Эпизодическая групповая внеклассная работа в большинстве случаев организуется в связи с проведением и подготовкой школьных массовых мероприятий, к примеру, праздника, посвященного Дню птиц, Дню леса, семь дней сада и т.п. Для осуществления таковой работы преподаватель подбирает группу интересующихся обучающихся, поручает им подыскать нужный материал, выпустить стенгазету, оформить выставку, выучить стих, разучить инсценировку и т.п. Результат данной работы – проведение праздника. Таким же образом организуются занятия эпизодически трудящейся группы обучающихся по подготовке КВН, Часа занимательного естествознания и других массовых мероприятий. В большинстве случаев по окончании завершения того либо иного массового мероприятия эпизодическая несколько распадается, а после этого по необходимости создается снова.
Кружковая работа – главная форма внеклассной работы. Одни кружки включают разнообразную тематику занятий (кружки юного эколога либо натуралиста), другие – достаточно узкие по содержанию работы (кружки комнатного цветоводства либо аквариумистов). Кружковая работа в школе идет удачно тогда, в то время, когда члены кружка, познакомившиеся с вероятными проблемами изучения, после этого в ходе занятий сознательно выбирают для себя направления, каковые больше соответствуют их заинтересованностям. Так как кружковой работой занимаются интересующиеся природой обучающиеся. Кружковой работой в школе в большинстве случаев руководят учителя. Это также будут быть работники внешкольных учреждений, эксперты в разных областях науки (из своих родителей), работники шефствующих учреждений и предприятий. Работе кружка может предшествовать экскурсия в природу, на протяжении которой преподаватель предлагает заинтересовавшимся школьникам организовать кружок.
В отличие от эпизодической групповой работы кружок включает школьников, систематически трудящихся в нем в течение года либо последовательности лет. Состав кружка стабилен. В большинстве случаев в кружке занимаются 15-20 человек. Причем значительно чаще объединяются обучающиеся одного возраста, приблизительно с однообразным уровнем подготовки. Но смогут создаваться и кружки с разновозрастным составом.
Выбирается совет кружка, что участвует при подготовке каждого занятия, пытается быть зачинателем всех дел. Староста группы созывает собрание, смотрит за дежурством в уголке живой природы, за ведением неспециализированного ежедневника наблюдений, за исполнением обязанностей вторыми участниками актива кружка. Секретарь образовывает и вывешивает перечни дежурных, отмечает явку на занятия. другие члены и Оформитель редколлегии подбирают материал и вовремя готовят и производят газету, рукописный издание и т.п. Начальнику кружка направляться развивать самостоятельность и инициативу актива кружка.
Вступив в кружок, школьники должны выполнять определенные правила (устав, заповеди), каковые разрабатываются и принимаются участниками кружка на одном из первых сборов.
Сейчас взяла распространение такая форма внеклассной работы, как полевой экологический практикум, на котором учащиеся в поле знакомятся с приёмами и методами изучения природы (А.Н. Захлебный). Экологический практикум проводится в форме лично-групповой исследовательской деятельности на пришкольном участке, на экологической тропе, в ближайшей рекреационной территории, в районе школы.
Задачи экологического практикума:
- формирование на чувственной базе представлений о связях между окружающей средой и человеком;
- знакомство с региональными экологическими проблемами через включение в природоохранную деятельность;
- овладение активными методами познания окружающей социокультурной и природной среды, адаптация к ней.
Содержание экологического практикума для младших школьников:
- изучение их свойств и компонентов природы, направленное на осознание обучающимися целостности природной среды, ее экологической неделимости. Младшие школьники обучаются обрисовывать экологическое состояние природных объектов, собирать загрязнители несложными способами, измерять их относительное количество, изучать их посредством несложных тестов, устанавливать источники загрязнения, разбирать виды деятельности человека по отношению к объектам природы;
- изучение влияния экологии на здоровье человека. Обучающиеся исследуют экологические факторы здоровья, устанавливают их зависимость от экологии, знакомятся с базами здорового образа судьбы;
- изучение природных сообществ собственной местности, на протяжении которого у младших школьников формируются умения обрисовывать главные компоненты экосистем, определять экологические факторы, действующие в них, моделировать несложные другие формы и цепи питания взаимоотношений, прогнозировать последствия антропогенного действия на природные совокупности;
- изучение муниципальный среды. Обучающиеся определяют уровень шумового загрязнения, степень поглощения звуковой и тепловой энергии поверхностями из разных материалов; оценивают эффективность способов и источников энергии очистки воды; выявляют возможности рециклизации бытовых отходов; знакомятся с адаптацией животных и растений к условиях муниципальный среды.
Эффективность экологического практикума во многом определяется разнообразием деятельности обучающихся.
У младших школьников формируются умения проводить мониторинг состояния окружающей природной среды, выявлять и оценивать влияние на нее деятельности человека. Это оказывает помощь обосновать необходимость конкретных природоохранных мер на обследуемой территории. Опираясь на полученные знания об окружающей среде, обучающиеся получают умения по улучшению и защите природного окружения, и навыки пропаганды идей природоохраны.
Работа в поле требует от обучающихся владения системой навыков и умений не только первичного сбора материала, но и обработки взятых данных, анализа результатов построения теоретических выводов (обобщений), а также прогностического характера, разработки конкретных предложений по охране изучаемых объектов природы.
Принципиально важно обратить внимание на развитие у школьников умения фиксировать разными приемами приобретаемую первичную данные.
С целью этого преподаватель рекомендует обучающимся вести полевой экологический ежедневник, говорит правила его ведения. На уроках при изучении соответствующих тем преподаватель обращается к наблюдениям и записям, каковые были сделаны школьниками на практике.
В зависимости от дидактической цели, характера и содержания деятельности детей преподаватель разрабатывает пара типов заданий. Это задания, направленные на:
– овладение несложными способами ведения независимой исследовательской работы: мониторинг экологии, отбор проб, несложные измерения, модельный опыт; работа с литературными источниками (определителями, справочниками); интервьюирование (способ опроса) экспертов по природопользованию, местных обитателей;
– формирование ценностных ориентаций. Удовольствие гармонией форм, красок, звуков оказывает помощь понять эстетическую сокровище природы; удовлетворение от познания законов ее развития и организации имеет познавательную сокровище; бодрое настроение, приятная усталость и свободное дыхание от нахождения в течение дня на свежем воздухе – гигиеническую сокровище. На практике школьники осваивают практическую сокровище природы, ее значение как энергии и источника веществ для человека;
– приобретение знаний о нормах личного поведения в природе, развитие навыков оценки способов применения природной среды, овладение умениями использовать этические правила в настоящих жизненных обстановках. Полезно обсуждать видящиеся в условиях полевых занятий последствия неграмотного, некультурного поведения человека в природе. Вид замусоренных кострищ, смерть животных и растений вызывают у детей отрицательные чувства, потребность составить экологически грамотные правила поведения в природе;
– активное включение школьников в реализацию проектов по охране природы: изготовление, маркировка, развешивание гнездовий для насекомых и птиц; установка кормушек для птиц и уход за ними; посев и сбор семян, посадка деревьев, уход за цветниками; пропаганда идей природоохраны (беседы, экскурсии, концерты); уход за природным ландшафтом в районе школы (расчистка, озеленение).
Массовая внеклассная работа
К массовой внеклассной работе привлекается много обучающихся – пара классов. Для данной формы работы характерна публично нужная направленность.
В большинстве случаев в школах организуются такие виды массовой работы, как вечера, конференции, олимпиады, праздничные дни, викторины, экскурсии, конкурсы, игры-путешествия “по станциям”, ролевые игры и т.п.
В КВН участвуют отобранные из нескольких классов команды, любая из которых за 2-3 дня до начала состязания в находчивости готовит приветствие для команды-соперника, вопросы, загадки, стихотворения и рассказы о природе. Заблаговременно выбирается к и ведущий КВН (из обучающихся). Для оценки работы команд на протяжении состязания избирается жюри. Преподаватель рекомендует участникам команд соответствующую литературу, интересуется ходом подготовки, рекомендует, как возможно занимательнее реализовать имеющиеся у них знания. На КВН приглашаются болельщики – все желающие обучающиеся.
Часы занимательного естествознания смогут организовываться в каждом классе. Тематика их самая разная – “Животные на работе человека”, “По следам невидимых зверей”, “Трагедии диких зверей”, “Живые ископаемые”, “Узоры белой тропы”, “Живые барометры”, “Путешествие с домашними животными (комнатными растениями)”, “Растения и Космос”, “Природа подсказывает”, “В мире цветов”, “Исследователи мира микробов” и др.
Продолжительность одного занятия – академчас. Мероприятие готовят заблаговременно: подбирают из рекомендованной литературы нужные сведения, компонуют их, оформляют наглядные пособия. В то время, когда занятиям придается игровая форма проведения, готовят ведущих. На занятии ведущий предлагает школьникам совершить путешествие, именует пункты остановок, на протяжении которых обучающиеся информируют те либо иные увлекательные сведения о растениях, животных и т.направляться. Ведущий предлагает участникам отгадать загадки, решить кроссворды, чайнворды, ответить на вопросы викторины.
Олимпиада проводится в пара туров. В большинстве случаев за месяц выпускается бюллетень о порядке ее проведения, вывешивается перечень рекомендуемой литературы. задания и Вопросы разрабатываются в соответствии с образовательными и воспитательными целями и охватывают широкий круг практических умений и знаний.
Школьники, собравшие в первом туре не меньше 70% предельного количества баллов, есть в праве принимать участие во втором туре. С целью проведения второго тура подготавливают живые объекты, коллекции, мокрые препараты, таблицы, картинки животных и растений и др. Обучающиеся смогут оказать помощь преподавателю подготовить к олимпиаде материалы и необходимое оборудование, оформить уголок подготовки к олимпиаде, учавствовать в дежурстве на протяжении ее проведения, и быть участниками жюри.
К массовым мероприятиям относятся читательские конференции, организуемые преподавателем совместно с работниками библиотеки. Обучающимся рекомендуется чтение книг, предлагается написать отзыв на книгу по замыслу:
- автор и название книги, место издательства, наименование издательства, год издания;
- неспециализированные сведения об авторе;
- о чем говорится в книге;
- что особенно понравилось в книге;
- какие конкретно новые знания дала книга;
- что было тяжёлым;
- неспециализированный вывод о книге.
Выступающих на конференции приглашают заблаговременно, составляют план и программу мероприятия, организуют выставку книг по определенной теме.
Конференция – это мероприятие, требующее долгой и тщательной подготовки, привлечения слушателей и большого количества участников. Конференции смогут быть организованы как для участников кружка, так и для отдельных классов. На такие мероприятия в большинстве случаев приглашаются учителя, родители. Это формирует воздух торжественности и повышает ответственность участников и организаторов. К конференции обучающиеся готовят доклады, выступления длительностью 3-5 мин., подготавливают иллюстративные материалы, схемы, таблицы, фильмы и т.д. Шепетильно продумывают оформление помещения, выставки, выпуск бюллетеня и газеты. Отличительной изюминкой конференции должно быть ее проблемное построение. В случае, если же в классе трудится кружок, конференции целесообразнее проводить на темы, каковые связаны с главным направлением кружковой работы. Смогут быть предложены такие темы: “Имеется ли жизнь во Вселенной?”, “Человек будущего” и многие другие, где обучающиеся смогут пофантазировать, помечтать и узнать ответы на собственные вопросы.
Задача преподавателя перед конференцией – привлечь обучающихся к активной подготовке выступлений на базе прочтённой литературы, на базе данных, взятых в практической деятельности.
Пресс-конференция “Сутки Почвы” (Е.Г. Новолодская)
Цель: обобщить знания обучающихся о природоохранных мероприятиях; развивать рвение деятельно принимать участие в деле природоохраны.
Проведение этого мероприятия подготавливается заблаговременно. Дети учат тексты выступлений, рисуют рекламные щиты, делают таблички с заглавиями тех организаций, представители которых будут принимать участие в пресс-конференции, и нагрудные визиткой для репортёров и журналистов.
Классная помещение условно делится на две части. Столы расставляются в виде буквы “П”. За столом сидят ведущий программы и “спонсоры”, участники секций (“представители” экологической организации ГРИНПИС, Общероссийского общества природоохраны, детских экологических клубов). Перед каждым участником стоит табличка с заглавием организации, которую он воображает. Во второй части помещения размещаются “представители зрители” и “прессы”. нижняя часть и Доска столов оформлены рекламными щитами, на каковые на протяжении программы будут обращать внимание ведущий и спонсоры.
Ведущий: Здравствуйте дорогие участники, телезрители и журналисты! Приветствуем вас в отечественном конференц-зале. Сегодняшняя пресс-конференция посвящена проблемам природоохраны во всем мире и в РФ и приурочена к 22 апреля – Интернациональному Дню Почвы.
Ведущий знакомит с участниками, приветствует “обозревателей средств массовой информации” и предоставляет слово “участнику интернациональной организации по охране природы”.
Участник: Отечественная планета существует больше четырех с половиной миллиардов лет. Таковой продолжительный период тяжело себе представить. Давайте вычеркнем в этом числе все нули. Окажется 46 космических лет. По этому исчислению самые древние динозавры жили восемь или девять месяцев назад. Млекопитающие показались всего лишь 8 месяцев назад. Современный человек появился четыре часа назад. В течение последнего часа он обучился обрабатывать почву, а первая фабрика начала трудиться 60 секунд назад. И конкретно за последние 60 секунд люди перевоплотили огромные пространства Почвы в пустыни, стёрли с лица земли рыбу в реках, любая секунда космического времени несет все новые и новые разрушения. Как остановить их? Лишь сообща все обитатели Земли смогут спасти планету. К этому призывают экологические организации всей земли.
Ведущий: К нам поступил вопрос из зала.
Обозреватель: Детский экологический издание “Свирель”. Какие конкретно существуют интернациональные какие мероприятия и экологические организации они выполняют? Благодарю.
Ведущий: Слово представителям интернациональных организаций по охране природы ГРИНПИС и ГРИНТИМ.
Участник: В мире имеется довольно много организаций, занимающихся природоохраной. Одна из самые известных среди них – ГРИНПИС. Это самое большое экологическое объединение. Оно создано в первой половине 70-ых годов двадцатого века и имеет собственных сторонников и представителей в 30 государствах мира. Активисты ГРИНПИСа устраивают пикеты у атомных электростанций и химических заводов; мешают продаже ядовитых отходов; мешают сливу неочищенных вод в моря и океаны; собирают данные о фирмах, приносящих вред природе.
В первой половине 90-ых годов XX века при ГРИНПИСе появилась детская экологическая организация ГРИНТИМ. Она объединяет много групп, трудящихся во многих государствах мира. По большей части они складываются из детей 10-14 лет, каковые не только оказывают помощь взрослым, но и сами выполняют изучения, собирают данные, устраивают пресс-конференции, производят газеты.
Ведущий: Итак, мы познакомились с главными направлениями работы интернациональных экологических организаций. Остается сохранять надежду, что их последовательности будут каждый год пополняться новыми приверженцами в деле природоохраны. А сейчас слово спонсору.
Спонсор: Для тех, кто обожает и ценит природу, кто пытается постичь ее тайны, Российское экологическое издательство предлагает новую серию печатных изданий. Это детский экологический издание “Свирель” (обратите внимание на отечественные рекламные щиты) – издание для чтения в семейном кругу и в школе. В нем постоянные рубрики: экологический словарь, Красная книга, операция “Отечественная чистая Почва” и другие – поведают вам довольно много увлекательного о растений и жизни животных. Еженедельная экологическая газета “Зеленый мир” и детский экологический атлас “Окно в мир” откроют их родителям и ребятам необычный, таинственный и непредсказуемый мир природы. Об условиях подписки на эти издания вы имеете возможность определить в каталогах агентства “Роспечать”.
Ведущий: Переходим к работе секции “Ответ экологических неприятностей в РФ”. Их накопилось так много, что сходу нереально все перечислить. И с каждым днем их делается все больше: как возродить Аральское море, возможно ли сохранить чистыми отечественные продукты, как остановить сокращение численности редких растений и видов животных и др. Об этом отправится обращение на совещании отечественной секции.
Зритель: имеется ли у нас организации, подобные ГРИНПИСу и как они решают экологические неприятности?
Ведущий: предоставим слово для ответа главе Общероссийского общества природоохраны.
Участник: Общероссийское общество природоохраны было основано в далеком 1924 году. С того времени оно сделало много для охраны экологии: проводило научно-исследовательскую работу, изучая редкие виды животных и растений; приняло участие в создании Красной книги, заказников и организации заповедников; организовывало посадку леса и лесополос; создавало зелёные патрули и школьные лесничества, устраивало воскресники и субботники по озеленению городов и сел; проводило операцию “Муравей”, разъясняя роль муравьев в экосистеме леса; организовывало месячники по спасению мальков, полезных пород рыб и контроль за сбросом сточных вод.
Ведущий: Вопросы отечественных обозревателей.
Обозреватель: Еженедельная газета “Зеленый мир”. Что такое Красная книга? Как она была создана?
Участник: Начиная с 1600 года на отечественной планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. Практически все они провалились сквозь землю по вине человека. Многие растения и животные, каковые раньше виделись довольно часто, на данный момент стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга именуется так по причине того, что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу создал Интернациональный альянс природных ресурсов и охраны природы во второй половине 60-ых годов двадцатого века. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся все информацию о животных и растениях, каковые безотлагательно нуждаются в защите и опеке человека. В первой половине 70-ых годов двадцатого века была создана Красная книга СССР. В ее первый перечень было внесено 52 вида зверей и 65 видов птиц: розовый фламинго, речной бобр, уссурийский тигр, лебедь и др.
Обозреватель: Детский альманах “Глобус”. Вопрос к директору Алтайского заповедника. Какие конкретно функции делают заказники и заповедники?
Участник: Для сохранения многих исчезающих животных и видов растений во всех государствах организуются заказники и заповедники. Заповедники – это защищаемые природные участки, где запрещена каждая хозяйственная деятельность человека. Цель создания заповедников – сохранение природы в ее естественном состоянии, во сложности и всём многообразии. Первые заповедники России – Астраханский и Ильменский – были созданы в начале 20-х годов. на данный момент действуют около 200 заповедников – Баргузинский, Висимский, Алтайский и др. Заказники – территории, где разводят какие-либо виды растений и животных по заказу страны с разрешением частичной охоты либо занимаются акклиматизацией животных, завезенных из других государств либо регионов нашей страны.
Зритель: Как решается неприятность защиты овощей и фруктов, каковые подвергаются обработке ядохимикатами, а после этого употребляются в пищу?
Участник: Довольно много горя приносит увлечение ядохимикатами. Ими обрабатывают поля для уничтожения вредных насекомых и сорняков. Увы, люди до сих пор не осознали, что природа не выдерживает для того чтобы вторжения в ее жизнь. Погибают птицы, питающиеся отравленными насекомыми. Страдают люди, поскольку яды попадают в воду и нашу пищу. А ведь имеется простые природные методы защиты урожая (биологические). с покон веков люди держали кошек для ловли крыс и мышей, а в жарких государствах – питонов и удавов. Народный обычай развешивать скворечники и синичники также помогал сберечь урожай. Сейчас ученые начали разводить насекомых-наездников, борющихся с гусеницами бабочек, и грибы, поражающие сорняки. В некоторых государствах разводят лягушек и жаб для противодействия вредителям полей. Возможно отыскать и других мелких ассистентов, каковые спасут урожай. Нужно лишь повнимательнее присмотреться к окружающему нас огромному и красивому миру – миру Природы.
Обозреватель: Издание “жизнь и Наука”. Какие конкретно меры предпринимаются для уменьшения применения горючих пород: нефти и газа? Благодарю.
Участник: Всем нам хочется, дабы дома было уютно и тепло, дабы на машине либо поездом возможно было добраться до любого места Почвы. Но для автомобили нужен бензин, для поезда – электричество, для самолета – авиационное горючее. Для всего этого применяют нефть, каменный уголь и газ. Их запасы из года в год скудеют. Помимо этого, при сжигании выделяется огромное количество углекислого газа и других вредных примесей. Идут кислотные дожди, изменяется климат. В случае, если температура Почвы поднимется на пара градусов, то, быть может, начнется массовое таяние ледников, и множество городов и земель окажутся под водой. Возможно ли спасти окружающий нас мир и нас самих от кислотных дождей, вредных выбросов и наводнений? Возможно – говорят эксперты, трудящиеся в лаборатории по изучению природы. Необходимо шире применять безвредные источники энергии: Солнце, ветер, волны.
Ведущий: Мы пробовали осветить самые интересные вопросы согласно решению некоторых экологических неприятностей в РФ. Переходим к работе секции “Участие детей в деле природоохраны”. Так как конкретно от молодежи зависит предстоящее существование отечественной планеты.
Обозреватель: Детский издание “Мурзилка”. Поведайте, прошу вас, о работе детских экологических клубов России.
Участник: Я занимаюсь в клубе “Пантапода”. Вообще-то пантапода – это морской паук с долгими узкими ногами. И вдобавок это наименование издания, что мы уже пара лет издаем и публикуем в том месте собственные первые научные работы по изучению фауны и флоры. Отечественный клуб трудится в одной из столичных школ. В то время, когда входишь в отечественный кабинет, сходу погружаешься в особенный мир. Тут и лишайники из далекой и холодной Антарктиды, и громадный, до потолка кактус. Приходите к нам, мы будем рады.
Участник: Я поведаю о отечественном клубе “Академия”. У нас имеется дружина “Витязь”. В том направлении приходят парни по окончании пятого класса. Они совершают многодневные походы различной категории сложности и оздоровительные – на один-два выходных дня. Еще в детской “Академии” имеется студия-мастерская “Флорист”. Флорист — человек, что пытается больше определить о тайнах растений. Мы изучаем многообразие растительного мира и делаем прекрасные аппликации, панно из природного материала.
Участник: Отечественный клуб сокращенно именуется КЮБЗ – “Клуб юных биологов зоопарка”. Мы трудимся в зоопарке и в заповедниках: замечаем за животными, оказываем посильную помощь в их лечении. Ежегодно в помещении лектория мы проводим конференции по результатам собственной работы, куда приглашаем всех юных любителей природы.
Ведущий: Приятно осознавать, что отечественные дети не стоят в стороне, а деятельно оказывают помощь взрослым в ответе многих значительных неприятностей экологии. Следующий этап отечественной пресс-конференции – вынесение проекта ответа по работе каждой секции. Через пара мин. участники каждой секции представят нам собственные проекты.
Участники секций совещаются и выносят проекты ответа по работе секций с учетом трансформации экологической обстановке в собственном городе. К примеру: первая секция решила познакомить обучающихся вторых школ с деятельностью организаций ГРИНПИС и ГРИНТИМ, оформить стенд, говорящий о работе этих организаций. Участники второй секции решили организовать в школе отряд ассистентов Общероссийского общества природоохраны, совершить для обучающихся средних классов устный издание о Красной книге собственного края. Участники третьей секции внесли предложение создать в городе собственный экологический клуб.
Ведущий: Время, отведенное с целью проведения пресс-конференции, к сожалению, подходит к концу. Ситуация согрела для подвести итоги. на данный момент представители от каждой секции зачитают принятые проекты ответов. Слово предоставляется участникам секций.
На протяжении отечественной пресс-конференции все убедились, как остро стоят перед людьми экологические неприятности и как много вопросов нам предстоит решат. Люди Почвы! Не забывайте, начинается новая 60 секунд космического времени. От нас зависит, станет ли она периодом разрушения и гибели либо временем жизни и созидания.
К массовым внеклассным мероприятиям относятся и ролевые игры: “Путешествие в страну “Неболейку”, “Почва – Марс”, “Экоград” и др. В игре в громаднейшей степени школьник психологически подготавливается к настоящим экологическим обстановкам, обучается осознавать отношения людей к природе, овладевает приемами общения. Младшие школьники с наслаждением выполняют роли, к примеру, защищаемых видов животных, растений либо грибов. Наряду с этим любой вид устами школьника говорит о собственном значении в жизни и природе человека и обосновывает необходимость собственного сохранения.
Праздничные дни, утренники отличаются громадным эмоциональным действием на обучающихся. В них большое место занимает применение произведений искусства: литературных и музыкальных произведений, репродукций картин видных живописцев, кинофильмов. Проведению праздничных дней предшествует громадная подготовительная работа:
- разрабатывается программа;
- распределяются темы сообщений;
- подготавливается занимательная часть праздника (вопросы викторины, игры, кроссворды и др.);
- включается художественная самодеятельность (песни, стихотворения, инсценировки, музыкальные номера);
- готовится художественное оформление зала;
- делается выставка обучающихся.
В большинстве случаев за месяц до проведения праздника в школе вывешивают красочное объявление с просьбой ко всем школьникам принять в нем активное участие. Дабы повысить активность участников праздника, им предлагают разные вопросы, задания. Тематика праздничных дней зависит от изюминок природного и производственного окружения школы. Широкое распространение взяли праздничные дни: “Сутки Почвы”, “Сутки птиц”, “Праздник цветов” и др.
последовательность проведения и Примерное содержание праздника цветов [17]:
- осмотр подготовленной к празднику выставки;
- вступительное слово одного из обучающихся (на 5-7 мин.), в котором он раскрывает значение цветов в жизни человека, демонстрирует результаты работы школьников по выращиванию декоративно цветущих растений, участию в озеленении школы и т.д.;
- литературно-музыкальный монтаж на тему “Цветы говорят” (получающие образование костюмах изображают цветы, применяя отрывки из стихов, легенды о цветах, знакомят слушателей с происхождением декоративных культурных растений, приводят забавные и поучительные истории, которые связаны с происхождением их названий и применением);
- “карнавал цветов” — шествие с выполнением песен о цветах и танцев;
- сообщения обучающихся на тему “Отечественные цветы”: демонстрируются живые растения с краткой чёртом их способов использования и экологических особенностей. Выступление сопровождается выполнением фрагментов из “Вальса цветов” П.И. Чайковского к балету “Щелкунчик”;
- викторина на тему “Знаешь ли ты цветы?” (выясняются знания видового состава цветочных культур, отличительных изюминок семян);
- подведение итогов конкурса на тему “Цветы, мастерство, фантазия”, где демонстрируются подготовленные цветочные композиции с пояснениями, рассматриваются декоративные поделки из природного материала.
Внеклассные формы организации обучения должны органически дополнять урок и составлять совокупность работы, предусмотренную тематическими и календарными замыслами.
задания и Контрольные вопросы
1. Что знают под организационными формами обучения?
2. Какие конкретно формы организации обучения естествознанию и обществознанию употребляются в начальной школе?
3. Какими изюминками характеризуются уроки естествознания и обществознания?
4. Каковы требования к современному уроку естествознания?
5. По каким параметрам осуществляется классификация уроков изучения окружающего мира?
6. Каковы структуры уроков и основные типы естествознания?
7. Какие конкретно требования предъявляются к учебным экскурсиям?
8. Как экскурсии взаимосвязаны с другими формами обучения?
9. Какие конкретно формы внеклассной работы употребляются в ходе изучения окружающего мира? Каковы их особенности?
10. Какие конкретно требования предъявляются к домашней работе обучающихся?
11. Какие конкретно виды планирования применяет преподаватель при подготовке к урокам изучения окружающего мира?
12. Каковы сущностные характеристики разработки группового обучения?
13. По каким показателям возможно классифицировать технологии группового обучения?
14. В чем принципиальное отличие разработки группового обучения от классической?
15. Каковы требования к организации групповой работы на уроках естествознания?
16. В чем преимущества и недочёты групповых форм обучения?