Предметный гнозис
- Назови, что нарисовано на картине (реалистичные картины)
- Предъявление контурного изображения
- Предъявление неполного рисунка
- Предъявление зашумленных фигур
- Предъявление наложенных друг на друга изображений (проба Поппельрейтера)
Цветовой гнозис
- Разделение главных цветов
- Подбор картины к цветовому фону
Слуховое восприятие
- Определяет ли направление звука (закрой глаза и сообщи, где хлопнули)
- Разделение звучащих игрушек (послушай, как звучат игрушки, а после этого закрой глаза и предугадай, какая звучит)
- Воспроизведение несложных ритмов
Пространственный праксис
- Продемонстрируй правую (левую) руку, сперва собственную, после этого на картине
- Продемонстрируй правой рукой левую ногу
- Хлопни перед собой, сзади, вверху, внизу
- Познание пространственных значений предлогов в, на, за, под, между, около, перед (положи игрушку в коробку…)
Конструктивный праксис
- Складывание пирамидки (число колец = возраст ребенка + 1)
- Складывание досок Сегена
- Складывание разрезных картин
- Складывание фигурок из 3 – 4 палочек по примеру либо по памяти
Динамический праксис
- Все пробы на небольшую моторику с переключением
Неспециализированная моторика
- Пройти по начерченной по полу линии
- Попрыгать на 2-х ногах, продвигаясь вперед
- Ударять ладонью по мячу об пол (к 5 годам)
- Прыгает ли через скакалку?
- Катается ли на велосипеде?
Небольшая моторика
- Сжать/разжать кулаки
- Похлопать в ладоши
- Сжать кулак правой руки, ударить им по ладони левой и напротив
- Согнуть руки в локтях, поставив их перед собой
- Выполнить круговые вращательные перемещения кистями рук (наружу, вовнутрь)
Пальчиковая моторика
- Продемонстрировать 2 – 3 пальцы на правой руке, на левой, после этого на обеих
- Продемонстрировать 2-й и 5-й пальцы
- Сложить в все пальцы в кольцо так, дабы 2, 3, 4 и 5 пальцы касались первого
- Попеременно соединить все пальцы с первым, после этого в обратном порядке
- Застегнуть пуговицу громадного, малого и среднего размера
- Завязать бантик
Зрительная память
- Запомнить и отыскать 3 – 4 изображения предметов, относящихся к одной классификационной группе, после этого они выкладываются в ряд с другими изображениями (не более 10). Ребенок обязан продемонстрировать те картины, каковые он запомнил раньше
- Запомнить и продемонстрировать, что изменилось в последовательности из 2 – 5 предметов. После этого поменять игрушки местами. Просим разглядеть и поставить так, как они находились раньше. При повышении последовательности до 5 меняем местами первую и последнюю игрушку (феномен края).
Интеллект
- Предложить ребенку разложить 3 – 5 сюжетных картин в последовательности изображенных на них событий (возможно оказать помощь в определении первой картины)
- Познание инструкции (сложность зависит от возраста)
- Познание распространенных предложений по сюжетным картинам
- Познание разных грамматических форм
Пассивный словарь
- Познание обобщающих слов с подробностями (для детей 5 лет – части тела, детали одежды; 6 лет – подробности мебели, транспорта)
- Познание диких детенышей животных и названий домашних
- Познание слов с противоположным значением
Экспрессивная обращение
- Неспециализированная черта (отсутствует, лепетная, обращение отдельными словами, фразовая)
Изучение звукопроизношения
- Учитывается желание ребенка именовать либо не именовать картины на определенные звуки по логопедическому альбому
- Состояние звукопроизношения отмечается на базе тех образцов речи, каковые имеются у ребенка, либо в отраженной речи, в случае, если у ребенка появляется желание повторять слова логопеда
Речевая моторика
1. Состояние артикуляционного аппарата
- Предлагается по подражанию выполнить серию перемещений
2. Для губ
- Улыбнуться, вытянуть губы вперед, снова улыбнуться, вытянуть губы хоботком, подвигать вправо-влево
3. Для языка
- Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять его наверх, опустить на нижнюю, убрать в рот, положить за нижние зубы, закрыть рот
4. Для мягкого неба
- Обширно открыть рот, покашлять с открытым ртом, закрыть рот
Разделение фонем
- Для дифференциации детям с алалией предлагают фонетически быстро отличающиеся звуки (Р – с, л – к, з – т), позже фонетически родные (м – н, п – б, т – д, к – г).
- Предложить повторить слоги с данными фонемами
Деятельный словарь
- Назвать воздействие по предъявленному предмету
- Сообщить, кто как перемещается (щука, ласточка, кузнечик, змея, корова, самолет)
- Подобрать антонимы к словам (глаголы)
- С трансформацией приставки (к глаголу – входит, уходит…)