СЛОВАРЬ-МИНИМУМ
Новосибирск 2013
Сергеев С.К. Философия: Словарь-минимум для студентов по профессиям «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Дизайн». – Новосибирск: НГАХА. – 2013. – 33 с.
Словарь составлен в соответствии с требованиями национального образовательного стандарта по дисциплине «Философия».
Изюминкой словаря есть размещение материала не по алфавитному принципу, а в последовательности, соответствующей списку дидактических единиц (тем) минимума содержания дисциплины «Философия». Дидактическая единица вынесена как заглавие раздела (темы), содержание которого образовывает минимум понятий и категорий философии, относящихся к данной теме.
Рекомендовано
кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Новосибирской национальной
архитектурно-художественной академии
a Новосибирская национальная
архитектурно-художественная академия, 2013
a Сергеев С.К., 2013
Предмет философии
ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ – некая действительность, реальность, либо ее фрагмент, подлежащая изучению.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ – это отношение человека к миру как сложноорганизованная системная действительность.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ– совокупность взоров на место и мир в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, и обусловленные этими взорами главные жизненные позиции людей, их убеждения, совершенства, деятельности и принципы познания, ценностные ориентации.
ФИЛОСОФИЯ – теоретическое мировоззрение, появляющееся в противоположность мифу, совокупность взоров на место и мир человека в нём, создаваемая на базе абстрактно-понятийного мышления, правил логики и рациональной критики.
ФИЛОСОФСКИЕ СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ.
СПОСОБ ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ – способ познания, включающий два этапа: 1) перемещение мысли от конкретного предмета (данного в созерцании, чувственно-образном мышлении) к абстрактному представлению о предмете; наряду с этим формулируются понятия, отражающие отдельные стороны, свойства предмета; 2) перемещение мысли от абстрактного к конкретному, при котором абстракции рассматриваются как моменты, стороны целого, определяемые его своеобразным содержанием.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ (греч. genesis – происхождение, становление, развитие) – метод явлений и исследования предметов, основанный на анализе их происхождения, развития. Генетический способ ориентирует на изучение: 1) начальных условий развития; 2) основных этапов развития; 3) главных тенденций, «линий» развития. В изучениях генетический способ употребляется в сочетании с др. способами: структурно-функциональным, системным, сравнительно-историческим и т.д.
роль и Место философии в культуре
ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ содержится в том, что происхождение философии есть итогом предшествующего культурного развития человечества и, в один момент, предпосылкой предстоящего публичного прогресса.
Философия, но, появляется не в абстрактной «людской культуре». Содержание конкретно-исторической культуры, совокупность норм, значений и ценностей, характерных для данной культуры, в конечном счете образуют некие «культурные доминанты». «Культурные доминанты» определяют тип мировоззрения, формируемый в культуре. Эти доминанты являются собственного рода «ядрами», центрами устойчивости, снабжающими целостность мировоззрения на всех его уровнях и во всех типологических вариациях. Формирование теоретического мировоззрения (т.е. философии), следовательно, происходит под влиянием изюминок культурного мировоззрения, характерного для данной эры и данного региона.
Особенности конкретно-исторической культуры определяют особенности и характерные черты философских идей, каковые формируются в данной культуре. Считается, что генезис философии происходит довольно независимо в рамках трех культур Старого Мира – индийской, китайской и греческой. Соответственно, появляется три мировые философские традиции – древнеиндийская, древнекитайская и древнегреческая.
ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ– это своеобразное (особенное) системно-теоретическое мировоззрение, определяемое изюминками конкретно-исторической культуры, «культурными доминантами», исторически сложившимися в данном обществе (регионе).
Становление философии
МИФ– исторически первый тип мировоззрения, несистематизированная совокупность взоров на место и мир человека в нём, характеризующаяся целостностью, доминированием образности, антропоморфизмом, отсутствием критичности и фантастическими элементами.
ФИЛОСОФИЯ – теоретическое мировоззрение, появляющееся в противоположность мифу, совокупность взоров на место и мир человека в нём, создаваемая на базе абстрактно-понятийного мышления, правил логики и рациональной критики.
Учение о бытии
СУЩЕЕ– совокупность «единичных вещей».
БЫТИЕ – это чистое существование, не имеющее обстоятельства, оно – обстоятельство самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. БЫТИЕ – «это то, что имеется» (Парменид), существует реально, в отличие от небытия, «того, чего нет».
Под «бытием» понимается «подлинное бытие», подлинная действительность, потому что все другое (включая «единичные вещи») имеет внешние обстоятельства, а потому не владеет настоящим существованием, но только существованием обусловленным.
Реальность – то, что реально существует и начинается, содержит собственную сущность в себе, и содержит в себе закономерности и результаты собственного развития.
Реальность отличается: 1) от всего кажущегося, мнимого, фантастического; 2) от всего лишь логического в сознании человека, даже в том случае, если это логическое верно отражает реальность; 3) от всего вероятного, возможного, но пока еще не существующего.
АТРИБУТ – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не имеет возможности ни существовать, ни мыслиться. Аристотель отличал «атрибут» от «акциденции». АКЦИДЕНЦИЯ – временное, преходящее, несущественное свойство вещи. Спиноза и Декарт разглядывали атрибут как главное свойство субстанции, отличая его от модуса. Термин «атрибут» употребляется и в современной философии.
ВЕЩЬ – часть материального мира, имеющая довольно независимое существование. Одна вещь от второй отличается собственной качественной определенностью.
В древнегреческой философии, средневековой европейской философии было обширно распространено понятие «единичная вещь». «ЕДИНИЧНАЯ ВЕЩЬ» – чувтсвенно-принимаемая часть действительности. Гносеологической проблемой делается различия и проблема тождества вещей между собой, и отличие вещи от предмета и объекта.
И.Кант ввел философские термины «вещь в себе» и «вещь для нас». ВЕЩЬ В СЕБЕ (ВЕЩЬ САМА ПО СЕБЕ) – вещь, как она существует сама по себе, независимо от нас и отечественного познания. ВЕЩЬ ДЛЯ НАС – вещь, как она «дана» нам через мышление и чувственное восприятие, как она раскрывается в отечественном познании. В гносеологии И.Канта, единичные вещи (вещи в себе) даны человеку в чувственном опыте как феномены, в мышлении – как ноумены. НОУМЕН – это вещь, как она представлена в сознании человека через чувственное восприятие, опыт. ФЕНОМЕН – вещь, как она представлена в сознании человека через рациональное познание, мышление.
Спорным вопросом гносеологии Канта есть вопрос о соотношении ноумена и вещи в себе. То, что феномен не соответствует вещи, какой она есть сама по себе, для Канта разумеется: феномены должны пройти обработку в деятельности «трансцендентального субъекта», обработку при помощи универсальных, априорных (независящих от личного опыта человека) логических форм: «Всякое отечественное знание начинается с эмоций, переходит после этого к рассудку и заканчивается в разуме». Но как соотносится «ноумен» с «вещью в себе»? В случае, если признать, что ноумен как рационально познанная «вещь для нас» есть все же абстрактным, неполным знанием о вещи, то различение Кантом вещей «в себе» и «для нас» имеет выраженную тенденцию агностицизма.
ХОЛИЗМ (от греч. holos – целый, целый) – философско-методологический принцип целостности, в соответствии с которому целое в любой момент больше, чем сумма его частей.
Принцип холизма сформулирован южноафриканским философом Я.Смэтсом в 1926 г., не смотря на то, что соответствующая позиция узнаваемая уже в древнегреческой философии.
Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
МОНИЗМ– философская мировоззренческая позиция, в соответствии с которой существует одно (единое) первоначало, одна первооснова бытия.
ПЛЮРАЛИЗМ – философская мировоззренческая позиция, в соответствии с которой существует множество свободных и несводимых друг к другу начал либо видов бытия.
ДУАЛИЗМ– философская мировоззренческая позиция, воображающая собой вариант плюрализма, в соответствии с которой в базе бытия лежит два свободных первоначала.
Для того чтобы рода дуалистическую онтологию, допускающую два равноправных первоначал Мира, воображает учение Р.Декарта о двух субстанциях – «протяженной субстанции» (материя) и «мыслящей субстанции» (мышление).
МАТЕРИАЛИЗМ – монистическое философское учение, признающее материю первоосновой бытия, материальное единство мира.
В соответствии с материалистическому монизму, атрибуты материи следующие: 1) субстанциональность, т.е. материя несотворимоста, не имеет внешней обстоятельства, есть обстоятельством самой себя; 2) время и пространство, т.е. материя имеет «протяженность», продолжительность, относительную устойчивость; 3) перемещение, т.е. материя находится в ходе постоянного трансформации, начинается от более несложных к более сложным формам организации; 4) отражение, т.е. свойство материальных образований (тел) в результату сотрудничества между собой создавать и сохранять в собственной структуре некоторый итог («след») случившегося сотрудничества; 5) системность, т.е. материя владеет потенцией к самоорганизации, саморазвитию как созданию сложных структур из более несложных структур (элементов).
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – монистическое философское учение, признающее первоначалом бытия духовную субстанцию (Дух, совершенное, мышление, мысль).
Наряду с этим материя понимается или как физический мир, сотворенный нематериальной субстанцией, или как эманация совершенного первоначала и овеществление его в формах собственного протяженного и принимаемого существами инобытия этого совершенного.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – философское учение, признающее единственной действительностью субъективное совершенное, внутренний мир отдельного человека, «Я».
Наряду с этим материя рассматривается как внешняя проекция комплекса людских ощущений, сводится к свойству воспринимаемости и лишается статуса объективной действительности.
Субъективный идеализм направляться отличать от СОЛИПСИЗМА – философской позиции, исходящей из существования одного-единственного субъекта, единственной действительности – собственного собственного «Я».
Пространство, время
ПРОСТРАНСТВО – это положение вещей «одна подле второй».
ВРЕМЯ – это положение вещей «одна по окончании второй».
По Аристотелю, время связано с перемещением: где нет перемещения, нет и времени. Мы выявим время, «в то время, когда разграничиваем перемещение, определяя прошлее и последующее», так что у Аристотеля «сейчас», «настоящее» понимается как субъективное, личное восприятие того, что имело место «сперва» и «позже».
Августин, говоря о прошлом и будущем, подчеркивал, что «прошлого уже нет, будущего еще нет», исходя из этого представление о прошлом и будущем – не представление о действительности, а, скорее, отечественные субъективные воспоминания (прошлое) и ожидания (будущее).
Время, по И.Канту, «не есть что-то объективное и настоящее, не субстанция, не отношение (двух последовательных состояний вещи)», а субъективная свойство людской ума, нужная для упорядочения чувственных восприятий. По Канту, время субъективно, существует только в сознании субъекта (человека).
Гегель, наоборот, разглядывал время как объективное, не зависящее от сознания. Время, по Гегелю, это – общее «сейчас», совокупность множества «сейчас». Совокупность изменчивых состояний вещей, как они предстают перед нами фрагментарно, воспринимаются в любой миг настоящего, имеется объективный процесс, объективная «продолжительность» вещи в ее историческом существовании.
Э.Фромм разглядывает настоящее как точку, «где прошлое видится с будущим». Настоящее – «точка соединения» прошлого и будущего. Прошлое постоянно существует в настоящем как его состоявшаяся обстоятельство, как его реализовавшаяся предпосылка. Будущее кроме этого постоянно присутствует в настоящем, в силу того, что настоящее содержит обстоятельства, предпосылка возможности будущего того либо иного варианта развития событий. Из для того чтобы понимания объективной связи прошлого и будущего через настоящее появляется мысль принципиальной познаваемости будущего. Футурология – наука, разглядывающая будущее как предмет изучения и претендующая на знание (предсказание) вариантов будущего.
индетерминизм и Детерминизм
ДЕТЕРМИНИЗМ – принцип, в соответствии с которому каждое явление имеет собственную обстоятельство. Детерминизм – это философское учение о взаимообусловленности и связи явлений действительности.
Центральным вопросом детерминизма есть вопрос о действии и существовании законов. В случае, если в обществе и природе существуют причинно-следственные связи между явлениями, то это указывает существование объективных законов, потому, что закон – это объективная значительная связь между предметами, явлениями, процессами. Лишь признание существования объективных законов, основанное на признании принципа детерминизма, разрешило развивать хорошую науку, целью которой именно и есть познание объективных законов природы, мышления и общества.
СЛЕДСТВИЕ и ПРИЧИНА. Обстоятельство – это сотрудничество элементов некоего целостного объекта (либо двух объектов), обусловливающее трансформации объекта. Следствие – это трансформации, появляющиеся во взаимодействующих сторонах (частях целого) либо разных целостных предметах в следствии их сотрудничества. Так, отношение причинности есть отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает как обстоятельство, а второе – как следствие.
ОТНОШЕНИЕ ПРИЧИННОСТИ – это такая генетическая связь между явлениями, при которой одно явление, именуемое «обстоятельством», при наличии определенных условий с необходимостью порождает второе явление, именуемое «следствием».
Ответственным показателем отношения причинности есть наличие между двумя явлениями отношения производства (порождения). Обстоятельство не просто предшествует следствию во времени, а порождает существование следствия, генетически обусловливает существование следствия.
Человек, общество, культура
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – философское учение о сущности и природе человека.
Сущность антропологического подхода современной западной философии сводится к попытке выяснить сферы и основы «фактически людской» бытия, людской индивидуальности, творческих возможностей человека. Исходя из человека, ставится задача растолковать как собственную природу человека, так и значение и смысл окружающего мира.
Основоположником современной западной философской антропологии считается Макс Шелер (1874 – 1928).
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – философское учение об обществе как целостной совокупности, структурах общества и исторических формах, публичных их закономерностях и процессах.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – философское учение об историческом ходе, направлении и смысле истории исторического развития, последовательности исторических эр и критерии публичного прогресса.
Становление философии истории как независимого раздела философии связано с философскими учениями Ф.М.Вольтера, Дж.Вико, И.Г.Гердера и особенно – Г.В.Ф.Гегеля.
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ – философское учение о культуре во всем количестве ее исторического становления, о сущности, структуре и функциях культуры.
Происхождение философии культуры датируется финишем 18 – началом 19 в. Выделение культуры в независимый предмет философского анализа выяснил происхождение последовательности новых философских дисциплин, таких как философия языка, философия религии, философия мифа, философия науки, философия права, герменевтика.
ОБЩЕСТВО – это форма совместного существования людей, совокупность либо совокупность взаимоотношений между людьми, появляющихся в следствии сотрудничества, совместной жизнедеятельности людей.
природа и Человек
его структура и Общество
Суть людской бытия
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – 1) философское понятие, задачей которого есть определение того, что придает судьбе человека целостность, и что возможно в один момент осознано разумом; 2) ответ на вопрос, в чем сокровище прожитой человеком судьбы.
Философское понятие «смысл жизни» связано с вопросом здравого смысла «Для чего живет человек?», но не сводится к ответу на данный вопрос. Философский вопрос о смысле судьбы – это вопрос, поставленный на другом уровне, превышающем уровень размышления и обыдённого понимания.
Подобно тому, как суть, формирующийся в отечественном мышлении, отличается от осмысливаемой вещи из материального мира, так «смысл жизни» есть совершенным по природе в отличие от судьбы как материального процесса. «Смысл жизни» принадлежит к сфере значительного (эйдетического) бытия, а не вещественного бытия. Исходя из этого постижение смысла жизни отдельным человеком связано с размышлением о установках и жизненных поступках, отношении человека к «собственному и иному», но не может быть сведено к сумме отдельных событий, достижению человеком материально-вещественного состояния «на жизненном пути».
В изучении неприятности смысла жизни сложились два подхода – онтологический и гносеологический. Первый подход связан с платоновской традицией разбирать смысл жизни человека как «эйдос» с позиции рационального мышления. Второй подход – с неокантианской теорией сокровища. И.неокантианцы и Кант принципиально отошли от онтологизма первой позиции, осознавая под смыслом жизни сокровище прожитой судьбе для самого человека, общества и окружающих людей в целом. Вопрос о смысле судьбы сводится к вопросу о том, как направляться оценивать неспециализированные цели судьбы? (Для чего стоит жить? Какие конкретно цели направляться перед собой ставить (а какими пренебрегать)? В чем подлинное назначение человека?).
Одна из самых тяжёлых неприятностей человека возможно сформулирована следующим образом. труд и Разум радикально отличают человека от животного, но они же приносят ему сознание принципиальной незавершённости и своей противоречивости. С одной стороны, человека отличает постоянное творение новых потребностей, что в большинстве случаев не характерно животным. Человек как индивид ориентирован на нескончаемый прогресс. Иначе, лишь человек знает, что он конечен, и осознание собственной приближающейся физической смерти осложняет смысложизненную проблему. Две характеорстики – рвение к бесконечности и знание собственной конечности – составляют конфликт в разуме (душе, природе) человека. Не выходит ли, что человек рождается лишь чтобы, поняв бесконечность собственных потребностей и потенциальных возможностей, определить об их принципиальной неосуществимости полностью?
ненасилие и Насилие
ответственность и Свобода
СВОБОДА – свойство человека овладевать условиями собственного бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, осуществлять выбор собственных поступков и действий.
Понятие «свобода» связано с понятиями необходимости, ответственности, отчуждения, и понятием «свободы воли».
Гегель различал негативную «свободу от» и хорошую «свободу для». Негативная свобода, осознаваемая как свойство человека выполнять произвольное, ничем не обусловленное воздействие (свойство к произволу как ничем не ограниченному действию), связана с волевым началом в человеке. Хорошая свобода как свойство человека выполнять целенаправленное воздействие, осуществлять целенаправленный выбор, связана с разумом, рационально обоснованной целью. М.Вебер вычислял целерациональной воздействие высшим типом социального действия.
знание и Вера
ВЕРА – оценивание высказываний (знания) как подлинных без достаточных логических и фактических обоснований.
ЗНАНИЕ – 1) итог процесса познания, в большинстве случаев выраженный в языке либо какой-либо знаковой форме и допускающий истинностную оценку (А.Л.Никифоров); 2) итог обозначения, осмысления и структурирования объекта в ходе познания, форма социальной и личной памяти, свернутая общения и схема деятельности (И.Т.Касавин). ЗНАНИЕ – совершенное выражение в знаковой форме связей и свойств действительности.
В древнегреческой философии рассматривалась неприятность соотношения знания («эпистема») и мнения («докса»). Древние мыслители относили мнение к чувственно принимаемому изменчивому мру вещей, а знание – к умопостигаемому миру вечных и неизменных сущностей.
Для философов Средневековья основной проблемой делается веры разграничения и проблема знания. Знание понималось как то, что возможно рационально обосновано, постулаты веры принимались как подлинные без всякого обоснования.
Философия ХХ века ставит проблему демаркации (разграничения) разных видов знания: отличие научного знания от вторых видов знания (обыденного, философского, религиозного, мифологического и др.).
Главная неприятность, обсуждаемая в философии науки ХХ в. в связи с понятием знания, это – неприятность отношения научного знания к действительности.
Знания и СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ. В средневековой европейской философии по вопросу о соотношении веры и знания было три позиции. Первые две позиции исходят из веры и совместимости знания, третья – из несовместимости.
1. Постулаты веры предшествуют знанию и являются отправным пунктом при построении рациональных рассуждений (Августин, Ансельм Кентерберийский): «верю, дабы понимать» – принцип первой позиции.
2. Знание должно предшествовать вере и употребляться для обоснования ее постулатов (Абеляр): «осознаю, дабы верить».
3. Потому, что вера и знание несовместимы, догматы веры нереально рационально обосновать, т.е. знание возможно обосновано рационально, вера не испытывает недостаток в рациональном обосновании (Тертуллиан): «верю, в силу того, что нелепо».
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ – знание, раскрывающее внутренние структуры явлений и предметов, характеризующееся методичностью и системностью. Под «системностью» научного знания понимается не фрагментарный, а максимальный целостный, всесторонний его темперамент, под «методичностью» – использование целенаправленных познавательных процедур, способов научного познания. Отличительными изюминками научного знания являются: 1) непротиворечивость, 2) эмпирическую подтверждаемость, 3) логическую либо эмпирическую обоснованность. утверждения и Концепции, не владеющие этими чертями, лежат за пределами научного знания.
ОБЫДЕННОЕ ЗНАНИЕ – знание, опирающееся на личный опыт и здравый смысл человека, существующее в форме чувственных наглядных представлений и образов о вещах, фрагментарное и не раскрывающее сущности вещей.
объяснение и Понимание
ПОНИМАНИЕ и Объяснение. В простом словоупотреблении не проводится четкого различия между пониманием и объяснением. Германский философ И.Г.Дройзен обратил внимание, что в слове «познание» содержится психотерапевтический момент, которого нет в слове «объяснение». Дройзен думал, что процесс объяснения максимально объективен, т.е. ОБЪЯСНЕНИЕ некоего явления опирается на сущность, внутреннюю структуру, указание обстоятельств этого явления. Познание, во-первых, включает ЗНАНИЕ (знание того, как растолковать) сущности, внутренней структуры, обстоятельств явления, во-вторых, СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА к этому ЗНАНИЮ.
Дройзен сформулировал понимания и дихотомию объяснения.
Понимания и Дихотомия Объяснения – противоположность между пониманием и объяснением, и противопоставление на данной базе объяснения как способа естественных понимания и наук как способа гуманитарных наук.
В философии науки противопоставление способа естественных наук способу гуманитарных наук, различение способа естественных наук как основанного на объяснении и способа гуманитарных наук как основанного на понимании, стало называться «программы методологического дуализма».
Критерии научности
ВЕРИФИКАЦИЯ – процесс установления истинности научных утверждений эмпирическими способами проверки. Суждение счистается верифицируемым, в случае, если его возможно проверить прямым наблюдением либо опытом.
Рост научного знания
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА (И.Лакатос) –
Три элемента научно-исследовательской программы:
1) ядро исследовательской программы
2) хорошая эвристика
3) негативная эвристика
ЯДРО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ – это твёрдая неизменная часть программы, складывающаяся из совокупности фундаменталных теоретических правил, конкретно-научных и метафизических допущений об онтологической природе исследуемой общей стратегии и области ее изучения.
ПАРАДИГМА (Т.Кун) – совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, способов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических интерпретации и исследований результатов научных изучений.
В соответствии с Куну, развитие науки проходит следующие этапы: предпарадигмальный этап; этап «обычной науки», характеризующийся наличием устойчивой и принятой научным сообществом парадигмы; этап кризиса господствующей парадигмы, в то время, когда обнаруживаются «странности», факты, не объяснимые в рамках принятой парадигмы; этап «научной революции» как этап смены ветхой парадигмы на новую.
Наука и техника
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ – философская дисциплина, изучающая технику как особенный феномен культуры, мировые проблемы, порожденные научно-техническими революциями, техническое их влияние и знание на человека.
Термин «философия техники» был введен Э.Каппом, его книга «Основания философии техники» вышла в Германии в 1877 г. Русский инженер П.К.Энгельмейер в начале ХХ в. написал работу «Философия техники». С 1960-х гг. философские изучения техники получили статус независимой философской дисциплины, в то время, когда была организована программа философского комплексного, междисциплинарного анализа техники как сложного фактора развития людской цивилизации. Так, философия техники делается независимой философской дисциплиной, в то время, когда техника начинает рассматриваться в контексте культуры и общества.
ТЕХНИКА – 1) совокупность процедур и средств производства продукта труда, внеприродных вещей; 2) совокупность навыков и умений, составляющих изюминки (опытные изюминки) того либо иного вида людской деятельности (напр., техника рисунка, техника проектирования, техника пошива одежды, техника выпечки хлеба, техника устного счета, техника ведения дискуссии, техника запоминания информации и т.п.).
Древние мыслители осознавали под «techne» широкий комплект видов деятельности – от ремесленного труда до творчества скульптора. Наряду с этим в базе техники, технической деятельности лежали два принципа: 1) подражание природе – процесс создания вещи человеком подобен процессу становления и возникновения вещи в природе; 2) совершенствование природы – процесс создания того, чего в природе нет, либо совершенствования природных объектов для удовлетворения потребностей человека. В Новое время термин «техника» означал совокупность средств, действий и процедур, каковые относятся к искусному производству всякого рода, но, в первую очередь – производству орудий труда и автомобилей.
ПРЕДМЕТ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ – это область создаваемого, находящегося в ходе становления, обретающего собственный существование артефакта.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ – 1) знание, на базе яркого применения которого допустимо создание некоего продукта; 2) знание, выступающее в качестве связующего между эмпирическим и теоретическим знанием.
Техническое знание (греч. techne) представляет собой как бы связующее звено между умелым знанием (греч. empeirtia) и знанием теоретическим (греч. episteme). В техническом знании сочетаются экспериментально-умелые эти с рационально поставленными задачами и обоснованными логико-математическими ответами. Своеобразной чертой технического знания есть его направленность на конструирование и производство.
Будущее человечества
БУДУЩЕЕ – один из трех (наровне с прошлым и настоящим) модусов времени.
Э.Фромм разглядывает настоящее как точку, «где прошлое видится с будущим». Настоящее – «точка соединения» прошлого и будущего. Прошлое постоянно существует в настоящем как его состоявшаяся обстоятельство, как его реализовавшаяся предпосылка. Будущее кроме этого постоянно присутствует в настоящем, в силу того, что настоящее содержит обстоятельства, предпосылка возможности будущего того либо иного варианта развития событий. Из для того чтобы понимания объективной связи прошлого и будущего через настоящее появляется мысль принципиальной познаваемости будущего. Футурология – наука, разглядывающая будущее как предмет изучения и претендующая на знание (предсказание) вариантов будущего.
СЛОВАРЬ-МИНИМУМ
Новосибирск 2013
Сергеев С.К. Философия: Словарь-минимум для студентов по профессиям «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», «Дизайн». – Новосибирск: НГАХА. – 2013. – 33 с.
Словарь составлен в соответствии с требованиями национального образовательного стандарта по дисциплине «Философия».
Изюминкой словаря есть размещение материала не по алфавитному принципу, а в последовательности, соответствующей списку дидактических единиц (тем) минимума содержания дисциплины «Философия». Дидактическая единица вынесена как заглавие раздела (темы), содержание которого образовывает минимум понятий и категорий философии, относящихся к данной теме.
Рекомендовано
кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Новосибирской национальной
архитектурно-художественной академии
a Новосибирская национальная
архитектурно-художественная академия, 2013
a Сергеев С.К., 2013
Предмет философии
ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ – некая действительность, реальность, либо ее фрагмент, подлежащая изучению.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ – это отношение человека к миру как сложноорганизованная системная действительность.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ– совокупность взоров на место и мир в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, и обусловленные этими взорами главные жизненные позиции людей, их убеждения, совершенства, деятельности и принципы познания, ценностные ориентации.
ФИЛОСОФИЯ – теоретическое мировоззрение, появляющееся в противоположность мифу, совокупность взоров на место и мир человека в нём, создаваемая на базе абстрактно-понятийного мышления, правил логики и рациональной критики.
ФИЛОСОФСКИЕ СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ.
СПОСОБ ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ – способ познания, включающий два этапа: 1) перемещение мысли от конкретного предмета (данного в созерцании, чувственно-образном мышлении) к абстрактному представлению о предмете; наряду с этим формулируются понятия, отражающие отдельные стороны, свойства предмета; 2) перемещение мысли от абстрактного к конкретному, при котором абстракции рассматриваются как моменты, стороны целого, определяемые его своеобразным содержанием.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ (греч. genesis – происхождение, становление, развитие) – метод явлений и исследования предметов, основанный на анализе их происхождения, развития. Генетический способ ориентирует на изучение: 1) начальных условий развития; 2) основных этапов развития; 3) главных тенденций, «линий» развития. В изучениях генетический способ употребляется в сочетании с др. способами: структурно-функциональным, системным, сравнительно-историческим и т.д.