Основания и причины философии нового времени

Хронологические рамки Нового времени, в большинстве случаев очерчиваемые историками, это XVII – нач. XX столетий, другими словами период от первых буржуазных революций до первых социалистических. Но новейший период в философии начинается уже с середины XIX века. Так, история новоевропейской философии занимает два с половиной столетия.

Философия XVII века заложила фундамент новоевропейской философии, создала главные её концепции и направления. Выдающимися представителями этого периода являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк,
Т. Гоббс. Философия XVIII века – философия эры Просвещения – довела до победного конца главные идеи и интенции XVII века, сделала их публичным достоянием. Выдающимися философами данной эры были Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Лессинг, Кант, Толанд.

Германская хорошая философия (XVIII – сер. XIX вв.) вывела новоевропейскую философию на уровень развитых совокупностей, вскрыла тупики новоевропейской мысли, подготовила переход к новейшему периоду. самые видными философами германской классики являются Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса критически переосмыслила опыт германской хорошей и европейской философии и предвосхитила ведущие интенции философии новейшего периода.

Философия – это самосознание культуры, исходя из этого особенности философии того либо иного периода ее развития отражают изюминке соответствующего периода в развитии культуры. Основная отличительная черта новоевропейской философии – рационализм – есть проявлением рационалистического духа европейской культуры Нового времени.

Рационализм новоевропейской культуры проявился:

– в рационализации социально-экономической жизни, другими словами в развитии и зарождении капитализма, индустриального общества;

– в процессах десакрализации культуры, из-за которых религия к концу Нового времени потеряла собственное господствующее положение в публичном сознании;

– в бурном развитии и зарождении науки (в её современном виде), которая к концу Нового времени заняла лидирующее положение среди вторых форм духовной деятельности человека. Начало научной революции было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера, Т. де Браго, Г. Галилея, завершилось созданием классической механики И. Ньютона.

Рационализм в философии этого периода взял собственное выражение вкульте Разума, достигшем собственного пика в эру Просвещения (XVIII в.). Философия Нового времени строится на уверенности в бесконечных возможностях людской разума в познании мира, в преобразовании этого мира и преобразовании самого человека. С прогрессом разума, другими словами с прогрессом познания, просвещения и образования, связывается надежда на решение всех социальных и нравственных неприятностей. Чем разумней человек, тем он нравственней и радостнее, – такую идею разделяет большая часть философов Нового времени.

Рационализм проявился во всех разделах философского знания. Вонтологии рационализм взял собственное выражение в господстве деистической концепции. Деизм – учение, в соответствии с которому всевышний, создав мир, больше в дела мира не вмешивается. Это учение совершает редукцию божественного духа к божественному разуму: Всевышний, показав собственную волю только в один раз, больше её не проявляет. Миропорядок воплощает в себе мудрость божественного разума.

Деизм открывает путь для развития науки, другими словами изучения неизменных законов природы как постижения божественного разума: если бы Всевышний творил мир, то существование законов природы было бы легко нереально. Большая часть выдающихся ученых Нового времени, а также Ньютон, были деистами.

Открывая дорогу для развития науки, деизм наряду с этим несёт в себе угрозу для существования религии, но не по причине того, что наука и религия взаимно исключают друг друга, а по причине того, что деизм содержит в себе возможность отрицания всевышнего как личности, поскольку личность проявляет себя через волю, через преобразовательную деятельность. Всевышний как безликий Всемирный Разум либо Полная Мысль возможно объектом философских размышлений, но не может быть объектом религиозного поклонения.

Рационалистическое познание бытия выразилась кроме этого в уверенности большинства новоевропейских философов в гармоничном и совершенном устройстве бытия, в разумности существующего миропорядка. Это отыскало отражение в господстве бытия тождества и принципа мышления.

Вгносеологии рационализм показал себя в первую очередь в уверенности, что мир в полной мере постигаем силами людской разума. Большая часть философов Нового времени разделяло эту точку зрения, считая, что в этом – разумно устроенном мире – ничто не было бы недоступно людской разуму, нужно только отыскать верный путь (способ) познания. Но в британской и германской философии XVIII столетия появляются учения, ставящие под сомнение либо отрицающие возможность постижения силами людской разума объективной действительности (Д. Юм, И. Кант).

В учении о человеке рационализм кроме этого показал себя в господстве представлений о разуме как о сущности человека.

Уже в эпоху ренесанса на базе христианского понимания человека как подобия и образа Всевышнего вызревает представление о том, что не только Всевышнего, но и человека возможно разглядывать как личность. В новоевропейской философии и новоевропейской культуре приобретает собственное окончательное оформление идеал личности как человека, деятельно преобразующего мир на базе могущества собственного разума.

Не только идеалисты, но и материалисты Нового времени усматривали сущность человека в разуме, лишь разум для них имел не божественную, а биологическую либо социальную природу.

В социальной философии рационалистическая тенденция самый ярко показала себя в характере социальных утопий, выдвигаемых в это время: совершенное социальное устройство мыслится как Царство разума, как рационально организованный порядок, победивший хаос и стихию социального развития.

Подобно тому, как в теории познания происходил поиск явных и разумных начал познания, так и в области социальной философии шел поиск разумных и честных начал публичной судьбе. Это взяло воплощение в понятии «естественного права» и в теории «публичного соглашения» (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо), на базе которых эра Просвещения провозгласила равенство всех граждан перед законом, неотъемлемость прав каждого человека на судьбу, собственность и свободу.

2.9 Философия Нового времени: рационализм — Философия для бакалавров


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: