закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ
О безопасности дорожного перемещения
(с трансформациями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 декабря 2008 г., 25 ноября 2009 г.)
Принят Госдумой 15 ноября 1995 года
ГЛАВА I. НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.Задачи настоящего закона
Настоящий закон определяет правовые базы обеспечения безопасности дорожного перемещения на территории РФ.
Задачами настоящего закона являются: охрана судьбы, имущества и здоровья граждан, защита их прав и законных заинтересованностей, и государства интересов и защита общества методом предупреждения дорожно-транспортных происшествий, понижения тяжести их последствий.
Статья 2.Главные термины
Для целей настоящего закона используются следующие главные термины:
дорожное перемещение — совокупность публичных взаимоотношений, появляющихся в ходе грузов и перемещения людей посредством транспортных средств либо без таковых в пределах дорог;
безопасность дорожного перемещения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных их последствий и происшествий;
ДТП — событие, появившееся в ходе перемещения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли либо ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы или причинен другой материальный ущерб;
обеспечение безопасности дорожного перемещения — деятельность, направленная на предупреждение обстоятельств происхождения дорожно-транспортных происшествий, понижение тяжести их последствий;
участник дорожного перемещения — лицо, принимающее яркое участие в ходе дорожного перемещения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;
организация дорожного перемещения — комплекс организационно-правовых организационно-распорядительных действий и технических мероприятий по управлению перемещением на дорогах;
дорога — обустроенная либо приспособленная и применяемая для перемещения транспортных средств полоса почвы или поверхность неестественного сооружения. Дорога включает в себя одну либо пара проезжих частей, и трамвайные дороги, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов либо оборудования, установленного на нем.
Статья 3.Ключевые принципы обеспечения безопасности дорожного перемещения
Ключевыми принципами обеспечения безопасности дорожного перемещения являются:
здоровья граждан и приоритет жизни, участвующих в дорожном перемещении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
приоритет ответственности страны за обеспечение безопасности дорожного перемещения над серьезностью граждан, участвующих в дорожном перемещении;
соблюдение заинтересованностей граждан, государства и общества при обеспечении безопасности дорожного перемещения;
программно-целевой подход к деятельности по безопасности дорожного перемещения.
Статья 4.Законодательство РФ о безопасности дорожного перемещения
Законодательство РФ о безопасности дорожного перемещения складывается из настоящего закона и других законов , принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
ГЛАВА IV. ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ По безопасности ДОРОЖНОГО Перемещения
законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ пункт 1 статьи 11 настоящего закона изложен в новой редакции, начинающей действовать с 1 января 2007 г.
Статья 11.Главные требования по безопасности дорожного перемещения при проектировании, реконструкции и строительстве дорог
1. Проектирование, реконструкция и строительство дорог на территории РФ должны снабжать безопасность дорожного перемещения. Соответствие выстроенных и реконструированных дорог требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление национального строительного надзора федерального органа аккуратной власти либо уполномоченного на осуществление национального строительного надзора органа аккуратной власти субъекта РФ в соответствии с требованиями законодательства РФ о градостроительной деятельности.
2. Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного перемещения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах строительства и реконструкции — на исполнителя работ.
При проектировании, реконструкции и строительстве дорог не допускается понижение капитальных затрат за счет инженерных ответов, отрицательно воздействующих на безопасность дорожного перемещения.
законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ в пункт 2 статьи 12 настоящего закона внесены трансформации.
Статья 12.Главные требования по безопасности дорожного перемещения при содержании и ремонте дорог
1. содержание и Ремонт дорог на территории РФ должны снабжать безопасность дорожного перемещения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и вторым нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного перемещения, удостоверяется актами контрольных осмотров или обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов аккуратной власти.
2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и вторым нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание дорог .
Статья 13.Обустройство дорог объектами сервиса
Федеральные органы аккуратной власти, органы аккуратной власти субъектов РФ и муниципальные органы власти, юридические и физические лица, в ведении которых находятся трассы , принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, генеральными схемами и планами строительства размещения указанных объектов, организуют их работу в целях большого удовлетворения потребностей участников обеспечения и дорожного движения их безопасности, воображают данные участникам дорожного перемещения о наличии таких объектов и размещении ближайших связи и учреждений здравоохранения, а равняется данные о надёжных условиях перемещения на соответствующих участках дорог.
Статья 14.Ограничение либо прекращение перемещения на дорогах
1. Временное ограничение либо прекращение перемещения транспортных средств на дорогах для обеспечения безопасности дорожного перемещения может осуществляться уполномоченными на то чиновниками федеральных органов аккуратной власти, органов аккуратной власти субъектов РФ, муниципальных органов власти в пределах их компетенции.
2. Основания временного ограничения либо прекращения перемещения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами РФ и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о безопасности дорожного перемещения.
законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ в статью 15 настоящего закона внесены трансформации
Статья 15.Главные требования по безопасности дорожного перемещения при реализации и изготовлении транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, принадлежностей и запасных частей
1. Транспортные средства, изготовленные в РФ либо ввозимые из-за предела сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для принятие участия в дорожном перемещении на ее территории, и составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного перемещения, подлежат необходимой сертификации либо декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании.
2. Ответственность изготовителя (продавца, исполнителя) транспортных средств, и составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, принадлежностей и запасных частей транспортных средств, подлежащих реализации на территории РФ, определяется законодательством РФ.
3. Допуск транспортных средств, предназначенных для принятие участия в дорожном перемещении на территории РФ, за исключением транспортных средств, участвующих в интернациональном перемещении либо ввозимых на территорию РФ на срок не более шести месяцев, осуществляется в правовом поле РФ методом регистрации транспортных выдачи и средств соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного перемещения, запрещается.
4. По окончании внесения трансформации в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, а также в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, принадлежностей и запасных частей, воздействующих на обеспечение безопасности дорожного перемещения, нужно проведение повторной сертификации либо повторного декларирования соответствия.
законом от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ в статью 16 настоящего закона внесены трансформации, начинающие действовать с 1 июля 2003 г.
Статья 16.Главные требования по безопасности дорожного перемещения при эксплуатации транспортных средств
1. оборудование и Техническое состояние транспортных средств, участвующих в дорожном перемещении, должны снабжать безопасность дорожного перемещения.
2. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном перемещении, в технически исправном состоянии возлагается на обладателей транспортных средств или на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
3. Обладатели транспортных средств должны осуществлять необходимое страхование собственной гражданской ответственности в соответствии с законом . В отношении транспортных средств, обладатели которых не выполнили данную обязанность, не проводятся национальный регистрация и технический осмотр.
Статья 17.Национальный технический осмотр транспортных средств
1. Находящиеся в эксплуатации на территории РФ и зарегистрированные в соответствии с правилами транспортные средства подлежат обязательному национальному техническому осмотру.
2. Порядок проведения необходимого национального технического осмотра устанавливается Правительством РФ.
законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ в статью 18 настоящего закона внесены трансформации
Статья 18.Главные требования по безопасности дорожного перемещения при ремонте и техническом обслуживании транспортных средств
1. ремонт и Техническое обслуживание транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны снабжать безопасность дорожного перемещения.
2. Нормы, процедуры и правила ремонта и технического обслуживания транспортных средств устанавливаются фабриками-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации.
законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ в пункт 3 статьи 18 настоящего закона внесены трансформации
3. индивидуальные предприниматели и юридические лица, делающие работы и предоставляющие услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, обязаны снабжать их проведение в соответствии с правилами и установленными нормами.
4. Транспортные средства, прошедшие ремонт и техническое обслуживание, должны отвечать требованиям, регламентирующим оборудование и техническое состояние транспортных средств, участвующих в дорожном перемещении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного перемещения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных услуг и работ.
законом от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ в статью 19 настоящего закона внесены трансформации, начинающие действовать с 1 июля 2003 г.
Статья 19.Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств
1. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного перемещения.
Список неисправностей транспортных условия и средств, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством РФ.
2. Запрещается эксплуатация транспортных средств, обладателями которых не выполнена установленная законом обязанность по страхованию собственной гражданской ответственности.
3. Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то чиновниками.
законом от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ в статью 20 настоящего закона внесены трансформации, начинающие действовать с 1 июля 2003 г.
Статья 20.Главные требования по безопасности дорожного перемещения к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам при осуществлении ими деятельности, которая связана с эксплуатацией транспортных средств
законом от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ в пункт 1 статьи 20 настоящего закона внесены трансформации
1. индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, снабжающими безопасность дорожного перемещения;
выполнять установленный законодательством РФ режим отдыха и труда водителей;
создавать условия для других квалификации работников и повышения водителей автомобильного и наземного городского электрического транспорта, снабжающих безопасность дорожного перемещения;
разбирать и ликвидировать обстоятельства дорожно-нарушений правил и транспортных происшествий дорожного перемещения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
снабжать соответствие состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного перемещения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного перемещения;
снабжать выполнение установленной законом обязанности по страхованию гражданской ответственности обладателей транспортных средств.
2. индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам запрещается в какой бы то ни было форме понуждать либо поощрять водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного перемещения.
3. Юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным муниципальным электрическим транспортом, с учетом изюминок перевозок и в пределах действующего законодательства РФ о безопасности дорожного перемещения смогут устанавливать особые правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного перемещения.
Статья 21.Мероприятия по организации дорожного перемещения
1. Мероприятия по организации дорожного перемещения осуществляются в целях увеличения его пропускной способности и безопасности дорог федеральными органами аккуратной власти, органами аккуратной власти субъектов РФ и муниципальными органами власти, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся трассы .
проведение и Разработка указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ на базе проектов, иной документации и схем, утверждаемых в соответствии с правилами.
Статья 22.Требования по безопасности дорожного перемещения в ходе его организации
1. Деятельность по организации дорожного перемещения обязана осуществляться на базе комплексного применения технических конструкций и средств, использование которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено схемами и проектами организации дорожного перемещения.
2. Трансформации в организации дорожного перемещения для увеличения пропускной свойстве дорог либо для других целей за счет понижения уровня безопасности дорожного перемещения не допускаются.
3. Изменение организации перемещения транспортных пешеходов и средств в неотложных случаях при происхождении настоящей угрозы безопасности дорожного перемещения должно осуществляться лишь уполномоченными на то чиновниками органов внутренних дел РФ или чиновниками дорожных и служб ЖКХ с последующим уведомлением органов внутренних дел РФ. Распоряжения указанных лиц необходимы для всех участников дорожного перемещения.
4. Единый порядок дорожного перемещения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного перемещения, утверждаемыми Правительством РФ.
5. На дорогах РФ устанавливается правостороннее перемещение транспортных средств.
Статья 23.Медицинское обеспечение безопасности дорожного перемещения
законом от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ в пункт 1 статьи 23 настоящего закона внесены трансформации
1. Медицинское обеспечение безопасности дорожного перемещения содержится в необходимом переосвидетельствовании кандидатов и медицинском освидетельствовании в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного перемещения, чиновниковов органов внутренних дел РФ и других специальных подразделений, и населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
2. Целью необходимого переосвидетельствования и медицинского освидетельствования есть определение у водителей транспортных кандидатов и средств в водители медицинских противопоказаний либо ограничений к водительской деятельности.
Медпомощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях содержится в:
оказании доврачебной помощи на месте дорожно-транспортного происшествия;
оказании квалифицированной медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия, в пути следования в лечебное учреждение и в лечебном учреждении.
законом от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ пункт 3 статьи 23 настоящего закона изложен в новой редакции
3. Пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях оказывается первая помощь, и медпомощь, которая содержится в:
оказании скорой медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия и в пути следования в лечебно-профилактическое учреждение;
оказании первичной медико-санитарной помощи и специальной медицинской помощи.
законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ в статью 24 настоящего закона внесены трансформации
Статья 24.Права и обязанности участников дорожного перемещения
1. Права граждан на надёжные условия перемещения по дорогам РФ гарантируются страной и обеспечиваются методом исполнения законодательства РФ о безопасности международных договоров и дорожного движения РФ.
2. Реализация участниками дорожного перемещения собственных прав не должна ограничивать либо нарушать права вторых участников дорожного перемещения.
3. Участники дорожного перемещения есть в праве:
вольно и свободно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, приобретать от органов аккуратной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего закона , точную данные о надёжных условиях дорожного перемещения;
приобретать данные от чиновниковов, указанных в статье 14 настоящего закона , о обстоятельствах установления ограничения либо запрещения перемещения по дорогам;
приобретать полную и точную данные о качестве услуг и продукции, которые связаны с обеспечением безопасности дорожного перемещения;
на бесплатную медпомощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при ДТП от организаций и (либо) чиновниковов, на которых законом, иными нормативными правовыми актами возложена обязанность оказывать такую помощь;
на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, каковые установлены законодательством РФ, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (либо) груза в следствии дорожно-транспортного происшествия;
обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, незаконные действия чиновниковов, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного перемещения.
4. Участники дорожного перемещения обязаны делать требования настоящего закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного перемещения.
законом от 2 марта 1999 г. N 41-ФЗ в статью 25 настоящего закона внесены трансформации
Статья 25.Условия получения права на управление транспортными средствами
1. Граждане РФ, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, смогут по окончании соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.
К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории В и категории С смогут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профобразования, в случае, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специальных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям армейских комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица приобретают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория А) — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
машинами, разрешенная большая масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, кроме сиденья водителя, не превышает восьми (категория В), и машинами, разрешенная большая масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории Д (категория С), — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
машинами, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, кроме сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория Д), — лицам, достигшим двадцатилетнего возраста;
составами транспортных средств (категория Е) — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий В, С либо Д, — при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не меньше 12 месяцев;
троллейбусами и трамваями — лицам, достигшим двадцатилетнего возраста.
законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ в статью 26 настоящего закона внесены трансформации
Статья 26.Главные требования по подготовке водителей транспортных средств
1. Допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами граждане, прошедшие соответствующую подготовку в количестве, предусмотренном программами подготовки и учебными планами водителей транспортных средств соответствующей категории.
2. Допускается независимая подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий А и В в количестве соответствующих программ.
3. Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами аккуратной власти в порядке, определяемом Правительством РФ.
Статья 27.Получение права на управление транспортными средствами
1. Право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 настоящего закона .
2. Право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории РФ действуют национальные и интернациональные водительские удостоверения, соответствующие требованиям интернациональных соглашений РФ.
3. Порядок сдачи квалификационных выдачи и экзаменов водительских удостоверений устанавливается Правительством РФ.
Статья 28.Основания прекращения действия права на управление транспортными средствами
1. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:
истечение установленного срока действия водительского удостоверения;
ухудшение здоровья водителя, мешающее надёжному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;
лишение права на управление транспортными средствами.
2. Виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами или ограничение для того чтобы права, устанавливаются законом .
законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ в статью 29 настоящего закона внесены трансформации
Статья 29.Обучение граждан правилам надёжного поведения на трассах
1. Обучение граждан правилам надёжного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, особых образовательных учреждениях разных организационно-правовых форм, взявших лицензию на осуществление образовательной деятельности в соответствии с правилами.
2. Обучение граждан правилам надёжного поведения на дорогах проводится в соответствии с методическими рекомендациями и типовыми программами, разрабатываемыми совместно федеральными органами аккуратной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, социальной защиты и здравоохранения населения.
3. Положения об необходимом обучении граждан правилам надёжного поведения на дорогах включаются в соответствующие федеральныегосударственные образовательные стандарты.
4. Органы внутренних дел РФ и национальные СМИ обязаны оказывать помощь соответствующим органам аккуратной власти в проведении мероприятий по обучению граждан правилам надёжного поведения на дорогах.
закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ