Проведение изучения
Инструкция. “Любой человек оценивает собственные способности, возможности, темперамент и др. Уровень развития каждого качества, стороны людской личности возможно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:
здоровье;
ум, способности;
темперамент;
авторитет у сверстников;
умение очень многое делать собственными руками, умелые руки;
наружность;
уверенность в себе.
На каждой линии чертой (–) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности сейчас времени. Затем крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой либо почувствовали гордость за себя”.
Испытуемому выдается бланк, на котором нарисовано семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней середины и точек шкалы. Наряду с этим верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – чуть заметной точкой.
Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (либо группой), так и лично. При фронтальной работе нужно проверить, как любой ученик заполнил первую шкалу. Нужно убедиться, верно ли используются предложенные значки, ответить на вопросы. Затем испытуемый трудится самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10–12 мин.
интерпретация и Обработка результатов
Обработка проводится пошести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Любой ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, протяженность каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников приобретают количественную чёрта (к примеру, 54мм = 54 баллам).
По каждой из шести шкал выяснить:
- уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до символа «х»;
- высоту самооценки – от «о» до символа «–»;
- значение расхождения между самооценкой и уровнем притязаний – расстояние от символа «х» до символа «–», в случае, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
Вычислить среднюю величину самооценки и уровня каждого показателя притязаний по всем шести шкалам.
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует итог от 60 до 89 баллов. Оптимальный – относительно большой уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о собственных возможностях, что есть ответственным причиной личностного развития. Итог от 90 до 100 баллов в большинстве случаев удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Итог менее 60 баллов говорит о заниженном уровне притязаний, он – индикатор негативного развития личности.
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше говорит о завышенной самооценке и показывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение верно оценить результаты собственной деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на значительные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим неточностям, неудачам, оценкам и замечаниям окружающих. Количество баллов ниже 45 показывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и говорит о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, в большинстве случаев, мало. За низкой самооценкой смогут прятаться два совсем различных психотерапевтических явления: настоящая неуверенность в себе и «защитная», в то время, когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия свойства и тому аналогичного разрешает не прилагать никаких упрочнений.
В табл. даны самооценки и уровня количественные характеристики притязаний, полученные для обучающихся 7–10 классов городских школ (около 900 чел.).
Таблица. самооценки и уровня Количественные характеристики притязаний обучающихся 7-10 классов городских школ.
Параметр | Количественная черта (балл) | |||
низкий | средний | большой | Высокий | |
Уровень притязаний | Менее 60 | 60–74 | 75–89 | 90–100 |
Уровень самооценки | Менее 45 | 45–59 | 60–74 | 75–100 |
Дельта = УП – СО:
0 – 7 – уровень притязания не есть стимулом для развития, в особенности для низкой самооценки;
8 – 22 – умеренная. Школьник ставит задачи, каковые может достигнуть, реально наблюдает.
23 – конфликт. Низко оценивает себя, а уровень притязаний через чур большой.
Отрицательная дельта – при низкой самооценке человек не начинается, махнул на себя рукой.
Литература:
1. В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986
2. Рубинштейн С.Я. опыт применения и Экспериментальные методики патопсихологии их в клинике (практическое управление). – М., 1970.
3. Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д.Я. Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007
здоровье | ум, способности | темперамент | авторитет у сверстников | умение очень многое делать собственными руками, умелые руки | наружность | уверенность в себе |
__________________________________________________________________________________
здоровье | ум, способности | темперамент | авторитет у сверстников | умение очень многое делать собственными руками, умелые руки | наружность | уверенность в себе |