Основной целью дошкольного коррекционного воспитания есть создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его хороших личностных качеств.
В специальном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.
В диагностическом блоке ведущей задачей есть организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и в один момент в целях разработки личной программы развития ребенка.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и его семьи и автономии ребёнка, становления нравственных ориентиров в поведении и деятельности дошкольника, и воспитания у него хороших личностных качеств.
Следующим блоком задач есть организация коррекционной работы,направленной, во-первых, на развитие компенсаторных деятельности становления и механизмов психики проблемного ребенка, а во-вторых, на предупреждение и преодоление у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, личностных ориентиров и поведения. Наряду с этим предполагается обучение своих родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность сотрудничества с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной судьбе, усиливающим его веру в личные возможности. Эта работа осуществляется всеми экспертами дошкольного учреждения в тесной связи, на базе опытного взаимодополнения.
Блок образовательных задачнаправлен на обучение детей методам усвоения публичного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, [характерных для каждого возрастного периода. Серьёзной задачей образовательного блока есть подготовка детей к школьному обучению, которая обязана вестись с учетом личных возможностей и особенностей каждого ребенка.
Все перечисленные выше задачи учтены в программе «Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
Программа по собственной структуре складывается из разделов и пояснительной 6 записки: «Здоровье», «Социальное развитие», «физическое развитие и Физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».
Охарактеризуем коротко эти разделы.
I. Раздел «Здоровье»
В данном разделе рассматриваются условия, нужные для защиты, укрепления и сохранения здоровья каждого ребенка. Выяснены конкретных формирования способов и задачи предпосылок здорового образа судьбы ребенка, перечисляются вероятные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на овладение детьми навыками и приёмами, значимыми для их воспитания и безопасной жизнедеятельности внимательного отношения к собственному здоровью.
II. Раздел «Социальное развитие»
Программа данного раздела охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:
формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья представлений о самом себе, воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной совокупности хороших личностных позитивного отношения и оценок ребенка к себе (концентр «Я сам»);
формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного сотрудничества в ходе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);
формирование явлений и окружающих адекватного восприятия предметов, воспитание хорошего отношения к предметам живой и неживой природы, закладка и создание предпосылок начальных баз экологического мироощущения, нравственного отношения к общечеловеческим ценностям и национальным традициям (концентр «Я и окружающий мир»).
Основополагающим содержанием в данном разделе есть формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение ребенка методам присвоения и усвоения публичного опыта. В базе сотрудничества ребенка со взрослым лежит эмоциональный контакт, что есть центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход яркого восприятия в познавательный интерес делается у ребенка базой для рабочий формы общения, а после этого и для настоящего сотрудничества с другими людьми.
В ходе коррекционно-педагогической работы у ребенка складывается представление о себе и происходит открытие собственного «Я». Кроха выделяет себя в мире вещей и других людей. Он приходит к осознанию собственного «Я» через пробуждение и формирование «личной памяти», накопление жизненного опыта, зафиксированного в словесном замысле, через приобщение его к судьбе родных людей, через становление ценностных ориентиров, которые связаны с возрастной и половой принадлежностью.
Мир людских взаимоотношений раскрывается перед детьми через представления о зле и добре, представления о собственном и чужом и т. д. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья нужно развивать социально значимые мотивы поведения: желание осознать другого человека, оказать помощь, уступить, показать заботу о не сильный, пожилом. В совершенстве необходимо стремиться к формированию гибкости социального поведения в разных видах общения с детьми и взрослыми.
Так, социальное развитие проблемного ребенка подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, содействуя наряду с этим становлению навыков социально приемлемого поведения в разных жизненных обстановках.
III. Раздел «физическое развитие и Физическое воспитание»
физическое развитие и Физическое воспитание направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие главных перемещений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование узкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации. Физическое развитие предполагается всей организацией судьбы детей в дошкольном учреждении и семье, организацией предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и личных изюминок дошкольников. В режиме дня ребенка должны быть предусмотрены занятия по физическому воспитанию, развлечения и игры на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Занятия по физическому воспитанию строятся так, дабы на протяжении их решались как неспециализированные, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех главных перемещений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание), и общеразвивающие упражнения, направленные на упрочнение мышц поясницы, ног и плечевого пояса, координацию перемещений, формирование верной осанки, развитие равновесия.
IV. Раздел «Познавательное развитие»
Этот раздел имеет пара подразделов, разглядим их.
1. Развитие внимания
Развитие внимания есть одной из наиболее значимых предпосылок для успешного усвоения ребенком доступного для него количества навыков, умений, знаний и представлений. На начальном периоде обучения имеющееся у проблемного ребенка непроизвольное внимание привлекается к новому броскому предмету, перемещению, звуку. Потом под руководством взрослого ребенок научается сосредотачиваться на предмете более долгое время и с большей продуктивностью — так формируются элементы произвольного внимания. Наряду с этим степень произвольности в деятельности детей носит сугубо личный темперамент, что учитывается при организации коррекционно-развивающей работы с ребенком.
2. Развитие узкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации
Работа по формированию ручной и узкой ручной моторики проводится на особых занятиях. На начальной стадии обучения громадное внимание уделяется неспециализированному формированию рук ребенка, формированию хватания, согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки и формированию согласованности обеих рук. На протяжении проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного исполнения перемещений кистями и пальцами обеих рук. Эти и подобные им перемещения выполняются сначала по подражанию действиям взрослого, а после этого в сочетании с речевым сопровождением и с опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации является основой для становления обычных видов детской деятельности, есть предпосылкой для становления устной и письменной речи, и содействует увеличению познавательной активности детей.
3. развитие и Сенсорное воспитание ориентировочной деятельности Сенсорное воспитание направлено на формирование у детей перцептивных действий, таких, как действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, и обеспечение освоения совокупностей сенсорных эталонов. Второй серьёзной задачей сенсорного воспитания есть своевременное и верное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок принимает, со словом, обозначающим воспринятое, оказывает помощь закрепить в представлении образы предметов, их отношений и свойств, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными. Развитие восприятия в любых ситуациях идет от различения предметов, их особенностей, взаимоотношений к их восприятию цельного образа предмета, а после этого и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления.
Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, восприятия и слухового внимания, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.
4. Развитие разных видов памяти
Формированию разных видов памяти кроме этого уделяется внимание на всех занятиях с ребенком. У проблемного ребенка, как и у его нормально развивающегося сверстника, отмечается предпочтительное развитие тех либо иных видов памяти и различная степень их включенности в ту либо иную деятельность. родителю и Педагогу нужно быть внимательным наблюдателем, дабы заметить преобладающие виды памяти и с учетом этого включать в деятельность ребенка те задания, каковые сперва строятся на ведущем виде памяти, а после этого развивают и другие ее виды.
Работа по формированию памяти разрешает организовать и закрепить у ребенка достаточно адекватные образы восприятия предметов окружающей действительности. Эти полимодальные образы восприятия после этого становятся базой для создания обобщенных и более эластичных представлений о явлениях и предметах окружающего мира.
5. Формирование интеллектуальной деятельности
Содержание работы по формированию мышления направлено на развитие познавательной активности и ориентировочной деятельности, на упрочнение связи между главными компонентами интеллектуальной деятельности: действием, словом и образом.
Формирование мышления рассматривается как единый диалектический процесс, где любой из видов мышления есть нужной составляющей, компонентом неспециализированного мыслительного процесса.
На занятиях по формированию мышления выделяются следующие направления:
• создание у детей предпосылок к формированию наглядно-действенного мышления;
• формирование целенаправленной орудийной деятельности в ходе исполнения практического и игрового задания;
• формирование обобщенного представления о орудиях и вспомогательных предметах фиксированного назначения; знакомство детей с проблемными практическими обстановками;
• формирование навыков анализа этих обстановок и обучение применению предметов — помощников;
• формирование способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и методах ее исполнения;
• формирование способа проб как главного способа ответа проблемно-практических задач и обобщение этого опыта в вербальном замысле;
• формирование у детей наглядно-образного мышления;
• формирование у детей умений делать предметную классификацию по примеру, слову и самостоятельно;
• обучение детей ответу элементарных логических задач.
Так, занятия по формированию мышления проводятся по следующим направлениям: формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления.
6. Ознакомление с окружающим
В этом разделе главная задача — организовать у детей представления и целостное восприятие о явлениях и различных предметах окружающей действительности, и дать представление о человеке, о строении его тела, об главных функциях организма, о его деятельности взаимоотношениях и видах человека в социуме, прививая ребенку первые понятия начального опыта об общечеловеческих сокровищах.
Помимо этого, на протяжении ознакомления с окружающим у детей формируются представления о предметном мире, созданном руками человека. Ознакомление с окружающим может кроме этого обогатить чувственный опыт ребенка — научить его быть внимательным к тому, что его окружает: наблюдать и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущениями, восприятием, появляющимися на их базе представлениями. Так мы создаем понимание значения и чувственную основу слова, и подготавливаем к восприятию словесных описаний объектов, отношений и явлений. В ходе ознакомления с природой у детей формируются образы-представления о живом и неживом мире, о связи объектов и явлений природы, и о деятельности и жизни человека. Детей учат видеть и осознавать настоящие причинные зависимости. Наряду с этим громадное внимание уделяется экологическому воспитанию детей.
Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся по следующим направлениям: ознакомление с явлениями социальной судьбе; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы. Каждое из этих направлений знакомит детей с определенным типом особенностей, отношений и связей, характерных для данной области действительности. Ознакомление с окружающим будет снабжать значительные сдвиги в умственном развитии детей только в том случае, в то время, когда детям будут даваться не отдельные знания о предмете либо явлении, а определенная целостная совокупность знаний, отражающая зависимости и существенные связи в той либо другой области.
7. Формирование элементарных математических представлений
Содержание этого подраздела программы имеет ответственное значение как вклад в совокупность знаний ребенка, так и как средство развития познавательных мышления — и процессов восприятия. В базе развития математических представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных взаимоотношений между предметами. Эти отношения смогут быть осознаны детьми лишь тогда, в то время, когда они обучатся сравнивать, сопоставлять между собой группы и предметы предметов (множества). Сравнение — один из наиболее значимых мыслительных процессов — лежит в базе сопоставления предметов по форме, величине, количеству и пространственному расположению. Величина, форма, пространственное размещение их частей и предметов являются внешними отлично принимаемыми показателями. Количество же более слишком общий и в этом смысле совсем особенный показатель. в течении дошкольного возраста дети с ограниченными возможностями здоровья должны осознать, что количество — показатель, что не связан ни с формой, ни с величиной, ни с цветом предметов, ни с их функциональным назначением либо размещением в пространстве. Количество должно купить для детей собственный, особенное значение.
Главной задачей данного раздела есть обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между элементами множеств и различными множествами.
Помимо этого, в раздел математических представлений включена работа по формированию временных представлений, ориентировки во времени, для того, чтобы дети начинали осознавать значимость структурирования собственной деятельности, и овладели начальными навыками соотнесения и контроля темпа собственной деятельности с временными понятиями.
8. Развитие главных компонентов речевой деятельности
Овладение родным языком как способом и средством своеобразны познания и человеческого общения есть одним из самых ответственных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Конкретно в этом возрасте ребенок способен к усвоению речи. В случае, если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5—6 годам, то данный путь, в большинстве случаев, не может быть удачно пройден на более поздних возрастных этапах.
На начальной стадии обучения коррекционная работа направлена на создание предпосылок к формированию речи: формирование интереса к окружающему, развитие предметной деятельности, восприятия и слухового внимания, совершенствование фонематического слуха и активизацию артикуляционного аппарата.
Развитие речи у детей происходит в ходе всех видов детской деятельности, в повседневной судьбе, в общении с участниками семьи, и на особых занятиях по формированию речи. В ходе занятий по сенсорному воспитанию, формированию мышления у детей создаются адекватные образы представлений об окружающей действительности; происходит усвоение слов, обозначающих качества и свойства предметов, усваиваются причинно-следственные связи. Целый купленный социальный и эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове, а сама обращение приобретает адекватную содержательную базу.
На особых занятиях по формированию речи систематизируется и обобщается речевой материал, купленный детьми в ходе вторых видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная обращение. Помимо этого, решаются своеобразные коррекционные задачи: формируются главные функции речи — фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная, и осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей.
В ходе развития речевой деятельности ребенка с отклонениями в развитии громадное внимание должно быть уделено личным занятиям, каковые в большинстве случаев направлены на формирование связной речи, грамматического строя речи и коррекцию звукопроизношения.
9. Подготовка к обучению грамоте
Этот вид занятий проводится в подготовительной к школе группе и в семье на седьмом году судьбы ребенка. У детей формируют элементарные представления о звукобуквенном анализе, с ними проводятся занятия по подготовке руки к письму. Эти занятия содействуют формированию у детей интереса к знаково-символической деятельности, формируют умение ориентироваться и трудиться на листе бумаги. На протяжении занятий по подготовке к грамоте дети переходят на новый уровень общения — элементарно-деловой — при контактах со взрослым и с коллективом сверстников.
V. Раздел «Формирование деятельности»
В данном разделе рассматриваются следующие направления:
• формирование предметной деятельности;
• становление игровой деятельности;
• формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);
• формирование элементов трудовой деятельности.
Предметная деятельность есть базовым видом деятельности, на базе которой формируются все остальные перечисленные выше виды детской деятельности. На протяжении ее становления у ребенка развиваются ориентировочные реакции типа: «Что это?» и «Что с этим возможно делать?». Отвечая на эти вопросы, ребенок усваивает методы действия с предметами, орудиями, овладевая их функциональным назначением. На протяжении развития предметных действий у ребенка формируются соотносящие и орудийные действия, происходит становление ориентировочно-предпосылок и познавательной деятельности к формированию речи. Помимо этого, на протяжении исполнения предметных действий у ребенка постоянно совершенствуются физиологические возможности рук, плавность и согласованность их действий, начинается узкая ручная моторика и зрительно-двигательная координация.
Игровая деятельность есть ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Формирование игровой деятельности предполагает развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям и воспитание умения играться со сверстниками. Понемногу от предметно-игровых действий переходят к обучению детей сюжетной игре, воспитывают умение принимать на себя определенные роли и функционировать в игре соответственно принятой роли, учитывая наряду с этим ролевую позицию партнера. Сюжетно-ролевая игра формирует базу для развития функции замещения, нужной для предстоящего развития мыслительной и речевой деятельности ребенка.
Формирование игровой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья происходит в условиях проведения намерено организованных родителем либо педагогом занятий, и только после этого приобретённые навыки переносятся в свободную деятельность детей.
Продуктивные виды деятельности играются громадную роль в обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста. Они стимулируют познавательную активность ребенка и вместе с тем в ходе данной деятельности воспитываются его личностные качества, происходит коррекция его поведения.
Становление изобразительной деятельности и конструирования начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в их результате и процессе. На начальных этапах обучение направлено на формирование способов обследования предметов, развитие зрительно-двигательной координации, совершенствование ручной моторики. Дети обучаются разбирать предметы, их качества и свойства, а после этого передавать явлений окружающего и особенности предметов мира при помощи рисунка, лепки, аппликации, конструкций.
конструирование и Изобразительная деятельность связаны с занятиями по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим, обучению игре. На занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности проводится особая работа по речевому формированию детей, что со своей стороны содействует формированию наглядных форм и представлений мышления.
Главной формой обучения изобразительной деятельности и конструированию являются фронтальные и личные занятия, на которых ведущая роль в собственности воспитателю.
Громадной коррекционной эффективности в ходе обучения возможно достигнуть при проведении занятий с применением смешанных техник явлений и изображения предметов настоящего мира. Сочетание рисования красками с обрывной аппликацией, применение разнообразной клеевой техники, другие виды и создание коллажей работы создают условия для реализации и возникновения весёлых, ярких чувств, имеющих четко выраженная личные проявления.
Занятия ручным трудом, в особенности работа с природными материалами (глина, песок, вода, объекты живой природы — листья, ветки, семена, ракушки, шишки, желуди и др.), развивает представления и полимодальные ощущения у детей, активизируя их познавательную, личностную и мотивационно-образующую сферу. Громадную роль наряду с этим играется участие своих родителей, каковые на протяжении прогулок с детьми смогут собирать, разглядывать и разбирать собранные образцы. Работа с бумагой, с тканью разной фактуры, нитками, канатами формирует предпосылки для освоения элементов трудовой деятельности.
Занимаясь предметной деятельностью, ребенок овладевает элементами трудовой деятельности, что побуждает его к овладению новым уровнем предметных и орудийных действий.
В ходе воспитания в особых дошкольных учреждениях детей знакомят с большим трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитывают уважение к труду взрослых. Практическая же деятельность детей пребывает в освоении навыков самообслуживания, ручного труда, хозяйственно-труда и бытового труда в природе.
VI. Раздел «Эстетическое развитие»
В данном разделе рассматриваются следующие виды эстетического воспитания:
• ритмика и музыкальное воспитание;
• изобразительное мастерство;
• ознакомление с художественной литературой;
• театрализованная деятельность.
Музыкальное воспитание имеет разностороннюю коррекционную направленность. С детьми проводятся музыкально-ритмические занятия, имеющие целью развитие сенсорных процессов и формирование адекватных реакций на звучание музыки.
В ходе музыкально-ритмических занятий происходит развитие слухового восприятия и слухового внимания, развитие голоса, динамически ориентировки и ритмичных движений в схеме собственного тела и в пространстве.
У детей воспитывается хорошее интерес и эмоциональное отношение к музыке, увеличиваются музыкальные впечатления, развивающие эмоциональную сферу, средствами музыки воспитывается эстетическое отношение к окружающему, к родной природе.
Занятия по музыкальному воспитанию осуществляются по следующим направлениям: слушание музыки, пение, танцы, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические перемещения.
Изобразительное мастерство включено в раздел «Эстетическое воспитание» с целью ознакомления детей с памятниками искусства, творчества элементов и развития воображения. На занятиях, проводимых воспитателем, у детей развиваются элементы личностного отношения как к принимаемому произведению искусства, так и к создаваемому им самим изображению. Занятия по этому разделу программы проводятся в подготовительной группе детского сада.
В ходе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста. Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети обучаются различать литературные жанры, эмоционально откликаться на поступки любимых литературных персонажей, сопереживать им. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает много разнообразных практических действий как с самой книгой (потрогать, разглядеть, подержать, погладить), так и с материалом (сюжетом) произведения (драматизация, обыгрывание прочтённого на фланелеграфе, посредством настольного театра, применение кукольного театра и театра теней).
Последнее время усилился интерес к активизации эмоциональной коррекции и сферы детей имеющихся у них отклонений через применение театрализованных видов деятельности. Включение приемов театрализации в повседневную судьбу детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает хорошими чувствами, а основное — дает ребенку возможность купить персональный опыт вхождения в ту либо иную обстановку, вживания в определенную роль, адекватного сотрудничества с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, со своей стороны, содействует формированию у детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки хорошего поведения в обществе.
Так, в ходе всей коррекционно-воспитательной работы происходит становление начал личности ребенка-дошкольника, которое связано с формированием адекватного поведения детей и с гармонизацией их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Наряду с этим у дошкольников закладываются базы таких нравственных качеств как отзывчивость, терпение и доброта, понятие о взаимопомощи, и дети покупают практический опыт их реализации в повседневной судьбе.
практические задания и Вопросы
1. Дайте определения следующим терминам: «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция».
2. Назовите главные обстоятельства умственной отсталости.
3. Охарактеризуйте совокупность помощи умственно отсталым детям у нас.
4. Поведайте о направлениях в коррекционно-развивающем обучении умственно отсталых детей.
5. Подготовьте рефераты на следующие темы: «Формирование общения умственно отсталых детей»; «Совокупность коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия умственно отсталых детей»; «Развитие моторики у детей с нарушением интеллекта»; «Формирование игровой деятельности умственно отсталых детей»; «Формирование изобразительной деятельности у детей с нарушением интеллекта»; «Коррекционно-педагогическая работа по формированию речи у детей с нарушением интеллекта»; «Работа эксперта-дефектолога с родителями, воспитывающими ребенка с нарушением интеллекта».
6. Поведайте о роли ранней коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.
Литература
1. Выготский Л. С. Собр. соч. — М., 1983. — Т. 5.
2. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носко-20й. — М., 1995.
3. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. обучение и Воспитание умственно отсталых дошкольников. — М., 1989.
4. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в детсадах для умственно отсталых детей. — М., 1991.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. — 1999. — № 6.
6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специального учреждения для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. — 2000. — № 3.
7. Зажкий X. С. Умственно отсталые дети. — М., 1995.
8. Занков Л. В. Лев Семенович Выготский как дефектолог //Дефектология. — 1971.—№6.
9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М, 1998.
10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. упражнения и Дидактические игры в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1991.
11. Коррекцией шнобель обучение как база личностного развития аномальных дошкольников/Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1989.
12. Мелкие ступени. Ассоциация Даун Синдром. (1—8 книг) — М., 1998.
13. Мишина Г.А. Особенности сотрудничества своих родителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология. — 2000. — № 4.
14. Программы. обучение и Воспитание детей дошкольного возраста. — М., 1983 и 1991.
15. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. — М., 1998.
16. Справочник по психиатрии и психологии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю.Циркина. —СПб., 1999.
17. Стребелева Е.А. Методические советы к психолого-педагогическому изучению детей (2—3 лет) (ранняя диагностика умственного развития).
18. Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников//Дефектология. — 1994. — № 5.