Дрейфующая станция «северный полюс-5» (1955—1956) (окончание)

Дрейфующая станция «северный полюс-5» (1955—1956) (окончание)

20 апреля первая смена покинула станцию, где она совершила год. Вторая смена приступила к подготовке лагеря на новом месте. До тех пор пока оборудовались пункты и научные площадки, ко мне непрерывно прилетали самолеты. Они доставляли оборудование и продовольствие, нужные для продолжения дрейфа, и вывозили лишнюю часть имущества на строящуюся станцию «Северный полюс-6».

К концу апреля главные работы по устройству лагеря были закончены, и жизнь вошла в обычную колею. Сейчас возможно было тихо делать научные изучения. Но уже 21 мая через новый лагерь прошла громадная трещина. На другой сутки началась заметная подвижка льдов, и скоро новый лагерь отделился от ветхого громадным каналом. Ледовая ситуация около станции с этого времени стала неспокойной. Обломки ледяного поля то сходились, то расходились, и всегда, когда было допустимо пробраться в ветхий лагерь, оттуда вывозили на новое место покинутое оборудование, палатки, уголь и бензин. Все это имело возможность понадобиться вторым экспедициям, и было жаль, в случае, если обломок поля со ветхим лагерем унесет на большом растоянии.

В Июне наблюдались постоянные подвижки льдов. Размеры ледяного поля понемногу уменьшались, от него отрывало один кусок за вторым.

Стали искать запасную льдину, на которую при необходимости возможно было бы переселиться. С целью этого вертолет много раз вылетал на разведку. На протяжении полетов два раза удалось побывать на льдине ветхого лагеря и вывезти оттуда кое-какое оборудование. Обследование продемонстрировало, что во многих местах она пересекалась трещинами; ходить по протаявшему снегу тут было нереально — местами проваливались по пояс в снежное месиво.

В сентябре на станции уже начали подготавливаться к возвращению на материк. За полгода второго года дрейфа станцию «Северный полюс-5» отнесло на большом растоянии на юг. Предполагали, что к ней близко удастся подойти дизель-электроходу «Обь», что должен был в сентябре 1956 года создавать океанографические изучения на севере Гренландского моря и к северу от Земли и Шпицбергена Франца-Иосифа.

Приближалась зима. Температура окружающей среды часто падала до минус 5-7 градусов, начались снегопады; снежницы, озера, разводья и каналы покрылись молодым льдом. Все чаще и чаще стали давать себя знать подвижки льда. Было решено станцию эвакуировать не обращая внимания на то, что ее работники горели жаждой продолжать дрейф при всех событиях. Но это было уже страшно. К тому же полярная ночь и зима уже вступали в собственные права.

Во второй половине сентября стало известно, что дизель-электроход «Обь» не сможет близко подойти к станции и произвести ее эвакуацию. Тогда решили выполнить это при помощи авиации, организовать на найденной вблизи льдине посадочную площадку и перебазировать ко мне лагерь.

1 октября на льдину, где уже была сосредоточена часть грузов, прибыл самолет. Началась эвакуация станции. Оборудование вывозили на Землю Франца-Иосифа и на остров Диксон. Операция протекала весьма скоро и с громадным напряжением. Летчик В. В. Григорьев делал по нескольку рейсов в день, не считаясь с погодой.

8 октября эвакуация станции закончилась. Последний самолет увез палатки, оборудование и остававшуюся да последнего дня группу работников. Станция находилась сейчас на 84°23? северной широты и 63°19? восточной долготы.

С 16 апреля 1956 года по 8 октября станция прошла 1129 километров. Как и в прошедшем году, дрейф ее был неравномерным. Так, с 16 апреля по 1 мая она переместилась на 47 километров со средней скоростью около 3 километров в день, в июне прошла 214 километров со скоростью 7,1 километра, в июле — 238 километров при скорости 7,7 километра. Средняя скорость за целый период дрейфа образовывает 6,5 километра. В случае, если же вычислять по главному курсу, направленному на юго-запад, то это будет намного меньше.

Продолжая, не смотря на то, что и по сокращенной программе, наблюдения, вторая смена за пара месяцев выполнила серьёзные работы. Так, кроме тщательного наблюдения за перемещением и скоростью ледяного поля, в 146 пунктах была измерена глубина океана и взяты девять образцов донных отложений; забрано пять глубоководных гидрологических станций; произведено более 700 серий наблюдений над горизонтальной и более 500 серий над вертикальной составляющей магнитного поля Почвы. Абсолютно была осуществлена программа метеорологических наблюдений, каковые производились в восемь сроков; сделано 12 снегомерных съемок и составлены подробные описания состояния поверхности ледяного поля, на котором пребывала станция, и окружавших ее дрейфующих льдов. Помимо этого, было выполнено более 600 наблюдений над суммарной и рассеянной радиацией; 125 определений ориентировки льдины с целью изучения ее вращения под влиянием сил трения между льдинами; собраны увлекательные фенологические сведения. Все это явилось значительным дополнением к работам, произведенным станцией в первоначальный период дрейфа.

Из результатов полуторагодичных изучений станции «Северный полюс-5» особого внимания заслуживают следующие. Уточнены особенности магнитного поля, каковые были взяты 17 лет тому назад экспедицией на ледокольном пароходе «Г. Седов». На 84° восточной долготы и 154° северной широты и 86°50? восточной долготы и 92° северной широты найдено большое поднятие дна с глубинами 1000 — 1100 метров. На широте 83° установлено наличие нового хребта, вытянутого в меридиональном направлении.

Подтверждено ранее найденное воздушными высокоширотными экспедициями значительное различие в водных весах по обе стороны хребта Ломоносова. Выяснены на основании градиентных наблюдений над течениями в подледном слое воды шероховатость нижней поверхности льда, коэффициент турбулентного обмена и коэффициент трения между водой и льдом, что имеет, серьёзное значение для дрейфа схемы льдов и построения течения. Распознано, что самоё интенсивное таяние в этих широтах падает на середину августа, что главным причиной, воздействующим на образование холмистого рельефа долгих льдов, есть неравномерное таяние льда и что в глубоких замерзших снежницах сохраняется маленькой слой воды, находящейся время от времени в переохлажденном состоянии и под некоторым давлением. Достаточно детально изучены условия нарастания долгого льда, сезонные трансформации температуры льда на разных горизонтах и их зависимость от температуры воздуха, скорость и характер распространения в ледяном покрове температурных волн.

В течение года в районе Северного Ледовитого океана, где дрейфовала станция «Северный полюс-5», преобладали ветры восточного и юго-восточного направления; реже всего отмечались ветры северо-западной четверти.

Как уже указывалось выше, дрейф станции «Северный полюс-5» проходил вблизи района, где в 1938 — 1939 годах дрейфовало судно «Г. Седов». Метеорологические наблюдения, выполненные станцией «Северный полюс-5», воображают интерес в отношении того, что разрешают проследить климатические трансформации, случившиеся за более чем 15-летний период. К примеру, стало известно, что большая температура, отмеченная в июле, была на 0,5 градуса ниже, чем на протяжении дрейфа «Г. Седова». Средняя годовая и минимальная температура на станции «Северный полюс-5» была кроме этого существенно ниже. В случае, если среднегодовая температура в 1938 — 1939 годах составляла минус 16,5 градуса, то согласно данным станции «Северный полюс-5» она достигала минус 18,3 градуса. Помимо этого, осеннее похолодание на протяжении дрейфа станции началось раньше, чем на протяжении дрейфа «Г. Седова».

Аэрологические наблюдения продемонстрировали характерное, как и в других районах Центральной Арктики, наличие в течение всего года инверсий температуры в нижнем слое воздуха. Они начинались или конкретно у поверхности льда, или на высоте около 1,5 километра. Летом мощность инверсии не превышала 1,5 километра, а в зимнее — достигала 2,85 километра.

Положение нулевой изотермы над уровнем моря как в течение года, так и за более маленькие промежутки также заметно колебалось. Так, она много раз поднималась выше 2 километров, а в последних числах Июля достигала большого положения 2,96 километра.

Аэрологические наблюдения разрешили выяснить четко выраженные недалеко от дрейфа станции сезонные характеристики тропопаузы. Температура окружающей среды на высоте до 25 километров летом достигала минус 30, а зимний период минус 80 градусов и ниже. Так, годовая амплитуда колебания температуры в стратосфере над районом дрейфа образовывает 50 градусов.

В издании фенологических наблюдений отмечено, что в мае 1956 года оказались пуночки и жили недалеко от станции продолжительное время. Они прилетали кроме этого в течение всего июня. Чайки над лагерем — вначале единичные экземпляры — были увидены в первых числах Мая; после этого они прилетали маленькими стайками. Появление чаек (глупыши, крачки и пираты) отмечалось все лето впредь до сентября. 20 июня в разводье около станции показался чистик; это был единственный случай за все время дрейфа станции. Со второй половины июня и до сентября много раз отмечалось появление нерпы.

27 июня на расстоянии 5 километров от лагеря был увиден белый медведь. Как-то белый медведь показался на запасной посадочной площадке, где хранилось продовольствие. Не отыскав входа в палатку, непрошеный гость порвал ее сверху донизу и стёр с лица земли все продукты.

В последних числах Июля отмечалось появление в громадном разводье нарвала — самки с детенышем.

Все говорит о том, что кроме того в высоких широтах, где дрейфовала станция «Северный полюс-5», Арктика не так уж мертва, как об этом время от времени пишут…

Дрейфующая станция \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: