Как следствие действия валютных ограничений, установленных Законом в отношении внешней торговли, валютный контроль в Российской Федерации распространяется на экспортные и импортные операции. В особенном виде он используется в неторговом обороте, т. е. при трансграничном перемещении валютных сокровищ, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Помимо этого, государство осуществляет контроль эквивалентности поставок по внешнеторговым бартерным операциям, используя наряду с этим главное содержание механизма валютного контроля внешнеторговых операций.
Механизм валютною контроля внешней торговли представляет собой в некотором роде организованную совокупность действий и агентов и взаимодействий органов валютного контроля, направленных на обеспечение соблюдения нерезидентами и резидентами валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (в будущем — валютное законодательство), используемых страной валютных ограничений.
За время функционирования совокупности валютного регулирования в современной России механизм валютного контроля внешней торговли претерпел эволюцию, обусловленную трансформациями, происходившими в экономике, ее внешнеэкономической сфере, нормативно-правовой базе валютного контроля и валютного регулирования, характере и составе валютных ограничений, используемых в отношении внешнеторговых операций.
Эта эволюция прошла последовательность этапов (таблица 1).
Таблица 1- Этапы эволюции совокупности валютного контроля в Российской Федерации
Этап | Хронологические рамки | Главное содержание этапа |
Первый | 1993-1995 гг. | Введение валютного контроля экспорта |
Второй | 1996-1999 гг. | Введение контроля и валютного контроля импорта бартерных операций. Превращение валютного контроля в совокупность |
Третий | 2000-2003 гг. | Распространение валютного контроля на внешнеторговые операции с расчетами в рублях и векселями |
Четвертый | 2004 г. по настоящее время | Либерализация валютной политики, значительная реконструкция механизма валютного контроля |
Начало первого этапа эволюции совокупности валютного контроля связано с введением в 1993 г. валютного контроля экспортных операций. Это было сделано в целях обеспечения действия валютного ограничения, установленного Законом РФ от 09.10.1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» и предусматривавшего репатриацию полностью валютной выручки отечественными экспортерами на квитанции в уполномоченные банки в 180-дневный срок по окончании заключения внешнеторгового договора.
Только непростая экономическая обстановка, появившаяся по окончании распада СССР и объявления Россией национального суверенитета, политическая нестабильность, отсутствие в стране многих университетов власти стали причиной тому, что по окончании либерализации внешней торговли, введенной Указом Президента РСФСР от 15.11.1991 г. № 213 «О либерализации ВЭД на территории РСФСР», экспортные операции стали главным каналом незаконной утечки валютных средств за границу. Эта утечка происходила в большинстве случаев при помощи невозврата валютной выручки под предлогом разных чрезвычайных событий, занижения экспортных стоимостей и т. д. Валютное ограничение, которое было установлено принятым в октябре 1992 г. Законом № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» и которое должно было воспрепятствовать незаконной утечке валютных средств из страны, без соответствующего механизма не имело возможности делать собственную функцию. Исходя из этого таковой механизм был создан в виде валютного контроля экспортных операций. Причем его воздействие ограничивалось таможенным режимом экспорта и распространялось на расчеты между нерезидентами и резидентами в зарубежной валюте.
Главную работу по формированию механизма валютного контроля экспорта выполнили Центробанк РФ и Национальный таможенный комитет РФ. В соответствии с указанным законом Центробанк ГТК и РФ РФ имели статус органа валютного контроля, а региональные таможни и таможенные управления владели правами агента валютного контроля.
Создатели отечественного механизма валютного контроля внешней торговли опирались на зарубежный опыт, в первую очередь Франции, в которой введенный по окончании Второй мировой валютный контроль базировался на «домицилировании». Сущность последнего пребывала в том, что экспортер либо импортер выбирали в качестве доверенного лица банк (домицилиат), что нёс ответственность за денежную сторону операции и был обязан по окончании завершения сделки контролировать ее правильность с позиций соответствия валютному законодательству. Так, к примеру, по экспортным операциям дело о домицилировании заводилось по окончании прохождения товара через таможню на базе таможенного документа, направленного в банк. Контроль пребывал в сопоставлении таможенных и денежных документов по организациям и странам в зависимости от контрактных сроков. Домицилирование разрешало убеждаться в том, что, например, выручка от экспорта была в действительности репатриирована. Так, содержание механизма валютного контроля внешней торговли во Франции составляло сотрудничество банков и таможенных органов.
Этот опыт был приспособлен к условиям России и реализован в созданном механизме валютного контроля, взявшем наименование таможенно-банковского валютного контроля (ТБВК). Главное содержание данного механизма, пребывавшего в информационном сотрудничестве таможенных органов и уполномоченных банков, регламентировала совместная инструкция ЦБ ГТК и РФ РФ от 12.10.1993 г. № 19 и № 01-20/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российской Федерации валютной выручки от вывоза товаров». В ней устанавливались:
- метод информационного сотрудничества таможенных органов и уполномоченных банков;
- форма, порядок оборота и заполнения документов валютного контроля (паспорт сделки, учетная карточка);
- порядок действий чиновниковов осуществляющих контроль органов.
Валютный контроль экспорта сложился как процесс, осуществлявшийся на трех этапах (в трех формах):
- предварительный контроль;
- текущий (информационно-аналитический) контроль;
- последующий контроль.
Главное содержание первых двух этапов пребывало в обмене информацией между уполномоченными банками и таможенными органами, и между разными уровнями таможенной совокупности. Третий этап воображал собой проведение таможенными органами целевых испытаний участников внешней торговли.
Введение валютного контроля экспорта значительно повысило эффективность действия соответствующего валютного ограничения. Часть не возвратившейся в страну валютной выручки в ее неспециализированном количестве снизилась до 4 %. Но из-за отсутствия валютного контроля импорта установленное в отношении его ограничение фактически не действовало. Исходя из этого канал незаконной утечки валютных средств из страны переместился в сферу импортных операций. Самый обширно наряду с этим использовались:
- необоснованные авансовые перечисления при расчетах по импорту в счет фиктивных контрактов на поставку товаров;
- применение компаний-однодневок» для осуществления разовых импортных сделок;
- непогашение в срок импортных авансов и др.
Согласно данным официальной статистики, ущерб от таковой деятельности в то время составлял каждый месяц до 400 млн. долл. США. Это послужило обстоятельством распространения в 1996 г. сферы валютного контроля на ввоз товаров, что стало точкой отсчета второго этапа его эволюции.
Иное если сравнивать с экспортом направление товарных и финансовых потоков, в основном задаточный темперамент расчетов по ним обусловили цель валютного контроля импорта. Она заключалась в обеспечении соответствия суммы денежных средств, переведенных резидентами в оплату за импорт, стоимости товаров, ввезенных на территорию страны в установленные законом сроки. В базу механизма валютного контроля импорта была положена организационно-технологическая схема, использованная при осуществлении контроля экспорта. Воздействие данного механизма регламентировалось совместной инструкцией ЦБ ГТК и РФ РФ от 26.07.l995 г. № 30 и № 01-20/10538 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в зарубежной валюте за импортируемые товары» и распространял ось на два таможенных режима: выпуск в реимпорт и свободное обращение, и на сделки, расчеты по которым велись в зарубежной валюте.
По окончании введения валютного контроля экспорта не только импортные операции превратились в канал незаконной утечки из страны валютных средств, но и интернациональные бартерные сделки, представлявшие собой прямой обмен эквивалентными по цене товарами между резидентами и резидентами. К середине 90-х П. существенно расширился количество этих сделок. Так, к 1996 г. во внешнеторговом обороте Ростовской области он составлял практически 15 %. Довольно часто осуществление бартерных операций не было экономически оправданным, не соблюдался принцип эквивалентности встречных поставок. Исходя из этого с ноября 1996 г. Указом Главы Российской Федерации от 18.08.1996 г. № 1209 «О национальном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и Распоряжением Правительства РФ от 31.10.1996 г. № 1300 «О мерах по национальному регулированию внешнеторговых бартерных сделок» был введен контроль выполнения бартерных операций.
Его механизм заимствовал главное содержание механизма импорта и валютного контроля экспорта, среди них и ту его сторону, которая связана с участвующими в контроле документами. Это, в первую очередь, касалось главного документа валютного контроля — паспорта сделки. На бартер кроме этого распространялись временные параметры валютных ограничений, используемых в отношении импорта и экспорта. Однако, потому, что финансовые расчеты не сопровождают бартерные сделки, их контроль не есть валютным и имеет собственные особенности. Первым делом они проявлялись в составе осуществляющих контроль органов. На момент введения контроля бартера не считая таможенных органов в данный состав входили Министерство внешнеэкономических связей Российской Федерации (МВЭС РФ), региональные представители которого оформляли паспорта сделок, и Федслужба России по валютному и экспортному контролю (ФС ВЭК).
Распространение валютного контроля на импортные операции, применение его организационно-технологической схемы применительно к внешнеторговым бартерным сделкам стало серьёзным шагом в его эволюции. Именно поэтому шагу, и осуществлению валютного контроля над трансграничным перемещением валютных сокровищ, контроль страны над валютными и бартерными операциями во внешней торговле купил черты системного явления. Это стало отличительным показателем второго этапа разглядываемой эволюции и положительно сказалось на эффективности применения соответствующих валютных ограничений.
Совокупность валютного контроля, сформировавшаяся на втором этапе собственной эволюции, не оставалась без трансформаций. Обстановка, складывающаяся в экономике, ее денежной сфере, приводила к необходимости внесения коррективов в воздействие механизма валютного контроля. Валютно-денежный кризис 1998 г. подтвердил эту необходимость. В качестве главного направления ее реализации было выяснено ужесточение используемых валютных ограничений и усиление нерезидентов и ответственности резидентов за нарушение валютного законодательства. С целью этого в декабре 1998 г. и в июле 1999 г. приняты новые редакции Закона № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», которыми:
- операции расчетов в рублях между нерезидентами и резидентами по внешнеторговым договорам были отнесены к валютным;
- сокращены сроки проведения валютных операций при расчетах по импорту и экспорту со 180 до 90 дней;
- ограничен вывоз из РФ наличной зарубежной валюты физическими лицами. Также, были внесены поправки в УК России.
Претерпел нижний уровень и соответствующие изменения нормативно-правовой базы валютного контроля. Это выразилось в вступлении и разработке в воздействие новой совместной инструкции ЦБ ГТК и РФ РФ от 13.10.1999 г. № 86-И № 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от вывоза товаров», вступившей в силу с 1 января 2000 г. Эта инструкция распространила воздействие механизма валютного контроля на экспортные сделки, расчеты по которым производятся в рублях. С 1 января 2001 г. получила юридическую силу новая совместная инструкция ЦБ ГТК и РФ РФ от 04.10.2000 г. № 91-И и № 01-11/28644 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров». Она расширила диапазон действия механизма валютного контроля на операции по импорту, предусматривающие оплату в рублях и векселями, и на большая часть случаев ввоза товаров на территорию РФ с помещением их под любой таможенный режим. Это разрешило распространить валютный контроль на 90 % стоимости товарного импорта. Трансформации в действии механизма валютного контроля, предусмотренные новыми руководствами ЦБ ГТК и РФ РФ, обусловили изюминке третьего этапа его эволюции. Он завершился в середине 2004 г. со вступлением в силу нового Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», что одновременно с этим знаменовало начало нового — четвертого этапа данной эволюции. Его особенное содержание определяется забранным страной курсом на либерализацию валютной политики, соответственно, соответствующими трансформациями в совокупности валютного контроля и валютного регулирования.
Итак, механизм валютного контроля внешней торговли прошел эволюцию, включающую к настоящему времени 4 этапа, каковые имеют следующие хронологические рамки:
- начальный этап — 1993-1995 гг.;
- этап формирования валютного контроля как совокупности — 1996- 1999 гг.;
- этап совершенствования действующего механизма валютного контроля — 2000-2003 гг.;
этап либерализации — 2004 г. — настоящее время.
49. Либерализация валютной политики страны стала причиной последовательности законодательно оформленных трансформаций, относящихся к совокупности валютного контроля внешней торговли. Эти трансформации затронули: а) структуру осуществляющих контроль органов; б) валютные ограничения, используемые в отношении импорта и экспорта; в) содержание механизма валютного контроля. Трансформации в структуре осуществляющих контроль органов выразились в уменьшении числа органов валютного контроля за счет потери этого статуса таможенными органами, и упорядочении состава агентов валютного контроля и его законодательном закреплении. Валютные ограничения, используемые в отношении импорта и экспорта, лишились временного параметра, устанавливаемого страной (90 дней). Сроки, в каковые экспортеры должны репатриировать выручку на квитанции в уполномоченные банки, а импортеры – возвратить в Российской Федерации финансовые средства, уплаченные нерезидентам за товары, не ввезенные на таможенную территорию России, стали определяться во внешнеторговых договорах, т.е. импортёрами и самими экспортёрами. Значительную модификацию претерпел механизм валютного контроля внешней торговли. Трансформации в нем связаны с потерей взаимоотношений между участниками контрольных действий, в первую очередь таможенными органами и уполномоченными банками, характера информационного обмена, достаточно жестко регламентированного на базе единого совместного (ЦБ РФ и ФТС РФ) нормативного акта. Этот обмен начал осуществляться по преимуществу в запросно-ответной форме, на основании двусторонних соглашений между участвующими в контроле ведомствами. Так, взаимоотношения между таможенными органами и Росфиннадзором регулируются Соглашением от 15.08.2005 «О сотрудничестве Федслужбы денежно-бюджетного надзора и Федеральной таможни при осуществлении валютного контроля», а взаимоотношения между Банком России и таможенными органами – Соглашением от 28.11.2006 № 01-48/12 «Об информационном сотрудничестве Центробанка РФ и Федеральной таможни». Подобные соглашения заключены на региональном уровне – между территориальными структурами данных ведомств.
51. Ключевую роль в совокупности валютного контроля играются таможенные органы, каковые реализовывают валютный контроль операций, которые связаны с перемещением транспортных средств и товаров через границу, в правовом поле РФ о валютном регулировании и валютном контроле ст.94 Таможенного Кодекса Таможенного Альянса. Валютный контроль операций, которые связаны с перемещением товаров через границу, содержится в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на квитанции в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым договорам. Владея первичной точной информацией, применимой как для таможенных целей, так и для целей валютного контроля, то есть: сведений о сроках и факте вывоза либо ввоза товаров; о характере и валютно – денежных условиях внешнеторговой сделки; о количестве, цене и качестве перемещаемых объектов. Наровне с этим таможенные органы владеют кадровыми, организационными, денежными, техническими ресурсами с целью проведения валютно – контрольных операций, которые связаны с экспортно – импортными операциями.