Группы детей раннего возраста

Первые три года судьбы ребенка являются периодом самоё быстрого развития организма. Но в этом возрасте здоровье детей может нарушиться от самой малого обстоятельства, исходя из этого главной задачей есть обеспечение и укрепление здоровья полноценного физического развития. Не считая организации и правильного питания гигиенических условий, употребляются природные факторы: воздушное пространство, солнце и вода.
Для физического развития мелких детей громадное значение имеют независимые действия. Дети чувствуют потребность в движении. Самое громадное наслаждение испытывает ребенок, начавший ходить самостоятельно. Сейчас он интересуется всем, что его окружает, а это крайне важно для умственного развития.
У ребенка начинается внимание, память, он привыкает наблюдать и видеть, слушать и слышать. Формируются первые обобщения. К примеру, для него птичка — это и живая, поющая птичка в клетке, и свистящая игрушка, и птичка, изображенная на картине. Зарождается любознательность.
Действуя с игрушками, дети знакомятся с их особенностями. К примеру, играясь с мячом, ребенок видит, что мяч катится, он круглый. При помощи образных игрушек определят некоторых животных: медведя, зайца, лисицу.
Очень многое дети познают в повседневной судьбе, в быту: умываясь, приобретают представление о воде (она прозрачная, течет, не редкость холодная и теплая).
Независимого опыта для полноценного развития ребенка слишком мало. Процессом ознакомления детей раннего возраста с явлениями и предметами окружающего мира необходимо планомерно и целенаправленно руководить. Мышление мелких детей наглядно-действенно, исходя из этого нужно, дабы они знакомились с явлениями и предметами в натуре.
Из окон групповой помещения воспитатель показывает малышам двор, улицу либо дорогу в парк, лес, поле, обращает внимание на намеченный объект и говорит о нем.
Нужно так организовать наблюдение, дабы детям все было отлично видно. Им не надоедают повторные наблюдения. Крайне важно, дабы собственные наблюдения дети закрепляли в играх.
самый эффективный метод знакомства с окружающей природой — наблюдения на протяжении прогулок. Дети уже задают вопросы: «Где?», «Куда?», «По какой причине?». Процесс восприятия природных явлений у них обязан сопровождаться весёлыми переживаниями.
Дети раннего возраста испытывают радость при играх с игрушками, изображающими животных — зайку, собачку, птичку. Воспитатель приучает функционировать с ними: кормить птичку, укладывать дремать мишку, катать на лошадке куклу.
Встречая на прогулках настоящих животных, малыши тянутся к ним. Педагог поощряет доброжелательное отношение детей к животным: кормит их, нежно именует, просматривает маленькие стихотворения.
К примеру, слушая, как лает собака, обращается к ней:
Ты, собаченька, не лай,
Отечественных деток не пугай.
Детей второй группы раннего возраста направляться знакомить с животными и птицами, обращая внимание на их перемещения и части тела. Замечая птиц, воспитатель поясняет: «на данный момент насыплю крошки и отойду, дабы не пугать птичек. Посмотрите: птички прилетели и клюют — у них имеется клюв. А сейчас птички улетели — у них имеется крылья».
На следующей прогулке, заметив кошку, воспитатель обращает внимание: «Послушайте, как мяукает кошка. на данный момент я ее покормлю, дам молока. Посмотрите, как она лакает. А сейчас она прыгнула на забор — у нее сильные ноги. Дети, посмотрите: кошка умывается. Ах ты, кисонька-мурысенька!»
Животные завлекают детей собственной динамичностью, а вот к неподвижным растениям они более равнодушны. Исходя из этого громадное значение имеют ознакомление детей с комнатными цветущими растениями в группе и уход за ними взрослого при детях.
Разглядите с детьми цветущие растения в цветнике: «Посмотрите, какой прекрасный красный цветочек, а где еще такой же?» (Ребенок находит и показывает.) «А кто продемонстрирует светло синий цветочек?». Поливая почву около растения, взрослый говорит: «на данный момент я полью все цветы водой — они будут прекраснее, их вырастет довольно много».
Продемонстрируйте и деревья. Дабы малыши отлично отличали их от второй растительности, поиграйте в прятки. Воспитатель предлагает детям спрятаться за дерево, ищет их и не имеет возможности отыскать. Наконец находит и говорит, что искала и за тем деревом и за вторым, никак не имела возможности отыскать.
Позже детей ищет игрушечный заяц либо кукла. После этого дети ищут зайца, которого воспитатель прячет за дерево. «За этим деревом нет, за этим также нет. Как много деревьев!» — говорит она.
Обратите внимание детей на то, что у деревьев имеется листья. С ними малыши также играются. Предложите поднять желтые листья, помахать и подкинуть, как словно бы их сорвал ветер, после этого собрать букеты и отнести в групповую помещение для украшения.
Приучать детей осторожно относиться к природе нужно с самого раннего возраста. Ни при каких обстоятельствах не нужно срывать при мелких детях цветущие растения либо листья с деревьев. Весной в помещение вносятся ветки с распустившимися страницами.
На прогулках дети в любой момент активны, оживленны, они обожают гулять и что-нибудь делать: сгребать снег, катать машину, собирать листья. В теплое время года на участки выносят тазики с водой либо надувные бассейны. Дети переливают воду из одного сосуда в второй, пускают плавающие игрушки. Так они познают свойства ее применение и воды: вода льется, водой умываются, поливают растения, в воде плавают рыбы.
Дети знакомятся и со особенностями песка, под управлением воспитателя насыпают мокрый песок совками в формочки и делают пирожки.
Педагог обращает внимание детей на трансформацию погоды: на дворе тепло, светит солнышко, на другой сутки ливень, мокро.
Необходимо приучать детей с самого раннего возраста на прогулках ничего не брать в рот. Поговорите и с родителями, каковые кладут время от времени в карман пальто конфету, яблоко, дабы ребенок съел на прогулке. Это может развить нехорошую привычку: брать в рот все, что попадется.
Нахождение на свежем воздухе, общение с другими детьми, увлекательные игры, наблюдения в природе делают ребенка раннего возраста бодрым и весёлым.

Вторая младшая

Детей второй младшей группы завлекают к систематическим наблюдениям природы всегда года, знакомят с характерными изюминками каждого сезона. Необходимо подвести их к установлению элементарной связи между трудом людей и сезонными изменениями в природе.

ОСЕНЬ

Солнце. Выйдя на участок, обратите внимание детей на теплую погоду: «Сейчас греет солнышко — тепло». Предложите протянуть руки к солнцу, дабы они почувствовали это тепло. Затем поиграйте с солнечным зайчиком.
На другой прогулке задайте вопрос: «А где солнышко?»
В облачный сутки спросите детей, что они видят в небе. В сентябре еще видны кучевые тучи. Разглядите, какие конкретно они прекрасные, белые, пушистые, похожие на кусочки ваты. В пасмурный сутки обратите внимание детей, что солнца на небе не видно: его закрыли облака.
Прекрасна осенняя листва, освещенная солнцем по окончании дождя: «Посмотрите, как сверкают капельки дождя на страницах, на траве! Это солнышко светит»,— поясните детям. По окончании дождя бывают лужи. В солнечный сутки они высыхают. Спросите, куда делась вода. (Ее высушило солнце.) Вымойте вместе с детьми резиновые игрушки, вынесите их на солнце, и дети заметят, что предметы на солнце высыхают.
Но вот похолодало, все пришли в теплых пальто и шапках. «Греет сейчас солнце?» — задаёте вопросы вы у детей. И практически все отвечают, что солнце сейчас светит, но не греет, сейчас холодно.
Понемногу обращайте внимание детей, что солнце все реже появляется на небе, меньше греет и воздушное пространство делается все холоднее.
Ветер. В осеннюю пору довольно часто дуют порывистые ветры. Выходя на прогулку, дайте каждому ребенку цветной флажок, предложите поднять его и взглянуть, как он колышется. Поясните, что дует ветер и колышет флажки.
Попросите старших детей сделать для малышей бумажные шарики из цветной плотной бумаги. Для этого нужно вырезать три круга, сложить их пополам, склеить между собой, вклеив в середину веревочку. Эти шарики воспитатель раздает детям на протяжении прогулки, говоря наряду с этим: «Сейчас дует ветер, погода ветреная, от ветра шарики крутятся».
Малышам раздают кроме этого вырезанные из бумаги птички и самолеты. Они обожают бегать, держа их за ниточки. Объясните, что бумажные птички летают от ветра. По окончании наблюдений разрешите ребятам поиграть с флажками либо вертушками, но старайтесь, дабы они берегли эти игрушки, поскольку в течение осени вы станете применять их много раз, да и весной они понадобятся для наблюдений.
Предложите детям поразмыслить, от чего качаются деревья.
«А сейчас имеется ветер? — задаёт вопросы воспитатель на прогулке в негромкую погоду.— А как вы выяснили, что ветра нет?»
Ливень. Дети обожают следить за дождем с открытой веранды. Сперва он падает редкими каплями, позже понемногу улучшается. Разучите с детьми потешку:
Дождик, дождик кап да кап!
Влажные дорожки.
Все равно отправимся гулять —
Наденем галошки.
А в то время, когда идет ливень предложите детям послушать, как он стучит по крыше, прочтите им народную потешку:
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей.
Лишь нас не замочи,
К нам в окно постучи.
Посмотрите, как одеты люди на протяжении дождя, сообщите, что они его не опасаются: надевают резиновую обувь, плащи, забирают зонты.
Систематически замечая за дождем, дети подмечают, что он идет все чаще, делается холоднее, и вот появляются первые снежинки, лужи покрываются прозрачным, как стекло, ледком, но не прочным — от легкого удара детской лопатки льдинки разлетаются в различные стороны.
Сообщите детям, что на данный момент осень. В осеннюю пору довольно часто идут дожди. В сентябре еще возможно услышать гром и заметить молнию. Отлично понаблюдать за последними грозами из окна групповой помещения. Воспитывайте детей не опасаться грозы.
Разглядите по окончании дождя, какие конкретно предметы стали мокрыми, перечислите их. (Крыши, скамьи, дорожки, листья на деревьях, трава.) До тех пор пока песок еще не весьма охлажден, дети смогут с ним играться. По окончании дождя песок сырой, и необходимо продемонстрировать, как набирать его совками, как выкладывать из формочек. В то время, когда песок сухой, лепить из него запрещено. Так на протяжении игр малыши знакомятся со особенностями песка.
звезды и Луна. В осеннюю пору рано темнеет и прогулки проводятся при свете прожектора либо фонарей. Поясните детям, что вечером небо чёрное; предложите взглянуть вверх и поведать, что они в том месте видят.
Разглядите светящиеся звезды. В то время, когда покажется луна, понаблюдайте ее во всех фазах: то она громадная, круглая, то видна лишь ее часть. Дети заинтересуются и в будущем будут сами подмечать, имеется ли луна на небе. Время от времени на вечернем небе возможно заметить красные движущиеся огоньки. «Это летит самолет»,— поясняет воспитатель.
Растительный мир. самые наглядные трансформации происходят в осеннюю пору в растительном мире. В августе нет-нет да и мелькнут среди зелени желтые листья. Это почувствовали приближение осени липы и берёзы. Предложите детям разглядеть дерево, сообщите, что у него имеется ствол, ветки и листья.
Обратите внимание, что под деревьями лежат опавшие листья. Детям нравится их собирать: они многоцветные, различной формы. Предложите собрать осенний букет, принести в группу и поставить в уголок природы.
На последующих прогулках продолжайте следить за страницами. Они являются красивым материалом для развития наблюдательности. Спросите: у всех ли деревьев однообразные листья? Пускай парни взглянут, сравнят их по цвету и убедятся, что у различных деревьев различная окраска листьев. Разглядывая собранные детьми листья и отбирая самые прекрасные, спросите, по какой причине они нравятся ребенку.
Ваши вопросы окажут помощь детям лучше всмотреться и подметить разнообразие формы и цвета листьев.
Для расширения кругозора и развития наблюдательности детей применяйте листья в играх. Воспитатель берет на прогулку куклу, одетую по-осеннему, и предлагает ей продемонстрировать, с какого именно дерева осыпалось довольно много листьев.
«Принесите мне лист березы»,— требует кукла, и все дети приносят по листику. Кукла берет лист в руку и задаёт вопросы: «какое количество у меня в руке листьев березы? А у вас? Какого именно они цвета?». «А сейчас все принесите по одному странице красного цвета»,— продолжает кукла.
После этого воспитатель предлагает детям разложить листья на скамье, меняя красные с желтыми. Получается красочная полоса. Налюбовавшись, заберите листья в детский сад, наклейте их на громадный лист бумаги и украсьте кукольный уголок.
Оказавшийся многоцветный ковер дети весьма обожают разглядывать. Им вспоминаются прогулки, и любой показывает «собственный» лист. Воспитатель растолковывает, как возможно применять листья в ролевых играх.
«Сейчас у отечественного Миши сутки рождения. К нему придут гости, и он будет их угощать. А где забрать тарелки?»
В случае, если дети довольно часто играются с страницами, то практически в любое время их предлагают.
На протяжении прогулки воспитатели делают из листьев шапочки, юбочки, гирлянды, скалывая их черешками, и лото, которое возможно применять для занятий и игр с детьми в течение года.
Для лото готовятся картонные карточки однообразного размера (приблизительно в половину открытки), подбираются парные листья одного дерева, однообразные по цвету и величине. Их разглаживают утюгом, наклеивают по одному на две карточки и заклеивают полиэтиленом (для прочности).
Дети подбирают парные, раскладывают карточки по цвету листьев по убывающей величине, сравнивают похожие и непохожие. Лото возможно применять и на занятиях.
На протяжении прогулок обращайте внимание детей на то, что листьев на деревьях делается меньше, опавшие листья делаются чёрными, сухими, по дорожкам их гонит ветер, они приятно шуршат под ногами. На деревьях и под ними возможно отыскать семена. Собирайте их с детьми для зимней подкормки птиц. Не так долго осталось ждать деревья останутся совсем без листьев. Обратите на это внимание детей.
Для закрепления знаний об осенних явлениях воспитатель проводит игру «Мы — осенние листочки». В руках у детей осенние листочки. Педагог просматривает текст, а дети в соответствии с ним делают перемещения.
Слова:

Мы — листочки, мы — листочки,
Мы — осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул — полетели.
Мы летали, мы летали —
Все листочки так устали!
Прекратил дуть ветерок —
Все уселися в кружок.
Ветер опять внезапно подул
И листочки с веток сдул,
Все листочки полетели
И на землю негромко сели.

Перемещения:

Стоят кружком, держа в руках листочки.
Разбегаются по дорожке. Бегают, помахивая листочками.
Садятся на корточки, поднимая листочки над головой.
Опять разбегаются и помахивают листочками.
Подкидывают листочки вверх.

В сентябре цветники детских садов украшают многоцветные астры, бархатные темно-красные георгины, высокие гладиолусы самой разнообразной расцветки. Пристально разглядите с детьми окраску и форму цветков, обратите внимание на их красоту. У каждого растения имеется зеленые листья, но форма их различная.
Запрещено разрешать детям обрывать лепестки цветков, мять их. Небрежное отношение к растениям перейдет в плохую привычку, которую позже тяжело будет искоренить.
Животный мир. В осеннюю пору довольно часто возможно видеть, как на телеграфных проводах сидят и тихо щебечут похожие на тёмные бусы ласточки. Другие птицы планируют в громадные своры и быстро летают над почвой. Обратите на них внимание детей и объясните, что не так долго осталось ждать птицы улетят в утепленные края.
Остаются воробьи и голуби, которых малыши отлично знают: они кормили их в прошедшем сезоне крошками хлеба. Продемонстрируйте, как старшие дети подкармливают птиц на кормушке, как много на земле следов птичьих лапок.
Довольно много увлекательного заметят малыши на огороде. Они с наслаждением смотрят за тем, как старшие парни собирают урожай. Нужно так организовать их труд, дабы малыши видели дружную работу старших товарищей, бережное отношение к продуктам собственного труда.
Дети укладывают овощи в прекрасные корзиночки, а малыши разглядывают их и знакомятся с некоторыми заглавиями.

ЗИМА

Зимний период воспитатель с детьми замечает, что солнце появляется реже, стало холодно, идет снег, вода замерзла, превратилась в лед. Люди надевают утепленные шубы, шапки, ботинки, валенки, варежки. Дома отапливаются. Дети катаются на санках, лепят снеговиков. Старшие катаются на лыжах и коньках, следят за зимующими птицами, подкармливают их.
Снег. Уже в конце хмурой осени появляются отдельные снежинки, позже они падают гуще, и все около делается белым, чистым. Это удивляет мелких детей, и, придя в детский сад, они торопятся поделиться новостью с воспитателем, с другими детьми.
Поделите их радость, сообщите, что сейчас на прогулке непременно разглядите снег.
Выйдя на прогулку, обратите внимание детей, какой свежий воздушное пространство, как все около преобразилось. Объясните, что наступила зима.
Раздайте детям мелкие древесные лопаты и предложите подкинуть снег вверх. Он разлетится. «Вот какой снег: пушистый, легкий»,— уточняет педагог. Вместе с детьми расчистите дорожку, все время повторяя, что снег легкий, пушистый.
Малыши обязательно захотят потрогать его руками. В конце прогулки предложите положить снег на ладошку: пускай почувствуют, что он холодный. Но что это? Куда же делся снег? Его нет на руке. Объясните, что он растаял на горячей ладошке.
Прогулка ни при каких обстоятельствах не покажется детям неинтересной, если вы станете с ними играться, трудиться и следить за зимней природой. Игры со снегом не просто развлечение: в них дети познают свойства снега, связывают их с погодой.
Малыши двух-трех лет обожают лепить из снега пирожки, печенье, применяя формочки, совки, ведра. Игры будут занимательнее, в случае, если раздать детям резиновые фигурки животных и людей, фанерные силуэты домов и елок на подставках (дабы эргономичнее было вставлять в снег).
Воспитывайте детей сперва очищать от снега место для игры, подметать его маленькой метелкой; завершив постройки, подправлять их. Уходя с прогулки, предложите взглянуть, не насорили ли они, не сломали ли снеговика.
Дети, кроме того самые мелкие, весьма скоро привыкают к порядку, стараются беречь собственные постройки и играются около них по нескольку дней.
Обращайте внимание детей на зимние явления. Понаблюдайте, как падает снег. Спросите, куда он падает. (На скамьи, на ступени лестницы, на забор, на деревья, на крышу веранды и т. д.)
Дети весьма обожают такие наблюдения и сами предлагают их повторить на следующих прогулках. Посмотрите, как на протяжении снегопада снег кружится в воздухе. Прочтите слова из детской песенки:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица…
По окончании снегопада продемонстрируйте, какие конкретно высокие сугробы намело около. Собирайте снег на участке для будущих построек в одно место. Выделите площадку для подвижных игр. Она должна быть ровной, отлично расчищенной и достаточно просторной.
Сделайте не весьма высокую горку с широкими ступенями позади, снежную машину либо пароход. Для игр с куклами вылепите 2-3 комнатки из снега, расположите в них стол, стулья, кровати (сиденья стульев и крышку стола необходимо покрыть дощечками).
Делая постройки, говорите детям о особенностях снега: «Сейчас снег липкий — из него возможно лепить стол в помещении у кукол»; «Польем горку водой — она замерзнет и будет скользкой»,— подмечает воспитатель.
В морозную погоду разглядите с детьми снежинки. Они отлично видны на чёрном рукаве пальто. Сообщите, что снежинки похожи на прекрасные звездочки, загадайте тайную А. Рождественской:
Покружилась звездочка
В воздухе самую малость,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка.)
Лопат в морозный сутки давать не нужно. Лучше предложить санки, кукол, одетых в зимнюю одежду. Дети весьма обожают замечать, как мёрзнет подкрашенная вода, разлитая в формочки, с опущенным в том направлении финишем нитки. Получаются прекрасные цветные льдинки, украшающие участок.
В оттепель малыши поправляют собственные постройки, строят новые, бросают в цель снежками. Наряду с этим укрепляются мускулы тела, начинается глазомер.
Поставьте корзинку либо таз на расстоянии 70—80 см. В то время, когда дети обучатся попадать в цель, отодвиньте ее на расстояние до 1,5 м. Снежки для малышей делают старшие.
Время от времени дети пробуют брать снег в рот. Соберите мало снега на блюдечко либо в чашку. В помещении он растает, и на дне останется нечистая вода. Продемонстрируйте ее ребенку и сделайте вывод, что снег имеется запрещено: возможно заболеть, поскольку он нечистый и холодный.
Отправьтесь с детьми на каток и понаблюдайте, как катаются школьники. Лед жёсткий, прозрачный. Поведайте, что его поливают водой и вода мёрзнет на морозе.
Дети уже привыкли замечать и, выходя на участок, смогут ответить на вопросы: тепло либо холодно сейчас? Имеется ли солнце на небе? Идет снег либо нет? Имеется ли ветер?
Воспитывайте детей пользоваться другими предметами и игрушками в зависимости от погоды. В случае, если выпало довольно много снега, воспитатель предлагает забрать лопаты и почистить дорожки. «Сейчас снег не падает,— говорит воспитатель на следующей прогулке,— чистить дорожки не нужно. Лопаты не заберём. Сейчас снег липкий — будем лепить снеговика».
В холод обратите внимание детей, как тепло одеты люди: в теплых пальто, шапках, поднимают воротники, на руках у всех варежки, на ногах теплая обувь. Все стараются идти скоро, дабы согреться. Продемонстрируйте детям глубокие сугробы, каковые запрятали под снегом кроме того елочку.
Ближе к весне снег делается ноздреватым, жёстким — из него уже нельзя лепить. Сверху он нечистый. Растопив снег, еще раз продемонстрируйте, сколько в нем грязи.
Понемногу солнце греет все посильнее. Появляются сосульки. Замечайте за ними в оттепель и мороз. Сейчас дети смогут ответить на вопрос, по какой причине сосульки тают и с них капает вода. «Сейчас послушаем, как звенит капель»,— предлагает воспитатель и, забрав ведро, ставит его под сосульки.
Деревья. На протяжении прогулок в парк проводите наблюдения за деревьями. Продемонстрируйте, что у каждого дерева имеется ветки и ствол. У одного дерева кора чёрная (липа), у другого — яркая (тополь). На ветках нет листьев: они опали в осеннюю пору. Дети обожают разглядывать ель, увешанную бессчётными шишками. Сообщите, что у ели также имеется ветки и ствол. Вместо листьев у нее зеленые иголки (хвоя).
С прогулки принесите еловые шишки, разглядите их с детьми и положите в уголок природы. В тепле они раскроются и из них высыплются семена. Сделайте из шишек забавные фигурки, приделав к ним ноги и руки из палочек.
На следующей прогулке продемонстрируйте детям, что деревья различные по высоте: имеется низкие, имеется высокие. Поиграйте в игру «Раз, два, три — к низкому (высокому) дереву беги!», наметив низкие и высокие деревья.
Объясните детям, что деревья зимний период нужно беречь: не обламывать веток, не играться у самых корней. В то время, когда выпадет довольно много снега, люди отряхивают снег с веток, дабы они не сломались.
Птицы. Понаблюдайте и покормите с детьми голубей. Голуби — птицы большие, их отлично возможно разглядеть: они не так пугливы, как другие.
Перед прогулкой воспитатель говорит детям, что необходимо забрать крошки хлеба, дабы покормить голубей. Придя на место, сперва разглядите их, спросите, довольно много ли голубей. После этого предложите взглянуть, как они будут клевать. Подзывайте голубей, нежно говоря с ними. Дети в любой момент внимательны к действиям и словам воспитателя. После этого дайте каждому ребенку мало крошек и предложите покормить птиц.
Обратите внимание детей, что у голубей имеется глаза — они видят корм, в то время, когда им насыпают; имеется клюв — они клюют крошки; у них имеется ноги — они ходят; имеется хвост.
На следующих прогулках разглядите внешний вид птиц подробнее. Отметьте, что у них имеется крылья — они летают, что голуби бывают различного цвета, различной величины. Сообщите, что голубей именуют время от времени сизарями. Прочтите стих И. Токмаковой «Сизари»:
Голуби, голуби, раз, два, три…
Прилетели голуби, сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Кто накормит крошками сизарей?
Дети говорят, как бы отвечая: «Мы накормим крошками сизарей».
В течение зимы замечайте с детьми повадки голубей: они мало летают, больше ходят и при каждом шаге кивают головой; они чистятся, охорашиваются, воркуют, как бы говоря между собой.
В любой момент начинайте замечать по окончании того, как покормите птиц. Дети осознают, что голуби не опасаются людей, они к ним привыкли. Наблюдения должны быть непродолжительными, но нередкими. Продемонстрируйте детям, что вместе с голубями кормятся и другие птицы. Это воробьи.
Замечайте за воробьями: сперва разглядите внешний вид, после этого изучите повадки. Затем сравните птиц. (Тело воробья и голубя покрыто перьями, те и другие летают, но имеется у них и различия: голубь больше воробья, голубь воркует — воробей чирикает, голубь ходит — воробей прыгает.)
На протяжении наблюдения прочтите детям мелкое стих про воробьев:
Жили-были два воробушка,
Два мелких, два хорошеньких,
Один Чик, второй Чирик,
Оба совместно Чик-Чирик!
По окончании наблюдений за птицами поиграйте с детьми в игры.
«воробьи и Голуби». Поделите детей на три группы: одни — голуби, другие — воробьи, третьи — дети. Предложите послушать рассказ и выполнить то, о чем в нем говорится. Рассказ возможно таким:
«Настала зима. Было весьма холодно, и птицы желали имеется. Пришли дети, принесли крошек и зёрен, насыпали и отошли в сторону, дабы не напугать птиц. Заметили голуби детей и полетели к ним. Голуби летят медлительно, обширно машут крыльями, а за ними — воробьи. У них крылышки мелкие, они скоро ими машут. Прилетели, поклевали и стали гулять. Голуби ходят и головой кивают, а воробьи рядом скачут. Голуби воркуют: ур-ур-ур, а воробьи чирикают: чик-чирик. И птицы рады, что наелись, и дети рады, что птиц накормили. Всем отлично».
«Вороны». Воспитатель дробит детей на две группы: одни изображают ворон, другие — псов. Воспитатель говорит: «Около елочки зеленой скачут, каркают вороны: кар-кар-кар». Дети скачут и каркают. Воспитатель продолжает: «Вот псы прибежали, и вороны улетели». Вороны с карканьем разбегаются, а собаки их пугают.
«Птицы». Любой ребенок информирует, какой птицей он желает быть. После этого устраивает себе гнездо, рисуя круг, и поднимается в него. Воспитатель говорит: «Полетели все птички из гнездышек!» Птички вылетают из гнезд. (Дети бегают по участку.) По сигналу (гудок, звонок, хлопок) они возвращаются в гнезда. (Дети движутся вольно, кто как желает.)
Малыши замечают, как старшие дети кормят птиц у себя на участке, насыпая корм в кормушки. По окончании этих наблюдений повесьте кормушку под окном собственной группы и каждое утро насыпайте корм. Сообщите детям, что, в то время, когда птицы накормлены, им и холод не страшен. Лишь будьте сами аккуратны: ни при каких обстоятельствах помните накормить птиц, кроме того в самую метельную либо морозную погоду. Дети вместе с воспитателем замечают через окно, как птицы клюют крошки и зерна.
Педагог может предложить: «Какая сладкая была сейчас морковка! Давайте и птичек покормим». Натирает при детях морковь на небольшой терке, пересыпает ее сухарями и кладет на кормушку. Дети наблюдают, как птицы сперва отлетают, а позже, в то время, когда воспитатель уйдет, возвращаются и начинают клевать. Затем малыши сами предлагают: «Давайте дадим птичкам яблоко». Так дети понемногу определят, чем возможно кормить птиц.
По окончании Нового года старшие парни выносят на участок елку и устраивают праздник для птиц, развесив на ней самое разное птичье угощенье: зерна и тут, и семечки, и кусочки несоленого сала для синичек. В случае, если птицы посещают кормушки систематически, то на елку их соберется довольно много и вы с детьми сможете их разглядеть. Помните отмечать заботу старших детей о птицах, их любовь к ним.
Для закрепления знаний о их повадках и птицах поиграйте в игру «Кто прилетел на кормушку». Вырежьте из картона пара привычных детям птиц (птицы должны быть большими, на подставке). На столе расстелите белую бумагу, около стола посадите детей так, дабы им отлично были видны ваши действия.
Воспитатель говорит: «Вот кормушка, я насыплю… (именует корм), на данный момент прилетят птицы. Вот прилетел… Кто это, дети? (Показывает голубя, дети отвечают.) Поклевал голубь, позвал… Кого позвал? (Дети говорят.) Прилетел еще голубь. Сейчас положу кусочек сала. Кто на данный момент прилетит? (Дети именуют). Да, синичка обожает сало, вот и она прилетела. Клюет синичка».
Труд людей. Гуляя с детьми по улицам, обращайте внимание на труд дворников: они скалывают лед и посыпают дорожки песком, дабы люди не падали, очищают тротуары от снега скрёбками и большими лопатами. Их труд облегчает громадная снегоуборочная машина. Понаблюдайте за ее работой.
Ближе к весне взрослые сбрасывают снег с крыш и сбивают сосульки. Разглядите с детьми, какие конкретно они ледяные, холодные и прозрачные. Воспитатель напоминает, что брать их в рот запрещено.
К концу зимы воспитатель вместе с детьми делает вывод, что зимний период солнце не грело, довольно часто шел снег, было холодно. Люди надевали холода и тёплую одежду не опасались. Дети с воспитателем кормили птиц, дабы им не было холодно и голодно.

ВЕСНА

Воспитатель знакомит детей с весенними явлениями: солнце ярко светит и греет, делается тепло, тает снег, текут ручьи, распускаются листья на деревьях, появляются трава, цветы. Воробьи звучно чирикают, купаются в лужах, вороны каркают.
Прилетели грачи, другие птицы и ласточки. Возможно заметить бабочек, жуков, мух. У животных появляется молодняк. Люди сменяют теплую зимнюю одежду на более легкую. В скверах сажают деревья, кустарники, в цветниках — цветы. Вместе с детьми воспитатели сеют на грядках овощей и семена цветов, приучают поливать их.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: