Философское учение о развитии.

Развитие есть главным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о самые общих законах развития природы, мышления и общества. Развитие не нужно осознавать как развитие всей материи в целом, оно связано лишь с конкретными материальными либо духовными совокупностями. О развитии »материи в целом» возможно сказать, подразумевая под этим нескончаемое множество развивающихся совокупностей. Развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение совокупности.

Нужно различать понятия »прогресс» и »развитие». При всей близости они не являются тождественными. Развитие всегда ведет к появлению нового качества, но оно не обязательно сложнее либо идеальнее ветхого. В случае, если новое уровень качества в том либо другом отношении превосходит старое, то налицо прогрессивная тенденция. В случае, если же оно уступает ветхому, то налицо регрессивная тенденция. Настоящий процесс развития, как и каждый диалектический процесс, по собственной сути противоречив. Развитие – это единство регресса и прогресса. Восходящей ветви в развитии одних форм соответствует нисходящая ветвь в развитии вторых форм. Ф. Энгельс по этому поводу писал: »Любой прогресс в органическом развитии есть вместе с тем и регрессом, потому что он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих вторых направлениях».

Диалектика имеется учение о связи и развитии. Но что есть обстоятельством развития? Как без помощи потусторонних сил растолковать необычное многообразие окружающего нас мира, целесообразность живой природы, прогресс и происхождение человека людской общества? На данный вопрос отвечает закон борьбы и единства противоположностей, в первый раз сформулированный Гегелем. Данный закон раскрывает сущность, внутренний источник, т.е. самую глубокую базу любого развития, отвечает на вопрос: по какой причине оно по большому счету имеет место. В законе борьбы и единства противоположностей зафиксирован фундаментальный вывод истории людской познания о том, что развитие имеется нужное следствие, итог борьбы противоположных тенденций и сил, внутренне свойственных явлениям материального мира.

Содержание данного закона раскрывается посредством понятий различия, противоречия и противоположности. Всем явлениям и вещам действительности внутренне свойственны различие и тождество. В ходе развития различия порождают противоположности. Противоположности – это отличающиеся друг от друга стороны определенного объекта, каковые имеют единую сущность и исходя из этого являются тождественными. Маркс определяет противоположности как высшую ступень развития различий одной сущности. Противоположности порождают несоответствия тогда, в то время, когда они действуют не в одном направлении, а в различных, в то время, когда они находятся в отношении взаимоисключения. Несоответствия – это форма сотрудничества противоположностей. Диалектическое несоответствие – это такое отношение между элементами, сторонами объекта, в то время, когда они отрицают, исключают и вместе с тем взаимно предполагают и попадают приятель в приятеля.

направляться различать несоответствия диалектические и формально-логические. К первым относятся несоответствия самого объективного мира, ко вторым – несоответствия, появляющиеся в ходе мышления в силу нарушения его законов. Метафизики признают лишь логические несоответствия, они отрицают объективные несоответствия, пологая, что вещи не смогут содержать в себе противоречий. Верхом бессмыслицы вычислял положение о внутренней противоречивости вещей Е. Дюринг. Отвечая ему Энгельс в работе »Анти-Дюринг» писал: »До тех пор пока мы разглядываем вещи как покоящиеся и мёртвые, каждую в отдельности, одну рядом с другой и одну за второй, мы, вправду, не наталкиваемся ни на какие конкретно несоответствия в них. Но совсем в противном случае обстоит дело, в то время, когда мы начинаем разглядывать вещи в их перемещении, в их трансформации, в их жизни, в их обоюдном действии друг на друга. Тут мы сходу наталкиваемся на несоответствия». Перемещение само имеется несоответствие; уже простое механическое перемещение может осуществляться только потому, что тело в одинаковый момент времени находится в данном месте и в один момент – в другом. одновременное разрешение и Постоянное возникновение этого несоответствия – и имеется конкретно перемещение. Каждая вещь внутренне противоречива уже по причине того, что в ходе трансформации она остается сама собой и одновременно с этим делается другой, являясь единством различия и тождества.

Закон борьбы и единства противоположностей есть общим, но проявляется своеобразны в различных областях. В качестве наиболее значимого несоответствия, свойственного неорганическому миру, есть непрерывности и противоречие прерывности, которое характеризует внутреннюю структуру материи. Современная физика констатирует, что материя владеет двойственной природой, воображая корпускулы и волны в один момент, что в базе всей материи, – как вещества, так и поля – лежит единство противоположностей. Фундаментальными несоответствиями органического мира есть диссимиляции противоположностей и взаимодействие ассимиляции, изменчивости и наследственности. Весьма ярко закон борьбы и единства противоположностей проявляется в публичной судьбе. Как мы знаем, что борьба классов есть движущей силой развития всех антагонистических формаций. Но имеются несоответствия, свойственные любому публичному строю. Это несоответствие между обществом и природой, между потреблением и производством, между производственными отношениями и производительными силами.

Закон борьбы и единства противоположностей есть и законом познания. Несоответствия, появляющиеся на протяжении познания, являются его движущей силой. Вся история развития науки осуществляется через борьбу между новыми знаниями, устаревшими положениями и гипотезами, через борьбу противоположных и противоборствующих теоретических концепций. Сама философия развивалась в постоянной борьбе таких противоположностей, как идеализм и материализм, метафизика и диалектика. Наряду с этим было бы неверно думать, что история умственного развития человечества, полная борьбы и противоречий противоположных идей – это продукт случайного заблуждения той либо другой стороны. Наоборот, борьба противоположных концепций есть той внутренней силой, которая не дает научному знанию застаиваться, а заставляет его непрерывно развиваться, совершенствоваться. Эта борьба приводит к напряжению, заостряет работу мысли и в конечном счете содействует неспециализированному умственному прогрессу.

Вторым наиболее значимым законом диалектики, раскрывающим механизм любого развития, и отвечающим на вопрос как оно происходит, есть закон обоюдного перехода количественных и качественных трансформаций. В соответствии с этому закону, развитие имеется нескончаемый последовательность сменяющихся качественных состояний, осуществляющихся на базе количественных трансформаций. Этот закон высказывает сотрудничество двух общих сторон действительности, отражаемых категориями качества и количества.

Уровень качества– это внутренняя определенность вещи, тождественная с её бытием. Вещь перестает быть тем, что она имеется и переходит в собственную противоположность, в то время, когда теряет уровень качества. Уровень качества есть крайне важной чёртом вещи, но для полной её характеристики нужно распознать и её количественные эти.

Количество – это совокупность однородных элементов, единиц данного качества. Количество выражается в величине, числе, количестве, площади, интенсивности, уровне и т.д. Каждое уровень качества владеет определенными количественными значениями, эти значения смогут быть разными, но наряду с этим они не должны выходить за определенные рамки, границы. Тот промежуток, в которого целостность данной вещи не нарушается, является мерой данной вещи. Мерой именуется то качества и единство количества, в рамках которого сохраняется качественная определенность вещи. Категория меры была одной из главных уже у мыслителей древности. Гесиод учил: меру во всем выполняй, и дела собственные одновременно с делай. По словам Демокрита, в случае, если переходишь меру, то самое приятное становятся самым неприятным. Итак, количественные трансформации не приводят к качественным только до определенного момента, пределы которого разны для разных предметов и именуются границами меры. В то время, когда таковой момент наступает, то кроме того мельчайшие предстоящие трансформации смогут привести к образованию нового качества. Переход от ветхого качества к новому в любой момент связан со скачком либо прерывом постепенности в развитии. Скачок – это общая форма перехода от одного качества к второму. Переход количественных трансформаций в качественные сопровождается и обратным процессом: новое уровень качества порождает новые количественные трансформации. Зависимость количественных трансформаций от качественных ярко проявляется в развитии публично-экономических формаций. Любая более высокая формация, воображая новое уровень качества, характеризуется и более стремительными темпами развития. То же самое возможно сообщить и о развитии научного знания, где любая как следует новая теория растолковывает более глубоко более широкий круг явлений.

Развитие характеризуется не только механизмом и внутренним источником, но и направлением. Закон отрицания отрицания характеризует направление развития, его результат и форму. Наиболее значимую роль в раскрытии содержания закона отрицания отрицания играется понятие »отрицание». Отрицание обще, оно совершается тогда, в то время, когда вещь либо кое-какие её стороны преобразовываются в собственную противоположность. Смена ветхого новым и имеется отрицание.

Метафизики, искажая процесс развития, разглядывают отрицание как простое отбрасывание, полное уничтожение, происходящее в следствии действия каких-то внешних сил. Но такое отрицание исключает возможность и всякую преемственность предстоящего развития. Не такое отрицание характерно для диалектической концепции развития, а »отрицание как момент связи, как момент развития с удержанием хорошего». Диалектическое отрицание – это, во-первых, самоотрицание, т.е. оно совершается на базе сотрудничества внутренних сил отрицаемого явления, а во-вторых, оно характеризуется преемственностью, есть моментом связи нового со ветхим. На протяжении диалектического отрицания старое не просто уничтожается и заменяется новым, в нем отрицается то, что отжило собственный век, что не соответствует новым условиям. Наоборот, все хорошее в нем сохраняется и начинается дальше в новом, появившемся на базе отрицания ветхого.

Метафизики знают развитие или как нескончаемое повторение одного и того же, как перемещение по замкнутому кругу, или как перемещение по прямой, по восходящей линии либо как перемещение вспять. Но таковой взор выхолащивает настоящую сущность развития. В.И. Ленин подчеркивал, что повторение в развитии, само собой разумеется, имеет место, но это не основное в развитии. Во-первых, это »как бы повторение», а не полный возврат к ветхому, а, во-вторых, повторение “в противном случае, на более высокой базе “. Диалектика такова, что новое, неповторимое появляется методом кругооборота, методом определенного повторения, как бы возврата к ветхому. Так, диалектическая концепция развития есть »снятием» обеих метафизических противоположностей и воображает развитие как перемещение по спирали. Спиралевидная форма поступательного перемещения противостоит как перемещению по замкнутому кругу с его вечным возвратом к исходной точке, так и перемещению по прямой.

Спиралевидная форма перемещения проявляется в том, что развитие материи идет не по одному какому-либо пути, а по нескончаемому множеству направлений. Этим в конечном счете и разъясняется нескончаемое многообразие форм существования материи. Так, развитие органического мира пошло по сотням тысяч направлений, давшим все достаток растительного и животного царств, поражающих нас многообразием собственных форм. История людской общества кроме этого дает огромный разброс людских культур с их неповторимыми судьбами.

Закон отрицания отрицания есть и законом познания. Человеческий ум не имеет возможности отразить мир сходу во всей его нескончаемой сложности. Познание сосредотачивается сперва на одной стороне предмета, позже – на другой, т.е. перемещение мысли идет в большинстве случаев от одной крайности (односторонности) к второй, а всесторонней охват предмета осуществляется только в конечном счете. Количество отрицаний, через каковые происходит возврат к якобы ветхому, возможно самым разным, оно зависит от своеобразной природы отрицаемых явлений, а итог развития синтезирует в себе множество предшествующих разрешенных противоречий, а не одно из них.

Фундаментальные законы диалектики были сформулированы Гегелем, что к тому же создал самую полную совокупность категорий диалектики. Каждая наука является системой понятий. Понятия частных наук отражают специфику тех объектов, каковые они изучают, исходя из этого понятия одних наук, в большинстве случаев, не применимы в других науках. Философские понятия, отражающие общие стороны действительности, употребляются во всех науках. Философские категории — это понятия, каковые отражают общие явления, отношения и свойства действительности.

Первая попытка классификации категорий была осуществлена Аристотелем. Аристотель разглядывает категории как наивысшее обобщение и отражение объективной действительности. Но аристотелевская классификация, включавшая десять категорий, основывалась на формально-логических правилах, была не полной и застывшей. Солидный вклад в развитие учения о категориях внес Гегель. Но он представил категории как независимые сущности, порождающие друг друга и определяющие все свойства окружающего мира. Сам процесс развития бытия у Гегеля имеется не что иное, как саморазвитие безотносительной идеи, процесс саморазвития философских понятий. Гегель, как и целый объективный идеализм в целом, разглядывает категории как объективно существующие действительности, свободные ни от природы, ни от людской сознания.

Представители субъективного идеализма, наоборот, подчеркивают субъективность философских понятий, их зависимость от субъекта. В этом они правы. Но субъективные идеалисты абсолютизируют эту субъективность, потому, что отрицают объективное содержание философских категорий.

Философия диалектического материализма признает объективность содержания философских понятий, их независимость от субъекта, но в также время показывает на их субъективность. Содержание философских категорий объективно, но сами понятия появляются и существуют лишь в сознании субъекта. Категории философии являются итогом познания, обобщением опыта развития практики и научного знания всей предшествующей истории . Концентрируя огромный опыт исторического развития познания, они имеют громадную методологическую сокровище. В отличие от понятий частных наук, философские категории пронизывают собой всю ткань научного познания, все области знания, представляют собой »ступеньки» проникновения мышления в сущность вещей. Усвоение категорий на протяжении личного развития человека есть нужным условием формирования у него способности теоретического мышления. Через категории и законы философии индивиду передается аккумулированный в них тысячелетний опыт развития людской мышления.

Единичное, особое, общее. Мир, будучи единым, существует как нескончаемое количественное и качественное многообразие явлений и предметов, владеющих собственными личными и неповторимыми показателями. Эти отличительные особенности предметов характеризуются категорией единичного. Единичное – это философская категория для обозначения отличительных сторон и свойств предмета.

Но нескончаемое многообразие – это только одна сторона бытия. Вторая его сторона содержится в общности вещей, их структур, отношений и свойств. тождественность и Единство особенностей всего явлений мира и бесконечного многообразия предметов выражается категорией неспециализированного. Общее – это философская категория для обозначения сходных, свойств предметов и тождественных сторон.

Неприятность соотношения единичного и неспециализированного появилась вместе с возникновением самой философии и обсуждалась в течении всей истории философии. Пробуя решить её, Аристотель рассуждал: существуют отдельные плоды – яблоко, груша, слива, познавая каковые мы образуем понятие “плод”. Но “плод по большому счету” реально не существует, как же тогда допустимо существование яблок, груш и слив, каковые всё-таки являются плодами? Категории единичного и неспециализированного были у него оторванными друг от друга.

Противопоставление категорий единичного и неспециализированного вылилось в середине века в продолжительную борьбу двух реализма и – философских направлений номинализма. Номиналисты утверждали, что общее не имеет никакого настоящего существования, что оно имеется только имена, слова, реально же существуют лишь отдельные вещи. Реалисты, наоборот, полагали, что неспециализированные понятия существуют реально, как некие духовные сущности вещей, они предшествуют отдельным предметам и смогут существовать независимо от них.

В соответствии с философии диалектического материализма общее существует в самих вещах, в их отношениях и свойствах объективно, независимо от сознания. Это общее более либо менее совершенно верно выражается в понятиях, каковые отражают реально существующее неспециализированное в предметах природы. Отношение единичного и неспециализированного нужно разглядывать как отношение несоответствия. И тогда окажется, что противоположности тождественны: единичное не существует в противном случае как в той связи, которая ведет к неспециализированному. Общее существует только в отдельном – в виде сторон, моментов отдельного. Кое-какие современные философы отождествляют единичное с отдельным, а общее – с объединением родственных вещей (К примеру, дерево – единичное, а лес — общее). Но отдельное богаче единичного, оно является единством единичного и неспециализированного. Это положение вытекает из того, что всё в каком-то отношении и тождественно и различно.

Связь единичного и неспециализированного выражается посредством категории особого. В том, что любой объект имеется единство единичного и неспециализированного, он выступает как особое, т.е. особое есть связующим звеном между единичным и неспециализированным.

Учёт диалектики единичного и неспециализированного имеет серьёзное методологическое значение в научном изучении и при осмыслении явлений публичной судьбе. К примеру, при любом преобразовании общества не нужно допускать недооценки либо игнорирования ни неспециализированного ни единичного. Конкретно эту неточность совершили русские реформаторы, пробовавшие направить Россию по пути развития либерально-капиталистического общества американского примера, полностью надеясь на чудодейственную силу рыночных взаимоотношений (общее), не создав для этого достаточной правовой базы и не соотнеся собственных планов с реалиями русском действительности (единичное и особое). В следствии совершённой ими экономической реформы 80% фирм стали банкротами, катастрофически упали качество и уровень судьбы россиян, быстро выросла преступность. Начиная с конца 1991 года смертность в РФ превысила рождаемость.

следствие и Причина. Фундаментальная роль в научном познании в собственности принципу детерминизма, в соответствии с которому настоящие природные, публичные и процессы и психологические явления детерминированы, другими словами появляются, развиваются и уничтожаются закономерно, в следствии действия определённых обстоятельств. Детерминизм – это учение о общей процессов и причинной обусловленности явлений объективного мира. В первый раз определение причинности как закона, как общего принципа дал Демокрит. закономерности явлений и Признание причинности лежит в базе научного познания и материалистического понимания мира. Причинность – это такая нужная связь между явлениями при которой одно явление (обстоятельство) вызывает, порождает второе явление (следствие). Причинно-следственная сообщение имеется закон и, как каждый закон, имеется сообщение значительная и нужная. Обстоятельство нужно порождает следствие, но темперамент этого следствия возможно разным в зависимости от условий, в которых протекает процесс причинения. Условия – это явления, нужные для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие. Являясь внешним причиной, условия не входят в содержание причинности, не затрагивают её сущности, но влияют на сам темперамент протекания процесса “причинения”. К примеру, географическая среда не есть обстоятельством публичного развития, выступает как одно из его условий, но она накладывает собственный отпечаток на ход публичного развития, активизирует либо замедляет его.

Причинная сообщение явлений носит объективный, универсальный, общий темперамент. В мире нет и не может быть беспричинных явлений. В этом и состоит всеобщность причинности. Учение, отрицающее объективную причинную сообщение явлений, именуется индетерминизмом. Детерминизм противостоит не только индетерминизму, но и телеологии, представители которой считают, что совершенство природы определяется изначальным целевым устремлением природы, которая в глубинах собственного существа содержит некую созидательно действующую обстоятельство. Но наличие цели в природе предполагает того, кто её ставит: телеология ведёт, так, к теологии, где разумность мира разъясняется изначальным планом творца.

Представители субъективного идеализма отрицают объективный темперамент причинно-следственной связи. В соответствии с Д. Юму, причинная сообщение не в собственности самим вещам, а относится только к нашим представлениям. Он полагал, что причинность – это психотерапевтическая привычка принимать одно за вторым. Причинная сообщение тут отождествляется с регулярным следованием событий во времени. И. Кант вычислял причинность априорной, т.е. доопытной формой рассудка, данной независимо от объективного мира, которая вносит “порядок в хаос впечатлений познающего субъекта”.

Философия диалектического материализма не только признаёт объективный, нужный и общий темперамент причинности, но и отвергает характерное для метафизики противопоставление обстоятельства следствию. следствие и Причина не метафизические противоположности, одна из которых во времени существует раньше второй, а противоположности взаимодействующие. следствия и Диалектика причины выражается, во-первых, в том, что любое явление, любое звено в генетической причинной цепи в различных отношениях может выступать и как обстоятельство и как следствие. Во-вторых, обстоятельство порождая следствие изменяется, исчезает в нём. В этом проявляется обратное влияние следствия на порождающую его обстоятельство.

В современной науке роль принципа причинности возросла, потому, что он положен в базу многих научных теорий и играется громадную эвристическую роль в изучении общества и природы. В связи с изучением микромира активное обсуждение в научной и философской литературе взял вопрос о временном отношении следствия и причины. Анализ данной неприятности в истории философии продемонстрировал, что в том месте сформировались два противоположных подхода к её ответу: динамическая и статическая концепции. Динамическая концепция причинности говорит, что обстоятельство существует в любой момент раньше следствия во времени. Но эта концепция не имеет возможности ответить на вопрос: как обстоятельство порождает следствие, если она существует до него, а в то время, когда имеется следствие – нет обстоятельства. Вправду, обстоятельство, которая не действует, не есть обстоятельством, потому, что она ничего не порождает. Исходя из этого последовательность философов говорит, что следствие и причина существуют в один момент. Но и статическая концепция причинности, обосновывающая одновременность следствий и причин, кроме этого очень уязвима. Так как в случае, если следствие и причина одновременны, то, разумеется, уже сейчас времени должны существовать все вероятные следствия обстоятельства. Вся причинно-следственная цепь сжимается в один миг и развитие делается неосуществимым.

равная убедительность и Сама альтернативность указанных совокупностей аргументации даёт основание думать, что как положение об одновременности следствия и причины, так и положение об их разновременности должны быть слиты в некоем диалектическом синтезе, предполагающем разновременности и признание одновременности, различия и единства тождества в объективных причинно-следственных связях.

случайность и Необходимость. Изучение причинно-следственной связи ведет к выводу о том, что обстоятельство с необходимостью порождает следствие. Исходя из этого не просто так в истории философии необходимость сперва осознаётся лишь как свойство самой причинной связи. Но на протяжении предстоящего развития познания нужными начинают принимать во внимание всякие связи, неизбежно наступающие при определённых условиях. Совместно со становлением категории необходимости появляется и соотносительная с нею категория случайности.

Необходимость характеризует процесс развития со стороны его внутренней детерминированности, она имеет основание в себе самой и реализуется независимо от каких бы то ни было условий. Имея ввиду эту особенность необходимости, Аристотель характеризует её “в смысле того, что в противном случае быть не имеет возможности”.

Необходимость – это свойства и те связи вещи, каковые имеют обстоятельства существования в ней самой, каковые обусловлены её внутренней природой. Нужно взаимопревращение неорганической материи, развитие живых организмов, смена публично-экономических формаций. Всё это нужно, в силу того, что происходит неизбежно потому, что обусловлено внутренней природой разглядываемых явлений, их внутренней закономерностью.

Случайность, в противоположность необходимости, имеет внешний по отношению к данному явлению темперамент. Специфика случайности пребывает в том, что она характеризует процесс развития со стороны условий его протекания. В этом смысле случайность, как говорит Гегель, имеется “что-то такое, что имеет основание собственного бытия не в самом себе, а в другом”, исходя из этого она выступает как “ что-то такое, что возможно, быть может и не быть, что возможно таким, а возможно и вторым”. Случайность – это свойства и те связи вещи, каковые имеют основание собственного существования в другом, т.е. обусловлены внешними событиями. В случае, если, к примеру, вирус для гриппа будет нужным условием, то простуда – случайным, т.к. она возможно, быть может и не быть.

Указанные определения, фиксируя случайности и существенные моменты необходимости, ещё не вскрывают “механизм” их взаимоотношений как моментов общей противоречивости материи. Односторонность этих определений содержится в том, что, исходя из них, возможно сделать вывод, что одни связи и свойства – нужны, другие же – случайны. случайности и соотношения Такое понимание необходимости было характерно для метафизического материализма, отрицавшего случайность и абсолютизировавшего необходимость. Демокрит, Спиноза, Гольбах отожествляли необходимость с причинностью. Они рассуждали так: всякое явление имеет собственную обстоятельство. Обстоятельство со следствием связана нужно. А раз так, то случайных явлений нет, все они с неизбежностью порождаются собственными обстоятельствами, т.е. необходим . Но заявить, что всё полностью нужно, равносильно обратному утверждению: в мире господствует случайность. С позиций диалектического мышления, любое событие и нужно и случайно. Будучи сторонами несоответствия, случайность и необходимость не существует в чистом виде, их природа раскрывается приятель через приятеля. Необходимость является основой случайности, она постоянно проявляется лишь через случайность, которая и есть методом её бытия. Случайность же имеется форма проявления необходимости. Любое явление, так, и нужно и случайно, но тогда мы разглядываем его в определённом отношении, то формула “и — и” сменяется формулой “либо — либо”, потому что в данном отношении мы должны с полной определённостью сообщить, показалось ли это событие нужным либо случайным образом.

случайности диалектики и Учёт необходимости имеет серьёзное значение для практической деятельности и научного познания. Не смотря на то, что задачей науки есть открытие нужных связей, открытие законов немыслимо без анализа случайных явлений в которых они проявляются. Необходимость постоянно обнаруживается как тенденция, пробивающаяся через массу случайностей.

действительность и Возможность. В широком смысле слова под действительностью понимается целый объективно существующий мир. В более узком смысле слова под действительностью понимается актуальное бытие, которое сопоставляется с категорией возможности, высказывающей потенциальное бытиё.

Реальность – это определённость материи, характеризующая её со стороны неличности, актуальности бытия.

Возможность – это определённость материи, характеризующая её со развития потенций и стороны существования.

действительность и Возможность, так, не сама материя, не само сущее, а метод бытия сущего. В качестве противоположностей действительность и возможность существуют как иное друг друга, они выступают в качестве одного из моментов противоречивости материи как метода её бытия.

В обыденном представлении реальность выступает как что-то более фундаментальное, владеющее громадной действительностью и более богатым содержанием, чем возможность. Но при таких условиях оказывается, что реальность не испытывает недостаток в собственном существовании в возможности; из иного действительности, из её противоположности возможность трансформируется в момент действительности. Но тогда оказывается совсем необъяснимым факт перехода возможности в реальность, нереально растолковать и развитие материи, поскольку реальность, лишённая возможности, застывает на месте.

В действительности материя имеется в равной мере и действительность и возможность, правильнее – имеется действительности и тождество возможности. Её реальность имеется её возможность, а её возможность имеется её реальность. Забранные вне соотношения одна с другой, они малосодержательны и безлюдны. И лишь в этом соотношении они образуют реальный смысл и реальное содержание. Конкретно это находит собственное выражение в том, что реальность постоянно выступает как реализованная возможность, а возможность – как потенциальная реальность.

Потому, что развитие осуществляется через столкновение противоположных тенденций, на каждом конкретном этапе развития существует целый спектр возможностей, из которых не всё преобразовывается в реальность. Реализуются лишь те возможности, для осуществления которых складываются нужные и достаточные внутренние и внешние условия, а последние постоянно включают в себя элемент случайности. Исходя из этого развитие не имеет однозначного определённого, фатального характера. Будущее в силу условий и многообразия возможностей их реализации постоянно имеет вероятностный темперамент.

Действительностью может стать лишь то, что заложено в предмете как возможность. Исходя из этого развитие представляет собой превращение и зарождения бесконечный процесс возможностей их в реальность. Величина возможности может значительно изменяться в пределах от неосуществимости до действительности. Развитие возможностей в этом замысле может взять качественную и количественную чёрта. как следует возможности делятся на настоящие и формальные. Возможность будет настоящей, если она высказывает закономерную тенденцию и в конечном итоге существуют нужные условия её реализации. К примеру, полёт человека на Марс.

Формальная (абстрактная) возможность высказывает несущественную тенденцию и в конечном итоге отсутствуют нужные условия её реализации. К примеру, полёт человека за пределы Нашей системы.Формальная возможность не противоречит объективным законам и в этом она коренным образом отличается от неосуществимости. Невозможность – это то, что противоречит законам общества и природы, что несовместимо с ними.

Различие между настоящей и формальной возможностью довольно. Настоящая возможность возможно потерянной и объективно нереализованной в силу каких-то событий. Вместе с тем формальная возможность может превратиться в настоящую. Настоящая возможность ближе к действительности, формальная — ближе к неосуществимости. Но значительно более правильной будет количественная черта возможности. В случае, если невозможность обозначить через О, а реальность через 1, то все промежуточные значения будут характеризовать степень возможности. Мера данной возможности именуется возможностью. Возможность как философское понятие возможно выяснена как количественная сторона вероятного.

Переход возможности в реальность имеется процесс разрешения разногласия между действительностью и возможностью, как методом бытия данной материальной совокупности. Но тем самым он имеется процесс перехода к новой материальной совокупности, характеризующейся своим методом бытия, собственной совокупностью противоречий, а следовательно, и новым несоответствием её как действительности и возможности.

форма и Содержание. Под содержанием в философии понимается всё, что содержится в совокупности. Ко мне входят не только субстраты-элементы, но и отношения, связи, процессы, все части совокупности. Содержание – это совокупность всех элементов, сторон, процессов, составляющих этот предмет. К примеру, содержанием живого организма есть не просто совокупность его органов, а целый настоящий процесс его жизнедеятельности, протекающий в определённой форме. Форма – это организация, структура, метод существования того либо иного содержания.

форма и Содержание высказывают различные, но неразрывно связанные стороны одного и того же предмета. Всякому содержанию свойственна определённая, позванная данным содержанием форма, любая форма содержательна. форма и Содержание выступают в единстве, но в этом единстве они неравноправны. Содержание играется определённую роль по отношению к форме. Потому, что форма имеется лишь метод, закон соединения элементов содержания, то ясно, что данный метод соединения находится в подчинённой зависимости и прямой от того, что соединяется. К примеру, сперва происходят трансформации в функциях организма, в типе обмена веществ, после этого происходят трансформации в его морфологической структуре, в строении, форме.

Категории содержания и формы имеют громадное значение для осмысления диалектики процессов развития. Форма, соответствующая содержанию, содействует, активизирует развитие содержания. Наряду с этим неизбежно наступает период, в то время, когда ветхая форма перестаёт соответствовать изменившемуся содержанию и начинает замедлять его предстоящее развитие. Появляется конфликт между содержанием и формой, что разрушается путём ломки появления формы и устаревшей формы, соответствующей новому содержанию. Новая форма оказывает активное действие на содержание, содействует его формированию. Так, форма владеет относительной самостоятельностью и может оказывать обратное влияние на содержание.

Классификация сторон в предметах на форму и содержание не полна: то, что в одном отношении есть содержанием, в другом выступает как форма, и напротив. Так, производственные отношения, являясь формой метода производства, в один момент составляют базис публично-экономической формации, являются содержанием надстройки.

29. ДИАЛЕКТИКА. Понятие развития


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: