Историю древние индийцы дробили на четыре века. Первый, как они думали, был веком общего благополучия. Люди не знали нужды и болезней, не было необходимости трудиться, поскольку природа сама давала человеку все, что ему было необходимо. Не было угнетения, и никто не сидел на шея . Все были равны, добродетельны и честны.
Таковы были неясные воспоминания древних индийцев о периоде первобытнообщинного строя. Постоянная тяжелая борьба за судьбу с грозной природой, дикими животными, враждебными племенами, голодом — все это забылось. Люди не забывали лишь о том, что тогда все были равны, не было ни господ, ни рабов.
Во втором веке добродетель в людях уменьшилась на одну четверть. Им уже было нужно тяжёлым трудом добывать себе пропитание. Еще на одну четверть уменьшилась добродетель в III веке, и на людей обрушились заболевании и стихийные бедствия. А в IV веке жить людям стало совсем тяжко.
Верхняя часть колонны Ашоки в Сарнатхе.
Индийцы именовали данный век «чёрным» и «безнравственным»: лишь одна четверть прошлой добродетели осталась у людей. Одни угнетают вторых. Порочные пользуются эйфориями судьбы, а на долю добродетельных остаются одни горести. Появляется царская власть, и цари строгими наказаниями стараются обезопасисть богатых и знатных от бедняков и угнетенных.
В таком мрачном свете рисовалась жизнь трудовому народу рабовладельческой Индии.
Все же задолго до нэ в мире начала распространяться молва об Индии как о «стране чудес». И появилась она не просто так. Довольно много необычного и красивого было создано в древности трудом целых поколений индийцев.
В Индии уже в III тысячелетии до н. э. появилась высокая по тому времени культура. Но это было лишь на северо-западе страны. На другой ее территории бродили редкие охотничьи племена и царил еще каменный век. Самые многолюдные районы современной Индии — морские реки побережья и долина Ганга — тогда были покрыты болотами и джунглями. Лишь в начале I тысячелетия до н. э., освоив технику обработки и добычи железа, индийцы стали вырубать джунгли и осушать болота. Ценой огромного труда в течении многих столетий люди осваивали равнину Ганга. К V в. до н. э. в данной плодородной равнине практически не осталось необжитых земель. Тут появилось множество небольших стран, довольно часто враждовавших между собой.
В IV в. до н. э. Индия пережила вторжение армий Александра Македонского. В равнине реки Инда захватчикам удалось преодолеть упорное сопротивление местных племен, но страны равнины Ганга к этому времени уже были объединены царями страны Магадха в одно сильное государство, и македонцы не решились продолжать собственный поход дальше на восток.
Скоро македонские гарнизоны были изгнаны и с северо-запада страны. Затем возглавивший движение сопротивления Чандрагупта пришел ко власти в Магадхе. Ему и его преемникам удалось подчинить и другие части страны, и при его внуке, царе Ашоке (III в. до н. э.), под властью царей Магадхи была практически вся Индия, не считая крайнего юга полуострова. Так как Чандрагупта и его потомки принадлежали к роду Маурьев, то их государство именуют в большинстве случаев «империей Маурьев».
Верхняя часть колонны Ашоки в провинции Бихар (243 г. до н. э.).
Завоевывая новые территории, цари из рода Маурьев и окружавшая их знать преследовали собственные индивидуальные цели, но объединение страны в сильное страну было и в интересах индийского народа. Сейчас никто не имел возможности свободно вторгнуться в Индию; так как у Чандрагупты, как утверждали греки, армия складывалась из 600 тыс. человек пехоты, 30 тыс. наездников и 9 тыс. боевых слонов. реки и Дороги стали надёжны для сообщения. Закончились изнурительные внутренние войны, на протяжении которых гибли люди, разрушались города и села, вытаптывались посевы. Действительно, Маурьи оставили на собственных местах большая часть прошлых племенных вождей и царьков, но своеволие местных правителей было очень сильно ограничено.
Государство Маурьев в начале II в. до н. э. распалось, в силу того, что отдельные части империи так и не образовали прочного единого целого. В Индию опять вторглись с северо-запада жадные до чужого хороша завоеватели: греки, обосновавшиеся в Средней Азии еще при Александре Македонском, скифы, кушаны. Лишь в начале IV в. н. э., через пять столетий по окончании распада страны Маурьев, Магадхе снова удалось объединить практически всю Северную Индию. Это новая страна именуется «империей Гупт» по имени царствовавшей семействе.
Предания, подтверждаемые данными науки, говорят, что во времена империй Маурьев и Гупт Индия была могущественной и свободной страной, а народ добился громадных удач в развитии культуры и хозяйства.
Греки, побывавшие в Индии еще в IV—III вв. до и. э., с удивлением говорили, что в этом государстве добывается сладкий на вкус белый камень, что тает, в то время, когда его кладут в рот. Это был сахар; индийцы именовали его «шаркара». Они первыми обучились выращивать сахарный тростник и приобретать из него сахар. Греки говорили кроме этого, что индийцы выращивают шерсть на деревьях, т. е. хлопок. Индийцы первыми освоили культуру хлопка. Индия была известна в Европе как поставщик разных пряностей, высоко ценившихся в то время благовоний, прочных и броских растительных красок.
Громадно было мастерство древних мастеров.
В окрестностях Дели (сейчас столица Индийской республики) имеется металлическая колонна высотой 7 ? м и весом в 6 ? т. Она была изготовлена в начале V в. н. э. Ученые до сих пор не смогут растолковать, как индийцы более полторы тысячи лет назад сумели выполнить работу, за которую еще 100 лет назад взялись бы лишь весьма немногие фабрики Америки и Европы. Наряду с этим железо столь большого качества, что оно практически совсем не ржавеет, не смотря на то, что в влажном климате и жарком Индии металлические предметы в большинстве случаев разрушаются весьма скоро.
Старый барельеф
О высоком мастерстве древнеиндийских металлистов говорят громадные статуи, отлитые из меди, оружие, которое было известно далеко за пределами страны, инструменты, серебряная посуда. Уже тогда Индия славилась собственными отличными хлопчатобумажными и шелковыми тканями.
Плотники умели строить многоэтажные древесные дома. Корабельные мастера создавали речные и морские суда, причем кое-какие имели возможность перевозить много пассажиров. Строители строили плотины и каналы для неестественного орошения полей.
В различных регионах сохранились древние монастыри и пещерные храмы; особенно довольно много их в Центральной Индии, в горах Аджанты. В горах вырубались широкие залы, их украшали орнаментами и резными колоннами.
На некоторых стенках сохранилась цветная роспись, восхищающая искусствоведов и современных художников.
Древние индийцы вели широкую торговлю по суше и морю не только с соседями, но и с отдаленными государствами. Долгим и страшным было путешествие морем в Китай. Населения украины в то время еще не предпринимали таких плаваний. Индия вывозила в другие страны изделия из железа, ткани, слоновую кость, драгоценные камни, жемчуг, благовония, пряности.
Спрос на индийские товары в государствах Средиземноморья был весьма велик, в уплату за них индийские торговцы приобретали довольно много золота. В Индию ввозили изделия и цветные металлы из них, рабов, коней.
Центрами ремесла и торговли были города.
Чужестранцы удивлялись их количеству, величине, многолюдности и достатку. Так, наибольший город старой Индии, столица Магадхи Паталипутра (сейчас Патна), по утверждению греков, была около 15 км в длину и около трех километров в ширину.
В связи с растущими потребностями повседневной судьбе и производства развивалась и наука.
Мы пользуемся так называемыми арабскими цифрами (европейские народы заимствовали их у арабов), но сами арабы заимствовали эти цифры у индийцев. И не только цифры, но и совокупность их применения, в которой любая цифра меняет собственный значение в зависимости от его места в числе (позиционная совокупность). Индийцы кроме этого ввели в цифровую совокупность нуль. Нет ни одного успехи в области математики, равного по собственному значению этим изобретениям безвестных древнеиндийских математиков.
Европейские народы заимствовали алгебру у арабов (само слово «алгебра», как мы знаем, арабского происхождения). Но и в данной науке преподавателями арабов были индийцы.
Индия — многонациональная и многоязычная страна. И в древности народы и разные племена, населявшие Индию, говорили на различных языках. Но существовал язык «санскрит», что не был разговорным, но его знали все грамотные индийцы. Санскрит игрался в Индии такую же роль, как и латинский язык в средневековой Европе, т. е. был средством культурного общения для народов и различных племён. На нем записывались произведения художественной литературы, эпос, научные произведения, сборники законов. Кое-какие из современных индийских языков на 70— 80% складываются из слов, заимствованных из санскрита. До нас дошла грамматика этого языка, составленная индийским ученым Панини еще в V в. до н. э. Это старейшая грамматика в мире.
Старая Индия. Вверху — могильный монумент (ступа в Санчи), выстроен при Ашоке в III в. до н. э. Слева — скульптура одного из слонов, украшавших ворота перед ступой. В центре — наружная стенки ступы в Санчи. Внизу — образцы посуды из Хараппы, старейший индийский музыкальный шахматная— фигурка и инструмент вина слона по древнеиндийскому примеру. Живописец И. А. Печерский.
В старой Индии, как ни в какой второй стране того времени, была развита наука о языке — языкознание.
Древнеиндийская литература отличается разнообразием и богатством. Особенно прославился драматург и поэт Калидаса (V в. н. э.), что в индийской литературе занимает такое же место, как Шекспир в британской и Пушкин в русской.
Сборники древних индийских народных сказок, рассказов и басен еще в средние века распространились далеко за пределами страны и переводились на другие языки. Под их влиянием сложился в Греции сборник басен, узнаваемый называющиеся «Басни Эзопа», а в арабских государствах сказки «Тысяча и одна ночь».
Многими дорогами проникали успехи древнеиндийской культуры в другие страны. Трудовой опыт, искусство и технические навыки индийских художников и ремесленников распространялись с торговлей. О научных достижениях индийцев говорили у себя на родине побывавшие в Индии иноземные торговцы, путешественники и послы. Кое-какие намерено приезжали в Индию, которая слыла страной мудрецов, для обогащения собственных знаний. В то время, когда индийская религия, буддизм, начала распространяться в государствах Юго-Дальнего Востока и Восточной Азии, с нею пробрались в данные государства санскрит, индийская литература, предметы мастерства.
В страны Юго-Восточной Азии — Цейлон, Бирму, Индонезию и др. — в первых столетиях отечественной эры началось массовое переселение индийцев, исходя из этого влияние индийской культуры на язык, религию, архитектуру, искусство и литературу народов этих государств выяснилось самоё сильным.
Великая и красивая культура была создана руками миллионов индийских тружеников, но лишь часть населения старой Индии жила в счастье и довольстве. Жалкое, беспросветное существование влачили бессчётные рабы, каковые были полной собственностью собственных господ. Да и среди свободных не было равенства. Они делились на четыре группы: «брахманов» — жрецов, «кшатриев» — солдат, «вайшиев» — крестьян, ремесленников и купцов и «наёмных» — работников и шудр слуг. От рождения индиец принадлежал к определенной группе: дети брахмана были брахманами, кшатрия — кшатриями и т. д. Такие замкнутые публичные группы именуют кастами. Низшими кастами были вайшии и шудры; лишь они платили налоги. Особенно тяжелым и унизительным было положение шудр.
Старый и средневековый Китай. Вверху—изображение богини Юйнюй из храма «Юнлэ» в провинции Шанси (XIV в.) и бамбуковые дощечки с иероглифами. Внизу — храм неба в Пекине (XV в.) и одно из божеств, защищавших вход в буддийский храм. Живописец И. А. Пяткин.
Им предписывалось быть лишь слугами у участников высших каст. Надеялось отрезать шудре язык, если он сказал брахману наглости, и отрубить руку, если он ею ударил брахмана либо лишь пробовал ударить, и т. д.
Неравенство людей освящалось религией — брахманизмом. Индийцы верили, что человек, не считая тела, имеет и душу. Смертно лишь тело, а душа погибшего переходит в тело другого живого существа. Применяв эти древние верования, брахманы создали собственный религиозное учение. Тот, говорили они, должен не легко трудиться на собственного господина, недоедать и всегда нуждаться, чья душа прежде пребывала в теле человека, жившего грешно (а грехом считалось все, что было неугодно жрецам и рабовладельцам). Значит, бедняки и рабы не смогут жаловаться на то, что им живется не хорошо. Порядок данный, как учили жрецы, был установлен самими всевышними; всевышними же были созданы касты и царская власть. И любой, кто пытается поменять к лучшему собственный положение либо не подчиняется влияниям, нарушает волю всевышних.
При царе Ашоке в Индии распространился появившийся еще раньше буддизм. Буддизм принимал все главное, что было в брахманизме, но, помимо этого, учил, что жизнь — зло, а жить — значит мучиться. Не нужно ничего хотеть, к чему-либо стремиться, и тогда не будет никаких поступков, за каковые в будущей судьбе было нужно бы отвечать. Тогда и душа прекратит оживать для страдания на земле, спасется от зла-судьбы и достигнет блаженного состояния — «нирваны». Достижение нирваны, учит буддизм, — основная цель верующего, успешнее всего возможно добиться этого, став монахом.
Господствующим классам было выгодно, дабы угнетенные больше думали о «спасении души», а не об улучшении собственной жизни, и потому они в любой момент с радостью помогали монахам в распространении буддизма. Так религия наровне с армией, судом, шпионами и т. д. помогала господствующей вершине удерживать трудовой народ в повиновении.
Древние индийцы воображали себе историю как развитие от хорошего к нехорошему. Такое представление отразилось в мифе «о четырех столетиях», с которого мы начали собственный рассказ о старой Индии. И это не страно, поскольку подлинные создатели красивой древнеиндийской культуры — труженики, как свободные, так и рабы, видели лишь угнетение, невзгоды и тяжёлый труд, а благами культуры пользовались по большей части цари, знать, жрецы и богачи.