Дрейфующая станция «северный полюс-4» (1954—1956)

Дрейфующая станция «северный полюс-4» (1954—1956)

Станция «Северный полюс-4» была открыта пара раньше, чем «Северный полюс-3». Прибыв в первых числах Апреля на основной отправной пункт, расположенный на мысе Шмидта, где к этому времени уже был сосредоточен главный груз станции и был персональный состав, начальник восточного отряда самолетов М. А. Титлов и глава станции Е. И. Толстяков срочно вылетели на поиски ледяного поля, на котором возможно было бы расположить лагерь дрейфующей станции. Довольно много часов совершили они в воздухе, летали более чем на 1000 километров от берега острова Врангеля, но подходящей льдины не нашли, к тому же скверная погода очень сильно мешала поискам. Неспециализированная картина состояния льда была неутешительной; оказалось, что в обследованном районе преобладали битые льды с громадным числом полыней и разводий.

Предстоящие поиски льдины происходили кроме этого в негативных условиях. Самолеты И. П. Мазурука, В. И. Масленникова и М. А. Титлова по многу часов летали над льдами, но ничего подходящего не нашли. Неоднократно на разведку вылетал В. Ф. Бурханов со собственными помощниками В. В. Фроловым и М. Н. Мороcановым. В один из таких полетов было обнаружено ледяное поле, пригодное для устройства промежуточного пункта. Оно размешалось примерно в 600 километрах от берега, было достаточно ровным и окаймлялось торосистыми нагромождениями. Скоро ко мне сели самолеты А. К. Жгуна и П. К. Мазурука, а после этого В. И. Масленникова и М. А. Титлова. С этого пункта должны были производиться предстоящие поиски льдины для станции.

Не смотря на то, что погода все еще мешала поискам, льдина, пригодная для высадки научной станции, была скоро отыскана. 8 апреля на разведку вылетело сходу четыре автомобили. На протяжении данной разведки экипаж одного из самолетов на расстоянии примерно 700 километров от берега, на 75°48? северной широты и 178°25? западной долготы, среди торосистых полей нашёл подходящее место для организации станции. Это было громадное долгое ледяное поле длиной 2,8 километра, шириной около 2,5 километра. По всем данным было видно, что оно выдержит продолжительный дрейф и в полной мере подходит для устройства на нем дрейфующей станции. Прибывшие ко мне в данный же сутки сотрудники начали создавать научные наблюдения, й скоро на материк отправилась первая метеорологическая сводка. Новая станция вошла в строй.

Дрейфующая станция «северный полюс-4» (1954—1956)

Е. И. Толстяков (в центре)

На посадочную площадку, расположенную вблизи льдины, с острова Врангеля, из Певека и Тикси друг за другом садились самолеты с грузами. Они везли палатки и разборные домики, запасы горючего, научное оборудование, продовольствие, разный хозяйственный инвентарь. На льдину были доставлены кроме того трактор-вездеход и бульдозер.

На третий сутки на льдине выбрали место, где должен был быть разбит лагерь научной дрейфующей станции.

Воздвигались палатки для научных работ и жилья, устраивались площадки для производства гидрологических, метеорологических и актинометрических наблюдений, строились павильоны для астрономических и магнитных наблюдений.

К концу месяца работы по устройству станции были закончены, и все изучения начали производиться по широкой созданной Арктическим университетом программе. В состав персонала станции входило 27 человек: гидрологи А. Г. Дралкин, Н. И. Демьянов и М. В. Извеков, аэрологи и метеорологи Г. М. Силин, Л. Ф. Овчинников, А. Е. Щекин и В. К. Бабарыкин, астроном и магнитолог А. И. Деларов, радисты А. И. Шутяев, И. В. Заведеев, П. Д. Целищев, доктор Н. Р. Палеев, повар Б. Н. Тихонов (по профессии гидрометеоролог) и другие. Как и на станции «Северный полюс-3», тут кроме этого был представитель Центральной студии документальных фильмов — оператор Н. С. Соловьев.

Так в центре Северного Ледовитого океана появились две советские дрейфующие научные станции, каковые собственными изучениями должны были существенно увеличить отечественные знания о тех районах, куда они отправятся совместно со льдами.

Станция «Северный полюс-4» сначала дрейфовала на запад, а после этого развернула на север, понемногу приближаясь к тому месту, откуда начала дрейф станция «Северный полюс-3». Льдины, на которых пребывали дрейфующие станции, двигались то с маленькой скоростью, то весьма скоро, а время от времени они, обрисовав громадный круг, возвращались к собственному исходному положению. Так, к примеру, в то время, когда станция «Северный полюс-4» пребывала на 80° северной широты, льдина обрисовала круг диаметром около 180 километров и снова подошла к 79-й параллели.

Много тревоги доставили льды зимний период, в особенности в декабрь и ноябрь, полярникам станции «Северный полюс-4». Ледяное поле, на котором был лагерь, неоднократно подвергалось сильным сжатиям. Но оно выяснилось более прочным, чем поле станции «Северный полюс-3»; от него откололась лишь часть. Около поля появились огромные гряды торосов высотой до 7-8 метров. Но по окончании одного сильного сжатия лагерь было нужно все-таки мало переместить.

В следствии сильных сжатий выходили из строя посадочные площадки, и любой раз их приходилось создавать заново.

Дрейфующая станция «северный полюс-4» (1954—1956)

П.А. Гордиенко

Жизнь людей в таких условиях часто подвергалась громадной опасности. Так, в один раз механик станции «Северный полюс-4» А. И. Шутяев, принимая на ледяном аэропорте самолет, внезапно понял, что поперек поля прошла трещина, которая начала скоро расходиться. Нужно было срочно сказать об этом пребывавшим в воздухе летчикам. Чуть успел механик позвонить по телефону в лагерь, дабы оттуда сказали на самолет о произошедшем, как порвался связь и кабель закончилась. После этого на аэропорте показались разводья и новые трещины, и Шутяев был на маленькой льдине. Для спасения был отправлен вертолет, на котором он был доставлен в лагерь.

В первых числах Марта 1955 года полярная ночь близилась к концу — показались сумерки, а через пара дней показалось солнце. Сейчас бороться со льдами стало легче.

К этому времени уже возможно было делать выводы о пути, по которому станция будет продолжать собственный дрейф. Возможно было высказать предположение, что станция «Северный полюс-4» развернёт на восток, попадет в антициклонический дрейф и будет дрейфовать по замкнутой траектории по часовой стрелке, как в свое время дрейфовала льдина станции «Северный полюс-2».

Одновременно с этим не исключалась возможность, что она возможно увлечена дрейфом льда на север и пройти через околополюсные районы, по пути станции «Северный полюс-3». Как в первом, так и во втором случае все было за то, дабы станцию «Северный полюс-4» оставить на том месте, куда она пришла к концу первого года дрейфа, и произвести лишь смену личного состава, пополнить запасы горючего, продовольствия, хозяйственного и научного оборудования.

Эта задача была поручена высокоширотной экспедиции 1955 года.

Уже в начале Апреля воздушная высокоширотная экспедиция развернула собственную работу. Каждый день с аэропортов, расположенных на материке и на островах, уходили самолеты вглубь Центральной Арктики. Они высаживали на дрейфующие льды научные группы, доставляли грузы на станцию «Северный полюс-4», создавали разведывательные полеты, подыскивая надежную льдину для снова организуемой станции «Северный полюс-5».

Уже 5 апреля на дрейфующую станцию «Северный полюс-4» прибыл новый глава П. А. Гордиенко, и скоро началась, смена личного состава. Она происходила понемногу, на ходу, дабы не допускать каких-либо перерывов в научных изучениях.

17 апреля передача станции была закончена, и новый состав абсолютно приступил к своим обязанностям. Тут было покинуто так же, как и прежде 27 человек. Помимо этого, на станции в различное время трудились: ледоисследовательская экспедиция в составе

7 человек под управлением И. С. Песчанского; экспедиция по установке радиовех для изучения дрейфа льдов; особые изучения физических особенностей морского льда одно время делал доктор наук МГУ Б. А. Савельев; более месяца на станции жил живописец И. П. Рубан: он написал последовательность картин, отображающих быт станции и природу Центральной Арктики.

Все это показывает на то, что дрейфующие станции в Центральной Арктике стали научными базами, на которых выполнялись разнообразные работы.

Благодаря сильных снегопадов на ледяном поле станции, в особенности недалеко от лагеря, скопилось довольно много снега. Ледяное поле не только заметно осело в воду, но и дало страшный прогиб. При интенсивном летнем таянии снега появлялась явная угроза затопления некоторых домиков. Другие служебные помещения, которым не угрожало затопление, все же имели возможность пострадать благодаря повреждения ледяных фундаментов, на которых они находились.

Сохранить при этих условиях станцию, оградить ее от всяких неожиданностей, обеспечить обычные условия работы — все это было задачей не меньше сложной, чем сооружение станции. Благодаря принятым мерам были созданы условия, в достаточной степени снабжающие быт и научную работу. Удостоверились в надежности и обновили аварийные склады и аварийное транспортное имущество; ввели необходимое прожекторное освещение, которое являлось маяком, в то время, когда люди уходили от станции; шепетильно удостоверились в надежности аппаратуру как для внешней, так и для внутренней (между домиками) связи.

Вал торосов разрушает дрейфующую станцию.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: