречистым тайнам, верю воистину в кровь и тело… принимаю церковные

предания и поклоняюсь пречестным иконам, поклоняюсь пречестному древу и

всякому кресту, святым священным сосудам и мощам. Верю и в семь соборов

святых отцов, из которых первый был в Никеи 318 отцов, проклявших Ария и

проповедовавших непорочную и правую веру. Второй собор в Константинополе 150

святых отцов, проклявших духоборца Македония, проповедовавшего единосущную

Троицу. Третий же собор в Эфесе, 200 святых отцов против Нестория, прокляв

которого, проповедали святую Божию матерь. Четвертый собор в Халкидоне 630

святых отцов против Евтуха и Диоскора, которых и прокляли святые отцы,

провозгласив Господа отечественного Иисуса Христа идеальным Всевышним и идеальным

человеком, Пятый собор в Царьграде 165 святых отцов против учения Оригена и

против Евагрия, которых и прокляли святые отцы. Шестой собор в Царьграде 170

святых отцов против Сергия и Кура, проклятых святыми отцами. Седьмой собор в

Никее 350 святых отцов, проклявших тех, кто не поклоняется святым иконам.

Не принимай же учения от латинян, — учение их искаженное: войдя в

церковь, не поклоняются иконам, но, стоя, кланяются и, поклонившись, пишут

крест на земле, и целуют, а поднявшись, становятся на него ногами, — так что,

ложась, целуют его, а поднявшись — попирают, Этому не учили апостолы; апостолы

учили целовать поставленный крест и чтить иконы. Потому что Лука евангелист первый

написал икону и отправил ее в Рим. Как говорит Василий: Чествование иконы

переходит на ее первообраз. Больше того, именуют они почву матерью. В случае, если же

почва им мать, то папа им небо, — изначала сотворил Всевышний небо, так же и

почву. Так говорят: Отче отечественный, иже еси на небеси. В случае, если, согласно их точке зрения, почва

мать, то для чего плюете на собственную мать? Тут же ее лобзаете и оскверняете? Этого

прежде римляне не делали, но постановляли верно на всех соборах, сходясь

из Рима и со всех епархий. На первый собор в Никее против Ария (отец)

римский Сильвестр отправил пресвитеров и епископов, от Александрии Афанасий, а

от Царьграда Митрофан отправили от себя епископов и без того исправляли веру. На

втором же соборе — от Рима Дамас, а от Александрии Тимофей, от Антиохии

Мелетий, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов. На третьем же соборе —

Келестин римский, Кирилл александрийский, Ювеналий иерусалимский. На

четвертом же соборе — Лев римский, Анатолий из Царьграда, Ювеналий

иерусалимский. На пятом соборе — римский Вигилий, Евтихий из Царьграда,

Аполлинарий александрийский, Домнин антиохийский. На шестом соборе — от Рима

Агафон, Георгий из Царьграда, Феофан антиохийский, от Александрии монах

Петр. На седьмом соборе — от Рима Адриан, Тарасий из Царьграда, Политиан

александрийский, Феодорит антиохийский, Илия иерусалимский. Все они

сходились со собственными епископами, усиливая веру. По окончании же этого, последнего,

собора Петр Гугнивый вошел с иными в Рим, захватил престол и развратил веру,

отвергнувшись от престола иерусалимского, александрийского,

константинопольского и антиоxийского. Возмутили они всю Италию, сея учение

собственный везде. Одни священники помогают, будучи женаты лишь на одной жене, а

другие, до семи раз женившись, помогают; и направляться остерегаться их учения.

Прощают же они и грехи на протяжении приношения даров, что хуже всего. Всевышний да

сохранит тебя от этого.

По окончании всего этого Владимир забрал царицу, и Анастаса, и священников

корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, забрал и сосуды

церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на

горе, которую насыпали среди города, выкрадывая почву из насыпи: стоит

церковь та и поныне. Отправляясь, захватил он и двух бронзовых идолов и четырех

бронзовых коней, что и по сей день стоят за церковью святой Божией матери и про которых

невежды считаюм, что они мраморные. Корсунь же дал грекам как вено за

царицу, а сам возвратился в Киев. И в то время, когда пришел, повелел опрокинуть идолы —

одних изрубить, а вторых сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и

волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить

его палками. Делалось это не по причине того, что дерево что-нибудь ощущает, но для

поругания беса, что обманывал людей в этом образе, — дабы принял он

возмездие от людей. Велик ты, Господи, и чудны дела твои!. День назад еще был

чтим людьми, а сейчас поругаем. В то время, когда влекли Перуна по Ручью к Днепру,

оплакивали его неверные, поскольку не приняли еще они святого крещения. И,

притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сообщив им:

В случае, если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А в то время, когда пройдет пороги, тогда

лишь покиньте его. Они же выполнили, что им было приказано. И в то время, когда

разрешили войти Перуна и прошел он пороги, выкинуло его ветром на отмель, и оттого

прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. После этого отправил

Владимир по всему городу сообщить: Если не придет кто на следующий день на реку — будь

то богатый, либо бедный, либо бедный, либо раб, — будет мне неприятелем. Услышав

это, с удовольствием пошли люди, ликуя и говоря: Если бы не было это хорошим, не

приняли бы этого князь отечественный и бояре. На следующий же сутки вышел Владимир с

попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось в том месте людей без числа.

Вошли в воду и находились в том месте одни до шеи, другие по грудь, юные же у берега

по грудь, кое-какие держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же,

стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу

стольких выручаемых душ; а сатана сказал, стеная: Увы мне! Прогнан я

из этого! Тут думал я получить себе жилище, потому что тут не было учения

апостольского, не знали тут Всевышнего, но радовался я служению тех, кто служил

мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не

смогу уже царствовать более в этих государствах. Люди же, крестившись, разошлись

по зданиям. Владимир же был счастлив, что познал Всевышнего сам и люди его, воззрел на

небо и сообщил: Христос Всевышний, сотворивший небо и почву! Посмотри на новых

людей этих и дай им, Господи, познать тебя, подлинного Всевышнего, как познали тебя

христианские государства. Утверди в них верную и неуклонную веру, и мне

помоги, Господи, против сатаны, да одолею козни его, сохраняя надежду на тебя и на

твою силу. И сообщив это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам,

где прежде находились кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на

бугре, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы люди и князь. И

по вторым городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить

людей на крещение по сёлам и всем городам. Отправлял он собирать у лучших

людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о

них; потому что не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.

В то время, когда даны были в учение книжное, то тем самым сбылось в Киевской Руси

пророчество, гласившее: В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет

язык косноязычных. Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему

устроению и по милости собственной помиловал их Всевышний; как сообщил пророк: Помилую,

кого желаю. Потому что помиловал нас святым обновлением и крещением духа, по

Божьему изволению, а не по отечественным делам. Благословен Господь Христос,

возлюбивший Русскую почву и просветивший ее крещением святым. Вот по какой причине и

мы поклоняемся ему, говоря: Господь Христос! Чем смогу воздать тебе

за все, что воздал нам безнравственным? Не знаем, какое воздаяние дать тебе за подарки

твои. Потому что велик ты и чудны дела твои: нет предела величию твоему. Род за

родом восхвалят дела твои. Сообщу вместе с Давидом: Придите, возрадуемся

Господу, вскрикнем Спасителю и Богу отечественному. Предстанем лицу его со

славословием; Славьте его, потому что он благ, потому что вовек милость его, потому что

избавил нас от неприятелей отечественных, другими словами от языческих идолов. И еще скажем

вместе с Давидом: Прославьте Господу песнь новую, прославьте Господу вся почва;

пойте Господу, благословляйте имя его, благовествуйте со дня на сутки

спасение его. Возвещайте в народах славу его, во всех людях чудеса его, потому что

велик Господь и достохвален, И величию его нет финиша. Какая радость! Не

один и не два спасаются. Сообщил Господь: Радость не редкость на небе и об одном

покаявшемся безбожнике. Тут же несколько и не два, но очень много

приступили к Всевышнему, просвещенные святым крещением. Как сообщил пророк:

Окроплю вас водой чистой, и очиститесь и от идолопоклонения вашего, и от

грехов ваших. Кроме этого и второй пророк сообщил: Кто Всевышний, как ты, прощающий

грехи и не вменяющий правонарушения? потому что желающий того — милостив. Тот обратит

и умилосердится над нами и ввергнет в пучину морскую грехи отечественные. Потому что

апостол Павел говорит: Братья! Все мы, крестившиеся в Иисуса Христа, в

смерть его крестились; и без того мы погреблись с ним крещением в смерть; чтобы,

как Христос воскрес из мертвых славою отца, так и нам ходить в обновленной

жизни. И еще: Древнее прошло, сейчас все новое. Сейчас приблизилось к нам

спасение… ночь прошла, а сутки приблизился. Через него взяли мы верою

доступ к благодати данной, которой хвалимся и стоим, Сейчас же, в то время, когда

освободились от стали и греха рабами Всевышнему, плод ваш имеется святость. Вот

по какой причине должны мы помогать Всевышнему, радуясь ему. Потому что сообщил Давид: Служите

Господу испуганно и радуйтесь ему с трепетом. Мы же вскрикнем к Господу

Всевышнему отечественному: Благословен Господь, что не дал нас в добычу зубам их!..

Сеть расторгнулась, и мы избавились от обмана дьявольского. И провалилась сквозь землю

память их с шумом, но Господь пребывает вовек, прославляемый русскими

сынами, прославляемый в Троице, а демоны проклинаются благоверными мужами и

верными женами, каковые приняли покаяние и крещение в отпущенье грехов, —

новые люди христиане, избранные Всевышним.

Владимир же был просвещен сам, и сыновья его, и почва его. Было же у

него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав,

Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в

Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове,

В то время, когда же погиб старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса

в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской почва, Всеволода во

Владимире, Мстислава в Тмутаракани. И сообщил Владимир: Плохо, что мало

городов около Киева. И начал ставить города по Десне, и по Остру, и по

Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И начал набирать мужей лучших от славян, и

от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, поскольку была

война с печенегами. И вести войну с ними, и побеждал их.

В год 6497 (989). Затем жил Владимир в христианском законе, и

задумал создать церковь пресвятой Богородице, и отправил привести мастеров из

Греческой почвы. И начал ее строить, и, в то время, когда кончил строить, украсил ее

иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил проходить службу в ней

корсунских священников, дав ей все, что забрал перед этим в Корсуни: иконы,

кресты и сосуды.

В год 6499 (991). Владимир заложил город Белгород, и собрал для него

людей из иных городов, и свел в него довольно много людей, потому что обожал город тот.

В год 6500 (992). Отправился Владимир на хорватов. В то время, когда же возвратился он с

хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же

выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где сейчас Переяславль.

И стал Владимир на данной стороне, а печенеги на той, и не решались отечественные

перейти на ту сторону, ни те на эту. И подъехал князь печенежский к реке,

вызвал Владимира и сообщил ему: Выпусти ты супруга, а я собственного — пускай

борются. В случае, если твой супруг кинет моего на землю, то не будем вести войну три года;

в случае, если же отечественный супруг кинет твоего оземь, то будем разорять вас три года. И

разошлись. Владимир же, возвратившись в стан собственный, отправил глашатаев по лагерю

со словами: Нет ли для того чтобы мужа, что бы схватился с печенегом?. И не

сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели супруга, а

у отечественных не выяснилось. И начал тужить Владимир, отправляя по всему войску

собственному, и пришел к князю один ветхий супруг, и сообщил ему: Князь! Имеется у меня

один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого

детства никто его не кинул еще оземь. в один раз я бранил его, а он мял кожу,

так он рассердился на меня и разодрал кожу руками. Услышав об этом, князь

был рад, и отправили за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь

все. Тот отвечал: Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, но испытайте

меня: нет ли громадного и сильного быка?. И нашли быка, громадного и сильного,

и приказал он разъярить быка; возложили на него раскаленное железо и разрешили войти

быка. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и оторвал кожу с

мясом, сколько захватила его рука. И сообщил ему Владимир: Можешь с ним

бороться. На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: Где же супруг?

Вот отечественный готов!. Владимир повелел в ту же ночь облечься в доспехи, и сошлись

обе стороны. Печенеги выпустили супруга: был же он весьма велик и

страшен. И выступил супруг Владимира, и встретился с ним печенег и посмеялся, потому что был

он среднего роста. И размерили место между обоими армиями, и разрешили войти их

друг против друга. И схватились, и начали прочно жать друг друга, и удавил

супруг печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. И кликнули отечественные, и

побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали.

Владимир же был рад и заложил город у брода того и назвал его

Переяславлем, потому что перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим

мужем, и отца его также. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою

великою.

В год 6502 (994).

В год 6503 (995).

В год 6504 (996). Заметил Владимир, что церковь выстроена, вошел в нее и

помолился Всевышнему, говоря так: Господи Боже! Посмотри с неба и воззри. И посети

сад собственный. И сверши то, что насадила десница твоя, — новых людей этих, сердце

которых ты обратил к истине познать тебя, Всевышнего подлинного. Посмотри на церковь

твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери

приснодевы Богородицы. В случае, если кто будет молиться в церкви данной, то услышь

молитву его, для молитвы пречистой Богородицы. И, помолившись Всевышнему, сообщил

он так: Даю церкви данной святой Богоматери десятую часть от достатков моих и

моих городов. И уставил так, написав заклятие в церкви данной, сообщив: В случае, если

кто отменит это, — да будет проклят. И дал десятую часть Анастасу

Корсунянину. И устроил в тот сутки праздник великий старцам и боярам

градским, а бедным роздал довольно много богатства.

Затем пришли печенеги к Василеву, и вышел против них Владимир с

маленькой дружиною. И сошлись, и не смог устоять против них Владимир,

побежал и стал под мостом, чуть укрывшись от неприятелей. И дал тогда Владимир

обещание поставить церковь в Василеве во имя святого Преображения, потому что было

в тот сутки, в то время, когда случилась та сеча, Преображение Господне. Избегнув

опасности, Владимир выстроил церковь и устроил великое празднование, наварив

меду 300 мер. И созвал бояр собственных, старейшин и посадников из всех городов и

всяких людей довольно много, и роздал бедным 300 гривен. Праздновал князь восемь

дней, и возвратился в Киев в сутки Успенья святой Богоматери, и тут снова

устроил великое празднование, сзывая очень много народа. Видя же,

что люди его — христиане, радовался телом и душой. И без того делал неизменно. И

так как обожал книжное чтение, то услышал он в один раз Евангелие: Блаженны

милостивые, потому что те помилованы будут; и еще: Реализуйте именья ваши и

раздайте нищим; и еще: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль

истребляет и преступники подкапывают, но собирайте себе сокровища на небе, где моль

не истребляет, ни преступники не воруют; и слова Давида: Благословен человек,

что милует и взаймы дает; слышал он и слова Соломона: Дающий бедному

дает взаймы Всевышнему. Слышав все это, повелел он бедному и всякому нищему

приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны

деньги. Устроил он и такое: сообщив, что немощные и больные не смогут

добраться до двора моего, приказал снарядить телеги и, наложив на них

хлебы, мясо, рыбу, разные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить

по городу, задавая вопросы: Где пациент, бедный либо кто не имеет возможности ходить?. И

раздавали тем все нужное. И еще что-то большее сделал он для людей

собственных: каждое воскресенье решил он на дворе собственном в гриднице устраивать пир,

дабы приходить в том направлении боярам, и гридям, и сотским, и десятским, и лучшим

мужам — и при князе и без князя. Бывало в том месте множество мяса — говядины и

дичины, — было все в изобилии. В то время, когда же, бывало, подопьются, то начнут

роптать на князя, говоря: Горе головам отечественным: дал он нам имеется древесными

ложками, а не серебряными. Услышав это, Владимир повелел исковать

серебряные ложки, сообщив так: Серебром и золотом не отыщу себе дружины, а с

дружиною добуду золото и серебро, как дедушка мой и папа с дружиною доискались

серебра и золота. Потому что Владимир обожал дружину и с нею совещался об

устройстве страны, и о войне, и о законах страны, и жил в мире с окрестными

князьями — с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом

Чешским. И были между ними любовь и мир. Владимир же жил в страхе Божьем. И

очень сильно умножились разбои, и сообщили епископы Владимиру: Вот умножились

разбойники; по какой причине не казнишь их?. Он же ответил: Опасаюсь греха. Они же

сообщили ему: Ты поставлен Всевышним для наказания злым, а хорошим на милость.

направляться тебе казнить разбойников, но расследовав. Владимир же отверг виры и

начал казнить разбойников, и сообщили старцы и епископы: Войн довольно много у нас;

если бы была у нас вира, то отправилась бы она на оружие и на коней. И сообщил

Владимир: Пускай так. И жил Владимир по заветам деда и отца.

В год 6505 (997). Отправился Владимир к Новгороду за северными солдатами

против печенегов, поскольку была сейчас постоянная великая война.

Определили печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали

выйти из города, и был в городе голод сильный, и не имел возможности Владимир оказать помощь, так

как не было у него солдат, а печенегов было очень многое множество. И затянулась

осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сообщили: Вот

уже не так долго осталось ждать погибнем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так

погибнуть? Сдадимся печенегам — кого покинут в живых, а кого умертвят; все

равняется помираем от голода. И без того порешили на вече. Был же один старец,

что не был на том вече, и задал вопрос он: О чем было вече?. И поведали ему

люди, что на следующий день желают сдаться печенегам. Услышав об этом, отправил он за

муниципальными старейшинами и сообщил им: Слышал, что желаете сдаться печенегам.

Они же ответили: Не стерпят люди голода. И сообщил им: Послушайте меня, не

сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю. Они же с удовольствием

давали слово послушаться. И сообщил им: Соберите хоть по горсти овса, пшеницы либо

отрубей. Они же весело пошли и собрали. И повелел дамам сделать

болтушку, на чем кисель варят, и приказал выкопать колодец и засунуть в него

кадь, и налить ее болтушкой. И приказал выкопать второй колодец и засунуть в

него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и забрали лукошко меду,

которое было запрятано в княжеской медуше. И приказал сделать из него

пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же сутки

повелел он отправить за печенегами. И сообщили жители, придя к печенегам:

Заберите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, дабы

взглянуть, что творится в городе отечественном. Печенеги же были рады, поразмыслив,

что желают им сдаться, забрали заложников, а сами выбрали лучших мужей в собственных

родах и отправили в город, дабы проведали, что делается в городе. И пришли

они в город, и сообщили им люди: Для чего портите себя? Разве имеете возможность перестоять

нас? В случае, если станете находиться и 10 лет, то что сделаете нам? Потому что имеем мы пищу от

почвы. Если не верите, то посмотрите собственными глазами. И привели их к

колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в

латки. И в то время, когда сварили кисель, забрали его, и пришли с ними к второму колодцу,

и почерпнули сыты из колодца, и стали имеется вначале сами, а позже и печенеги.

И удивились те и сообщили: Не поверят нам князи отечественные, если не отведают

сами. Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и

дали печенегам. Они же, возвратившись, поведали все, что было. И, сварив, ели

князья печенежские и подивились. И забрав собственных заложников, а белгородских

разрешив войти, встали и пошли от города восвояси.

В год 6506 (998).

В год 6507 (999).

В год 6508 (1000). Преставилась Малфрида. В то же лето преставилась и

Comprovando que o Nazismo é de esquerda — The Soviet Story (A História Soviética) Legendado PT-BR


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: