Философские категории и понятия медицины

Выражением прогресса в развитии научных знаний Новейшего времени явилась разработка совокупностей философских и общенаучных категорий. Категории — это такие самые общие понятия философии, каковые не смогут быть подведены ни под какие конкретно другие более широкие понятия: материя, сознание, дух, диалектика, метафизика и т.д. В разных философских совокупностях, течениях и школах налицо личные совокупности категорий. Они разны у тех, кто опирается на диалектическую и метафизическую методику, у идеалистов и материалистов, у субъективных и объективных идеалистов, материалистов-диалектиков и материалистов-метафизиков.

Диалектическая методика, либо диалектика, — это признание наличия объективных наиболее отношений и общих связей в реальности, характерных всем явлениям материального мира, социальных сообществ и жизни общества, духовной судьбы человека. К таким объективным наиболее отношениям и общим связям относятся, к примеру, причинно-следственные отношения, случайность и необходимость, единичное и неспециализированное, необходимость и свобода. Для материалистической диалектики категории — это отражение объективного мира, итог обобщения материальной достижений и практики науки, это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира.

Любая категория объективна по содержанию и субъективна по форме, т.е. отражает объективно сущее в логической, абстрактно-теоретической форме. Общетеоретическое, фундаментальное, как и прикладное знание, в наше время определяется тем, как анализ появляющихся перед ними неприятностей связан с достижениями в развитии вторых наук, и с применением определенного категориально-понятийного аппарата.

Понятия тех либо иных наук обобщают своеобразные стороны либо процессы, происходящие в отдельных областях природы, мышления и общества. Так, к примеру, к понятиям в физике относят атом, массу, энергию, в биологии — организм, вид, популяцию, наследственность, изменчивость, в медицине — здоровье, заболевание, в политэкономии — товар, деньги и т.д. Термины — еще более конкретны: ампер, киловатт, гигобайт и др.

Но плодотворность общетеоретических, фундаментальных изучений, их эффективность в большой степени зависят и от того, в какой мере они философски осмыслены, имеют философское обоснование. Трудности, с которыми сталкиваются фундаментальные изучения, связаны конкретно с выходом за рамки устоявшихся представлений, сложившихся в границах какой-либо отдельной фундаментальной науки. Таковой выход вероятен на дорогах философского осмысления широкого комплекса неприятностей, выдвинутых самим ходом научного познания. Отражая то общее, что свойственно всему конкретно-ограниченному, категории аккумулируют знание, их гносеологическая правомерность не может быть ограниченной: они имеют гносеологическую правомерность в равной степени во всех отраслях познания.

Медицинское познание, знания и оценки формируются в рамках определенной категориальной совокупности с применением той либо другой терминов и собственной системы понятий, и слов обыденного языка. Для утверждения в медицине новой теоретической концептуальной схемы нужна новая картина мира, стиль научного мышления, новая совокупность категорий, понятий, терминов.

К числу наиболее значимых философских категорий относятся количество, мера и качество, функция и структура, элемент и система, следствие и причина, имеющие громадное методологическое значение в философии медицины.

Категории «качество» и «количество» — это ответственные категории диалектики, вобравшие в себя результаты тысячелетних упрочнений людей отобразить разные стороны вечно многообразного настоящего мира. Нереально отыскать явление, процесс либо объект, что был бы полностью тождественным второму; отличия смогут быть значительными либо менее значительными, оцениваться с количественной (квантитативной) либо качественной (квалитативной) стороны.

Еще Аристотель под числом осознавал то, что «делимо на составные части, любая из которых, будет ли их две либо больше, имеется по природе что-то одно и определенное что-то. Всякое количество имеется множество, если оно исчислимо, а величина — в случае, если измеримо». Уровень качества имеется по большому счету тождественная с бытием определенность, это «видовое отличие сущности», особенная, принципиально хорошая для каждого вила движущейся материи определенность вещи, проявляющаяся через целостную совокупность особенностей, показателей, линия, изюминок, коренным образом отличающую то либо иное явление от всех других. Что-то имеется благодаря собственному качеству то, что оно имеется, и, теряя собственный уровень качества, оно перестает быть тем, что оно имеется. Уровень качества — это определенность наличного бытия, благодаря которой «что-то противостоит иному».

Уровень качества — это значительная определенность объекта, благодаря которой он есть конкретно этим, а не иным. Оно имеется целостная черта единства значительных особенностей объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости. Объект владеет качественной определенностью как совокупностью функций и свойств, каковые проявляются во взаимодействии с другими объектами. Уровень качества сложных органических образований и живых функционирующих совокупностей это не только входящие в их состав химические элементы, но и порядок их связей, последовательность их размещения, пространственная конфигурация и т.д. Уровень качества организма в определенной мере зависит от количества и качества его структурных элементов: совокупностей органов, клеток и органов, Трансформации состава либо пространственной конфигурации ДНК как трансформации качества смогут значительным образом воздействовать, к примеру, на химическую индивидуальность организма, обусловливать наследственные болезни.

Количественная и качественная определенность объекта тесно связаны между собой, они существуют во взаимной обусловленности и взаимодействии. В ходе трансформации объекта происходит изменение количественной и качественной определенности. Накопление количественных трансформаций допустимо в рамках меры — определенного промежутка, в рамках которого количественные трансформации объекта не приводят к трансформации его качества. Выход за рамки меры — «скачок» — это количественное изменение, из-за которого появляется новое уровень качества, отрицающее какие-то ветхие качества объекта.

Категориям «качество» и «количество» постоянно принадлежала ключевая роль при решении и осмыслении теоретических и практических неприятностей медицины, раскрытии квалитативных и квантитативных качеств в патологии и понимании нормы, патогенеза и этиологии, болезни и здоровья. Количественная и качественная характеристики находятся в неразрывном единстве и лежат в базе классификации заболеваний, дифференциального диагноза. Взор на обычные и патологические процессы лишь как на количественные либо лишь как качественные есть односторонним, метафизическим.

В случае, если в философских изучениях качества и проблема свойства, в большинстве случаев, ставится абстрактно, в неспециализированных онтологических и гносеологических качествах, то в научно-медицинских подходах к этим категориям в полной мере может проявиться описательный, узкоэмпирический подход. Исходя из этого в медицине наиболее значимыми проблемами методики являются не только научно выверенный подход к количественным показателям, но и определение, стандартизация и измерение качества, качества диалектики и раскрытие количества в норме и при патологии. Реально количественные и качественные характеристики патологического процесса находятся в неразрывном единстве.

Совершенно верно так же и обычный процесс имеет количественное и качественное выражение. Взор на норму как на несложную среднеарифметическую величину неприемлем: в каждом конкретном случае нужно разглядывать количественные отклонения от нормы в их связи с качественными сдвигами, принимать к сведенью тс пределы, в рамках которых эти отклонения происходят. Для медицины серьёзен учет тех качеств, каковые разрешают отличить норму от патологии; это одно из оснований развития теории патогенеза.

В повседневной практической деятельности, в научной работе, в профилактике и клинике часто нужна объективная опенка качества, которая возможно взята благодаря измерениям. Измерение качества основано или на измерении особенностей объекта, или рассматривается как познавательно-оценочный процесс определения меры качества методом технических измерений, теоретических расчётов и экспертных оценок в рамках квалиметрии. Оценочный нюанс измерения качества пребывает в том, что эталон сравнения выбирается не произвольно, а с учетом его соответствия возможностям и потребностям общества. Измерение предполагает какие-либо размеры, а оценки — безразмерные характеристики.

Уровень качества характеризуется рядом обобщенных черт, среди которых — точность, надежность, долговечность, эстетичность. Оценивая, к примеру, влияние определенных факторов судьбы людей в мегаполисе (экологии, стресса и др.), возможно выяснить уровень качества их жизни, профиль заболеваемости, смертность и т.д., применяя способы экспертных оценок. На протяжении экспертных действий используют процедуры шкалирования, классификации и качеств и ранжирования свойств соответствующих объектов экспертных оценок. На базе экспертных оценок проводится определение весомости отдельных качеств и свойств объекта.

Взаимопроникновение физиологического и патологического, их взаимопереходы не отрицают известной диалектической закономерности, в соответствии с которой переход от нормы к патологии и обратно — это быстрое изменение качества. Метафизическая интерпретация этих переходов основывается на признании, что процесс трансформации количества ведет к эволюционному, постепенному трансформации качества.

функции соотношения и Исследование структуры — наиболее значимая философская и общенаучная неприятность. Исходный диалектико-материалистический подход к ее решению и постановке — функции единства и признание структуры. В широком смысле слова в этом единстве воплощено диалектическое единство определенной соответствующей движений формы и формы материи отражения.

Категория «функция» — это форма отражения, деятельность целесообразно организованных совокупностей. В живом биологическая функция — форма отражения, ответ на те либо иные действия, это совокупность химических, физиологических и других процессов, протекающих в определенных структурах живого, это средство разрешения противоречий между неживым и биосферой, средой и организмом, элементом и системой, частью и целым в самом организме.

Живая совокупность— это объект с определенным уровнем структурной организации и функционирования. объяснение и Описание, фиксация изменчивости живой совокупности — это не только качества диалектики и учёт количества. Возможно заявить, что функции объекта и фиксация структуры, познание структурно-функциональных взаимоотношений в живом — наиболее значимая грань понимания судьбы как изменчивости и диалектического единства устойчивости открытой, самовоспроизводящейся и саморегулирующейся живой совокупности. Механизмом яркого осуществления этого сотрудничества живого со средой являются разные формы отражения. Наибольшим уровнем интеграции организма, функции и единства структуры есть верховная нервная деятельность. Познание живого с позиций структурно-функционального подхода разрешает оптимизировать его рассмотрение в фундаментальных и прикладных пауках, в том числе и в медицине.

Функция— это в некотором роде взаимосогласованная совокупность процессов в живой совокупности, направленных на разрешение противоречий между средой и организмом, на сохранение целого. Структурно-функциональный подход — взаимодействия структур понимания и важный инструмент согласования в живом, структурной организации целостных механизмов и систем саморегуляции. Это наиболее значимая база изучения обычной и патологической жизнедеятельности, болезни и здоровья во всех их проявлениях, интеграции знания в клинической и профилактической медицине. функции и Диалектическое понимание структуры в живом — это учет динамического субстрата (объект морфологии) с функциональным процессом (объект физиологии). Противоречивое единство между относительной устойчивостью органических структур и их свойством показать себя в функционировании стало причиной вычленению двух главных направлений в патологии — функционализма и морфологизма. Теория патологии, выстроенная на функционализме, столь же односторонняя, как и теория, базирующаяся на морфологизме. В данной связи очень принципиально важно, в особенности при научных изучениях, преодоление как «чистого» функционализма, так и «чистого» морфологизма.

Выражением прогресса в развитии научных знаний новейшего времени явилась и разработка современного системного подхода, что исторически пришел на смену механицизму XVII — XIX вв. Главная цель системного подхода — анализ сложноорганизованных объектов (совокупностей) различных типов и классов.

Категории «элемент» и «система» — употребляются для понимания множеств, разглядываемых по какому-либо основанию как некая целостность (совокупность), и элементов, ее составляющих. Совокупности смогут быть совершенными и материальными, естественными и неестественными, органическими и неорганическими, социальными и биологическими и т.д. В методологии системного изучения наровне с категориями «элемент» и «система» ключевую роль играются и такие категории, как «структура», «сообщение», «целостность», «функция», «иерархия» и др.

Живая сложно организованная совокупность как целое — это что-то большее, чем составляющие его части. Это «большее» — новое уровень качества, появляющееся в ходе сотрудничества частей как целостной совокупности на протяжении саморазвития объекта.

В медицине системный подход представляет собой междисциплинарную методику, снабжающую интеграцию знаний, сохраняя наряду с этим специфичность и самостоятельность наук, но в таковой форме, в то время, когда организация их собственных данных и теоретические построения применяют системный способ как общеметодологическое основание. В медицине, как и в других науках, база применения системного подхода — диалектика, теория информации, теории принятия ответов и др. Вместе с тем системный подход как методологический инструмент занимает собственное место в методологии науки.

Системный подход направляет на изучение сущности объекта как целостной совокупности. К примеру, при определении понятия «жизнь» возможно подойти с различных позиций. В первую очередь жизнь— это философская категория, познание судьбы. После этого жизнь — настоящее макромасштабное, космическое явление. Потом жизнь — как существование биосферы, вида, популяции, организма. Соответственно познание судьбы в разных науках конкретизируется, выступает в форме совокупностей понятий соответствующих наук.

Для совокупности характерно, что элементы, входящие в нее, несут как бы двойной комплект показателей. С одной стороны, забранные сами по себе, элементы имеют одни свойства, а объединенные в совокупность — еще и дополнительные. Любой организм кроме личных изюминок несет черты вида, рода, популяции и т.д. Другими словами разные уровни интеграции в совокупность владеют различными качествами.

Такие базы системного подхода, как учение о целом и части, совокупности и элементе, разрабатываются на уровне философской методике. В фундаментальных науках системный подход конкретизируется в соответствующих теоретических концептуальных схемах, теориях и на эмпирическом уровне. Философия включает в себя принцип системности в качестве одной из наиболее значимых собственных частей.

Успех понимания системности, в особенности в медицине и биологии, зависит кроме этого от определения фактора, упорядочивающего элементы данной совокупности. Отсутствие системного фактора либо его неверное определение есть значительным недочётом, в результате которого познание совокупности может оказаться случайным, не отражающим ее подлинных особенностей, и исходя из этого, конечно, неконструктивным.

Детерминизм, следствие и причина. следствия и категорий Философский анализ причины и принципа детерминизма как общих оснований объяснения явлений настоящего мира имеет многовековую историю. Любая историческая эра привносила в познание детерминизма, следствия и причины собственные особенности. Изменялись конкретные трактовки причинности, познание роли причинно-отношений и следственных связей в настоящих процессах. Но думается и поныне общепринятым тезис Ф. Бэкона о том, что подлинное знание имеется знание, восходящее к обстоятельствам.

Материализм исходит из признания объективного характера детерминизма, причинно-следственных взаимоотношений, в то время как идеализм в той либо другой форме отрицает объективный темперамент причинно-следственных взаимоотношений.

Под детерминизмом продолжительное время осознавали такую концепцию, которая предполагает однозначную причинную обусловленность одного события вторым. Данный механистический взор был высказан математиком и французским астрономом П. Лапласом в работе «Аналитическая теория возможностей» (1812) и предполагал, что из знания исходных обстоятельств возможно в полной мере конкретно вывести следствия. Предстоящее развитие науки поставило вопрос о необходимости выработки более широкого понимания детерминизма на базе исторического подхода и диалектики.

В современном понимании детерминизм — это принцип общей закономерной связи процессов и явлений настоящего мира, содержание которого пребывает в следующем:

•любое явление, процесс причинно обусловлены, появляются в следствии сотрудничества;

  • развитие и становление любого явления происходит не произвольно, а подчиняется определенным закономерностям.

Детерминизм включает в себя причинность, но не сводится к ней: причинность — это одна из форм проявления детерминизма. Не считая причинности, детерминизм включает в себя другие типы объективных связей — пространственные и временные, воздействующие на события, процессы; корелляционные и др.

Под причинно-следственной обусловленностью понимается такая объективно нужная сообщение процессов, при которой одно явление порождает второе, одно есть обстоятельством другого. Степень зрелости медицинской науки зависит от использования и глубины знания причинных связей в профилактике и клинике. Учение о причинности в медицине (этиология) основывается на конкретном философско-методологическом основании — идеализме либо материализме, монокаузализме либо кондиционализме, эмпиризме либо рационализме и т.д.

В медицине философское учение о причинности и детерминизме — одна из баз объяснения процессов обычной и патологической жизнедеятельности: всякое изменение в состоянии живой совокупности детерминировано определенными сотрудничествами данной совокупности с внешними факторами либо внутренним сотрудничеством элементов данной совокупности. Причинность постоянно является выражением одновременного либо сочетанного действия разных факторов.

Одной из конкретно-исторических форм детерминизма в медицине выступил монокаузализм как следствие абсолютизации причинного фактора, сведение этиологии конкретно к учету лишь обстоятельства, не учитывая условий и универсальной взаимосвязи и сотрудничества разных факторов.

Еще один подход к причинности и пониманию детерминизма в медицине — кондиционализм, в философском замысле являвшийся, по существу, сведением обстоятельства до отметки условий. В борьбе монокаузализма и кондиционализма вскрывались недочёты каждого из этих течений в этиологии и проходило предстоящее развитие учения о причинности и детерминизме в медицине.

Современное решение проблемы причинности в медико-биологических науках основывается, во-первых, на фактическом «снятии» еще в первой половине XX в. крайностей монокаузализма и кондиционализма («обстоятельство действует на фоне условий, в зависимости от которых она может и не приводить к»), во-вторых, на учете серьёзной роли медико-биологического опыта в болезни и изучении здоровья, патологии и нормы. И, наконец, оно основывается на признании решающей роли практики — профилактической, клинической и реабилитационной работы. На этих основаниях сформировалось ставшее классическим и более либо менее общепризнанным познание причинности:

• обстоятельство вызывает, создаёт, порождает следствие;

• для действия обстоятельства нужны определенные условия, каковые создают возможность для его происхождения;

  • обстоятельство предшествует следствию;
  • следствие не может быть обстоятельством собственной обстоятельства.

Причинно-следственные отношения в этиологии — это фактор либо сумма факторов, каковые в большой мере определяют уровень качества, нозологическое своеобразие, протекание и возникновение патологического процесса. Определенную роль имеют и условия: одинаковая обстоятельство в различных условиях может порождать разные следствия; разные обстоятельства смогут в сходных условиях порождать однообразные следствия (полиэтиология). Но такие положения должны подвергаться глубокому анализу. В зависимости от обстоятельности подхода к конкретному патологическому процессу, от уровня, на котором рассматривается этот процесс, вопрос о полиэтиологичности процесса возможно оправданным. Моноэтиологический подход говорит о глубокой проработке неприятностей патологического процесса.

Ю.П. Лисицын и В.П. Петленко в собственной детерминацией ной теории медицины (теория адаптивного реагирования) выделяют, применительно к медицине, философский, гомеостатический, эволюционный, экологический, адаптивный и психосоматический детерминизм. На данный момент различают кроме этого динамическую и вероятностно-статистическую детерминации обычных и патологических процессов. Динамическая детерминация характерна для процессов, в которых любой последующий этап жестко, конкретно определяется предшествующим. Такая детерминированность процессов — ответственная составляющая в разработке стратегии и тактики в профилактической и клинической работе. Без сотрудничества разных детерминационных процессов была бы неосуществима правильная и однозначная саморегуляция в патологии и норме. Вместе с тем современное познание большинства процессов нормогенеза и патогенеза должно быть основано динамическом и вероятностно-статистическом понимании этих процессов.

явление и Сущность — философские категории, неотъемлемая часть диалектического понимания некоторых сторон познания в медицине.

Как мы знаем, удачи практической медицины находятся в значительной зависимости от развития ее методологических и теоретических баз. На многих примерах возможно продемонстрировать зависимость достижений практической медицины от развития теоретических изучений. Познавательная и оценочная деятельность в профилактической и клинической деятельности опирается не только на познание патогенеза и этиологии, но и на явление и сущность. Яркая данность предмета, внешнее обнаружение закономерных связей вещей в каких-либо процессах и определённых событиях, обозначается посредством философской категории «явление». Содержание философской категории «сущность» формулируется как совокупность глубинных отношений и связей материальных объектов, определяющих тенденции и основные черты их развитая.

Эта пара категорий самый полно воплотила в себе сознания и единство бытия. В этих категориях отражаются как личная природа вещей, их внешняя и внутренняя определенность, так и ступени их исторического и логического познания, т.е. различный уровень постижения глубины объекта. К медицине полностью относится выражение о том, что человеческое познание движется от явления к сущности, от сущности первого порядка — к сущности второго порядка и т.д.

направляться подчернуть, что обычно в настоящем ходе познания вскрывается ошибочность тех либо иных представлений человека о сущности вешей и явлений.

В медицине клиницист на каждом шагу видится с таковой проблемой, как внешние проявления заболевания, жалобы больного и имеющиеся эти объективного обследования, верная интерпретация которых — один из сущности понимания и аспектов явления. Объективная симптоматика не всегда укладывается в субъективное представление доктора о болезни, отдельные симптомы кажутся случайными, нетипичными. Кроме этого не всегда обнаруживается тождество между данными разных способов инструментального обследования. Все это требует от доктора не только умения выделять из многообразия имеющихся данных основное, самоё существенное в симптоматике, но и способности учитывать единичное, случайное в клинической картине заболевания.

Специфика медицинской деятельности содержится кроме этого и в том, что она не ограничивается лишь познанием. Медицина — глубоко земная наука, испытывающая на себе постоянное давление практических заинтересованностей людей, и время от времени доктор должен помогать больному, ориентируясь на симптомы заболевания, на оценки, а не на правильное знание. Отысканная эмпирическим методом закономерность кроме этого имеет обоснование, и хороши» итог лечения — лучшее оправдание для того чтобы подхода. По существу, вся народная медицина была выстроена на эмпирическом применении лекарственных средств, каковые выяснялись действенными в определенных обстановках.

Среди проблем, появляющихся в ходе развития биологических и медицинских наук, сейчас довольно много внимания уделяется моделированию и эксперименту. Одно из серьёзных различий между моделированием и экспериментом на живых организмах содержится в том, что при моделирования данные, взятую на несложных организмах, применяют для познания закономерностей жизнедеятельности более сложных организмов. Развитие экспериментальной биологии и медицины, моделирование болезней человека остро поставили вопрос о возможности и пределах переноса информации, взятой в следствии моделирования, о границах применимости экспериментального способа в медицине, об этико-правовых базах опыта, об неспециализированном и особом в экспериментальной и клинической заболевании.

По мере ускорения научного прогресса и углубления познания закономерностей судьбы как следует изменяется темперамент моделирования и научного эксперимента. Происходит процесс приближения моделей материальных — на базе живых организмов (биофизические, химические процессы и др.) — и совершенных (математические, кибернетические модели) к моделируемым процессам и объектам. Предстоящий прогресс в этом направлении направляться ожидать от длящейся технизации и компьютеризации науки. Вместе с приближением модели к объекту, ускорением темпов накопления экспериментальной и модельной информации и ее естественно-научным обобщением растет и потребность в философской интерпретации закономерностей и оснований развития этого вида научного познания, в выработке методик его применения в клинико-диагностической деятельности.

Успехи, показавшиеся в следствии применения современных способов изучения, сбора, обработки и хранения информации в науках о живом, стали причиной формированию новых идей, к созданию более идеальных представлений о диалектике биологического и социального, о функции и взаимосвязи структуры в организме, об фундаментальных особенностях живых совокупностей — информационных процессах, эволюции, патологии и норме и т. д. Сохраняют актуальность ветхие, появляются новые методологические неприятности. Ожидают собственного решения неприятность единства научного знания, вопрос о границах экстраполяции данных моделирования и экспериментов, роль аналогии и других приемов и методов познания в диагностике.

Интегративные процессы в современной медицине расширяют возможности для изучений теоретического и прикладного характера широкого круга вопросов. Современное медицинское познание, а также в диагностике, преобразовывается, так, в область комплексного анализа сложной теоретической и экспериментальной деятельности, в связи с чем в ней улучшается сотрудничество публичных, естественных и технических, наук. Сложный, комплексный темперамент современных неприятностей требует предстоящего углубления интеграции публичных, естественных и технических наук. Должны взять более широкое развитие такие формы организации науки, каковые снабжают междисциплинарное изучение проблем, нужную мобильность научных кадров, гибкость структуры научных учреждений, разработок и исследований.

дифференциация и Интеграция в медицинских науках — взаимосвязанные процессы. Разделение знаний в медицине, узкая специализация изучений, осуществляемая без координации знаний и необходимой интеграции, содержащихся в области других наук и медицины, может стать базой для происхождения односторонние метафизических обобщений, ведущих конкретно к идеализму. Столь же страшна и узкая специализация клиницистов без основательной философской и общетеоретической подготовки.

Методологические неприятности в современной медицинской науке, как было отмечено выше, связаны не только с разделением и интегративными процессами в самой науке, но и с проникновением в нее способов разных общественных наук и отраслей естествознания, с теоретизацией, с формализацией и переносом классических и новых способов познания в самой медицине, с применением логических принципов и приёмов. Такие процессы свидетельствуют, что медицина благодаря научному прогрессу понемногу преобразовывается в целостную совокупность формализующихся отраслей знания со строгой совокупностью понятий и широкой научной теорией.

«Язык философии. Специфика философских категорий»


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: