Инженерная деятельность и проектирование.

1.Главные различия инженерной и технической деятельности.

2. классический этап и Возникновение развития инженерии.

3. Фазы системотехнической деятельности.

4. Формы организации системотехнической деятельности.

5. Современный этап развития науки и социотехническое проектирование.

Главная цель занятия ? распознать характерные черты инженерной деятельности, проследить этапы её эволюции, распознать формы и фазы её организации и представить современный этап развития технического проектирования.

1. В жизни современного общества инженерная деятельность играется все возрастающую роль. Неприятности применения на практике научных знаний, увеличения эффективности научных разработок и исследований выдвигают сейчас инженерную деятельность на передний край всей современной культуры и экономики. На данный момент очень много технических институтов готовит очень много инженеров разного профиля для самых различных областей народного хозяйства. Развитие опытного сознания инженеров предполагает осознание возможностей, сущности и границ собственной профессии не только в узком смысле этого слова, но и в смысле осознания инженерной деятельности по большому счету, ее задач и целей, и трансформаций ее ориентаций в культуре ХХ века. Инженерная деятельность предполагает регулярное использование научных знаний для неестественных технических совокупностей ? сооружений, устройств, механизмов, автомобилей и т. п. В этом содержится её отличие от технической деятельности, которая более основывается на опыте, догадке и практических навыках. Исходя из этого не нужно отождествлять инженерную деятельность только с деятельностью инженеров, каковые довольно часто вынуждены делать не только техническую, но и научную деятельность. Современный этап развития инженерной деятельности характеризуется системным подходом к ответу непростых научно-технических задач, обращением ко всему комплексу социальных гуманитарных, естественных и технических дисциплин. Но был этап, что возможно назвать хорошим, в то время, когда инженерная деятельность существовала сперва только как изобретательство, после этого в ней выделились проектно-организация производства и конструкторская деятельность. проникновение и Обособление проектирования его в смежные области, которые связаны с ответом непростых социотехнических неприятностей, стало причиной кризису классического инженерного мышления и формированию новых форм инженерной и проектной культуры, появлению новых системных и методологических ориентаций, к выходу на освоение действительности и гуманитарные методы познания. В соответствии с вышеизложенным разглядим последовательно три главные этапа развития инженерной деятельности и проектирования: а) хорошая инженерная деятельность; б) системотехническая деятельность; в) социотехническое проектирование.

2. Происхождение инженерной деятельности как одного из наиболее значимых видов трудовой деятельности связано с возникновением мануфактурного и машинного производства. В средние века еще не существовала инженерная деятельность в современном понимании, а была техническая деятельность, которая связана с ремесленной организацией производства. Инженерная деятельность как профессия связана с регулярным применением научных знаний в технической практике. Она формируется начиная с ренесанса. Сначала ценностные ориентации данной деятельности были еще связаны с ремесленной технической практикой (яркий контакт с потребителем, ученичество в ходе осуществления самой данной деятельности и т. п.). В эту эру ориентация на использование науки, не смотря на то, что и выдвигается на первый замысел, но выступает до тех пор пока только как вероятная установка. Первые инженеры появляются в эпоху ренесанса. Они формируются в среде ученых, обратившихся к технике, либо ремесленников, приобщившихся к науке. Решая технические задачи, изобретатели и первые инженеры обратились с просьбой о помощи к механике и математике, из которых они заимствовали знания и способы с целью проведения инженерных расчетов. Первые инженеры ? это в один момент живописцы, архитекторы, инженеры по армейским гражданскому строительству и сооружениям, и алхимики, доктора, математики, естествоиспытатели. Таковы, к примеру, Леон Батиста Альберти, Леонард да Винчи, Никколо Тарталья, Джироламо Кардано и др. Они уже воображали научную картину мира, не смотря на то, что еще слишком мало опирались на науку в собственной повседневной практике. Конкретно такова двойственная задача инженера: с одной стороны, научное изучение естественных явлений, а с другой, воплощение собственного плана в производственной деятельности. В случае, если цель технической деятельности ? конкретно задать и организовать изготовление совокупности, то цель инженерной деятельности ? сперва выяснить искусственные средства и материальные условия для её осуществления, а после этого указать последовательность и способы её изготовления и обеспечения. Инженер, так, как и ученый-экспериментатор, оперирует научными знаниями, но применяет их в практических целях создания технических совокупностей. С превращением инженерной профессии в массовую в XVIII — XIX столетиях появляется необходимость и систематического научного образования инженеров. Конкретно появление высших технических школ знаменует следующий ответственный этап в развитии инженерной деятельности. Одной из первых таких школ была Парижская политехническая школа, основанная в 1794 г., где ставился вопрос систематической научной подготовки будущих инженеров. Она стала примером для организации высших технических учебных заведений Европы и США. Сначала эти учреждения начали делать не только учебные, но и исследовательские функции в сфере инженерной деятельности, чем содействовали формированию технических наук. Инженерное образование с того времени начало играть значительную роль в развитии техники. К началу ХХ столетия инженерная деятельность представляет собой сложный комплекс разных видов деятельности (изобретательская, конструкторская, проектировочная, технологическая и т. п.), она обслуживает разнообразные сферы техники (машиностроение, электротехнику, химическую разработку и т.д.). Сейчас один человек просто не сможет выполнить все разнообразные работы, нужные для выпуска какого-либо сложного изделия. Для современной инженерной деятельности характерна глубокая разделение по функциям и различным отраслям, которая стала причиной разделению ее на множество взаимосвязанных видов деятельности. Такая разделение складывалась понемногу. На первых этапах собственного опытного развития инженерная деятельность была запланирована на использование знаний естественных наук и математики, включая в себя изобретательство, конструирование опытного образца и разработку разработки изготовления новой технической совокупности. Инженерная деятельность, первоначально делаемая изобретателями, технологами и конструкторами, тесно связана с технической деятельностью (ее делают на производстве техники, мастера и рабочие), которая делается исполнительской по отношению к инженерной деятельности. Связь между этими двумя видами деятельности осуществляется посредством чертежей. Но с течением времени структура инженерной деятельности усложняется. Хорошая инженерная деятельность включала в себя изобретательство, конструирование и организацию производства технических совокупностей, и проектирование и инженерные исследования. Методом изобретательской деятельности на основании научных технических изобретений и знаний создаются новые методы конструирования технических совокупностей либо отдельных их компонентов. Сложности в изготовлении, техническом обслуживании и конструировании, и необходимость создания технических совокупностей, все либо кое-какие компоненты которых принципиально хороши от существующих, стимулируют производство особенного продукта, объективированного в виде патентов, авторских свидетельств, изобретений и т.д. Последние имеют, в большинстве случаев, широкую сферу применения, выходящую за пределы единичного акта инженерной деятельности и употребляются в качестве исходного материала при конструировании технических совокупностей. На первых этапах становления инженерной деятельности изобретательство опирается на эмпирический уровень знания. В условиях же развитой технической науки всякое изобретение основывается на тщательных научных изучениях. С развитием массового производства чтобы изобретение попало в индустрию, появляется необходимость его особой проектно-конструкторской подготовки. Конструирование является разработкой конструкции технической совокупности, которая после этого материализуется в ходе его изготовления на производстве. Конструкция технической совокупности представляет собой в некотором роде связанные стандартные элементы, производимые индустрией. Исходным материалом деятельности изготовления являются материальные ресурсы, из которых создается изделие. Эта деятельность связана с монтажом уже готовых элементов конструкции и с параллельным изготовлением новых элементов. Функции инженера в этом случае заключаются в организации производства конкретного класса изделий (к примеру, организация оптической, радиотехнической и электротехнической индустрии, строительство железных дорог, массовое производство электроизмерительных устройств и т. д.) и разработке разработки изготовления определенной конструкции технической совокупности. Довольно часто большие инженеры в один момент сочетают в себе и изобретателя, и конструктора, и организатора производства. Но современное разделение труда в области инженерной деятельности неизбежно ведет к специализации инженеров, трудящихся в основном в сфере или инженерного изучения, или конструирования, или технологии изготовления и организации производства технических совокупностей. Инженерные изучения, в отличие от теоретических изучений в технических науках, конкретно вплетены в инженерную деятельность и включают в себя предпроектное обследование, научное обоснование разработки, анализ возможности применения уже взятых научных данных для конкретных инженерных расчетов, чёрта эффективности разработки, анализ необходимости проведения недостающих научных изучений и т. д. Инженерные изучения проводятся в сфере инженерной практики и направлены на конкретизацию имеющихся научных знаний применительно к определенной инженерной задаче. Результаты этих изучений применяются в первую очередь в сфере инженерного проектирования. Конкретно для того чтобы рода инженерные изучения осуществляются экспертами в области конкретных технических наук, в то время, когда они выступают в качестве специалистов при разработке сложных технических проектов. В ходе развития и функционирования инженерной деятельности в ней происходит накопление конструктивно-технических и технологических знаний, каковые являются приёмы и эвристические методы, созданные в самой инженерной практике. В ходе предстоящего прогрессивного развития инженерной деятельности эти знания становятся предметом обобщения в науке. Первоначально вся инженерная деятельность была ориентирована на применение только естественно-научных знаний, и в её осуществлении принимали деятельное участие многие ученые-естествоиспытатели, конструируя экспериментальное оборудование а также технические устройства. Исходя из этого конкретно в естественных науках формируются понемногу особенные разделы, намерено ориентированные на обслуживание инженерной практики. Кроме учёных-экспериментаторов и учёных-теоретиков, появляются эксперты в области прикладных технических наук и исследований, задача которых ? обслуживание инженерной деятельности. На данный момент существует множество областей технической науки, относящихся к разным сферам инженерной деятельности. Но области технической науки и соответствующие им сферы инженерной деятельности не тождественны. К примеру, электротехнику как сферу инженерной деятельности и отрасль не нужно путать с теоретической электротехникой, которая является областью технической науки. Последняя имеет на данный момент достаточно созданный теоретический уровень (скажем, теорию электрических цепей) и не имеет возможности рассматриваться как изучение, направленное только на приложение знаний естественнонаучных дисциплин. В технических науках развиты особенные теоретические правила, выстроены своеобразные совершенные объекты, введены новые научные законы, создан уникальный математический и понятийный аппарат. Технические науки удовлетворяют сейчас всем главным параметрам выделения научной дисциплины. Одновременно с этим направляться не забывать, что технические науки достаточно четко ориентированы на решение инженерных задач и имеют в полной мере определенную специфику. Само собой разумеется, в них доказываются теоремы и строятся теоретические совокупности. Но, наровне с этим, серьёзное место занимают приборов и описания расчётов и разные методические советы. Основная цель технических наук ? выработка практико-методических рекомендаций по применению научных знаний, взятых теоретическим методом (в сфере технической науки ? технической теории) в инженерной практике. Специфика технической науки определяется необходимостью применения её результатов не столько для объяснения естественных процессов, сколько для конструирования технических совокупностей. Эти результаты опосредованы, в большинстве случаев, инженерными изучениями, проводимыми в рамках того либо иного вида конкретной инженерной деятельности. С развитием и появлением технических наук изменилась и сама инженерная деятельность. В ней понемногу выделяется новое направление ? проектирование, которое связано с научной деятельностью, с проработкой неспециализированной идеи, плана создаваемой совокупности, изделия, сооружения либо устройства. Проектирование как особенный вид инженерной деятельности формируется в начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью правильного графического изображения плана инженера для его передачи исполнителям на производстве. Но понемногу эта деятельность связывается с научно-техническими расчетами на чертеже главных параметров будущей технической совокупности, её предварительным изучением. В инженерном проектировании направляться различать внутреннее и внешнее проектирование. Первое связано с созданием рабочих чертежей (технического и рабочего проектов), каковые являются основными документами для изготовления технической совокупности на производстве; второе направлено на проработку неспециализированной идеи совокупности, её изучение посредством теоретических средств, созданных в соответствующей технической науке. Проектирование нужно отличать от конструирования. Для проектировочной деятельности исходным есть социальный заказ, т. е. потребность в создании определенных объектов, позванная или недочётом их изготовления, или борьбой, или потребностями развивающейся социальной практики и т. п. Продукт проектировочной деятельности в отличие от конструкторской выражается в особенной знаковой форме ? в вид чертежей, графиков, расчетов, моделей в памяти ЭВМ и т. д. Итог конструкторской деятельности должен быть непременно материализован в виде опытного образца, благодаря которому уточняются расчеты, приводимые в проекте, и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической совокупности. Возрастание специализации разных видов инженерной деятельности привело сейчас к необходимости ее теоретического описания в целях передачи и обучения опыта и для осуществления автоматизации самого процесса проектирования. Обособление проектирования в независимую область деятельности во второй половине ХХ века стало причиной кризису классического инженерного мышления, ориентированного на приложение знаний только естественных и технических наук. Результатом этого кризиса было формирование новой системотехнической деятельности, направленной на создание сложных технических совокупностей.

3. Во второй половине ХХ века изменяется не только объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, автомобили и т. п. объектом проектирования и исследования делается сложная человеко-машинная совокупность), но изменяется и сама инженерная деятельность, которая стала сверхсложной, требующей управления и особой организации. Наровне с прогрессирующей разделением инженерной деятельности по разным её видам и отраслям, увеличивается процесс её интеграции. Для осуществления таковой интеграции требуются особенные эксперты ? инженеры-системотехники. Анализ системотехнической деятельности говорит о том, что она неоднородна и включает в себя разные виды инженерных научных исследований и разработок. В неё выясняются вовлечены многие отраслевые и отвлечённые университеты; над одними и теми же проектами трудятся эксперты самых разных областей науки и техники. Поэтому координация всех качеств системотехнической деятельности оказывается научной, инженерной и организационной задачей. Системотехническая деятельность осуществляется разными группами экспертов, занимающихся разработкой отдельных систем. Расчленение сложной технической совокупности на системы идет по различным показателям: в соответствии со специализацией, существующей в технических науках; по области изготовления довольно проектировочных и инженерных групп; в соответствии со сложившимися организационными подразделениями. Каждой системе соответствует позиция определенного эксперта (имеется в виду необязательно отдельный индивид, но и несколько индивидов а также целый университет). Эти эксперты связаны между собой благодаря существующим формам разделения труда, последовательности этапов работы, неспециализированным целям и т. д. Помимо этого для реализации системотехнической деятельности требуется несколько особенных экспертов (скорее, их направляться назвать универсалистами) ? координаторов (основной конструктор, начальник проекта, основной эксперт проекта либо работы научной координации, начальник научно-тематического отдела). Эти эксперты реализовывают координацию, равно как и научно-тематическое управление и в плане объединения разных систем, и в плане объединения отдельных операций системотехнической деятельности в единое целое. Подготовка таких универсалистов требует не только их знакомства со знаниями координируемых ими экспертов, но и развернутого представления о способах описания самой системотехнической деятельности. Среди имеющихся способов для того чтобы описания разглядим три главных: членение системотехнической деятельности по объекту (этапы разработки совокупности); описание операций и последовательности фаз системотехнической деятельности; анализ ее с позиций кооперации экспертов. Этапы разработки совокупности выделяются в соответствии с членением системотехнической деятельности по объекту. Членение системотехнической деятельности по объекту сильно зависит от того, как представляется инженером-системотехником сама сложная техническая совокупность. Такое членение определяется не только объектными чертями, но и возможностями проектирования, изучения, изготовления данной совокупности. Оно употребляется для объединения функционирования и организации подсистем их в единую совокупность. При членении системотехнической деятельности в соответствии со структурой технической совокупности в большинстве случаев выделяются следующие ее этапы: макропроектирование (либо внешнее проектирование), микропроектирование (либо внутреннее проектирование), проектирование экологии, разбивка совокупности на системы (т.е. распределение и разделение их функций), изучение и проектирование подсистем их сотрудничества в совокупности. операции и Фазы системотехнической деятельности. Описание системотехнической деятельности как операций и последовательности фаз соответствуют её разбивке с позиций временной организации работ, параллельной и последовательной связи между ними, возможности выделения фрагментов деятельности и т.д. Это представление системотехнической деятельности употребляется в большинстве случаев для установления последовательности и синхронной организации операций (метода разработки совокупности). Оно кроме этого является средством ответа задачи автоматизации проектирования сложных технических совокупностей. В большинстве случаев системотехническая деятельность распадается на следующие шесть фаз: подготовка технического задания (в противном случае аванпроекта) — предпроектная стадия, разработка эскизного проекта, внедрение и изготовление, оценка и эксплуатация. Время от времени добавляется еще одна фаза — ликвидация, либо уничтожение совокупности, что в наше время обычно есть сверхсложной задачей из-за вероятных экологических последствий этого процесса. На каждой фазе системотехнической деятельности выполняется одинаковая последовательность обобщенных операций. Эта последовательность включает в себя анализ проблемной обстановке, синтез ответов, выбор и оценку альтернатив, моделирование, реализацию и корректировку ответа. Системотехническая деятельность как последовательность фаз, задач и шагов самый развернуто представлена в книге М. Азимова Введение в проектирование. В ней детально рассмотрены три фазы: изучение осуществимости, предварительное и детальное проектирование . Дается следующая хронологическая структура этих фаз: Инженерная деятельность и проектирование.

Рис. 2. Фазы системотехники.

Первая фаза. Изучение осуществимости начинается с анализа потребностей (первый ход). Цель данной фазы — множество пригодных ответов проектной неприятности. Начальной точкой системотехнической деятельности есть гипотетическая потребность, существующая в определенной социально-экономической сфере. Анализ потребностей обязан показать, вправду ли существует начальная потребность, имеет ли она широкое распространение либо есть скрытой. Потребность появляется тогда, в то время, когда делается вероятной ее экономическая реализация. Она предполагает определенное техническое выполнение, определенную техническую совокупность, которая делает ее удовлетворение вероятным. На втором шаге исследуется порожденная потребностью проектная неприятность. Перед тем как пробовать отыскать вероятные ее решения, проектная неприятность должна быть выяснена и сформулирована. Эта задача осуществляется на базе информации, которую мы приобретаем от прошлого шага (спецификация желаемых выходов) и релевантной технической информации об окружающей среде, ресурсах и неспециализированном инженерном принципе совокупности. В инженерной формулировке неприятности, являющейся результатом идентификации совокупности, определяются параметры совокупности, главные и ограничительные условия проектные параметры. Проектируемая совокупность рассматривается тут как тёмный ящик, содержание которого неизвестно. Третий ход изучения осуществимости является синтезом вероятных ответов. Синтез содержится в прилаживании друг к другу частей либо отдельных идей проекта с целью получения интегрированного целого. Из взятых в следствии синтеза множества внушающих доверие других ответов должны быть выбраны возможно пригодные решения проблемы. Каждое из них есть абстракцией, идеализацией, которая учитывает лишь кое-какие главные факторы, но опускает многие второстепенные факторы. Последние смогут, но, иметь важное значение при выяснении возможности либо неосуществимости данного ответа. Исходя из этого четвертый ход содержится в определении физической реализуемости ответов неприятности. На пятом шаге из реализуемых ответов выбираются экономически рентабельные ответы. Но может оказаться, что кроме того экономически рентабельные ответы проектной неприятности не смогут быть реализованы, в случае, если этого не разрешают имеющиеся денежные ресурсы. В следствии определения денежной осуществимости (шестой ход) остается множество пригодных ответов, каковые и результат первой фазы. Вторая фаза. Предварительное проектирование имеет целью установить, какая из предложенных на прошлой фазе альтернатив есть наилучшей проектной идеей. Результатом данной фазы есть неспециализированная мысль совокупности, которая будет являться руководством для детального проектирования. Первый ход содержится в выборе из проектных идей. В множестве пригодных ответов, созданных при изучении осуществимости, должно быть выяснено самоё перспективное ответ как предварительная мысль проекта. Второй ход пребывает в формулировке математических моделей как прототипов проектируемой совокупности. В следствии анализа чувствительности совокупности (третий ход) за счет экспериментирования с ее выходами и входами определяются критические проектные параметры, правильные пределы чувствительности совокупности на внешние действия. Определяется, какие конкретно минимальные действия на входы (свободные переменные) ведут к трансформациям выходов (зависимые переменные). На четвертом шаге ? это анализ совместимости ? совокупность должна быть представлена как объект, сам являющийся комбинацией объектов на нижележащем уровне сложности, каковые представляют собой подсистемы и смогут быть комбинацией компонентов, со своей стороны складывающихся из более небольших частей, имеющий иерархическую структуру. Правильные проектные параметры, каковые распознаны при анализе чувствительности, должны быть откорректированы с позиций приспособления друг к другу компонентов и подсистем, повышения их обоюдной совместимости. В следствии этого шага получаются пригнанные параметры. Потому, что совокупность действует в динамической окружающей среде, она должна иметь такую стабильность, дабы трансформации в данной среде не были обстоятельством трагедий в совокупности. Цель анализа стабильности (пятый ход) ? изучить поведение совокупности в необыкновенных событиях, дабы была уверенность, что совокупность как целое не есть нестабильной, выяснить области, в которых проектные параметры являются нестабильными, выяснить последствия и риск трансформаций экологии, каковые имели возможность бы быть обстоятельством трагедий в совокупности. До шестого шага все главные параметры не фиксировались на определенном и едином значении. На стадии оптимизации проектного ответа это нужно сделать. Так, на шестом шаге осуществляется окончательный выбор наилучшего ответа среди нескольких альтернатив. Седьмой ход предварительного проектирования именуется проекция в будущее. Вправду, кое-какие компоненты совокупности устаревают прежде, чем ее проектирование будет завершено. Исходя из этого проектировщик обязан знать тенденции и общее направление технического развития. В проекте нужно учитывать возможности технического прогресса, к примеру, подсистемы и новые компоненты, каковые смогут быть добавлены к совокупности в будущем. Смогут измениться кроме этого вкусы потребителей либо предложения соперников, т.е. социально-экономические условия. На восьмом шаге предполагается изучить, как сама совокупность будет вести себя в будущем (предсказание поведения совокупности). Девятый ход осуществляется в испытательной лаборатории, где производится экспериментальная проверка идеи. Опробования не ограничиваются лишь доказательством удовлетворительности работы совокупности либо ее компонентов. Они смогут кроме этого ответить на вопрос о физической реализуемости совокупности, в случае, если это нереально сделать на базе анализа либо прошлого опыта. Наконец, в следствии последовательности шагов проект делается весьма сложным, исходя из этого десятый ход содержится в устранении ненужной сложности, в упрощении проекта. Третья фаза. Цель детального проектирования ? довести предварительную идею совокупности до физической реализации и создать окончательную конструкцию совокупности. Неспециализированная мысль совокупности зафиксирована, системы совершенно верно выяснены, и имеется предварительное ответ выполнить полный проект. Для этого нужны эксперты, деньги и время. Исходя из этого на первом шаге (подготовка к проектированию) обосновывается бюджет и осуществляется организация проектирования. Второй ход содержится в общем проектировании систем по тем же этапам, что и предварительное проектирование совокупности в целом. Но совместного действия и требования совместимости систем накладывают на них громадные ограничения, чем факторы экологии на совокупность в целом. В соответствии с предварительными замыслами систем разрабатываются проекты компонент (третий ход), что есть практически повторением проектирования систем. Но проектирование на более низких уровнях делается менее абстрактным. Результаты проектирования компонентов фиксируются в предварительных замыслах, каковые являются базой для детального проектирования частей, являющихся элементарными составляющими компонентов (четвертый ход). Наконец, появляется вопрос о физической реализации, что при проектировании компонентов и подсистем был довольно второстепенным. Нужно решить, каковы должны быть форма, набор и материал руководств (к примеру, методы обработки материала) для производства частей. Все это фиксируется в детальных чертежах и в спецификациях к ним. Предварительный замысел компонента должен быть заменен сейчас правильным и окончательным сборочным чертежом. Потом должны быть вычерчены соответствующие сборочные чертежи для систем и, наконец, для совокупности в целом. Данный процесс, составляющий содержание пятого шага, есть итерационным. При подготовке сборочных чертежей происходит корректировка чертежей систем, частей и компонентов. Имея полные сборочные чертежи, экспериментальная мастерская может выстроить первые материализованные прототипы ? экспериментальную конструкцию совокупности (шестой ход). (Время от времени первый прототип и есть конечным продуктом). На седьмом шаге, по окончании того, как экспериментальная конструкция изготовлена, составляется программа проверки продукта. Центральным делается вопрос, отлично ли трудится совокупность с позиций потребителя. На базе анализа проверочных данных (восьмой ход) производится обнаружение недостатков, каковые являются основой для перепроектирования и усовершенствования совокупности (девятый ход) , пока окончательное инженерное описание проекта не будет выполнено. Фаза детального проектирования совокупности заканчивается, но ею не завершается системотехнический цикл. Он включает в себя еще планирование производства, снятия и распределения потребления с эксплуатации. Но нас в этом случае интересует лишь пример описания системотехнической деятельности в виде фаз, задач и шагов, исходя из этого ограничимся уже рассмотренными фазами. Любой ход системотехнической деятельности представлен автором как процесс, складывающийся из последовательности задач. Эта последовательность есть специальным процессом решения проблемы, включающим в себя анализ проблемной обстановке, синтез ответов, выбор и оценку из альтернатив, оптимизацию, осуществление и пересмотр.

4. Системотехническая деятельность представляет собой комплексный вид деятельности, включающий много функций и исполнителей. Целью ее есть создание громадных технических совокупностей и поэтому ? организация всех специалистов и работ, привлеченных к данной разработке. Возможно выделить горизонтальную и вертикальную структуры системотехнической деятельности. Эти структуры отражают существующую в системотехнике сообщение специалистов и работ: первая соответствует типам аспектов и компонентов совокупности (создание машинных блоков, разработка экономических, организационных и социальных качеств совокупности и т.п.), вторая соответствует неспециализированной последовательности работ системотехнической деятельности (инженерное изучение, изобретательство, проектирование, конструирование, внедрение и изготовление, эксплуатация). В качестве наиболее значимых компонентов системотехнической деятельности выделяются кроме этого методическая деятельность и научная координация. Допустимо описание системотехнической деятельности с позиций связи работ и специалистов; пример для того чтобы описания возможно отыскать в книге Г. Х. Гуда и Р. Э. Макола Системотехника. Каждую научную дисциплину, участвующую в создании сложной технической совокупности, практически воображает тот либо другой эксперт. К примеру, исследователь операций рассматривается конкретно как член бригады проектировщиков, что накладывает на него кое-какие обязательства (знакомство с аппаратурой и помощь в принятии ответов по проекту). Любая фаза кроме этого связывается с определенным составом бригады системотехников. Большая часть либо все члены таковой бригады должны быть учеными-универсалистами. Помимо этого, любой член бригады должен быть еще и экспертом в какой-нибудь узкой области (электронике, математике, той области, к которой относится решаемая задача и т.п.). Совокупность не может быть продуктом работы одних универсалистов. Задача инженера-системотехника пребывает в организации разных экспертов при проектировании совокупности. Авторы разглядывают соотношение между разработкой и исследованием, необходимость и возможность дублирования работ над проектом, и методы организации работы по проектированию совокупности. Системотехническая несколько возможно организована: (1) как штабная несколько при начальник проекта (снабжает ведение и планы программы); (2) как линейная несколько во главе с главой проекта, что есть ее начальником (функционирует по всем частям проектной организации); (3) как расчлененная несколько, складывающаяся из начальников групп оборудования, каковые видятся для исполнения задач проектирования совокупности в целом; (4) как отдельная линейная организация на равных правах с группами оборудования, скоро переключающаяся с одного оборудования на второе; (5) как отдельное проектное бюро. Авторы воображают кроме этого подробное описание научных дисциплин и средств, применяемых в системотехнической деятельности, из которого видно, что их арсенал не исчерпывается только естественными, математикой и техническими науками, но включает в себя кроме этого инженерно-экономические изучения, инженерную психологию и индустриальную социологию, нужную, к примеру, для проектирования деятельности человека-оператора в сложной технической совокупности. Так, сейчас проектирование уже не имеет возможности опираться лишь на технические науки. Выход инженерной деятельности в сферу социально-технических и социально-экономических разработок стал причиной обособлению проектирования в трансформации и самостоятельную область деятельности его в системное проектирование, направленное на проектирование (реструкуризацию) людской (к примеру, управленческой) деятельности, а не только на разработку машинных компонентов. Это ведет к тому, что проектирование и инженерная деятельность изменяются местами. В случае, если классическое инженерное проектирование входит составной частью в инженерную деятельность, то системное проектирование, наоборот, может включать (в случае, если речь заходит о создании новых машинных компонентов) либо не включать в себя инженерную деятельность.

Управление проектированием в комплексе


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: