Гуманистическая психология (а.маслоу, к.роджерс, в.франкл)

Гуманистическая психология, показавшаяся как на правление, другое психотерапевтическим школам середины века, в первую очередь психоанализу и бихевиоризму, организовала собственную ее развития и концепцию личности.

В собственной теории личности Роджерс развернул определенную совокупность понятий, в которых люди мо гут создавать и изменять собственные представления о себе, о собственных родных. В данной же совокупности развертывается и терапия, помогающая человеку поменять себя и собственные отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, уникальности и идея ценности людской личности есть центральной для Роджерса. Он думает, что тот опыт, что появляется у человека в ходе судьбы, и что он именовал замечательным полем, личен и неповторим. Данный мир, создаваемый человеком, может совпадать либо не совпадать с настоящей действительностью, поскольку не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого по ля настоящей действительности Роджерс именовал конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности свидетельствует: то, что человек информирует вторым, то, что происходит около, да и то, что он поймёт в происходящем, более либо менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности ведет к росту напряженности, тревожности и, в конечном итоге, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от собственной индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, вычислял одной из наиболее значимых потребностей личности. Развивая базы собственной терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Говоря о структуре Я, Роджерс особенное значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и эластичной, изменяющейся в зависимости от обстановки. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, обосновывает сообщение его теории не только со взорами Маслоу, но и с концепцией творческого Я Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. Наряду с этим Роджерс не только сказал о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) либо влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны обучиться жить в настоящем, осознавать и ценить любой момент собственной жизни. Лишь тогда жизнь раскроется в собственном подлинном значении и лишь тогда возможно сказать о полной реализации, либо, как именовал это Роджерс, о полном функционировании личности.

Теория мотиваци и модель самоактуализированной личности А. Маслоу. Его личная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, показалась на базе детального знакомства с главными психотерапевтическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама мысль о необходимости формирования третьего пути, третьего психотерапевтического направления, другого бихевиоризму и психоанализу). Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчерки вал, что он не отвергает старые школы и старые подходы, не есть антибихевиористом либо антипсихоаналитиком, но есть антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

Одним из самых серьёзных недочётов психоанализа, с его точки зрения, есть не столько рвение принизить роль сознания, сколько тенденция разглядывать психологическое развитие с позиций адаптации организма к окружающей среде, рвения к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие есть смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно воздействуют на рвение к самоактуализации, которое совершает человека личностью.

не меньше деятельно Маслоу выступал и против сведения всей психологической жизни к поведению, что было характерно бихевиоризму. Самое полезное в психике – ее самость, ее рвение к саморазвитию – не может быть обрисовано и осознано с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая изучила бы Яконцепцию личности.

Существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;потребность в безопасности – стабильность, порядок;потребность в принадлежности и любви – семья, дружба;потребность в уважении – самоуважение, признание;потребность в самоактуализации – развитие свойств.

Теория жизненных смыслов В. Франкла.

Теория личн. Франкла включает три осн. составляющие: учение о рвении к смыслу, о смысле судьбы и о свободе воли. Осн. тезис учения о рвении к смыслу гласит: человек пытается получить суть и чувствует экзистенциальную фрустрацию либо вакуум, в случае, если его попытки остаются нереализованными. Рвение к смыслу Франкл разглядывает как врожденную мотивационную тенденцию, свойственную всем людям и являющуюся осн. движущей силой развития и поведения личности. Отсутствие смысла порождает у чел. состояние экзистенциального вакуума, являющегося обстоятельством ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психологической, а в духовной сфере существования человека. Гл. тезис учения о смысле судьбы – жизнь чел. не имеет возможности лишиться смысла никогда; смысл жизни в любой момент возможно отыскан. С т. з. Франкла, суть не субъективен, чел. не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франки предлагает пути, при помощи которых чел. может сделать собственную жизнь осмысленной: 1) посредством того, что мы даем судьбе (в смысле отечественной творч. работы); 2) посредством того, что мы берем от мира (в смысле переживания сокровищ); 3) при помощи позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии поменять. Соответственно выделяются три группыценностей, творчества, отношения и переживания. Ценности, со своей стороны, являются смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в следствии обобщения обычных обстановок, с которыми человечеству было нужно сталкиваться в истории. В нахождении смыслов человеку оказывает помощь совесть, являющаяся интуитивной свойством найти единственный суть обстановки.

Гуманистическая и экзистенциальная психология Маслоу, Роджерс, Франкл


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: