Страдание святого мученика марина

Святой мученик Христов Марин, будучи христианином и видя, как язычники приносят в жертву своим кумирам не только птиц и бессловесных животных, но кроме того людей, воспламенился Божественною ревностью и в то время, в то время, когда совершался праздник в честь бездушных идолов, отправился на место, где приносили жертвы, и уничтожил алтари, а бывшие на них жертвы потоптал ногами. Наряду с этим он обличил нечестивых жрецов и исповедал себя христианином, сообщив:

— Я верю во Христа, Единородного Сына Божия, сотворившего небо и почву, море и всё, что в них.

За это язычники, схватив его, избили вначале палками, а позже стали бить камнями по устам, при чем выбили ему зубы, и волочили за волосы по земле. По окончании всего этого святой мученик был связан и приведен к правителю области, по повелению которого по окончании многоразличных мучений ему отсекли мечем голову.

Житие преподобного отца отечественного Макария Колязинского [1]

Преподобный Макарий Колязинский [2] происходил от добропорядочного рода тверских бояр Кожиных. Он появился в селе Грибкове, верстах в восьми от города Кашина [3]; сейчас это селение именуется Кожино. Родители его, папа Василий Кожа, прославившийся армейскими подвигами при князе Василии Васильевиче Чёрном [4], и мать Ирина, отличались благочестием и воспитывали детей собственных в хороших нравах. До пострижения в монашество Макарий носил имя Матфея. На седьмом году родители отдали его в обучение грамоте; юному Матфею она далась не так долго осталось ждать, и он не так долго осталось ждать пристрастился к чтению. Просматривая Божественные книги, он вникал в их содержание и принимал к сердцу прочтённое. Родители видели это и радовались. Матфей удалялся от детских забав и, в то время, когда начал приходить в более идеальный возраст, начал думать о суете мирской судьбе и помышлять об удалении от неё. Он всегда помнил слова Спасителя: «в случае, если желаешь быть идеальным, отправься, реализуй имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21), он желал последовать сим словам. Родители его но не хотели, дабы он принял монашество, не смотря на то, что и видели, что желание его честно. Они говорили ему, что и в миру возможно спастись, напоминали слово святого Иоанна Златоуста «На воспрещающих брак», приводили библейские примеры и новозаветных святых, спасшихся в миру и живших брачною судьбой. Матфей, как ни горячо хотел удаления от мира, всё-таки осознавал силу родительских аргументов и, как покорный сын, не желал огорчать их; он сообщил: «Да будет воля Господня, я не противлюсь вашему жажде».

Родители были счастливы такому ответу сына; они сочетали его браком с женщиной Еленой из семьи аристократов Яхонтовых. Вступивши в брак, Матфей но постоянно думал о том, дабы со временем уйти от мира. Проводя в супружестве благочестивую и чистую судьбу, он заключил с женою условие, что тот из них, кто переживет другого, не останется в миру, не вступит во второй брак, а примет монашество.

Через год по окончании женитьбы Матфея погибли его родители, а позже еще через два года, по воле Божией, скончалась и его жена Елена.

Сейчас Матфей ничего другого не хотел, как выполнить давешнее собственный намерение — покинуть мир и принять иноческое пострижение; нет ничего, что мешало ему сейчас осуществить собственный желание. Срочно он по заповеди Христовой, роздал собственный имущество нищим и ушел в ближний монастырь Клобуковский [5], подле города Кашина, и постригся в иночество с именем Макария.

С тёплой ревностью стал он проходить монастырские послушания, повинуясь не только игумену, но кроме того самым младшим из братии со кротостью и всяким смирением. Неуклонно посещая храм и неустанно трудясь в различных монастырских работах, он другое время посвящал молитве и бдению, усердно просматривая жития святых и другие Божественные книги, стараясь подражать примерам прошлых подвижников и сохраняя в сердце назидательные слова, почерпнутые из прочтённых книг. Подвиги молодого инока возбуждали удивление всей монастырской братии.

Не мало лет поживши в Николаевском Клобуковском монастыре, Макарий начал помышлять об уединенной судьбе. Укрепившись в этот мысли, он открыл ее игумену и начал просить его благословения. Игумен, видя честность желание Макария, дал ему отеческое наставление и благословил на новый путь подвижнической судьбе.

Макарий отыскал для себя место, соответствовавшее его жаждам, невдалеке от Кашина, в восемнадцати верстах, недалеко от реки Волги, между двух маленьких озер, в густом лесу. Тут он поставил себе келлию и начал подвизаться в посте, молитве и бдении. Никто не мешал его уединенному подвигу. Дикие животные не нападали на него, а ласкались, и он дробил с ними собственную скудную пищу.

Но не продолжительно Макарий подвизался в полном уединении. К нему не так долго осталось ждать стали собираться другие подвижники и в первую очередь пришли семь старцев из Клобуковского монастыря. Собралось не мало иноков и из иных мест. Около келлии Макария появились новые келлии и составилось пустынное братство.

Это новое братство нуждалось в храме для принятия Святых и общей молитвы Таин. Преподобный Макарий со собственными сподвижниками выстроил маленькую древесную церковь во имя Живоначальной Троицы с благословения тверского архипастыря.

Братия пустынная всегда умножалась, и явилась неизбежная потребность иметь собственного священника и совместно игумена. Сам Макарий по собственному смирению не желал принять этого звания, а предлагал его вторым, не смотря на то, что руководил всею подвижническою судьбой новой обители сам. Он ввёл строгий порядок монастырского общежития со строгим уставом. Он установил правило не держать в обители хмельного питья, не есть и не выпивать по келлиям, а лишь в общей трапезе.

Сам он показывал пример строгой судьбе, смирения и трудолюбия. Со всеми он обращался легко и нежно. При встрече с каждым из собственной братии, не взирая на возраст, он сказал «старчушко хороший» и именовал по имени.

Устав монастырской судьбы, введенный преподобным Макарием, был таковой строгий, что не все имели возможность выполнять его так, как хотел основатель обители. Друг за другом смещены были два игумена за нарушение этого устава.

Братия умолили наконец Макария, дабы он сам принял власть игумена и сан священства. По окончании продолжительных отказов Макарий наконец дал согласие и в сопровождении нескольких иноков отправился в Тверь, где и поставлен был в игумена епископом Моисеем [6]. Невыразимо обрадована была братия, в то время, когда выяснила, что преподобный Макарий возвращается в монастырь в сане игумена, и устроила ему праздничную весёлую встречу.

Без оглядки на принятие игуменского сана, Макарий так же, как и прежде вёл самый несложный образ судьбы, ходил в дистрофичных одеждах и показывал пример во всех монастырских трудах.

Основание Макарием новой обители не смотря на то, что и в пустынном месте, в диком лесу, не всем но было приятно. Обладатель окрестных земель, некто Иван Коляга, с самого поселения Макария взглянуть на него не благосклонно; а в то время, когда устроена была церковь, увеличилось Макарий и братство стал игуменом, то нелюбовь эта превратилась в открытую вражду и злобу. Коляга опасался, что с происхождением обители так или иначе отойдут к ней его почвы, и решился устранить Макария, хотя бы было нужно для этого прибегнуть и к убийству. Но по воле Божией, таковой не добрый умысел не только не осуществился, но только послужил к славе и пользе обители преподобного Макария. Сперва постигла смерть семью Коляги, а позже и сам он впал в тяжёлую заболевание. В таком несчастии он усмотрел наконец Божие наказание за этот тяжёлый грех, за не добрый умысел против Макария, раскаялся и приказал нести себя к преподобному. У ног Макария он со слезами поведал о собственном плане и принёс свои извинения и молитв. Макарий, видя искреннее раскаяние собственного неприятеля, сообщил: «Всевышний забудет обиду тебя» и продолжительно поучал его, говоря о тленности земных сокровищ и о мирской суете. Кроткое поучение Макария так подействовало на Колягу, что он решился сам покинуть мир, постригся у преподобного Макария и все земли собственные дал в пользу обители, которую с того времени сам Макарий, для смирения, начал именовать Колязино.

Слухи о строгой иноческой жизни Макария в новой обители, взявшей от него строгий устав общежительных монастырей, стали распространяться не только в окрестностях, но и в местах отдаленных. К Макарию стали стекаться различные люди, жаждавшие спасения, иноки и миряне, из мест ближних и дальних.

Раз пришли к нему два юноши боярского рода, которых он в далеком прошлом знал. Принявши их в собственной келлии, как обычных путников, он начал расспрашивать, куда и для чего они идут. Путники ответили, что они возымели желание покинуть мир и поселиться в какой-либо пустыне.

— Зная тебя с детства, — говорили они, — и не забывая твою поучение и прежнюю любовь от Божественного Писания и слыша сейчас о твоем строгом иноческом житии, пришли просить тебя принять нас к себе на послушание.

Преподобный, хотя испытать их, сообщил:

— Человек я безнравственный, а потому и поселился в пустыне, дабы молить Всевышнего о прощении моих грехов, вы же возвратитесь к своим родителям, дабы не огорчать их.

Но парни пришли с решительным намерением остаться в монастыре под управлением славного, не смотря на то, что и смиренного подвижника; они со слезами стали умолять его принять их в общину.

Видя в парнях искреннее и нелицемерное желание посвятить себя иночеству, Макарий принял их в собственный монастырь и по окончании достаточного искуса удостоил их пострижения в иночество.

Мудро правя всё умножавшимся братством, Макарий убивал время в посте, молитве, бдении и трудах. Он усердно просматривал Святое Евангелие и другие Божественные Писания и без конца поучал спасительному пути как братию, так и всех приходящих.

свидетелем и Очевидцем строгости и подвижнической жизни Макария его монастырского общежительного устава был известный подвижник монашества того времени, святой преподобный Иосиф Волоколамский [7], вознамерившись основать новый монастырь правильно строгого общежития, из Пафнутиева Боровского монастыря [8] он отправился путешествовать по северным русским обителям, дабы видеть иноческую судьбу и изучать монастырские уставы и порядки. В этом странствии зашел он и в Макариев Колязин монастырь, видел преподобного Макария, разговаривал с ним и покинул следующее повествование в собственном «Сказании о святых отцах».

— Видел я, — говорит преподобный Иосиф, — и блаженного старца Макария, игумена, создателя монастыря Колязинского. Он поведал мне следующее: «В то время, когда я пришел на это место, — сообщил он, — со мной пришли семь старцев из монастыря Клобуковского; они были так идеальны в добродетелях и в постническом и иноческом житии, что вся братия приходила к ним принимать поучение и пользу; и они, просвещая всех, учили нужному; тех, каковые проводили жизнь в добродетелях, они усиливали, а каковые уклонялись в бесчинство, тем запрещали и воспрещали и не допускали поступать по своим волям».

Такое, по словам Макария (продолжает преподобный Иосиф), было тогда в монастыре благочиние и благоговение; всё делалось в соответствии с отеческим и общежительным преданиям, так что дивился великий старец Митрофан Бывальцев. Он пришел тогда со Святой Горы Афонской, прожив на Святой Горе девять лет. Он сказал братии:

— Зря я трудился и без успеха совершил таковой дальний путь в Святую Гору — мимо Колязинского монастыря: потому что возможно спастись и в нем живущим; тут всё делается подобно киновиям, находящимся в Святой Горе.

Из Колязинского монастыря, отличавшегося такою благочестивою судьбой, еще при жизни преподобного Макария вышло пара основателей новых монастырей. Таков преподобный Ефрем Перекомский [9], кашинский уроженец, основатель монастыря в Новгородской области на озере Ильмень; он начал собственный подвижничество в Макариевой пустыне. Преподобный Паисий Угличский был родной племянник преподобного Макария, сын его сестры Ксении, бывшей в замужестве за Иваном Гавреневым, служилым аристократом Угличского удельного князя Андрея Васильевича Громадного [10], брата князя Иоанна Васильевича [11]. Он подвизался в Колязинском монастыре собственного дяди, преподобного Макария, и оттуда позван был Угличским князем Андреем Васильевичем и по его жажде основал Покровский монастырь [12], в трех верстах от Углича, собрал не малую братию и ввел строгое общежитие, подавая братии пример в трудах, посте, молитве и бдении.

Благочестивая судьба Макария была славна перед людьми и угодна Всевышнему. Молитва его была чудодейственна. По силе этот молитвы Всевышний даровал многим утешение в скорбях и исцелений от болезней и недугов.

В Кашинском уезде было и сейчас существует село Кесово, либо Кесова Гора. Жил в том месте некто Захарий; он продолжительно болел, был расслабленный. Довольно много он слышал о силе молитвы Макария перед Всевышним и начал просить родных, дабы свезли его к преподобному игумену Колязинскому. В то время, когда его привезли, то он рыдал перед игуменом и умолял:

— Преподобный отче Макарий! Помоги мне, лежащему в расслаблении.

Преподобный отвечал:

— Принесли тебя, брат, соблазнять мою немощь: как ты молишь о помощи от безбожника, чуть что-то малое стяжавшего себе для исправления!

Но расслабленный вопиял :

— Знаю, раб Божий, знаю, что молитва твоя перед Всевышним обо мне безнравственном и окаянном не останется тщетною!

Видя искреннюю и глубокую веру больного, Макарий сообщил:

— Чадо! преблагий Всевышний не желает смерти безбожника, а обращения и жизни ко спасению, и какими ведает судьбами, приведет его ко спасению чрез покаяние. Тебя постигло Божие посещение, и в случае, если покаешься и покинешь прошлые обычаи, Всевышний отправит тебе излечение; в случае, если же нет, то пострадаешь и больше этого.

Больной тогда со слезами исповедал пред Макарием собственные грехи от дней молодости, и преподобный, помолившись, преподал ему благословение, а с сим совместно возвратил здоровье больному. По окончании он стал священником в собственном всю жизнь и сель не забывал наставлений преподобного Макария.

Чрез некое время к преподобному привели парня боярского рода, Василия Рясина, страдавшего беснованием. Преподобный, видя скорбь и страдание больного приведших его людей, пришел в умиление и начал служить молебен о его здравии. В то время, когда по окончании молитвы преподобный осенил больного крестным знамением, тот исцелился в тот же миг и обрадованный милостью Божиею не желал уже возвращаться в родительский дом, а решился остаться в обители и принял иноческое пострижение от Макария.

в один раз преступники захватили монастырских волов, которых братия употребляли для полевых работ. Лишь хищники желали угнать собственную добычу, как неожиданно поражены были слепотою и продолжительно блуждали по окрестностям монастыря. В итоге они были снова у обители с похищенным. Преподобный Макарий, обозревая монастырское хозяйство, заметил похитителей и, как бы не зная, в чем дело, задал вопрос, для чего они тут и как были у них волы. Преступники сознались в собственном злом умысле и, повергшись к ногам его, принесли свои извинения. Преподобный забыл обиду им грех, молитвою избавил от слепоты и запретил впредь покушаться на подобные злые дела.

Устроивши строгое монастырское общежитие и привлекши святостью собственной жизни и неусыпными трудами бессчётную братию, преподобный Макарий еще при жизни собственной успел создать обеспечение для материального существования братии. Он дал в новооснованный монастырь собственную родовую вотчину. Не считая ранееупомянутого соседнего землевладельца Ивана Коляги, были и другие постриженники Макария, каковые записывали за его монастырем собственные земельные владения и клали вклады деньгами и вещами. Слава подвигов Макария завлекала жертвы в монастырь с различных сторон, о чем свидетельствуют дошедшие до этого времени документы. Тверской князь Борис Александрович около 1461 г. приписал к Колязину монастырю Николаевский монастырь на Жазне с его почвами; княгиня Феодосия Ивановна, дочь князя Ивана Борисовича, пожертвовала село Васильевское с сёлами Селищем и Спировым; Князь Александр Романович — село Константиновское с семью сёлами. Было довольно много и других вкладов населёнными землями и пустошами.

Но преподобный Макарий беспокоился не столько о материальных благах обители, сколько о собственном душевном спасении и об указании вторым спасения пути примером и учительным словом; он поступал по евангельскому слову: «ищите прежде Царствия Божия и правды его, а другое всё приложится вам». В таковой жизни преподобный достиг глубокой старости. Без оглядки на то, что телесные силы его слабели, он предавался молитве и бдению; ноги его, как жёсткие столпы, находились на молитве ночь и день. В первой половине 80-ых годов пятнадцатого века в марте месяце его постиг тяжёлый болезнь. Он почувствовал приближение собственной смерти и стал безмолствовать. Позже призвал к себе братию и сообщил:

«Любимые чада и отцы! я, как и все земнородные, отхожу в путь отцов моих, а вас предаю Господу Всевышнему, могущему наставить вас и дать вам наследие вечное. Всячески пекитесь о собственном спасении, пребывайте в любой момент в трудах, посте, непрестанной молитве и бдении; берегите чистоту душевную и телесную; не воздавайте зла за зло либо досаждения за досаждение. Разумейте, братия: в случае, если я имею дерзновение к Всевышнему, то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».

Благословив и облобызав братию, преподобный сподобился приобщиться святых Таин и, сообщив: «Слава Всевышнему о всех, аминь», предал дух собственный Господу.

Смерть преподобного Макария последовала 17-го марта 1483 г., на восемьдесят первом году его жизни.

Оплаканный братиею, преподобный Макарий погребен был недалеко от выстроенной им древесной церкви. Над его могилой сооружена была древесная часовня и украшена святыми иконами.

Подвиги преподобного при жизни создали почитателей основанного им монастыря и по окончании его блаженной смерти. Пожертвования притекали без конца. Так во второй половине 80-ых годов XV века князь тверской Михаил Борисович пожаловал монастырю село Андреевское на Борщине. Позднее, в 1511 г., князь дмитровский Юрий Иванович числил за Калязинским монастырем пара сел и сёл. Было довольно много пожертвований и других менее знатных лиц.

Выстроенный преподобным Макарием древесный храм Пресвятой Троицы понемногу начал приходить в ветхость. Почитатели обители и её основателя не замедлили придти на помощь в этот потребности.

В 1521 г. Дмитровский торговец Михаил Боронков захотел выстроить на месте ветхой древесной церкви каменную. Боронков в юные годы видал преподобного Макария, от своих своих родителей довольно много слышал о его подвижнической благочестивой жизни и всю жизнь питал к обители благоговейное почтение. Колязинский монастырь пребывал в уделе Дмитровского князя Юрия Ивановича, брата князя Столичного Василия Ивановича. С разрешения этого князя, кроме этого усердного почитателя памяти преподобного его обители и Макария, и по благословению Тверского и Кашинского епископа Нила [13], Боронков приступил к выполнению собственного намерение, при игумене Колязинского монастыря Иоасафе.

Шепетильно была осмотрена местность для построения нового каменного храма, которому не вредила бы вода от озер. Остановились на более возвышенном месте с более жёстким грунтом, саженях в десяти от ветхой древесной церкви. По окончании водосвятного молебна игумен Иоасаф установил крест на месте, предназначенном для алтаря, и благословил копать ров для основания церкви. Стали копать. Место выяснилось эргономичным, вода не выступала. При копании попадались кости прежде погребенных братий. Но вот на том месте, где был погребен преподобный основатель монастыря, нашли целый гроб, не подвергшийся тлению; от него исходило благоухание. Не смея прикоснуться ого, рабочие в тот же миг известили игумена Иоасафа, что с слезами и умилением лобызал откопанный гроб, ни 60 секунд не сомневаясь, что эта драгоценная находка имеется гроб Макария. По его распоряжению ударили в колокол; собрались множество и братия окрестного народа. на данный момент же подле ветхой церкви устроили палатку и, благоговейно подняв гроб из почвы, перенесли его в том направлении и отслужили над ним панихиду. После этого вскрыли гроб: разнеслось из него еще тело и большее благоухание преподобного, лежавшее в почве тридцать восемь лет, выяснилось нетленным, кроме того ризы не пострадали и ярки были седины старца. Это событие случилось 26 мая 1521 г. Народ с умилением прославлял Господа, дивно прославляющего избранных Собственных. Многие недужные и немощные, с верою притекавшие к новообретенным мощам, взяли излечение.

братия и Игумен, обрадованные таковой благодатью, поспешили известить об этом Дмитровского князя Юрия Ивановича. Отправленный иеромонах устно известил обо всем князя. Обрадованный князь начал ждать письменного извещения от игумена о совершившихся от мощей чудодейственных исцелениях. Игумен Иоасаф позаботился о том, дабы были записаны наиболее значимые чудеса от мощей с именами взявших излечение и послал эти записи к князю. Юрий Иванович срочно отправился в Москву и известил обо всем, совершившемся в Колязине, брата собственного, князя Василия Ивановича, равно как и митрополита Даниила [14].

митрополит и Великий князь поручили князю Юрию Ивановичу представить в Москву самолично хоть некоторых, взявших излечение от мощей преподобного. Представлены были многие и подтверждали истину. Тогда митрополит и великий князь отправили в Колязинский монастырь архимандрита столичного Чудова монастыря Иону для изучения на месте довольно всего, касающего раскрывающихся мощей. Архимандрит Иона явился в Колязинский монастырь, убедился в нетлении мощей Макария и в их чудодейственной силе и подтверждал о сем в Москве пред князем и митрополитом.

Тогда митрополит и великий князь созвали в Москве собор из епископов, архимандритов, других духовных и игуменов лиц. Собору доложены были все события явления мощей преподобного Макария, рассмотрена его святая жизнь и чудотворение как при жизни, так и по смерти, от его мощей. Собор постановил причислить преподобного Макария Колязинского к лику святых и установил местное празднование ему в открытия кончины 17 мощей и день марта 26 мая.

Нетленные мощи преподобного Макария скоро из временной палатки перенесены были в ветхую древесную церковь, а позже переложены в новую дубовую раку и празднично поставлены открыто на правой стороне новой каменной церкви, выстроенной торговцем Боронковым.

В Колязинском монастыре на обретение мощей стали петь работу, составленную Феодосием Тверитянином. Простота судьбы Макария смущала некоторых и при его жизни, и заставляла сомневаться в святости его кроме того по окончании открытия его мощей. Так, уже спустя десятилетие по открытии мощей Макария, вельможный инок, старец Вассиан Патрикеев с укоризной сказал о простоте судьбы Макария и именовал его «мужиком сельским». Но митрополит Даниил на соборе увидел Вассиану, что в случае, если захочешь делать выводы святых, так осудишь многих и в числе пророков, и Апостолов, и архиереев, и праведных, и преподобных; для Всевышнего в деле святости принципиально важно не телесное, наружное благородие, а духовное, внутреннее [15]. На столичном церковном соборе 1647 г. установлено было «петь и праздновать везде» в числе вторых и преподобному Макарию Колязинскому, при чем он помещен в числе «великих чудотворцев» [16].

При открытии мощей преподобного Макария было записано иноками Колязинского монастыря четырнадцать чудес. Приведем кое-какие из них.

В странноприимнице либо Богадельне монастырской жил убогий человек, по имени Иоанн: у него иссохли ноги, как дерево, и скорчились; он целых двенадцать лет лишь ползал, опираясь руками на мелкую клюку. Заметив в один раз, что у гроба преподобного священники помогают молебствие, еле подполз к ним и просил помолиться о нем Его угоднику и Господу. Священники, окропив его святою водою и открыв раку, желали немного поднять страдальца, дабы он имел возможность приложиться к святым мощам, но в это самое время ноги его выпрямились, он поднялся сам и смог приложиться к святым мощам, к ужасу и изумлению всех. С того времени он стал совсем здоров.

Диакон Колязинского монастыря, по имени Андрей, продолжительно страдавший от сильнейшей боли в костях, принесен был к мощам преподобного, и в то время, когда с верою приложился к ним, срочно взял излечение.

И другие лица взяли излечение от разных заболеваний: два монастырских крестьянина от умопомрачения; у одного странника, имевшего на правой руке три пальца пригнутыми и приросшие к ладони, скорченная рука разогнулась, в то время, когда он с молитвой прикоснулся ко гробу чудотворца. Одна дама страдала опухолью, отеком всего тела, вторая продолжительною глухотою и обе взяли излечение по окончании усердной молитвы угоднику Божию. Некто парень Григорий, без движений лежавший десять лет в расслаблении, был принесен на одре и положен при гробе преподобного; с умилением он наблюдал на раку, плакал и молился об исцелении. Мало-помалу он начал чувствовать, что его ноги и руки начинают двигаться; собравшись с силами он поднялся с одра, дабы припасть к святым мощам. Принесшие больного вместе с исцелившимся прославили Его угодника и Бога.

в один раз пришел в обитель некоторый человек, по имени Лаврентий, и говорил, что он два года страдал заболеванием в ноге, а, в то время, когда разрешил обещание постричься в Колязином монастыре, то взял излечение. В то время, когда он шел в монастырь, то на него напали разбойники; израненный, он развернул в Москву. Тут постигла его слепота. В отчаянии и недоумении он отыскал в памяти о собственном обещании постричься в обители Макария и — прозрел. Сейчас он пришел в монастырь выполнить собственный обещание.

Один знатный человек боярского рода, по имени Иоанн, пришел в Колязин монастырь и был встречен игуменом с подобающею честью. При возвращении к себе игумен благословил богомольца иконою преподобного Макария. Боярин дома довольно много говорил о чудесах преподобного. В числе его людей был расслабленный, Феодор по имени, шесть лет лежавший в кровати без перемещения. Благочестивый господин его принес к нему икону преподобного и приказал помогать молебен с водосвятием. В то время, когда больного окропили святою водою, он поднялся с постели здоровым к утешению и удивлению всех окружающих.

Некто Онуфрий, бесноватый, привезенный с большим трудом из Новгорода, никак не желал приблизиться к раке чудотворца и произносил хульные речи, так что его родственники желали уже везти его обратно и кое-какие дерзнули кроме того укорять преподобного, что он не имеет возможности исцелить больного. Напоследок но они решились силою подвести его к чудотворной раке. Когда бесноватый коснулся раки, то с криком упал на землю с пеною у рта; находившиеся считали, что он уже умирает, и окропили его святою водою. Но страдалец неожиданно пришёл в сознание и стал с полным сознанием задавать вопросы, где он находится. Взяв ответ, он благоговейно облобызал мощи преподобного, вознес благодарственную тёплую молитву и, подав милостыню в обители, здоровым возвратился на родину.

Особенно довольно много исцелений взяли больные из соседних городов, где слава Макария распространялась как при жизни его, так и по смерти. Так взяли излечение Кашинские обитатели: инок Варсонофий, бывший архимандрит монастыря Димитриевского [17], а сейчас оставшийся до самой смерти в Колязинском монастыре; Кашинская инокиня Мария, продолжительно страдавшая ногами; дьячок обители Макариевой, по имени Тимофей, заболевший расслаблением в городе Дмитрове, и наконец второй инок по имени Симеон, неожиданно заболевший на Волге тяжёлой заболеванием.

Предсмертные слова преподобного Макария оправдались: покинутая им обитель не оскудела, а распространилась: ее посещали Столичные цари и делали в нее богатые вклады. Так в 1553 г. царь Иван Васильевич Грозный посетил обитель и пожаловал ей село Городище со деревнями и всеми 28 пустошами. В 1599 г. приезжал в Колязинский монастырь царь Борис Федорович Годунов с детьми и супругой, дабы помолиться и испросить благословение угодника Божия на предполагавшийся брак царевны Ксении с датским принцем Иоанном. Визитёры принесли в дар преподобному Макарию прекрасную серебряную раку, в которую в их присутствии переложены были мощи угодника.

В царя Василия и смутное время самозванцев Ивановича Шуйского Колязин монастырь сделался средоточием ответственных событий и испытал великие бедствие. В 1609 г. пребывала в монастыре основная квартира известного вождя русских армий князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, что 14 августа нанес тут ожесточённое поражение Яну Сапеге с другими русскими и польскими вождями преступниками либо изменниками. Но в 1610 г. монастырь постигло тяжёлое бедствие; князя Скопина-Шуйского не было уже в том месте, но часть войска еще оставалась. Один из польских вождей, храбрый и жадный преступник Лисовский, отовсюду отрезанный, решился силою пробиться к польской границе из Суздаля. Переправившись через Волгу, он нежданно напал на Колязин монастырь. Пребывавший в том месте воевода Жеребцов отчаянно защищался и делал вылазки из монастыря, но неприятелям удалось поджечь древесные стенки монастыря, при чем загорелись и другие строения. Жеребцов должен был сдаться. Неприятели перебили монахов и других пребывавших в монастыре людей, не кроме и воеводы Жеребцова; монастырь был разграблен; мощи преподобного Макария были изринуты из раки, а самая рака, дар Годунова, была рассечена на три части и увезена неприятелями.

Не легко было монастырю оправиться по окончании для того чтобы ужасного разгрома. Но усердие богомольцев, возросшее благодаря ответственных заслуг монастыря при Скопине-скорби и Шуйском о несчастном бедствии обители, равно как и старание настоятелей позволили в скорое время все привести в порядок, возобновить попорченное и приступить кроме того к сооружению новых храмов и других строений.

В 1619 г. царь Михаил Федорович посетил Колязинский монастырь и с благоговением и тёплою молитвою прикладывался к чудотворным мощам преподобного Макария. Царь тогда пожертвовал в монастырь колокол, а по окончании, в 1635 г., тот же царь пожертвовал второй громадный колокол по отце собственном, патриархе Филарете Никитиче. В 1648 г. выстроена была каменная стенки около всего монастыря. В 1654 г., в то время, когда в Москве свирепствовало моровое поветрие, супруга царя Алексея Михайловича Мария Ильинична с всем двором и детьми нашли убежище в Колязине монастыре; с нею был в том месте и патриарх Никон; царица с двором помещалась в выстроенном в 1641 г. братском корпусе, с того времени взявшем наименование царского, а патриарх Никон в настоятельском, взявшем с того времени наименование патриаршего. Царица Мария в следующем, 1655 г., в память собственного нахождения в Колязином монастыре исходатайствовала ему степень архимандрии.

Как в семнадцатом столетии, так и позднее сооружались в монастыре новые храмы — и перестраивались прошлые, перестраивались и возобновлялись снова и другие строения. В любой момент, как и сейчас, монастырь посещался и посещается богомольцами, в особенности из окрестных уездов тверской и ярославской губерний, и из губерний владимирской и столичной. Особенно довольно много стекается богомольцев к 17 марта и 26 мая — дню обретение мощей преподобного; в данный сутки рака со святыми мощами преподобного Макария обносится около главного монастырского храма Пресвятой Троицы, в котором она и находится в любой момент, в арке в приделе Нерукотворенного образа Спасителя [18].

В 1764 г., при учреждении монастырских штатов, по описи владений Колязина монастыря числилось за ним 2803 крестьянских двора с 12.000 человек мужского пола. Монастырь отнесен к числу высококлассных.

Тропарь, глас 8:

Плотская мудрования, отче Макарие, бдением и воздержанием умертвил еси: место бо, на немже поты твоя излиял еси, яко труба вопиет к Всевышнему, поведающи твоя исправления: и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления. Темже вопием ти: моли Христа Всевышнего, да спасет душы отечественная.

Кондак, глас 2:

Вышних хотя, воздержанием и труды, и поты насладився, желание плоти твоея обуздав, чудес дар прием от Христа Всевышнего, светильник явился еси пресветлый. Темже Христова церковь песньми славит тя, преподобне Макарие отче отечественный.

Память 18 марта

30 июля Страдание святой великомученицы Марины(Маргариты) Анкирской, 17 июля старый стиль . igla


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: