Kto b киеве стал первым княжить и kak возникла русская земля 3 глава

городов убежит к вам и захватит с собой что-нибудь, то пускай снова вернут

его; а вдруг то, что он принес, будет все цело, то заберут от него два

золотника за поимку.

В случае, если же кто покусится из русских забрать что-либо у отечественных царских людей,

то тот, кто сделает это, пускай будет сурово наказан; в случае, если уже заберёт, пускай

заплатит вдвойне; и в случае, если сделает то же грек русскому, да возьмёт то же

наказание, какое взял и тот.

В случае, если же произойдёт похитить что-нибудь русскому у греков либо греку у

русских, то направляться возвратить не только похищенное, но и цену похищенного;

в случае, если же окажется, что похищенное уже реализовано, да вернет цену его вдвойне и

будет наказан по закону греческому и по уставу и по закону русскому.

какое количество бы пленников христиан отечественных подданных ни привели русские, то за

парня либо женщину хорошую пускай отечественные дают 10 золотников и берут их, в случае, если же

среднего возраста, то пускай дадут им 8 золотников и заберут его; в случае, если же

будет старик либо ребенок, то пускай дадут за него 5 золотников.

В случае, если окажутся русские в рабстве у греков, то, если они будут пленники,

пускай выкупают их русские по 10 золотников; в случае, если же окажется, что они

приобретены греком, то направляться ему поклясться на кресте и забрать собственную цену —

какое количество он дал за пленника.

И о Корсунской стране. Да не имеет права князь русский вести войну в тех

государствах, во всех городах той почвы, и та страна да не покоряется вам, но

в то время, когда попросит у нас солдат князь русский, дабы вести войну, — дам ему, сколько

ему потребуется.

И о том: в случае, если отыщут русские корабль греческий, выброшенный где-нибудь на

берег, да не причинят ему ущерба. В случае, если же кто-нибудь заберёт из него

что-либо, либо обратит кого-нибудь из него в рабство, либо убьет, то будет

подлежать суду по закону русскому и греческому.

В случае, если же застанут русские корсунцев в устье Днепра за ловлей рыбы, да не

причинят им никакого зла.

И да не имеют права русские зимовать в устье Днепра, в Белобережье и у

святого Елферья; но осенью пускай отправляются по зданиям в Русь.

И об этих: в случае, если придут тёмные болгары и начнут воевать в Корсунской

стране, то приказываем князю русскому, дабы не пускал их, в противном случае причинят

ущерб и его стране.

В случае, если же будет совершено злодеяние кем-нибудь из греков — отечественных царских

подданных, — да не имеете права наказывать их, но по отечественному царскому

повелению пускай возьмёт тот наказание в меру собственного проступка.

В случае, если убьет отечественный подданный русского либо русский отечественного подданного, то да

задержат убийцу родственники убитого, и да убьют его.

В случае, если же убежит убийца и скроется, а будет у него имущество, то пускай

родственники убитого заберут имущество его; в случае, если же убийца окажется неимущим

и кроме этого скроется, то пускай ищут его, пока не найдется, а в то время, когда найдется, да

будет убит.

В случае, если же ударит клинком, либо копьем, либо иным каким-либо оружием русский

грека либо грек русского, то за то бесправие пускай заплатит виновный 5 литр

серебра по закону русскому; в случае, если же окажется неимущим, то пускай реализуют у

него все, что лишь возможно, так что кроме того и одежды, в которых он ходит, и те

пускай с него снимут, а о недостающем пускай принесет клятву по собственной вере,

что не имеет ничего, и лишь тогда пускай будет отпущен.

В случае, если же захотим мы, цари, у вас солдат против отечественных соперников, да

напишем о том великому князю вашему, и вышлет он нам столько их, сколько

захотим: и из этого определят в иных государствах, какую любовь имеют между собой

русский и греки.

Мы же соглашение данный написали на двух хартиях, и одна хартия хранится у

нас, царей, — на ней имеется имена и крест отечественные написаны, а на другой — имена

послов и купцов ваших. А в то время, когда послы отечественные царские выедут, — пускай выполняют

их к великому князю русскому Игорю и к его людям; и те, приняв хартию,

поклянутся действительно выполнять то, о чем мы договорились и о чем написали на

хартии данной, на которой написаны имена отечественные.

Мы же, те из нас, кто крещен, в соборной церкви клялись церковью

святого Ильи в предлежании хартии и честного креста данной выполнять все, что

в ней написано, и не нарушать из нее ничего; а вдруг нарушит это кто-либо из

нашей страны — князь ли либо другой кто, крещеный либо некрещеный, — да не

возьмёт он помощи от Всевышнего, да будет он рабом в загробной судьбе собственной и да

будет заклан собственным оружием.

А некрещеные русские кладут собственные щиты и обнаженные мечи, иное оружие и

обручи, дабы поклясться, что все, что написано в хартии данной, будет

соблюдаться Игорем, и всеми боярами, и всеми людьми Русской страны во все

будущие годы и в любой момент.

В случае, если же кто-нибудь из князей либо из людей русских, христиан либо

нехристиан, нарушит то, что написано в хартии данной, — да будет хорош

погибнуть от собственного оружия и да будет проклят от Всевышнего и от Перуна за то, что

нарушил собственную клятву.

И в случае, если на благо Игорь, князь, сохранит любовь эту верную, да не

нарушится она , пока солнце сияет и всю землю стоит, в нынешние

времена и во все будущие.

Послы, отправленные Игорем, возвратились к нему с послами греческими и

поведали ему все речи царя Романа. Игорь же призвал греческих послов и

задал вопрос их: Сообщите, что наказал вам царь?. И сообщили послы царя: Вот

отправил нас царь, обрадованный миром, желает он иметь любовь и мир с князем

русским. Твои послы приводили к присяге отечественных царей, а нас отправили привести

к присяге тебя и твоих мужей. Давал слово Игорь сделать так. На следующий сутки

призвал Игорь послов и пришел на бугор, где стоял Перун; и сложили оружие

собственный, и щиты, и золото, и присягали люди и Игорь его — какое количество было

язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви

святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей Хазар и беседы, — это

была соборная церковь, так как много было христиан — варягов. Игорь же,

утвердив мир с греками, отпустил послов, одарив их мехами, воском и рабами,

и отпустил их; послы же пришли к царю и поведали ему все речи Игоря, и о

любви его к грекам.

Игорь же начал княжить в Киеве, мир имея ко всем государствам. И пришла

осень, и стал он замышлять пойти на древлян, хотя забрать с них еще громадную

дань.

В год 6453 (945). В тот год сообщила дружина Игорю: Отроки Свенельда

изоделись одеждой и оружием, а мы наги. Отправимся, князь, с нами за данью, и

себе добудешь, и нам. И послушал их Игорь — отправился к древлянам за данью и

прибавил к прошлой дани новую, и творили принуждение над ними мужи его. Забрав

дань, отправился он в собственный город. В то время, когда же шел он назад, — поразмыслив, сообщил

собственной дружине: Идите с данью к себе, а я возвращусь и похожу еще. И

отпустил дружину собственную к себе, а сам с малой частью дружины возвратился, хотя

большего достатка. Древляне же, услышав, что идет опять, держали совет с

князем своим Малом: В случае, если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока

не убьют его; так и данный: если не убьем его, то всех нас погубит. И отправили

к нему, говоря: Для чего идешь снова? Забрал уже всю дань. И не послушал их

Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили дружинников и Игоря

его, поскольку было их мало. И погребен был Игорь, и имеется могила его у

Искоростеня в Деревской почва и до этого времени.

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец

его был Асмуд, а воевода Свенельд — папа Мстиши. Сообщили же древляне: Вот

убили мы князя русского; заберём жену его Ольгу за князя отечественного Мелка и

Святослава заберём и сделаем ему, что захотим. И отправили древляне лучших

мужей собственных, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под

Боричевым. Так как вода тогда текла около Киевской горы, а люди сидели не на

Подоле, но на горе. Город же Киев был в том месте, где сейчас двор Гордяты и Никифора,

а княжеский двор был в городе, где сейчас двор Воротислава и Чудина, а место

для ловли птиц было вне города; был вне города и второй двор, где стоит

на данный момент двор доместика, сзади церкви святой Богоматери; над горою был

теремной двор — был в том месте каменный терем. И поведали Ольге, что пришли

древляне, и призвала их Ольга к себе, и сообщила им: Гости хорошие пришли. И

ответили древляне: Пришли, княгиня. И сообщила им Ольга: Так рассказываете же,

для чего пришли ко мне?. Ответили же древляне: Отправила нас Деревская почва с

такими словами: Мужа твоего мы убили, поскольку супруг твой, как волк, расхищал

и грабил, а отечественные князья хорошие, в силу того, что берегут Деревскую почву, — отправься

замуж за князя отечественного за Мелка. Было так как имя ему Мелок, князю древлянскому.

Сообщила же им Ольга: Любезна мне обращение ваша, — мужа моего мне уже не

воскресить; но желаю воздать вам на следующий день честь перед людьми собственными; сейчас же

идите к собственной ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я отправлю за вами,

а вы рассказываете: Не едем на конях, ни пеши не отправимся, но понесите нас в

ладье, — и вознесут вас в ладье, и отпустила их к ладье. Ольга же

приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, На

следующее утро, сидя в тереме, отправила Ольга за гостями, и пришли к ним, и

сообщили: Кличет вас Ольга для чести великой. Они же ответили: Не едем ни

на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье. И ответили

жители Киева: Нам неволя; князь отечественный убит, а княгиня отечественная желает за вашего

князя, — и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в

великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и

скинули их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, задала вопрос их Ольга:

Хороша ли вам честь?. Они же ответили: Горше нам Игоревой смерти. И

повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

И отправила Ольга к древлянам, и сообщила им: В случае, если в самом деле меня просите,

то отправьте лучших мужей, дабы с великой честью пойти за вашего князя,

в противном случае не разрешат войти меня киевские люди. Услышав об этом, древляне избрали

лучших мужей, руководивших Деревскою почвой, и отправили за ней. В то время, когда же

древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так:

Вымывшись, придите ко мне. И натопили баню, и вошли в нее древляне, и

стали мыться; и закрыли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей,

в этот самый момент сгорели все.

И отправила к древлянам со словами: Вот уже иду к вам, приготовьте меды

многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю

тризну по собственном муже. Они же, услышав об этом, свезли множество меда и

заварили его. Ольга же, забрав с собою маленькую дружину, отправилась налегке,

пришла к могиле супруга и оплакала его. И повелела людям своим насыпать

большой бугор могильный, и, в то время, когда насыпали, приказала выполнять тризну. По окончании

того сели древляне выпивать, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И

сообщили древляне Ольге: Где дружина отечественная, которую отправили за тобой?. Она

же ответила: Идут за мною с дружиною мужа моего. И в то время, когда опьянели

древляне, приказала отрокам своим выпивать в их честь, а сама отошла неподалеку и

приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга возвратилась в

Киев и собрала войско на оставшихся.

НАЧАЛО КНЯЖЕНИЯ СВЯТОСЛАВА, СЫНА ИГОРЕВА. В год 6454 (946). Ольга с

сыном своим Святославом собрала довольно много храбрых солдат и отправилась на Деревскую

почву. И вышли древляне против нее. И в то время, когда сошлись оба войска для схватки,

Святослав кинул копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и

ударило коня по ногам, потому что был Святослав еще ребенок. И сообщили Свенельд и

Асмуд: Князь уже начал; последуем, дружина, за князем. И победили древлян.

Древляне же побежали и затворились в собственных городах. Ольга же устремилась с

сыном своим к городу Искоростеню, поскольку те убили ее мужа, и стала с сыном

своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из

города, потому что знали, что, убив князя, не на что им сохранять надежду. И стояла Ольга

все лето и не имела возможности забрать города, и замыслила так: отправила она к городу со

словами: До чего желаете досидеться? Так как все ваши города уже сдались мне и

дали согласие на дань и уже возделывают земли и свои нивы; а вы, отказываясь

платить дань, планируете умереть с голода. Древляне же ответили: Мы бы

рады платить дань, но так как ты желаешь мстить за мужа собственного. Сообщила же им

Ольга, что-де я уже мстила за обиду супруга, в то время, когда приходили вы к

Киеву, и во второй раз, а в третий — в то время, когда устроила тризну по собственном муже.

Больше уже не желаю мстить, — желаю лишь забрать с вас маленькую дань и,

заключив с вами мир, уйду прочь. Древляне же задали вопрос: Что желаешь от нас?

Мы рады дать тебе меха и мёд. Она же сообщила: Нет у вас сейчас ни меду, ни

мехов, исходя из этого прошу у вас мало: дайте мне от каждого двора по три голубя

да по три воробья. Я так как не желаю возложить на вас тяжёлой дани, как супруг мой,

поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас

данной малости. Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и

по три воробья и отправили к Ольге с поклоном. Ольга же сообщила им: Вот вы и

покорились уже мне и моему дитяти, — идите в город, а я на следующий день отойду от

него и отправлюсь в собственный город. Древляне же с удовольствием вошли в город и поведали

обо всем людям, и были рады люди в городе. Ольга же, раздав солдатам — кому

по голубю, кому по воробью, приказала привязывать воробью и каждому голубю

трут, завертывая его в маленькие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И,

в то время, когда начало смеркаться, приказала Ольга своим солдатам разрешить войти голубей и

воробьев. Голуби же и воробьи полетели в собственные гнезда: голуби в голубятни, а

воробьи под стрехи, и без того загорелись — где голубятни, где клети, где сараи и

сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и не было возможности гасить, поскольку

сходу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга

солдатам своим хватать их. А как забрала город и сожгла его, городских же

старейшин забрала в плен, а других людей убила, а иных дала в рабство

мужам своим, а остальных покинула платить дань.

И возложила на них тяжёлую дань: две части дани шли в Киев, а третья в

Вышгород Ольге, потому что был Вышгород городом Ольгиным. И отправилась Ольга с сыном

своим и с дружиной по Древлянской почва, устанавливая дани и налоги; и

сохранились места ее места и стоянок для охоты. И пришла в город собственный Киев с

сыном своим Святославом, и пробыла тут год.

В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте

дани и погосты и по Луге — дани и оброки, и ловища ее сохранились по всей

почва, и имеется свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в

Пскове и поныне, и по Днепру имеется места ее для ловли птиц, и по Десне, и

сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И без того, установив все, возвратилась к

сыну собственному в Киев, и в том месте пребывала с ним в любви.

В год 6456 (948).

В год 6457 (949).

В год 6458 (950).

В год 6459 (951).

В год 6460 (952).

В год 6461 (953).

В год 6462 (954).

В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую почву и пришла к

Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и,

заметив, что она весьма прекрасна лицом и разумна, подивился царь ее разуму,

разговаривая с нею, и сообщил ей: Хороша ты царствовать с нами в столице

отечественной. Она же, поразмыслив, ответила царю: Я язычница; в случае, если желаешь

крестить меня, то крести меня сам — в противном случае не крещусь. И крестил ее царь с

патриархом. Просветившись же, она радовалась телом и душой; и наставил ее

патриарх в вере, и сообщил ей: Благословенна ты в женах русских, поскольку

возлюбила свет и покинула тьму. Благословят тебя сыны русские до последних

поколений внуков твоих. И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве,

и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив

голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху

со словами: Молитвами твоими, владыка, пускай буду сохранена от сетей

дьявольских. И было наречено ей в крещении имя Елена, как и старой царице

— матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. По окончании

крещения призвал ее царь и сообщил ей: Желаю забрать тебя в жены. Она же

ответила: Как ты желаешь забрать меня, в то время, когда сам крестил меня и назвал

дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь. И сообщил ей царь:

Перехитрила ты меня, Ольга. И дал ей бессчётные подарки — золото, и

серебро, и паволоки, и сосуды разные; и отпустил ее, назвав собственной

дочерью. Она же, собравшись к себе, пришла к патриарху, и попросила у него

благословения дому, и сообщила ему: Люди мои и сын мой язычники, — да

сохранит меня Всевышний от всякого зла. И сообщил патриарх: Чадо верное! В Христа

ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил

Еноха во времена праотцев, а после этого Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота

от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи,

Даниила от зверей, — так и тебя избавит он от козней сатаны и от сетей

его. И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в собственную почву, и

пришла в Киев. Случилось это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к

Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и заметила великую мудрость

и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной

мудрости, но та (царица эфиопская) — людской, а эта — Божьей. Потому что

ищущие мудрости отыщут. Премудрость на улицах возглашает, на дорогах

возвышает голос собственный, на городских стенках проповедует, в городских воротах

звучно говорит: доколе невежды будут обожать невежество…. Эта же блаженная

Ольга с малых лет искала мудростью, что имеется наилучшее в свете этом, и

отыскала многоценный жемчуг — Христа. Потому что сообщил Соломон: Желание благоверных

приятно для души; и: Склонишь сердце твое к размышлению; Любящих меня я

обожаю, и ищущие меня отыщут меня. Господь сообщил: Приходящего ко мне не

изгоню вон.

Эта же Ольга пришла в Киев, и отправил к ней греческий царь послов со

словами: Довольно много даров я дал тебе. Ты так как сказала мне: в то время, когда возвращусь в

Русь, довольно много даров отправлю тебе: челядь, воск, и меха, и солдат в помощь.

Отвечала Ольга через послов: Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как

я в Суду, то тогда дам тебе. И отпустила послов с этими словами.

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять

крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но в случае, если кто планировал

креститься, то не запрещал, а лишь насмехался над тем. Потому что для неверующих

вера христианская юродство имеется; Потому что не знают, не разумеют те, кто ходят

во тьме, и не ведают славы Господней; Огрубели сердца их, с большим трудом уши их

слышат, а очи видят. Потому что сообщил Соломон: Дела нечестивых далеки от

разума; В силу того, что кликал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не

внимали, но отвергли мои рекомендации и обличений моих не приняли; Возненавидели

премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять

советов моих, презрели обличения мои. Так и Ольга довольно часто сказала: Я

познала Всевышнего, сын мой, и радуюсь; в случае, если и ты познаешь — также станешь

радоваться. Он же не внимал тому, говоря: Как мне одному принять иную

веру? А дружина моя начнёт насмехаться. Она же сообщила ему: Если ты

крестишься, то и все сделают то же. Он же не послушался матери, продолжая

жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает — в беду

впадет, как сообщено: В случае, если кто отца либо матери не послушает, то смерть

примет. Святослав же притом гневался на маму, Соломон же сообщил: Поучающий

злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого обидят; потому что

обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, дабы не возненавидели

тебя. Но Ольга обожала собственного сына Святослава и говаривала: Да будет

воля Божья; в случае, если захочет Всевышний помиловать род мой и почву Русскую, то положит

им в сердце то же желание обратиться к Всевышнему, что даровал и мне. И, говоря

так, молилась за сына и за людей день и всякую ночь, воспитывая сына до его

возмужалости и до его совершеннолетия.

В год 6464 (956).

В год 6465 (957).

В год 6466 (958).

В год 6467 (959).

В год 6468 (960).

В год 6469 (961).

В год 6470 (962).

В год 6471 (963).

В год 6472 (964). В то время, когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать

довольно много солдат храбрых, и стремительным был, как будто бы пардус, и довольно много сражался. В

походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко

нарезав конину, либо зверину, либо говядину и зажарив на углях, так ел; не

имел он шатра, но дремал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были

и все остальные его солдаты, И отправлял в иные почвы со словами: Желаю на вас

идти. И отправился на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сообщил вятичам:

Кому дань даете?. Они же ответили: Хазарам — по щелягу с сохи даем.

В год 6473 (965). Отправился Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли

навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве

одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу забрал. И победил ясов и

касогов.

В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.

В год 6475 (967). Отправился Святослав на Дунай на болгар. И бились обе

стороны, и одолел Святослав болгар, и забрал городов их 80 по Дунаю, и сел

княжить в том месте в Переяславце, беря дань с греков.

В год 6476 (968). Пришли в первый раз печенеги на Русскую почву, а Святослав

был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со собственными внуками — Ярополком,

Владимиром и Олегом в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой:

было их очень много около города, и не было возможности ни выйти из

города, ни вести отправить, и изнемогали люди от жажды и голода. И собрались

люди той стороны Днепра в ладьях, и находились на том берегу, и не было возможности

никому из них пробраться в Киев, ни из города к ним. И стали тужить люди в

городе, и сообщили: Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и

сообщить им: если не подступите утром к городу, — сдадимся печенегам. И

сообщил один отрок: Я проберусь, и ответили ему: Иди. Он же вышел из

города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, задавая вопросы их: Не

видел ли кто-нибудь коня?. Потому что знал он по-печенежски, и его принимали за

собственного, И в то время, когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, ринулся в Днепр и

поплыл, Заметив это, печенеги бросились за ним, стреляли в него, но не смогли

ему ничего сделать, На том берегу увидели это, подъехали к нему в ладье,

забрали его в ладью и привезли его к дружине. И сообщил им отрок: Если не

подойдете на следующий день к городу, то люди сдадутся печенегам. Воевода же их, по

имени Претич, сообщил: Отправимся на следующий день в ладьях и, захватив княгиню и

княжичей, умчим на данный берег. В случае, если же не сделаем этого, то погубит нас

Святослав. И на следующее утро, близко к восходу солнца, сели в ладьи и звучно

затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же сделали вывод, что пришел князь,

и побежали от города по отдельности. И вышла Ольга с людьми и внуками к ладьям.

Печенежский же князь, заметив это, возвратился один к воеводе Претичу и

задал вопрос: Кто это пришел?, А тот ответил ему: Люди той стороны (Днепра),

Печенежский князь задал вопрос: А ты не князь ли?. Претич же ответил: Я супруг

его, пришел с авангардом, а за мною идет войско с самим князем:

бесчисленное их множество. Так сообщил он, дабы их припугнуть. Князь же

печенежский сообщил Претичу: Будь мне втором. Тот ответил: Так и сделаю.

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и

стрелы. Тот же дал ему кольчугу, меч и щит. И отошли печенеги от города,

и не было возможности коня напоить: находились печенеги на Лыбеди. И отправили жители Киева к

Святославу со словами: Ты, князь, ищешь чужой почвы и о ней заботишься, а

собственную покинул, а нас чуть было не забрали печенеги, и мать твою, и детей твоих.

Если не придешь и не защитишь нас, то заберут-таки нас. Неужто не жаль тебе

собственной отчины, ветхой матери, детей собственных?. Услышав это, Святослав с

дружиною скоро сел на коней и возвратился в Киев; приветствовал мать собственную и

детей и сокрушался о перенесенном от печенегов. И собрал солдат, и прогнал

печенегов в степь, и наступил мир.

В год 6477 (969). Сообщил Святослав матери собственной и боярам своим: Не

любо мне сидеть в Киеве, желаю жить в Переяславце на Дунае — потому что в том месте середина

почвы моей, в том направлении стекаются все блага: из Греческой почвы — золото, паволоки,

вина, разные плоды, из Чехии и из Венгрии кони и серебро, из Руси же меха

и воск, рабы и мёд. Отвечала ему Ольга: Видишь — я больна; куда желаешь

уйти от меня? — потому что она уже разболелась. И сообщила: В то время, когда похоронишь меня,

— отправляйся куда захочешь, Через три дня Ольга погибла, и плакали по ней

плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на

выбранном месте, Ольга же завещала не выполнять по ней тризны, поскольку имела

при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.

Была она предвозвестницей христианской почва, как денница перед

солнцем, как заря перед восходом солнца. Она так как сияла, как луна в ночи; так и

она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди

загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой

купели, и скинула с себя безнравственные одежды первого человека Адама, и

облеклась в нового Адама, другими словами в Христа. Мы же взываем к ней: Радуйся,

русское познание Всевышнего, начало отечественного с ним примирения. Она первая из

русских вошла в царство небесное, ее и восхваляют сыны русские — собственную

начинательницу, потому что и по смерти молится она Всевышнему за Русь. Так как души

праведных не умирают; как сообщил Соломон: Радуется народ похваляемому

праведнику; память праведника бессмертна, поскольку согласится он и Всевышним и

людьми. Тут же ее все люди прославляют, видя, что она лежит много лет, не

тронутая тлением; потому что сообщил пророк: Прославляющих меня прославлю. О таких

так как Давид сообщил: В вечной памяти будет праведник, не убоится плохой

молвы; готово сердце его уповать на Господа; утверждено сердце его и не

дрогнет. Соломон же сообщил: Праведники живут вовеки; приз им от Господа

и попечение о них у Всевышнего. Посему возьмут они венец и царство красоты

доброты от руки Господа, потому что он покроет их десницею и защитит их мышцею.

Защитил так как он и эту блаженную Ольгу от супостата и врага — сатаны.

В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у

древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: Если не отправитесь к

нам, то сами добудем себе князя. И сообщил им Святослав: А кто бы отправился к

вам?. И отказались Олег и ярополк. И сообщил Добрыня: Просите Владимира.

Владимир же был от Малуши — ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра

Добрыни; папа же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей

Владимиру. И сообщили новгородцы Святославу: Дай нам Владимира, Он же

ответил им: Вот он вам. И забрали к себе новгородцы Владимира, и отправился

Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец.

В год 6479 (971). Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары

Comprovando que o Nazismo é de esquerda — The Soviet Story (A História Soviética) Legendado PT-BR


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: